Российская Федерация
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19 (МАОУ СОШ № 19)
ул. П.Шаманова, 18
т. 366-86-68
Согласовано
Психолого- педагогический
консилиум
Протокол
№ ______от__________
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 19
__________________С. А. Белова
«____»__________________2021 г.
Рабочая программа педагога-психолога
«Психокоррекционные занятия с детьми ОВЗ»
5-9классы (вариант 7.1, 7.2)
г. Екатеринбург
1. Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273 ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерством образования науки РФ 17 декабря 2010
года № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 № 19644, с изменениями,
внесенными приказами:
приказ
29
Министерства
декабря
2014
образования
г.
№
Министерства образования и
«Об
утверждении
и науки
1644
«О
науки
РФ 17
федерального
Российской
внесении
Федерации от
изменений
декабря 2010 г.
государственного
в
Приказ
№ 1897
образовательного
стандарта основного общего образования»;
приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 "О внесении изменений в федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2010 г. № 1897" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937).
Фундаментального
ядра
содержания
общего
образования.
- М.
«Просвещение» 2010г.;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России. – М.: Просвещение, 2009г.;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
25.12.2018 №345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с внесенными
изменениями.
постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от
29.12.2010 № 189 (зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №
19993);
постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 24.11.2015 № 81 "О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения,
2
содержания в общеобразовательных организациях" (зарегистрированного в Минюсте России
18.12.2015 № 40154);
постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические
требования
к
условиям
осуществляющих
и
организации
образовательную
обучения
деятельность
и
по
воспитания
в
организациях,
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья» от 10 июля 2015 года N 26;
стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
Цель
курса:
оказание
психолого-педагогической
помощи
обучающимся
с
ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной
адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса,
коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи курса:
формировать, развивать, совершенствовать и корректировать познавательные процессы
(восприятия, внимания, памяти, мышления);
формировать позитивную учебную мотивацию;
развивать эмоционально-личностную сферу (в том числе снятие тревожности, робости,
агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие
коммуникативных способностей).
реализовывать
комплексное
психолого-медико-социального
сопровождение
обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК);
осуществлять информационно-просветительскую и консультативную работу с
родителями (законными представителями) обучающихся с ЗПР.
Рабочая программа для обучающихся 5-9 классов с
задержкой психического
развития (ЗПР) составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР, на основе
авторских программ «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)»
Локаловой Н.П., «Тропинка к своему Я (уроки психологии в средней школе (5-6 классы)»
Хухлаевой О.В., «Я – подросток. Программа уроков психологии», автора Микляева А. В,
пособие для школьного психолога. Программа составлена педагогом-психологом МОУ
«Зайковская школа №1»
Щитовой Н.В. Адаптирована для использовании
в МАОУ СОШ №19.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
3
образовательным стандартом общего образования и направлена на психолого-педагогическую
коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную
адаптацию.
Целевая группа – обучающиеся с задержкой психического развития варианта 7.1; 7.2,
имеющие недостатки в психологическом развитии, препятствующие получению образования
без создания специальных условий.
Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического
развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций,
вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных
факторов, что приводит к отставанию психической деятельности (термин предложен Г.Е.
Сухаревой в середине 60- х гг. прошлого века). Само понятие ЗПР употребляется по
отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью центральной нервной
системы,
либо
с
минимальными
органическими
повреждениями.
Клинические
и
психологические исследования, проведённые Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской
и
др.,
позволили
выделить
конституциональный,
четыре
соматогенный,
типа
задержки
психогенный,
психического
развития:
церебрально-органического
происхождения.
Симптомы ЗПР, как правило, не ярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте.
Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным
и опосредованным формам деятельности, ЗПР становится явной.
Физические и моторные особенности.
Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по
сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки
моторики, особенно мелкой.
Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой утомляемостью и
истощаемостью, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к
усвоению
знаний,
умений
и
навыков.
Отмечается
неспособность
к
устойчивой
целенаправленной деятельности.
Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны, в
следствие первичного нарушения темпа созревания поздно формирующихся лобных систем
мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоциональноволевой сферы, что
выражается в эмоциональной незрелости, несформированности
произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации
поведения (в частности, учебной), низкому уровню самоконтроля.
4
Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в
развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Нагляднодейственное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое. Имеют
затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между предметами и
явлениями. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и
предметов (им легче определить различия явлений противоположного характера).
Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен
запас видовых понятий.
Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является
снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской). Одни дети
практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это
медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы,
касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько
расторможены, многословны.
Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже
начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения и/или задержка темпа
развития отдельных сторон речи.
Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределение внимания. Как
следствие, наблюдается отвлекаемость во время учебного процесса и быстрая утомляемость.
Восприятие
имеет
низкий
уровень:
недостаточность,
фрагментарность,
ограниченность объема.
Память отличается малым объема, непрочностью и низкой продуктивностью
произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (знакомых слов,
легкого текста, однозначных
чисел) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении,
забывается полностью или неточностью и трудностью воспроизведения. Основной прием
запоминания механическая многократное повторение.
Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая) не сформирована
Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности затруднены.
Для детей характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно
повышенного фона настроения; повышенная внушаемость. Даже в младшем школьном
возрасте дети несамостоятельны и некритичны к своему поведению.
Эмоциональная или социальная депривация. Внешнее воздействие тяжелой
жизненной ситуации на развитие ребенка, когда не представлены условия для удовлетворения
его основных психических потребностей в полной мере и длительное время. Отмечается
фрустрация – блокада уже активизированной ранее удовлетворенной потребности.
5
Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления грубости,
импульсивности, расторможенности влечений.
Особенности обучения в школе.
Преобладающая ведущая игровая деятельность, низкий уровень самоконтроля, не
умение планировать и осуществлять целенаправленные усилия, направленные на достижение
поставленной цели ведут к частым пропускам уроков, невыполнение школьных заданий,
отставании в усвоении учебного материала, принятии ситуации неуспеха, формирование
отрицательного отношения к школе и не принятие ответственности за свои
поступки и поведение.
Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей
данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также
низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в
поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и
возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок, либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен,
раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив,
в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со
средой,
характеризующихся
как
состояние
хронической
дезадаптации,
ребёнок
самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Необходимость создания коррекционного курса для обучающихся с ЗПР обусловлена,
прежде всего, требованиями Российского законодательства, в части создания специальных
условий
обучения
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
образовательными стандартами (ФГОС) и рекомендациями специальной литературы.
Ребенок с ЗПР нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять
формированием его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей,
объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах.
Дети с ЗПР особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают
общественный опыт спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с
отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к
окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль
играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.
Основной
принцип
организации
коррекционно-развивающего
образовательного
процесса предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие
детей. Система образования детей с нарушениями в развитии предусматривает проведение
коррекционных занятий общей и предметной направленности.
6
Большое значение коррекционные занятия, представленные в программе, имеют для
повышения уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов предшествующего
развития и образования, работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и
навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная
подготовка
к
восприятию
нового
учебного
материала. Исходным
принципом для
определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип
единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть
правильно поставлены только на основе результатов комплексной диагностики и оценки
резервов возможностей ребенка. Выбор оптимальных средств и приемов коррекционнопедагогического воздействия невозможен без глубокого и всестороннего изучения причин
затруднений, возникающих у детей в процессе образования. Содержание занятий направлено
на развитие и коррекцию (исправление, восстановление) определенных функций, процессов,
способностей, навыков. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько
создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.
Коррекционно-развивающая
программа
способствует
развитию
внимания
формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух
или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является
формирование
у
них
опосредованного
запоминания.
Большое
значение
придается
всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ,
синтез,
обобщение,
абстрагирование,
установление
закономерностей,
формирование
логических операций. Постепенно закладываются основы абстрактного мышления. Не менее
важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни
понятийного, и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе
значительно повышаются. Особое внимание уделяется профессиональной ориентации
обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению преодолевать жизненные
трудности. Данная программа способствует освоению вербальных и невербальных каналов
передачи информации, развитию новых моделей поведения. Коррекционно-развивающие
занятия дают возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и
личностного развития детей. Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что развивающие
игры и упражнения в основном базируются на различных психодиагностических методиках.
Следует отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время
психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что
позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере.
Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные,
рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными
показателями для соответствующих возрастных групп методики. Коррекционно-развивающая
7
программа имеет непосредственную связь со всеми основными предметами общего
образования.
Основными принципами содержания программы являются:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов,
которые призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений
детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый
подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в
решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного
процесса.
Преемственность.
Принцип
обеспечивает
создание
единого
образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному
общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных
результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования,
необходимых обучающимся с ОВЗ для продолжения образования.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми, имеющими различные недостатки
в физическом и (или)
психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает
соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей)
детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми
образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей,
включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о
направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в
обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы.
Комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный медико-
психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда
специалистов (учитель-логопед, педагог- психолог, медицинские работники, социальный
педагог).
Основные формы и приемы обучения:
Интерактивная деятельность - деятельность обучает ребенка управлять своим
поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар, стимулирует
8
развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Общение
в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий
других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в
самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний.
Усложнение предъявляемых заданий от совместного выполнения заданий с подробным
инструктажем до творческих самостоятельных работ (учащимся предлагается самостоятельно
работать или придумать подобное задание).
Проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной программе. Это
обеспечивает их более высокую эффективность, так как позволяет осуществлять перенос
умений и навыков, полученных на занятиях, в ситуации школьного урока.
Использование методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент.
Для детей с ЗПР игровой мотив чаще всего является ведущим, а уровень учебной и школьной
мотивации достаточно низок. Кроме того, постоянные неудачи в школе способствуют
формированию либо заниженной самооценки, либо, наоборот, неадекватно завышенной. Детям
с низкой самооценкой соревновательный характер занятий позволит избавиться от страха
перед возможными неудачами, а учащиеся с завышенной самооценкой групповые
соревновательные задания и упражнения дадут возможность получить истинную оценку своих
возможностей.
Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение
физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы. Это условие является
обязательным при работе с детьми с ЗПР, так как дает возможность оптимально распределить
свою энергию, способствует снятию усталости и повышению работоспособности.
Использование упражнений на проверку внимания проводится с целью организации
внимания и установления обратной связи с учащимися.
3. Место коррекционного курса в учебном плане
Рабочая
программа
составляет
значительную
часть
содержания
программы
коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Наиболее велика
ее роль в подготовке базы для успешной социализации, формировании сферы жизненной
компетенции.
Рабочая программа полезна для освоения всех предметных областей, поскольку
недостатки со стороны основных познавательных процессов, саморегуляции, адаптивности, а
также несформированность школьной мотивации и (или) мотивационные искажения
препятствуют успешному обучению даже в специально созданных условиях.
Трудности освоения образовательной программы определяются недостатками со
стороны фонематического восприятия, зрительно- моторной координации, мелкой моторики,
слуховой памяти, а также организации и контроля деятельности. Существенное значение
9
имеют
и
патофизиологические
обусловленные
недостатки
произвольного
внимания,
приводящие к большому количеству ошибок (письмо слов, предложений, текстов). Общее
отставание темпов становления познавательной деятельности препятствует сознательному
усвоению и использованию разнообразных многочисленных правил, а легкие проявления
системного недоразвития речи затрудняют как понимание, так и самостоятельное
употребление слов.
Преодолению перечисленных трудностей способствуют упражнения на развитие
произвольной регуляции (ориентировку на листе тетради, слуховое сосредоточение,
удержание зрительного внимания и т.п.). Предусматриваются задания, направленные на
улучшение сформированности словесного опосредствования деятельности и поведения, для
чего используются упражнения на вербальное обозначение сходства и различия, активизацию
самостоятельного устного высказывания и пр. Предполагается, что умения, приобретаемые на
психокоррекционных занятиях, будут перенесены на программный материал предметов
«русский язык» и «литература». Данный развивающий блок имеет большое значение для детей
с тяжелыми нарушениями речи.
Трудности овладения математикой в значительной мере сопряжены с недостатками
пространственных представлений, соответственно, разделы работы по их коррекции являются
необходимыми и способствующими усвоению математических знаний, в первую очередь
основ геометрии.
Ошибки при решении математических примеров обусловлены в первую очередь
колебаниями внимания и несформированностью действий контроля. Упражнения по
совершенствованию произвольной регуляции, психотехнические упражнения (задания на
концентрацию, переключение внимания, удержание числовой информации) способствуют
минимизации подобных ошибок.
С психологической точки зрения эффективное решение арифметической задачи
предполагает отнесение ее к определенному типу, для которого установлен алгоритм решения.
Обучающиеся
с
ЗПР
из-за
замедленного
темпа
совершенствования
познавательной
деятельности еще не могут эффективно использовать алгоритмы решений в умственном плане.
Данные алгоритмы должны быть представлены детям в образных формах (модель, схема), с
четким выделением последовательности решения. В связи с этим в рабочую программу могут
быть включены и упражнения, психологически идентичные решению математических задач, в
качестве средства выполнения, которых может использоваться как словесное правило, так и
наглядная модель.
Трудности овладения знаниями по таким предметам как «Биология»,
«Химия», «География» обычно проявляются из-за недостаточного интереса к предметному и
социальному миру, малого объема знаний, низкой познавательной активности и трудности
10
самоорганизации. Благодаря психкоррекционным занятиям облегчается овладение этими
предметами.
Рабочая
программа
является
обязательной
составной
частью
коррекционно-
развивающей области комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР и реализуется во
внеурочное время. Курс рассчитан на 5 лет (5-9 классы), в каждом классе по 1часу в неделю.
Программа предназначена для учащихся 5-9 классов с задержкой психического развития.
Занятия по программе проводятся в подгрупповой и индивидуальной форме (по запросу
родителей) на базе ОУ. Программа рассчитана на 34 учебных часа, с периодичностью 1 раз в
неделю, время занятия в соответствии с СанПином составляет 20-40 минут.
Время и количество занятий может меняться, в зависимости от рекомендаций ПМПК.
Кроме того, в соответствии с потенциальными возможностями и особыми образовательными
потребностями, при возникновении трудностей освоения материала обучающимися с ЗПР
можно оперативно дополнить структуру коррекционной программы соответствующим
направлением работы.
4. Описание ценностных ориентиров содержания рабочей программы
коррекционного курса
Ценностные ориентиры рабочей программы отражают следующие целевые установки
системы основного общего образования:
-
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на
основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям; навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; уважения к окружающим, умения
слушать и слышать партнёра;
- развитие умения учиться: принятие и освоение социальной роли обучающегося,
формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; формирование
умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю,
оценке);
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о необходимом
жизнеобеспечении.
Реализация ценностных ориентиров основного общего образования в единстве
обучения и воспитания, познавательного и личностного развития для обучающихся с ЗПР и
ТНР на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия
обеспечивает эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития
обучающихся.
5. Планируемые результаты освоения коррекционного курса.
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и
11
определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР. В зависимости от формы
организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные,
метапредметные, предметные).
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
Положительное отношение к школе.
Принятие социальной роли ученика.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи
Способность к оценке своей учебной деятельности.
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с
усилиями, трудолюбием, старанием.
Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий
интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Регулятивные УУД:
Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки
для создания нового, более совершенного результата.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей.
Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД:
Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.
Использовать элементы причинно-следственного анализа;
Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
12
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации.
Коммуникативные УУД:
Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
Определение
собственного
отношения
к
явлениям
современной
жизни,
формулирование своей точки зрения.
Адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов. Конструктивно разрешать конфликтные
ситуации.
6. Содержание коррекционного курса
Рабочая программа психокоррекционной работы следующими направлениями:
Адаптация. В рамках работы по адаптации в пятом классе осуществляется принятие
социальной роли школьника, перешедшего из начального звена в среднее, ознакомление с
новыми правилами.
Коррекция познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических
функций
(формирование
мнемической
и
учебной
мыслительной
мотивации,
деятельности,
активизация
развития
сенсорно-перцептивной,
пространственно-временных
представлений).
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (работа по развитию
произвольной регуляции деятельности и поведения).
Развитие коммуникативных навыков и совместной деятельности (развитие способности к
13
взаимодействию с одноклассникам)
Диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Коррекционная работа по формированию интереса к себе и позитивного самоотношения.
Коррекционная работа по совершенствованию познавательной деятельности на учебном
материале.
При наличии у обучающихся индивидуальных особенностей, требующих психокоррекции или
коррекции индивидуальных пробелов в знаниях, педагог-психолог может заниматься с ними
индивидуально или в подгруппах, формирующихся на основе сходства имеющихся проблем.
Конкретное распределение часов на индивидуальные занятия устанавливается в зависимости
от результатов психолого-педагогической диагностики.
Содержание программы в 5 классе:
Диагностика ВПФ. Развитие высших психических функций: внимания, различных
видов мышления (логического, абстрактного, вербального и т.д.), памяти, воображения, речи.
Развитие пространственных представлений.
Развитие внутреннего плана действия.
Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.
Развитие эмоционально-волевой сферы: умения дифференцировать чувства, различать
эмоции. Развитие навыков договариваться, сотрудничать. Развитие личностной сферы:
рефлексия, самооценка. Развитие умения различать виды поведения. Познание своего
поведения.
Содержание программы в 6 классе:
Диагностика ВПФ. Развитие высших психических функций: внимания, различных
видов мышления (логического, абстрактного, вербального и т.д.), памяти, воображения, речи.
Развитие
пространственных
представлений.
Развитие
внутреннего
плана
действия.
Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.
Развитие эмоционально-волевой сферы: работа с тревожностью, агрессией. Работа с
конфликтами. Теоретические данные и практические навыки разрешения конфликтов.
Содержание программы в 7 классе:
Диагностика ВПФ. Развитие высших психических функций. Формирование учебной
мотивации. Снятие тревожности и других невротических комплексов. Развитие навыков
совместной деятельности и чувства ответственности за принятое решение. Формирование
навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и
саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование адекватной самооценки.
14
Содержание программы в 8 классе:
Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся.
Формирование учебной мотивации. Снятие тревожности и других невротических комплексов.
Развитие навыков совместной деятельности и чувства ответственности за принятое решение.
Формирование навыков построения внутреннего плана действий.
Овладение
приемами
самоконтроля
и
саморегуляции.
Развитие
рефлексивной
деятельности.
Развитие профессионального самоопределения. Представления человека о себе, своих
личных качествах, «Я — образ». Что такое искать своё «я»? В чем состоит индивидуальность и
неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Труд в жизни человека и общества.
Разнообразие
профессий.
Развитие
личности
и
профессиональное
самоопределение.
Составление словаря профессий. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности
характера и темперамента.
Содержание программы в 9 классе:
Определение уровня интеллектуального и личностного развития. Развитие высших
психических функций. Знакомство с методами тренировки внимания. Знакомство с методами
эффективного запоминания. Тренировки логического, визуального, структурного мышления.
Задание на креативность.
Развитие
профессионального
самоопределения.
Знакомство
с
профессиями,
востребованными в стране, регионе. Учебные заведения региона. Определение типа будущей
профессии, учитывая склонности, интересы, способности. Зависимость жизненных планов,
карьерных устремлений человека от состояния здоровья. Составление индивидуальной
траектории профессионального развития.
7. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
усвоение каждой темы 5 класс
N
Тема занятия
занятия
1
Диагностика
Раздел 1. Развитие ВПФ
2
Развитие внимания и
мышления
3
Развитие памяти
Содержание
Кол-во
часов
Диагностика ВПФ
1
Рефлексия собственных личных качеств. 1
Говорящая надпись.
Называйте и считайте. Три слова.
Составьте слова.
Запомни слова. Пиктограммы.
1
15
4
Развитие
пространственных
представлений.
Какие мы разные. Представьте куб.1
Замените цифры символами. Отгадайте
слова.
5
Развитие мышления.
Пары слов. Аналогии.
6
Развитие речи
Игра «Объясни слова разными
способами»
7
Развитие внутреннего
плана действия
Формирование
абстрагирования
и1
вербального (словесного) анализа. Я
узнаю себя. Муха.
Говорим по-марсиански. Объясните
греческие слова.
8
Установление
Развитие мышления.
1
закономерностей
и Я - ромашка. Необычные ножницы.
развитие
гибкости Найдите фигуры.
мышления
Развитие внимания вРазвитие гибкости мышления. Что я1
условиях коллективноймогу сказать о себе хорошее? Делаем
деятельности.
вместе. Способы применения предмета.
Выберите синонимы и антонимы.
9
1
10
Развитие
уменияРазвитие вербального мышления. Слово 1
дифференцировать
в зеркале.
чувства.
Подберите синонимы и антонимы.
Отгадайте чувство.
11
Учимся сравнивать.
12
Учимся различать
эмоции.
13
Развитие умения
Различать виды
поведения.
14
Познание своего
поведения.
15
Что я чувствую? Найдите фигуры.1
Одинаковые?
Противоположные?
Разные?
Какие бывают эмоции.
Переворот1
фигур. Измените форму, не меняя
содержания.
Найдите фигуры. Понимание пословиц. 1
Какое бывает поведение?
Развитие умения различать виды 1
поведения.
Найдите фигуры. Выразите разными
словами.
Учимся договариваться. Делаем вместе. Какое это понятие? Как 1
попросить и отказать.
16
Учимся сотрудничать.
Называйте и считайте. Учимся
рассуждать. А что сказал бы ты?
17
Развитие логического
мышления
Найдите лишнюю фигуру. Сравниваем 1
понятия. Вылепите фигуру
1
16
Игра «Логический поезд»
19
Развитие логического
мышления
Развитие внимания
20
Развитие воображения.
Придумайте
предметы.
Разделите 1
понятия. Говорящая надпись.
21
Развитие
пространственных
представлений.
22
Развитие
мышления.
Перекрёсток.
Деление
понятий.1
Вылепите фигуру
Переворот фигур. Найдите фигуры.
Измените форму, не меняя содержания.
Угадайте выражение лица
логического Развёртка
с
буквами.
Учимся 1
рассуждать. Говорящая надпись
23
Развитие
форм
мышления
логических «Рисуем в уме» в уме. Определите вид
вербального суждения.
Что я могу сказать о себе хорошее?
24
Развитие
мышления Замените цифры буквами. Измените 1
(гибкость и анализ черезформу, не меняя содержания. Угадайте
синтез)
выражение лица
18
1
Какие
слова
легче.
Стенографы.1
Замените символы цифрами. Объясните
поговорки.
1
Раздел 2. Эмоции, поведение, личностные особенности.
25
Учимся рассуждать.
Я - ромашка. Замените буквы цифрами. 1
Учимся рассуждать.
26
Мои
достоинства
недостатки.
27
Я повзрослел
28
Я и мои друзья
29
30
иНайдите фигуры. Учимся рассуждать.
Что я могу сказать о себе хорошее?
1
Осознание различия между агрессией и1
агрессивностью.
Работа со сказкой «Лабиринт души».
Работа в тетради «Я повзрослел».
Коллективное обсуждение «Символ
моего Я». «Спрячь игрушку».
Обсуждение проблем подростковой1
дружбы.«Самое
длинное»,«Красивые
поступки»,«Общая рука». Работа со
сказкой «Светлячок».
Я и мои эмоции
Работа с метафорическими картами «Я и1
все, все, все…», «Мир моих эмоций»,
обсуждение «Какую роль эмоции
играют в жизни человека»
Что такое уверенность к Обсуждение проблемы уверенности в 1
себе
себе «Мои качества», «Могу, хочу,
17
31
Тренируем уверенность в Практическое
себе
уверенности»
32
Умение сказать «Нет»
Ролевая игра «Я и компания»
33
Я - это личность
Обсуждение
«Личность
–
это?»,1
практическая работа « Как я вижу себя?
Как меня видя другие? Как я хочу,
чтобы меня видели?»
34
Итоговое занятие
Итоговая диагностика
Итого
занятие
«Карта 1
1
1
34часа
6 класс
N
Тема занятия
занятия
Содержание
Кол-во
часов
1
1
Диагностика
Диагностика ВПФ
2
Я повзрослел
3
Развитие памяти
Лабиринт
души
(Т.Шмидт). 1
Коллективное обсуждение. «Символ
Запомни слова. Пиктограммы.
1
4
5
Развитие
пространственных
представлений.
Развитие мышления.
Какие мы разные. Представьте куб. 1
Замените цифры символами. Отгадайте
слова.
Пары слов, Аналогии
1
6
Развитие речи
7
8
9
Игра
«Объясни
слова
разными 1
способами»
Развитие
внутреннего Формирование
абстрагирования
и1
плана действия
вербального (словесного) анализа. Я
узнаю себя. Муха.
Говорим
по-марсиански.
Объясните
греческие слова.
Развитие мышления.
1
Установление
закономерностей
и Я - ромашка. Необычные ножницы.
развитие
гибкости Найдите фигуры.
мышления
Развитие внимания вРазвитие гибкости мышления. Что я могу1
условиях коллективнойсказать о себе хорошее? Делаем вместе.
деятельности.
Способы
применения
предмета.
18
Выберите синонимы и антонимы.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
У
меня
агрессия
появилась «Агрессия и развитие» «Ассоциации»1
Работа со сказкой. Сказка про Рона.
«Покажи агрессию» «Кто из них
агрессивный», «Агрессивный продавец»,
«Отбросить старое, чтобы измениться»
Работа со сказкой. Время (О.Горбушина)
Работа в тетради.
«Моя реакция на агрессию «Как
поступить конструктивно?»
1
Конструктивное
«Чем недовольны родители?», «Чем
реагирование на
недовольны подростки?», «Подростки не
агрессию
понимают. Родители не понимают»,
«Учимся договариваться» Работа со
сказкой. Сказка про Крича
(М.Кирсанова)
Управление гневом
«Эпиграф занятия» «На приеме у1
психолога»«Мои маски»
Работа в тетради.«Рисунок маски»Работа
с притчей. «Дом масок»
Учимся договариваться «Эпиграф занятия»,«Портрет», «В чем 1
проблема?», «Ассоциации», «Символ
моей веры в себя». Работа со сказкой.
Про мальчика Неудоба.
Зачем человеку нужна «Копилка источников уверенности» ,1
«Мои источники уверенности» «Мои
уверенность в себе
ресурсы» Работа со сказкой. Молодое
дерево ( К. Ступницкая)
Диагностика ВПФ
1
Промежуточная
диагностика
Неуверенным в себе
«Я
горжусь»,
«Звезда1
самоуважения»,«Волшебное зеркало»
Работа со сказкой. На дне моря
(Н.Шилова)
Развитие
логического Найдите лишнюю фигуру. Сравниваем 1
мышления
понятия. Вылепите фигуру
1
Развитие
логического Игра «Логический поезд»
мышления
Развитие внимания
Какие слова легче. Стенографы. Замените 1
символы цифрами. Объясните поговорки.
Развитие воображения. Придумайте
предметы.
Разделите 1
понятия. Говорящая надпись.
1
Развитие
Перекрёсток. Деление понятий.
пространственных
Вылепите фигуру
представлений.
Переворот фигур. Найдите фигуры.
Измените форму, не меняя содержания.
Угадайте выражение лица
19
33
Развитие
логического Развёртка с буквами. Учимся рассуждать. 1
мышления.
Говорящая надпись
Развитие
логических «Рисуем в уме». Определите вид 1
форм
вербального суждения.
мышления
Что я могу сказать о себе хорошее?
1
Развитие
мышленияЗамените цифры буквами. Измените
(гибкость и анализ черезформу, не меняя содержания. Угадайте
синтез)
выражение лица
Что такое конфликт?
«Как выглядит человек в конфликте?» 1
«Конфликт - это хорошо или плохо?»
Конфликты в школе, дома, на улице
«Эпиграф» «Конфликтные ситуации»
Работа со сказкой. Сказка про цветной
снег.
1
Способы поведения в «Разыграем конфликт», «Как остаться
конфликте
спокойным». Работа со сказкой. Подумай
обо мне. «Конфликт как возможность»,
«Стиль входа в конфликт» , «Рисунок
моего стиля»
Готовность
к «Как выиграть обоим участникам1
разрешению конфликта конфликта?» «Попробуем договориться»
«В стране вещей»
Практическая работа
Практическая работа «Деловая игра1
«Конфликт»
Информация в нашей Обсуждение « Что такое информация ? 1
жизни?
Как информация влияет на жизнь
человека?»
Как
лучше
понять Практическая
работа
«Ораторское 1
информацию?
искусство»
Барьеры
на
пути «Препятствия»,
«Информационный1
информации
стенд», «Информация и человек»
Как я понимаю других? «Крокодил»,
«Вербальное
и1
невербальное общение», «Мое послание»
Итоговая диагностика
Итоговая диагностика
1
34
Итоговое занятие
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Подведение
итогов,
изученного материала.
закрепление 1
7 класс
N
Тема занятия
занятия
Содержание
Колво
часов
20
1
Вводное занятие.
Первичная диагностика
Знакомство, выработка и принятие 1
правил индивидуальной и групповой
работы,
создание
атмосферы
эмоционального комфорта. Принятие
ритуалов приветствия и прощания.
Определение
уровня
интеллектуального и личностного
развития обучающихся
2-3
Формирование учебной
мотивации
Занятия с элементами тренингов. 2
Снятие тревожности и других
невротических комплексов. Развитие
навыков совместной
деятельности и чувства
ответственности за принятое
решение. Формирование навыков
построения внутреннего плана
действий, овладение приемами
самоконтроля и саморегуляции.
Развитие
рефлексивной
деятельности. Формирование
адекватной самооценки.
2
Пиктограммы. Запомни слова.
Чередование способов
запоминания по кругу
Упражнения
на
развитие 2
внимания и анализ ситуаций с
проявлением внимательности как
свойства личности: «Лабиринт»,
«Графический диктант»,
«Корректурная проба», «Что
изменилось в рисунках»,
«Путаница»
Комплекс игр. Воображариум
2
4-5
6-7
8-9
10
11-12
Развитие различных видов
памяти: слуховой,
зрительной, вербальной
Развитие произвольности,
устойчивости,
распределения,
переключения
и
концентрации внимания.
Развитие сложных форм
мышления:
логического
мышления,
абстрагирование,
установление
закономерностей
Промежуточная
диагностика
Развитие сложных форм
мышления:
логического
мышления,
абстрагирование,
установление
закономерностей
Диагностика ВПФ
1
Практическая
работа 2
«Головоломка»,
Игра
«Где
логика?»
«В мире закономерности»
21
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-25
26-28
29-30
Развитие
словеснологического
мышления,
построения умозаключений
по аналогии.
Формирование адекватной
самооценки
Формирование
навыков
построения
внутреннего
плана действий
Пары
слов.
Аналогии. 2
Практическая
работа
«Я
писатель»
Агрессия.
Информационный блок –
что такое агрессия, какая
она бывает?
Тренинг «Я учусь владеть
собой».
1.Упражнение «Когда люди
злятся друг на друга»;
2.Упражнение
«Агрессивное существо»;
3.Притча «Небеса и ад»;
4.Упражнение
«Лист
гнева»;
5.Упражнение
«Эмоции
правят мной или я ими?»;
6.Притча «Про царя»;
7.Упражнение
«Как
управлять
своими
эмоциями»;
8. Упражнение «Вверх по
радуге»;
9. Упражнение «Выкинь»;
10.Упражнение
«Пушинка».
Диагностика
агрессивного
поведения учащихся.
«Маски», Мои положительные и 2
отрицательные качества.
Овладение
приемами 2
самоконтроля и саморегуляции.
Развитие
рефлексивной
деятельности.
2
Коррекция
агрессивного
поведения. Обучения навыкам 2
самоконтроля
Здоровый образ жизни.
Адаптивные
технологии 3
формирования
навыков
здорового образа
жизни у
подростков.
Творческие
мини- Развитие навыков совместной 3
проекты.(3-4 человека в деятельности
и
чувства
группе)
ответственности за принятое
решение.
Тренинг
позитивного Приведение
в
действие 2
мироощущения.
позитивно окрашенных реакций
на различные, в том числе
стрессовые ситуации в жизни
подростков.
22
31-32
Итоговая диагностика
33-34
Подведение итогов курса.
уровня 2
Определение
и
интеллектуального
развития
личностного
обучающихся
Рефлексия (лист достижений).
2
Тема занятия
Содержание
8класс
N
занятия
1
2-3
4-9
10-13
14-15
16-18
19-20
21-23
24-26
Кол-во
часов
Вводное занятие
Выработка и принятие правил 1
индивидуальной и групповой
работы, создание атмосферы
эмоционального комфорта.
Принятие ритуалов приветствия
и прощания.
Начальная диагностика
2
Определение уровня
интеллектуального и
личностного развития
обучающихся
Формирование учебной
Снятие тревожности и других 6
мотивации
невротических
комплексов.
Развитие навыков совместной
деятельности и чувства
ответственности за принятое
решение.
Формирование
навыков Овладение
приемами 4
построения
внутреннего самоконтроля и саморегуляции.
плана действий
Развитие
рефлексивной
деятельности.
Формирование адекватной «Маски», Мои положительные и
самооценки
отрицательные качества.
Развитие памяти
Развитие
различных
видов
памяти: слуховой, зрительной,
вербальной
Промежуточная
Определение уровня
диагностика
интеллектуального и
личностного развития
обучающихся
Развитие внимания
Развитие
произвольности,
устойчивости,
распределения,
переключения и концентрации
внимания
Развитие мышления
Развитие словесно-логического
мышления,
построения
умозаключений по аналогии,
абстрагирование, установление
закономерностей.
2
3
2
3
3
23
27-29
Мир моих возможностей
30-32
Развитие
профессионального
самоопределения
33
Диагностика на конец года
34
Итоговое занятие.
Представления человека о себе,
своих личных качествах, «Я —
образ». Что такое искать своё
«я»?
В
чем
состоит
индивидуальность
и
неповторимость
личности?
Самораскрытие, самопознание.
Труд в жизни человека и
общества.
Разнообразие
профессий. Развитие личности и
профессиональное
самоопределение. Составление
словаря профессий. Личностные
особенности и выбор профессии.
Особенности
характера
и
темперамента
Определение
уровня
интеллектуального
и
личностного
развития
обучающихся
Лист достижений
Тема занятия
Содержание
3
3
1
1
9класс
N
занятия
1
2-3
4-5
6-7
8-9
10-11
Кол-во
часов
Вводное занятие
Выработка и принятие правил 1
индивидуальной и групповой
работы, создание атмосферы
эмоционального
комфорта,
мотивации к занятиям. Принятие
ритуалов
приветствия
и
прощания.
Диагностика
Определение
уровня 2
интеллектуального
и
личностного развития, уровня
утомления и работоспособности.
Формирование
навыков Игры с цифрами. Предложения 2
построения
внутреннего наоборот. Упражнение «План
плана действий. Развитие действий»
рефлексивной
деятельности.
Развитие
навыков Создание условий для обращения 2
поведения в конфликтных подростков
к
собственному
ситуациях
опыту общения на модели
игровой ситуации
Развитие внимания
Знакомство
с
методами 2
тренировки внимания
Развитие памяти
Знакомство
с
методами 2
эффективного запоминания
24
12-15
Развитие мышления
16-18
Развитие
мышления
Промежуточная
диагностика
Психологическая
готовность к экзаменам
Мир моих возможностей
19-20
21-22
23-24
Тренировки
логического, 4
визуального,
структурного
мышления.
творческого Задания на креативность
3
25-28
Развитие
профессионального
самоопределения
29-30
Диагностика на конец года
31-32
Здоровый образ жизни.
33-34
Итоговое занятие
Проверка ВПФ
2
Тренинговые
занятия
по
подготовке к экзаменам.
Представления человека о себе,
своих личных качествах, «Я —
образ». Что такое искать своё
«я»?
В
чем
состоит
индивидуальность
и
неповторимость личности?
Самораскрытие, самопознание.
Знакомство
с
профессиями,
востребованными
в
стране,
регионе. Учебные заведения
региона.
Определение
типа
будущей профессии, учитывая
склонности, интересы,
способности.
Зависимость
жизненных планов, карьерных
устремлений
человека
от
состояния здоровья. Составление
индивидуальной траектории
профессионального развития.
Диагностика
ВПФ
и
эмоционально-мотивационной
сферы
Адаптивные
технологии
формирования
навыков
здорового образа жизни у
подростков.
Подведение
итогов
курса.
Рефлексия (лист достижений).
2
2
4
2
2
2
8.Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ
Важной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья является работа педагога-психолога с родителями.
В работе с родителями детей с ОВЗ педагог-психолог больше обращает внимание не
столько на формы работы, т.к. они не отличаются от работы с другими родителями (тренинги,
занятия, беседа, мини-лекции), сколько на содержание. Детям с ОВЗ нужна коррекция, а
родителям - психологическая помощь.
Рождение в семье ребенка с ОВЗ полностью меняет сложившийся уклад жизни, влияя
25
на ее качество, вызывая у родителей большую палитру эмоциональных реакций, которую
можно назвать «родительский надрыв».
Данное состояние имеет свою динамику и свои стадии развития:
1.
Стадия - страх, шок, растерянность и даже беспомощность перед сложившейся
ситуацией и будущим.
2.
Стадия - отрицание. Эта стадия проявляться по-разному: кто-то не хочет
признавать диагноз ребенка (например, «это не правда»), кто-то, признает проблему, но при
этом становятся неоправданным оптимистом в отношении положительного прогноза развития
и реабилитации ребенка, не понимая всей глубины проблемы (например, «мой ребенок еще
выправится, перерастет»).
3.
Стадия - депрессия. Наступает после осознания и понимания проблемы своего
ребенка, В этот период родители погружаются в глубокую печаль.
4.
Стадия - принятие, происходит осознание случившегося.
На какой бы из вышеперечисленных стадий ни находился родитель, педагог-психолог
должен выстраивать свои консультации таким образом, чтобы родитель почувствовал
поддержку и уходил с так называемым «ресурсом». Педагог-психолог, проводя работу с
родителями, действует под лозунгом:
«Помощь родителю есть помощь ребенку».
Данный лозунг продиктован тем, что жизненная позиция родителя и его ценностные
ориентации являются основой семейного воспитания, которое в свою очередь оказывает
влияет на становление образа «Я» ребенка и уже, как следствие, на его отношение к миру.
Именно в семье создаются уникальные условия, которые выстраиваются в основу для развития
личности ребенка в целом
Воспитательная работа родителей в семье - это, прежде всего, самовоспитание.
Следовательно, каждому родителю необходимо учиться быть педагогом, а значит учиться
принимать своего ребенка таким, какой он есть, и учиться управлять взаимоотношениями с
ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия
на ребенка.
Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого
делать, третьи не понимают зачем это нужно, однако во всех случаях
квалифицированная педагогическая
необходима
помощь, которая поможет в определении верного
пути:
как воспитывать,
чему учить,
как учить.
26
Следовательно, необходимым условием успешного коррекционно- развивающего
воздействия на ребенка является сотрудничество семьи и педагога-психолога.
Таким образом, задачами психолого-педагогической работы педагога- психолога с
родителями детей с ОВЗ являются
профилактика перегрузок, как выбор адекватного психофизическому развитию
ребенка режима труда и отдыха дома;
оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания и в решении
возникающих проблем;
выбор стратегии взаимоотношений с ребенком, учитывая его возрастные и
индивидуальные особенности, а также структуру нарушения его развития;
подготовка и включение родителей (официальных представителей ребенка) в
процесс решения коррекционно-развивающих задач.
Установление
общения
педагога-психолога
с
родителями
осуществляется
поэтапно:
Первый этап - создание доверительных, откровенных отношений с родителями,
(отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используется
беседа.
Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе
ставится следующая цель - обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям
ребенка.
Третий этап - решение следующих задач:
- получение родителями информации о воспитании и развитии ребенка;
- овладение родителями приёмами взаимодействия с ребенком;
- умение родителей замечать и принимать индивидуальные особенности ребенка;
- расширение у родителей знаний, касающихся игр, упражнений и других видов
взаимодействия и развития детей;
- индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам
деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность.
Таким образом, повышение компетентности родителей и формирование у них
адекватной оценки состояния своего ребенка является одним из главных ожидаемых
результатов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Содержание работы с родителями необходимо планировать в совокупности тем, плавно
проходящих через все линии развития ребенка, ибо следуя словам Л.С. Выготского:
«Специальное воспитание должно быть социальным». А именно,
задействовать такие темы как:
необходимо
«здоровье», «игра»,
27
«родительство».
Помимо запланированных, педагог-психолог проводит консультации также и по
запросу самих родителей.
Критерием результативности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
является оптимизация коммуникации родителя с ребенком.
Необходимо отметить, что только при условии активной деятельности, в которую
вовлечены педагог-психолог и родители ребенка с ОВЗ можно достичь целей: повышения
психологической культуры у родителей, степени принятия дефекта собственного ребёнка. А
при наличии должной старательности обеих сторон, терпения и сотрудничества можно
достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с
ОВЗ.
Что,
собственно,
и
продиктовано
общей
целью
психолого-педагогического
сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Темы консультаций для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. (возможные)
Детская агрессивность и ее причины.
1.
Самостоятельность ребенка во время выполнения домашних заданий. Как ее
развивать?
2.
Как развить у ребенка с ОВЗ интерес к чтению?
3.
Разногласия в семье и их влияние на учебные успехи ребенка.
4.
Ваш ребенок с ОВЗ в коллективе детей.
5.
Детский эгоизм. Как его преодолеть?
6.
Друзья в жизни ребенка с ОВЗ.
7.
8.
Причины и последствия детской застенчивости.
Роль
семейных отношений
в формировании
культуры общения
ребенк ОВЗ а с другими детьми.
9.
Социальная адаптация ребенка с ОВЗ а и ее результаты.
10.
Причины детского одиночествадетей с ОВЗ.
11.
Грубость и непонимание в семье.
12.
Друзья детей с ОВЗ – друзья или враги?
13.
Детско-родительские взаимоотношения детей с ОВЗ.
14.
Если ребенок с ОВЗ ворует.
15.
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
16.
Застенчивый
ребенок.
Проблемы
застенчивости
и
пути
ее
преодоления.
17.
Индивидуальные особенности обучающихся детей с ОВЗ.
28
18.
Искусство наказывать и поощрять детей с ОВЗ.
19.
Как научить детей с ОВЗ учиться.
20.
Как помочь родителям понять своего ребенка с ОВЗ.
21.
Как услышать и понять своего ребёнка
22.
Как помочь родителям понять своего ребенка
23.
Как научиться понимать ребенка
24.
Как организовать досуговую деятельность детей с ОВЗ.
25.
Как помочь ребенку в учебе с ОВЗ.
26.
Как помочь ребенку адаптироваться?
27.
Компьютер и дети: будьте осторожны!
28.
Как учить детей разного возраста обращаться с деньгами.
29.
Как
помочь
ребенку
наладить
взаимоотношения
с
одноклассниками?
30.
Как воспитывать ребенка с ОВЗ без наказания.
31.
Как избежать школьных неудач
32.
Как помочь ребенку учиться
33.
34.
Как заметить гения в вашем ребёнке
35.
Как научить ребенка с ОВЗ беречь деньги?
36.
Как приучить ребенка с ОВЗ самостоятельно выполнять домашнее задание
37.
Личностно профессиональное самоопределение детей с ОВЗ ;
38.
Личностно профессиональное самоопределение- и мотивация;
39.
Межличностные отношения с учащимися:
40.
Межличностные отношения в семье детей с ОВЗ;
41.
Надо ли учить ребенка вежливости?
42.
Наказания и поощрения детей с ОВЗ.
43.
Наказания детей. Какими им быть?
44.
Настоящее всегда важнее прошлого.
45.
О непослушании детей детей с ОВЗ.
46.
Особенности воспитания ребенка с ОВЗ мамой и папой.
47.
Особенности формирования навыка чтения у детей.
48.
Особенности адаптации ребенка к условиям обучения в школе.
Как найти общий язык с проблемным ребёнком
29
49.
Правила проведения социометрического исследования.
50.
Поддержка и внушение уверенности в себе детей с ОВЗ.
51.
Поощрение и наказание детей в семье.
52.
Профилактика неврозов у детей с ОВЗ.
53.
Причины неуспеваемости ребенка с ОВЗ.
54.
Профилактика компьютерной зависимости.
55.
Психологическая поддержка детей с ОВЗ
56.
Проблемы, возникающие у детей с ОВЗ в процессе обучения
57.
Профилактика неуспеваемости школьников.
58.
Профилактика жестокого обращения в семье.
59.
Повышение мотивации ребенка к школьному обучению.
60.
Психофизическая готовность ребёнка с ОВЗ к школьному обучению.
61.
Проблемы внимания детей с ОВЗ.
62.
63.
Правильная мотивация в учебе детей с ОВЗ.
64.
Помогите ребенку победить страх!
65.
Поможем ребенку сосредоточиться
66.
Плохая память детей с ОВЗ. Как ее развить?
67.
Родительское программирование.
68.
Роль семьи в развитии способностей детей с ОВЗ.
69.
Родительское программирование на неудачу детей с ОВЗ
70.
Ребенок с ОВЗ и телевизор.
71.
Роль школьной оценки в воспитании .
72.
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
73.
Разрешение конфликтных ситуаций в семье;
74.
Снижение уровня тревожности детей с ОВЗ
75.
Способы снятия нервно-психческого напряжения детей с ОВЗ.
76.
Стили семейного воспитания.
77.
Секреты успешного родителя.
78.
Система поощрений и наказаний в родительской педагогике.
79.
Трудности и ошибки воспитания. Пути их преодоления.
Помощь ребенку в подготовке домашних заданий.
30
80.
Трудности для взрослых и трудности для детей.
81.
Тревожность детей. К чему она может привести?
82.
Трудности и ошибки воспитания. Пути их преодоления.
83.
Учёт по профилактике и предупреждению проявления девиантного поведения.
84.
Язык взаимопонимания отца и матери.
85.
Я и компьютер.
86.
Я спокоен… или Способы борьбы со стрессом детей с ОВЗ.
87.
Уровень обучаемости школьников.
88.
Учим детей с ОВЗ общаться.
89.
Школьные трудности детей с ОВЗ.
90.
Школьная тревожность детей с ОВЗ.
31
91.
Эффективное взаимодействие в решении проблем обучающихся
группы риска.
92.
Эмоциональный компонент отношения матери к ребенку.
93.
Формирование у детей с ОВЗ уверенности в себе.
9. Описание учебно-методическогои материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение: классная доска, магнитная доска,
компьютер, колонки.
Литература:
1. Дереклеева Н.И Модульный курс учебной и коммутативной мотивации
учащихся или Учимся жить в современном мире. – М. : ВАКО
2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие
для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под
ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ Зак А.
3. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.:
ИНТЕРПРАКС
4. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе: 5-6
классы. Москва: Ось-89. – 128 с.
5. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М.
6. Микляева А. В. Я – подросток. Программа уроков по психологии.- СПБ:
Издательство «Речь».-336с.
7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.:
ВЛАДОС.
8. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5–6 классы) / О.
В. Хухлаева. – 5-е изд. – М.: Генезис. – 208 с.
9. Ясюкова Л.А.Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе.
Методическое руководство. Санкт – Петербург.