Программа дополнительного образования ЮИД 2023

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19

Дополнительная общеразвивающая программа
«Юный инспектор движения»
Направленность: Социально-гуманитарная
Срок реализации 1 год
Возраст учащихся: 9 -13 лет

Педагог дополнительного образования
Клешнина Елена Леонидовна

Екатеринбург, 2023-2024 учебный год

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
2.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа объединения «Юные инспектора движения» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» далее ФЗ № 273
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
- Письмо Минобрнауки России 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 года № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптивных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»)
- Приказ Минобрнауки России
от 09.01.2014 года № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»
- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»,
- Закон Российской Федерации «О безопасности»,
- «Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т.В. Фроловой «В жизнь по безопасной дороге». Издательство «Учитель»,
2014год.
Направленность: социально-гуманитарная
Актуальность: безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. В последние
годы участились случаи дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Мы переходим улицы, не обращая внимания на
цвет светофора, на дорожные знаки, едем на велосипеде в неположенных местах. Все это и многое другое, грозит травмами, а иногда и
гибелью людей. Чтобы не допустить этого, необходимо поводить регулярную профилактику дорожно-транспортного травматизма. Эта
профилактика заключается в обучении детей и подростков правилам дорожного движения, в практическом применении этих правил на
дорогах, помощь малышам-первоклассникам правильно переходить улицы и безопасно добираться домой. Ее реализация позволит
уменьшить травмы, улучшить знания правил дорожного движения и способствовать развитию творческого потенциала личности ребенка.
Программа «Юные инспектора движения» направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах,
гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к

активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых
форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой
работы.
Отличительные особенности: программа построена на обучение и воспитание в процессе практики, поиском новых форм и методов
обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного
движения. Информационные и игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую
деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Особенность программы заключается в создании условий для формирования
безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок зависят от
возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и
углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Реализация программы «Юные Инспектора Движения» позволит учащимся сотрудничать с представителями ГИБДД, принимать
участие в городских конкурсах, проводить беседы, игры и конкурсы на тему безопасного дорожного движения с другими учащимися.
Программа направлена на реализацию лидерских качеств обучающихся через подготовку юного инспектора дорожного движения.
Социально-педагогическая целесообразность программы: Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма
показывает, что дети не обладают крайне необходимыми для современных условий жизни навыками безопасного поведения в транспортной
среде, не умеют верно, оценивать и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения Правил дорожного движения.
Исследования психологов показали, что улица и транспорт – это элементы окружающей среды и освоение их детьми имеет свои
особенности. Для детей важен личный опыт. Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия. И в этом случае «личный» опыт ребенка
недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом. Познавательные программы, турниры, олимпиады, соревнования,
развлекательные, занимательные и подвижные игры являются важным звеном в методиках интенсивного обучения детей Правилам
дорожного движения. Их основная цель – смена деятельности, обучение и общение на новом уровне, полноценный и эффективный
психологический отдых. Особое внимание в работе с детьми следует уделять моделированию реальных условий дорожного движения с
практической деятельностью и игровыми формами в целях лучшего усвоения и закрепления получаемых знаний. Главным в воспитательном
процессе безопасного поведения на дорогах и улицах является формирование у детей уважительного отношения к Закону дороги, осознания
объективной целенаправленности и необходимого выполнения правил и требований дорожного движения и выработки у них стереотипов
безопасного поведения.
Адресат программы: программа рассчитана на детей 9 –13 лет по 10-15 человек в группе.
Пол обучающихся не имеет значения. Создаётся актив детей для оказания помощи изучения правил дорожного движения во всех классах
через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Режим занятий: продолжительность одного академического часа - 40 минут. Перерыв между учебными занятиями 15 минут. Общее
количество часов в неделю 2 часа.

Объём общеразвивающей программы: Объём программы – 68 часов.
Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы определяется содержанием программы – 1учебный год.
Уровневость общеразвивающей программы – содержание и материал общеразвивающих программ (свыше одного года обучения)
должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложностями «Базовый»
Формы обучения: очная: теоретическая и практическая части; внеаудиторная (самостоятельная); обучение с использование
дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения (ЭО) через платформы Zoom, Discord, Skype, Viber,
WhatsApp и другие мессенджеры, по выбору педагога дополнительного образования.
Виды занятий: тематические занятия; творческие проекты.
2.2.Формы подведения результатов: творческий отчет, презентация, зачеты, конкурсы, викторины, игры.
Цель и задачи программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на
улицах и дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к
ценности.
Задачи программы:
Образовательные
-повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
-помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и
велосипедистов;
- оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи
Развивающие
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
-способствовать развитию у учащихся таких умения, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и
слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные
-воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
-вырабатывать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
-сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и
безопасности окружающих.

2.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№

1.

2.
3.

4.

5.

6.
7.
8.
9.

Тема

Количество
часов
Теория
Практика

Формы аттестации/
контроля
Всего

История создания детского объединения юных инспекторов
движения. Структура и организация работы отряда ЮИД. Инструктаж
по ТБ. Положение об отрядах ЮИД. Определение состава и
структуры отряда.
История автомототранспорта и безопасности движения. Автомобили,
мотоциклы и велосипеды.
Правила дорожного движения, их история.

1

1

2

1

1

2

1

1

2

Элементарные вопросы теории движения автомобиля. Разгон,
торможение, занос. Влияние погодных условий на движение
автомобиля. Время реакции водителя.
Правила дорожного движения.
Общие положения.
Общие обязанности водителя.
Правила дорожного движения.
Обязанности пешеходов и пассажиров.
Правила дорожного движения. Разметка дороги.

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

Места перехода проезжей части.
Где и как двигаться пешеходам вдоль дорог.
Перекрестки и их виды.

1

1

2

1

1

2

Просмотр презентаций по
пропаганде правил дорожного
движения. Оформление
стенда «ЮИД»
Написать рассказ
«Автомобиль»
Составление викторины по
истории ПДД в уголок для
классов. Работа по макету,
анализ дорожных ситуация
вблизи территории школы.
нарисовать схему
остановочного пути
автомобиля
изготовить макет перекрестка
с разметкой проезжей части,
дорожными знаками
Тестирование учащихся.
провести в классе игру
«Наш перекресток».
Теоретические занятия,
учебное тестирование
Начертить схемы
перекрестков различных
видов.

10.

Дорожно-транспортные происшествия (причины и последствия)

1

1

2

11.

Предмет организации дорожного движения транспорта и пешеходов.
Как изучают состав, размеры движения транспорта. Планирование
дорожной сети в городе. Развитие технических средств регулирования
движения.
Ознакомление ЮИД с работой и текущими задачами организации
движения.
Беседа с работниками отделения организации движения.
Правила дорожного движения.
Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов.
Значение сигналов светофора.

1

1

2

1

1

2

0
1

1
2

1
3

Беседа
Изготовить макет светофора.
Написать рассказ или
стихотворение о светофоре.

15.
16.
17.

Поведение пешеходов на перекрестке.
Сигналы автомобиля
Правила дорожного движения. Дорожные знаки и их группы.

1
1
1

1
1
2

2
2
3

18.

Значение отдельных дорожных знаков. Ответственность
повреждение дорожных знаков.
Ознакомление с порядком установления дорожных знаков.
Сигналы регулировщика.

1

1

2

Беседа
Занятие
Изготовить на картоне
дорожные знаки.
Беседа. Оформление стенда
«Уголок безопасности»

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1
1

1
2

2
3

1

1

2

1

1

2

12.
13.
14.

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

за

Общие вопросы порядка движения, остановки, стоянки транспортных
средств.
Отдельные вопросы проезда перекрестков, пешеходных переходов,
остановок общественного транспорта и железнодорожных переездов.
Правила для велосипедистов.
Основы права. Права, обязанности, ответственность граждан за
выполнение ПДД по закону.
Ответственность за безопасность движения и эксплуатацию
автомототранспорта.
Нормативное регулирование в сфере безопасности дорожного
движения. История службы ГАИ-ГИБДД. Роль отрядов ЮИД и групп

Оформление стенда «Уголок
безопасности»
Провести в классе занятие
«Какими станут
улицы нашего города.
Творческий отчет
Экскурсия

Выпустить стенгазету о
работе отряда ЮИД.
Провести в классе игру «Мы
на перекрестке»
Беседа
Тестирование учащихся.
Выпустить газету о работе
отряда ЮИД.
Беседа
провести занятия по
истории Госавтоинспекции.

ГИБДД в решении вопросов предупреждения детского дорожного
травматизма.
Формы работы ЮИД, фотосъемки, киносъемки, звукозапись,
концерты, парад отрядов.
ЮИД - активный помощник работников ГИБДД в предупреждении
аварий, раскрытии автотранспортных происшествий

1

1

2

Творческий отчет

1

1

2

Устная пропаганда ПДД среди учащихся младших классов и
воспитанников детских садов. Подготовить и провести беседу по ПДД
Наглядные пособия, техника их изготовления и применения.
Проведение игры с воспитанниками ДОО по безопасности движения.

1

2

3

1

1

2

1

1

2

31.
32.

Уголок по БДД. Паспорт дорожной безопасности образовательной
организации
Радиорепортаж по ПДД.
Зачет по программе ЮИД от членов отряда.

1
0

1
2

2
2

33.

Прием зачета по ПДД

0
30

1
38

1
68

Провести мероприятие
«Светофор наш друг» в классах.
Подготовить и провести
беседу по ПДД.
Проведение
игры с воспитанниками
дошкольных
образовательных
организаций по БДД.
Оформление стенда «Уголок
безопасности»
Подготовить радиорепортажи
Тестирование учащихся.
Блиц – опрос
Тестирование учащихся.

26.
27.

28.
29.

30.

1. Содержание учебного (тематического) плана
1. Положение об отрядах ЮИД. Определение состава и структуры отряда.
Теория: Цели, задачи объединения ЮИД. Утверждение программы. История движения ЮИД. Основные направления работы отряда ЮИД.
Структура и организация работы отряда ЮИД. Обязанности и права юного инспектора движения. Атрибуты юного инспектора движения:
значок, удостоверение, одежда; отрядная символика. Краткий анализ ситуации дорожно-транспортного травматизма в г. Екатеринбург,
позиция людей по отношению к соблюдению ПДД, убеждение детей в необходимости знать законы улиц и дорог, обеспечивая этим свою
безопасность. Вводный инструктаж перед проведением занятий.
Практика: Оформление уголка по безопасности ДД. Просмотр фото- и видеоматериалов.
2. История автомототранспорта и безопасности движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды.

Теория. История появления первых автомобилей. Отечественные автомобили, мотоциклы, велосипеды. Автомобильный транспорт:
грузовые, специальные, легковые автомобили.
Практика. Сделать подборку автомобилей различных марок в тетради. Провести с учащимися 1-4 классов беседы о развитии отечественного
автомобилестроения. Предложить детям нарисовать различные автомобили, автобусы, мотоциклы.
3. Правила дорожного движения, их история.
Теория: История появления правил дорожного движения. Общие положения.
Практика: Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов. Работа по макету, анализ дорожных ситуаций вблизи территории
школы.
4. Элементарные вопросы теории движения автомобиля. Разгон, торможение, занос. Влияние погодных условий на движение
автомобиля. Время реакции водителя.
Теория: Элементарные вопросы теории движения автомобиля — разгон, торможение, занос. Влияние погодных условий на движение автомобиля. Время реакции водителя.
Практика: нарисовать схему остановочного пути автомобиля и с помощью этой схемы провести в младших классах беседы о
недопустимости перехода проезжей части дороги перед приближающимся транспортом. Использовать примеры детского дорожнотранспортного травматизма по городу, району, области.
5. Правила дорожного движения. Общие положения. Общие обязанности водителя.
Теория: Правила дорожного движения. Общие положения. Обязанности водителей.
Практика: Изготовить макет перекрестка с разметкой проезжей части, дорожным знакам «Пешеходный переход» и провести с детьми 1-5
классов беседу об этом знаке.
6. Правила дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров.
Теория: Изучение обязанностей пешеходов и пассажиров. Современный транспорт - зона повышенной опасности. Причины транспортных
аварий. Опасности при посадке в транспорт и высадке из него, при торможении, при аварийной ситуации. Основные требования к
пешеходам: знание правил дорожного движения, дисциплинированность, самообладание, умение психологически переключиться на зону
повышенной опасности, умение предвидеть и избегать опасности. Правила поведения в общественном и индивидуальном транспорте.
Практика: подготовка вопросов по теме и проведение тестирования учащихся.
7. Правила дорожного движения. Разметка дороги.
Теория: Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. Горизонтальная разметка и ее назначение.
Вертикальная разметка и ее назначение. Пользование разметкой, ориентирование в движении. Расположение транспортных средств на
проезжей части.
Практика: подготовить и провести в классе игру «Наш перекресток».
8. Места перехода проезжей части. Где и как двигаться пешеходам вдоль дорог.
Теория: особенность движения транспорта по дороге (правосторонне движение). Правила передвижения пешеходов на загородной дороге.
Составляющая проезжей части. Места перехода проезжей части.

Практика: Решение ситуационных задач. Тестирование.
9. Перекрестки и их виды.
Теория: Перекрестки и их виды. Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Границы перекрестков. Пересечение проезжих
частей на перекрестках. Проезд перекрестков. Правила перехода перекрестка. Порядок движения на перекрестке при регулировании
движения регулировщиком и светофором. Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со
светофорным регулированием. Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые
перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.
Практика: Решение ситуационных задач. Работа с макетом дорожных ситуаций. Дорожные знаки по пути в школу.
10. Дорожно-транспортные происшествия (причины и последствия)
Теория: Определение ДТП. Причины попадания детей в ДТП. Состояние дорожнотранспортного травматизма среди детей. Последствия
ДТП. Разбор конкретных ДТП. Дорожные ловушки: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей
части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле
дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части. Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог. Движение
обучающихся по тротуарам и пешеходным переходам. Наша дорога в школу. Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы
после выхода из транспортных средств.
Практика: Решение ситуационных задач по теме. Оформление стенда «Уголок безопасности»
11. Предмет организации дорожного движения транспорта и пешеходов. Как изучают состав, размеры движения транспорта.
Планирование дорожной сети в городе. Развитие технических средств регулирования движения.
Теория: Общие сведения о системе организации движения. Комплекс инженерных и организационных мероприятий на существующей
улично-дорожной сети. Технические средства организации движения. Способы изучения организации движения. Исследование
характеристик дорожного движения различными методами: документальными, натурными и математического моделирования.
Практика: Провести в классе занятие «Какими станут улицы нашего города. Творческий отчет.
12. Ознакомление ЮИД с работой и текущими задачами организации движения
Теория: Организация движения на дороге. Разработка и проведение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного
движения.
Практика: Экскурсия на специальный участок организации движения. Подсчитать общее количество и определить состояние транспортного
потока на дороге, прилегающей к образовательной организации
13. Беседа с работниками отделения организации движения.
Практика: Встреча с инспектором ГИБДД. Профилактическая беседа инспектора ГИБДД о правилах дорожного движения.
14. Правила дорожного движения. Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Значение сигналов светофора.
Теория: ознакомления обучающихся с историей, назначением и разными видами светофоров. Значение сигналов светофора. Значение
круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования
движения через железнодорожные переезды. Переход дороги по сигналам светофора. Правила пешеходов при отсутствии светофора.

Практика: Изготовить макет светофора. Написать рассказ или стихотворение о светофоре.
15. Поведение пешеходов на перекрестке
Теория: Ознакомление с понятиями «перекрёсток», «нерегулируемый перекрёсток». Дорога с различными видами перекрёстков. Правила
дорожного движения о переходе участков дороги с перекрёстками.
Практика: Решение ситуационных задач.
16. Сигналы автомобиля
Теория: значение предупредительных сигналов водителей как необходимого условия безопасности дорожного движения. Осветительные
приборы автомобилей, их назначение; сигналы, подаваемыми руками.
Практика: Решение ситуационных задач.
17. Правила дорожного движения. Дорожные знаки и их группы.
Теория: Первые дорожные знаки. Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. Современные дорожные знаки
и их группы. Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Информационно-указательные
знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.
Практика: изготовление дорожных знаков.
18. Значение отдельных дорожных знаков. Ответственность за повреждение дорожных знаков. Ознакомление с порядком установления
дорожных знаков.
Теория: Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. Порядок установки дорожных знаков. Ответственность
за повреждение дорожных знаков.
Практика: Оформление стенда «Уголок безопасности»
19. Сигналы регулировщика.
Теория: Первый жезл регулировщика. Создание отделов и инспекций регулирования дорожного движения. Современный регулировщик.
Знаки регулировщика.
Практика: тренировка в подаче сигналов регулировщика. Выпуск стенгазеты.
20. Общие вопросы порядка движения, остановки, стоянки транспортных средств.
Теория: Различие понятий «остановка» и «стоянка» транспортного средства. Порядок остановки и стоянки транспортного средства.
Формирование понятия о местах, где стоянка и остановка запрещена. Последствия несоблюдения правил стоянки и остановки
транспортного средства.
Практика: организация игры для школьников «Мы на перекрестке»
21. Отдельные вопросы проезда перекрестков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и железнодорожных
переездов.
Теория: Организация движения транспортного средства на перекрестке, пересечение железнодорожных путей на специальных переездах.
Проезд остановок общественного транспорта. Последствия несоблюдения правил проезда перекрестков, пешеходных переходов, остановок
общественного транспорта и железнодорожных переездов

Практика: изготовление памяток
22. Правила для велосипедистов.
Теория: История создания велосипедов. Велосипед как транспортное средство. Виды велосипедов. Обязанности водителей велосипедов,
мопедов, мотоциклов, скутеров. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения
велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к
движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков. Основные виды нарушений ПДД
велосипедистами и мотоциклистами. Ответственность за допущенные нарушения. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода
Движение групп велосипедистов.
Практика: Составление памятки: «Юному велосипедисту».
23. Основы права. Права, обязанности, ответственность граждан за выполнение правил ПДД по закону
Теория: Ознакомление с законом «О безопасности дорожного движения». Ответственность пешехода за нарушение правил. Представление
об уголовной, административной, гражданской и дисциплинарной ответственности за нарушения в сфере организации дорожного движения.
Практика: Выпустить газету о работе отряда ЮИД.
24. Ответственность за безопасность движения и эксплуатацию автомототранспорта.
Теория: Права, обязанности, ответственность граждан за их выполнение по закону. Нормативное регулирование в сфере безопасности дорожного движения.
Ответственность за безопасность движения и эксплуатацию автомототранспорта.
Практика: распространить в микрорайоне школы листовки ГИБДД с призывом к населению о необходимости выполнения ПДД.

25. Нормативное регулирование в сфере безопасности дорожного движения. История службы ГАИ-ГИБДД. Роль отрядов и групп
ГИБДД в решении вопросов предупреждения детского дорожного травматизма.
Теория: Необходимость в организации и регулировании уличного движения. Создание транспортной полиции в России. Изменения в
правоохранительной системе и принятие новых правила по организации и безопасности дорожного движения. Дата образования
Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России. Структура ГИБДД.
Практика: составление кроссворда по теме для использования в проведении занятия по истории ГИБДД
26. Формы работы ЮИД, фотосъемки, киносъемки, звукозапись, концерты, парад отрядов
Теория: Основы фотодела. Принцип действия фотоаппарата, выбор объектов съемки, техника съемки, фоторепортаж по безопасности
движения.
Практика: Распространить листовки о соблюдении правил ПДД для автолюбителей и пешеходов.
27. ЮИД - активный помощник работников ГИБДД в предупреждении аварий, раскрытии автотранспортных происшествий
Теория: ЮИД - активный помощник работников ГИБДД в предупреждении аварий, раскрытии автотранспортных происшествий. Основы
криминалистики.
Практика: Выступление для учеников начальных классов.
28. Устная пропаганда ПДД среди учащихся младших классов и воспитанников детских садов.
Теория: История возникновения пропаганды ПДД. Цель и задачи пропаганды ПДД. Формы и методы проведения пропаганды ПДД. Устная
пропаганда ПДД среди учащихся младших классов и воспитанников детских садов.

Практика: подготовка и проведение выступления перед младшими школьниками.
29. Наглядные пособия, техника их изготовления и применения. Проведение игры с воспитанниками ДОО по безопасности движения.
Теория: Наглядная агитация – средство привлечения общественности к вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Формы и
методы ведения профилактической работы средствами наглядной агитации. Техника изготовления и применения наглядных пособий.
Практика: Проведение игры с дошкольниками по безопасности движения.
30. Уголок по БДД. Участие в составлении паспорта дорожной безопасности образовательной организации
Теория: Рекомендации по оформлению уголка безопасности дорожного движения в образовательных учреждениях. Требования к
расположению. Требования к содержанию. Требования к функциональности.
Практика: подготовка материала для Паспорта дорожной безопасности образовательной организации
31. Радиорепортаж по ПДД
Теория: Структурные элементы радиорепортажа. Основные положения при подготовке и создании радиорепортажа.
Практика: Подготовка материала для радиорепортажа.
32. Зачет по программе ЮИД от членов отряда. Фотографирование лучших ЮИДовцев. Рассказ о работе в школьной стенгазете, по
школьному радио. Оформление отрядного альбома-рапорта.
Практика: «Турнир эрудитов». Фотографирование лучших ЮИДовцев. Оформление отрядного альбома-отчета.
33. Прием зачета по ПДД
Практика: проведение заключительного мероприятия для школьников по вопросам ПДД.
2. Планируемые результаты освоения программы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые обучающимися в результате освоения программы:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
-осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- обучающиеся научаться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- обучающиеся научаться осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Познавательная УУД:
- обучающиеся научаться проводить сравнение и классификацию объектов;
- обучающиеся научаться понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- обучающиеся научаться проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
- обучающиеся научаться работать в группе, учитывать мнение партнёров, отличные от собственных;
- обучающиеся научаться обращаться за помощью;
- обучающиеся научаться предлагать помощь и сотрудничество;
- обучающиеся научаться слушать собеседника;
- обучающиеся научаться формулировать свои затруднения;
- обучающиеся научаться формулировать собственное мнение и позицию;
- обучающиеся научаться договариваться и приходить к общему решению;
- обучающиеся научаться осуществлять взаимный контроль;
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения;
- овладение умениями безопасного дорожного движения.
Выполнение задач, стоящих перед программой позволит:
- Сократить количество дорожно-транспортных происшествий с участием обучающихся;
- Повысить уровень теоретических знаний по правилам дорожного движения;
- Расширить знания обучающихся об истории правил дорожного движения;
- Повысить дорожную грамотность обучающихся;
- Сформировать мотивационно - поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;
- Повысить ответственность детей за своё поведение на дороге.
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1 Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение:
 Кабинет «Светофор»
 Учебно-тренировочный макет «Регулируемый перекресток»: макеты светофоров, жезл регулировщика, комплекты дорожных знаков.
 Схема движения транспорта и пешеходов микрорайона школы;
 Уголок по изучению ПДД и профилактики ДТП;
 Информационные плакаты и стенды.

 Наглядные, мультимедийные, игровые пособия для проведения практических занятий и иллюстрации теоретического материала
Информационное обеспечение
 Слайдовые презентации, видеофильмы по ПДД
 Ресурсы интернета по ПДД:
Правила дорожного движения - тренажёр http://cafel.narod.ru/index.htm
Презентации по ПДД: http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-24493
http://www.klassnye-chasy.ru/po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya
http://prezentacii.com/obschestvoznanie/5563-prezentaciya-po-pdd.html
http://nachalkanosova.ucoz.ru/load/prezentacii/pravila_dorozhnogo_dvizhenija/3-1-0-46
http://moraptal-bikbai.ucoz.ru/load/nash_kollektiv/vneklassnye_meroprijatija/prezentacija_pdd/9-1-0-23
http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8
Жикулина И.В. Занятия по ПДД для начальной школы. – http://propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=85
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Клешнина Елена Леонидовна
Для работы по программе привлекаются инспектора ДПС, учащиеся старших классов.
3.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
Тематический контроль проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы
программы (виды дорожной разметки, дорожные знаки и др.). За такую работу выставляется отметка по следующим критериям:
"5" - работа выполнена без ошибок, приведены примеры с оценкой поведения участников дорожного движения;
"4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета; примеры без оценки поведения участников дорожного движения;
"3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов; примеры неудачны, отсутствует или неверна оценка поведения
участников дорожного движения;
"2" - 6 и более ошибок; примеры неверны, отсутствует оценка поведения участников дорожного движения.
Оценка творческих проектов должна осуществляться по следующим критериям:
- пояснительная записка: общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия и его описание, выбор материалов,
оборудования, инструментов, приспособлений и правила техники безопасности работы с ними, краткая последовательность изготовления
изделия);
- изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;
- защита проекта: четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний, ответы на вопросы.
Выполненные в процессе изучения курса творческие работы, проекты помещаются в портфолио и учитываются при выведении
итоговой отметки.
Оценивание результатов обучения по программе предусмотрено по двум направлениям:

«внешний результат» - проявляется в количестве и качестве участия детей в проведении профилактической работы, участия в
конкурсах, выступлениях агитбригад, акциях, фестивалях;
«внутренний результат» - отражается в положительной динамике личностного роста учащихся: развитии самостоятельности и
ответственности; умении применять полученные знания в практической деятельности; формировании гражданского самосознания.
Оценивание результатов проводится с помощью различных форм: наблюдение, разбор ситуаций, тестирование.
Высокий уровень - учащийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности,
составляющей содержание Программы. Практическое задание выполнено на высоком уровне.
Средний уровень - учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности,
составляющей содержание Программы. Практическое задание выполнено на высоком уровне.
Низкий уровень - учащийся не проявляет заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание Программы. Практическое задание выполнено на низком уровне.
Вопросы мониторинга усвоения Программы по направлению: «Правила поведения в транспорте».
1.Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство? Пассажир должен находиться на автобусной остановке, посадочной
площадке. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
2.Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт? Ожидая транспорт, пассажир должен вести себя спокойно,
быть внимательным и осторожным.
3. Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет невнимательным и неосторожным?
4.Как пассажир должен вести себя в транспорте? Пассажир в транспорте должен вести себя спокойно: не толкаться, проходить вперед,
уступать места пожилым людям и пассажирам с детьми.
5. Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь? Пассажир не должен заходить в транспорт с мороженым, можно запачкать других
людей. Нельзя ничего выбрасывать в окно, мусор может попасть в прохожего и загрязнить улицу.
6.Что еще нельзя делать в автобусе?
Вопросы мониторинга усвоения Программы по направлению «Улица».
1.Что такое улица? Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками , пешеходными переходами (зебра,
подземный, надземный), домами и учреждениями , школами и детскими садами.
2.Что такое дорога? Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуар, обочина, разделительные полосы.
3. Что такое проезжая часть? Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Она бывает с односторонним
(когда машины движутся только в одну сторону, в одном направлении) и двусторонним движением (когда машины движутся в
противоположных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.

4. Что такое тротуар? Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее
газонами.
5. Что такое пешеходный переход? Пешеходный переход - участок проезжей части, обозначенный зеброй и предназначенный для движения
пешеходов через дорогу.
6. Что такое перекресток? Перекресток - место пересечения двух дорог, регулируемое светофором.
7. Что такое остановка? Остановка - место, где останавливается транспорт для посадки и высадки пассажиров.
8. Что такое железнодорожный переезд? Железнодорожный переезд - пересечение дорог и железнодорожными путями.
9. Для чего нужен светофор? Светофор нужен для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
10. Какие бывают пешеходные переходы? Пешеходные переходы предназначены для движения пешеходов через улицу и бывают трех
видов: наземные (зебра), подземные, надземные.
Вопросы мониторинга усвоения Программы по направлению: «Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части».
1.Где ребенку можно играть, когда он выходи т из дома на прогулку? Можно играть на детской площадке, во дворе.
2. Должен ли ребенок быть внимательным, игра я во дворе? Нужно быть очень внимательным, потому, ч то во двор часто заезжают машины.
Они могут ехать на большой скорости и сбить ребенка.
3. Почему нельзя играть на проезжей части? Потому что проезжая часть предназначена для движения транспорта. Играя на проезжей части,
ребенок создает аварийную ситуацию.
4. Почему нельзя играть около проезжей части? Играя около проезжей части, ребенок может увлечься и выскочить на дорогу, попасть под
проезжающую машину.
5. Почему нельзя играть с мячом около проезжей части? Когда играешь с мячом вблизи проезжей части, мяч может выскочить на дорогу,
погнавшись за ним, можно попасть под машину.
6. Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части? Ездить на велосипеде по проезжей части, разрешается детям после 14 лет.
Маленькие дети должны ездить на велосипедах на детских площадках, во дворах, в специально отведенных местах. Катаясь нужно
соблюдать осторожность и быть внимательным, чтобы не причинить вред себе и другим.
7. Почему нельзя кататься на санках около проезжей части? Можно не рассчитать скорость движения санок, не успеть затормозить и
выехать на проезжую часть, попасть под машину.
8. Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? Во дворе, в специально отведенном месте. Безопасное место находится вдали от
проезжей части и от проезжающих машин.
4. Список литературы:
1. Т. В. Фролова «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма».
2. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2013.

3. Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир Автокниг, 2006.
4. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. Под общ.ред. В.Н.Кирьянова.
– М.: Издательский Дом Третий Рим.
5. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных
учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.
6. Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова.Волгоград: Учитель, 2008.
7. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
8. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2008.
9. Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
10. Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
11. Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
12. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
13. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.
14. Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.
15. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997.
16. Тошева Л.И. основы безопасности дорожного движения: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011
17. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».