Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ от 19 декабря 2014 года № 1598) (с изменениями). 3. Примерная Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования. 4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №19. 5. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург. 6. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург. 7. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса по ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования МАОУ СОШ №19. Программа рассчитана на 540 ч при 4 часах в неделю в 1, 2, 3, 4 классах. Предмет Математика 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 132 136 136 136 Итого за уровень образования 540 часов Учет особенностей обучающихся Программа рассчитана на обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1). При обучении по данной программе учитываются особенности их психического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивается коррекция нарушений развития и их социальная адаптация. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» Изучение учебного предмета «Математика» в начальной школе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. 1.1. Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. У выпускника будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к оценке своей учебной деятельности; – основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; – развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; – установка на здоровый образ жизни; – основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; – чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; – положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. 1.2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии; – владеть рядом общих приемов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; – аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; – с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: – находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; – определять тему и главную мысль текста; – делить тексты на смысловые части, составлять план текста; – вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; – сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака; – понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); – понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; – понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; – использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; – ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться: – использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; – работать с несколькими источниками информации; – сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: – пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; – соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; – формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; – сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; – составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность научиться: – делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования; – составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: – высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; – оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; – на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; – участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Выпускник получит возможность научиться: – сопоставлять различные точки зрения; – соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; – в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты) В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете. Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры. Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиа сообщения. Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером Выпускник научится: – использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку); – организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных Выпускник научится: – вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов; – рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете; – сканировать рисунки и тексты. Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. Обработка и поиск информации Выпускник научится: – подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты); – описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ; – собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; – редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений; – пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста; – искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); – заполнять учебные базы данных. Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений Выпускник научится: – создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их; – создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; – готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; – создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.; – создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); – размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации; – пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. Выпускник получит возможность научиться: – представлять данные; – создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель». Планирование деятельности, управление и организация Выпускник научится: – создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов); – определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; – планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. Выпускник получит возможность научиться: – проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования – моделировать объекты и процессы реального мира. 1.3 Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учѐтом специфики содержания предметных областей, включающие в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: 1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; 2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; 3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные; 5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Числа и величины Выпускник научится: – читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона; – устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); – группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; – классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; – читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр). Выпускник получит возможность научиться: – выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия. Арифметические действия Выпускник научится: – выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком); – выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1); – выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; – вычислять значение числового выражения (содержащего 2-3арифметических действия, со скобками и без скобок). Выпускник получит возможность научиться: – выполнять действия с величинами; – использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; – проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.). Работа с текстовыми задачами Выпускник научится: – устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; – решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; – решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); – оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Выпускник получит возможность научиться: – решать задачи в 3—4 действия; – находить разные способы решения задачи. Пространственные отношения Геометрические фигуры Выпускник научится: – описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; – распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг); – выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; – использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач; – распознавать и называть геометрические тела (куб, шар); – соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус. Геометрические величины Выпускник научится: – измерять длину отрезка; – вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата; – оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз). Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников. Работа с информацией Выпускник научится: – читать несложные готовые таблицы; – заполнять несложные готовые таблицы; – читать несложные готовые столбчатые диаграммы. Выпускник получит возможность научиться: – читать несложные готовые круговые диаграммы; – достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму; – сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; – понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»); – составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации; – распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы); – планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм; – интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). – 2. Содержание учебного предмета «Математика» Числа и величины Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе). Работа с текстовыми задачами Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объем работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между ипр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближенное измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника. Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур идр. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка). 3. Тематическое планирование учебного предмета «Математика» УМК «Планета знаний», 1 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Тема урока Числа от 1 до 10 (61 ч) Раздел 1. Сравниваем предметы (7 ч) Геометрические формы в окружающем мире. Форма, цвет, размер. Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом). Пересчитывание предметов. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Сравнение геометрических фигур. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Сравнение предметов (по форме и цвету). Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Сравнение предметов по высоте. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Сравнение предметов по ширине и по длине. Раздел 2. Считаем и сравниваем (13 ч) Счѐт предметов. Числа 1, 2, 3. Счѐт предметов. Числа 4, 5. Счѐт предметов. Порядковый счет. Счѐт предметов. Числа 6, 7. Счѐт предметов. Числа 8, 9. Счѐт предметов. Числа от 1 до 9. Сравнение и упорядочение чисел. Сравнение количества предметов. Сравнение и упорядочение чисел. Знаки сравнения. Числовое выражение. Равенство и неравенство. Знаки сравнения. Упорядочение чисел. Принцип построения числового ряда. Следующее число. Упорядочение чисел. Принцип построения числового ряда. Предыдущее число. Сравнение чисел с помощью числового ряда. Сравнение чисел и количества предметов. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 3. Рисуем и измеряем (12 ч) 21. 22. 23. 24. Распознавание геометрических фигур. Точка, отрезок. Распознавание геометрических фигур. Линии. Распознавание геометрических фигур. Отрезок и ломаная. Распознавание геометрических фигур. Многоугольники. 1 1 1 1 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (лево-право). Счѐт предметов. Числа ноль и десять. Измерение длины. Измерение длины отрезка. Геометрические величины и их измерение. Числовой луч. Распознавание геометрических фигур. Геометрические величины и их измерение. Счѐт предметов. 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 4. Сложение и вычитание (29 ч) 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. Сложение. Смысл арифметического действия. Вычитание. Смысл арифметического действия. Состав числа 3. Состав числа 4. Состав числа 5. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Перестановка чисел в сумме. Состав числа 6. Состав числа 7. Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом). Закрепление изученного. Состав числа 8. Состав числа 9. Чѐтные и нечѐтные числа. Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом). Состав числа 10. Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом). Математический диктант. Выбор арифметического действия. Сложение и вычитание с помощью числового луча. Счет двойками. Сложение и вычитание числа 2. Сложение и вычитание чисел 1 и 2. Сложение с числами 3, 4. Вычитание чисел 3 и 4. Диагностическая работа №1 за 1 полугодие. Работа над ошибками. Сложение и вычитание. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. Связь между сложением и вычитанием (с увеличением, уменьшением чисел). Повторение, закрепление изученного. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Ось симметрии, сгибание. Распознавание и изображение геометрических фигур. Равенство фигур. Повторение, обобщение изученного. Связь между сложением и вычитанием (с увеличением, уменьшением чисел). Числа от 1 до 100 (71 ч) Раздел 5. Десятки (15 ч) Счет предметов. Десяток. Счет предметов. Счет десятками. Счет предметов. Счет десятками. Чтение и запись чисел. Десятичный состав числа второго десятка. Счет предметов. Следующее и предыдущее число. Счет предметов. Увеличение и уменьшение на 1 во втором десятке. Счет предметов. Чѐтные и нечѐтные числа во втором десятке. Чтение и запись чисел. Порядок следования чисел второго десятка. Закрепление изученного материала. Чтение и запись чисел. Порядок следования чисел второго десятка. Чтение и запись чисел. Двузначные числа от 20 до 100. Чтение и запись чисел. Десятичный состав двузначных чисел. Сравнение и упорядочение чисел. Знаки сравнения. Упорядочение чисел. Порядок следования двузначных чисел в числовом ряду. Повторение, закрепление изученного. Проверочная работа по теме «Десятки». Работа над ошибками. Чтение и запись чисел. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 6. Вычисляем в пределах 20 (14 ч) 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. Сложение числа 10 с однозначными числами. Вычитание числа десять из чисел второго десятка. Сложение и вычитание с числом 0. Сложение в пределах 20 без перехода через десяток. Сложение в пределах 20 без перехода через десяток. Вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. Вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. Сложение, вычитание. Решение текстовых задач арифметическим способом. Устный счет. Длина ломаной. Периметр. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. Площадь. Повторение, закрепление изученного. Повторение, закрепление изученного. Проверочная работа по теме «Вычисляем в пределах 20». Работа над ошибками. Повторение, закрепление изученного. Раздел 7. Простая арифметика (14 ч) Структура текста задачи. Представление текста задачи в виде схемы. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»). Краткая запись условия задачи. Сложение и вычитание десятков. Сложение и вычитание с круглым числом. Составление, запись и выполнение простого алгоритма. Решение текстовых задач в два действия. Решение текстовых задач на увеличение / уменьшение. Числовое выражение. Значение выражения. Сложение и вычитание двузначного числа с однозначным. Математический диктант. Сравнение двузначных чисел. Единицы длины (мм, см, дм). Сравнение результатов измерения длины. Величины и единицы измерения этих величин. Повторение, закрепление изученного. Проверочная работа по теме «Решение текстовых задач». Повторение, обобщение изученного. Составление, запись и выполнение простого алгоритма. Решение текстовых задач в два действия. Повторение, обобщение изученного. Составление, запись и выполнение простого алгоритма. Решение текстовых задач в два действия. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 8. А что дальше? (15 ч) 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Название компонентов при сложении. Решение текстовых задач на нахождение слагаемого. Сложение двузначного числа с круглым. Вычитание круглого числа из двузначного. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Название компонентов при вычитании. Сложение и вычитание. Рациональные приемы вычислений. Сложение. Дополнение слагаемого до круглого числа. Сложение и вычитание. Вычисление значения выражений рациональным способом. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток. Решение текстовых задач арифметическим способом. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. Решение текстовых задач арифметическим способом. Закрепление изученного. Повторение, закрепление изученного. Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание». Анализ и работа над ошибками. Сложение и вычитание. Вычисление значения выражений рациональным способом. Повторение, обобщение изученного. Сложение и вычитание. Вычисление значения выражений рациональным способом. Повторение, обобщение изученного. Сложение и вычитание. Вычисление значения выражений рациональным способом. Раздел 9. Наглядная геометрия (13 ч) Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, пирамида, цилиндр, конус. Плоские и объѐмные фигуры. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Сложение и вычитание. Десятки. Сложение и вычитание. Десятки. Итоговая контрольная работа. Повторение, обобщение изученного. Чтение и запись чисел. Числа от 1 до 100. Повторение, обобщение изученного. Чтение и запись чисел. Числа от 1 до 100. Повторение, обобщение изученного. Сложение в пределах 20 без перехода через десяток. Геометрические величины и их измерение. Повторение, обобщение изученного. Сложение в пределах 20 без перехода через десяток. Геометрические величины и их измерение. Повторение, обобщение изученного. Сложение в пределах 20 без перехода через десяток. Повторение, обобщение изученного Вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. Повторение, обобщение изученного Геометрические величины и их измерение. Повторение, обобщение изученного Геометрические величины и их измерение. Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 132 Тематическое планирование учебного предмета «Математика» УМК «Планета знаний», 2 класс № п/п Тема урока Количество часов Раздел 1. Что мы знаем о числах (16 ч) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Счет предметов. Цифры и числа. Сложение и вычитание. Вычисления в пределах 10. Счет предметов. Группы чисел. Счет предметов. Счѐт десятками. Чтение и запись чисел. Упорядочение чисел. Сложение и вычитание. Вычисления в пределах 10. Сложение и вычитание двузначного числа с однозначным. Сложение и вычитание двузначных чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение текстовых задач арифметическим способом. Входная контрольная работа №1. Анализ и работа над ошибками. Сложение и вычитание двузначных чисел. Измерение величин. Длина, площадь, объѐм. Измерение величин. Математический диктант. Повторение изученного. Сложение и вычитание двузначных чисел. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 2. Сложение и вычитание до 20 (19 ч) 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. Сложение и вычитание в пределах 20. Таблица сложения. Сложение и вычитание в пределах 20. Состав числа 12. Сложение и вычитание в пределах 20. Состав числа 15. Сложение и вычитание в пределах 20. Состав числа 18. Сложение и вычитание с числом 9. Сложение и вычитание в пределах 20. Состав чисел 11, 13. Сложение и вычитание в пределах 20. Состав числа 14. Сложение и вычитание в пределах 20. Состав числа 16. Сложение и вычитание в пределах 20. Состав числа 17. Сложение и вычитание в пределах 20. Проверочная работа по теме «Состав чисел от 11 до 20». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Сложение и вычитание в пределах 20. Контрольный устный счет. Составление краткой записи условия задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение текстовых задач арифметическим способом. Контрольная работа №2 за 1 четверть. Анализ и работа над ошибками. Решение задач. Повторение изученного. Сложение и вычитание в пределах 20. Повторение изученного. Сложение и вычитание в пределах 20. 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 3. Наглядная геометрия (11 ч) 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. Названия геометрических фигур. Распознавание и изображение геометрических фигур. Распознавание геометрических фигур. Углы. Виды углов. Прямой угол. Диагональ прямоугольника. Практическая работа. Четырѐхугольники. Треугольники. Разворот истории. Пифагор. Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание в пределах 20». Анализ и работа над ошибками. Сложение и вычитание в пределах 20. Повторение изученного. Сложение и вычитание в пределах 20. Раздел 4. Вычисление в пределах 100 (20 ч) Сложение и вычитание чисел по разрядам. Сложение и вычитание двузначных чисел. Сложение двузначных чисел с переходом через десяток. Сложение двузначных чисел с переходом через десяток. Сложение и вычитание. Дополнение слагаемого до круглого числа. Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 100». Сложение двузначных чисел с переходом через десяток. Вычитание из круглого числа. Вычитание из круглого числа с переходом через десяток. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи на разностное сравнение. Вычитание двузначного числа с переходом через десяток. Взаимосвязь сложения и вычитания. Обратные задачи. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. Контрольная работа №4 за I полугодие. Анализ и работа над ошибками. Сложение и вычитание в пределах 100. Повторение изученного. Вычитание чисел с переходом через десяток. Контрольный устный счет. Повторение изученного. Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток. Повторение изученного. Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток. Повторение изученного. Сложение и вычитание в пределах 100. Повторение изученного. Сложение и вычитание в пределах 100. Повторение изученного. Взаимосвязь сложения и вычитания. Обратные задачи. 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 5. Умножение и деление (14 ч) 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. Умножение. Смысл действия умножения. Перестановка множителей в произведении. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Использование действия умножения при выполнении заданий. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Умножение. Увеличение в 2 раза. Деление. Знакомство с действием деления. Деление на равные части. Связь между умножением и делением. Деление – действие, обратное умножению. Сложение, вычитание, умножение, деление. Смысл арифметических действий. Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение задач на умножение и деление. Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение нестандартных задач. Умножение и деление. Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление». Анализ и работа над ошибками. Умножение и деление. Повторение изученного. Умножение и деление. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 6. Измерение величин (12 ч) 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Длина. Вычисление длины пройденного пути. Площадь геометрической фигуры. Площадь прямоугольника, квадрата. Площадь прямоугольника, квадрата. Определение времени по часам. Время. Измерение величин. 1 1 1 1 1 1 1 1 89. 90. 91. 92. Измерение величин. Проверочная работа по теме «Измерение величин». Анализ и работа над ошибками. Измерение величин. Повторение изученного. Измерение величин. 1 1 1 1 Раздел 7. Умножение и деление (26 ч) 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. Таблица умножения. Умножение одинаковых чисел от 1 до 5. Деление числа на 1 и на само себя. Умножение и деление на 2. Умножение и деление на 3. Контрольная работа №6 за 3 четверть. Анализ и работа над ошибками. Контрольный устный счет. Умножение на 4. Деление на 4. Увеличение и уменьшение в несколько раз. Решение текстовых задач арифметическим способом. Умножение и деление на 5. Умножение и деление на 5. Таблица умножения. Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение составных задач. Умножение и деление на 10. Приѐмы умножения на 9. Умножение одинаковых чисел от 6 до 10. Трудные случаи умножения. Таблица умножения. Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение текстовых задач арифметическим способом. Контрольная работа №7 по теме «Таблица умножения». Анализ и работа над ошибками. Таблица умножения. Повторение изученного. Таблица умножения. Повторение изученного. Таблица умножения. Раздел 8. Действия с выражениями (18 ч) Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Переместительные законы сложения и умножения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Сложение и умножение с числами 0 и 1. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Вычитание и деление. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях без скобок. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов. Составление выражения при решении задачи. Выражения со скобками. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками. Итоговая контрольная работа №8. Анализ и работа над ошибками. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Нахождение значения числового выражения. Сравнение значений выражений. Контрольный устный счет. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Сочетательные законы сложения и умножения. Решение задач арифметическим способом с помощью составления выражений. Решение задач арифметическим способом с помощью составления выражений. Повторение изученного. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Сложение и умножение. Повторение изученного. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Вычитание и деление. Повторение изученного. Таблица умножения. Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 136 Тематическое планирование учебного предмета «Математика» УМК «Планета знаний», 3 класс № п/п Тема урока Количество часов Раздел 1. Сложение и вычитание (10 ч) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Чтение и запись чисел. Трехзначные числа. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сложение и вычитание по разрядам. Сложение и вычитание по разрядам. Сложение и вычитание с переходом через разряд. Сложение и вычитание десятков. Закрепление изученного. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Решение текстовых задач арифметическим способом на сложение и вычитание. Входная контрольная работа №1. Анализ и работа над ошибками. Сложение и вычитание с переходом через разряд. Раздел 2. Умножение и деление (11 ч) Таблица умножения на 2. Таблица умножения на 4. Таблица умножения на 3. Таблица умножения на 6. Таблица умножения на 5. Таблица умножения на 7. Таблица умножения на 8 и на 9. Таблица умножения. Контрольный устный счет. Решение текстовых задач арифметическим способом. Контрольная работа №2 по теме «Умножение и деление». Анализ и работа над ошибками. Таблица умножения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 3. Числа и фигуры (11 ч) 22. 23. 24. 25. 26. Вычисление периметра многоугольника. Единицы длины (дециметр). Соотношение между единицами длины. Единицы длины (дециметр). Соотношение между единицами длины. Вычисление площади прямоугольника. Сравнение и упорядочение чисел и величин. 1 1 1 1 1 27. 28. 29. 30. 31. 32. Измерение объѐма. Контрольный устный счет. Создание простейшей информационной модели (схема). Практическая работа «План сада». Повторение изученного. Вычисление периметра и площади. Математический диктант. Повторение изученного. Вычисление периметра и площади. Контрольная работа №3 за 1 четверть. Анализ и работа над ошибками. Числа и величины. 1 1 1 1 1 1 Раздел 4. Математические законы (19 ч) 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Переместительный закон сложения. Переместительный закон умножения. Взаимно-обратные действия (сложение и вычитание). Взаимно-обратные действия (умножения и деления). Контрольный устный счет. Сочетательный закон сложения. Умножение и деление на 10, 100, 1000. Сочетательный закон умножения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Распределительный закон. Умножение двузначного числа на однозначное. Деление суммы на число. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Математический диктант. Решение текстовых задач разными способами. Арифметические действия с числом 0. Решение текстовых задач. Определение стоимости покупки. Контрольная работа №4 по теме «Математические законы». Анализ и работа над ошибками. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 5. Числа и величины (11 ч) 52. 53. 54. 55. 56. 57. Измерение величин. Определение времени по часам. Единицы времени (минута, час). Единицы времени (сутки, месяц, год). Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения. Длина пути. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Моделирование задач на движение. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения. Скорость. 1 1 1 1 1 1 58. 59. 60. 61. 62. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения. Скорость, длина пути и время движения. Контрольная работа №5 за I полугодие. Анализ и работа над ошибками. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения. Повторение изученного. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения. Контрольный устный счѐт. Повторение изученного. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения. 1 1 1 1 1 Раздел 6. Значение выражений (7 ч) 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. Числовое выражение. Нахождение значения числового выражения. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Уравнение. Решение текстовых задач. Проверочная работа по теме «Значение выражений». Анализ и работа над ошибками. Нахождение значения числового выражения. Повторение изученного. Нахождение значения числового выражения. Математический диктант. 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 7. Сложение с переходом через разряд (7 ч) 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. Единицы массы. Сложение с переходом через разряд. Сложение с переходом через разряд. Сложение с переходом через разряд. Решение текстовых задач, характеризующих процессы движения. Повторение изученного. Сложение с переходом через разряд. Контрольная работа №6 по теме «Сложение с переходом через разряд». 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 8. Математика на клетчатой бумаге (8 ч) 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. Анализ и работа над ошибками. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Знакомство с координатами. Величины. Сложение именованных чисел. Представление текста задачи. Знакомство с диаграммами. Составление плана поиска информации. Решение нестандартных задач. Умножение и сложение. Квадраты чисел. Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание именованных чисел». Анализ и работа над ошибками. Величины. Сложение именованных чисел. Повторение изученного. Величины. Сложение именованных чисел. 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 9. Вычитание чисел (10 ч) 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. Вычитание без перехода через разряд. Вычитание с переходом через разряд. Вычитание из круглых чисел. Контрольный устный счѐт. Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Вычитание суммы из числа. Решение текстовых задач арифметическим способом. Повторение изученного. Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. Повторение изученного. Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. Контрольная работа №7 по теме «Вычитание чисел». Анализ и работа над ошибками. Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. Раздел 10. Умножаем на однозначное число (10 ч) Алгоритм письменного умножения двузначного числа на однозначное. Умножение двузначного числа на однозначное. Умножение трехзначного числа на однозначное. Умножение двузначного и трехзначного числа на однозначное. Единицы массы (тонна, миллиграмм). Единицы ѐмкости. Литр. Умножение двузначного и трехзначного числа на однозначное. Контрольный устный счет. Умножение двузначного и трехзначного числа на однозначное. Контрольная работа №8 за 3 четверть. Анализ и работа над ошибками. Повторение изученного. Умножение двузначного и трехзначного числа на однозначное. Раздел 11. Делим с остатков и нацело (18 ч) Деление. Внетабличное деление чисел. Деление. Признаки делимости на 2, 3, 9. Способы проверки правильности вычислений. Оценка значения произведения. Деление с остатком. Алгоритм письменного деления многозначных чисел на однозначное. Деление на однозначное число. Повторение изученного. Алгоритм письменного деления многозначных чисел. Повторение изученного. Алгоритм письменного деления многозначных чисел. Проверочная работа «Деление с остатком». Анализ и работа над ошибками. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Решение уравнений. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. Деление на круглое число. Повторение изученного. Алгоритм письменного деления многозначных чисел. Решение текстовых задач. Способы проверки правильности вычислений. Решение нестандартных задач. Контрольная работа №9 «Письменное деление многозначных чисел». Анализ и работа над ошибками. Алгоритм письменного деления многозначных чисел. Повторение. Алгоритм письменного деления многозначных чисел. Контрольный устный счет. Повторение. Алгоритм письменного деления многозначных чисел. 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 12. Делим на части (7 ч) 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. Распознавание и изображение геометрических фигур. Окружность и круг. Доля величины. Знакомство с долями. Интерпретация данных таблицы. Круговые диаграммы. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Нахождение доли числа. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Нахождение числа по доле. Итоговая контрольная работа №10. Анализ и работа над ошибками. Нахождение доли числа и числа по доле. 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 13. Повторение (7 ч) 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. Вычисление периметра многоугольника. Вычисление площади прямоугольника. Контрольный устный счет. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения. Скорость, длина пути и время движения. Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. Умножение двузначного и трехзначного числа на однозначное. Алгоритм письменного деления многозначных чисел. Алгоритм письменного деления многозначных чисел. Итого 1 1 1 1 1 1 1 136 Тематическое планирование учебного предмета «Математика» УМК «Планета знаний», 4 класс № п/п Тема урока Количество часов Раздел 1. Многозначные числа (10 ч) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Числа и величины. Десятичная система чисел. Классы и разряды. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Таблица разрядов. Сравнение и упорядочение многозначных чисел. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Многозначные числа. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Классы и разряды. Таблица разрядов. Многозначные числа. Входная контрольная работа №1. Анализ и работа над ошибками. Повторение изученного. Сравнение и упорядочение многозначных чисел. Раздел 2. Сложение и вычитание многозначных чисел (14 ч) Классы и разряды. Сложение и вычитание разрядных слагаемых. Сложение круглых чисел. Сложение круглых чисел. Сложение и вычитание по разрядам. Сложение и вычитание по разрядам. Повторение изученного. Сложение и вычитание по разрядам. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Вычитание из круглого числа. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме). Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Правило вычитания числа из суммы. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Связь между сложением и вычитанием. Контрольная работа №2 по теме «Многозначные числа. Сложение и вычитание многозначных чисел». Анализ и работа над ошибками. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Повторение. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Раздел 3. Длина и еѐ измерения (10 ч) Единицы длины (метр, километр). Соотношение между единицами измерения однородных величин. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения. Решение задач на определение длины пути. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. Единицы длины (метр и сантиметр). Соотношение между единицами измерения однородных величин. Единицы длины (метр, дециметр, сантиметр, миллиметр). Соотношение между единицами измерения однородных величин. Контрольный устный счет. Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Контрольная работа №3 за 1 четверть. Анализ и работа над ошибками. Повторение изученного. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения. Повторение изученного. Соотношение между единицами измерения однородных величин. Единицы длины. Повторение изученного. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения. Решение задач на определение длины пути. Повторение изученного. Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Раздел 4. Умножение на однозначное число (7 ч) Алгоритмы письменного умножения многозначных чисел. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка множителей в произведении). Умножение круглого числа (и на круглое число). Умножение круглых чисел. Площадь геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника. Проверочная работа по теме «Умножение на однозначное число». Анализ и работа над ошибками. Повторение изученного. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Раздел 5. Деление на однозначное число (12 ч) Алгоритмы письменного деления многозначных чисел. Алгоритмы письменного деления многозначных чисел. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Деление круглых чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм). Нахождение неизвестного компонента умножения и деления. Повторение изученного. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Повторение изученного. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Деление чисел, в записи которых встречаются нули. Деление чисел (случай – нуль в середине частного). Деление круглых чисел. Контрольная работа №4 по теме «Деление на однозначное число». Анализ и работа над ошибками. Повторение изученного. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. Повторение изученного. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Раздел 6. Геометрические фигуры (8 ч) Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус). Распознавание и изображение геометрических фигур. Четырѐхугольники. Вычисление площади и периметра прямоугольника. Контрольный устный счет. Распознавание и изображение геометрических фигур. Треугольники. Распознавание и изображение геометрических фигур. Куб. Повторение изученного. Вычисление площади и периметра прямоугольника. Контрольная работа №5 за I полугодие. Анализ и работа над ошибками. Повторение изученного. Вычисление площади и периметра прямоугольника. Раздел 7. Масса и еѐ измерение (4 ч) Соотношение между единицами измерения однородных величин. Единицы массы. Центнер. Единицы массы (центнер). Единицы массы. Решение текстовых задач. Повторение изученного. Соотношение между единицами измерения однородных величин. Единицы массы. Раздел 8. Умножение многозначных чисел (12 ч) Алгоритмы письменного умножения многозначных чисел. Умножение на двузначное число. Алгоритмы письменного умножения многозначных чисел. Умножение круглых чисел. Приѐмы умножения. Зависимости между величинами, характеризующими процесс движения. Задачи на движение в противоположных направлениях. Задачи на движение в противоположных направлениях. Анализ и работа над ошибками. Алгоритмы письменного умножения многозначных чисел. Умножение на трѐхзначное число. Значение произведения. Закрепление изученного. Алгоритмы письменного умножения многозначных чисел. Зависимости между величинами, характеризующими цену, количество и стоимость. Практическая работа «Расчет стоимости ремонта и оборудования квартиры». Контрольная работа №6 по теме «Умножение многозначных чисел». Анализ и работа над ошибками. Повторение изученного. Алгоритмы письменного умножения многозначных чисел. Раздел 9. Площадь и еѐ измерение (5 ч) Единицы площади (квадратный метр). Единицы площади (квадратный дециметр, квадратный сантиметр). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. Соотношение между единицами площади. Единицы площади (ар, гектар, квадратный километр). Повторение изученного. Единицы площади. Раздел 10. Деление многозначных чисел (18 ч) Связь между умножением и делением. Деление – действие, обратное умножению. Деление с остатком. Алгоритмы письменного деления многозначных чисел. Нуль в середине частного. Алгоритмы письменного деления многозначных чисел. Деление многозначного числа на двузначное. Алгоритмы письменного деления многозначных чисел. Проверочная работа по теме «Деление многозначных чисел». Анализ и работа над ошибками. Повторение изученного. Алгоритмы письменного деления многозначных чисел. Скорость, время, путь. Производительность труда. Алгоритмы письменного деления многозначных чисел. Деление на трѐхзначное число. Прикидка результата вычислений. Оценка достоверности результата вычислений. Закрепление изученного. Алгоритмы письменного деления многозначных чисел. Контрольный устный счет. Единицы времени (секунда, минута, час). Единицы времени. Календарь и часы. Повторение изученного. Единицы времени. Контрольная работа №7 за 3 четверть. Анализ и работа над ошибками. Повторение изученного. Алгоритмы письменного деления многозначных чисел. Повторение изученного. Алгоритмы письменного деления многозначных чисел. Единицы времени. Раздел 11. Работа с данными (6 ч) Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи в виде таблицы. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи в виде диаграммы. Чтение столбчатой диаграммы. Планирование хода решения задачи. Проверочная работа по теме «Работа с данными». Анализ и работа над ошибками. Повторение изученного. Планирование хода решения задачи. Математический диктант. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 12. Числа и величины (7 ч) 107. 108. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Сравнение чисел. 1 1 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи на сравнение. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр). Единицы измерения времени. Контрольная работа №8 по теме «Числа и величины». Анализ и работа над ошибками. Повторение изученного. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Раздел 13. Арифметические действия (7 ч) Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Алгоритмы письменного умножения и деления многозначных чисел. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Сложение, вычитание, умножение и деление. Свойства арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений. Вычисление на калькуляторе. Повторение изученного. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Свойства арифметических действий. Проверочная работа по теме «Арифметические действия». Раздел 14. Фигуры и величины (5 ч) Анализ и работа над ошибками. Распознавание геометрических фигур. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Измерение длины. Измерение площади. Геометрические величины и их измерение. Контрольный устный счет. Раздел 15. Текстовые задачи (11 ч) Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение задач на стоимость. Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение задач на движение. Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение задач на движение. Итоговая контрольная работа №9. Анализ и работа над ошибками. Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение задач на производительность труда. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Решение текстовых задач арифметическим способом. Повторение изученного. Геометрические величины и их измерение. Повторение изученного. Сложение, вычитание, умножение и деление. Свойства арифметических действий. Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 136 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)