программа дополнительного образования Волейбол

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Волейбол»
Возраст учащихся: 13-17 лет
Срок реализации: 1 год

Педагог: Котлов А.А.

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа спортивной секции «Волейбол» реализует физкультурно-оздоровительное направление образовательной
программы дополнительного образования.
-Федеральный Закон Российской Федерации от
29.12.2012 №
273
«Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
04.09.2014 № 1726-р);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41);
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей от 11.12. 2006 г. №06-1844;
-Письмо
Минобрнауки
России
Методические
рекомендации
по
проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242; - Устав МАОУ СОШ № 19
- Локальные акты МАОУ СОШ № 19
Главным фактором школьной спортивной жизни является внеклассная работа. Основу её составляет организация школьной
спортивной секции.
Рабочая программа физкультурно-спортивной направленности секции «Волейбол» для обучающихся 8 - 11 классов разработана на
основе:
- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И.
Ляха, А.А Зданевича (2010г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
- «Внеурочная деятельность учащихся: волейбол» под редакцией Г.А. Колодницкий, В. С.
Кузнецов (2011г.) Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Во всех общеобразовательных учреждениях страны спортивные игры включены в учебные программы по физической культуре.
Однако, уроков (3 раза в неделю по 45 минут, где изучают спортивную игру только 8-10 часов) недостаточно для того, чтобы
удовлетворить потребности в игре волейбол наиболее заинтересованных учащихся и достичь достаточно высокого уровня игры.
Кроме того, в школе сложились определенные спортивные традиции: первенство школы по волейболу, спортивные праздники,
участие в различных соревнованиях. Для того, чтобы сохранять все эти традиции и обеспечивать достаточно высокий уровень

организации и выступлений, необходимо дать возможность наиболее способным и заинтересованным учащимся развивать и
совершенствовать навыки и умения, расширять опыт и знания. Все это возможно при наличии организованных занятий в системе
дополнительного образования во внеурочное время.
Замечено также, что учащиеся, занимающиеся в спортивных секциях, являются образцом для подражания для сверстников и
верными помощниками для учителя, что улучшает учебный процесс по предмету «Физическая культура» в школе в целом.
Основной принцип работы секции по волейболу - выполнение программных требований по физической, технической,
тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования)
показателях. Программа предусматривает проведение практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов,
участие в соревнованиях.
Отличительными особенностями волейбола является игровая и соревновательная действия.
Соревновательное противоборство волейболистов происходит в пределах установленных правил посредством присущих только
волейболу соревновательных действий — приемов игры (техники).
При этом обязательным является наличие соперника. В волейболе цель каждого фрагмента состязания состоит в том, чтобы
доставить предмет состязания (мяч) в определенное место площадки соперников и не допустить этого в отношении себя. Это
определяет единицу состязания — блок действий типа «защита — нападение», который включает также действия по разведке,
дезинформации, конспирации и т.п.
В волейболе, как в командной спортивной игре выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены.
Важная особенность состоит в большом количестве соревновательных действий — приемов игры. Необходимость выполнять эти
приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного
результата (выигрыша встречи, соревнования) обусловливает требование надежности, стабильности навыков и т.д. В волейболе,
например, каждая ошибка отражается на результате (выигрыш или проигрыш очка).
Цель занятий: формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической культурой и спортом, популяризация
игры в волейбол среди обучающихся школы, пропаганда ЗОЖ.
Задача занятий:
-овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;
-развивать у обучающихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые качества,
выносливость;
- воспитывать у обучающихся нравственные качества: целеустремлённость и волю, дисциплинированность;
-укрепить здоровье, содействовать гармоническому физическому развитию;
- вооружить теоретическими и практическими навыками игры в волейбол;
- организация полезной занятости обучающихся школы с целью профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 13 до 17 лет. Для обучения набираются все
желающие, не имеющие противопоказаний для занятий спортивными играми.
Сроки реализации программы: Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2,25ч. (90 мин.), 35 учебных недель, 157,5 часов в год.
Формы и режим занятий
Учебная работа в секции осуществляется на основе данной программы, которая содержит материал теоретических и практических
занятий. Теоретические занятия проводятся в форме бесед в процессе практических занятий. Практические занятия должны быть
разнообразными и эмоциональными.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и
оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель
использует: объяснение, рассказ, замечание, команды указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы
помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный; - круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательные методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой
тренировки предусматривает
выполнение заданий
на
специальноподготовленных местах
(станциях). Упражнения подбираются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность,
систематичность, последовательность Формы обучения:
- индивидуальная;
- фронтальная; - групповая;
- поточная.
Планируемые результаты освоения программы

•
•
•
•
•

Достижение высокого уровня физического развития у обучающихся по данной программе;
Призовые места на соревнованиях областного уровня;
Устойчивое овладение умениями и навыками игры;
Развитие у обучающихся потребности в продолжении занятий спортом как самостоятельно так и в спортивной секции после
окончания школы;
Укрепление здоровья обучающихся, повышение функционального состояния всех систем организма;
Умение
контролировать психическое состояние.
По окончании обучения программы по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» обучающиеся должны знать:

технику безопасности на занятиях по волейболу;

характеристику игры;

гигиенические правила занятий физическими упражнениями;

основные приёмы самоконтроля;

особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

основы рационального питания;

правила оказания первой помощи;

способы сохранения и укрепление здоровья;

основы развития познавательной сферы;

свои права и права других людей;

влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; должны уметь:

составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

заботиться о своем здоровье;

применять коммуникативные и презентационные навыки;

оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

находить выход из стрессовых ситуаций;

принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и
здоровой среды обитания;

адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;


отвечать за свои поступки;

отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств:
отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что
содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как:
товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка,
любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Мониторинги и диагностические
исследования проводятся три раза в год.
Входной мониторинг – в начале учебного года (позволяет выявить исходный уровень обучающихся по основным исследуемым
характеристикам). На начальном этапе обучения контроль осуществляется ненавязчиво и органично вплетается в ход занятия.
Проводятся опросы, изучаются физические возможности каждого обучающегося.
Промежуточный - (проводится в апреле. Выявляется уровень освоения программы, позволяет констатировать те изменения,
которые происходят в личности обучающихся).
Итоговая аттестация (по окончании срока реализации программы). Проверяется соответствие уровню подготовки обучающихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся ЗНАТЬ:
• влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных
привычек;
• способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
• гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм от неправильного отношения к
гигиеническим требованиям;
• правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой
направленности;
• основы методики обучения и тренировки по волейболу.
• правила игры;
• технику и тактику игры в волейбол; строевые команды;
• методику судейства учебно-тренировочных игр; общие рекомендации к созданию презентаций; УМЕТЬ:
• выполнять индивидуально специально подобранные физические упражнения для поднятия и укрепления функциональных
возможностей организма и развития специальных физических качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;
• соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении соревнований;

выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите;
выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и защите;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
осуществлять судейство соревнований по волейболу;
работать с книгой спортивной направленности;
самостоятельно составлять выступления и презентацию к ним;

•
•
•
•
•
•

Контрольные нормативы по основам технической подготовки в волейболе
№
Контрольные нормативы
норматива
п/п
1
Верхняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее
одного метра (кол-во раз)
2

Пол
н

Показатели
с

в

Юн.
Дев.

12
9

14
11

16
14

Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее
одного метра (кол-во раз)

Юн.
Дев.

10
8

12
10

14
12

3

Передача мяча в парах, без потерь. Расстояние 5–6 м
(кол-во раз)

Юн.
Дев.

17
12

20
15

25
20

4

Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в площадку

Юн.
Дев.

5
3

10
6

15
10

5

Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в левую/
правую половину площадки, по заданию преподавателя

Юн.
Дев.

2
1

3
2

4
3

6

Передача на точность через сетку, из зоны 4 в зону 6,из 5
попыток

Юн.
Дев.

3
3

4
4

5
5

7

Нижние передачи над собой

Юн.
Дев.

15
10

20
15

25
20

8

Верхние передачи над собой

Юн.

15

20

25

Дев.

10

15

20

Н - низкий показатель; С - средний показатель; В - высокий показатель
Содержание и методика контрольных испытаний, включенных в программу.
Физическое развитие. Обследование физического развития производится по общепринятой методике биометрическихизмерений.
Физическая подготовка.
Бег 30м.Испытание проводится по общепринятой методике, старт высокий («стойка волейболиста»).
Бег 30м: 5×6 м. На расстоянии 6 м чертятся две линии - стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит,
преодолевая расстояние 6 м пять раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь
линию.
Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами. Нельзя отталкиваться и приземляться за пределами квадрата 50×50 см. Число
попыток - три. Учитывается лучший результат. При проведении испытания должны соблюдаться единые требования (точка отсчета при
положении стоя на всей ступне, при прыжке с места - с взмахом рук). Из трех попыток учитывается лучший результат.
Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех
попыток учитывается лучший результат.
Метание набивного мяча массой I кг из-за головы двумя руками. Метание с места. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди,
держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх, производится замах назад за голову и тут же сразу бросок вперед.
Метание сидя. При этом плечи должны быть на уровне линии отсчета (а не ступни ног). Даются три попытки в каждом виде метания.
Учитывается лучший результат.
Учебный план
Название
1.

Учебный план

«Волейбол»»

часы

Формы промежуточной
аттестации

102 часа

Игра, зачет, общая
подготовка

Учебно-тематический план
№
п\п

Название темы

Основы знаний
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Техническая подготовка: техника защиты и
4.
нападения
Тактическая подготовка: тактика защиты и
5.
нападения
Всего:
1.
2.
3.

Всего
часов

В том числе

10
10
15

теория
5
2
4

практика
5
8
11

50

10

40

18

5

13

102

26

77

Форма
аттестации/контроля
зачет
зачет
зачет
Работа в команде,
игра
Работа в команде,
игра, зачет

Содержание программы
Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на
нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Использование естественных факторов природы
(солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики,
общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.
Основы методики обучения в волейболе.
Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебнотренировочном процессе по
волейболу.
Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды
соревнований. Понятие о методике судейства. Общая и специальная физическая подготовка.
Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные
периоды. Основы техники и тактики игры.
Понятие о технике. Анализ технических приёмов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и
защите (на основе программы для данного года).

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.

Тема занятия
Техника безопасности на занятиях по спортивным играм. Перемещения и стойка волейболиста.
Передача мяча двумя руками сверху.
ОФП. Перемещения и стойка волейболиста.
Передача мяча двумя руками сверху. Подвижные игры с элементами волейбола.
Развитие быстроты перемещения. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Подвижные игры с
элементами волейбола.
ОФП. Передача мяча сверху двумя руками в средней и низкой стойках и после перемещения.
Подвижные игры и эстафеты.
Передача и прием мяча сверху двумя руками после перемещений. Техника приема и передачи мяча
снизу двумя руками. Подвижные игры с элементами волейбола.

Количест во
часов
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5

ОФП. Прием и передача мяча двумя руками снизу. Ознакомление с основными правилами игры в
волейбол.
Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. СФП. Подвижные
игры с элементами волейбола.
Развитие быстроты и прыгучести. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу
двумя руками. Введение в начальные игровые ситуации.

1, 5

Развитие быстроты и прыгучести. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя
руками. Введение в начальные игровые ситуации.
Физическая подготовка. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя
руками. Подвижные игры с элементами волейбола.
Развитие быстроты и прыгучести. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу
двумя руками. Нижняя прямая подача.
Физическая подготовка. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя
руками. Совершенствование навыков нижней прямой подачи мяча.

1, 5

1, 5
1, 5

1, 5
1, 5
1, 5

Нижняя прямая подача. Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом. Введение в
начальные игровые ситуации.
Нижняя прямая подача мяча. Передачи мяча сверху двумя руками, над собой – на месте и после
перемещения различными способами. Введение в начальные игровые ситуации.

1, 5

16.

Нижняя прямая подача мяча. Передачи мяча сверху двумя руками, над собой – на месте и после
перемещения различными способами. Подвижные игры и эстафеты.

1, 5

17.

Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Нижняя прямая
подача. ОФП.
Передача мяча двумя руками сверху на месте через сетку. Нижняя прямая подача. Игра «Пионербол» с
элементами волейбола.
Передача мяча над собой. Передача мяча двумя сверху у стены. Игра «Пионербол» с элементами
волейбола.
Передачи мяча сверху двумя руками, над собой – на месте и после перемещения различными
способами. Введение в начальные игровые ситуации. Игра
«Пионербол» с элементами волейбола.
Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением. Нижняя прямая подача. Игра
«Пионербол» с элементами волейбола

1, 5

14.
15.

18.
19.
20.

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Передача мяча двумя сверху у стены. Нижняя прямая подача. Игра «Пионербол» с элементами
волейбола.
Передача мяча двумя руками сверху и снизу через сетку с перемещением. Нижняя прямая подача. Игра
«Пионербол» с элементами волейбола.
Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны соперника. Прием подачи. Введение в
начальные игровые ситуации.
Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны соперника. Прием подачи. Введение в
начальные игровые ситуации.
Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны соперника. Прием подачи. Введение в
начальные игровые ситуации.
Прием и передача мяча. Нижняя прямая подача по указанным зонам. ОФП.

1, 5

1, 5
1, 5
1, 5

1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5

28.
29.

Прием и передача мяча. Нижняя прямая подача по указанным зонам. Эстафеты.
Развитие силовой выносливости. Прием и передача мяча. Нижняя прямая подача по указанным зонам.

1, 5
1, 5

30.

Развитие скорости. Прием и передача мяча. Нижняя прямая подача по указанным зонам.

1, 5

31.

Общая и специальная подготовка. Прием подачи. Нижняя прямая подача по указанным зонам.

1, 5

32.

Обучение защитным действиям. Совершенствование навыков нижней подачи. Учебная игра

1, 5

33.

Защитные действия. Подводящие упражнения для нападающих действий. Учебная игра.

1, 5

34.

Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча. Совершенствование навыков приема мяча снизу
и сверху с падением. Изучение индивидуальных тактических действий в защите.

1, 5

35.

1, 5

38.

Развитие прыгучести. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча. Совершенствование
навыков приема мяча снизу и сверху с падением.
Прямой нападающий удар. Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с падением.
Изучение индивидуальных тактических действий в защите.
Прямой нападающий удар. Навыки приема и передачи мяча после перемещений и падения. Учебная
игра
Контрольное испытание по общей физической подготовке. Двухсторонняя контрольная игра.

39.

Развитие специальной ловкости. Упражнения для обучения блокированию. Учебная игра

1, 5

40.

Нападающий удар по неподвижному мячу. Упражнения для обучения блокированию. Учебно –
тренировочная игра в волейбол.
Прямой нападающий удар. Одиночное блокирование. Учебно – тренировочная игра.

1, 5

Развитие прыгучести. Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям в нападении.
Учебно – тренировочная игра.
Совершенствование нападающего удара и приёма мяча снизу. Одиночное блокирование.
Двухсторонняя игра.

1, 5

36.
37.

41.
42.
43.

1, 5
1, 5
1, 5

1, 5

1, 5

Совершенствование нападающего удара и приёма мяча снизу. Одиночное блокирование.
Двухсторонняя игра.
Совершенствование навыков блокирования. Совершенствование навыка прямого нападающего удара.
Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям в нападении.

1, 5

46.

Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Учебно – тренировочная игра

1, 5

47.
48.

ОФП. Совершенствование навыков защитных действий. Учебная игра
Круговая тренировка на развитие силовых качеств. Приемы и передачи мяча. Учебная игра

1, 5
1, 5

49.
50.

Развитие силовых качеств посредством подвижных игр с элементами волейбола.
Совершенствование навыков защитных действий и действия в нападении посредством учебнотренировочной игры. Круговая тренировка на развитие силовых качеств.

1, 5
1, 5

51.

Совершенствование навыков защитных действий. Совершенствование техники нижней прямой подачи. 1, 5
Обучение командным тактическим действиям в нападении.

52.

Эстафеты с различными видами спортивных игр. Совершенствование прямого нападающего удара.
Развитие прыгучести
Совершенствование техники нападающего удара и постановки блока. Двухсторонняя игра в волейбол.
Подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола.

1, 5

54.

Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Учебно – тренировочная игра

1, 5

55.

Прыжковая и силовая работа на развитее точных приемов и передач. Учебнотренировочная игра

1, 5

56.

Развитие силовых качеств. Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите и
нападении.
Совершенствование навыков защитных действий и действия в нападении посредством учебнотренировочной игры. Круговая тренировка на развитие силовых качеств.

1, 5

44.
45.

53.

57.

1, 5

1, 5

1, 5

58.

Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча. Совершенствование навыков приема мяча снизу
и сверху с падением. Изучение индивидуальных тактических действий в защите.

1, 5

59.

Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны соперника. Прием подачи. Учебно –
тренировочная игра.
Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите и нападении.

1, 5

1, 5

64.

Прыжковая и силовая работа на развитее точных приемов и передач. Изучение индивидуальных
тактических действий в защите. Учебная игра
Развитие силовых качеств посредством подвижных игр с элементами волейбола.
Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Изучение индивидуальных
тактических действий в защите. Учебная игра
Контрольное испытание по общей физической подготовке. Двухсторонняя контрольная игра.

65.

Групповые тактические действия в нападении. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями.

1

66.

Развитие силовых качеств. Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите и
нападении.
Групповые тактические действия в нападении. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями.

1

Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Изучение индивидуальных
тактических действий в защите. Учебная игра
Изучение индивидуальных тактических действий в защите. Учебная игра
Итоговое занятие. Двухсторонняя игра
Всего часов: 102

1

60.
61.
62.
63.

67.
68.
69.
70.

1, 5

1, 5
1, 5
1, 5

1

1
1

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные,
наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических,
возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей

взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления
трудностей в освоении изучаемого материала.
С первых занятий учащиеся приучаются к технике безопасности, противопожарной безопасности, к правильной организации
собственного труда, рациональному использованию рабочего времени, грамотному использованию спортивного инвентаря и
спортивных снарядов.
Методические рекомендации при обучении техническим приемам Последовательность обучения
стойкам и перемещениям 1. Выполнение стоек на месте.
2. Перемещения в медленном темпе. Ходьба выпадами, в полуприседе, на внешней и внутренней стороне стопы, на носках и
пятках. Пробегание отрезков 15–20 м с ускорением. Чередование ходьбы и бега. Передвижения разными способами в различных
направлениях по зрительному и звуковому сигналам. Бег из различных и.п.: лицом или спиной вперед; приставными шагами; с
прыжками. Различные эстафеты, включающие бег, прыжки, кувырки, ускорения на отрезках 8–15 м с изменением направления
(«елочка», челночный бег 9–3–6–3–9 м).
3. Сочетание перемещений в медленном и среднем темпе с последующим принятием стойки.
4. Перемещения в высоком темпе с последующим принятием стойки.
5. Принятие стойки игрока после перемещения по звуковому или зрительному сигналу.
Последовательность обучения передачам мяча сверху
1. Имитация приемов сверху двумя руками стоя на месте без мяча.
2. То же, но с мячом.
3. Передача мяча в парах с набрасыванием мяча партнером.
4. Обоюдная передача мяча в парах с расстояния 3–5 м между партнерами.
5. То же, но с расстояния 5–6 м.
6. Верхняя передача мяча двумя руками после перемещения вперед, затем назад. Обратить внимание на остановку перед
выполнением приема.
7. То же, но после перемещения влево и вправо.
8. Передача мяча с изменением траектории полета.
9. Передачи мяча на точность.
10.
Передачи мяча в сочетании с усложненными способами.
Последовательность обучения передачам мяча снизу
Соблюдается та же последовательность, что и при обучении приему мяча сверху.
1. Имитация передачи мяча снизу. Работают сначала ноги и туловище, затем руки.
2. Прием мяча снизу после набрасывания партнером, расстояние – 4–5 м.

3. Прием мяча снизу после отскока от пола.
4. Прием мяча снизу после перемещения вправо, влево, вперед, назад. Обратить внимание, чтобы он попадал на предплечья, а
не на кисти.
5. Сочетание верхних и нижних передач в парах или у стены.
Последовательность обучения подачам
Приведенную последовательность соблюдают при изучении всех способов подач.
1. Выполнение подачи в упрощенных условиях. Имитация изучаемого способа (выполняется на три счета: 1 – замах; 2 –
подбрасывание; 3 – удар по мячу).
2. Сочетание имитации подачи с подбрасыванием мяча. Ударное движение можно заменить ловлей мяча. Цель данного
упражнения – научить правильно подбрасывать мяч.
3. Подача мяча в парах поперек площадки.
4. Подача мяча партнеру на точность (расстояние – 5–6 м от сетки).
5. Подача мяча из-за лицевой линии.
6. Подача мяча в левую и правую стороны площадки.
7. Подача мяча на точность в заданную часть площадки.
Последовательность обучения нападающим ударам
В начале занятий целесообразно использовать расчлененный метод обучения: первое ударное движение по мячу на месте, затем – в
прыжке и только потом – в прыжке после разбега.
1. Нападающий удар с собственного набрасывания в опорном положении у стены в парах.
2. При разбеге следует обратить внимание на выполнение последнего, третьего, шага, который должен быть самым длинным и
заканчиваться «стопорящим» движением стоп (ступни параллельны).
3. Имитация нападающего удара с 3 шагов разбега.
4. Нападающий удар с разбега, но мяч фиксируется партнером, стоящим на возвышении
(тумбочке, стуле и т.п.).
5. Нападающий удар с собственного набрасывания мяча; с набрасывания мяча партнером.
6. Нападающий удар после встречной передачи, а затем с передачи вдоль сетки.
7. Прямой нападающий удар с передачи из зоны 3; траектория полета средняя (расстояние – до 0,5 м от сетки).
8. Нападающий удар со всех зон нападения после различных по высоте и направлению передач.
9. То же, но с переводом туловищем влево, вправо; при приземлении стопы разворачиваются в сторону движения мяча. 10. То
же, но перевод выполняется разворотом кисти влево или вправо.

Комплекс организационно-педагогики условий
1. Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий в школе используется спортивный зал.
Также используется для проведения занятий следующее оборудование и инвентарь:
1.Сетка волейбольная
2.Стойки волейбольные
3.Гимнастические стенки
4.Гимнастические скамейки
5.Гимнастические маты
6.Скакалки
7.Мячи волейбольные.
8.Мячи набивные.
2. Методические материалы
Основная литература
1.Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детскоюношескихшкол олимпийского резерва–М.:Советский спорт, 2007. –108 с.
Дополнительная литература
1.Беляев А.В. и др. Волейбол. /Беляев А.В., Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Костюков В.В., Кувшинников В.Г., Родионов А.В., Савин М.В.,
Топышев О.П. [Электронный ресурс] -М.:Физкультура и спорт, 2000.-368 с.
Рекомендуемая литература
2.Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. –М.: ФиС, 1978.
3.Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник. –М.: Фис, 1991.
4.Каменцер М.Г. Спортшкола в школе. –М.: ФиС, 1985.
5.Комков Б.С. Комплексы общеразвивающих упражнений для занятий по физическому воспитанию. –Новосибирск: Зап.-Сиб. Кн. Изд.,
1985.
6.Конева Е.В. Спортивные игры: правила, тактика, техника, 2004.
7.Методические разработки, схемы, таблицы.
8.Основы управления подготовкой юных спортсменов./ Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. –М. 2000.

9.Официальные правила волейбола с дополнениями и изменениями. –М.: СпортАкадемПресс, 2003..
10.Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки: Учеб. Пособие для ин-тов физ. Культ. –Киев: Выща школа, 1984.
11.Спортивные игры: правила, техника, тактика/ Серия «Высшее профессиональное образование». –Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2004.
12.Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей
13.Теоретическая подготовка юных спортсменов/ Под общ. Ред. Ю.Ф.Буйлина, Ю.Д. Курамшина. –М.: ФиС, 1981.
14.Уроки волейболу. Пер. с яп./Оинума С. Предисл. Чехова О.С. \–М.: Физкультура и спорт, 1985.
15.Учебный материал по волейболу: Учеб.-метод. Указания/ Сост. В.МШулятьев. –Омск, 1991.
16.Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб. Пособие для ин-тов и техник. Физ. Культ. –М.: ФиС, 1987.
17.Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. –М.: ФиС, 1980.
18.Шулятьев В.М. Содержание и организация тренировочного процесса волейболистов: Учеб.-метод. Рекомендации. –Омск, 1990.
Периодические издания
1.Журнал «Спортивная жизнь России».
2.Журнал «Физкультура и спорт».
3.Журнал «Волейбол».
Электронные информационно – образовательные ресурсы
1.Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ //http://www.apkppro.ru
2.Виртуальный ресурс ФизкультУРА // http://www.fizkult-ura.com/judo
3.Информационно-правовой портал «Гарант» // http://base.garant.ru/
4.Информационный портал «Новости спорта» // http://news.sportbox.ru/
5.Методическая служба //http://metodist.lbz.ru/
6.Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» //http://pravo.gov.ru/
7.Официальный сайт Министерства образования и науки Российской
8.Спортивная интернет-газета //http://www.sports.ru/
9.Спортивный портал // http://www.sport-express.ru/
10.Сайт о спорте //http://sportbox.by/
11.Министерство образования и науки РФ //http://www.mon.gov.ru
12.Федеральный портал "Российское образование" // http://edu.ru
13.Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //http://www.referent.ru/1/213368
14.Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) //http://www.obrnadzor.gov.ru
15.Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» //http://www.ict.edu.ru
16.Федеральный портал «Дополнительное образование детей» //http://www.vidod.edu.ru

Форма аттестации и контроля, оценочные материалы.
Паспорт оценочных и методических материалов
В результате освоения программы учебной дисциплины по основной профессиональной образовательной программе дополнительной
общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе «Волейбол» (далее - Программа)
Обучающийся должен уметь:
- Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться
оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
- Управлять своими эмоциями;
- Владеть игровыми ситуациями на площадке;
- Технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях
соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- Уметь владеть техникой и тактикой игры во время игровых ситуаций на площадке.
Обучающийся должен знать:
- Значение правильного режима для спортсмена;
- Разбор и изучение правил игры в волейбол;
- Роль капитана команды, его права и обязанности;
- Правила использования спортивного инвентаря;
- Причины травм на занятиях по волейболу и их предупреждение.
Формой промежуточной (итоговой) аттестации является тестирование обучающихся по теоретической и практической подготовке.
Тестирование по теоретической подготовке не является обязательным и проводится при необходимости, определяемой непосредственно
тренером-преподавателем, исходя из оценки текущего контроля за успеваемостью обучающихся. Тестирование по практической
подготовке включает в себя тестирование по физической подготовке и технической подготовке. Кроме того, в конце учебного года,
согласно графику проведения промежуточной аттестации, в программу промежуточной аттестации включаются контрольно-переводные
нормативы по общей физической подготовке.
Основными критериями оценки групп по волейболу являются:
- стабильность состава занимающихся, посещаемость ими учебно-тренировочных занятий;
-овладение теоретическими знаниями и навыками;
-выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке;
-уровень освоения занимающимися элементов техники волейбола.
-уровень освоения основ самоконтроля занимающимися.
Планируемые результаты освоения программы включают интегративные качества обучающегося, которые он может приобрести в

результате освоения программы и подготовит его к реальности взрослой жизни:
· Личностные - обеспечить возможность учащимся вести здоровый и безопасный образ жизни средствами волейбола, воспитание
положительных качеств личности, коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной, тренировочной и спортивной
деятельности;
· Метапредметные - развитие основных физических качеств, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков;
формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную
подготовленность.
·Предметные - развитие познавательного интереса в области физической культуры и спорта, приобретение определенных знаний, умений
и навыков в избранном виде спорта; владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное
применение их в игровой и соревновательной деятельности.
В результате освоения программы обучающийся должен обладать следующими общими компетенциями:
Общие компетенции
Код
Наименование
ОК 1
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 2
Технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях
соревновательной деятельности и организации собственного досуга
ОК 3
Овладеть базовой и специальной техникой, скоростными, кондиционными и координационными упражнениями, соответствующими
этапу обучения
ОК 4
Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться

оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций.
ОК 5
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 6
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья.
ОК 7
Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом
межкультурных и этнических различий.

Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения программы
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе рабочей программы по волейболу и учебного плана. Является частью
ОПОП дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы «Волейбол».
Формы контроля и оценивания элементов подготовки по основным разделам
учебной дисциплины
Раздел
Форма контроля и оценивания
Текущий контроль
Промежуточный контроль
Итоговая аттестация
Теоретическая подготовка
Посещаемость успеваемость
закрепление полученных теоретических знаний в ходе практической подготовки
Тесты

Общая физическая подготовка
Посещаемость успеваемость
Нормативы
Тесты
Нормативы
Тестовые задания
Специальная физическая подготовка
Посещаемость успеваемость
Нормативы
Тесты
Нормативы
Тестовые задания
Технико-тактическая подготовка
Овладение приемами
Тестовые упражнения
Тестовые задания
Интегральная подготовка
Овладение приемами
Тестовые упражнения
Тестовые задания
Участие в соревнованиях
во внутриколледжных соревнованиях
между образовательными организациями
В сборной команде колледжа, городского округа
Тестовые задания для оценки освоения программы в части практической подготовки
Оценка уровня знаний по практической подготовке включает в себя тестирование по физической подготовке, технической подготовке и
сдачу контрольно-переводных нормативов по общей физической подготовке в конце учебного года.

Тестовые задания по физической подготовке и критерии фиксирования результатовки заключаются в системе подсчета результатов
выполненных заданий (упражнений), в зависимости от упражнений, результат может выражаться в единицах (количество раз, см., м) либо
во времени. Обучающимся необходимо выполнить 2 тестовых упражнения на выбор из прилагаемого перечня.
Итоговая оценка в результате тестирования по физической подготовке производится по 3-балльной системе. Так, 3 балла получает тот,
кто улучшил свой предыдущий результат. Два балла - если предыдущий результат не изменился; один балл – если зафиксирован
результат хуже предыдущего.
При проведении тестирования по физической подготовке следует обратить внимание на соблюдение требований инструкции и создания
условий для выполнения упражнений.
Уровень развития специальных физических качеств можно оценить по показателям быстроты передвижения, динамической силы и
прыгучести.
Быстрота передвижения оценивается по времени пробегания «елочкой» к 6 набивным мячам, расположенным на волейбольной площадке.
Местом старта служит набивной мяч «А», расположенный за серединой лицевой линии. В исходном положении высокого старта ступни
ног за линией по команде «Марш!» учащийся касается рукой стартового мяча и начинает движение к мячу 1. Коснувшись рукой мяча, он
возвращается к мячу «А» и после касания его направляется к мячу 2 и т. д. Учитывается лучший результат из двух попыток.
Динамическую силу оценивается посредством броска набивного мяча двумя руками из-за головы в прыжке с места. В исходном
положении набивной мяч удерживается двумя руками на уровне пояса. По команде «Можно!», учащийся из полуприседа взмахом рук с
мячом выпрыгивает и заносит мяч за голову, после чего выполняет бросок. Учитывается лучший результат, показанный обучающимися,
из трех попыток.
Для оценки прыгучести следует использовать «Экран прыгучести» конструкции В. М. Абалакова. Достоинство этого приспособления
заключается в том, что, с одной стороны, оно позволяет оценивать прыгучесть в условиях, специфических для волейбола, а с другой
вызывает живой интерес учащихся к систематической тренировке. Оценка определяется по разности доставания отметок на ленте
поднятой рукой стоя на месте и в прыжке после разбега в один-два шага. В случае отсутствия приспособления его легко смоделировать.
Для этого на стене в определенном месте зала делают метрическую разметку высотой 250270 см для определения высоты поднятой руки,
а к баскетбольному щиту прикрепляют маркированный лист картона, на котором отмерено расстояние от пола. Учитывается лучший
результат из трех попыток.
Прыжки через скакалку (для оценки уровня развития скоростных и координационных способностей).И.П. – скакалка сзади. Фиксируется
максимальное количество прыжков за 1 минуту в одной попытке. Критерием служит максимальное количество прыжков.
Бег 60 м с высокого старта (для оценки уровня развития скоростных и координационных способностей) Тестирование проводится на
дорожке стадиона или легкоатлетического манежа. Количество стартующих в забеге определяется условиями, при которых бегущие не
мешают друг другу. Разрешается одна попытка. После 10-15 минутной разминки дается старт. Критерием, служит минимальное время.
Оценка уровня технической подготовки.
Оценка уровня технико-тактической подготовленности обучающихся характеризуется качеством освоения основных приемов игры
(уровень сформированных навыков).

Для оценки техники владения мячом при передачах двумя руками сверху и приеме двумя руками снизу используют мишень с
концентрическими окружностями. При передачах сверху расстояние до стены 2,5 м, при приеме снизу3 м. Учитывается количество очков
из 10 передач и потери мяча.
Технико-тактические навыки в подачах должны характеризоваться сочетанием точности и скорости полета мяча. Для их оценки на
площадке выделяются зоны 1, 6, 5. Подача выполняется на точность по 6 попыток в каждую зону с места подачи.
Для оценки навыка в атакующем ударе используется непосредственно атакующий удар из зоны 4 с передачи из зоны 3. На первом этапе
обучения оценивается техника удара в пределы площадки. При необходимости (по мере роста техники) можно оценивать и точность
удара по зонам площадки, которая делится как и при подачах мяча. Важно, чтобы передача для удара были стабильной траектории.
Нормативы по технической подготовке для 1-го и 2-го года обучения
N
п/п
Контрольные испытания
1 год
2 год
1.
Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4
5
6
2.
Подача на точность
1 год обучения – верхняя прямая по зонам
2 год обучения - в прыжке
3
2
3.
Нападающий удар прямой из зоны 4 в зону 4-5( 2-й год с низкой передачи)
3
3

4.
Прием подачи из зоны 6 в зону 3 на точность
4
6
Нормативы по общей физической подготовке:
Бег 30 м с высокого старта (для оценки уровня развития скоростных и координационных способностей)
Тестирование проводится на дорожке стадиона или легкоатлетического манежа. Количество стартующих в забеге определяется
условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. Разрешается одна попытка. После 10-15 минутной разминки дается старт.
Челночный бег 5х6м (тест на определение координационных способностей). Участник пробегает дистанцию 30 метров (5х6м), перенося
поочерёдно с линии старта на линию финиша 3 кубика (ребро 7 см). Разрешается 1 попытка;
Прыжок в длину с места. Испытания проводят в специальном прыжковом секторе, оснащенном необходимым оборудованием. Участник
встает возле линии отталкивания, принимает исходное положение и выполняет прыжок. Результат определяется по ближайшей к линии
отталкивания отметке (следу), оставленной любой частью тела с точностью до 1 см. Разрешается 3 попытки, в зачет идет лучшая.
Результат не засчитывается в следующих случаях: заступ за линию и ее касание при отталкивании, отталкивание происходит не двумя
ногами одновременно, а поочередно, прыжок выполнен с подскока.
Прыжок в высоту с места - описание выше.
Оценка уровня физических способностей и подготовленности волейболистов
Развиваемое физическое качество
Контрольные упражнения (тесты)
Мужчины
Женщины
Скоростные качества
Бег на 30 м
(не более 4,9 с)
Бег на 30 м
(не более 5,3 с)
Координация

Челночный бег 5 x 6 м
(не более 10,8 с)
Челночный бег 5 x 6 м
(не более 11 с)
Скоростно-силовые качества
Бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя
(не менее 18 м)
Бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя
(не менее 14 м)
Прыжок в длину с места
(не менее 240 см)
Прыжок в длину с места
(не менее 210 см)
Оценка уровня знаний по теоретической подготовке.
В спортивно-оздоровительной группе осваивается большое количество различных двигательных действий, как из волейбола, так и из
других видов спорта (легкая атлетика, спортивные игры, спортивная гимнастика). Успешность овладения новыми двигательными
действиями во многом будет зависеть от сформированном представлении об изучаемом двигательном действии. Проверка теоретических
знаний обучающихся в рамках промежуточной (итоговой) аттестации не является обязательной, т.к. настоящей программой
предусмотрено постоянное закрепление полученных теоретических знаний в ходе практической подготовки, что, в свою очередь,
приводит к тому, что, в основном, все обучающиеся показывают положительные результаты по теоретической подготовке в рамках
осуществления текущего контроля за успеваемостью.
В случае принятия решения о целесообразности включения в программу промежуточной (итоговой) аттестации тестирования
обучающихся по теоретической подготовке, тренер-преподаватель с формирует тестовые вопросы, руководствуясь целью закрепления у
обучающихся изученного теоретического материала, в зависимости от уровня освоения программы обучающимися. На каждый вопрос
теста предлагается 2-3 варианта ответа, один из которых правильный. Тест может содержать до 10 вопросов. Для успешной сдачи
тестовых испытаний по теоретической подготовке обучающимся необходимо правильно ответить на 60% (зачетный минимум) вопросов
теста.
Итоговая оценка в результате тестирования по теоретической подготовке в рамках настоящей программы представлена в рамках

дихотомической шкалы: «+» при положительном результате (60% и более правильных ответов), « - » при отрицательном.
Для оценки технической подготовки в спортивно-оздоровительных группах разработаны тестовые задания (упражнения). Обучающимся
необходимо выполнить 3 тестовых упражнения из прилагаемого перечня (с учетом возрастных особенностей). При успешном
выполнении обучающимся норматива одного элемента технической подготовки обучающийся получает 1 балл, при неправильном
получает 0 баллов.
Баллы по физической подготовке и технической подготовке суммируются для получения итогового балла по практической подготовке.
Кроме того, в конце учебного года согласно графику проведения промежуточной аттестации, в программу промежуточной аттестации
включаются контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке.
Таким образом, для успешной промежуточной аттестации обучающимся необходимо получить зачет по теоретической подготовке (при
условии включения данного вида испытания тренером-преподавателем в программу промежуточной аттестации), получить итоговый балл
по практической подготовке от 3 баллов и более; в конце учебного года сдать контрольно-переводные нормативы по ОФП. Итоговая
оценка в результате промежуточной аттестации представлена в рамках дихотомической шкалы: «зачет»/ «не зачет». При получении
оценки «зачет», обучающиеся могут быть переведены на следующий период обучения, либо этап подготовки.
Итоговая оценка в результате итоговой аттестации по окончании освоения программы также представлена в рамках дихотомической
шкалы: «образовательная программа освоена»/ «образовательная программа не освоена». Для успешной итоговой аттестации по
окончании освоения программы обучающимся необходимо получить зачет по теоретической подготовке (при условии включения данного
вида испытания тренером-преподавателем в программу итоговой аттестации), получить итоговый балл по практической подготовке от 3
баллов и более, и сдать контрольно-переводные нормативы по ОФП.
Дополнительно необходимо отметить, что система оценки освоения программы не ограничивается только проверкой усвоения знаний и
выработки умений и навыков по конкретному виду спорта. Она ставит более важную задачу: развивать у обучающихся умение
контролировать себя, проверять и находить свои ошибки, анализировать и искать пути их устранения.
Список литературы
1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов /Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В.
Маслов. – М.: Просвещение, 2011. – 77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
2. Волейбол в школе. Пособие для учителя/В.А. Голомазов, В.Д. Ковалёв, А.Г. Мельников. – М.: «Просвещение», 1976. 111с.
3. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5–9 классы: проект. (Стандарты второго поколения). – 3-е
изд. – М.: Просвещение, 2014. 61с.
4. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физическая культура и спорт, 1983.
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2001.
6. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2010 г. Раздел 3. ХХ1 классы. Часть1. п.1.4.2.
Спортивные игры. Программный материал по спортивным играм (Х-Х1 классы). Волейбол (юноши и девушки). Часть111.

Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол. (Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат
педагогических наук А.А. Зданевич).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».