Российская Федерация
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19 (МАОУ СОШ № 19)
ул. П.Шаманова, 18
т. 366-86-68
Согласовано
Психолого- педагогический
консилиум
Протокол
№ ______от__________
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 19
__________________С. А. Белова
«____»__________________2021 г.
Рабочая программа учителя-логопеда
по коррекции речевого развития и преодоления нарушений
чтения и письма обучающихся с задержкой психического
развитии в 5-9 классах
г. Екатеринбург
Целевой раздел
Логопедическая работа в школе с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Это
связано с тем, что нарушения речевого развития у детей с задержкой психического развития
(ЗПР) носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетикофонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У обучающихся
отмечаются в остаточной степени выраженности дисфункции в сферах пространственных
представлений, зрительно-моторной координации, нейродинамики и др. У учащихся с ЗПР
повышена
психическая
истощаемость,
что
приводит
к
снижению
умственной
работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.
Рабочая программа по коррекции речевого развития и преодоления нарушений
чтения и письма учащихся с задержкой психического развития в 5-9 классах разработана в
соответствии с:
положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» в части «создания условий, способствующих
получению качественного образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья», обучающимися по основной образовательной программе начального общего
образования;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
примерным
организациях,
Положением
осуществляющих
«Об
оказании
образовательную
логопедической
деятельность»,
помощи
утвержденным
распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении
примерного Положения об организации логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность»;
Уставом МАОУ СОШ № 19.
Рабочая
программа
коррекционного
курса
составлена
в
соответствии
методическими рекомендациями для учителей-логопедов О.В.Елецкой, Е.В. Мазановой,
Е.Ю. Розовой, Т.В. Коробченко.
Целевая аудитория: обучающиеся 5-9 классов с задержкой психического развития,
имеющие различные нарушения устной и письменной речи, имеющие заключение ПМПК
с диагнозом задержка психического развития (вариант 07).
2
Цель коррекционно-педагогической работы: создание системы коррекционнологопедического сопровождения учащихся 5-9 классов с задержкой психического развития,
позволяющего
учитывать
их
особые
образовательные
потребности
на
основе
осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном
процессе.
Задачи коррекционно-педагогической работы:
определение особых образовательных потребностей детей с недостатками
устной и письменной речи;
определение особенностей организации коррекционно-образовательного
процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ребенка, структурой речевого дефекта и степенью его
выраженности;
осуществление индивидуально ориентированной помощи детям с речевым
недоразвитием
с
учетом
особенностей
психического
и
физического
развития,
индивидуальных возможностей детей, коррекция недостатков устной и письменной речи
обучающихся;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с речевой патологией.
Принципы программы
Процесс коррекции у детей данной категории в условиях ФГОС должен строиться с
учетом общедидактических и специфических принципов:
Принцип приоритетности интересов ребёнка. Принцип определяет отношение
работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в
развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип Системности. Принцип обеспечивает единство диагностики
коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и
коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также
всесторонний
многоуровневый
подход
специалистов
различного
профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие
в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Принцип
непрерывности.
Принцип
обеспечивает
проведение
коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом
изменений их личности.
3
Принцип вариативности. Принцип предполагает создание вариативных
программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных
потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Принцип
позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые
способы
коррекционного
воздействия
оказываются
неэффективными,
создает
благоприятные условия обучения, учитывающие как индивидуальные особенности
каждого ребенка, так и типологические особенности, свойственные данной категории
детей, на что обращает внимание педагог при определении содержания и организации
коррекционной работы, ее темпа, объема, сложности, методов и приемов работы, формы и
способов контроля и мотивации.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств.
Принцип обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического и
медицинского блока деятельности по комплексному решению задач коррекционновоспитательной работы.
Сотрудничество с семьей. Принцип основан на признании семьи как важного
участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс
развития ребенка и его успешность в интеграции в общество.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты
усвоить основные понятия курса русского языка (фонетические, лексические,
грамматические), представляющие основные единицы языка и отражающие существенные
связи, отношения и функции;
овладеть основными представлениями о нормах русского и родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета;
уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладеть
учебными
действиями
с языковыми
единицами и
уметь
использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач
4
Личностные результаты
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои ошибки,
поступки;
овладеть навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
овладеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности;
формирование установки к работе на результат.
Метапредметные результаты
уметь ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию,
планировать свои действия по ее выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за
помощью к учителю или сверстникам);
уметь полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
выбирать
адекватные
языковые
средства
для
успешного
решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные
тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
уметь задавать вопросы.
Виды и формы оценки достижения учащимися результатов освоения курса
Контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения учебного материала.
Видами контроля результатов курса являются:
вводный контроль: обследование устной и письменной речи учащихся,
которое проводится с 1 по 15 сентября. Цель – определить уровень развития устной и
письменной речи. Результаты отражаются в речевой карте;
текущий контроль: включает организацию самостоятельных, практических
работ по изученной теме, разделу. Цель – проверить степень освоения учащимися
программного материала;
итоговый контроль проводится с целью проверить степень освоения
учащимися программного материала; определить уровень выполнения предложенных
задач; подвести итоги с указанием достижений и затруднений учащихся.
5
В ходе итогового контроля проводится анализ коррекционной работы с указанием
достижений и затруднений учащихся, в случае необходимости позволяет направить на
ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.
Описание места коррекционно-логопедической работы в общеобразовательном
процессе.
Содержание коррекционно-развивающей логопедической работы для каждого
обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на
основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Количество занятий
в 5-9 классах – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год. Время освоения
каждого раздела программы индивидуально. Коррекционно-логопедическая работа
осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Продолжительность
групповых занятий составляет 40 минут, индивидуальных – 20 минут.
Система оценки результатов
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
Оценка динамики индивидуальных достижений в развитии устной речи и
сформированности письма проводиться на основании сопоставительных данных первичной
и контрольной диагностики. Проверка заданий проводится исключительно для создания
ситуации успеха.
Выбор мотивационных стимулов – важный момент для успешного
обучения ребенка.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Тематическое планирование логопедической работы с учащимися 5 классов
Тема
Часы
Диагностика устной и письменной речи
Развитие пространственно-временных отношений
Речь. Общее понятие
Гласные и согласные буквы и звуки
Звуки и буквы. Гласные I и II ряда
Ударение
Безударные гласные в корне слова
Согласные звуки. Дифференциация согласных по твердости-мягкости.
Согласные звуки. Дифференциация согласных по глухости-звонкости
Непроизносимые согласные
Двойные согласные
Разделительный мягкий знак.
Развитие навыков словообразования. Родственные слова. Состав слова
Развитие навыков словообразования. Корень слова. Окончание
Развитие навыков словообразования. Суффикс
6
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
16
17
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
№
Развитие навыков словообразования. Приставка
Итоговые занятия. Оценка результативности коррекционной работы.
Проведение и анализ итоговых контрольных, диагностических работ.
Оценка динамики речевого развития учащихся
2
2
Тематическое планирование логопедической работы с учащимися 6 классов
Тема
Часы
Диагностика устной и письменной речи
Слово и его лексическое значение
Однозначные и многозначные слова
Прямое и переносное значения слова
Омонимы
Омофоны
Синонимы
Антонимы
Фразеологические обороты
Имя существительное. Род, число, склонение имен существительных.
Падежные окончания имен существительных единственного и
множественного числа
Имя прилагательное. Род, число имен прилагательных
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе
Степени сравнения имени прилагательного
Глагол. Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глаголов
Местоимение. Согласование местоимений с существительными
Итоговые занятия. Оценка результативности коррекционной работы.
Проведение и анализ итоговых контрольных, диагностических работ.
Оценка динамики речевого развития учащихся.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Тематическое планирование логопедической работы с учащимися 7 классов
Тема
Часы
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Диагностика устной и письменной речи.
Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство
Понятие звонких и глухих согласных
Понятие твердости и мягкости согласных
Разделительный мягкий знак. Разделительный твердый знак
Чередование гласных в корне в зависимости от последующего
согласного ( -лаг-, -лож-, -рос-,-раст-, -ращ-)
Чередование гласных в корне в зависимости от ударения ( -гор-, -гар-)
Чередование гласных в корнях (–бир-, -бер-)
Правописание слов с непроизносимыми согласными
Правописание слов с удвоенными согласными.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания.
Составление и запись предложений.
Простые и сложные предложения. Их дифференциация.
Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении.
Логическое ударение. Составление и запись предложений.
Главные и второстепенные члены предложения.
7
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
16
17
№
Распространенные и нераспространенные предложения.
Итоговые занятия. Оценка результативности коррекционной работы.
Проведение и анализ итоговых контрольных, диагностических работ.
Оценка динамики речевого развития учащихся.
2
2
Тематическое планирование логопедической работы с учащимися 8 классов
Тема
Часы
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
№
Диагностика устной и письменной речи
Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели
высказывания. Простые и сложные предложения. Главные и
второстепенные члены предложений
Конструирование простых предложений (нераспространённых,
распространённых, с однородными членами)
Конструирование предложений с однородными членами
Конструирование предложений с обращениями и вводными словами
Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение».
2
2
Работа над текстом. Пересказ по серии сюжетных картинок
План. Виды планов. Пересказ по плану
Изложение текста по вопросам и опорным словам
Изложение текста по самостоятельно составленному плану
Изложение текста с творческими дополнениями
Сжатое изложение. Выборочное изложение
Текст – повествование. Составление рассказа
Текст – описание. Составление рассказ
Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа
Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа
Итоговые занятия. Оценка результативности коррекционной работы.
Проведение и анализ итоговых контрольных, диагностических работ.
Оценка динамики речевого развития учащихся.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Тематическое планирование логопедической работы с учащимися 9 классов
Тема
Часы
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Диагностика устной и письменной речи
Уточнение представлений о предложении. Главные и второстепенные
члены предложений
Нахождение слов, связанных с подлежащим
Нахождение слов, связанных со сказуемым
Конструирование простых предложений (нераспространённых,
распространённых, с однородными членами)
Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами
Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами
Конструирование бессоюзных сложных предложений
План. Виды плана
Составление планов разных видов
Составление плана по данному тексту
8
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
12
13
14
15
16
17
Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному
плану
Сочинение – сравнительное описание
Редактирование сочинений. Речевые ошибки
Сочинение – повествование с элементами рассуждения по циклу
сюжетных рисунков
Редактирование сочинения
Итоговые занятия. Оценка результативности коррекционной работы.
Проведение и анализ итоговых контрольных, диагностических работ.
Оценка динамики речевого развития учащихся
9
2
2
2
2
2
2
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)