РП Функциональная грамотность 1-4 2023-2024

1.

Пояснительная записка

Программа учебного курса для 1 - 3 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- с требования к основной образовательной программе начального общего образования;
- на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-3 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А.
Шейкина);
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, обще-учебные и психологические особенности младшего
школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественнонаучная грамотность» и
«Математическая грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного
участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности
нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать
естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных
методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего
мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать
роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Место учебного курса «Функциональная грамотность» в учебном плане.
Общее число часов, отведённых на изучение «Функциональная грамотность», – 135 (1 час в неделю в каждом классе): в 1 классе – 33 ч,
во 2–3 классах – по 34 ч.

1

2.

Содержание учебного предмета

1 класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных
произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная
и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел
первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк,
реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином;
воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение
2 класс
Читательская грамотность: (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое
сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений;
деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100,
составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы;
задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц,
столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение
длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта,
правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 33 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами,
мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей
корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление
текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная
оценка прочитанного.
2

Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его
роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет,
заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги.
Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах
100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа,
задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и
заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.

3

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1 класс
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о
семейном бюджете;
–
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые
вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную
от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
4

Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
5

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых
знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о
семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления
в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную
от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
6

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
7

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых
знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о
семейном бюджете;
–
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые
вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную
от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
8

– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
9

– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых
знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

10

4. Тематическое планирование курса
4.1. Сетка часов
№п/п

Наименование разделов

Количество
часов

Воспитательные задачи

1.

Читательская грамотность

Воспитание уважительного
отношения к вечным ценностям
человека.
Привитие любви и уважения к
Отечеству, его языку, культуре.
Формирование осознания себя
как члена общества,
представителя страны.

8

2.

Финансовая грамотность

Овладение начальными
навыками адаптации в мире
финансовых отношений.
Формирование умения
сопоставления доходов и
расходов, простые вычисления в
области семейных финансов.
Осознание личной
ответственности за свои
поступки.

8

11

Цифровой ресурс
1. Инфоурок www.infourok.ru
2. Уроки для начальной школы от «Кирилл и
Мефодий» и презентации уроков http://kmschool.ru/r1/Nachalka.asp
3. Учи. Ру www.uchi.ru
4. Математическая мастерская
5. Учительский портал www.uchportal.ru
6. Образовательная соц.сеть nsportal
www.nsportal.ru/nachalnaya-shkola

3.

Е с т е с т в е н н о - н а у ч н а я Воспитание культуры общения.
грамотность
Формирование умения слушать
и слышать собеседника,
размышлять вслух,
обосновывать свою позицию
высказывать свое мнение, быть
готовым корректировать свою
точку зрения, договариваться и
приходить к общему решению в
совместной деятельности,
выполняя разные роли в группе.

4.

М а т е м а т и ч е с к а я Воспитание толерантного
грамотность
отношения к окружающим.
Умение сотрудничать со
взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных
ситуациях.

5.

Творческая работа,
проверочная работа

9 ч (1-2 кл.)
8 ч (3 кл.)

8

1 ч (2 кл.)
2 ч (3 кл.)
34 ч
33 ч (1 кл.)

Итого

12

4.2 Календарно-тематическое планирование курса
1 класс

№

1

Учебная
неделя

Тема
раздела

Колво
часо
в
разд
ела

2

3

4

Читательска
я
грамотность
(8 ч)

1

Виталий
Бианки. Лис и
мышонок

Содержание сказки.
Качество:
осторожность,
предусмотрительност
ь.
Содержание сказки.
Качество:
выносливость,
упорство.

Тема урока

Предмет изучения

Планируемый результат

5

6

7

Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства:
участие в обсуждении финансовых проблем семьи,
принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире
финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и
поискового характера: работа над проектами и
исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора,
обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений,

1.

1 неделя

2.

2 неделя

1

Русская
народная
сказка.
Мороз и заяц

3.

3 неделя

1

Владимир
Содержание сказки.
Сутеев. Живые Качество:
грибы
трудолюбие.

4.

4 неделя

1

Геннадий
Цыферов.
Петушок и
солнышко

Содержание сказки.
Качество:
вежливость, умение
признавать свои
ошибки.

13

5.

5 неделя

1

Михаил
Пляцковский.
Урок дружбы

Содержание сказки.
Дружба, жадность.

6.

6 неделя

1

Грузинская
сказка. Лев и
заяц

Содержание сказки.
Качество: смекалка,
находчивость,
хитрость, глупость.

7.

7 неделя

1

Русская
народная
сказка.
Как лиса
училась летать

Содержание сказки.
Качество: смекалка,
находчивость,
хитрость, глупость.

14

обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том
числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое
от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебные пособия, свой жизненный опыт и
информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

8.

9.

8 неделя

9 неделя

1

Евгений
Пермяк.
Четыре брата

Содержание сказки.
Семейные ценности.

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем
плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от
неверного;
– оценивать правильность выполнения действий:
знакомство с критериями оценивания, самооценка и
взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли
в соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою
мысль в устной и письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.

Математиче 1 Про курочку
Счёт предметов,
Личностные результаты изучения курса:
с к а я
Рябу, золотые и составление и решение – осознавать себя как члена семьи, общества и государства:
грамотность
простые яйца
выражений, задачи.
участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие
15

10. 10 неделя

1 Про козу,
козлят и
капусту

11.

11 неделя

1 Про петушка и
жерновцы

12. 12 неделя

1 Как петушок и
курочки
делили
бобовые
зёрнышки

13. 13 неделя

1 Про наливные
яблочки

14. 14 неделя

1 Про Машу и
трёх медведей

15. 15 неделя

1 Про старика,
старуху, волка
и лисичку

– овладевать начальными навыками адаптации в мире
Счёт предметов,
финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
составление и решение
простые вычисления в области семейных финансов;
выражений, задачи.
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
Ломаная.
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
Состав числа 9, анализ игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
данных и ответы на
Познавательные:
вопросы.
– осваивать способы решения проблем творческого и
Разложение числа 10
поискового характера: работа над проектами и исследования;
на два и три
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
слагаемых. Увеличение
анализа и представления информации;
числа на несколько
– овладевать логическими действиями сравнения,
единиц, сложение и
обобщения, классификации, установления аналогий и
вычитание в переделах
причинно-следственных связей, построения рассуждений,
20.
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
Состав чисел 9, 10, 11. моделирование;
Задачи на нахождение – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
суммы.
уже известного;
Задачи на нахождение – делать предварительный отбор источников информации:
части. Состав числа 12. ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебные пособия, свой жизненный опыт и

16

16. 16 неделя

1 Про медведя,
Задачи на нахождение
лису и мишкин суммы. Состав чисел
мёд
второго десятка.

17

используя учебные пособия, свой жизненный опыт и
информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство
с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль
в устной и письменной речи (на уровне одного предложения
или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»:
– способность формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты,
чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире,

17. 17 неделя Финансовая 1 За покупками
грамотность
18. 18 неделя
1 Находчивый
(8 ч)
Колобок

Цена, товар, спрос.
Деньги, цена, услуги,
товар.

19. 19 неделя

1 День рождения Цена, стоимость,
Мухисдача, сбережения.
Цокотухи

20. 20 неделя

1 Буратино и
карманные
деньги

21. 21 неделя

1 Кот Василий
Реклама.
продаёт молоко

22. 22 неделя

1 Лесной банк

Банк, финансы,
банковские услуги,
работники банка.

23. 23 неделя

1 Как мужик и
медведь
прибыль
делили

Цена, ценность, товар,
спрос.

Карманные деньги,
необходимая покупка,
желаемая покупка.

18

Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства:
участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие
решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире
финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и
поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;

24. 24 неделя

1 Как мужик
золото менял

Услуга, равноценный
обмен, бартер.

19

моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебные пособия, свой жизненный опыт и
информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство
с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль
в устной и письменной речи (на уровне одного предложения
или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Финансовая
грамотность»:

Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства:
участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие
решений о семейном бюджете;
Пятачок,
Воздушный шарик,
– овладевать начальными навыками адаптации в мире
Винни-Пух и
воздух.
финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
воздушный
простые вычисления в области семейных финансов;
шарик
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
Про репку и
Корнеплоды.
игровых и реальных ситуациях.
другие
Метапредметные результаты изучения курса:
корнеплоды
Познавательные:
Плывёт,
Плавучесть предметов. – осваивать способы решения проблем творческого и
плывёт
поискового характера: работа над проектами и исследования;
кораблик
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа и представления информации;
Про
Три состояния воды.
– овладевать логическими действиями сравнения,
Снегурочку и
обобщения, классификации, установления аналогий и
превращения
причинно-следственных связей, построения рассуждений,
воды
отнесения к известным понятиям;
Как делили
Апельсин, плавучесть, – использовать знаково-символические средства, в том числе
апельсин
эфирные масла из
моделирование;
апельсина.
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного;
Крошка Енот и Зеркало, отражение,
– делать предварительный отбор источников информации:
Тот, кто сидит калейдоскоп.
ориентироваться в потоке информации;
в пруду
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
Иванова соль
Соль, свойства соли.
используя учебные пособия, свой жизненный опыт и
информацию, полученную от окружающих;

25. 25 неделя Естественно
-научная
грамотность
(9 ч)
26. 26 неделя

1 Как Иванушка
хотел попить
водицы

27.

27 неделя

1

28.

28 неделя

1

29.

29 неделя

1

30.

30 неделя

1

31.

31 неделя

1

32.

32 неделя

1

1

Вода, свойства воды.

20

33.

33 неделя

используя учебные пособия, свой жизненный опыт и
информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство
с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль
в устной и письменной речи (на уровне одного предложения
или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности
естествознания как формы человеческого познания.

1 Владимир
Яблоко.
Сутеев. Яблоко

21

Итого: 33 часа

22

2 класс

Учебная
неделя

Тема
раздела

Колво
часов
разде
ла

1

2

3

4

1.

1 неделя

Читательская
грамотность

1

2.

2 неделя

Математичес
кая
грамотность

1

3.

3 неделя

Финансовая
грамотность

1

4.

4 неделя

Естественнонаучная
грамотность

1

5.

5 неделя

Читательская
грамотность

1

№

Тема урока

Предмет изучения

Планируемый результат

5

6

7

Михаил
Пришвин.
Беличья
память

Различия научнопознавательного и
художественного
текстов.

Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства:
участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии
решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире
Про беличьи Сложение одинаковых
финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
запасы
слагаемых, решение
простые вычисления в области семейных финансов;
задач.
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
Беличьи
Бумажные и
деньги
металлические деньги, игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
рубль, копейка.
Познавательные:
Про белочку Наблюдения за
– осваивать способы решения проблем творческого и
и погоду
погодой.
поискового характера: работа над проектами и исследования;
И. Соколов- Содержание рассказа. – использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа и представления информации;
Микитов.
Отличия
– овладевать логическими действиями сравнения,
В берлоге
художественного,
обобщения, классификации, установления аналогий и
научнопричинно-следственных связей, построения рассуждений,
познавательного и
отнесения к известным понятиям;
газетного стилей.
– использовать знаково-символические средства, в том числе

23

6.

6 неделя

Математичес
кая
грамотность

1

7.

7 неделя

Финансовая
грамотность

1

8.

8 неделя

Естественнонаучная
грамотность

1

9.

9 неделя

Читательская
грамотность

1

10. 10 неделя Математичес

1

кая
грамотность

11.

11 неделя Финансовая

грамотность

12. 12 неделя Естественнонаучная
грамотность

1
1

– использовать знаково-символические средства, в том числе
Столбчатая диаграмма, моделирование;
таблицы, логические
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
задачи.
уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации:
Повреждённ Наличные деньги,
ориентироваться в потоке информации;
ые и
средства защиты
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
фальшивые бумажных денег,
используя учебные пособия, свой жизненный опыт и
деньги
повреждённые деньги.
информацию, полученную от окружающих;
Лесные
Медонос, настоящий и – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
сладкоежки искусственный мёд.
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Лев Толстой. Содержание рассказа. Регулятивные:
Зайцы
Сравнение научно– проявлять познавательную и творческую инициативу;
познавательного и
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать
художественного
ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
текстов.
– контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
Про зайчат и Единицы измерения
зайчиху
времени: сутки, часы. – уметь отличать правильно выполненное задание от
неверного;
Сложение в пределах
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство
100.
с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Логические задачи.
Коммуникативные:
Диаграмма.
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли
Банковская Банковская карта.
в соответствии с поставленными задачами и отображать
карта
предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль
Про
Морковь, огурец,
в устной и письменной речи (на уровне одного предложения
Зайчишку и помидор, свёкла,
или небольшого текста);
овощи
капуста.
– слушать и понимать речь других;
Медвежье
потомство

24

13. 13 неделя Читательская

1

Николай
Сладков.
Весёлая
игра

Содержание рассказа

14. 14 неделя Математичес

1

Лисьи
забавы

Решение логических
задач с помощью
таблицы; столбчатая
диаграмма, чертёж.

15. 15 неделя Финансовая

1

Безопасност Правила безопасности
ь денег на
при использовании
банковской банковских карт.
карте

16. 16 неделя Естественно-

1

Лисьи норы

17. 17 неделя Читательская

1

Обыкновенн Содержание научноые
познавательного
кроты
текста.

18. 18 неделя Математичес

1

Про крота

Сложение в пределах
100.
Логические задачи.
Диаграмма.

19. 19 неделя Финансовая

1

Про
кредиты

Кредит. Ипотечный
кредит. Автокредит.
Кредит наличными.

грамотность

кая
грамотность

грамотность

научная
грамотность

грамотность

кая
грамотность

грамотность

Устройство лисьей
норы, свойства лесной
земли, песка и глины,
состав почвы.

25

– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных
текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных
текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и
письменной форме в соответствии с поставленной учебной
задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»:
– способность формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты,
чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире,
высказывать обоснованные суждения и принимать решения,
которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.

20. 20 неделя Естественно-

1

Корень –
часть
растения

21. 21 неделя Читательская

1

Эдуард
Содержание
Шим.
художественного
Тяжкий труд текста.

22. 22 неделя Математичес

1

Про ежа

научная
грамотность

грамотность

кая
грамотность

Корень. Виды
корневых систем.
Видоизменённые
корни.

Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграмма, названия
месяцев.

23. 23 неделя Финансовая

1

Про вклады

24. 24 неделя Естественно-

1

Занимательн Яблоко, свойства
ые
яблока.
особенности
яблока

25. 25 неделя Читательская

1

Полевой
хомяк

Содержание научнопознавательного
текста.

26. 26 неделя Математичес

1

Про
полевого
хомяка

Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграммы,
именованные числа,
четырёхугольники.

грамотность

научная
грамотность

грамотность

кая
грамотность

Вклад, вкладчик,
срочный вклад, вклад
до востребования.

26

Предметные результаты изучения блока «Финансовая
грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических
терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности
естествознания как формы человеческого познания.

27. 27 неделя Финансовая

1

Ловушки
для денег

28. 28 неделя Естественно-

1

Про хомяка Горох, свойства
и его запасы прорастания гороха.

29. 29 неделя Читательская

1

Про бобров

Содержание текста,
текст-описание.

Бобрыстроители

Диаметр, длина
окружности, решение
практических задач.

грамотность

научная
грамотность
грамотность

30. 30 неделя Математичес
кая
грамотность

Доходы, расходы,
прибыль, дефицит,
профицит.

31. 31 неделя Финансовая

1

Такие
разные
деньги

Валюта, курс для
обмена валюты, деньги
разных стран.

32. 32 неделя Естественно-

1

Материал
для плотин

Строение древесины
дерева, определение
возраста дерева.

33. 33 неделя Естественно-

1

Позвоночны Рыбы, птицы,
е животные рептилии, амфибии,
млекопитающие.

34. 34 неделя

1

Встреча
друзей

грамотность

научная
грамотность

научная
грамотность

Итого: 34 часа

27

3 класс

Учебная
неделя

Тема
раздела

Колво
часов
разде
ла

1

2

3

4

1.

1 неделя

Читательская
грамотность

1

Про
дождевого
червяка

Тип текста.
Содержание научнопознавательного
текста.

2.

2 неделя

Естественнонаучная
грамотность

1

Дождевые
черви

Дождевые черви

3.

3 неделя

Читательская
грамотность

1

Кальций

Содержание научнопознавательного
текста.

4.

4 неделя

Естественнонаучная
грамотность

1

Полезный
кальций

Кальций

5.

5 неделя

Читательская
грамотность

1

Сколько
весит
облако?

Тип текста. Главная
мысль текста.
Содержание текста

6.

6 неделя

Естественнонаучная
грамотность

1

Про облака

Облака

7.

7 неделя

Читательская
грамотность

1

Хлеб –
Тип текста. Главная
всему голова мысль текста.
Содержание текста

№

Тема урока

Предмет изучения

Планируемый результат

5

6

7

28

Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства:
участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии
решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире
финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в
различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и
поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного;

8.

8 неделя

Естественнонаучная
грамотность

1

Про хлеб и
дрожжи

Дрожжи. Хлеб.

9.

9 неделя

Читательская
грамотность

1

Про мел

Главная мысль текста.
Содержание текста.

10. 10 неделя Естественно-

1

Интересное
вещество –
мел

Мел.

11 неделя Читательская

1

Про мыло

Содержание научнопознавательного
текста.

12. 12 неделя Естественно-

1

Чем
интересно
мыло и как
оно
«работает»

Мыло

13. 13 неделя Читательская

1

История
свечи

Содержание научнопознавательного
текста.

14. 14 неделя Естественно-

1

Про свечи

Свеча

15. 15 неделя Читательская

1

Магнит

Содержание научнопознавательного
текста.

16. 16 неделя Естественно-

1

Волшебный
магнит

Магнит

научная
грамотность

11.

грамотность

научная
грамотность

грамотность

научная
грамотность
грамотность

научная
грамотность

29

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебные пособия, свой жизненный опыт и
информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство
с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли
в соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль
в устной и письменной речи (на уровне одного предложения
или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:

17. 17 неделя

1

Проверочна
я работа
«Проверь
себя»

18. 18 неделя Финансовая

1

Что такое
«бюджет»?

19. 19 неделя Математичес

1

Расходы и
доходы
бюджета

20. 20 неделя Финансовая

1

Семейный
бюджет

грамотность

кая
грамотность

грамотность

грамотность»:
Материал, изученный в – способность понимать, использовать, оценивать тексты,
I полугодии.
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
Федеральный бюджет, – способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных
уровни бюджета,
текстах;
дефицит, профицит.
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных
Сравнение доходов и
текстов;
расходов. Дефицит и
– умение составлять речевое высказывание в устной и
профицит.
письменной форме в соответствии с поставленной учебной
задачей.
Семейный бюджет,
доходы и расходы.

Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»:
– способность формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты,
чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире,
высказывать обоснованные суждения и принимать решения,
которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.

21. 21 неделя Математичес

1

Планируем
семейный
бюджет

Доходы и расходы в
семейном бюджете.

22. 22 неделя Финансовая

1

Откуда в
семье
берутся
деньги?
Зарплата

Понятие заработной
платы, виды зарплаты.

23. 23 неделя Математичес

1

Подсчитыва
ем
семейный
доход

Семейный доход в
таблице, на диаграмме. Предметные результаты изучения блока «Финансовая
грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых
терминов;

кая
грамотность

грамотность

кая
грамотность

30

24. 24 неделя

Финансовая
грамотность

1

Откуда в
семье
берутся
деньги?
Пенсия и
социальные
пособия

Пенсия, досрочная
пенсия, пособия для
разных категорий
граждан.

25. 25 неделя Математичес

1

Пенсии и
пособия

Прожиточный
минимум,
минимальная пенсия,
пособия.

26. 26 неделя Финансовая

1

Откуда в
семье
берутся
деньги?
Наследство,
вклад,
выигрыш

Наследство, вклад,
выигрыш.

27. 27 неделя Математичес

1

Подсчитыва
ем
случайные
(нерегулярн
ые) доходы

Налог на выигрыш,
доход от выигрыша в
лотерею.

28. 28 неделя Финансовая

1

На что
тратятся
семейные
деньги?
Виды
расходов

Классификация
расходов по различным
основаниям.

кая
грамотность

грамотность

кая
грамотность

грамотность

31

– понимание и правильное использование финансовых
терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного
бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности
естествознания как формы человеческого познания.

29. 29 неделя Математичес

1

Подсчитыва
ем расходы

30. 30 неделя Финансовая

1

На что
Виды обязательных
тратятся
платежей.
семейные
деньги?
Обязательны
е платежи

31. 31 неделя Математичес

1

Расходы на Обязательные платежи
обязательны
е платежи

32. 32 неделя Финансовая

1

Как
сэкономить
семейные
деньги?

33. 33 неделя Математичес

1

Подсчитыва Экономия семейного
ем
бюджета.
сэкономленн
ые деньги

34. 34 неделя

1

Проверочна
я работа
«Проверь
себя»

кая
грамотность

грамотность

кая
грамотность

грамотность

кая
грамотность

Обязательные и
непредвиденные
расходы.

Экономия семейного
бюджета.

Материал, изученный в
II полугодии.

Итого: 34 часа

32

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Функциональная грамотность. 1 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 104 с. – (Учение с
увлечением).
2. Функциональная грамотность. 2 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 116 с. – (Учение с
увлечением).
3. Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 112 с. – (Учение с
увлечением).

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
2. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Инфоурок www.infourok.ru
2. Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp
3. Учи. Ру www.uchi.ru
4. Математическая мастерская
5. Учительский портал www.uchportal.ru
6. Образовательная соц.сеть nsportal www.nsportal.ru/nachalnaya-shkola

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».