Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная студия «Зеркало» Направление - художественное Срок реализации: 1 год Возраст учащихся:11-16 лет Педагог: Мишина Елена Владимировна, педагог-организатор Екатеринбург 2021 год 1 2. Комплекс основных характеристик 2.1. Пояснительная записка. Данная программа дополнительная общеразвивающая программа «Театральная студия «Зеркало» разработана в соответствии с требованиями нормативных документов: ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» далее ФЗ № 273 Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» Письмо Минобрнауки России 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 года № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптивных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей») Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 года № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» -направленность: Программа дополнительного образования «Театральная студия «Зеркало» имеет художественную направленность. -актуальность: Программа «Театральная студия «Зеркало» определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально - творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни. В рамках модернизации российского образования (в частности, дополнительного) изменены концептуальные подходы и методологические установки к образовательному процессу по причине ограниченности и неэффективности: смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности; изменены подходы к структуре и содержанию образовательного процесса с учетом интеграции общего и дополнительного образования; усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения комплекса интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая речь; -отличительные особенности общеразвивающей программыОтличительные особенности от других программ состоят в том, что через игру мы переходим к работе актера над собой и над ролью, и далее к умению выразить себя и умению общаться. 2 В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла, что позволяет наиболее полно раскрыть и развить в ребенке творческие способности, одновременно получать комплексные знания и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, музыкально-театральную деятельность, что формирует устойчивую мотивацию к познанию, способствует созданию личностнозначимого для каждого воспитанника творческого продукта в виде постановки. Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия, увеличивает количество и объём сенсорных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных). Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить подростков к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение детей отличается практической и гуманитарной направленностью. Программа нацелена на индивидуальные особенности воспитанников: • на раскрытие творческой индивидуальности обучающегося через освоение техники работы над собой; • на развитие психотехники через процесс работы над образом; • на освоение техники воплощения и переживания через художественный метод в искусстве. -адресат общеразвивающей программыПрограмма «Театральная студия «Зеркало» предназначена для работы с подростками (11-16 лет) Корректируется с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Исходя из особенностей учебного плана и специфики занятий, проводятся групповые занятия, количество детей в группе от 5 до 15 человек. -режим занятий1 группа Понедельник: 14.00-14.40 Вторник: 14.00-14.40 Четверг: 14.00-14.40 2 группа Понедельник: 14.50-15.30 Вторник: 14.50-15.30 Четверг: 14.50-15.30 3 группа (коллективная работа 1 и 2 группы (включает в себя репетиционные моменты, концертные программы, показы спектаклей, участие в мероприятиях)) Понедельник: 15.35-16.15 Вторник: 15.35-16.15 Четверг: 15.35-16.15 -объем общеразвивающей программы- 3 раза в неделю – 9 часов – 102 ч, длительность занятия 40 минут. -срок освоения общеразвивающей программы: Программа рассчитана на 1 год. Включает в себя: индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий, просмотр спектаклей, участие в конкурсах и фестивалях, а также в период и каникулярного времени. -уровневость общеразвивающей программы- Базовый уровень. -формы обучения- индивидуальная и групповая. 3 -виды занятий- игра; - диалог; - различные виды тренингов (дыхательные, психологические и т. д.) - слушание; - созерцание; - импровизация; - репетиции; - индивидуальные занятия; - занятия малыми группами (по 3-5 человек). Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для подростков. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, они принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями. Совершенно очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью помогает подростку в постижении окружающего мира. Он заражает детей добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства. На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве. Большую роль в формировании творческих способностей, обучающихся отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей детей. -формы подведения результатов: традиционные формы контроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; промежуточный – праздники, конкурсы; итоговый – открытые спектакли, фестивали. Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого обучающегося, раскрытием его творческих и духовных устремлений. Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля. Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля. Основными формами подведения итогов по программе является участие обучающихся театра – студии конкурсах чтецов, театральных конкурсах, смотрах, постановках, фестивалях муниципального, регионального, российского уровней. Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности обучающихся, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики (рекомендации по использованию диагностических методик, анкет даны в приложении). Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению обучающихся, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу. 4 2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программыРазвитие творчески активной личности подростков средствами театральной деятельности, содействие их жизненному профессиональному самоопределению. Задачи общеразвивающей программыСпособствовать формированию: необходимых представлений о театральном искусстве; актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью; речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации. Способствовать развитию: творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка; исполнительской культуры; коммуникативных и организаторских способностей воспитанников; эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения. Создать условия воспитания: творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других; социально активной личности воспитанника. и 2.3 Содержание общеразвивающей программы «Театральная студия «Зеркало» Программа позволяет воспитывать юного актера в «естественной среде», т.е. на сцене, репетициях, в процессе работы над ролью. Эффективность обучения и развития ребенка достигается благодаря интеграции теории и практики. Такой подход снабжает обучающегося театра студии необходимым опытом и техническими навыками для дальнейшего самосовершенствования. Учебный (тематический) план № п.п. Количество часов Форма аттестации Название раздела, темы /контроля Всего Теория Практика 1. 2 1 1 Диагностика уровня умений. Вводное занятие. Начальная диагностика 2. Актёрское мастерство 2.1 Сценическое внимание 4 1 3 2.2 Фантазия и воображение 7 2 5 2.3 Раскрепощение мышц 6 1 5 2.4 Сценическое общение 4 2 2 2.5 Эмоциональная память 6 2 4 5 2.6 2.7 2.8 2.9 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 Предлагаемые обстоятельства Сценическое событие Действия с воображаемыми предметами Этюд – сценическое произведение с одним событием Сценическая речь Техника речи и её значение Дикция Понятие об интонировании Тембрирование Совмещение речи и движения 4 7 7 6 1 2 2 2 3 5 5 4 5 4 3 3 5 3 2 2 2 2 2 2 1 1 3 3.6 4. 4.1 4.2 5. 5.1 5.2 Сила звука и эмоциональная выразительность Сценическое движение Этюды на пластическую выразительность «Хаотичное» движение в пространстве История театра Скоморошье царство Театральные профессии. 4 1 3 6 4 2 1 4 3 5 3 3 2 2 1 5.3 Кукольный театр 6 4 2 5.4 Виды и системы кукол в кукольном театре. Итого: 3 102 3 43 59 Показ небольших этюдов. Групповой показ этюдов. Изучение речевого аппарата. Произношение звуков. Показ отрывков из произведений на выбор. Открытые занятие. Проведение игр. Проведение интеллектуальной игры «Моя профессия» Игра с пальчиковыми куклами. Содержание учебного (тематического) плана: Блок I. Вводное занятие. Начальная диагностика. Блок II. Актерское мастерство. Тема 1. Сценическое внимание. Теория: Отличительные особенности внимания в жизни и на сцене. Практика: Использование специальных упражнений и тренингов для выработки сценического внимания. Тема 2. Фантазия и воображение. Теория. Данные понятия необходимы актеру для создания образа. Для развития этих качеств используются упражнения, где обычные предметы, благодаря фантазии ребенка совершают невероятные превращения. Практика: Постановка этюдов. Использование этюдов помогает развивать воображение и смоделировать жизненные ситуации. Тема 3. Раскрепощение мышц. 6 Практика. Ряд упражнений помогает снять физиологический зажим мышц, который происходит из-за психоэмоционального состояния актеров – новичков, впервые попавших на сцену, способствуют раскрепощению упражнения с воображаемыми предметами. Тема 4. Сценическое общение. Практика: Необходимо научить актера общаться на сцене «глаза в глаза». Для этого используются упражнения на взаимодействие партнеров. Тема 5. Эмоциональная память. Теория. Память присуща всем людям. Лишь необходимо в процессе этюдов помочь ребенку вспомнить то или иное состояние в конкретной жизненной ситуации. Тема 6. Предлагаемые обстоятельства. Практика. Ставя актера в предлагаемые обстоятельства, добиваемся достоверных, органичных действий в ситуации, например, вы – человек гранитный, стеклянный или ватный. Или как вы поведете себя в ситуации «холодная погода в горах», «земляничная поляна» и др. Тема 7. Сценическое событие. Теория. Придумывание различных ситуаций с событием и развязкой. Практика. Навыки построения этюда. Тема 8. Действия с воображаемыми предметами. Практика. Помогают снять мышечный зажим, напряжение развивает фантазию, включают эмоциональную память. Тема 9. Этюд – сценическое произведение с одним событием. Теория. Что такое этюд. Правильность выполнения, составления этюда. Практика. Придумывая этюды и воплощая их в жизнь, ребенок развивает свое воображение и фантазию, учится грамотно строить сценическое произведение, в игровой форме попадает в предлагаемые обстоятельства. Блок III. Сценическая речь. Тема 1. Техника речи и ее значение. Теория. Знакомство с техникой речи как основой хорошей дикции. Практика. Использование упражнений и тренингов для речевого аппарата. Тема 2. Дикция. Теория. Четкое произношение всех звуков речи – неотъемлемая часть спектакля. Практика. Для выработки хорошей дикции используются чистоговорки, скороговорки, целый ряд упражнений и тренингов. Тема 3. Понятие об интонировании. Теория. Знакомство детей с разнообразием подтекстов. Практика. Первые навыки отрабатываются в скороговорках и небольших упражнениях. Тема 4. Тембрирование. Теория. Владеть искусством тембрирования актеру необходимо. Эта тончайшая краска особенно приковывает внимание зрителей. Практика. Тренировка тембрирования происходит в произношении текстов, требующих морально-эстетических и других оценок. Например, мудрость – глупость, доброта – жестокость, смелость – трусость и другие. Тема 5. Совмещение речи и движения. Теория. Научится совмещать текст и движения. Практика. Используя специальные упражнения добиваться легкости текста при различных физических действиях. Тема 6. Сила звука и эмоциональная выразительность. 7 Теория. Для снятия излишнего напряжения при сильно звучащей речи используются следующие упражнения: «Сони», «Добьюсь цели», «Шутка» и другие. Стараться сохранить выразительную «линию звучания», при большой силе звука, уметь удержать звук от повышения. Практика. Читка стихотворений. Блок IV. Сценическое движение. Тема 1. Этюды на пластическую выразительность. Теория. Этюды помогают научиться владеть своим телом. Практика. Этюды – «скульптуры», «живая фотография» и другие задания. Тема 2. «Хаотичное» движение в пространстве. Теория. Цель занятия научить актера движению, не задевая партнера, не меняя скорости упражнения. Практика. Упражнение «Я хрустальный», различные перестановки со стульями и перемещение групповое и парное. Тема 3. Движения в «рапиде». Теория. Научится двигаться в замедленном темпе. Практика. Упражнения в парах и группах. Блок V. История театра. Тема 1. Скоморошье царство. Теория. История возникновения театра на Руси. Практика. Инсценировка «Веселое скоморошье» Тема 2. Театральные профессии. Теория. Познакомить детей с профессиями актер, режиссер, осветитель, гример, костюмер и другими. Практика. Тематическая игра «Моя профессия» Тема 3. Кукольный театр. Теория. Отличие кукольного и драматического театра. Профессии в кукольном театре. Практика. Театр на ладошке. Работа с куклой-перчаткой. Посещение кукольного театра. Тема 4. Виды и системы кукол. Теория. Знакомство с перчаточными и тростевыми куклами, марионетками, напольными куклами. 2.4 Планируемые результаты. В результате реализации программы, обучающиеся становятся настоящими любителями театра – активными участниками школьной самодеятельности, осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для окружающих. А главное, стремятся к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора. Учащиеся, прошедшие обучение по данной программе, должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки: пользования театральными понятиями и терминами: «этюд», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.; использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память, общаться со зрителем; владения необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи; активного проявления своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, записей фонограмм. 8 - Метапредметные результатыРегулятивные УУД: Обучающиеся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающиеся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающиеся научится: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. -Личностные результатыУ обучающихся будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. -Предметные результаты9 Обучающиеся научатся: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; различать произведения по жанру; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; сочинять этюды по сказкам; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) 3 Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы: - материально-техническое обеспечение Актовый зал, оборудованный сценической площадкой, зрительскими местами, а также оснащенный специальным театральным освещением и звуковоспроизводящим оборудованием – для проведения спектаклей, репетиций, общестудийных мероприятий и занятий. Гримерная – помещение для переодевания и подготовки к занятиям. Декорационно-костюмерная – помещение для хранения костюмов, реквизита и другого имущества студии. Для реализации программы необходима следующая материально-техническая и дидактико-методическая база: Материально-техническое обеспечение Дидактико-методическое обеспечение наличие учебных и служебных помещений (зала для проведения книги и иллюстрации для детей по истории театра репетиционных занятий, сцены, гардероба, санитарных комнат); сборники пьес и другого постановочного материала магнитофон игрушки мягкие, мячи, скакалки для тренингов кубы записи классической музыки столы стулья декорации костюмы музыкальный центр видеокамера фотоаппарат маты, матрацы; -информационное обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции: электронная литература; экранные видео лекции; видеоролики; информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной общеобразовательной программе; 10 сценарии; видеозаписи спектаклей; По результатам работ всей группы будет создаваться мультимедийное интерактивное издание (фото-, видеоотчёты), которое можно будет использовать не только в качестве отчетности о проделанной работе, но и как учебный материал для следующих групп обучающихся. - кадровое обеспечениеРуководитель и режиссер театральной студии «Зеркало» - педагог-дополнительного образования Мишина Елена Владимировна. В постановках (спектаклях, игровых программах) принимают активное участие педагоги школы (Заместитель директора А.В. Югова, Заместитель директора Д.А. Тимошкин) Музыкальное сопровождение мероприятий осуществляет звукорежиссер школы Свиридов Анатолий Алексеевич педагог дополнительного образования, руководитель вокальной студии «Созвучие». -методические материалы Наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, видеоматериал, презентации, фонограммы, карточки для заданий). Музыкальная фонотека: классическая и современная музыка, театральные шумы и звуки, звуки природы, аудиотеатр. Видеотека: записи спектаклей. Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.) Средства общения: Участие в детских театральных фестивалях, мероприятиях клуба. Посещение профессиональных и самодеятельных театров, встречи с членами других детских театральных коллективов. Взаимное общение учащихся из различных творческих объединений. Данная программа дополнительная общеразвивающая программа «Театральная студия «Зеркало» разработана на основе авторских программ: • «Программа и методические рекомендации для работы театральной студии «Игровой театр»» А.В. Гребенкина М. Просвещение, 2006г; • «Программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина» (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства) М. Просвещение, 2009г., рекомендованных Министерством образования РФ; с учетом рекомендаций К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, М.Чехова, П.М.Якобсона, А.Мессерера, М.Мейерхольда. Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями. 3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалыДля полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы; итоговый – открытые занятия, спектакли. 11 Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, классных часах, участие в мероприятиях, инсценирование, постановка сказок и пьес для свободного просмотра. Критерии оценивания. повседневное систематическое наблюдение за обучающимися и собеседование; участие в концертных программах; критерии оценивания: чистота интонирования; активность и правильность работы дыхания и артикуляционных мышц; качество дикции: разборчивость. участие в конкурсах различного уровня; критерии оценивания: театральные данные и навыки; - соответствие выбранного репертуара возрасту и вокальным данным исполнителя; - эстетические и художественные достоинства номера; эмоциональность. демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей и педагогов. критерии оценивания: технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения: грамотное исполнение с небольшими недочётами (техническими, метроритмическими, интонационными, художественными) Общая характеристика программы «Театральная студия «Зеркало» Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона обучающихся и педагогов, повышению культуры поведения. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании обучающихся, так и в организации их досуга. Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного 12 мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.В.Теплов). Совершенствование «аппарата переживания» (К.Станиславский) и «аппарата осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка. 4 Список литературы Литература для педагога: 1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006. 2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004. 3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985. 4. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001. 5. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002. 6. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978. 7. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006. 8. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004. 9. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002. 10. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. – М.: Просвещение, 2006. 11. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988. 12.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151. 13. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка. - С.: СГАКИ, 2009. 14. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980. 15. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000. Литература для детей: 1. Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005. 2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004. 3. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006. 4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003. 5. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005. 6. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002. 7. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004. 8. Эфрос А.В. Репетиция-Любовь моя. - М.: 2001. 13