РП Краеведение с проектной деятельностью 9, 2023-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
О Б Щ А Я Х А РА К Т Е Р И С Т И К А П Р Е Д М Е Т Н О Г О К У Р С А
«КРАЕВЕДЕНИЕ С ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»
Место предмета «Краеведение с проектной деятельностью» в системе
ш ко л ь н о го о б р а з о в а н и я о п р е д е л я е т с я е го п о з н а в ат е л ь н ы м и
мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в
становление личности молодого человека. Данный курс представляет
собирательную картину жизни людей во времени, их социального,
созидательного, нравственного опыта. Служит важным ресурсом
самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от
уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. Предметный курс
«Краеведение с проектной деятельностью» дает возможность познания и
понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Программа составлена на основе методических рекомендаций Изучение
истории родного края в рамках учебного предмета «История» и во внеурочной деятельности: методические рекомендации / С. В. Токмянина, О.
С. Уколова; А. А. Шерер; Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области, Государственное автономное образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской
области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО
«ИРО», 2023.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА «КРАЕВЕДЕНИЕ С
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»
Целью школьного историко-краеведческого образования является
формирование и развитие лично сти школьника, спо собного к
самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе
осмысления и освоения исторического опыта своей страны и родного края,
активно и творчески применяющего исторические знания и предметные
умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины региональной и
российской истории, понимание места и роли Урала в истории России,
важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и
мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к
прошлому и настоящему Отечества.
Задачами изучения предметного курса «Краеведение с проектной
деятельностью» являются:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире;
• овладение знаниями об основных этапах развития российского
общества, при особом внимании к месту и роли Урала в истории
России;
• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству – многонациональному Российскому государству и
родному краю, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и
мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей
современного общества;
• развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого
и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом
историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
• формирование у школьников умений применять исторические знания
в учебной и внешкольной деятельно сти, в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
• Программа предусматривает проведение занятий, работы детей в
•

группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением
родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в
музее, библиотеках, проектная деятельность включает проведение
экскурсий, заседаний, викторин, встреч с интересными людьми,
соревнований, реализации проектов и т.д.
•

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой
недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах,
на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником
нужной информации могут быть взрослые: представители различных
профессий, родители, увлеченные люди, а также другие
обучающиеся.

МЕСТО ПРЕДМЕТНОГО КУРСА «КРАЕВЕДЕНИЕ С ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предметного курса «Краеведение с проектной деятельностью»
в 9 классах отводится 17 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС
КРАЕВЕДЕНИЕ С ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Введение
Урал в Отечественной войне 1812 года и войнах с Наполеоном
Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой
истории XIX в. Участие уральских воинских формирований в войнах с
Наполеоном. Башкирская кавалерия. Боевой путь Екатеринбургского
пехотного полка в 1812 – 1814 гг. Производство артиллерийских снарядов на
уральских заводах.
Ссыльные декабристы на Урале и в Западной Сибири
Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. Ссыльные декабристы на Урале и в
Западной Сибири. Туринск – место ссылки декабристов. Пребывание
декабристов в Екатеринбурге.
Развитие Урала в период Николаевского самодержавия
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм. Экономическая
политика в условиях политического консерватизма.
Города как административные, торговые и промышленные центры.
Открытие секрета булатной стали. Инженер П. Аносов. Златоуст – центр
оружейного производства. А. Гумбольдт на Урале. Создание уездных училищ
на Урале. Пермская, Вятская, Уфимская мужские гимназии.
«Золотая лихорадка» на Урале. Л. Брусницын. Шарташское купечество.
Феномен единоверия. Система управления горнозаводским краем. В. А.
Глинка. Создание Уральского горного училища в Екатеринбурге.
Изобретатели Е. и М. Черепановы.
Урал в эпоху реформ Александра II
Реформы 1860–1870-х гг. – движение к правовому государству и
гражданскому обществу.
Влияние реформ 1860-х – 1870- х гг. на социально-экономическое развитие
Урала. Кризис производства, основанного на крепостном труде, и пути его
преодоления.
Уральская горнозаводская железная дорога. Деятельность земств и органов
городского самоуправления на территории Екатеринбурга во второй половине
XIX – начале ХХ вв.
Урал в 1880–1890-х гг.
«Народное самодержавие» Александра III. Политика консервативной
стабилизации.

Промышленный подъем конца XIX в. на Урале. Начало революционного
движения на Урале.
Транссибирская железнодорожная магистраль.
В. Грум-Гржимайло и его роль в модернизации уральских заводов.
Выдающиеся жители нашего города на рубеже XIX–ХХ вв.
Культурное пространство Урала во второй половине XIX в.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в.
Развитие образования на Урале во второй половине XIX – начале ХХ вв.
Женское образование. Профессиональное образование. Урал – родина П. И.
Чайковского.
Уральское общество любителей естествознания и его роль в развитии науки и
образования. О. Е. Клер. Изобретатель радио А. С. Попов. А. П. Карпинский
и его роль в развитии науки на Среднем Урале. Развитие образования и
здравоохранения в нашем городе в XIX – начале ХХ вв.
Выдающиеся
предприниматели-благотворители. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Ф. М. Решетников.
А. И. Корзухин. Невьянская иконописная традиция. Творчество крепостных
художников Худояровых. П. И. Чайковский в Алапаевске. Архитекторы М.
Малахов, Ю. Дютель. Памятники архитектуры в стилях ампир, эклектика,
модерн на территории нашего города.
Урал на пороге ХХ в.
Новая география экономики. Урбанизация и облик городов.
Урал конца XIX – начала ХХ в. на фотографиях С. М. Прокудина-Горского, В.
Л. Метенкова и других мастеров.
Екатеринбург, Верхотурье, Камышлов, Ирбит, Красноуфимск – уездные
города Пермской губернии. Повседневная жизнь нашего города на рубеже
XIX – ХХ вв.
Наш город в фотографиях конца XIX – начала ХХ вв.
Первая российская революция 1905-1907 гг. на Урале
Первая российская революция 1905–1907 гг.
Особенности революции 1905– 1907 гг. на Урале и в Пермской губернии.
Создание профессиональных союзов и отделений политических партий на
Урале. Уральские депутаты в Государственной думе первых четырех созывов.
Совет рабочих депутатов в Алапаевске (март 1905 г.). Советы в Надеждинске,
Нижнем Тагиле, Екатеринбурге. Деятельность Я. М. Свердлова на Среднем
Урале.
Столыпинская аграрная реформа на Урале
Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования.
П. А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты.
Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий.

Особенности столыпинской аграрной реформы на Урале. Новый виток
модернизации уральской промышленности. Социальные последствия
реформ.
Ирбитская ярмарка в начале XX в. Наш город в 1907– 1913 гг.
Серебряный век российской культуры на Урале
Серебряный век российской культуры. Новые явления в художественной
литературе и искусстве.
Театр и кинематограф на Урале в начале XX в. Повседневная жизнь
уральского города в начале ХХ в. Быстрый рост женского образования на
Сред нем Урале.
Каслинское художественное литье.
Развитие образования, здравоохранения и массовой культуры в нашем городе
накануне Первой мировой войны.
Памятники архитектуры начала ХХ в. на территории нашего города. Развитие
камнерезного дела на Среднем Урале. Д. И. Зверев. Екатеринбургская
гранильная фабрика в начале ХХ в. Творчество А. К. Денисова- Уральского.
Обобщение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предметного курса «Краеведение с проектной деятельностью» в
9 классе направлено на до стижение обучающимися лично стных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
На уровне основного общего образования, в соответствии с Федеральной
рабочей программой ООО по истории, изучение истории родного края
направлено на достижение следующих образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию истории и культуры своего края и
населяющих его народов; ценностное отношение к достижениям
представителей своей малой Родины в науке, искусстве, спорте, техно- логиях,
боевым подвигам и трудовым достижениям; уважение к историческому и
природному наследию и памятникам
Урала в целом и Свердловской
области, традициям разных народов, проживающих на Урале в целом и в
Свердловской области;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и
примеров гражданского служения Отечеству выдающихся представителей
Урала в целом и Свердловской области; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов Урала в целом и Свердловскойобласти;
в понимании ценности научного познания: формирование и сохранениеинтереса
к истории родного края как важной составляющей современного
общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии
Урала в целом и Свердловской области; осознание важности культуры как
воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание роли
этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре
своего и других народов;

в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории родного
края значения трудовой деятельности людей как источника развития человека
и общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой на Урале в целом и в Свердловской
области; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
владение
базовыми
логическими
действиями: систематизировать и
обобщать факты истории родного края (в форме таблиц, схем); выявлять
характерные признаки явлений истории родного края; раскрывать причинноследственные связи событий истории Урала в целом и Свердловской области;
сравнивать события региональной, отечественной и всеобщей истории,
выявляя общие черты и различия;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять
познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать
исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну
и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат,
учебный проект и другие) на материале истории Урала в целом, Свердловской
области, родного города, поселка, села;
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной
исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научнопопулярная литература, интернет-ресурсы и другие) – извлекать информацию
из источника; различать виды источников исторической информации;
высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по
критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно)
на материале истории Урала в целом, Свердловской области, родного города,
поселка, села;
общение: участвовать в обсуждении событий и личностей истории родного
края, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и
аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном
тексте; публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в

школе и социальном окружении на материале истории Урала в целом,
Свердловской области, родного города, поселка, села;
осуществление совместной деятельности: планировать и осуществлять
совместную работу, коллективные учебные проекты по истории на
региональном и локальном материале; определять свое участие в общей работе
и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
полученные результаты и свой вклад в общую работу;
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы
(выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и
определение способа решения) на материале истории Урала в целом,
Свердловской области, родного города, поселка, села;
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою
работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей на материале
истории Урала в целом, Свердловской области, родного города, поселка, села.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
умение определять последовательность событий, явлений, процессов истории
Урала в целом и Свердловской области; соотносить события истории родного
края с историческими периодами, соотносить и сравнивать их с событиями
российской и всеобщей истории, определять современников исторических
событий, явлений, процессов;
умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов населения
родного края в различные исторические эпохи;
овладение историческими понятиями, описывающими историю родного края,
и их использование для решения учебных и практических задач;
умение рассказывать на
исторических событиях,
Свердловской области,
исторических явлений,
исторических понятий;

основе самостоятельно составленного плана об
явлениях, процессах истории Урала в целом и
об их участниках, демонстрируя понимание
процессов и знание необходимых фактов, дат,

умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических
событий, явлений, процессов истории Урала в целом и Свердловской области;
умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные
связи исторических событий, явлений, процессов истории родного края в

изучаемый период, их взаимосвязь с важнейшими событиями истории России и
мира; характеризовать итоги и историческое значение событий;
умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку
зрения с опорой на факты истории родного края, в том числе используя
источники разных типов;
умение находить и критически анализировать для решения познавательной
задачи исторические источники разных типов по истории родного края,
оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом;
соотносить извлеченную информацию с информацией из других источников
при изучении исторических событий, явлений, процессов; привлекать
контекстную информацию при работес историческими источниками;
умение читать и анализировать историческую карту/схему; характеризовать на
основе исторической карты/схемы исторические события, явления, процессы
истории Урала в целом и Свердловской области; сопоставлять информацию,
представленную на исторической карте/схеме, с информацией из других
источников;
знание имен исторических личностей, внесших значительный вклад в
социально-экономическое, политическое и культурное развитие Урала в целом и
территории будущей Свердловской области в ХV – начале XX вв.;
приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной
и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идеи мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур, уважения к историческому наследию народов Урала в целом и
Свердловской области.

9 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов
и тем программы

Всего

Контрол
ьные
работы

Практи
ческие
работы

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Раздел 1. Урал в первой половине XIX века
1.1

Введение.

1

1.2

Урал в Отечественной
войне 1812 года и войнах с
Наполеоном.

1

1.3

Ссыльные декабристы на
Урале и в Западной
Сибири.

1

1.4

Развитие Урала в период
Николаевского
самодержавия.

Итого по разделу

1

h#p://vgiamz.ru/

h#p://
www.1723.ru/
h#ps://
uraloved.ru/

4

Раздел 2. Урал во второй половине XIX и начале XX века
2.1

Урал в эпоху реформ
Александра II.

2

2.2

Урал в 1880–1890-х гг.

3

3.3

Культурное пространство
Урала во второй половине
XIX в.

3

2.4

Урал на пороге ХХ в.

1

2.5

Первая российская
революция 1905-1907 гг. на
Урале.

1

2.6

Столыпинская аграрная
реформа на Урале.

2.7

Серебряный век
российской культуры на
Урале.

h#p://
www.emii.ru

h#ps://museumnt.ru/index.php

1

h#p://
www.emii.ru

1

https://
uraloved.ru/

2.8

Обобщение

1

Итого по разделу

13

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

17

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Вс
его

1

Введение. Урал в XIXначале XX в.

2

Участие уральских
воинских формирований
в Отечественной войне
1812 года и войнах с
Наполеоном.

3

Ссыльные декабристы на
Урале и в Западной
Сибири.

4

«Золотая лихорадка» на
Урале.
Л. Брусницын.
Шарташское купечество.

1

5

Влияние реформ 1860-х –
1870- х гг. на социальноэкономическое развитие
Урала.

1

6

Деятельность земств и
органов городского
самоуправления на
территории Урала во
второй половине XIX –
начале ХХ вв.

1

1

1

1

Контрол
ьные
работы

Практи
ческие
работы

Дата
изуч
ения

Электронн
ые
цифровые
образовате
льные
ресурсы
h#p://
vgiamz.ru/

h#p://
www.1723.r
u/
h#ps://
uraloved.ru/

h#ps://
museumnt.ru/
index.php

7

Промышленный подъем
конца XIX в. на Урале.
Транссибирская
железнодорожная
магистраль.

8

Начало революционного
движения на Урале.

9

Выдающиеся жители
нашего города на рубеже 1
XIX–ХХ вв.

10

Развитие образования на
Урале во
второй
половине XIX – начале
ХХ вв. Женское
образование.

1

11

Уральское общество
любителей
естествознания и его роль
в развитии науки и
образования.

1

12

Памятники архитектуры в
стилях ампир, эклектика,
модерн на территории
Екатеринбурга.

1

h#p://
www.emii.ru

1

h#ps://
uraloved.ru/

h#ps://
museumnt.ru/
index.php

1

h#p://
www.emii.ru

13

Повседневная жизнь
нашего города на рубеже
XIX – ХХ вв.
Екатеринбург в
фотографиях конца XIX –
начала ХХ вв.

1

h#ps://
uraloved.ru/

14

Революция 1905–1907 гг.
на Урале.

1

15

Особенности
столыпинской аграрной
реформы на Урале.
Ирбитская ярмарка в
начале XX в.

16

Серебряный век
российской культуры на
Урале.

1

1

h#ps://
uraloved.ru/

h#ps://
museumnt.ru/
index.php

17

Итоговое повторение по
предметному курсу
«Краеведение с
проектной
деятельностью».

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1

17

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Нормативные документы
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – URL: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.03.2023). – Текст : электронный.
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). – URL: https://edsoo.ru/
Normativnie_dokumenti.htm (дата обращения: 17.03.2023). – Текст : электронный.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (зарегистрирован 12.09.2022
№ 70034). – URL: https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm (дата обращения: 17.03.2023).
–Текст : электронный.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования» (зарегистрирован 22.12.2022 № 71764). – URL: https://edsoo.ru/
Normativnie
_dokumenn.htm (дата обращения: 17.03.2023). – Текст : электронный.
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования» (зарегистрирован 22.12.2022 № 71763). – URL: https://edsoo.ru/
Normativnie
_dokumenn.htm (дата обращения: 17.03.2023). – Текст : электронный.
6. Федеральная рабочая программа основного общего образования предмета «История». –
URL: https://edsoo.ru/Rabochie_programmi_po_uch.htm (дата обращения: 17.03.2023). –
Текст : электронный.
7. Федеральная рабочая программа среднего общего образования учебного предмета
«История». – URL: h#ps://edsoo.ru/Rabochie_programmi_po_uch.htm (дата обращения
17.03.2023). – Текст : электронный.
Литература
1. Алексашкина, Л. Н. Преподавание истории в школе: от педагогического проекта к практике. – М. : Русское слово, 2018. – 271 с. – Текст : непосредственный.
2. Виноградов, Н. Б., Чагин, Г. Н., Шкерин, В. А. История Урала с древнейших времен до
конца XVIII века : учеб. пособие для учащихся основной школы. – Екатеринбург : Сократ, 2005. – 168 с. – Текст : непосредственный.
3. Воспитательная работа в образовательной организации: проблемы и перспективы. –
Текст : непосредственный // ИРО-ЭКПРЕСС. Вып. 4 / Министерство общего и профес-

4.

5.

6.
7.

сионального образования Свердловской области. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2018. – С. 24–30.
Вяземский, Е. Е. Проектная деятельность школьников на уроках истории : учеб.
пособие для общеобразоват. организаций / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М. :
Просвещение,2017. – 160 с. – Текст : непосредственный.
Индустриальный Урал. 100 дат. 100 имен / К. Д. Бугров, Н. Д. Гилевич, О. С. Марченкова,
С. В. Соколов, К. Д. Пименова. – Екатеринбург : Изд- во Урал. ун- та, 2022. – 192 с. –
Текст : непосредственный.
История Отечества в русской живописи / под ред. В. Н. Рудакова. – М. : Новые решения,
2019. – 424 с. – Текст : непосредственный.
История Урала. Словарь-справочник. – Екатеринбург : Издательский дом «Сократ»,
2006. – 432 с. – Текст : непосредственный.

8. История Урала с древнейших времен до наших дней : учеб. пособие для учащихся
сред- ней школы / под ред. И. С. Огоновской, Н. Н. Попова. – Екатеринбург : Сократ,
2003. – 496 с. – Текст : непосредственный.
9. Компетенции 4К: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации /М.
А. Пинская, А. М. Михайлова. – М. : БФ «Вклад в будущее», 2019. – 76 с. – Текст :
непосредственный.
10. Металлургические заводы Урала XVII–ХХ вв. : энциклопедия. – Екатеринбург : Академкнига, 2001. – Текст : непосредственный.
11. Обухов, Л. А., Шкерин, В. А., Шкребень, Г. С. История Урала XIX–ХХ веков : учеб.
пособие для основной школы. – Екатеринбург : Сократ, 2005. – 144 с. – Текст : непосредственный.
12. Рукосуев, Е. Ю., Курлаев, Е. А., Шумкин, Г. Н. Горнозаводская промышленность Уралав
XVIII – начале XX века: благородные металлы. – Екатеринбург : Изд-во УРО РАН,
2020. – 320 с. – Текст : непосредственный.
13. Стрелова, О. Ю., Вяземский, Е. Е. История в проектах: педагогическое сопровождение.
–М. : Русское слово, 2021. – 200 с. – Текст : непосредственный.
14. Шерер, А. А., Жданов, А. О. Краеведческие игры для школьников. – Текст : непосредственный. // ИРО-ЭКСПРЕСС : методические подходы к организации смешанного (гибридного) обучения. Вып. 3. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2021. – С. 30–41.
Интернет-ресурсы
1. Верхотурский государственный историко-культурный музей-заповедник. – URL: http://
vgiamz.ru/ (дата обращения: 16.03.2023). – Текст : электронный.
2. Виртуальный атлас музеев Свердловской области. – URL: https://museumsatlas.cityscanner.ru/# (дата обращения: 16.03.2023). – Текст : электронный.
3. Екатеринбург – Свердловск. – URL: http://www.1723.ru/ (дата обращения: 16.03.2023). –
Текст : электронный.
4. Екатеринбургский музей изобразительных искусств. – URL: http://www.emii.ru/ (дата обращения: 16.03.2023). – Текст : электронный.
5. Информация о Свердловской области. Корпоративный проект библиотек Свердловской
области – фактографическая база. – URL: http://semantic.uraic.ru/sv-obl/index.htm (дата
обращения: 16.03.2023). – Текст : электронный.
6. Музей истории Екатеринбурга. – URL: https://m-i-e.ru/ (дата обращения: 16.03.2023). –
Текст : электронный.
7. Наш Урал – самые интересные достопримечательности и маршруты. – URL: https://
nashural.ru/ (дата обращения: 16.03.2023). – Текст : электронный.
8. Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал». – URL: https://museumnt.ru/index.php (дата обращения: 16.03.2023). – Текст : электронный.
9. Нижнетагильский музей изобразительных искусств. – URL: http://artmnt.ru/index.html
(дата обращения: 16.03.2023). – Текст : электронный.
10. Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера. – URL: http://uolemuseum.ru/ (дата обращения: 16.03.2023). – Текст : электронный.
11. Ураловед – портал знатоков и любителей Урала. – URL: https://uraloved.ru/ (дата обращения: 16.03.2023). – Текст : электронный.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».