Принято на педагогическом совете Протокол № ^ от « ^ _______ 20Х/г. Рассмотрено на заседании Совета родителей Протокол № ^ « 2(К^г. Рассмотрено на заседании Совета обучающихся Протокол № ' « * * » ^ _______2(И^г. Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению и учету несовершеннолетних, употребляющих наркотические вещества, психоактивные вещества и проведению с ними профилактической работы в МАОУ СОШ №19 1 этап. Выявление несовершеннолетних, употребляющих психоактивные и наркотические вещества (схема 1). В целях всестороннего обмена информацией между каждым ведомством системы профилактики наркомании администрация МАОУ СОШ № 19 (далее Школа) обязана в пределах своей компетенции выявлять несовершеннолетних, склонных к употреблению наркотиков, а также незамедлительно информировать: комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района г. Екатеринбурга о несовершеннолетних, замеченных в употреблении наркотических средств и психотропных веществ; Управление образования Ленинского района Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга о выявленных несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждениях, замеченных в употреблении наркотических средств и психотропных веществ; органы опеки и попечительства - о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, замеченных в употреблении наркотических средств и психотропных веществ; органы социальной защиты населения - о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с наркозависимостью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении, имеющих наркозависимых членов семьи; органы внутренних дел - о выявлении лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление наркотических средств и психотропных веществ, о фактах сбыта наркотиков в образовательных учреждениях, местах досуга подростков и молодежи, а также о несовершеннолетних, склонных к употреблению наркотиков; органы и учреждения здравоохранения - о выявлении несовершеннолетних, замеченных в употреблении наркотических средств и психотропных веществ, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении. При этом Школа обязана обеспечить хранение и использование информации, полученной от других органов и учреждений системы профилактики наркомании, в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность. Школой и органами и учреждениями системы профилактики совместно определяются и принимаются меры, направленные на реабилитацию несовершеннолетнего, в целях недопущения повторного употребления наркотических средств и психотропных веществ. Схема 1. Выявление несовершеннолетних, употребляющих психоактивные и наркотические вещества, субъектами системы профилактики Управление образования Ленинского района Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга Г Органы опеки и попечительства Органы социальной защиты населения Органы и учреждения здравоохранения Т - выявляют обучающихся, в том числе посредством социально-психологического тестирования, склонных к употреблению наркотиков, ведут учет таких несовершеннолетних; - незамедлительно информируют родителей, муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, КДН и ЗП, органы внутренних дел и органы по контролю за оборотом наркотиков Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района г. Екатеринбурга координируют деятельности органов и учреждений системы профилактики Органы внутренних дел Алгоритм действий педагогов и администрации Школы при подозрении, что несовершеннолетний на территории организации находится в состоянии наркотического опьянения 1. Незамедлительно поставить в известность о случившемся руководство образовательной организации. 2. Незамедлительно сообщить родителям ребенка о случившемся и пригласить их в образовательную организацию. 3. Отвести ребенка в медицинский кабинет Школы, в котором врач сможет оценить состояние ребенка и при необходимости вызвать бригаду скорой медицинской помощи (освидетельствовать несовершеннолетнего на состояние наркотического опьянения в государственном медицинском учреждении возможно только с согласия и в присутствии родителей или законных представителей). В случае отсутствия медицинского работника удалить обучающегося из учебного класса и по возможности изолировать его от остальных обучающихся и вызвать бригаду скорой медицинской помощи. 4. Незамедлительно сообщить в ОП №4 о выявленном факте потребления наркотических средств обучающимся в целях принятия своевременных мер по установлению причин и обстоятельств потребления наркотиков. 5. В случае отказа родителей ребенка от вызова бригады скорой медицинской помощи порекомендовать им обратиться в кабинет медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения. 6. Информировать родителей о государственных медицинских учреждениях, оказывающих квалифицированную наркологическую помощь несовершеннолетним. 7. Обучающиеся, которые замечены в случаях употребления психоактивных веществ, должны быть по согласованию с врачом Школы поставлены на внутренний учет Школы. Алгоритм действий при выявлении несовершеннолетнего, находящегося в состоянии острого отравления наркотическими веществами (психотропными, одурманивающими) Признаками острого отравления являются: потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции на раздражители, рвота. При остром отравлении важно вовремя оказать первую помощь и вызвать скорую медицинскую помощь. Этапы оказания первой помощи при отравлении наркотическими веществами (психотропными, одурманивающими): 1. Вызвать скорую медицинскую помощь. 2. Уложить пострадавшего с приподнятой верхней половиной туловища и повернутой на бок головой. 3. Очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс. 4. Тщательно осмотреть состояния кожных покровов. 5. Следить за характером дыхания до прибытия врача. 6. При частоте дыхательных движений меньше 8-10 раз в 1 минуту сделать искусственное дыхание «изо рта в рот». Алгоритм действий педагога при возникновении подозрения, что несовершеннолетний периодически употребляет наркотические вещества 1. Понаблюдать за обучающимся, не демонстрируя преувеличенного внимания. 2. Постараться установить с ребенком контакт и корректно предложить ему помощь. 3. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям (законным представителям) несовершеннолетнего. 4. Порекомендовать родителям обратиться за консультацией к психологам или социальным педагогам. 5. При подозрении на групповое потребление наркотиков провести беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача-психиатра, врача-нарколога, работника правоохранительных органов. 6. Организовать индивидуальные встречи подростков и их родителей с врачом психиатром-наркологом. 7. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в данном направлении. ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ Общие признаки начала употребления психоактивных и наркотических веществ несовершеннолетними: 1) снижение интереса к учебе, к обычным увлечениям; 2) появляется отчужденность, эмоционально холодное отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость; 3) нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия; 4) компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста; 5) эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения больших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых; 6) частое общение и совместное времяпрепровождение с подростками, которые замечены в употреблении наркотиков и (или) других психоактивных веществ; 7) повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться; 8) наличие таких атрибутов наркотизации как шприцов, игл, небольших пузырьков, капсул из-под лекарств либо блистеров из-под таблеток, небольших пакетов из целлофана или фольги, тюбиков из-под клея, пластиковых пакетов от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта; 9) изменение аппетита - от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства, периодическая тошнота, рвота; 10) наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражение на коже, слизистых оболочках; 11) беспричинное сужение или расширение зрачков. В момент употребления синтетических наркотических средств могут наблюдаться: кашель; сухость во рту; помутнение или покраснение склер глаз; нарушение координации движения; дезориентация во времени и пространстве; головокружение; учащенный пульс, сердцебиение; тошнота, рвота. Решающим признаком употребления подростком психоактивных и наркотических средств является выявление состояния наркотического одурманивания, установленного врачом, в частности, врачом психиатромнаркологом. Тактичность и осторожность в работе с несовершеннолетним, имеющим наркологические проблемы, являются обязательным правилом, так как необоснованные подозрения в употреблении наркотических веществ могут сами по себе оказаться психотравмирующим фактором и, в свою очередь, к их реальному употреблению. При обнаружении надписи, которая содержит информацию о ссылке на интернет-сайт (мэссенджеры), с помощью которого можно приобрести наркотическое средство, или названия наркотических средств (это может быть сленговое название) с указанием номера телефона на зданиях, сооружениях, либо на прилегающей территории, необходимо проинформировать органы внутренних дел, управляющую компанию (администрацию района или города) с целью принятия мер по устранению данной надписи. ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ 1. Собрать максимум информации о приеме наркотиков ребенком: что принимал, сколько, как часто, с какими последствиями, степень тяги, осознание или неосознание опасности; об обществе или компании, где ребенок оказался втянутым в употребление наркотиков. 2. Не проводить беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, так как они быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. 3. Обсудить свои наблюдения с ребенком, поддержать ребенка, проявив уважение и заботу. 4. Не стоит верить заверениям, что он сможет решить проблему самостоятельно, без специальной помощи, необходимо уговорить ребенка обратиться к специалисту (не позволяйте подростку заниматься самолечением, используя для этого медикаменты или иные способы, рекомендованные кем-то из его окружения либо иными лицами). 2 этап. Комплексное сопровождение несовершеннолетних, употребляющих психоактивные и наркотические вещества (схема 2) 1. Выявляют обучающихся, склонных к потреблению наркотиков, ведут учет таких несовершеннолетних. 2. Незамедлительно информируют родителей (законных представителей) о проблемах несовершеннолетнего, связанных с потреблением наркотиков. 3. Незамедлительно информируют органы внутренних дел и (или) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: о выявлении родителей (законных представителей) несовершеннолетних и иных лиц, вовлекающих их в совершение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; о правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных несовершеннолетними либо совершенных иными лицами на территории учреждений. 4. Информируют муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, о несовершеннолетних, склонных к потреблению наркотиков. 5. Проводят с обучающимися, склонными к потреблению наркотиков, индивидуальную профилактическую работу посредством разработки и реализации индивидуальной комплексной программы сопровождения несовершеннолетних данной категории по разделам (направлениям): образовательный, досуговый, трудовой, социально-психологический, лечебно профилактический и другие. 6. Проводят мероприятия по предупреждению употребления несовершеннолетними наркотических средств и психотропных веществ, в том числе организуют семейное консультирование, привлекают группы родительской поддержки, сотрудников аппаратов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, центров социального обслуживания семьи и детей, органов внутренних дел, врачей-наркологов. 7. Создают воспитательную систему, направленную на формирование у школьников ценностных ориентаций, духовности, патриотизма, трудовой мотивации. 8. Создают условия для саморазвития и самореализации личности обучающихся во внеурочное время, развивают существующие, а также организуют новые детские, подростковые, юношеские объединения по интересам. 9. Разрабатывают и внедряют общешкольные антинаркотические мероприятия: тематические круглые столы, дискуссии и конференции, конкурсы газет, выставок, плакатов, рисунков, беседы в классах с учетом возраста детей, тематические классные часы с профилактической тематикой. 10. Обеспечивают реализацию программ и методик, направленных на формирование у несовершеннолетних законопослушного поведения и стремления к здоровому образу жизни. 11. Организуют проведение систематических медицинских комплексных профилактических осмотров обучающихся. Схема 2. Психолого-педагогическое, медицинское и социальное сопровождение несовершеннолетних, употребляющих психоактивные и наркотические вещества