Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению и учета несовершеннолетних, употребляющих наркотические вещества (2)

Принято на педагогическом совете
Протокол № ^
от « ^
_______ 20Х/г.
Рассмотрено на заседании
Совета родителей
Протокол № ^
«
2(К^г.
Рассмотрено на заседании
Совета обучающихся
Протокол № '
« * * » ^ _______2(И^г.

Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению и учету
несовершеннолетних, употребляющих наркотические вещества, психоактивные
вещества и проведению с ними профилактической работы в МАОУ СОШ №19
1 этап. Выявление несовершеннолетних, употребляющих психоактивные и
наркотические вещества (схема 1).
В целях всестороннего обмена информацией между каждым ведомством системы
профилактики наркомании администрация МАОУ СОШ № 19 (далее Школа) обязана в
пределах своей компетенции выявлять несовершеннолетних, склонных к употреблению
наркотиков, а также незамедлительно информировать:
комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района г.
Екатеринбурга о несовершеннолетних, замеченных в употреблении
наркотических средств и психотропных веществ;
Управление образования Ленинского района Департамента образования Администрации
г. Екатеринбурга
о выявленных несовершеннолетних, обучающихся в образовательных
учреждениях, замеченных в употреблении наркотических средств и психотропных веществ;
органы опеки и попечительства - о несовершеннолетних, оставшихся без попечения
родителей или законных представителей, замеченных в употреблении наркотических средств и
психотропных веществ;
органы социальной защиты населения - о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи
государства
в
связи
с
наркозависимостью,
а
также
о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении, имеющих наркозависимых
членов семьи;
органы внутренних дел - о выявлении лиц, вовлекающих несовершеннолетних в
употребление наркотических средств и психотропных веществ, о фактах сбыта наркотиков в
образовательных учреждениях, местах досуга подростков и молодежи, а также о
несовершеннолетних,
склонных
к употреблению наркотиков;
органы и учреждения здравоохранения - о выявлении несовершеннолетних, замеченных
в употреблении наркотических средств и психотропных веществ, нуждающихся в
обследовании, наблюдении или лечении.
При этом Школа обязана обеспечить хранение и использование информации,
полученной от других органов и учреждений системы профилактики наркомании, в порядке,
обеспечивающем ее конфиденциальность.
Школой и органами и учреждениями системы профилактики совместно определяются и
принимаются меры, направленные на реабилитацию несовершеннолетнего, в целях
недопущения повторного употребления наркотических средств и психотропных веществ.

Схема 1. Выявление несовершеннолетних, употребляющих психоактивные и наркотические вещества, субъектами
системы профилактики

Управление образования
Ленинского района
Департамента образования
Администрации г.
Екатеринбурга

Г

Органы опеки
и попечительства

Органы
социальной
защиты населения

Органы
и учреждения
здравоохранения

Т
- выявляют обучающихся, в том числе посредством социально-психологического
тестирования, склонных к употреблению наркотиков, ведут учет таких
несовершеннолетних;
- незамедлительно информируют родителей, муниципальные органы,
осуществляющие управление в сфере образования, КДН и ЗП, органы внутренних
дел и органы по контролю за оборотом наркотиков

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
Ленинского района г. Екатеринбурга
координируют деятельности органов и учреждений системы профилактики

Органы
внутренних дел

Алгоритм действий педагогов и администрации Школы при подозрении, что
несовершеннолетний на территории организации находится в состоянии
наркотического опьянения
1. Незамедлительно поставить в известность о случившемся руководство
образовательной организации.
2. Незамедлительно сообщить родителям ребенка о случившемся
и пригласить их в образовательную организацию.
3. Отвести
ребенка
в
медицинский
кабинет
Школы,
в котором врач сможет оценить состояние ребенка и при необходимости вызвать
бригаду скорой медицинской помощи (освидетельствовать несовершеннолетнего
на состояние наркотического опьянения в государственном медицинском
учреждении возможно только с согласия и в присутствии родителей или законных
представителей). В случае отсутствия медицинского работника удалить
обучающегося из учебного класса и по возможности изолировать его
от остальных обучающихся и вызвать бригаду скорой медицинской помощи.
4. Незамедлительно сообщить в ОП №4 о выявленном факте потребления
наркотических средств обучающимся в целях принятия своевременных мер
по установлению причин и обстоятельств потребления наркотиков.
5. В случае отказа родителей ребенка от вызова бригады скорой
медицинской помощи порекомендовать им обратиться в кабинет медицинского
освидетельствования на состояние наркотического опьянения.
6. Информировать
родителей
о
государственных
медицинских
учреждениях, оказывающих квалифицированную наркологическую помощь
несовершеннолетним.
7. Обучающиеся, которые замечены в случаях употребления психоактивных
веществ, должны быть по согласованию с врачом Школы поставлены на
внутренний учет Школы.
Алгоритм действий при выявлении несовершеннолетнего, находящегося
в состоянии острого отравления наркотическими веществами
(психотропными, одурманивающими)
Признаками острого отравления являются: потеря сознания, резкая
бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс,
отсутствие реакции на раздражители, рвота.
При остром отравлении важно вовремя оказать первую помощь и вызвать
скорую медицинскую помощь.
Этапы оказания первой помощи при отравлении наркотическими
веществами (психотропными, одурманивающими):
1. Вызвать скорую медицинскую помощь.
2. Уложить пострадавшего с приподнятой верхней половиной туловища
и повернутой на бок головой.
3. Очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс.
4. Тщательно осмотреть состояния кожных покровов.

5. Следить за характером дыхания до прибытия врача.
6. При частоте дыхательных движений меньше 8-10 раз в 1 минуту сделать
искусственное дыхание «изо рта в рот».
Алгоритм действий педагога при возникновении подозрения, что
несовершеннолетний периодически употребляет наркотические вещества
1. Понаблюдать за обучающимся, не демонстрируя преувеличенного
внимания.
2. Постараться установить с ребенком контакт и корректно предложить ему
помощь.
3. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям (законным
представителям) несовершеннолетнего.
4. Порекомендовать родителям обратиться за консультацией к психологам
или социальным педагогам.
5. При подозрении на групповое потребление наркотиков провести беседы
с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить
в виде собрания с приглашением врача-психиатра, врача-нарколога, работника
правоохранительных органов.
6. Организовать индивидуальные встречи подростков и их родителей
с врачом психиатром-наркологом.
7. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности
анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций,
работающих в данном направлении.
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
Общие признаки начала употребления психоактивных и наркотических
веществ несовершеннолетними:
1) снижение интереса к учебе, к обычным увлечениям;
2) появляется отчужденность, эмоционально холодное отношение
к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость;
3) нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые
сменяются периодами неестественного благодушия;
4) компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более
старшего возраста;
5) эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения
больших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется
стремление занять деньги или отобрать их у более слабых;
6) частое общение и совместное времяпрепровождение с подростками,
которые замечены в употреблении наркотиков и (или) других психоактивных
веществ;
7) повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое
стремление с ними подружиться;

8) наличие таких атрибутов наркотизации как шприцов, игл, небольших
пузырьков, капсул из-под лекарств либо блистеров из-под таблеток, небольших
пакетов из целлофана или фольги, тюбиков из-под клея, пластиковых пакетов
от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от
одежды и изо рта;
9) изменение аппетита - от полного отсутствия до резкого усиления,
обжорства, периодическая тошнота, рвота;
10) наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий,
кистей рук, раздражение на коже, слизистых оболочках;
11) беспричинное сужение или расширение зрачков.
В момент употребления синтетических наркотических средств могут
наблюдаться:
кашель;
сухость во рту;
помутнение или покраснение склер глаз;
нарушение координации движения;
дезориентация во времени и пространстве;
головокружение;
учащенный пульс, сердцебиение;
тошнота, рвота.
Решающим
признаком употребления
подростком
психоактивных
и наркотических средств является выявление состояния наркотического
одурманивания, установленного врачом, в частности, врачом психиатромнаркологом.
Тактичность и осторожность в работе с несовершеннолетним, имеющим
наркологические проблемы, являются обязательным правилом, так как
необоснованные подозрения в употреблении наркотических веществ могут сами
по себе оказаться психотравмирующим фактором и, в свою очередь,
к их реальному употреблению.
При обнаружении надписи, которая содержит информацию о ссылке
на интернет-сайт (мэссенджеры), с помощью которого можно приобрести
наркотическое средство, или названия наркотических средств (это может быть
сленговое название) с указанием номера телефона на зданиях, сооружениях, либо
на прилегающей территории, необходимо проинформировать органы внутренних
дел, управляющую компанию (администрацию района или города) с целью
принятия мер по устранению данной надписи.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
1.
Собрать максимум информации о приеме наркотиков ребенком:
что принимал, сколько, как часто, с какими последствиями, степень тяги,
осознание или неосознание опасности;
об обществе или компании, где ребенок оказался втянутым в употребление
наркотиков.

2. Не проводить беседы, которые имеют нравоучительный характер,
содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, так как
они быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие
к своему поведению.
3. Обсудить свои наблюдения с ребенком, поддержать ребенка, проявив
уважение и заботу.
4. Не стоит верить заверениям, что он сможет решить проблему
самостоятельно, без специальной помощи, необходимо уговорить ребенка
обратиться к специалисту (не позволяйте подростку заниматься самолечением,
используя для этого медикаменты или иные способы, рекомендованные кем-то
из его окружения либо иными лицами).
2 этап. Комплексное сопровождение несовершеннолетних, употребляющих
психоактивные и наркотические вещества (схема 2)
1. Выявляют обучающихся, склонных к потреблению наркотиков, ведут
учет таких несовершеннолетних.
2. Незамедлительно информируют родителей (законных представителей) о
проблемах несовершеннолетнего, связанных с потреблением наркотиков.
3. Незамедлительно информируют органы внутренних дел и (или) органы
по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ:
о выявлении родителей (законных представителей) несовершеннолетних
и иных лиц, вовлекающих их в совершение правонарушений, связанных
с незаконным оборотом наркотиков;
о правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков,
совершенных несовершеннолетними либо совершенных иными лицами
на территории учреждений.
4. Информируют муниципальные органы, осуществляющие управление в
сфере образования, о несовершеннолетних, склонных к потреблению наркотиков.
5. Проводят с обучающимися, склонными к потреблению наркотиков,
индивидуальную
профилактическую
работу посредством
разработки
и реализации индивидуальной комплексной программы сопровождения
несовершеннолетних данной категории по разделам (направлениям):
образовательный, досуговый, трудовой, социально-психологический, лечебно­
профилактический и другие.
6.
Проводят
мероприятия
по
предупреждению
употребления
несовершеннолетними наркотических средств и психотропных веществ, в том
числе организуют семейное консультирование, привлекают группы родительской
поддержки, сотрудников аппаратов комиссий по делам несовершеннолетних
и защите их прав, центров социального обслуживания семьи и детей, органов
внутренних дел, врачей-наркологов.
7. Создают воспитательную систему, направленную на формирование
у школьников ценностных ориентаций, духовности, патриотизма, трудовой
мотивации.

8. Создают условия для саморазвития и самореализации личности
обучающихся во внеурочное время, развивают существующие, а также
организуют новые детские, подростковые, юношеские объединения по интересам.
9. Разрабатывают и внедряют общешкольные антинаркотические
мероприятия: тематические круглые столы, дискуссии и конференции, конкурсы
газет, выставок, плакатов, рисунков, беседы в классах с учетом возраста детей,
тематические классные часы с профилактической тематикой.
10. Обеспечивают реализацию программ и методик, направленных
на формирование у несовершеннолетних законопослушного поведения
и стремления к здоровому образу жизни.
11. Организуют проведение систематических медицинских комплексных
профилактических осмотров обучающихся.

Схема 2. Психолого-педагогическое, медицинское и социальное сопровождение несовершеннолетних,
употребляющих психоактивные и наркотические вещества


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».