1. Пояснительная записка Программа учебного курса для 1 - 3 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии: - с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - с требования к основной образовательной программе начального общего образования; - на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-3 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина); Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, обще-учебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественнонаучная грамотность» и «Математическая грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Место учебного курса «Функциональная грамотность» в учебном плане. Общее число часов, отведённых на изучение «Функциональная грамотность», – 135 (1 час в неделю в каждом классе): в 1 классе – 33 ч, во 2–3 классах – по 34 ч. 1 2. Содержание учебного предмета 1 класс Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение 2 класс Читательская грамотность: (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного; Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника. Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта. Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 33 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных. 3 класс Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. 2 Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства. Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета. Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. 3 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1 класс Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. 4 Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о роли денег в семье и обществе; – умение характеризовать виды и функции денег; – знание источников доходов и направлений расходов семьи; – умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; – определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; – проведение элементарных финансовых расчётов Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: 5 – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; 6 – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о банковских картах; – умение правильно обращаться с поврежденными деньгами; – представление о различных банковских услугах; – проведение элементарных финансовых расчётов. 7 Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; 8 – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование финансовых терминов; – представление о семейных расходах и доходах; 9 – умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; – представление о различных видах семейных доходов; – представление о различных видах семейных расходов; – представление о способах экономии семейного бюджета. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 10 4. Тематическое планирование курса 4.1. Сетка часов №п/п Наименование разделов Количество часов Воспитательные задачи 1. Читательская грамотность Воспитание уважительного отношения к вечным ценностям человека. Привитие любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре. Формирование осознания себя как члена общества, представителя страны. 8 2. Финансовая грамотность Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений. Формирование умения сопоставления доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов. Осознание личной ответственности за свои поступки. 8 11 Цифровой ресурс 1. Инфоурок www.infourok.ru 2. Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков http://kmschool.ru/r1/Nachalka.asp 3. Учи. Ру www.uchi.ru 4. Математическая мастерская 5. Учительский портал www.uchportal.ru 6. Образовательная соц.сеть nsportal www.nsportal.ru/nachalnaya-shkola 3. Е с т е с т в е н н о - н а у ч н а я Воспитание культуры общения. грамотность Формирование умения слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию высказывать свое мнение, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, выполняя разные роли в группе. 4. М а т е м а т и ч е с к а я Воспитание толерантного грамотность отношения к окружающим. Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. 5. Творческая работа, проверочная работа 9 ч (1-2 кл.) 8 ч (3 кл.) 8 1 ч (2 кл.) 2 ч (3 кл.) 34 ч 33 ч (1 кл.) Итого 12 4.2 Календарно-тематическое планирование курса 1 класс № 1 Учебная неделя Тема раздела Колво часо в разд ела 2 3 4 Читательска я грамотность (8 ч) 1 Виталий Бианки. Лис и мышонок Содержание сказки. Качество: осторожность, предусмотрительност ь. Содержание сказки. Качество: выносливость, упорство. Тема урока Предмет изучения Планируемый результат 5 6 7 Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, 1. 1 неделя 2. 2 неделя 1 Русская народная сказка. Мороз и заяц 3. 3 неделя 1 Владимир Содержание сказки. Сутеев. Живые Качество: грибы трудолюбие. 4. 4 неделя 1 Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко Содержание сказки. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки. 13 5. 5 неделя 1 Михаил Пляцковский. Урок дружбы Содержание сказки. Дружба, жадность. 6. 6 неделя 1 Грузинская сказка. Лев и заяц Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. 7. 7 неделя 1 Русская народная сказка. Как лиса училась летать Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. 14 обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. 8. 9. 8 неделя 9 неделя 1 Евгений Пермяк. Четыре брата Содержание сказки. Семейные ценности. – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Математиче 1 Про курочку Счёт предметов, Личностные результаты изучения курса: с к а я Рябу, золотые и составление и решение – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: грамотность простые яйца выражений, задачи. участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие 15 10. 10 неделя 1 Про козу, козлят и капусту 11. 11 неделя 1 Про петушка и жерновцы 12. 12 неделя 1 Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки 13. 13 неделя 1 Про наливные яблочки 14. 14 неделя 1 Про Машу и трёх медведей 15. 15 неделя 1 Про старика, старуху, волка и лисичку – овладевать начальными навыками адаптации в мире Счёт предметов, финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, составление и решение простые вычисления в области семейных финансов; выражений, задачи. – осознавать личную ответственность за свои поступки; Ломаная. – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных Состав числа 9, анализ игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: данных и ответы на Познавательные: вопросы. – осваивать способы решения проблем творческого и Разложение числа 10 поискового характера: работа над проектами и исследования; на два и три – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, слагаемых. Увеличение анализа и представления информации; числа на несколько – овладевать логическими действиями сравнения, единиц, сложение и обобщения, классификации, установления аналогий и вычитание в переделах причинно-следственных связей, построения рассуждений, 20. отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе Состав чисел 9, 10, 11. моделирование; Задачи на нахождение – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от суммы. уже известного; Задачи на нахождение – делать предварительный отбор источников информации: части. Состав числа 12. ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и 16 16. 16 неделя 1 Про медведя, Задачи на нахождение лису и мишкин суммы. Состав чисел мёд второго десятка. 17 используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, 17. 17 неделя Финансовая 1 За покупками грамотность 18. 18 неделя 1 Находчивый (8 ч) Колобок Цена, товар, спрос. Деньги, цена, услуги, товар. 19. 19 неделя 1 День рождения Цена, стоимость, Мухисдача, сбережения. Цокотухи 20. 20 неделя 1 Буратино и карманные деньги 21. 21 неделя 1 Кот Василий Реклама. продаёт молоко 22. 22 неделя 1 Лесной банк Банк, финансы, банковские услуги, работники банка. 23. 23 неделя 1 Как мужик и медведь прибыль делили Цена, ценность, товар, спрос. Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка. 18 Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; 24. 24 неделя 1 Как мужик золото менял Услуга, равноценный обмен, бартер. 19 моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете; Пятачок, Воздушный шарик, – овладевать начальными навыками адаптации в мире Винни-Пух и воздух. финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, воздушный простые вычисления в области семейных финансов; шарик – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных Про репку и Корнеплоды. игровых и реальных ситуациях. другие Метапредметные результаты изучения курса: корнеплоды Познавательные: Плывёт, Плавучесть предметов. – осваивать способы решения проблем творческого и плывёт поискового характера: работа над проектами и исследования; кораблик – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; Про Три состояния воды. – овладевать логическими действиями сравнения, Снегурочку и обобщения, классификации, установления аналогий и превращения причинно-следственных связей, построения рассуждений, воды отнесения к известным понятиям; Как делили Апельсин, плавучесть, – использовать знаково-символические средства, в том числе апельсин эфирные масла из моделирование; апельсина. – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; Крошка Енот и Зеркало, отражение, – делать предварительный отбор источников информации: Тот, кто сидит калейдоскоп. ориентироваться в потоке информации; в пруду – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, Иванова соль Соль, свойства соли. используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; 25. 25 неделя Естественно -научная грамотность (9 ч) 26. 26 неделя 1 Как Иванушка хотел попить водицы 27. 27 неделя 1 28. 28 неделя 1 29. 29 неделя 1 30. 30 неделя 1 31. 31 неделя 1 32. 32 неделя 1 1 Вода, свойства воды. 20 33. 33 неделя используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 1 Владимир Яблоко. Сутеев. Яблоко 21 Итого: 33 часа 22 2 класс Учебная неделя Тема раздела Колво часов разде ла 1 2 3 4 1. 1 неделя Читательская грамотность 1 2. 2 неделя Математичес кая грамотность 1 3. 3 неделя Финансовая грамотность 1 4. 4 неделя Естественнонаучная грамотность 1 5. 5 неделя Читательская грамотность 1 № Тема урока Предмет изучения Планируемый результат 5 6 7 Михаил Пришвин. Беличья память Различия научнопознавательного и художественного текстов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире Про беличьи Сложение одинаковых финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, запасы слагаемых, решение простые вычисления в области семейных финансов; задач. – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных Беличьи Бумажные и деньги металлические деньги, игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: рубль, копейка. Познавательные: Про белочку Наблюдения за – осваивать способы решения проблем творческого и и погоду погодой. поискового характера: работа над проектами и исследования; И. Соколов- Содержание рассказа. – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; Микитов. Отличия – овладевать логическими действиями сравнения, В берлоге художественного, обобщения, классификации, установления аналогий и научнопричинно-следственных связей, построения рассуждений, познавательного и отнесения к известным понятиям; газетного стилей. – использовать знаково-символические средства, в том числе 23 6. 6 неделя Математичес кая грамотность 1 7. 7 неделя Финансовая грамотность 1 8. 8 неделя Естественнонаучная грамотность 1 9. 9 неделя Читательская грамотность 1 10. 10 неделя Математичес 1 кая грамотность 11. 11 неделя Финансовая грамотность 12. 12 неделя Естественнонаучная грамотность 1 1 – использовать знаково-символические средства, в том числе Столбчатая диаграмма, моделирование; таблицы, логические – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от задачи. уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: Повреждённ Наличные деньги, ориентироваться в потоке информации; ые и средства защиты – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, фальшивые бумажных денег, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и деньги повреждённые деньги. информацию, полученную от окружающих; Лесные Медонос, настоящий и – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и сладкоежки искусственный мёд. группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Лев Толстой. Содержание рассказа. Регулятивные: Зайцы Сравнение научно– проявлять познавательную и творческую инициативу; познавательного и – принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать художественного ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; текстов. – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; Про зайчат и Единицы измерения зайчиху времени: сутки, часы. – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; Сложение в пределах – оценивать правильность выполнения действий: знакомство 100. с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Логические задачи. Коммуникативные: Диаграмма. – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли Банковская Банковская карта. в соответствии с поставленными задачами и отображать карта предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль Про Морковь, огурец, в устной и письменной речи (на уровне одного предложения Зайчишку и помидор, свёкла, или небольшого текста); овощи капуста. – слушать и понимать речь других; Медвежье потомство 24 13. 13 неделя Читательская 1 Николай Сладков. Весёлая игра Содержание рассказа 14. 14 неделя Математичес 1 Лисьи забавы Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж. 15. 15 неделя Финансовая 1 Безопасност Правила безопасности ь денег на при использовании банковской банковских карт. карте 16. 16 неделя Естественно- 1 Лисьи норы 17. 17 неделя Читательская 1 Обыкновенн Содержание научноые познавательного кроты текста. 18. 18 неделя Математичес 1 Про крота Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. 19. 19 неделя Финансовая 1 Про кредиты Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными. грамотность кая грамотность грамотность научная грамотность грамотность кая грамотность грамотность Устройство лисьей норы, свойства лесной земли, песка и глины, состав почвы. 25 – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. 20. 20 неделя Естественно- 1 Корень – часть растения 21. 21 неделя Читательская 1 Эдуард Содержание Шим. художественного Тяжкий труд текста. 22. 22 неделя Математичес 1 Про ежа научная грамотность грамотность кая грамотность Корень. Виды корневых систем. Видоизменённые корни. Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев. 23. 23 неделя Финансовая 1 Про вклады 24. 24 неделя Естественно- 1 Занимательн Яблоко, свойства ые яблока. особенности яблока 25. 25 неделя Читательская 1 Полевой хомяк Содержание научнопознавательного текста. 26. 26 неделя Математичес 1 Про полевого хомяка Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники. грамотность научная грамотность грамотность кая грамотность Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования. 26 Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о банковских картах; – умение правильно обращаться с поврежденными деньгами; – представление о различных банковских услугах; – проведение элементарных финансовых расчётов. Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 27. 27 неделя Финансовая 1 Ловушки для денег 28. 28 неделя Естественно- 1 Про хомяка Горох, свойства и его запасы прорастания гороха. 29. 29 неделя Читательская 1 Про бобров Содержание текста, текст-описание. Бобрыстроители Диаметр, длина окружности, решение практических задач. грамотность научная грамотность грамотность 30. 30 неделя Математичес кая грамотность Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит. 31. 31 неделя Финансовая 1 Такие разные деньги Валюта, курс для обмена валюты, деньги разных стран. 32. 32 неделя Естественно- 1 Материал для плотин Строение древесины дерева, определение возраста дерева. 33. 33 неделя Естественно- 1 Позвоночны Рыбы, птицы, е животные рептилии, амфибии, млекопитающие. 34. 34 неделя 1 Встреча друзей грамотность научная грамотность научная грамотность Итого: 34 часа 27 3 класс Учебная неделя Тема раздела Колво часов разде ла 1 2 3 4 1. 1 неделя Читательская грамотность 1 Про дождевого червяка Тип текста. Содержание научнопознавательного текста. 2. 2 неделя Естественнонаучная грамотность 1 Дождевые черви Дождевые черви 3. 3 неделя Читательская грамотность 1 Кальций Содержание научнопознавательного текста. 4. 4 неделя Естественнонаучная грамотность 1 Полезный кальций Кальций 5. 5 неделя Читательская грамотность 1 Сколько весит облако? Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста 6. 6 неделя Естественнонаучная грамотность 1 Про облака Облака 7. 7 неделя Читательская грамотность 1 Хлеб – Тип текста. Главная всему голова мысль текста. Содержание текста № Тема урока Предмет изучения Планируемый результат 5 6 7 28 Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; 8. 8 неделя Естественнонаучная грамотность 1 Про хлеб и дрожжи Дрожжи. Хлеб. 9. 9 неделя Читательская грамотность 1 Про мел Главная мысль текста. Содержание текста. 10. 10 неделя Естественно- 1 Интересное вещество – мел Мел. 11 неделя Читательская 1 Про мыло Содержание научнопознавательного текста. 12. 12 неделя Естественно- 1 Чем интересно мыло и как оно «работает» Мыло 13. 13 неделя Читательская 1 История свечи Содержание научнопознавательного текста. 14. 14 неделя Естественно- 1 Про свечи Свеча 15. 15 неделя Читательская 1 Магнит Содержание научнопознавательного текста. 16. 16 неделя Естественно- 1 Волшебный магнит Магнит научная грамотность 11. грамотность научная грамотность грамотность научная грамотность грамотность научная грамотность 29 – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: 17. 17 неделя 1 Проверочна я работа «Проверь себя» 18. 18 неделя Финансовая 1 Что такое «бюджет»? 19. 19 неделя Математичес 1 Расходы и доходы бюджета 20. 20 неделя Финансовая 1 Семейный бюджет грамотность кая грамотность грамотность грамотность»: Материал, изученный в – способность понимать, использовать, оценивать тексты, I полугодии. размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; Федеральный бюджет, – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных уровни бюджета, текстах; дефицит, профицит. – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных Сравнение доходов и текстов; расходов. Дефицит и – умение составлять речевое высказывание в устной и профицит. письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Семейный бюджет, доходы и расходы. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. 21. 21 неделя Математичес 1 Планируем семейный бюджет Доходы и расходы в семейном бюджете. 22. 22 неделя Финансовая 1 Откуда в семье берутся деньги? Зарплата Понятие заработной платы, виды зарплаты. 23. 23 неделя Математичес 1 Подсчитыва ем семейный доход Семейный доход в таблице, на диаграмме. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование финансовых терминов; кая грамотность грамотность кая грамотность 30 24. 24 неделя Финансовая грамотность 1 Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия Пенсия, досрочная пенсия, пособия для разных категорий граждан. 25. 25 неделя Математичес 1 Пенсии и пособия Прожиточный минимум, минимальная пенсия, пособия. 26. 26 неделя Финансовая 1 Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш Наследство, вклад, выигрыш. 27. 27 неделя Математичес 1 Подсчитыва ем случайные (нерегулярн ые) доходы Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею. 28. 28 неделя Финансовая 1 На что тратятся семейные деньги? Виды расходов Классификация расходов по различным основаниям. кая грамотность грамотность кая грамотность грамотность 31 – понимание и правильное использование финансовых терминов; – представление о семейных расходах и доходах; – умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; – представление о различных видах семейных доходов; – представление о различных видах семейных расходов; – представление о способах экономии семейного бюджета. Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 29. 29 неделя Математичес 1 Подсчитыва ем расходы 30. 30 неделя Финансовая 1 На что Виды обязательных тратятся платежей. семейные деньги? Обязательны е платежи 31. 31 неделя Математичес 1 Расходы на Обязательные платежи обязательны е платежи 32. 32 неделя Финансовая 1 Как сэкономить семейные деньги? 33. 33 неделя Математичес 1 Подсчитыва Экономия семейного ем бюджета. сэкономленн ые деньги 34. 34 неделя 1 Проверочна я работа «Проверь себя» кая грамотность грамотность кая грамотность грамотность кая грамотность Обязательные и непредвиденные расходы. Экономия семейного бюджета. Материал, изученный в II полугодии. Итого: 34 часа 32 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Функциональная грамотность. 1 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 104 с. – (Учение с увлечением). 2. Функциональная грамотность. 2 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 116 с. – (Учение с увлечением). 3. Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 112 с. – (Учение с увлечением). МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением). 2. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением). 3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением). ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Инфоурок www.infourok.ru 2. Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp 3. Учи. Ру www.uchi.ru 4. Математическая мастерская 5. Учительский портал www.uchportal.ru 6. Образовательная соц.сеть nsportal www.nsportal.ru/nachalnaya-shkola 33