РП Основы религиозных культур и светской этики. Вариант 7.1,7.2. НОО

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (приказ от 19 декабря 2014 года № 1598) (с изменениями).
3. Примерная Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования.
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития МАОУ СОШ №19.
5. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург.
6. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург.
7. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса по ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего
образования МАОУ СОШ №19.
Программа рассчитана на 34 ч при 1 часе в неделю в 4 классе.
Предмет
Основы религиозных культур и светской этики

4 класс
1

Итого за уровень образования 34 часов
Учет особенностей обучающихся
Программа рассчитана на обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1, 7.2). При обучении по данной программе
учитываются особенности их психического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивается коррекция нарушений развития и их
социальная адаптация.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты
Личностные результаты:
7.1.
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
7.2.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения
АООП НОО должны отражать:
1.Осознание себя как гражданина России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;

6.способность к осмыслению социального окружения, своего места в нѐм, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
11.развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущном необходимом жизнеобеспечении;
12.овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13.владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием
информационных технологий;
14.способность к осмыслению и дифференциации картины мира, еѐ временно- пространственной организации.

Метапредметные результаты:
7.1.
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать

(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
7.2.
1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
4. использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
5. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем
индивидуальным возможностям;
7. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9.готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества;
10.овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11.овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающие доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
7.1.
1.готовность к нравственному самосовершенствованию, духовномусаморазвитию;
2.знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в
семье и обществе;
3.понимание значений нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4.формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России;
5.первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6.становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе
совести вероисповедания, духовных традициях народов России;
7.осознание ценности человеческой жизни.
7.2.
1.понимание значений нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
2. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России;
3. осознание ценности человеческой жизни.

2.Содержание учебного предмета.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно
связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей) обучающихся:
«Основы православной культуры»,
«Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур»,
«Основы светской этики».
Основы православной культуры
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы,
фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы исламской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в
исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к
ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности
мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе.
Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы буддийской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы. Семья в
буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы.
Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы иудейской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие

заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и
традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы мировых религиозных культур
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в
религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль.
Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий
мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы светской этики
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в
культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль.
Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы,
принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы
нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы светской этики
–раскрывать содержание основных составляющих российской – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральносветской (гражданской) этики, основанной на конституционных нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на
обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в основе общепринятых в российском обществе норм светской
Российской Федерации (отношение к природе, историческому и (гражданской) этики;
культурному наследию народов России, государству, отношения – устанавливать взаимосвязь между содержанием российской
детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
мораль, этикет и др.);
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений
–на примере российской светской этики понимать значение и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и
нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
законных интересов сограждан;
–излагать свое мнение по поводу значения российской светской – акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого
этики в жизни людей и общества;
поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих
–соотносить нравственные формы поведения с нормами российской уровнях общего образования.

светской (гражданской) этики;
–осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать
свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

3. Тематическое планирование
Тема урока
Этика – наука о нравственной жизни человека
Добрым жить на белом свете веселей
Правила общения для всех
От добрых правил – добрые слова и поступки
Каждый интересен
Премудрости этикета
Красота этикета
Простые школьные и домашнее правила этикета
Чистый ручеек нашей речи
В развитии добрых чувств – творение души
Природа – волшебные двери к добру и доверию
Чувство Родины
Жизнь протекает среди людей
Чтобы быть коллективом
Коллектив начинается с меня
Мой класс – мои друзья
Ежели душевны вы и к этике не глухи
Жизнь священна
Человек рожден для добра
Милосердие – закон жизни
Жить во благо себе и другим
Следовать нравственной установке
Достойно жить среди людей

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Умей понять и простить
Простая этика поступков
Общение и источники преодоления обид
Ростки нравственного опыта поведения
Доброте сопутствует терпение
Действия с приставкой «со»
С чего начинается Родина
В тебе рождается патриот и гражданин
Человек – чело века
Слово, обращенное к себе
Повторение. Обобщающий урок за год.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3. тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: «Основы православной культуры»
№
урока

Дата
План

Темы уроков

Факт

Раздел 1. «Россия – наша Родина»
1

Россия – наша Родина
Раздел 2. «Основы православной культуры»

2
3
4
5
6
7
8
9

Культура и религия
Человек и Бог в православии
Православная молитва
Библия и Евангелие
Проповедь Христа
Христос и Его крест
Пасха
Православное учение о человеке

Кол-во
часов
1
1
29
1
1
1
1
1
1
1
1

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32-33
34

Совесть и раскаяние
Заповеди
Милосердие и сострадание
Золотое правило этики
Храм
Икона
Творческие работы учащихся
Подведение итогов
Как христианство пришло на Русь
Подвиг
Заповеди блаженств
Зачем творить добро ?
Чудо в жизни христианина
Православие о Божием суде
Таинство причастия
Монастырь
Отношение христианина к природе
Христианская семья
Защита Отечества
Христианин в труде
Любовь и уважение к Отечеству
Раздел 3. «Подведение итогов курса»
Подготовка творческих работ обучающихся
Презентация творческих проектов обучающихся
Мой мир, Мое Отечество. Урок-конференция

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
2
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».