РП к АООП Изобразительное искусство

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» на уровне ООО составлена на основе следующих нормативных
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки
России от 17 декабря 2010 г. № 1897;
3. ООП ООО МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
4. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
5. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
6. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса по ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего
образования;
7.Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития в соответствии ФГОС ООО МАОУ СОШ №19.
Учѐт особенностей обучающихся
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» создает условия для достижения обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья (задержкой психического развития) результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования в соответствии с требованиями, установленными ФГОС ООО.
Обучающиеся с ОВЗ получают основное общее образование в общеобразовательных классах в рамках инклюзии.
При обучении по данной программе будут учитываться следующие психические особенности обучающихся: неустойчивое
внимание, малый объѐм памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных
операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, негрубые нарушения речи. Процесс обучения таких обучающихся имеет
коррекционно- развивающий характер, это выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию недостатков и опирается на
субъективный опыт обучающихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» рассчитана на 102 часа: при 1 часе в неделю; 5, 6, 7 классах.
предмет
Изобразительное искусство
Итого: 102 часа

5 класс
34 часа

6 класс
34 часа

7 класс
34 часа

2

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО»
Изучение предмета «Изобразительное искусство» призвано обеспечить:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение
учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющих
общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование личностных представлений о ценности природы, населения и хозяйства Земли и ее крупных районов, и стран, о России
как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности
глобальных проблем человечества;
4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других
народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
3

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам
своей семьи;
11) развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального
народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе
российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность
представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и
религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к
труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к
конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
4

социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и
отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с
социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение
компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей
действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в
группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования,
организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного
лидерского потенциала).
- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с
художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности).
- Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие
опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к
исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям
туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникативных технологий (ИКТ –
компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
●
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
●
определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
●
идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных
результатов;
●
выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный
результат;
●
ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и
существующих возможностей;
●
обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
●
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их
выполнения;
●
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
6

●
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
●
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им
задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
●
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
●
составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
●
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их
устранения;
●
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
●
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
●
различать результаты и способы действий при достижении результатов;
●
определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной
деятельности;
●
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей
деятельности;
●
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках
предложенных условий и требований;
●
оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
●
находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
●
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для
получения запланированных характеристик/показателей результата;
●
устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по
завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
●
соотносить свои действия с целью обучения.
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
●
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
●
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
●
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
●
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
●
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних
ресурсов;
●
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
7

5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
●
анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
●
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о
причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
●
принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;
●
определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;
●
демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
6.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
●
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
●
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
●
выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
●
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления;
●
различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
●
выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения
наблюдаемых явлений или событий;
●
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
●
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
●
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
●
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки
достоверности информации;
●
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
●
выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
●
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или
самостоятельно полученными данными.
7.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач. Обучающийся сможет:
●
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
8

схеме;

●

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в

●
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
●
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
●
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для
определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
●
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного)
представления в текстовое и наоборот;
●
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося
знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
●
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
●
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического,
эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев
оценки продукта/результата.
8.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
●
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
●
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
●
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
●
резюмировать главную идею текста;
●
преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи),
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);
●
критически оценивать содержание и форму текста.
9.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
●
определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
●
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
●
проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;
●
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;
●
распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.
10.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников
информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
●
определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;
●
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;
●
формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;
●
соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.
9

Коммуникативные УУД
11.
Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
●
определять возможные роли в совместной деятельности;
●
играть определенную роль в совместной деятельности;
●
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства
(аргументы);
●
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
●
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
●
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы,
перефразировать свою мысль;
●
критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и
корректировать его;
●
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
●
выделять общую точку зрения в дискуссии;
●
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
●
организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом и т. д.);
●
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника
задачи, формы или содержания диалога.
12.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
●
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
●
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
●
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
●
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
●
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
●
создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
●
использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
●
использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
●
оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
13.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее
— ИКТ). Обучающийся сможет:
10

●
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических
задач с помощью средств ИКТ;
●
использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
●
оперировать данными при решении задачи;
●
выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том
числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
●
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
●
создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
1.формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и
творческого воображения;
2.развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3.освоение художественной культуры во всѐм многообразии еѐ видов, жанров и стилей как материального выражения духовных
ценностей, воплощѐнных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4.уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5.приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
6.приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах
художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ;
7.развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков
восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной
культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
Планируемые результаты изучения изобразительное искусство.
Выпускник научится:
 характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо
жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
 раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
11





























создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать
единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровня);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели,
Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе
создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный
замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из
промыслов;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в
произведениях народных и современных промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных
видов искусства;
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания
изменений видения мира;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема
предметов и глубины пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
12






























творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих
смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством
эмоциональной выразительности живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма,
перспектива и др.);
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера
произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными
навыками лепки, использовать коллажные техники;
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при
изображении с натуры, по представлению, по памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы
предметов;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
13





























рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости
образа человека в истории искусства;
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные
графические материалы;
характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений
художника над жизнью;
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как
воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической
картины;
характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального
самосознания и образа национальной истории;
называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном
значении в культуре;
называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
культуре зрительского восприятия;
характеризовать временные и пространственные искусства;
понимать разницу между реальностью и художественным образом;
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А.
Фаворский;
14
































опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные
детали быта и т.д.);
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
понимать сочетание различных объемов в здании;
понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение
имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
понимать основы краткой истории костюма;
характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования
архитектурно-ландшафтных объектов;
отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических
комплектов одежды;
узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
15

различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные
особенности соборов Московского Кремля;
 различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в
общественной, духовной и художественной жизни Руси;
 узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
 характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
 раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
 работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по
различным темам;
 различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
 работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать
выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
 сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
 рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
 ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
 использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
 выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
 характеризовать признаки и особенности московского барокко;
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
 активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания
различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
 владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного
искусства;
 различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к
природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
 выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
 понимать специфику изображения в полиграфии;
 различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
 различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
 проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
 создавать художественную композицию макета книги, журнала;
 называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
 называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;


16

































называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать
изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной
скульптуры;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать
выразительные образы;
применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский );
различать особенности художественной фотографии;
различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
понимать изобразительную природу экранных искусств;
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
различать понятия: игровой и документальный фильм;
называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
понимать основы искусства телевидения;
17

















понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для
спектакля из доступных материалов;
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как
художественно-выразительных средств фотографии;
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и
т. д.;
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей
компьютерной анимации;
смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.

18

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения
культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у
обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений
искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры,
дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого
заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессиональнохудожественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:
 ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
 изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
 декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства);
 художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
 художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный
средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение,
моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России»,
«Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный
средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История
России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская
изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент
как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия
народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других
народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и
цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу,
щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
19

Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности
изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство.
Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр,
конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в
графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и
художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в
скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие
портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С.
Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи,
Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с
натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном
искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве
(С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов).
Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства»
(А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность
в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи.
Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская).
Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин).
Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека.
От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие
архитектурны элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи.
Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы
развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный
дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики.
Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные
принципы дизайна одежды.
20

Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура
Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный
мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь
Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское
барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты).
Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные
основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский).
Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И.
Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в
произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И.
Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов).
Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова
(Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М.
Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф.
Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо,
Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей
изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного
творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт
художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной
фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи.
Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной
выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс
творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф.
Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и
др.). Художественно-творческие проекты.
21

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, С УКАЗАНИЕМ ЧАСОВ ПО КАЖДОЙ ТЕМЕ
№

Тема. Раздел

5 класс

Народное художественное творчество -неиссякаемый источник самобытной красоты

Количество
часов
16

Солярные знаки (декоративное изображение и их условносимволический характер).

1

4

Древние образы в народном творчестве.
Русская изба: единство конструкции и декора
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.

1
1
1

5
6

Конструкция и декор предметов народного быта.
Красота и разнообразие русской народной вышивки

1
1

7

Праздничный народный костюм - целостный художественный образ. Праздничный народный костюм - достояние 1
культуры народа

8

Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Святочные обряды. Зимние святки и
Новый год. Масленичные обряды. Празднование Масленицы

1

9

Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России.

1

10

Древние образы в народных игрушках (Филимоновская, Дымковска, Каргопольская).

1

11

1
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели).
Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба
по бересте.

12

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.

1

13
14

Сценография - особый вид художественного творчества.
Костюм, грим и маска.

1
1

1
2
3

22

15

Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский).

1

16

Связь времѐн в народном искусстве. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

18

Орнамент как основа декоративного украшения.

1

Зачем людям украшения

1

Роль декоративного искусства в жизни общества

1

Пространственные искусства.

1

Художественные материалы.

1

21

Одежда говорит о человеке

1

22

Жанры в изобразительном искусстве.

1

Выразительные возможности изобразительного искусства.

1

Язык и смысл. О чѐм рассказывают нам гербы и эмблемы

1

27

Рисунок – основа изобразительного творчества

1

28

Современное выставочное искусство

1

29

Исторические картины из жизни моего города

1

30

Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр).

1

31

Декоративные вазы

1

32

Декоративные игрушки

1

33

Процесс работы над тематической картиной.

1

34

Декоративные куклы

1

Итого

34

17

18
19
Итого:
20

23
24

23

Тематическое планирование «Изобразительное искусство» 6 класс
№

Тема. Раздел
Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Количеств
о часов
18

1

Пространственные искусства. Художественные материалы.

1

2

Рисунок - основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство.

1

3

Линия, ее выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения, ритм пятен. Цвет. Основы
цветоведения.

1

4

Объемные изображения в скульптуре

1

5

Основы языка изображения

1

6

Опыт художественно-творческой деятельности.

1

7

Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии.

1

8

Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в
живописи.

1

9

Натюрморт.

1

10

Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.

1

11

Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Линейная перспектива.

1

12

Освещение. Свет и тень.

1

13

Натюрморт в графике.

1

14

Цвет в натюрморте. Композиция.

1
24

15

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

16

Изображение предметного мира -натюрморт

1

17

Выразительные возможности изобразительного искусства, Изобразительное искусство натюрморта.

1

Понимание смысла деятельности художника

14

Портрет. Изображение фигуры человека и образ человека в искусстве.

1

Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве.

1

Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека

1

21

Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете.

1

22

Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов).

1

23

Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров- Водкин, П.Д. Корин).

1

24

Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден).

1

25

Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры.

1

26

Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В.
Нестеров)
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом
изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти).
Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти).

1

28

Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в
русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов).

1

29

Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих).
Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр).

1

30

Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в
монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли.

1

18
19
20

27

1

25

31

Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская).
Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А.
Ватагин, Е.И. Чарушин).
Образы животных в современных предметах декоративноприкладного искусства. Стилизация изображения
животных.
Вечные темы и великие исторические события в искусстве

1

3

32

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л.
Боровиковский). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Монументальная
скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).

1

33

Жанры в изобразительном искусстве. Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А.
Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи).

1

Итого

34

34

Пейзаж. Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). 1
Исторический жанр (В.И. Суриков). Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Природа и художник.
Пейзаж в живописи художников - импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.

26

Тематическое планирование «Изобразительное искусство» 7 класс
№

Тема. Раздел

Количество
часов
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

8

1

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно - пространственной
среды жизни человека.

1

2

От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.

1

3

Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени.

1

4

Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне.

1

5

Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной
архитектуры.

1

6

Жилое пространство города (город, микрорайон, улица).
Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства.

1

6

Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и
предметной среды. Дизайн моего сада.
История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.

1

Изобразительное искусство и архитектура России XI - XVII вв.

11
1

9

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру
человека.
Архитектура Киевской Руси.

10

Мозаика. Виды и характеристики мозаики.

1

11

Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси.

1

7

8

1

1

27

12

Архитектура Великого Новгорода.

13

Характерные особенности архитектуры Великого Новгорода.

14

Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий).

1
1

15

Соборы Московского Кремля.

1

16

Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву).

1

17

Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна).

1

18

Московское барокко.

1

1

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

8

19

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм).

1

20

Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Г ауди).

1

21

Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея).

1

22

1

24

Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных
искусств имени А.С. Пушкина).
Художественно-творческие проекты. Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли,
А. Ринальди).
Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков).

25

«Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова

1

26

«Русский стиль» в архитектуре модерна (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге).

1

23

Искусство полиграфии

1
1

3

27

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши,
открытки, буклеты).

1

28

Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта

1

28

29

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне Проектирование обложки книги, рекламы,
открытки, визитной карточки и др.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография.

1
5

30

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и
средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).

1

31

Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист,
режиссер, оператор, художник, актер).

1

32

Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков).

1

33

Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.).

1

34

Художественно-творческие проекты.

1

Итого:

34 часа

29

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».