Российская Федерация Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19 (МАОУ СОШ № 19) ул. П.Шаманова, 18 т. 366-86-68 Согласовано Психолого- педагогический консилиум Протокол № ______от__________ Утверждаю Директор МАОУ СОШ № 19 __________________С. А. Белова «____»__________________2021 г. Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции речевого развития и преодоления нарушений чтения и письма обучающихся с задержкой психического развитии в 5-9 классах г. Екатеринбург Целевой раздел Логопедическая работа в школе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Это связано с тем, что нарушения речевого развития у детей с задержкой психического развития (ЗПР) носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетикофонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У обучающихся отмечаются в остаточной степени выраженности дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, нейродинамики и др. У учащихся с ЗПР повышена психическая истощаемость, что приводит к снижению умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Рабочая программа по коррекции речевого развития и преодоления нарушений чтения и письма учащихся с задержкой психического развития в 5-9 классах разработана в соответствии с: положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части «создания условий, способствующих получению качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья», обучающимися по основной образовательной программе начального общего образования; Приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; примерным организациях, Положением осуществляющих «Об оказании образовательную логопедической деятельность», помощи утвержденным распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об организации логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; Уставом МАОУ СОШ № 19. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии методическими рекомендациями для учителей-логопедов О.В.Елецкой, Е.В. Мазановой, Е.Ю. Розовой, Т.В. Коробченко. Целевая аудитория: обучающиеся 5-9 классов с задержкой психического развития, имеющие различные нарушения устной и письменной речи, имеющие заключение ПМПК с диагнозом задержка психического развития (вариант 07). 2 Цель коррекционно-педагогической работы: создание системы коррекционнологопедического сопровождения учащихся 5-9 классов с задержкой психического развития, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе. Задачи коррекционно-педагогической работы: определение особых образовательных потребностей детей с недостатками устной и письменной речи; определение особенностей организации коррекционно-образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой речевого дефекта и степенью его выраженности; осуществление индивидуально ориентированной помощи детям с речевым недоразвитием с учетом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей, коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевой патологией. Принципы программы Процесс коррекции у детей данной категории в условиях ФГОС должен строиться с учетом общедидактических и специфических принципов: Принцип приоритетности интересов ребёнка. Принцип определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Принцип Системности. Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Принцип непрерывности. Принцип обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений их личности. 3 Принцип вариативности. Принцип предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Принцип позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными, создает благоприятные условия обучения, учитывающие как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и типологические особенности, свойственные данной категории детей, на что обращает внимание педагог при определении содержания и организации коррекционной работы, ее темпа, объема, сложности, методов и приемов работы, формы и способов контроля и мотивации. Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств. Принцип обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока деятельности по комплексному решению задач коррекционновоспитательной работы. Сотрудничество с семьей. Принцип основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и его успешность в интеграции в общество. Планируемые результаты освоения программы Предметные результаты усвоить основные понятия курса русского языка (фонетические, лексические, грамматические), представляющие основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношения и функции; овладеть основными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач 4 Личностные результаты развитие самостоятельности и личной ответственности за свои ошибки, поступки; овладеть навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; овладеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие этических чувств, проявление доброжелательности; формирование установки к работе на результат. Метапредметные результаты уметь ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия по ее выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам); уметь полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе; ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; уметь задавать вопросы. Виды и формы оценки достижения учащимися результатов освоения курса Контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения учебного материала. Видами контроля результатов курса являются: вводный контроль: обследование устной и письменной речи учащихся, которое проводится с 1 по 15 сентября. Цель – определить уровень развития устной и письменной речи. Результаты отражаются в речевой карте; текущий контроль: включает организацию самостоятельных, практических работ по изученной теме, разделу. Цель – проверить степень освоения учащимися программного материала; итоговый контроль проводится с целью проверить степень освоения учащимися программного материала; определить уровень выполнения предложенных задач; подвести итоги с указанием достижений и затруднений учащихся. 5 В ходе итогового контроля проводится анализ коррекционной работы с указанием достижений и затруднений учащихся, в случае необходимости позволяет направить на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута. Описание места коррекционно-логопедической работы в общеобразовательном процессе. Содержание коррекционно-развивающей логопедической работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Количество занятий в 5-9 классах – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год. Время освоения каждого раздела программы индивидуально. Коррекционно-логопедическая работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, индивидуальных – 20 минут. Система оценки результатов Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий. Оценка динамики индивидуальных достижений в развитии устной речи и сформированности письма проводиться на основании сопоставительных данных первичной и контрольной диагностики. Проверка заданий проводится исключительно для создания ситуации успеха. Выбор мотивационных стимулов – важный момент для успешного обучения ребенка. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Тематическое планирование логопедической работы с учащимися 5 классов Тема Часы Диагностика устной и письменной речи Развитие пространственно-временных отношений Речь. Общее понятие Гласные и согласные буквы и звуки Звуки и буквы. Гласные I и II ряда Ударение Безударные гласные в корне слова Согласные звуки. Дифференциация согласных по твердости-мягкости. Согласные звуки. Дифференциация согласных по глухости-звонкости Непроизносимые согласные Двойные согласные Разделительный мягкий знак. Развитие навыков словообразования. Родственные слова. Состав слова Развитие навыков словообразования. Корень слова. Окончание Развитие навыков словообразования. Суффикс 6 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 16 17 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 № Развитие навыков словообразования. Приставка Итоговые занятия. Оценка результативности коррекционной работы. Проведение и анализ итоговых контрольных, диагностических работ. Оценка динамики речевого развития учащихся 2 2 Тематическое планирование логопедической работы с учащимися 6 классов Тема Часы Диагностика устной и письменной речи Слово и его лексическое значение Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значения слова Омонимы Омофоны Синонимы Антонимы Фразеологические обороты Имя существительное. Род, число, склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа Имя прилагательное. Род, число имен прилагательных Согласование прилагательных с существительными в роде и числе Степени сравнения имени прилагательного Глагол. Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глаголов Местоимение. Согласование местоимений с существительными Итоговые занятия. Оценка результативности коррекционной работы. Проведение и анализ итоговых контрольных, диагностических работ. Оценка динамики речевого развития учащихся. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Тематическое планирование логопедической работы с учащимися 7 классов Тема Часы п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Диагностика устной и письменной речи. Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство Понятие звонких и глухих согласных Понятие твердости и мягкости согласных Разделительный мягкий знак. Разделительный твердый знак Чередование гласных в корне в зависимости от последующего согласного ( -лаг-, -лож-, -рос-,-раст-, -ращ-) Чередование гласных в корне в зависимости от ударения ( -гор-, -гар-) Чередование гласных в корнях (–бир-, -бер-) Правописание слов с непроизносимыми согласными Правописание слов с удвоенными согласными. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Составление и запись предложений. Простые и сложные предложения. Их дифференциация. Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Составление и запись предложений. Главные и второстепенные члены предложения. 7 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 16 17 № Распространенные и нераспространенные предложения. Итоговые занятия. Оценка результативности коррекционной работы. Проведение и анализ итоговых контрольных, диагностических работ. Оценка динамики речевого развития учащихся. 2 2 Тематическое планирование логопедической работы с учащимися 8 классов Тема Часы п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 № Диагностика устной и письменной речи Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания. Простые и сложные предложения. Главные и второстепенные члены предложений Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами) Конструирование предложений с однородными членами Конструирование предложений с обращениями и вводными словами Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение». 2 2 Работа над текстом. Пересказ по серии сюжетных картинок План. Виды планов. Пересказ по плану Изложение текста по вопросам и опорным словам Изложение текста по самостоятельно составленному плану Изложение текста с творческими дополнениями Сжатое изложение. Выборочное изложение Текст – повествование. Составление рассказа Текст – описание. Составление рассказ Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа Итоговые занятия. Оценка результативности коррекционной работы. Проведение и анализ итоговых контрольных, диагностических работ. Оценка динамики речевого развития учащихся. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Тематическое планирование логопедической работы с учащимися 9 классов Тема Часы п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Диагностика устной и письменной речи Уточнение представлений о предложении. Главные и второстепенные члены предложений Нахождение слов, связанных с подлежащим Нахождение слов, связанных со сказуемым Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами) Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами Конструирование бессоюзных сложных предложений План. Виды плана Составление планов разных видов Составление плана по данному тексту 8 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 12 13 14 15 16 17 Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану Сочинение – сравнительное описание Редактирование сочинений. Речевые ошибки Сочинение – повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных рисунков Редактирование сочинения Итоговые занятия. Оценка результативности коррекционной работы. Проведение и анализ итоговых контрольных, диагностических работ. Оценка динамики речевого развития учащихся 9 2 2 2 2 2 2 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)