Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ от 19 декабря 2014 года № 1598) 3.Примерная Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования. 4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №19. 5. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург. 6. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург. 7. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса по ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования МАОУ СОШ №19. Программа рассчитана на 135 часов при 1 часе в неделю в 1 – 4 классах. Предмет 1 класс 2 класс Технология 33 часа 34 часа Итого за уровень образования 135 часов 3 класс 34 часа 4 класс 34 часа Учет особенностей обучающихся Программа рассчитана на обучающихся с тяжѐлыми нарушениями речи. При обучении по данной программе учитываются особенности их психического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивается коррекция нарушений развития и их социальная адаптация. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология». В результате изучения Технологии при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, как основа умения учиться. 1.1. Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 1.2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия; Выпускник получит возможность научиться: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -преобразовывать практическую задачу в познавательную; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; -самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии; - владеть рядом общих приѐмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет; - задавать вопросы; - контролировать действия партнѐра; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций всех участников; - с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. 1.3 Предметные результаты С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся предметные результаты должны отражать: 1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; 2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; 3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; 4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; 5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; 6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. Обучающиеся: - получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; - получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; - получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития; - научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий. Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук. Обучающиеся: -в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов, получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми; -овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения; -получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию; -познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; овладеют приемами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами; -получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству. В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Выпускник научится: -иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности; -понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности; -планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; -выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. Выпускник получит возможность научиться: -уважительно относиться к труду людей; -понимать культурно историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их; -понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги). Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Выпускник научится: -на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; -отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия); -применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); -выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. Выпускник получит возможность научиться: -отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; -прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно художественной задачей. Конструирование и моделирование Выпускник научится: -анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; -решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции; -изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. Выпускник получит возможность научиться: -соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток; -создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно эстетической информации; воплощать этот образ в материале. Практика работы на компьютере Выпускник научится: -выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно двигательного аппарата эргономичные приемы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини зарядку); -пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации; -пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами). Выпускник получит возможность научиться пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки. 2.Содержание учебного предмета «Технология» Название раздела Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Содержание раздела Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2—3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), еѐ использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинѐнный). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Конструирование и моделирование. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты). Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертѐж, эскиз, развѐртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертѐж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе. Практика работы на компьютере Информация, еѐ отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приѐмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приѐмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 3.Тематическое планирование учебного предмета «Технология», с указанием часов по каждой теме УМК «Планета знаний» 1 класс Тема урока Количество часов Раздел 1. Пластилиновая страна Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Пластилиновый мир и его законы Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов и х рационального и безопасного использования. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества. Волшебные превращения комочка пластилина. Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Пластилин – строитель. Лепка кубика, бруска, конуса Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Пластилиновая сказка. Раздел 2. Бумажная страна Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Законы бумажного мира. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Мозаика бумажной мостовой. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов выделение деталей (отрывание), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое), отделка изделия или его деталей (аппликация). Бумажные силуэты. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Бумажная история. Раздел 3. Кладовая природы Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Конструктор природа Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Кружево листьев Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Мозаика из семян Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Мастерская природы. Раздел 4. Страна волшебных ножниц Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Золотые ножницы Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (по трафарету), выделение деталей (резание ножницами), сборка изделия (клеевое). Вырезной конструктор Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба). Зимняя сказка из бумаги Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (по шаблону), выделение деталей (резание ножницами), сборка изделия (клеевое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, аппликация и др.). Бумажный карнавал Раздел 5. Город ткачей Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. На улице прядильщиков. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Иголка - вышивальщица. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Царство ткани Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинѐнный). Контроль и корректировка хода работы. Сердечный сувенир Раздел 6. Страна оригами Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: формообразование деталей (сгибание, складывание). Волшебный квадрат. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (по шаблону, трафарету), выделение деталей ( резание ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание. Цветочное оригами. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинѐнный). Праздничный плакат. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Бравая бумага. Раздел 7. Страна фантазия Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Выход в открытый космос. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Бумажные вестники мира Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Праздничные поделки 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31. 32. 33. Информация, еѐ отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Способы общения. Информация, еѐ отбор, анализ и систематизация. Важные телефонные номера. Правила движения. Компьютер. Интернет. 2 класс № п/п Тема урока Раздел 1. Творческая мастерская 1. Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Весѐлое тесто. 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Пластилиновая гравюра. 3. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинѐнный). 4. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Пластилиновые картины. 5. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Скульптурный мир 6. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинѐнный). Бумажный цветник 7. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Бумажный лоскуток. 8. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Удивительные приборы. 9. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Удивительные приборы. 10. Разметка деталей с опорой на простейший чертѐж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Твои творческие достижения. Раздел 2. Студия вдохновения 11. Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Древо жизни. 12. Общее понятие о материалах, их происхождении. Макаронная симфония. 13. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов 1 1 1 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. помощи малышам, взрослым и сверстникам Праздничное вдохновение. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (с помощью линейки, угольника), выделение деталей (резание ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), отделка изделия или его деталей (аппликация и др.). Удивительные половинки. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (с помощью линейки, угольника), выделение деталей (резание ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.). Бумажная бахрома. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Бумажные завитки Результат проектной деятельности – изделия. Творческие достижения Раздел 3. Конструкторское бюро Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Иголка-белошвейка. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: отделка изделия или его деталей (вышивка) Мастерская игрушек. Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Портновский переулок. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность). Портновский переулок. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (с помощью линейки, угольника), выделение деталей (резание ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), отделка изделия или его деталей (аппликация и др.). Деловая бумага Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Бумажная оранжерея. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Серебряное царство. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Твои творческие достижения Раздел 4. Поделочный ералаш Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Крылатые вестники. Общее понятие о материалах, их происхождении. Проволочная фантазия. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Способы получения, хранения, переработки информации. Помощник человека. Компьютер. Интернет. Информация, еѐ отбор, анализ и систематизация. Книжная фабрика Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Твои творческие достижения. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 3 класс Тема урока Раздел 1. Страна новаторов Использование измерений и построений для решения практических задач. Мастерская упаковки. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Мастерская упаковки. Подставка для карандашей Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертѐж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Занимательное градостроение. Игральный кубик. Чтение условных графических изображений. Чертежная мастерская. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам Путешествие в страну порядка. Одежное оригами Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Ремонт на необитаемом острове Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Домашние хлопоты. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Твои творческие достижения. Раздел 2. Страна нестандартных решений Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Танцующий зоопарк. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Марш игрушек. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Волшебная лепка. Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Скульптурные секреты. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду. Поход в гости. Подарки. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), еѐ использование в организации работы. Встречаем гостей. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Твои творческие достижения Результат проектной деятельности - праздник Новогодний огонѐк. Раздел 3. Страна умелых рук Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. № чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративнохудожественным и пр.). Колесные истории. Модели военной техники. Мастера и их профессии. Ателье игрушек. Помпон. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Игрушки и подушки. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративнохудожественным и пр.). Семинар раскройщиков. Сбор игрушки бильбоке. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Чем пахнут ремесла. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Контурная графика. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Любимые фенечки. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Творческие достижения Раздел 4. Страна высоких технологий Информация, еѐ отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Соблюдение безопасных приѐмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью. Использование рисунков из ресурса компьютера, программы Power Point. Город компьютерных художников. Использование рисунков из ресурса компьютера, программы Power Point. Занимательное черчение. Использование простейших средств текстового редактора. Аллея редакторов Использование рисунков из ресурса компьютера, программы Word. Улица виртуальных писателей Создание небольшого текста по интересной детям тематике. 4 класс Тема урока 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Количество часов п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Раздел 1. Страна технических профессий Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Типографические работы. Подготовка материалов к работе. Город воздушных потоков. Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Город испытателей. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), еѐ использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Весѐлая топография. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура). Город архитекторов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды. Город зодчих. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Город зодчих. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Твои творческие достижения. Раздел 2. Страна разработчиков идей Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды. Рачительный хозяин. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Студия здоровья. Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства). Город скульпторов. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Бульвар устроителей праздников. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Бисерная улица. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Твои творческие достижения. Раздел 3. Страна модельеров Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Ткацкая мастерская. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Ловец снов. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию. Деловой мир. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды. Курсы кройки и шитья. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Курсы кройки и шитья. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды. Город флористов. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Город джинсовой фантазии. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Твои творческие достижения. Школа дизайна. Раздел 4. Информационные технологии Соблюдение безопасных приѐмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Диалог с компьютером. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора Работа с простыми информационными объектами (текст): преобразование, создание, сохранение, удаление. Изготовление таблички. Работа с простыми информационными объектами (таблица): преобразование, создание, сохранение, удаление. Использование простейших средств текстового редактора. Графические редакторы - исправление реальности. Простейшие приѐмы поиска информации Способы получения, хранения, переработки информации. Печатные публикации. Информация, еѐ отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Что такое Интернет. Безопасность компьютера. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО). Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 УМК «Школа России» № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 1 класс Тема урока Раздел 1. Давайте познакомимся! Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Экскурсия в школьные мастерские Инструктаж по Т.Б. Общее понятие о материалах, их происхождении. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов). Организация рабочего места. Рукотворный мир как результат труда человека. Что такое технология. Изделия вокруг нас. Раздел 2. Человек и земля Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Природный материал. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Пластилин. Виды и способы соединения деталей. Пластилин. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Растения. Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Растения. Осенний урожай. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Бумага. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Изготовление изделий по рисунку. Бумага. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Насекомые. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинѐнный). Дикие животные. Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Новый год. Украшаем класс к Новому году. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Домашние животные. Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Такие разные дома. Несложный коллективный проект. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Посуда. Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности – изделия. Чайный сервиз. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Свет в доме. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (по шаблону), выделение деталей (резание ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое). Мебель. Общее понятие о материалах, их происхождении. Одежда. Ткань. Нитки. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Строчка прямым стежком. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей выделение деталей (резание ножницами), сборка изделия (ниточное), отделка изделия (аппликация и др.). Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями Изготовление изделий простейшему чертежу, схеме. Передвижение по земле. Раздел 3.Человек и вода Подготовка материалов к работе. Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Питьевая вода. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Несложный индивидуальный проект. Передвижение по воде. Раздел 4. Человек и воздух Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Использование ветра. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Полеты птиц. Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Полеты человека Раздел 5. Человек и информация Способы получения, хранения, переработки информации. Способы общения. Информация, еѐ отбор, анализ и систематизация Способы получения, хранения, переработки информации. Важные телефонные номера. Правила движения. Компьютер. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 2 класс Тема урока Раздел 1. Давайте познакомимся! Инструктаж по Т.Б. Материалы и инструменты. Раздел 2. Человек и земля Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Земледелие. «Выращивание лука» Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Подготовка материалов к работе. Посуда. Композиция из картона и ниток. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов. Приѐмы работы с пластилином. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Посуда. Тестопластика. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Работа с пластилином. Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) Народные промыслы. Хохлома. Папье-маше. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Народные промыслы. Городец. Аппликация из бумаги. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты). Народные промыслы. Дымка. Работа с пластилином. Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) Народные промыслы. Матрѐшка. Работа с текстильными материалами. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Выполнение изделия в технике рельефной картины. Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Конструирование. Игрушка. Подготовка материалов к работе. Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. Виды условных графических изображений: развѐртка. Результат проектной деятельности – изделия. Изготовление объѐмных изделий на основе развѐртки Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Строительство. Полуобъемная пластика. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Строительство. Полуобъемная пластика. Техника кракле Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку и по заданным условиям (функциональным, декоративно-художественным). Внутреннее убранство избы. Лепка. Изготовление изделий по рисунку. Внутреннее убранство избы». Плетение. Различные виды конструкций и способы их сборки. Внутреннее убранство избы». Конструирование. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2—3 народов). Народный костюм и особенности его украшения. Плетение. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты). Народный костюм. Аппликация. Общее понятие о материалах, их происхождении. Шитье. Работа ткаными материалами. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов. Вышивание. Работа ткаными материалами. Раздел 3.Человек и вода Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов. Рыболовство. Техника изонить. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Рыболовство. Композиция природными материалами. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.. Полуобъѐмная аппликация Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Раздел 4. Человек и воздух Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (с помощью линейки), выделение деталей (резание ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание.). Оригами. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу и по заданным условиям (технико-технологическим). Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование. Виды и способы соединения деталей. Использование ветра. Работа с фольгой. Раздел 5. Человек и информация Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Книгопечатание. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (с помощью линейки), выделение деталей (резание ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание.). Правила разметки по линейке. Информация, еѐ отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Поиск информации в Интернете. Правила набора текста. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 3 класс Тема урока Раздел 1. Здравствуй, дорогой друг! Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Путешествуем по городу Раздел 2. Человек и земля Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Архитектура. Различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Городские постройки. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Парк Композиция ИЗ природных материалов. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Изготовление объѐмной модели из бумаги. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, декоративно-художественным и пр.). Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Одежда. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Одежда. Изготовление тканей. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Одежда. Вязание. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Одежда . Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Одежда. Бисероплетение Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Кафе. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Кафе. . Разметка деталей с опорой на простейший чертѐж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Кафе. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Кафе. . Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Кафе. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Общее понятие о материалах, их происхождении. Магазин подарков Тесто пластика . Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Магазин подарков. Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Магазин подарков. Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Автомастерская Работа с картоном. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Автомастерская. Раздел 3. Человек и вода Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративнохудожественным и пр.). Мосты. Использование измерений и построений для решения практических задач. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение) Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; сборка, отделка изделия. Фонтаны Раздел 4. Человек и воздух Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Зоопарк Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Вертолѐтная площадка Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Воздушный шар Раздел 5. Человек и информация Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), еѐ использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Переплѐтная мастерская . Способы получения, хранения, переработки информации. Почта. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение) Кукольный театр Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративнохудожественным и пр.). 4 класс Тема урока Раздел 1. Человек и земля Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Инструменты и материалы Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративнохудожественным и пр.). Вагоностроительный завод Модель вагона Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинѐнный). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративнохудожественным и пр.). Полезные ископаемые Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Полезные ископаемые Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (техника). Автомобильный завод. Виды и способы соединения деталей. Автомобильный завод. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение) Монетный двор. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Фаянсовый завод. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Швейная фабрика. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), еѐ использование в организации работы. Скоро Новый год. Мягкая игрушка. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Использование измерений и построений для решения практических задач. Обувная фабрика. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно- Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. художественным и пр.). Деревообрабатывающее производство Виды и способы соединения деталей. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Кондитерская фабрика. Общее понятие о материалах, их происхождении. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Бытовая техника. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), еѐ использование в организации работы. Тепличное хозяйство. Раздел 2. Человек и вода Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Водоканал. «Фильтр для очистки воды» Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), еѐ использование в организации работы. Порт. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Узелковое плетение. Раздел 3. Человек и воздух Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу и по заданным условиям (технико-технологическим.). Самолѐтостроение. Ракетостроение Разметка деталей с опорой на простейший чертѐж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Ракета-носитель. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; проверка изделия в действии. Воздушный змей. Раздел 4. Человек и информация Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Издательское дело. Соблюдение безопасных приѐмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Оформление титульного листа. Работа с простыми информационными объектами; преобразование, создание, сохранение, удаление. Работа с таблицами Работа с простыми информационными объектами (текст); преобразование, создание, сохранение, удаление. Содержание книги. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33. 34. Использование рисунков из ресурса компьютера, программы Word . Содержание в текстовом редакторе Microsoft Word Подготовка материалов к работе. Переплетные работы. «Книга. Дневник путешественника» 1 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)