Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19 Дополнительная образовательная программа «Творческая мастерская» Направленность: художественная Срок реализации: 2 года Возраст учащихся: 7-15 лет Педагог: Валиева Динара Ришатовна Екатеринбург, 2022-2023 учебный Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская», составлена на основе методических рекомендаций программы внеурочной деятельности «Город мастеров» Т.М. Рогозиной: Москва, Академкнига Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В программе учтены возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Нормативно-правовая и документальная основа: Закон Российской Федерации « Об образовании». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ. Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).. Должностная инструкция педагога дополнительного образования. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования. Пояснительная записка Актуальность. Занятие техникой квиллинг достаточно актуально на сегодняшний момент для большого количества детей, поскольку является наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием, что позволяет создавать из неё настоящие щедевры. Отличительная особенность, направленность. Рабочая программа внеурочной деятельности « Творческая мастерская» имеет художественно - эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». «Волшебный квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Программа внеурочной деятельности построена «от простого к сложному». Тематика занятий организуется с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). Программа внеурочной деятельности «Волшебный квиллинг» - предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно - эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления и назначение. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие художественного вкуса, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Адресат программы: предлагаемый курс обучения основам квиллинга адресован учащимся в возрасте 7-15 лет. Количество учащихся в группе 8-15 человек. В объединении могут заниматься и девочки и мальчики. Набор детей - по желанию. Режим занятий: занятия проводятся для первых классов один раз в неделю, длительность 40 минут ( для одаренных 2 раза в неделю по 40 мину), второй год обучения занятия проходят 2 раза в неделю, длительность 80 минут с перерывом. Объем общеобразовательной программы: планируемая длительность обучения по данной программе составляет 35 академических часов в учебном году – 1 год обучения (одаренные дети 70 часов), второй год обучения – 140 часов в год. Срок освоения: 2 года Уровневость общеразвивающей программы: Стартово – базовый первый год обучения. На втором году для одаренных детей возможен продвинутый уровень. Формы обучения: В ходе работы с обучающимися используются различные формы формы обучения: фронтльные, групповые, коллективные, индивидуальные, парные. Виды деятельности: игра, беседа, конструирование из бумаги, исследование объекта, наблюдение, работа по схеме, коллективные разработки, самостоятельные работы, просмотр презентаций. Виды занятий: В целях создания необходимых условий для эффективного погружения обучающихся в образовательнй процесс используются такие формы как лекции, практические занятия, самостоятельные работы, контрольные работы, мастер-классы. Формы подведения результатов: творческая самостоятельная работа, проведение выставок, защита проектов. Цели и задачи общеразвивающей программы Цели развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы; формирование универсальных учебных действий младших школьников: исследовательских, конструкторско – технологических, коммуникативных; создание условий для овладения обучающимися различными приёмами в технике «квиллинг», как художественного способа конструирования из бумаги; развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Задачи: Обучающие задачи: знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами «квиллинга», с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,треугольник, угол, сторона, вершина и т. д; обогащать словарь ребенка специальными терминами; формировать умения следовать устным инструкциям; формирование учебной деятельности; Развивающие задачи: развивать умение создавать композиции с изделиями, выполненными в технике «квиллинга»; развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; Воспитывающие задачи: воспитывать интерес к искусству «квиллинга»; совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Рабочая программа внеурочной деятельности позволяет формировать личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные достижения ученика, опираясь на поставленные коррекционные задачи: развитие зрительного восприятия; развитие пространственной ориентировки; развитие слухового восприятия; развитие мелкой моторики рук; развитие артикуляционной моторики; развитие памяти; развитие мышления; развитие устной речи; развитие языкового анализа и синтеза. Планируемые результаты В результате реализации данной программы, учащиеся научатся: различным приемам работы с бумагой; знать основные геометрические понятия и базовые формы «квиллинга»; следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; уметь создавать изделия в технике «квиллинг», пользуясь инструкционными картами и схемами; создавать композиции с изделиями, выполненными в технике «квиллинга»; владеть навыками культуры труда; владеть способами самопознания, рефлексии, навыками работы в коллективе. В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД: готовность и способность учащихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения в школе; самостоятельная и личная ответственность за свои поступки; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельная и личная ответственность за свои поступки; осознание своей эстетической принадлежности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; устойчивое следование в поведении социальным нормам; навыки сотрудничества в разных ситуациях; умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства; эстетические чувства – доброжелательность и эмоционально –нравственная отзывчивость. В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; вести устный диалог; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников. Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, схема, инструкционная карта, презентация); передача информации; анализ, синтез, сравнение, сериация, установление аналогий, установление причинно – следственных связей; осуществление рефлексии способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; построение рассуждения, обобщение; моделирование и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач. В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: общаться с партнерами (одноклассниками), выполнять основные базовые формы в технике «квиллинг», ориентироваться в пространстве, составлять композиции, адекватно и образно реагировать на внешние раздражители, навыкам коллективного творчества, овладевать способами самопознания, рефлексии. Формы подведения итогов реализации программы: - Участие в районных и городских конкурсах, - Проведение выставок - Защита проектов. Для занятий в кружке необходимо иметь: цветную бумагу, полоски для квиллинга. гофрированный картон, картон белый и цветной, бумага для скрапбукинга, клей ПВА, зубочистку, инструмент для скручивания ножницы, простой карандаш, линейку, кисточку для клея, салфетки,клеёнку. Учебный план Название 1. Учебный план часы «Творческая мастерская» 102 часа Формы промежуточной аттестации - Проведение выставок - Защита проектов - Участие в выставках, фестивалях Тематическое планирование 1 год обучения 1 группа № п.п Количество часов Форма аттестации/ контроля Название раздела,тема Всего часов 1. 2. Вводное занятие. Инструменты и материалы. Техника безопасности. практик а теория тест 1 Конструирование из бумажных лент. 1 3. 2.1. « Рябина». Изучение базовых форм 4 3.5 0.5 Выставка работ к дню учителя 2.1. «Совушка». Продолжение изучения базовых форм. 3 2.5 0.5 Выставка работ 2.2. Контрольная работа. Основные формы квиллинга. 2 2 Анализ работы Конструирование из гофрированного картона. Объемные фигуры. 3.1. Конструирование. История появления гофрокартано. Основные формы объемного конструирования. конус, купол. 2 1,5 0,5 Творческая самостоятельная работа 3.2»Медведь с бочонком». Применение формы купол. 2 1.5 0.5 Творческая самостоятельная работа 3.3. Серия фигурок «Смешарики». 4 фигуры. на выбор. 6 5 1 Творческая самостоятельная работа 3.3. «Дед Мороз и « Снегурочка». Новогодние украшения. 8 7 1 Выставка работ 3.4.» Снежинки». 2 1.5 0.5 Творческая самостоятельная работа «Коробочка для мелочей». Выполнение сложной конструкции. 7 6 1 Творческая самостоятельная работа 5 Подвеска в технике квиллинг. 2 1.5 0.5 Творческая самостоятельная работа 6 Изготовление поздравительных открыток различной тематики. 27 24 3 Творческая самостоятельная работа 4 8 Выставка работ Итоговое занятие. 1 Всего: 68 1 56 Содержание учебного плана 1 год. 1. Вводное занятие. Инструменты и материалы. Техника безопасности. Теория: Инструменты и материалы. ТБ. Практика: написание теста по теме. 2. Конструирование из бумажных лент 12 2.1. «Рябина». Теория: Изучение базовых форм: ролл и капля-листок. Практика: Выполнение элементов ролл и листок в необходимом количестве и сборка изделия. 2.2. «Совушка». Теория: Продолжение изучения базовых форм, формирование умения работать по схеме. Практика: Выполнение изделия совушка по схеме. 2.3. Контрольная работа. Основные формы квиллинга. 3. Конструирование из гофрированного картона. Объемные фигуры. 3.1 . Конструирование. Теория: История появления гофрокартано. Основные формы объемного конструирования. конус, купол. Практика : выполнение изделия . 3.2. «Медведь с бочонком». Теория: Применение формы купол., ролл. Практика: Выполнение изделия по схеме. 3.3. «Дед Мороз и « Снегурочка». Новогодние украшения. Теория: Схема выполнения объёмных фигур . Практика: Выполнение изделия по схеме. 3.4. « Снежинки». Теория: Схема выполнение сложного изделия. Практика: Выполнения изделия по схеме. 4. «Коробочка для мелочей». Теория : Выполнение сложной конструкции. Процесс выполнения. Практика: Выполнение сложного изделия по схеме. 5. Подвеска в технике квиллинг. Теория: Схема и процесс изготовления подвески. Практика: Выполнение изделия по схеме, включения элементов самостоятельного творчества. 6. Изготовление поздравительных открыток различной тематики. Теория: Варианты открыток, техника скрапбукинг, схема процесса изготовления. Практика: Изготовление открыток по разным тематикам. 7. Экскурсия. Посещение выставок и экскурсий. 8. Итоговое занятие. Подведение итогов за год, награждение. Календарно – тематическое планирование Группа № 1 Год обучения первый Кол – во часов в год 68 Режим работы: 2 раза в неделю по 1часа № Тема занятия заня-тия Кол-во часов 1 Вводное занятие. История, знакомство с квиллингом . Инструменты и материалы. Правила гигиены. Основы квиллинга. 1 2 «Рябина». Изучение базовых форм, ролл. 1 3 «Рябина». Продолжение изучения формы ролл. Закрепление навыка на элементе ягодка. 1 4 «Рябина». Изучение формы глаз на элементе листок. 1 5 «Рябина». Продолжение изучения формы глаз. Закрепление навыка. Оформление работы. 1 «Совушка». Закрепление изучения формы ролл, глаз. Изучение новой формы: листок, капля. 1 «Совушка». Продолжение изучения формы: листок, капля. 1 8 «Совушка». Завершение работы. 1 9 Контрольная работа: Основные формы квиллинга. 1 Завершение контрольной работы. 1 11 Конструирование из гофракартона. История появления гофракартона. Волшебные свойства микрогофракартона. Основные формы объемного конструирования: конус и купол. 1 12 . Основные формы объемного конструирования: конус и купол. Закрепление навыка. 1 13 «Медведь с бочонком». Форма купол . Её применение для изготовления головы и туловища. 1 14 «Собака с косточкой». Закрепление материала. 1 15 Серия фигурок «Смешарики» ( 4 фигуры на выбор). Использование основных форм: конус, купол, ролл, капля. 1фигура. . Выполнение изделия. 1 «Смешарики» 1фигура . Выполнение изделия. 1 «Смешарики» 2 фигура. . Выполнение изделия. 1 «Смешарики» 3 фигура. . Выполнение изделия. 1 6 7 10 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 «Смешарики» 4 фигура. . Выполнение изделия. «Смешарики» Завершение работы. Елочная игрушка. Объемное конструирование. Елочная игрушка. Объемное конструирование. «Дед Мороз». Выполнение объемной фигурки.Изогнутый конус, технология его изготовления. «Дед Мороз». Выполнение объемной фигурки. «Дед Мороз». Выполнение объемной фигурки. «Снегурочка». Выполнение объемной фигурки. Оформление прически и лица . Снегурочка должна получиться доброй, веселой, красивой. «Снегурочка». Выполнение объемной фигурки. «Снегурочка». Выполнение объемной фигурки. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 «Снежинки». Выполнение различных снежинок. Отработка навыка ажур. 1 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 «Снежинки». Выполнение различных снежинок. Отработка навыка ажур. «Коробка для мелочей» . Для украшения стенок коробки выполняются бабочка, гусеничка, стрекоза и улитка. Начало выполнения работы. бабочка. Подборка по цвету, эскиз. «Коробка для мелочей». выполнение бабочки. «Коробка для мелочей». выполнение бабочки. «Коробка для мелочей». Выполнение стрекозы. «Коробка для мелочей». Выполнение гусенички. «Коробка для мелочей». Выполнение улитки. «Коробка для мелочей». выполнения дна коробочки. Сборка. Подвеска для автомобиля. Животное. Подвеска для автомобиля. Окончание работы. Изготовление открыток. История открыток, их назначение, варианты. Эскезирование. Основы техники скрапбукинг. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 41 42 43 44 45 46 47 48 Открытка к 8Марта. Подарок маме. Выполнение декоративных элементов. Открытка к 8Марта. Подарок маме. Выполнение работы. Открытка к 8Марта. Подарок маме. Сборка изделия. Открытка «Подарок папе» к 23 февраля. Выполнение декора. Открытка «Подарок папе» к 23 февраля. Выполнение работы. Открытка «Подарок папе» к 23 февраля. Завершение работы. Открытка к Пасхе. Открытка к Пасхе. 1 1 1 1 1 1 1 1 49 Объемная фигурка к пасхе. 1 50 Объемная фигурка к пасхе. 1 51 Мини – открытки. в техники скрапбукинг. 1 52 Мини – открытки. в техники скрапбукинг. 1 53 «Домик» Поздравительный в технике скрапбукинг. Выполнение развертки. Эскиз. 1 54 «Домик» Поздравительный в технике скрапбукинг. Продолжение работы. 1 55 «Домик» Поздравительный в технике скрапбукинг. Продолжение работы. 1 56 57 58 59 60 «Домик». Поздравительный в технике скрапбукинг. Продолжение работы. «Домик». Поздравительный в технике скрапбукинг. Завершение работы. Открытка-конверт для денег. Выполнение работы. Различные варианты. Эскиз. Открытка-конверт для денег. Выполнение работы. Открытка-конверт для денег. Выполнение работы. 1 1 1 1 1 61 Поздравительная открытка брату или сестре. Выполнение декора. Эскиз. 1 62 Поздравительная открытка брату или сестре. 1 63 Поздравительная открытка брату или сестре. Завершение работы. 1 64 Экскурсия. 1 65 Открытка выпускнику. Выполнение декора Эскиз. 1 66 Открытка выпускнику. 1 67 Открытка выпускнику. 1 68 Итоговое занятие. 1 ИТОГО: 68 Календарно – тематическое планирование Группа № 2,3 Год обучения первый Кол – во часов в год 34 Режим работы: 1 раза в неделю по 1часа № Тема занятия заня-тия Кол-во часов 1 Вводное занятие. История, знакомство с квиллингом . Инструменты и материалы. Правила гигиены. Основы квиллинга. 1 2 «Рябина». Изучение базовых форм, ролл. 1 3 «Рябина». Продолжение изучения формы ролл. Закрепление навыка на элементе ягодка. 1 4 «Рябина». Изучение формы глаз на элементе листок. 1 5 «Рябина». Продолжение изучения формы глаз. Закрепление навыка. Оформление работы. 1 «Совушка». Закрепление изучения формы ролл, глаз. Изучение новой формы: листок, капля. 1 «Совушка». Завершение работы. 1 6 7 8 Контрольная работа: Основные формы квиллинга. 1 9 Конструирование из гофракартона. История появления гофракартона. Волшебные свойства микрогофракартона. Основные формы объемного конструирования: конус и купол. 1 «Медведь с бочонком». Форма купол . Её применение для изготовления головы и туловища 1 11 Серия фигурок «Смешарики» ( 2 фигуры на выбор). Использование основных форм: конус, купол, ролл, капля. 1фигура. . Выполнение изделия. 1 12 «Смешарики» 2 фигура. . Выполнение изделия. 1 13 «Дед Мороз». Выполнение объемной фигурки.Изогнутый конус, технология его изготовления. 1 14 «Снегурочка». Выполнение объемной фигурки. Оформление прически и лица . Снегурочка должна получиться доброй, веселой, красивой. 1 15 «Снежинки». Выполнение различных снежинок. Отработка навыка ажур. 1 16 «Коробка для мелочей» . Для украшения стенок коробки выполняются бабочка, гусеничка, стрекоза и улитка. Начало выполнения работы. бабочка. Подборка по цвету, эскиз. 1 «Коробка для мелочей». выполнение бабочки, гусеничка. 1 «Коробка для мелочей». Выполнение стрекозы, улитки. 1 10 17 18 19 «Коробка для мелочей». сборка изделия. 1 20 21 22 Изготовление открыток. История открыток, их назначение варианты. Эскезирование. Основы техники скрапбукинг. Открытка к 8Марта. Подарок маме. Выполнение декоративных элементов. Открытка к 8Марта. Подарок маме. Сборка изделия. 23 Открытка «Подарок папе» к 23 февраля. Завершение работы. 24 Открытка «Подарок папе» к 23 февраля. Выполнение декора. 25 Открытка к Пасхе. 26 27 28 29 30 31 «Домик» Поздравительный в технике скрапбукинг. Выполнение развертки. Эскиз. «Домик». Поздравительный в технике скрапбукинг. Завершение работы. Поздравительная открытка брату или сестре. Выполнение декора. Эскиз. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Поздравительная открытка брату или сестре. Выполнение декора. Завершение работы. 1 Открытка-конверт для денег. Выполнение работы Открытка выпускнику. Выполнение декора Эскиз. 1 1 32 33 34 Экскурсия. 1 Подарок учителю. Поздравительная открытка. 1 Итоговое занятие. 1 ИТОГО: 34 Список литературы 1. Добрусина Анастасия. Квиллинг: чудеса из бкмаги. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. 2. Знаменская Ольга. Скрапбукинг в стиле шебби-шик. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. 3. Л. Курочкина, Т. Щур, А. Ургард «Забавные фигурки делаем из гофракартона». – «АСТ- ПРЕСС», Москва, 2012. 4. Программы для внешкольных учреждений. Редактор-составитель М.Б. Коваль :М.: Просвещение, 1988. 5. «Развитие творческой активности школьников», М. Педагогика 1991 6. Рябцова Алена. Морской декор. – Ростов н/Д:Феникс, 2015. 7. Свалова О.А. Чудесные панно на пяльцах в рамках . – Ростов н/Д:Феникс, 2016. 8. Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент. «Университет», Москва, 2000.