РП ЭК Финансовая грамотность. Финансовая культура 10-11 2023-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи изучения элективного курса «Финансовая грамотность.
Финансовая культура»
В

рамках

элективного курса

«Финансовая

грамотность.

Финансовая культура» предполагается обучение учащихся финансовой
грамотности с учетом их потребностей в финансовой социализации, опыта
взаимодействия с миром финансов.
Значительное

внимание

в процессе обучение

уделяется

формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации
финансовой информации из различных источников, решению финансовых
задача на грамотный и обоснованный выбор финансовых услуг, продуктов и
способов их оформления и использования, в том числе в цифровом формате.
Содержание

программы

ориентировано

на

дополнение

основных

общественно-научных предметов, таких как: обществознание,
история,география и нацелено на формирование финансовой грамотности у
учащихся10—11 классов на базовом уровне в пределах познавательных
способностейи потребностей молодых людей и девушек 16—18 лет.
В соответствии с этим в курсе «Финансовая грамотность.
Финансовая культура» актуализируются следующие цели:
Цели обучения:
•

приобретение опыта решения задач на управление личными
финансами учащимися 10—11 классов на основе практикоориентированного подхода с применением современных
информационных и цифровых технологий;

•

формирование финансовой грамотности у учащихся 10—11 классов
для принятия аргументированных решений на основе альтернатив в
цифровом мире.

Для достижения поставленных целей предлагается решение следующих
задач:
• раскрыть эволюцию денег и их роль денег в
современнойэкономике;

• познакомиться с практикой использования различных, в том числе
цифровых денег;
• освоить механизм управления личными финансами;
• изучить и применить инструменты сбережения и инвестирования в
всовременной экономике;
• познакомиться с процессами кредитования и заимствования
всовременной экономике;
• рассмотреть возможности применения современных, в том числе
цифровых технологий в процессе финансового планирования;
• определить возможности формирования современной личности
какусловия поиска себя в динамично меняющимся мире;
• исследовать финансовые возможности для реализации стартапа.
Общая характеристика учебного предмета
Элективный курс «Финансовая грамотность. Финансовая культура»
отражает современные тенденции развития образования, имеет тесные
межпредметные связи с курсами обществознания, истории, географии, а
также математики.
Учебный курс «Финансовая грамотность. Финансовая культура»
направлен на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных способностей
учащихся 10-11 классов.
Одним из основных видов деятельности, способствующих развитию
познавательного интереса, является исследовательская деятельность. В курсе
«Финансовая грамотность. Финансовая культура»» она осуществляется по
ключевым финансовым вопросам, актуальным в современном мире, на
основе личного участия обучающегося в определении проблемных
финансовых ситуаций, изучении способов решения выявленных проблем,
обсуждении и выборе варианта действий, проведении опросов в социуме,
подведении итогов исследования и др.

Развитие коммуникативных универсальных учебных умений
осуществляется в ходе организации интерактивного обучения, включающего
в себя создание учебных ситуаций для: отстаивания собственной позиции
учащимися, проведения исследований конкретных финансовых проблем,
формулирования выводов, аргументирования собственной точки зрения
учащимися, выполнения персональных задач, поставленных перед каждым
членом команды, участие в дискуссиях, сбор, структурирование и
представление информации в устной и письменной форме, оформление
результатов командного исследования и т. д.
Курс «Финансовая грамотность. Финансовая культура» базируется на
применении знаний и умений, приобретённых в процессе изучения
информатики и ИКТ. Обучающиеся используют эти знания и умения при
решении практических финансовых вопросов, например получении онлайнуслуг налоговых органов, коммерческих банков, страховых организаций.
Структура курса включает в себя теоретические положения и
практические задания, которые позволят обучающемуся закрепить знания,
полученные в ходе изучения конкретной темы курса. Содержание
образования обеспечивает подготовку учащихся к решению не только
текущих, но и перспективных финансовых задач.
В современном мире значимо формирование правового самосознания при
использовании финансовых продуктов с учётом возможных

угроз,

вызванных глобализацией и цифровизацией экономики.
Курс по финансовой грамотности в 10—11 классах требует деятельностного
подхода к обучению, в процессе которого у обучающихся формируется
финансовая компетенция.
Место учебного курса «Финансовая грамотность. Финансовая
культура» в
По

своей

структуре

учебном плане
Программа

является

общеобразовательной,предназначена для реализации на уровне среднего
общего образования.

Реализация Программы рассчитана на два года обучения (10—11 классы),
содержит вариативную часть и может быть предназначена для использования
во внеурочной деятельности, предполагает разные варианты формирования
календарно-тематического планирования.
Учебный курс «Финансовая грамотность. Финансовая культура»
составлен на основе требований к предметным результатам освоения
основной образовательной программы, представленной в федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования,
и рассчитан на общую учебную нагрузку в объеме:
70 ч (1 ч в неделю в течение двух лет).

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоениякурса
Результаты изучения учебного предмета «Финансовая грамотность.
Финансовая культура» на уровне среднего общего образования должны быть
ориентированы на применение знаний, умений в учебных ситуациях и
реальных жизненных условиях и отражать:
Личностные результаты обучения:
предполагающие формирование самостоятельности при принятии
финансовых решений в сфере управления личными финансами и
взаимодействия с финансовыми организациями, что

реализуется

посредством:
• осознания себя как участника финансовых ситуаций, требующих
принятия ответственных решений;
• личной оценки действий субъектов финансовых отношений;

• овладения навыками анализа финансовых отношений на основе их
моделирования в виде игровых ситуаций;
• готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере;
• готовности использовать возможности, существующие в цифровом
мире, для принятия финансовых решений.
Метапредметные результаты обучения, включающие:
Познавательные:
• освоение способов принятия финансовых решений в изменяющихся
условиях;
• организация сбора, обработки, анализа информации в различных
формах;
• овладение методами сравнения, обобщения, классификации,
формулирования выводов, исходя из конкретной финансовой ситуации;
• установление причинно-следственных связей, логической цепи
рассуждений, доказательств при обосновании выбора варианта
действий;
• формулирование гипотезы и её обоснование по дискутируемой теме.
Регулятивные:
• постановка цели действий в условиях решения конкретной
финансовойпроблемы;
• прогнозирование рисков использования цифровых денег, изменения их
стоимости, функций, видов;
• оценка достоинств и недостатков использования цифровых технологий
при достижении финансовых целей;
• контроль результатов использования, выбранного способа достижения
финансовых целей;
• корректировка процесса достижения финансовой цели с учётом
влиянияразличных факторов;
• оценка результатов реализации принятого финансового решения.

Коммуникативные:
• инициирование сотрудничества в поиске и сборе финансовой
информации;
• планирование, определение функций и способов взаимодействия
обучающихся в игровой форме при обсуждении возможностей для
успешного решения финансовых вопросов;
• выявление проблем в области управления личными;
• выявление черт сходства и различия, преимуществ и угроз

в

конкретных финансовых ситуациях;
• участие дискуссиях по финансовым вопросам, аргументация своей
точки зрения, уважительное отношение к позиции оппонентов;
• представление результатов анализа определённой

финансовой

проблемы в форме доклада, сообщения с использованием
возможностейИКТ.
Предметные результаты обучения:
освоение базовых понятий и знаний, отражающих устройство сферы
финансов в глобальном цифровом мире и способов действия человека в
нем, в частности: человеческий капитал, инвестирование, роботизация,
искусственный интеллект, компетенции будущего, Hard skills, Soft skills.
Деньги, природа цифровых денег, инфляция и дефляция, волатильность,
банковские карты, мобильный интернет-банк, электронные деньги и
кошельки. Телефонное и интернет-мошенничество. Потребности, желания,
финансовая цель, активы и пассивы, осознанные расходы, источники дохода
физического лица, правила составления финансового плана, финансовая
«подушка безопасности». Маховик сбережений. Депозит, простые и сложные
проценты, накопительный счёт, система ст рахования вкладов,
инвестирование, финансовые активы, облигации, акции, государственные и
корпоративные облигации, Производный финансовый инструмент, опционы,
фьючерсы, квалифицированный инвестор, брокер, индивидуальный
инвестиционный счёт, стратегия инвестирования, принципы финансовых

пирамид. Коммерческий банк, микрофинансовые организации, кредит,
кредитные карты, автокредитование, ипотека, кредитная история, кредитный
договор, банкротство физических лиц. Идентификация, персональные
данные, традиционная и биометрическая защита, единая система
идентификации и аутентификации, налоговая система, налог на имущество,
налог на доходы физических лиц, транспортный налог, социальные услуги и
льготы, пенсионная система, страховая и накопительная части пенсии.
Стартап, бизнес-план, бизнес-идея, маркетинговая стратегия, финансовый
план.
освоение предметных умений, включающих умения вести финансовые
расчёты, в том числе с использованием цифровых ресурсов и использовать
различную финансовую информацию для принятия решений.
освоение компетенций финансовой грамотности:
• оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных
компетенций;
• планировать инвестиции в себя и развитие Hard skills и Soft skills.
• различить разные типы денег, понимать сущность происходящих
процессов изменения стоимости денег, определять безопасность
операций;
• формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски;
планировать личные доходы и расходы;
• составлять план достижения финансовых целей и создания финансовой
«подушки безопасности»;
• оценивать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов,
платёжных карт, страховых программ и т. д.;
• видеть типичные ошибки при использовании базовых финансовых
услуг;
• понимать различия между финансовыми инструментами, оценивать
ихвозможности применения;

• различать банки и микрофинансовые организации (МФО), выбирать
наиболее выгодный вариант использования услуг по заимствованию
денег;
• оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть
возможные последствия;
• понимать специализацию и роль финансовых посредников в области
банковских, страховых и инвестиционных услуг, делать обоснованный
выбор наиболее подходящих услуг;
• понимать принципы работы налоговой и пенсионной систем,
пользоваться сайтами и личными кабинетами ФНС и ПФР;
• отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы
защиты от них;
• пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги;
• защищать персональную информацию различными способами;
• понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые
ресурсы и представлять возможные риски; формулировать идею
стартапа, понимать возможности финансирования (в зависимости от
конкретных условий);
• принимать осознанные решения при совершении операций с
денежными средствами, использовать на практике дистанционные
средства управления финансами;
• оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые
активы и человеческий капитал;
• расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и
приоритетами;
• оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый в
конкретных жизненных обстоятельствах;
• диагностировать действия организации как финансовой пирамиды;

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ. ФИНАНСОВАЯ КУЛЬТУРА»
Раздел 1. Личность в мире будущего
Знание и понимание
Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни.
Человеческий капитал. Инвестирование в себя. Роботизация. Искусственный
интеллект. Компетенции будущего. Hard skills и Soft skills.
Способы деятельности:
• оценивать и прогнозировать востребованность
профессиональныхкомпетенций
• оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые
активы и человеческий капитал
• планировать инвестиции в себя и развитие Hard skills и Soft skills.
Раздел 2. Деньги в цифровом мире
Знание и понимание
Деньги. Природа цифровых денег. Стоимость денег во времени. Инфляция и
дефляция. Волатильность. Банковские карты. Мобильный интернет-банк.
Электронные деньги и кошельки. Телефонное мошенничество. Скимминг.
Фишинг. Снифферинг.
Способы деятельности:
• различить разные типы денег, понимать сущность происходящих
процессов изменения стоимости денег, определять безопасность
операций
• отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы
защиты от них
• принимать осознанные решения при совершении операций

с

денежными средствами, использовать на практике дистанционные
средства управления финансами
Раздел 3. Моделирование личных финансов

Знание и понимание
Потребности и желания. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные
потребности. Влияние рекламы. Финансовая цель. Активы и пассивы.
Страхование рисков. Осознанные расходы. Источники дохода. Правила
составления финансового плана. Финансовая «подушка безопасности».
Способы деятельности:
• формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски;
планировать личные доходы и расходы;
• расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями
иприоритетами
• составлять план достижения финансовых целей и создания финансовой
«подушки безопасности»
Раздел 4. Инструменты сбережения и инвестирования
Знание и понимание
Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в

банке

(депозит). Простые и сложные проценты. Накопительный счёт. Гарантии
государства. Система страхования вкладов. Инвестирование. Финансовые
активы. Облигации. Акции. Государственные и корпоративные облигации.
П р о и з в од н ы й ф и н а н с о в ы й и н с т рум е н т. О п ц и о н ы . Ф ь юч е р с ы .
Квалифицированный инвестор. Брокер. Индивидуальный инвестиционный
счёт. Стратегия инве стирования. Доходно сть. Рыночные риски.
Диверсификация инвестиционного портфеля. Принципы финансовых
пирамид в цифровом мире.
Способы деятельности:
• видеть типичные ошибки при использовании базовых финансовых
услуг
• понимать различия между финансовыми инструментами, оценивать
ихвозможности применения
• оценивать

условия

предоставления

финансовых

видетьвозможные последствия их использования

услуг,

• понимать специализацию и роль финансовых посредников в области
банковских, страховых и инвестиционных услуг, делать обоснованный
выбор наиболее подходящих услуг
• оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый в
конкретных жизненных обстоятельствах
• диагностировать действия организации как финансовой пирамиды
Раздел 5. Инструменты кредитования и заимствования
Знание и понимание
Кредит. Кредитные карты. Карты рассрочки. Автокредитование. Ипотека.
Коммерческий банк. Микрофинансовые организации. Идеальный заёмщик.
Кредитная история. Кредитный договор. Способы погашения кредита.
Банкротство физических лиц.
Способы деятельности:
• оценивать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов,
платёжных карт, страховых программ и т. д.;
• видеть типичные ошибки при использовании базовых финансовых
услуг;
• различать банки и микрофинансовые организации (МФО), выбирать
наиболее выгодный вариант использования услуг по заимствованию
денег;
• оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть
возможные последствия;
Раздел 6. Сотрудничество с государством
Знание и понимание
Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт гражданина.
Персональные данные. Традиционная и биометрическая защита. Единая
система идентификации и аутентификации. Связь гражданина

с

государством. Налоговая система. Налог на имущество. Кадастровая
стоимость. Налог на доходы физических лиц. Транспортный налог.

Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы. Активный и
пенсионный возраст. Пенсионная система. Страховая и накопительная части
пенсии. Новая пенсионная формула.
Способы деятельности:
• понимать

принципы

работы

налоговой

и

пенсионной

систем,пользоваться сайтами и личными кабинетами ФНС и ПФР
• пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги
• защищать персональную информацию различными способами
Раздел 7. Создайте свой стартап
Знание и понимание
Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа. Бизнес-план. Бизнес-идея.
Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Особенности реализации идей.
Принятие решений в ситуации неопределённости.
Способы деятельности:
• понимать процесс реализации стартапа, оценивать
необходимыересурсы и представлять возможные риски;
• формулировать

идею

стартапа,

понимать

возможностифинансирования (в зависимости от конкретных условий)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕВИДЫ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(70 ч)
Тем
а

Виды
учебной
деятельности

Характеристика основных видов
деятельности

Введение (1 ч)
Вводный урок

Учебнопознавательная

Узнают особенности изучаемого предмета
и содержание курса; обсуждают цели и
задачи курса обучения

Раздел 1. Личность в мире будущего (7 ч)
1.1.

Учебно-

Анализируют важные жизненные этапы,

Скорость

познавательная

факторы и обстоятельства возможных

жизни в

,

ситуаций;

современно

у ч е б н о -

критерии успешности; составляют свой

ммире и

исследователь

условный сценарий жизни; формулируют

человечески

с кая

и высказывают свою точку зрения,

выделяют

йкапитал

приводят аргументы; анализируют

или

мнения других

планируйте

учащихся

жизнь на

Рассматривают понятие и разнообразие

перспективу

профессиональных
компетенций, необходимость их развития
и п од ход я щ е е в р е м я д л я э т о г о ;
анализируют понятие, важность и
своевременность инвестиций в
человеческий капитал; обсуждают
особенности человеческого капитала;
составляют личный план развития,
затрагивающий каждый элемент
человеческого капитала

Обсуждают навыки будущего, важность и
необходимость их развития для себя;
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы;
анализируют
мнения
учащихся;

других

систематизируют
знания
по
теме;
формулируют
своё
отношение
кобсуждаемым темам в письменной
форме
1.2.

Учебно-

Высказывают своё мнение о возможных

Профессии

познавательная

проблемах

будущего

,

искусственного интеллекта;

учебно-

сопоставляют факты развития науки и

практическа

обще ства и возникновения новых

я,учебно-

профессий;

проектная

востребованные профессии цифрового

использования

анализируют

мира, делают выводы о необходимости
развития навыков и компетенций;
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы;
анализируют мнения других
учащихся
Дискутируют о во стребованных
профессиях «сегодня» и «завтра»;
выделяют

особенности

фундамент а льного образования и
п р и в од я т а р г ум е н т ы д л я в ы б о р а
направлений фундамент ального
образования;

формулируют

и высказывают свою точку зрения,
приводят аргументы; анализируют
мнения других
учащихся

Анализируют результаты проведённого
о п р о с а , о б о б щ а ю т р е зул ьт ат ы и
сопоставляют полученный и ожидаемый
результаты
Представляют презентации или
устные
доклады
своей

как

результат

деятельности;

формулируют

и высказывают свою точку зрения,
приводятаргументы; анализируют мнения
других учащихся; со ставляют
предварительный
план своей жизни
Глава 2. Деньги в цифровом мире (12 ч)
2.1

Учебно-

Обсуждают этапы эволюции денег,

Эволюция

познавательна

п р и в од я т п р и м е р ы ; ф о р м и р у ю т

денег и их

я,учебно-

понимание понятия электронных денег;

стоимость

практическая

сравнивают

возможности

использования разных видов денег;
оценивают полученные знания и
умения; находят информацию об
изготовлении денег в
разные периоды истории
Сопоставляют факты из истории
становления финансовой системы,
находят закономерно сти, делают
прогнозы; узнают о способах подделки
разных видов денег, и возможностях
распознавания фальшивых банкнот;
показывают осведомлённость о
различных формах безналичных денег

Формулируют и высказывают свою
точкузрения, приводят
аргументы; анализируют мнения других
у ч а щ и хс я ; у з н а ю т о п р о ц е с с а х
и з м е н е н и я с т о и м о с т и д е н е г,
рассматривают примеры; оценивают
процесс инфляции с разных
позиций,
и

выделяют

положительные

отрицательные стороны
Обсуждают особенности

цифровых

денег, формируют личное отношение на
основании изученного материала;
формулируют и высказывают свою
точкузрения, приводят
аргументы;
анализируют мнения других учащихся
2.2.

Учебно-

Рассматривают кредитные карты,

Дистанционн

познавательна

у з н а ют н а з н ач е н и е отд е л ь н ы х

ыеспособы

я,учебно-

символов; обсуждают возможности

управлен

практическая

управления безналичными деньгами;

ия

анализируют взаимосвязь

деньгами

формирования номеров банковских карт
и их безопасного использования;
формулируют и высказывают свою
точку зрения; анализируют банковские
предложения о
выпуске банковских карт
Систематизируют информацию о
дистанционном
управлении безналичными деньгами;
работают с сайтами банков; работают с
м о б и л ь н ы м и п р и л оже н и я м и д л я
банковского обслуживания;
формулируют ивысказывают свою точку
зрения, приводят аргументы;
анализируют
мнения других учащихся

Дискутируют о процессе
и
обработки информации в
условияхцифрового
формулируют и

сбора

мира;

высказывают
свою
точку
зрения,
приводят
аргументы;
анализируютмнения других учащихся
Работают

совместно

с

одноклассниками, используя мобильные
приложения банков; делают выводы о
пользовании такими приложениями;
формулируют ивысказывают свою точку
зрения, приводят аргументы;
анализируют
мнения других учащихся
2.3. Риски и

Учебно-

Узнают способы мошенничества и

мошенники

познавательна

обсуждают

в

я,учебно-

защиты; дискутируют о правилах сбора

цифровом мире

практическая

и

способы

обработки

информации

пользователей, приводят аргументы и
рассматривают примеры; проводят
опрос окружающих людей о действиях
при получении подозрительных

смс-

сообщений, анализируют информацию и
делают
выводы

Обсуждают

телефонное

мошенничество, приводят
примеры,

разбирают возможные

ситуации; представляют результат
домашнего

задания; анализируют,

д е л а ю т в ы в од ы и о б с у ж д а ю т с
од н о к л а с с н и ка м и р е зул ьт ат ы ,
ф о рм ул и ру ют р е ком е н д а ц и и д л я
учащихся младших классов или
других возрастных групп

Обсуждают
приводят

скимминг,

примеры,
возможные
ситуации;
и

разбирают
собирают

информацию

формулируют советы для размещения на
листовке-предупреждении; анализируют,
делают
с

выводы

и

обсуждают

одноклассниками
результаты,
формулируют
для

рекомендации

учащихся младших классов или других
возрастных групп
Обсуждают фишинг
снифферинг,
приводят
разбирают

и

примеры,

возможные ситуации; систематизируют
информацию, ищут
дополнительные
сведения в случае
необходимости,
разрабатывают сценарий практического
занятия для учащихся младших классов;
обсуждают
с
одноклассниками
результаты
Раздел 3. Моделирование личных финансов (8 ч)
3.1. Определите

Учебно-

финансовые

познавательна
я

цели

,

Выявляют проблемы сопоставления
потребностей и финансовых
возможностей; обсуждают процесс

учебнопрактическая

достижения финансовых целей,
предлагают варианты
возможных
действий; анализируют функционал
мобильных приложений; формулируют и
высказывают свою точку зрения, приводят
аргументы; анализируют мнения других

учащихся
Высказывают своё мнение о
корректировке процесса достижения
финансовых целей, подбирают примеры,
рассматривают возможные ситуации;
работают в мобильных приложениях;
обсуждают результаты и делают выводы
Анализируют результаты исследований о
тратах людей в разных странах мира;
анализируют фактическую и
статистическую
информацию,
сопоставляют факты и выделяют
закономерности; проводят
сравнительныйанализ статей расходов,
формулируют
выводы
Сравнивают представленные темы,
выбирают наиболее интересную для
написания эссе; формулируют и
излагаютсвои мысли и умозаключения в
письменном виде согласно структуре
эссе(выдвигают тезисы, приводят
аргументы,
иллюстрируют примерами)

3.2.

Учебно-

Обсуждают изменения активов в

Управление

познавательная

доходами и

,

расходами

учебно-

высказывают свою точку зрения касаемо

практическая

изучаемых тем; коллективно выполняют

цифровом мире, приводят
примеры;

задания, аргументируя свои позиции;
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы;
анализируют

мнения других учащихся
Проводят оптимизацию активов и
пассивов на примере из
практической
работы, предлагают свой вариант,
узнаюто вариантах по
оптимизации
предложенных одноклассниками, и
обсуждают их перспективы;
обсуждают
возможности страхования рисков,
формулируют советы; составляют
личный
финансовый план; формулируют и
высказывают свою точку зрения,
приводятаргументы; анализируют
мнения других
учащихся
Обобщают знания о страховании рисков,
анализируют предложения разных
страховых компаний, выделяют
критерииоценивания и сравнивания;
представляютрезультат работы,
обосновывают выбор; формулируют и
высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы;
анализируют
мнения других учащихся

Обобщают информацию, делают
выводы;оценивают свои знания и
умения;
формулируют и излагают свои мысли и
умозаключения в письменном виде
согласно структуре эссе (выдвигают
тезисы, приводят аргументы,
иллюстрируют примерами)
Раздел 4. Инструменты сбережения и инвестирования (12 ч)

4.1.

Учебно-

Формирован

познавательная

Определяют цели и возможности
сбережений, определяют зависимость

ие

сбережений от доходов; узнают

сбережений

способысбережений, сравнивают их и

(сберегайте

оценивают

надёжно)

эффективность; формируют
индивидуальное отношение к
этим способам; описывают
возможности
интернет-сервисов и мобильных банков
для сбережений
Объясняют различия между депозитом и
накопительным счётом, выделяют
преимущества страхования; обсуждают
различия между депозитом и
накопительным счётом; формулируют и
высказывают свою точку зрения,
приводятаргументы; анализируют
мнения других
учащихся
Анализируют различные предложения
банков, выделяют критерии сравнивания
ивыбирают наиболее подходящий
вариант; формулируют и высказывают
свою точку зрения, приводят аргументы;
анализируют
мнения других учащихся

Обобщают знания о сбережениях,
обсуждают финансовые цели
человека,оценивают выбор действий
в разных
ситуациях; анализируют свои знания и
умения, формируют план
ближайшегоразвития; высказывают
своё мнение о

сбережениях
4.2. Грамотное

учебно-

инвестирован

практическая

ие
(инвестируйте
сумом)

Читают текст параграфа и смотрят видео,
выделяют и объясняют ключевые
понятия;обсуждают процесс
инвестирования,
используемые финансовые инструменты
ивиды инвесторов на фондовом рынке;
анализируют и описывают
индивидуальный инвестиционный
счёт;оценивают инвестиционный
портфель и
предлагают его возможные изменения
Узнают о возможностях начинающих
инвесторов, рассматривают
особенностипроцессов
инвестирования и способов
оптимизации; изучают возможности
открытия брокерского счёта на сайтах
разных банков; готовят доклады для
выступлений
Анализируют предложенные
практическиезадания, сопоставляют
данные и
принимают решения; формулируют и
высказывают свою точку зрения,
приводятаргументы; анализируют
мнения других
учащихся

Формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы;
анализируютмнения других учащихся;
подводят индивидуальный
промежуточный итог,
оценивают свои знания и умения
4.3. Риски

Учебно-

Узнают о финансовых пирамидах,

финансовы

познавательная

хпирамид

,

(остерегайте

учебно-

сь

практическая

финансовых
пирамид)

обсуждают принципы их
функционирования; анализируют
причиныраспространения финансовых
пирамид и их краха; формулируют и
высказывают
свою точку зрения, приводят
аргументы;анализируют мнения
других учащихся; формулируют
индивидуальную тему для
конференции
Представляют результат своей работы,
задают и отвечают на вопросы;
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы;
анализируютмнения других учащихся
Обобщают и систематизируют знания по
всем темам главы 4; составляют тест по
информации из этой главы; оценивают
полученные знания и умения
Систематизируют информацию о
мошенничестве (при
необходимости дополняют её из
других источников);
создают сценарий урока для одной из
представленных возрастных категорий с
учётом их особенностей; формулируют и
высказывают свою точку зрения,
приводятаргументы; анализируют
мнения других
учащихся

Глава 5. Инструменты кредитования и заимствования (12 ч)

5.1. Разумное

Учебно-

Актуализируют знания о потребностях

кредитование

познавательная

человека, сопоставляют потребности и

,
учебнопрактическая

количество денежных средств,
необходимых для их
удовлетворения;читают текст
параграфа, объясняют ключевые
понятия и рассматривают
принципы организации
процесса кредитования;
формируют образ идеального
заёмщика для банка;
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы;
анализируют
мнения других учащихся
Сравнивают и анализируют
банковские предложения по кредитам
и кредитным картам в разных банках,
самостоятельновыделяют критерии
сравнения;
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы;
анализируютмнения других учащихся
Анализируют ипотечное кредитование,
выделяют положительные и
отрицательные стороны; формируют
собственное отношение к проблеме;
объясняют ключевые понятия;
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы;
анализируютмнения других учащихся

Обсуждают подготовленные
учащимися доклады; формулируют и
высказывают свою точку зрения,
приводят аргументы;
анализируют мнения других учащихся;

оценивают проделанную работу и свои
знания и умения
5.2. Условия

Учебно-

кредита и займа

познавательная
,
учебно-

Рассматривают и анализирую образец
кредитного договора, обсуждают
условия,возможные нарушения и их
последствия; систематизируют знания о
договорах;

практическая

формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы;
анализируют
мнения других учащихся
Пользуются кредитным онлайнкалькулятором на сайтах разных банков,
анализируют возможности;
формулируюти высказывают свою точку
зрения,
приводят аргументы; анализируют
мнениядругих учащихся; принимают
решения
исходя из условий практических заданий,
объясняют свою позицию
Комментируют полученную из видео
информацию; принимают решение
исходя
из условий задания, объясняют выбор
своего решения; формулируют и
высказывают свою точку зрения,
приводят
аргументы; анализируют мнения других
учащихся

Сравнивают принципы заимствования
вбанках и МФО, выделяют
ключевые различия; узнают об
особенностях
коллекторской деятельности;
рассматривают процесс банкротства

физических лиц и условия возникновения
такого явления; оценивают свои знания
иумения
Проектн

учебно-

Выполняют проектную работу:

аяработа

проектн

придумывают идею для ролика; ставят

ая

задачи; составляют план действий для
реализации задач; распределяют
обязанности; составляют сценарий;
выполняют съёмки и монтаж видео;
представляют и обсуждают
результат;
проводят рефлексию проделанной работы

Раздел 6. Сотрудничество с государством (8 ч)
6.1. Грамотное

Учебно-

взаимодейств

познавательная

иес

,

государством

учебно-

Исследуют порталы и сайты, связанные
спредоставлением государственных
услуг;анализируют функционал и
оценивают перспективы развития таких
сайтов;

практическая

актуализируют знания о налогах,
обсуждают их виды, выясняют задачи
ипринципы работы налоговой
системы России; формулируют и
высказывают
свою точку зрения, приводят аргументы;
анализируют мнения других учащихся

Узнают о видах идентификации
личности в России и других странах,
обсуждают проблемы и перспективы;
дискутируют натему безопасности
персональных данных;анализируют
ЕСИА, описывают
функциональные возможности портала;
выполняют практическое задание;

проводят опрос о персональных данных и
средствах их защиты
Обсуждают особенности цифрового
мира,личности в нём и взаимодействия
личности с государством; обсуждают
результаты проведённого опроса;
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы;
анализируют
мнения других учащихся
Дополняют и актуализируют знания,
объясняют ключевые понятия темы,
формулируют выводы; формулируют и
высказывают свою точку зрения,
приводятаргументы; анализируют
мнения других учащихся; принимают
решения исходя из условий
практических заданий, объясняютсвою
позицию; оценивают свои знания и
умения
6.2.

Учебно-

Пенсионное

познавательная

обеспечение

,

(сам

учебно-

позаботьсяо

практическая

пенсии)

Актуализируют знания и собирают
дополнительную информацию о
пенсионной системе; обсуждают виды и
параметры пенсии, анализируют
факторы,определяющие размер пенсии;
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы;
анализируют
мнения других учащихся

Формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы;
анализируютмнения других учащихся;
представляют

результат своей работы; исследуют сайт
Пенсионного фонда РФ, описывают его
функционал; анализируют новую
пенсионную формулу
Анализируют возможности получения
двух пенсий одновременно;
формулируюти высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы;
анализируют мнения
других учащихся
Систематизируют знания, оценивают
умения; формулируют своё отношение к
изучаемой теме; формулируют и
излагают
свои мысли и умозаключения в
письменном виде согласно структуре эссе
(выдвигают тезисы, приводят аргументы,
иллюстрируют примерами)
Раздел 7. Создание стартапа (6 ч)
7.1.

учебно-

Рассматривают сущность стартапов и

Создание

практическа

идей для

я,учебно-

направления деятельности; выдвигают

стартапа

проектная

идеи для стартапов, обсуждают их и

историю возникновения такого

аргументируют; разрабатывают идею для
групповой работы над стартапом
7.2.

учебно-

Обсуждают необходимость

Планирован

практическа

планирования деятельности;

ие

я,учебно-

формулируют и высказывают свою точку

реализации

проектная

зрения, приводятаргументы;

стартапа

анализируют мнения других учащихся;
составляют план развития
стартапа

7.3. Принятие

Учебно-

предпринимате

познавательная

льских

,

представленные группами идеи

решений

учебно-

стартапов,

практическая

Рассматривают и анализируют

выделяют сильные и слабые стороны;
обсуждают возможные проблемы, с
которыми могут столкнуться
представленные стартапы; формулируют
и высказывают свою точку зрения,
приводят аргументы; анализируют
мнения других
учащихся
Обсуждают возможные способы
продвижения стартапов; исследуют
интернет-пространство в поисках
сайтов для продвижения стартапов,
анализируютих функциональные
возможности;
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы;
анализируют
мнения других учащихся

Повторение, обобщение курса (2 ч)
Проверяем

Учебно-

Обобщают

и

свойуровень

практическ

систематизируют проделанную работу,

финансовой

ая

ф о р м ул и р у ю т о с н о в н ы е в ы в од ы ;

грамотности

формулируют и высказывают свою точку

(2ч)

зрения, приводят аргументы;
анализируют мнения других учащихся

анализируют мнения других учащихся
Рефлексия:
чему
я научился
назанятиях
по

Учебнопознавательная
,
учебно-

финансовой
грамотности

исследовател
ьская

(2ч)
Резерв времени (2 ч)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс

№

Тема занятия

Кол
иче
ств
о
час
ов

Введение(1ч.)
1

Особенности курса «Финансовая грамотность. Цифровой мир»

1

Личность в мире будущего (7ч.)
2-3

Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни.

2

4-5

Человеческий капитал. Инвестирование в себя.

2

6-7

Роботизация. Искусственный интеллект. Компетенции будущего. 2
Hard skills и Soft skills.

8

Компетенции будущего. Hard skills и Soft skills.

1

Деньги в цифровом мире (12ч.)
9-10

Деньги. Природа цифровых денег. Стоимость денег во времени.

2

11-12

Инфляция и дефляция. Волатильность.

2

13

Банковские карты.

1

14-15

Мобильный и интернет-банк.

2

16-17

Электронные деньги и кошельки.

2

18-19

Телефонное мошенничество.

2

20

Скимминг. Фишинг.

1

21

Снифферинг.

1

Моделирование личных финансов (8ч.)
22-23

Потребности и желания.

2

24-25

Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные потребности.

2

26-27

Влияние рекламы.

2

28

Финансовая цель. Активы и пассивы.

1

29-30

Страхование рисков. Осознанные расходы.

2

31

Источники дохода.

1

32

Правила составления финансового плана.

1

33

Финансовая «подушка безопасности».

1

Итоговое повторение (1 ч.).
34

Итоговое повторение

1

Ито
г о
3 4
час
а

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс
Инструменты сбережения и инвестирования (13ч.)
1

Маховик сбережений. Активный и пассивный доход.

1

2

Активный и пассивный доход.

1

3

Вклад в банке (депозит). Простые и сложные проценты. 1
Накопительный счёт. Гарантии государства.

4

Простые и сложные проценты.

1

5

Накопительный счёт.

1

6

Гарантии государства.

1

7

Система страхования вкладов. Инвестирование. Финансовые 1
активы.

8

Облигации. Акции. Государственные и корпоративные облигации.

9

Производныe финансовыe инструменты. Опционы. Фьючерсы. 1
Квалифицированный инвестор.

10

Брокер. Индивидуальный инвестиционный счёт.

1

11

Стратегия инвестирования. Доходность. Рыночные риски.

1

12

Диверсификация инвестиционного портфеля.

1

13

Принципы финансовых пирамид в цифровом мире.

1

1

Инструменты кредитования и заимствования (9ч.)
14

Кредит.

1

15

Кредитные карты. Карты рассрочки.

1

16

Автокредитование.

1

17

Ипотека.

1

18

Коммерческий банк.

1

19

Микрофинансовые организации.

1

20

Идеальный заёмщик. Кредитная история.

1

22

Кредитный договор. Способы погашения кредита.

1

23

Банкротство физических лиц.

1

Сотрудничество с государством (7ч.)
24

Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт 1
гражданина.

25

Персональные данные. Традиционная и биометрическая защита.

1

26

Единая система идентификации и аутентификации.

1

27

Связь гражданина с государством. Налог на доходы физических 1
лиц. Транспортный налог.

28

Налоговая система. Налог на имущество. Кадастровая стоимость.

29

Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы. Активный и 1
пенсионный возраст. Пенсионная система. Страховая и
накопительная части пенсии. Новая пенсионная формула.

1

Создайте свой стартап (4ч.)
30

Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа.

1

31

Бизнес-план. Бизнес-идея.

1

32

Маркетинговая стратегия.

1

33

Финансовый план. Особенности реализации идей. Принятие 1
решений в ситуации неопределённости.
Итоговое повторение (1 ч.).

34

Итоговое повторение.

1

Итого 34 часа

У ч е б н о - м е т од и ч е с к о е и м ат е р и а л ь н о - т ех н и ч е с к о е
обеспечениеучебного процесса
Для проведения большинства занятий не требуется специального
оборудования, однако хорошим дополнением будет наличие у обучающихся
персональных компьютеров с выходом в Интернет или проектора с экраном с
выходом в Интернет. Данные возможности позволяют наглядно
иллюст рировать функционирование определённых финансовых
инструментов, показывать учащимся различные сайты финансовых

организаций, научить пользоваться различными финансовыми
калькуляторами, агрегаторами финансовой информации.
Интернет-ресурсы
1. URL: https://вашифинансы.рф — совместный проект Министерства
финансов и Роспотребнадзора, огромная коллекция материалов по
финансовой грамотности для населения России. Школьникам стоит
обратить особое внимание на разделы «Детям и молодёжи о
финансах» и «Финансовые калькуляторы».
2. URL: https://fincult.info — портал о финансовой культуре,созданный
Банком России. Школьникам стоит обратить особое внимание на
разделы «Всё о финансах» и «Сервисы».
3. URL: https://хочумогузнаю.рф — коллекция материалов по
финансовой грамотности. Школьникам стоит обратить особое
внимание на разделы «Финансовые услуги» и «Интерактив».

4. URL: https://fingram.oc3.ru — интерактивный практикум «Понимаю
финансовый договор» от компании ОС3 поможет понять свои риски
перед приобретением различных финансовых услуг.
5. URL: http://www.financialfootball.ru — онлайн-игра «Финансовый
футбол» от компании VISA и Российской экономической школы.
6. URL: http://happy-finance.ru — настольная игра по финансовой
грамотности.
7. Единая система идентификации и аутентификации. URL: https://
esia.gosuslugi.ru.
8. Пенсионный фонд РФ. URL: http://www.pfrf.ru/.
9. Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru.

Дополнительная литература
1. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для
детей / Е. Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2020.
2. Шефер, Б. Мани, или Азбука денег / Б. Шефер. — М. : Попурри,
2019.
3. Гейл, К. Начинающий инвестор. Руководство по накоплению и
инвестированию для смышлёных детей / К. Гейл, Д. Хонинг. — М. :
Манн, Иванов и Фербер, 2021.
4. Учебно-методический комплект по финансовой грамотности,
разработанный в рамках Проекта Минфина России для 10—11
классов (2022).
5. Чумаченко, В. В. Основы финансовой грамотности / В. В.
Чумаченко, В. П. Горяев. — М. : Просвещение, 2020.
Учебно-методические материалы для учителя

1. URL: https://вашифинансы.рф — помимо разделов, указанных в
списке информационно-образовательных ресурсов, учителям
стоит обратить особое внимание на раздел «Библиотека».
2. URL: https://fincult.info — помимо разделов, указанных в
списке информационно-образовательных ресурсов, учителям
стоитобратить особое внимание на раздел «Преподавание».
3. URL: https://fmc.hse.ru/ — сайт Федерального методического
центра Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики». Представлены видеолекции для
учителей по финансовой грамотности, а также банк
методических разработокучителей.
4. URL: http://edu.pacc.ru — образовательные проекты по
финансовой грамотности компании ПАКК. Особенно
интересны материалы проектов «Финансы в кино», «Финансы
и литература», «Финансы и математика».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».