Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ от 19 декабря 2014 года № 1598) 3.Примерная Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования. 4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №19. 5. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург. 6. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург. 7. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса по ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования МАОУ СОШ №19. Программа рассчитана на 135 часов при 1 часе в неделю в 1 – 4 классах. Предмет 1 класс 2 класс Технология 33 часа 34 часа Итого за уровень образования 135 часов 3 класс 34 часа 4 класс 34 часа Учет особенностей обучающихся Программа рассчитана на обучающихся с тяжѐлыми нарушениями речи. При обучении по данной программе учитываются особенности их психического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивается коррекция нарушений развития и их социальная адаптация. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология». В результате изучения Технологии при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, как основа умения учиться. 1.1. Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 1.2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия; Выпускник получит возможность научиться: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -преобразовывать практическую задачу в познавательную; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; -самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии; - владеть рядом общих приѐмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет; - задавать вопросы; - контролировать действия партнѐра; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций всех участников; - с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. 1.3 Предметные результаты С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся предметные результаты должны отражать: 1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; 2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; 3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; 4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; 5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; 6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач; 7) сформированность представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении; 8) сформированность умений выполнять сложные двигательные программы в процессе последовательно и одновременно организованных движений кистей и пальцев рук; 9) сформированность установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития; 10) активное использование слов, обозначающих материалы, их признаки, действия, производимые во время изготовления изделия; умение составить план связного рассказа о проделанной работе на основе последовательности трудовых операций. Обучающиеся: - получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; - получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; - получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития; - научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий. Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук. Обучающиеся: -в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов, получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми; -овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения; -получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию; -познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; овладеют приемами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами; -получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству. В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Выпускник научится: -иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности; -понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности; -планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; -выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. Выпускник получит возможность научиться: -уважительно относиться к труду людей; -понимать культурно историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их; -понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги). Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Выпускник научится: -на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; -отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия); -применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); -выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. Выпускник получит возможность научиться: -отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; -прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно художественной задачей. Конструирование и моделирование Выпускник научится: -анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; -решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции; -изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. Выпускник получит возможность научиться: -соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток; -создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно эстетической информации; воплощать этот образ в материале. Практика работы на компьютере Выпускник научится: -выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно двигательного аппарата эргономичные приемы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини зарядку); -пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации; -пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами). Выпускник получит возможность научиться пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки. 2.Содержание учебного предмета «Технология» Название раздела Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Содержание раздела Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2—3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), еѐ использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинѐнный). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Конструирование и моделирование. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты). Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертѐж, эскиз, развѐртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертѐж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе. Практика работы на компьютере Информация, еѐ отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приѐмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приѐмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point 3.Тематическое планирование учебного предмета «Технология», с указанием часов по каждой теме УМК «Школа России» № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 1 класс Тема урока Раздел 1. Давайте познакомимся! Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Экскурсия в школьные мастерские Инструктаж по Т.Б. Общее понятие о материалах, их происхождении. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов). Организация рабочего места. Рукотворный мир как результат труда человека. Что такое технология. Изделия вокруг нас. Раздел 2. Человек и земля Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Природный материал. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Пластилин. Виды и способы соединения деталей. Пластилин. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Растения. Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Растения. Осенний урожай. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Бумага. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Изготовление изделий по рисунку. Бумага. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Насекомые. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинѐнный). Дикие животные. Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Новый год. Украшаем класс к Новому году. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Домашние животные. Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Такие разные дома. Несложный коллективный проект. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Посуда. Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности – изделия. Чайный сервиз. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Свет в доме. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (по шаблону), выделение деталей (резание ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое). Мебель. Общее понятие о материалах, их происхождении. Одежда. Ткань. Нитки. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Строчка прямым стежком. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей выделение деталей (резание ножницами), сборка изделия (ниточное), отделка изделия (аппликация и др.). Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями Изготовление изделий простейшему чертежу, схеме. Передвижение по земле. Раздел 3.Человек и вода Подготовка материалов к работе. Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Питьевая вода. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Несложный индивидуальный проект. Передвижение по воде. Раздел 4. Человек и воздух Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Использование ветра. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Полеты птиц. Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Полеты человека Раздел 5. Человек и информация Способы получения, хранения, переработки информации. Способы общения. Информация, еѐ отбор, анализ и систематизация Способы получения, хранения, переработки информации. Важные телефонные номера. Правила движения. Компьютер. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 2 класс Тема урока Раздел 1. Давайте познакомимся! Инструктаж по Т.Б. Материалы и инструменты. Раздел 2. Человек и земля Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Земледелие. «Выращивание лука» Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Подготовка материалов к работе. Посуда. Композиция из картона и ниток. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов. Приѐмы работы с пластилином. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Посуда. Тестопластика. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Работа с пластилином. Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) Народные промыслы. Хохлома. Папье-маше. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Народные промыслы. Городец. Аппликация из бумаги. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты). Народные промыслы. Дымка. Работа с пластилином. Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) Народные промыслы. Матрѐшка. Работа с текстильными материалами. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Выполнение изделия в технике рельефной картины. Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Конструирование. Игрушка. Подготовка материалов к работе. Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. Виды условных графических изображений: развѐртка. Результат проектной деятельности – изделия. Изготовление объѐмных изделий на основе развѐртки Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Строительство. Полуобъемная пластика. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Строительство. Полуобъемная пластика. Техника кракле Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку и по заданным условиям (функциональным, декоративно-художественным). Внутреннее убранство избы. Лепка. Изготовление изделий по рисунку. Внутреннее убранство избы». Плетение. Различные виды конструкций и способы их сборки. Внутреннее убранство избы». Конструирование. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2—3 народов). Народный костюм и особенности его украшения. Плетение. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты). Народный костюм. Аппликация. Общее понятие о материалах, их происхождении. Шитье. Работа ткаными материалами. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов. Вышивание. Работа ткаными материалами. Раздел 3.Человек и вода Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов. Рыболовство. Техника изонить. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Рыболовство. Композиция природными материалами. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.. Полуобъѐмная аппликация Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Раздел 4. Человек и воздух Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (с помощью линейки), выделение деталей (резание ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание.). Оригами. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу и по заданным условиям (технико-технологическим). Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование. Виды и способы соединения деталей. Использование ветра. Работа с фольгой. Раздел 5. Человек и информация Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Книгопечатание. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (с помощью линейки), выделение деталей (резание ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание.). Правила разметки по линейке. Информация, еѐ отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Поиск информации в Интернете. Правила набора текста. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 3 класс Тема урока Раздел 1. Здравствуй, дорогой друг! Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Путешествуем по городу Раздел 2. Человек и земля Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Архитектура. Различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Городские постройки. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Парк Композиция ИЗ природных материалов. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Изготовление объѐмной модели из бумаги. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, декоративно-художественным и пр.). Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Одежда. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Одежда. Изготовление тканей. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Одежда. Вязание. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Одежда . Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Одежда. Бисероплетение Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Кафе. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Кафе. . Разметка деталей с опорой на простейший чертѐж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Кафе. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Кафе. . Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Кафе. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Общее понятие о материалах, их происхождении. Магазин подарков Тесто пластика . Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Магазин подарков. Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Магазин подарков. Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Автомастерская Работа с картоном. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Автомастерская. Раздел 3. Человек и вода Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративнохудожественным и пр.). Мосты. Использование измерений и построений для решения практических задач. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение) Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; сборка, отделка изделия. Фонтаны Раздел 4. Человек и воздух Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Зоопарк Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Вертолѐтная площадка Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Воздушный шар Раздел 5. Человек и информация Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), еѐ использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Переплѐтная мастерская . Способы получения, хранения, переработки информации. Почта. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение) Кукольный театр Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративнохудожественным и пр.). 4 класс Тема урока Раздел 1. Человек и земля Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Инструменты и материалы Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративнохудожественным и пр.). Вагоностроительный завод Модель вагона Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинѐнный). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративнохудожественным и пр.). Полезные ископаемые Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Полезные ископаемые Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (техника). Автомобильный завод. Виды и способы соединения деталей. Автомобильный завод. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение) Монетный двор. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Фаянсовый завод. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Швейная фабрика. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), еѐ использование в организации работы. Скоро Новый год. Мягкая игрушка. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Использование измерений и построений для решения практических задач. Обувная фабрика. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно- Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. художественным и пр.). Деревообрабатывающее производство Виды и способы соединения деталей. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Кондитерская фабрика. Общее понятие о материалах, их происхождении. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Бытовая техника. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), еѐ использование в организации работы. Тепличное хозяйство. Раздел 2. Человек и вода Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Водоканал. «Фильтр для очистки воды» Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), еѐ использование в организации работы. Порт. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Узелковое плетение. Раздел 3. Человек и воздух Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу и по заданным условиям (технико-технологическим.). Самолѐтостроение. Ракетостроение Разметка деталей с опорой на простейший чертѐж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Ракета-носитель. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; проверка изделия в действии. Воздушный змей. Раздел 4. Человек и информация Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Издательское дело. Соблюдение безопасных приѐмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Оформление титульного листа. Работа с простыми информационными объектами; преобразование, создание, сохранение, удаление. Работа с таблицами Работа с простыми информационными объектами (текст); преобразование, создание, сохранение, удаление. Содержание книги. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33. 34. Использование рисунков из ресурса компьютера, программы Word . Содержание в текстовом редакторе Microsoft Word Подготовка материалов к работе. Переплетные работы. «Книга. Дневник путешественника» 1 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)