Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ от 19 декабря 2014 года № 1598) (с изменениями). 3. Примерная Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования. 4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся МАОУ СОШ №19. 5. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург. 6. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург. 7. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса по ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования МАОУ СОШ №19. Программа рассчитана на 135 часа при 1 часе в 1,2,3,4 классах Предмет Изобразительное искусство 1 класс 33 часа 2 класс 34 часа 3 класс 34 часа 4 класс 34 часа Учет особенностей обучающихся Программа рассчитана на слабовидящих обучающихся. При обучении по данной программе учитываются особенности их психического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивается коррекция нарушений развития и их социальная адаптация. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. 1.1. Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. У выпускника будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к оценке своей учебной деятельности; – основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; – развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; – установка на здоровый образ жизни; – основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; – чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; – положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. 1.2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии; – владеть рядом общих приемов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; – аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; – с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: – находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; – определять тему и главную мысль текста; – делить тексты на смысловые части, составлять план текста; – вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; – сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака; – понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); – понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; – понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; – использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; – ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться: – использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; – работать с несколькими источниками информации; – сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: – пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; – соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; – формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; – сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; – составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность научиться: – делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования; – составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: – высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; – оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; – на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; – участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Выпускник получит возможность научиться: – сопоставлять различные точки зрения; – соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; – в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты) В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете. Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры. Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиа сообщения. Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером Выпускник научится: – использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку); – организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных Выпускник научится: – вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов; – рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете; – сканировать рисунки и тексты. Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. Обработка и поиск информации Выпускник научится: – подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты); – описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ; – собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; – редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений; – пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста; – искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); – заполнять учебные базы данных. Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений Выпускник научится: – создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их; – создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; – готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; – создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.; – создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); – размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации; – пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. Выпускник получит возможность научиться: – представлять данные; – создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель». Планирование деятельности, управление и организация Выпускник научится: – создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов); – определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; – планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. Выпускник получит возможность научиться: – проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования – моделировать объекты и процессы реального мира. 1.3 Предметные результаты: Изобразительное искусство: 1) овладение первоначальными представлениями о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) овладение основами художественной культуры (в том числе на материале художественной культуры родного края), эстетического отношения к миру; 3) освоение культурной среды, дающей обучающемуся представление об искусстве; 4) понимание красоты как ценности; наличие потребности в художественном творчестве и общении с искусством; 5) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 6) владение элементарными практическими умениями и навыками в доступных видах художественной деятельности, в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись и другие); 7) выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру; 8) развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве и возможности творческого самовыражения; владение умениями и навыками выполнения реалистических изображений. 2.Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» Виды художественной деятельности Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественно-творческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведенийизобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. 3.Тематическое планирование, с указанием часов по каждой теме. 1 класс Раздел учебного предмета, темы, количество часов, отводимых на Содержание разделов освоение темы, в том числе контрольных уроков ТЫ УЧИШЬСЯ ИЗОБРАЖАТЬ (9 ч) Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. (Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства) Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами рисунка. (Виды художественной деятельности. Рисунок) Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приѐмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин —раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). (Виды художественной деятельности. Художественное конструирование и дизайн) Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов. (Т. Маврина, Е.Чарушина, М.Митурич и др.) (Значимые темы искусства. Земля — наш общий дом) Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Природные формы. (Азбука искусства. Форма) Основные и составные цвета. (Азбука искусства. Цвет) Объѐм в пространстве и объѐм на плоскости. Способы передачи объѐма. Выразительность объѐмных композиций. (Азбука искусства. Объем) плавные, острые, закруглѐнные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, пятно. Передача с помощью линии эмоционального состояния человека. (Азбука искусства. Линия) Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании рисунка. (Азбука искусства. Ритм) Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. ( Опыт художественнотворческой деятельности) Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. (Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства.) ТЫ УКРАШАЕШЬ (8 ч) Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе. (Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства) Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. (Азбука искусства. Живопись) Основные и составные цвета. Тѐплые и холодные цвета. Смешение цветов. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. (Азбука искусства. Цвет) Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи. (Азбука искусства. Ритм) Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. (Азбука искусства. Форма) Объѐм в пространстве и объѐм на плоскости. Способы передачи объѐма. (Азбука искусства. Объѐм) Элементарные приѐмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы; (Виды художественной деятельности. Художественное конструирование и дизайн) Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек) (Виды художественной деятельности. Декоративноприкладное искусство) Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, карандаша, фломастеров, пластилина. (Опыт художественно-творческой деятельности) ТЫ СТРОИШЬ (11 ч) Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, мелки и т. д. Приѐмы работы с различными графическими материалами. Красота и разнообразие зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. (Виды художественной деятельности. Рисунок.) Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. (Виды художественной деятельности. Художественное конструирование и дизайн) Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта) (Виды художественной деятельности. Декоративно-прикладное искусство) Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. (Азбука искусства. Форма.) Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта (Значимые темы искусства. Родина моя — Россия.) Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта. (Значимые темы искусства. Искусство дарит людям красоту) Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, , карандаша, фломастеров, пластилина,. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. ( Опыт художественно - творческой деятельности.) ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА ВСЕГДА Особенности художественного творчества: художник и зритель. ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ (5 Ч) Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. (Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства.) Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. (Виды художественной деятельности. Скульптура.) Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. (Виды художественной деятельности. Художественное конструирование и дизайн.) Элементарные приѐмы композиции на плоскости и в пространстве. (Азбука искусства. Композиция) Объѐм в пространстве и объѐм на плоскости. Способы передачи объѐма. Выразительность объѐмных композиций. (Азбука искусства Объѐм) Роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Ритм линий, пятен, цвета. (Азбука искусства. Ритм) Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта. (Значимые темы искусства. Искусство дарит людям красоту) Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. (Значимые темы искусства. Земля — наш общий дом) Связь изобразительного искусства со сказками. (Значимые темы искусства. Родина моя — Россия) Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов. (Значимые темы искусства. Искусство дарит людям красоту) Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин) (Значимые темы искусства. Земля — наш общий дом) Участие в различных видах изобразительной и художественноконструкторской деятельности. Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объѐмом, фактурой. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном конструировании. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов. (Опыт художественно - творческой деятельности) 2 класс Раздел учебного предмета, темы, количество часов, отводимых на освоение темы, в том числе контрольных уроков КАК И ЧЕМ РАБОТАЕТ ХУДОЖНИК (8 Ч) Содержание разделов Красота и разнообразие природы, выраженная средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. (Восприятие произведения искусства. Живопись) Основные и составные цвета. Тѐплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чѐрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. (Азбука искусства. Цвет) Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм пятен. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи. (Азбука искусства. Ритм) Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в различную погоду. (Значимые темы искусства Земля — наш общий дом) Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглѐнные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния. (Азбука искусства. Линия) Роль белой и чѐрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. (Азбука искусства. Цвет) Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приѐмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объѐм — основа языка с Красота животных, выраженная средствами скульптуры. (Восприятие произведений искусства. Скульптура) Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (бумага, картон и др.). Элементарные приѐмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. (Восприятие произведений искусства. Художественное конструирование и дизайн) Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приѐмы работы с различными графическими материалами. (Виды художественной деятельности. Рисунок.) Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов. (Опыт художественно - творческой деятельности) РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ (7 Ч) Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение животных: общие и характерные черты. (Виды художественной деятельности. Рисунок) Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д ). (Виды художественной деятельности. Декоративноприкладное искусство) Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглѐнные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы. (Азбука искусства. Линия) Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение костюма). Виды художественной деятельности. Декоративноприкладное искусство) Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнѐзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки. (Значимые темы искусства. Земля — наш общий дом) Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (бумага, картон). (Виды художественной деятельности. Художественное конструирование и дизайн) Красота и разнообразие зданий, выраженные средствами рисунка. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО (11 ч) (Виды художественной деятельности. Рисунок.) Живописные материалы. Красота и разнообразие природы выраженная средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. (Виды художественной деятельности. Живопись.) Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в различную погоду. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. (Значимые темы искусства. Земля — наш общий дом) Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Объѐм — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота животных, выраженная средствами скульптуры. (Виды художественной деятельности. Скульптура) Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России. (В. Ватагина). Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства) Материалы для рисунка: пастель, мелки и т. д. Приѐмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие человека, выраженные средствами рисунка. Виды художественной деятельности. Рисунок) Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражѐнные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Виды художественной деятельности. Декоративно - прикладное искусство) Роль белой и чѐрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. (Азбука искусства. Цвет.) Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Объѐм — основа языка скульптуры. Красота человека, выраженная средствами скульптуры. Виды художественной деятельности. Скульптура.) Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражѐнные в искусстве. Образ защитника Отечества. (Значимые темы искусства. Родина моя - Россия) Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшений, орудий, костюма). (Виды художественной деятельности. Декоративно-прикладное искусство) Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. (Виды художественной деятельности. Художественное конструирование и дизайн.) Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками бумагопластики. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО (8 ч) Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла аппликации, скульптуре, художественном конструировании. (Опыт художественно - творческой деятельности) передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях. (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин) (Значимые темы искусства. Земля — наш общий дом.) Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглѐнные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы. (Азбука искусства. Линия) Материалы для рисунка: пастель, мелки. Приѐмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы. (Виды художественной деятельности. Рисунок.) Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм пятен. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. (Азбука искусства. Ритм.) (Обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? Пропорции и перспектива. (Азбука искусства. Композиция.) Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объѐма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов. (Опыт художественно - творческой деятельности) 3 класс. Раздел учебного предмета, темы, количество часов, отводимых на освоение темы, в том числе контрольных уроков ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ (8 ч) Содержание разделов Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий) (Виды художественной деятельности. Декоративно - прикладное искусство) Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приѐмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа. (Виды художественной деятельности. Скульптура) Художественное конструирование и оформление посуды, игрушек. (Значимые темы искусства. Искусство дарит людям красоту.) Эмоциональные возможности цвета. (Азбука искусства. Цвет.) Представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. (Значимые темы искусства. Искусство дарит людям красоту.) Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. (Азбука искусства. Ритм) Художественное конструирование и оформление книг. (Значимые темы искусства. Искусство дарит людям красоту.) Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (Т. Маврина, Ю. Васнецов, В. Конашевич, И. Билибин, Е. Чарушин) (Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства.) Особенности художественного творчества: художник и зритель. (Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства.) ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (7 ч) Ведущие музеи России. (Петергоф, Пушкино, Павловск) (Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства.) Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. (Значимые темы искусства. Родина моя — Россия.) Материалы для рисунка Приѐмы работы с различными графическими материалами. Красота и разнообразие зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. (Восприятие произведений. Рисунок) Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. (Азбука искусства. Композиция.) Использование различных художественных материалов и средств для создания видов транспорта. (Значимые темы искусства. Искусство дарит людям красоту.) Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Природные формы. (Азбука искусства. Форма.) Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объѐмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, объѐма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров. (Опыт художественно ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (11 ч) Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования Элементарные приѐмы работы с различными материалами для создания выразительного образа Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. (Виды художественной деятельности. Художественное конструирование и дизайн.) Элементарные приѐмы композиции на плоскости. Понятия: ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. (Азбука искусства. Композиция) Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Единство декоративного строя костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. (Значимые темы искусства. Родина моя — Россия.) Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства. (Значимые темы искусства. Земля — наш общий дом.) Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, объѐма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров. (Опыт художественно творческой деятельности) ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (8 ч.) музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. (Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства.) Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях - авторов представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, Ф. Васильева, Н. К. Рерих, А. Куинджи, Ван Гог и др.) (Значимые темы искусства. Земля — наш общий дом.) Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. (Значимые темы искусства. Человек и человеческие взаимоотношения) Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приѐмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота человека, выраженные средствами рисунка. (Виды художественной деятельности. Рисунок.) Жанр натюрморта. (Значимые темы искусства. Искусство дарит людям красоту.) Общность тематики, передаваемых чувств, в произведениях - авторов представителей разных культур, народов, стран (Ж.-Б. Шарден, К. Петров- Водкин, П. Кончаловский, М. Сарьян, П. Кузнецов, В. Стожаров, В. Ван Гог) (Значимые темы искусства. Земля — наш общий дом) Основные и составные цвета. Тѐплые и холодные цвета. Смешение цветов. Эмоциональные возможности цвета. (Азбука искусства. Цвет) Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. (Значимые темы искусства. Человек и человеческие взаимоотношения) Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приѐмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа Объѐм — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. (Восприятие произведений искусства. Скульптура.) Художественное конструирование и оформление парков. (Значимые темы искусства. Искусство дарит людям красоту.) 4 класс Раздел учебного предмета, темы, количество часов, отводимых на освоение темы, в том числе контрольных уроков ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (8 ч) Содержание разделов курса изобразительного искусства Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. (Значимые темы искусства. Родина моя — Россия) Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях (например, А. К. Саврасов, Ф. Васильев, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, И. Грабарь) (Значимые темы искусства. Земля — наш общий дом.) Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. (Значимые темы искусства. Земля — наш общий дом) Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. (Значимые темы искусства. Родина моя — Россия) Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражѐнные в искусстве. (Значимые темы искусства. Родина моя — Россия) Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к человеку в произведениях (например,А. Венецианов, И.Аргунов, В Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, З. Серебрякова, Б. Кустодиев) (Значимые темы искусства. Земля — наш общий дом.) Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, объѐма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров. (Опыт художественно творческой деятельности) ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (7 ч) Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. (Азбука искусства. Композиция.) Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. (Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства) Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приѐмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин —раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. (Виды художественной деятельности. Художественное конструирование и дизайн) Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. (Значимые темы искусства. Родина моя — Россия) Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). (Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства.) Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, объѐма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров. (Опыт художественно творческой деятельности) КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (11 ч) Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства. (Значимые темы искусства. Земля — наш общий дом) Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, объѐма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров. (Опыт художественно творческой деятельности) Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. (Значимые темы искусства. Земля — наш общий дом) Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. (Виды художественной деятельности. Скульптура) ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 ч) Образ человека в искусстве разных народов. (Значимые темы искусства. Земля — наш общий дом) Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д (Значимые темы искусства. Человек и человеческие взаимоотношения) Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. ( Виды художественной деятельности. Рисунок) Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, объѐма, фактуры Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров. (Опыт художественно - творческой деятельности) 3. Тематическое планирование, с указанием часов по каждой теме Предмет Изобразительное искусство 1 класс Часов в неделю - 1 ч 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Какого цвета осень? Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Твой осенний букет. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве Осенние перемены в природе. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. В сентябре у рябины именины. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами живописи. Щедрая осень. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. В гостях у народного мастера С.Веселова. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Золотые травы России. Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Наши достижения. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. О чем поведал Каргапольский узор. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий). О чем поведал Каргопольский узор. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий). В гостях у народной мастерицы У.Бабкиной. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Зимнее дерево. Красота и разнообразие природы. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы. Зимний пейзаж день и ночь. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, Белоснежные узоры. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы. Цвета радуги в новогодних игрушках. Разнообразие форм и предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Наши достижения. Демонстрация достигнутых результатов в творческих работах первоклассников и обсуждение их по видам изобразительного искусства. По следам зимней сказки. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в искусстве (переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Зимние забавы. Образы природы и человека в живописи. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Защитники земли русской. Образ защитника Отечества. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Открой секреты дымки. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Открой секреты дымки. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Краски природы в наряде русской красавицы. Представления человека о мужской и женской красоте, отражѐнные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Вешние воды. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Птицы -вестники весны. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. «У лукоморья дуб зелѐный...» Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Элементарные приѐмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Конь-огонь. Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека. Красуйся, красота, по цветам лазоревым. В царстве радуги-дуги. Цвет — основа языка живописи. Эмоциональные возможности цвета. Тѐплые и холодные цвета. В царстве радуги-дуги. Цвет — основа языка живописи. Эмоциональные возможности цвета. Тѐплые и холодные цвета. Узнай, как цвета дружат. Тѐплые и холодные цвета. Основные и составные цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Смешение цветов. Какого цвета страна родная? Пейзажи родной природы. Повторение. Наши достижения. Демонстрация и обсуждение достигнутых результатов, чему научились, с чем ознакомились: виды искусства, жанры, приѐмы работы, художественные материалы, инструменты, средства выразительности в создании художественных образов. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование, с указанием часов по каждой теме Предмет Изобразительное искусство 2 класс Часов в неделю - 1 ч 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Инструктаж по ОТ №001-у. Повторение. Образное содержание искусства "Мой отдых летом" Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве Осеннее многоцветье земли в живописи. "Пейзаж" Живопись. Пейзажи родной природы. Элементарные приѐмы композиции на плоскости. Самоцветы земли и мастерство ювелиров. «Украшение головного убора девушки» Представления народа о мужской и женской красоте, отражѐнные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. В мастерской мастера-гончара "Украшение силуэтами греческой посуды." Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи. Природные и рукотворные формы в натюрморте. "Натюрморт с натуры." Жанр натюрморта. Приѐмы работы с различными графическими материалами. Красота природных форм в искусстве графики. «Изображение фруктов и овощей» Красота и разнообразие природы, человека, выраженные средствами живописи. «Элементы Филимоновских узоров» Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий). Цвет. Линия. «Знаки - символы природных стихий» Эмоциональные возможности цвета. «Декоративный натюрморт с оттенками красного» Натюрморт. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. «Рисование вазы белой линией, штрихом». Роль чѐрной и белой красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Роль контраста в композиции. «Узоры Гжели» Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России (с учѐтом местных условий). Основные составные цвета «Силуэты деревьев» Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и состояний. «Новогодняя маска» Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Искусство вокруг нас. «Рисование новогодних шаров» Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. «Изображение зимнего пейзажа» Пейзажи разных географических широт. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Повторный инструктаж по ОТ №001-у Зимняя прогулка. Образы природы и человека в живописи. Пейзажи родной природы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. «Изображение фигур человека в движении» Композиция. Пропорции и перспектива. «Узор изразца» Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения «Изображение эпизода сказки с печкой» Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. «Русское поле» Образ защитника Отечества. Жанр портрета. Композиция. «Украшение саночек» Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. «Натюрморт с предметами старины» Жанр натюрморта. Композиция. Пропорции и перспектива. «Изображение женского народного костюма» Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Образ человека в традиционной культуре. «Иллюстрация сказки» Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. «Весенний пейзаж» Образы природы и человека в живописи. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. «Космический пейзаж» Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. «Узоры Полохов-Майдана, роспись силуэта игрушки» Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий). «Рисунок пряничной доски» Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. «Изображение домашних животных» Изображение птиц, животных: общие и характерные черты «Элементы растительного орнамента» Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. «Портрет народного мастера» Образ человека в традиционной культуре. Летний пейзаж Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Повторение. Экскурсия в музей народных промыслов. Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование, с указанием часов по каждой теме Предмет Изобразительное искусство 3 класс Часов в неделю - 1 ч 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Инструктаж по ОТ № 001 -у. Повторение. «Чужие цветы краснее, а свои милее». Натюрморт. Цвет и свет. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа «В Жостовском подносе все цветы России». Русские маки. Ознакомление с произведениями «В Жостовском подносе все цветы России». Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. «Каждый художник урожай своей земли хвалит». Натюрморт. Выбор средств художественной выразительности. Лети, лети бумажный змей! Орнамент народов мира. Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Лоскутная мозаика. Элементарные приѐмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Живописные просторы Родины. Красота, разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Русская керамика. Гжельская майолика. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. В мире народного зодчества. Изба. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. В мире народного зодчества. Терем. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Живая природа. Форма и цвет. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. «Каждая изба удивительных вещей полна». Натюрморт Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа Пейзаж в графике. Русская зима. Роль контраста в композиции. Композиционный центр. Орнамент народов мира. Север. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Карнавальные новогодние фантазии. . Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Карнавальные новогодние маски. . Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Повторный инструктаж по ОТ № 001-у.Узоры- обереги в русском народном костюме. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя. Особенности художественного творчества: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. художник и зритель. В мире народного зодчества. «Каждый город имеет В мире народного зодчества. «Каждый город имеет свой норов». Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства. Защитники земли русской. Сюжетная композиция. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражѐнные в искусстве. Моя дорогая мама. Женский портрет Тема любви, дружбы, семьи в искусстве. Представления народа о красоте человека Широкая масленица Образы человека и природы в живописи. Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России. Иллюстрация к сказке. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Иллюстрация к сказке. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Водные просторы России. Морской пейзаж. Пейзажи разных географических широт. Орнамент народов мира. Цветочные узоры на павловских платках. Искусство вокруг нас сегодня. Орнамент народов мира. Цветочные узоры на павловских платках. Искусство вокруг нас сегодня. «В весеннем небе - салют Победы». Образ защитника Отечества. Гербы народов России. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Гербы народов России. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Сиреневые перезвоны. Натюрморт: цвет и свет. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Повторение. Орнамент народов мира. Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи Тематическое планирование, с указанием часов по каждой теме 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Предмет Изобразительное искусство 4 класс Часов в неделю - 1 ч 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Инструктаж по ОТ № 001 -у. Повторение. Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно. Древо жизни - символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Мой край родной. моя земля. Пейзаж: пространство, план, цвет, свет. Пейзажи родной природы. Цветущее дерево - символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры Птица-символ света, счастья и добра. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий). Конь - символ солнца, плодородия и добра. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий). Связь поколений в традициях Городца. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России Знатна русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека Вольный ветер-дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет. Жанр пейзажа. Пейзажи родной природы. Движение-жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа. Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний Родословное дерево - древо жизни, историческая память, связь поколений. Тема любви, дружбы, семьи в искусстве. Двенадцать братьев друг за другом бродят. Год - не неделя - двенадцать месяцев впереди. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Двенадцать братьев друг за другом бродят. Год - не неделя - двенадцать месяцев впереди. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Двенадцать братьев друг за другом бродят. Год - не неделя - двенадцать месяцев впереди. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Новогоднее настроение. Искусство вокруг нас сегодня. Элементарные приѐмы работы с различными материалами Проектирование открытки. Повторный инструктаж по ОТ № 001-у. Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. силуэт, линия. Красота и разнообразие природы Зимние картины. Сюжетная композиция. Образы природы и человека в живописи. Красота и разнообразие природы, человека Ожившие вещи. Жанр натюрморта. Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт. Жанр натюрморта. Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. Образ защитника Отечества. Жанр портрета. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина...». Сюжетная композиция. Образ защитника Отечества. Жанр портрета. Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека Народная расписная картинка-лубок. Представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. Знакомство с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Вода - живительная стихия. Проект экологического плаката. Искусство вокруг нас сегодня. Повернись к мирозданью. Проект экологического плаката в технике коллажа. Использование различных художественных материалов и средств Русский мотив. Пейзажи родной природы. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. Пейзажи родной природы. Всенародный праздник - День Победы. Представления народа о красоте человека, отражѐнные в искусстве. Образ защитника «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы, символ Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности. Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира. Круглый год. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Повторение. Восхитись вечно живым миром искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель.