ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Основы предпринимательства» в 10-11 классах разработана на основе: авторской программы Симоненко В.Д. Основы предпринимательства. Сборник программно - методических материалов по экономике для общеобразовательных школ. Составитель Б.И.Мишин, Л.Н. Поташева и федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. Курс «Основы предпринимательства» направлен на расширение кругозора обучающихся о современном мире и роли предпринимательства в нем. На изучение предмета отводится: - в 10-м классе – 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год. - в 11-м классе – 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год. Основные требования к уровню подготовки учащихся Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы предпринимательства» на этапе среднего (полного) общего образования являются: • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации; • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.) • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»); • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. 1.Планируемые результаты освоения обучающимися элективного курса «Основы предпринимательства» Планируемые результаты: Предметные результаты: требования к предметным результатам освоения элективного курса «Основы предпринимательства» должны отражать: 1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; 2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности; 3) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; 4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; 5) сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты (бизнес-проекты) экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров; 6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социальноэкономических ролей (предпринимателя, а также потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика); 7) способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений; 8) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире. Общие и профессиональные компетенции, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины: • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем. • ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. • ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. • ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. • ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). • ПК 2.5. Читать чертежи средней сложности и сложных конструкций. • ПК 2.6. Обеспечивать безопасное выполнение различных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда. Планируемые предметные результаты В результате прохождения элективного курса «Основы предпринимательства» на уровне среднего общего образования: Основы предпринимательства (10-11 класс) Выпускник на углубленном уровне научится: Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: понимать: ✓ функции денег, ✓ банковскую систему, ✓ причины различий в оплате труда, ✓ основные виды налогов, ✓ организационно-правовые формы, ✓ виды ценных бумаг, ✓ факторы экономического роста. знать: ✓ организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, ✓ безналичные расчеты, осуществляемые предпринимательскими предприятиями, ✓ бизнес-планирование в деятельности предпринимателей, ✓ культуру предпринимательства, ✓ расчеты, осуществляемые предпринимательскими организациями, ✓ налогообложение предпринимательских организаций, ✓ сущность и виды ответственности субъектов предпринимательской деятельности, ✓ характеристики банкротства предпринимательских организаций приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем; описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики; объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли; и с п ол ь зо ва т ь п р и об р ет е н н ы е з н а н и я и у м е н и я в п р а к т и ч е с ко й деятельности и повседневной жизни д л я о р г а н и з а ц и и и о су щ ес т в л е н и я предпринимательской деятельности: - получение и оценка экономической информации; - со ставление бизне с-плана организации, - оценки собственных э ко н о м и ч е с к и х д е й с т в и й в к ач е с т в е п р е д п р и н и м а т е л я , потребителя, члена семьи и гражданина. Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. 2.Содержание программы 10 класс Тема 1. Становление предпринимательства (5 часов) Понятие и сущность предпринимательства. Функции и условии предпринимательской деятельности. Физические и юридические лица как субъекты предпринимательства. История предпринимательства в России. Виды предпринимательской деятельности. Организационноправовые формы предпринимательства. Понятие о индивидуальной предпринимательской деятельности. Малое предпринимательство. Государственная поддержка предпринимательства. Налогообложение малых предприятии. Тема 2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства (5 часа) Понятие о предпринимательской идее Банк предпринимательских идей. Технология принятия решений. Понятие о бизнес-плане. Функции и структура бизнес-плана. Проект создания собственного дела. Стратегия и тактика поведения на рынке. Понятие об инновациях и об инновационной деятельности. Внутренние и внешние причины нововведений. Технология выбора правильной идеи. Понятие об информационных технологиях в предпринимательстве, основные функции информационных технологии в предпринимательской деятельности. Основные программы, используемые в бизнесе. Интернет-технологии в деятельности предпринимателя. Тема 3. Барьеры предпринимательской деятельности (7 часов) Понятие о рисках в предпринимательской деятельности. Виды рисков. Методы управления рисками и составляющие процесса управления. Способы снижения риска в предпринимательской деятельности Государственное регулирование предпринимательской деятельности Формы государственного регулирования экономики. Позитивные и негативные условия вмешательства государства в экономику. Понятие о конкуренции. Формы рыночной конкуренции Ценовые и неценовые методы конкуренции. Типы конкурентного поведения на рынке. Понятие об антимонопольном регулировании, методы борьбы с конкуренции и обеспечения конкурентоспособности продукции. Себестоимость продукции. Виды, структура себестоимости. Калькуляция, статьи расходов для калькуляции продукции. Понятие о цене товара, классификация цен. Основные факторы и стратегии ценообразования. Методика образования цены. Налоги: понятия, цели и принципы налогообложения. Классификация налогов в РФ. Исчисление налогов на прибыль, НДС. Налог на доход физических лиц. Содержание программы 11 класс Тема 1. Прибыль как цель предпринимательства (6 часов) Прибыль как один из основных показателей успешности предприятия. Функции прибыли, главные показатели прибыли на предприятии Основные методы планирования прибыли. Распределение и использование прибыли предприятия. Понятие о финансовом менеджменте. Внутренние источники финансирования предприятия: прибыль, уставный и добавочный капитал, фонды специального назначения и целевого финансирования. Внешние источники финансирования предприятия: кредит, факторинг, эмиссия ценных бумаг. Использование финансовых ресурсов организации. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов: производительность труда, норма времени, норма выработки. Показатели эффективности использования материальных ресурсов: материалоемкость, материалоотдача, коэффициент использования материалов. Рентабельность предприятия. Показатели финансового состояния предприятия: платёжеспособность, кредитоспособность, финансовая устойчивость предприятия. Анализ готовой продукции: качество продукции, технологичность, технический эффект. Отчетность предприятия: налоговая, управленческая, финансовая, внутренняя. Формы и виды финансовой отчетности. Бухгалтерский отчет. Виды бухгалтерской отчетности на предприятии. Структура бухгалтерского баланса. Активы и пассивы предприятия. Понятие о счете, отражение на счетах бухгалтерских операции. Тема 2. Составляющие успешности предпринимательской деятельности (5 часа) Понятие о менеджменте. Основные элементы управления: объекты и субъекты управления, структура управления персоналом. Понятие о маркетинге. Основные функции и направления маркетинговых исследовании. Концепции маркетинга. Планирование ассортимента и организация сбыта. Послепродажный и послегарантийный сервис. Маркетинговое планирование. Личность предпринимателя. Понятие о рекламе. Функции и составляющие рекламы. Рекламодатели и рекламные агентства. Виды и средства рекламы. Общие требования к рекламе. Тема 3. Мотивация к предпринимательской деятельности (6 часов) Понятие о предпринимательском праве, правовая грамотность предпринимателя. Нормы и источники права. Ответственность предпринимателей: уголовная, административная дисциплинарная. Обучение предпринимательству в зарубежных странах. Бизнес-школы в США, Англии и Франции. Самоменеджмент предпринимателя, основные цели самоменеджмента. Основные этапы процесса самоменеджмента. Мотивация в деятельности предпринимателя. Внутренние и внешние мотивы деятельности. Моральное и материальное стимулирование. 3. Тематическое планирование 10, 11 класс № п/п Наименование разделов Количество часов 1 Становление предпринимательской деятельности 10 2 Производство товаров и услуг как основа предпринимательства 6 3 Барьеры в предпринимательской деятельности 14 4 Прибыль как цель предпринимательства 12 5 Составляющие успешности предпринимательской деятельности 10 6 Мотивация предпринимательской деятельности 12 Поурочное планирование 10 класс № урока Наименование разделов и тем ч Раздел 1. Становление предпринимательской деятельности (10 часов) 1-2 Что такое предпринимательство? История развития предпринимательства в России 2ч 3-4 Выбор вида деятельности 2ч 5-6 Организационно-правовые формы предпринимательство 2ч 7-8 Индивидуальное предпринимательство. Малое предпринимательство 2ч 9-10 Обобщение по теме «Становление предпринимательской деятельности» 2ч Раздел 2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства (10 часов) 11-12 Анализ контрольной работы. Предпринимательская идея 2ч 13-14 Что производить? Для кого производить? 2ч Дата Дата План Факт 15-16 Проект создания собственного дела 2ч 17-18 Я первооткрыватель! (инновационное предпринимательство). Информационные технологии в предпринимательстве 2ч 19-20 Обобщение по теме «Производство товаров и услуг как основа предпринимательства» 2ч Раздел 3. Барьеры в предпринимательской деятельности (14 часов) 21-22 Риски в работе предпринимателя 2ч 23-24 Государственное регулирование предпринимательства: препятствие или помощь 2ч 25-26 Конкуренты – враги или друзья? 2ч 27-28 Затраты предпринимателя. Цена товара. 2ч 29-30 Бремя налогов, или с государством надо делиться 2ч 31-32 Обобщение по теме «Барьеры в предпринимательской деятельности» 2ч 33-34 Итоговое занятие. Становление в предпринимательстве. 2ч Итого: 34 Поурочное планирование 11 класс № урока Наименование разделов и тем Количество часов Дата часов Раздел 1. Прибыль как цель предпринимательства (12 часов) 1-2 Образование прибыли предприятия 2 3-4 Источники финансирования предприятия 2 5-6 Основные показатели деятельности предприятия 2 7-8 Рост и развитие, или отчет и отчетность 2 9 -10 Основы бухгалтерского учета 2 Урок обобщения по теме «Прибыль как цель предпринимательства» 2 11 - 12 Раздел 2. Составляющие успешности предпринимательской деятельности (10 часов) 13 - 14 Анализ контрольной работы. Менеджмент, или управляй эффективно 2 15 - 16 Маркетинг, или советуйся с покупателями 2 17 - 18 Личность предпринимателя 2 19 - 20 Реклама 2 21 - 22 Урок обобщения по теме «Составляющие успешности предпринимательской деятельности» 2 Раздел 3. Мотивация предпринимательской деятельности (11 часов) 23 - 24 Анализ контрольной работы. Правовая грамотность предпринимателя 2 25 - 26 Обучение предпринимательству в зарубежных странах 2 27 - 28 Самоменеджмент в деятельности предпринимателя 2 29 - 30 Мотивация в деятельности предпринимателя 2 31 - 32 Урок обобщения по теме «Мотивация предпринимательской деятельности» 2 план факт 33-34 Итоговое занятие. Итого: Учебное и учебно-методическое обеспечение 2 34 1. Симоненко В. Д. Основы предпринимательства: Учебное пособие. — М.: Вита-Пресс, 2020. 2. Симоненко В. Д. Основы предпринимательства: Методическое пособие. — М.: Вита-Пресс, 2020. 3. Черняк В. 3. Введение в предпринимательство: Учебное пособие. — М.: Вита-Пресс, 2021. 4. Афанасьев Т.П., Ерошин В.И., Пуденко Т.И. Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие. – М.: ЗАО «КОНСЭК Примерная тематика рефератов для зачета 1. Выдающиеся Российские предприниматели. 2. Конкуренция и ее влияние на развитие предпринимательства. 3. Реклама как средство продвижения товара на рынке. 4. Технология эффективного управления предпринимательской деятельностью. 5. Технология и основные этапы составления бизнес-плана. 6. История бухгалтерского учета. Применение бухгалтерского учета в предпринимательстве. 7. Имидж делового человека. Создание имиджа фирмы. 8. Роль малого бизнеса в экономике государства. 9. Этика предпринимательства. 10. Деловой кодекс предпринимательства.