РП к АООП МУЗЫКА

Рабочая программа по предмету «Музыка» составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России
от 17 декабря 2010 г. № 1897;
3. ООП ООО МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
4. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
5. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
6. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса по ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего
образования
7. Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития в соответствии ФГОС ООО МАОУ СОШ №19.
Учѐт особенностей обучающихся
Рабочая программа по предмету «Музыка» создает условия для достижения обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья (задержкой психического развития) результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в
соответствии с требованиями, установленными ФГОС ООО.
Обучающиеся с ОВЗ получают основное общее образование в общеобразовательных классах в рамках инклюзии.
При обучении по данной программе будут учитываться следующие психические особенности обучающихся: неустойчивое внимание,
малый объѐм памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, негрубые нарушения речи. Процесс обучения таких обучающихся имеет коррекционно- развивающий
характер, это выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию недостатков и опирается на субъективный опыт
обучающихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Программа рассчитана в 5, 6, 7, 8 классах по 34 часов в год, из расчета 1 час в неделю,
Итого -136 часов.
Предмет
Музыка
.

5 класс
34 часа

6 класс
7 класс
34 часа
34 часа
Итого за уровень образования 136 часов

8 класс
34 часа

9 класс
0 часов

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка».
Изучение учебного предмета «Музыка» должно обеспечить:
-осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
-развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов,
сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать своѐ отношение
художественными средствами;
-развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
-формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой
цивилизации, их сохранению и приумножению.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность
представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества,
в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя
как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и
способность к ведению переговоров).
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые
включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в
жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными
институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской
деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества,
ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоциональноценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории
культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными
произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности).

- Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию
природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности)
-формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
-развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем
многообразии ее стилей, форм и жанров;
-совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального
искусства;
-овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные).
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ
компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
-определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
-выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, -ставить адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
-определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
-планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого
результата;
-работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
-устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
-фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
-наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;
-демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения
психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
-выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений из всех сфер жизни общества и объяснять их сходство;
-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам (экономика, политика, право, культура и т.д.), сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
-выделять явление из общего ряда других явлений;
-определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия обществоведческих явлений, в т.ч. в правовой
сфере;
-строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений общественной жизни, выделяя при этом общие признаки;
-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
-вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником, в т.ч. источники из средств массовой информации;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить
объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной
причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ обществоведческих явлений и событий;
-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
-обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
-определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
-создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
-создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения
способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

-переводить сложную информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте,
к которому применяется алгоритм;
-строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
-анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
-находить в тексте, в т.ч. в специализированной обществоведческой литературе и интернете требуемую информацию (в соответствии с
целями своей деятельности);
-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
-преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст;
-критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
-определять свое отношение к природной среде;
-анализировать влияние экологических факторов на среду обитания человека и общества;
-проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
-распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
-определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы, в т. ч. в сети Интернет;
-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
-формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
-соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
-определять возможные роли в совместной деятельности;
-играть определенную роль в совместной деятельности;
-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории;

-определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;
-предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
-выделять общую точку зрения в дискуссии;
-договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы
или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью. Обучающийся сможет:
-определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
-отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
-высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
-создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
-использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
-использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
-делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ;
-выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и
формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
-выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

-использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и
сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений,
докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
-использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
-создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности.
Предметные результаты:
1. формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в
общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
2. развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого
воображения, эмоциональноценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
3. формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкальнотворческую деятельность (слушание музыки, пение,
инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
4. воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в
многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
5. расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего
народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
6. овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во
взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в
рамках изучаемого курса.
Выпускник научится:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных
особенностях, жанре, исполнителях;
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях
композиторов;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и
музыкальной драматургии;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской
классической музыкальной школы;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония,
кантата, концерт и т.п.);
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых,
струнных, ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения
современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
эмоционально-образно
воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок - оперы, рок-н- ролла и др.;
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
владеть навыками вокально-хоровогомузицирования;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских
коллективов;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и
сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран
мира;

понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева - основы древнерусской церковной музыки;
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии
музыкальных образов;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего
мира, математики и др.).
2. Содержание учебного предмета «Музыка»
Музыка как вид искусства.
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в
создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокальноинструментальной, камерной,
симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатносимфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические,
драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой.
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным
искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика
скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество.
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные
жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное,
сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего
региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной
музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в

творчестве русских композиторов (М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов).
Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской
музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа Х1Х-ХХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко
(мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С.Бах - выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й.Гайдн,
В.Моцарт, Л.Бетховен). Творчество композиторов- романтиков (Ф.Шопен, Ф.Лист, Р.Шуман, Ф. Шуберт, Э.Григ). Оперный жанр в
творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная
и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония,
камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная
музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В.
Свиридов, Р.Щедрин,
А.И.Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К.Дебюсси, К.Орф, М.Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг).
Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз - наиболее яркие
композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы- песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о
современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок- музыка и ее отдельные
направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки).
Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский,
А.Ю. Нетребко, В.Т.Спиваков, Н.Л.Луганский, Д.Л.Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей(Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М.
Кабалье, В.Клиберн, В.Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся композиторы, вокальные исполнители и
инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка
считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие
видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении образовательных результатов по выбору образовательной
организации
Ч.Айвз. «Космический пейзаж».

Г.Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).
Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город Нью-Йорк» (обр. Дж. Сильвермена, перевод С. Болотина).
Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».
Э.
Артемьев. «Мозаика».
И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но Д.Б. Кабалевского). Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга
соль минор. Органная фуга ля минор. Прелюдия до мажор (ХТК, том I). Фуга ре диез минор (ХТК, том I). Итальянский концерт. Прелюдия
№ 8 ми минор («12 маленьких прелюдий для начинающих»). Высокая месса си минор (хор «Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 4), ария альта
«AgnusDei» (№ 23), хор «Sanctus» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47). Сюита № 2 (7 часть «Шутка»). И. Бах-Ф.
Бузони. Чакона изПартиты № 2 для скрипки соло.
И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria».
М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».
Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони «Мария!», песня и танец девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена драки).
Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция I части). Соната № 8 («Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (II
часть, менуэт). Соната № 23 («Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по поводу утерянного гроша». Экосез ми бемоль мажор. Концерт
№ 4 для ф-но с орк. (фрагмент II части). Музыка к трагедии И. Гете «Эгмонт» (Увертюра.Песня Клерхен). Шотландская песня «Верный
Джонни».
Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты:Увертюра, Хабанера из I д., Сегедилья, Сцена гадания).
Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1). Танец (№ 2) Развод караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая
интермеццо (№ 7). Болеро (№ 8). Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10). Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№ 13).
А.Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн, III ч.). Симфония № 2 «Богатырская» (экспозиция, I ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу
красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.).
Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
Ж. Брель. Вальс.
Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).
А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»).
Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и виолончелей).
Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан» (сл. Г. Цыганова).
Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония-действо для солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе» (№ 1),
«Смерть разбойника» (№ 2), «Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри» (№ 8), «Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17). Вокальный цикл «Времена
года» («Весна», «Осень»).
Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). I часть, IV часть.
Г. Гендель. Пассакалия из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» (№ 44) из оратории «Мессия».

Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д., Песня Порги из II д., Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа
из II д.). Концерт для ф-но с оркестром (I часть). Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый мой» (сл. А. Гершвина, русский текст Т.
Сикорской).
М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор «Разгулялися, разливалися», романс Антониды, Полонез, Краковяк,
Мазурка из II д., Песня Вани из III д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д., хор «Славься!»). Опера «Руслан и Людмила» (Увертюра,
Сцена Наины и Фарлафа, Персидский хор, заключительный хор «Слава великим богам!»). «Вальс-фантазия». Романс «Я помню чудное
мгновенье» (ст. А. Пушкина). «Патриотическая песня» (сл. А. Машистова). Романс «Жаворонок» (ст. Н. Кукольника).
М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса).
К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых напев», Мелодия, Хор фурий).
Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть Озе»). Соната для виолончели и фортепиано» (I часть).
А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова).
К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный свет»). Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэкуок»).
Б. Дварионас. «Деревянная лошадка».
И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача). Оперетта «Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы
и семи кавалеров).
Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по выбору учителя).
Знаменный распев.
Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог Кола). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи Р.
Рождественского («Наши дети», «Помните!»). «Школьные годы».
Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).
К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).
Д. Каччини. «AveMaria».
В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для арфы с оркестром) (фрагменты по усмотрению учителя). «Мой край
тополиный» (сл. И. Векшегоновой).
В. Лаурушас. «В путь».
Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).
И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).
А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).
Ф. Лэй. «История любви».
Мадригалы эпохи Возрождения.
Р. де Лиль. «Марсельеза».
Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть, Адажио).

М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
Д. Мийо. «Бразилейра».
И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты:Полечка, Морское плавание, Галоп).
Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор. Соната до мажор (эксп. I ч.). «Маленькая ночная серенада»
(Рондо). Симфония № 40. Симфония № 41 (фрагмент II ч.). Реквием («Diesire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II, III ч.). Фрагменты из оперы
«Волшебная флейта». Мотет «Ave, verumcorpus».
М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина»
(Вступление, Пляска персидок).
Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).
Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору образовательной организации.
Негритянский спиричуэл.
М. Огиньский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).
К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина Бурана». («Песни Бойерна:Мирские песни для исполнения певцами и
хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями») (фрагменты по выбору учителя).
Дж. Перголези «Stabatmater» (фрагменты по выбору учителя).
С.
Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Соната № 2 (I ч.). Симфония № 1 («Классическая». I ч., II ч., III ч. Гавот, IV
ч. Финал). Балет «Ромео и Джульетта» (Улица просыпается, Танец рыцарей, Патер Лоренцо). Кантата «Александр Невский» (Ледовое
побоище). Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору учителя).
М. Равель. «Болеро».
С.
Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (I часть). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (I часть). «Вокализ». Романс «Весенние
воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли). Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (додиез минор,
соль минор, соль диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1 (фрагменты по выбору учителя). «Всенощное бдение» (фрагменты по
выбору учителя).
Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы, хороводная песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления
лебедей, Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя, Песня Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок» («Шествие»). Опера
«Снегурочка» (Пролог:Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»; Третья песня Леля (III
д.), Сцена таяния Снегурочки «Люблю и таю» (IV д.)). Опера «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»). Опера «Сказание о невидимом
граде Китеже и деве Февронии» (оркестровый эпизод «Сеча при Керженце»). Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). Романс
«Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема» («Грустный вальс»).
П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».

Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (II ч. «Поет зима, аукает»). Сюита «Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к
повести А. Пушкина «Метель» («Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»).
Музыка к драме А. Толстого «Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»).
А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми бемоль минор).
И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья, Балаганный дед, Танцовщица, Шарманщик играет на трубе, Фокусник
играет на флейте, Танец оживших кукол). Сюита № 2 для оркестра.
М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я - фронт»
Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из III действия, другие фрагменты по выбору учителя).
Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» (фрагменты по выбору учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты
по выбору учителя).
А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная).Концерт для скрипки с оркестром (I ч., II ч., III ч.). Музыка к драме М.
Лермонтова «Маскарад» (Галоп, Вальс)
К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты).
Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра. Общее адажио. Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта.
Гимн любви).
П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин». Симфония № 4 (III ч.). Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Симфония № 6.
Концерт № 1 для ф-но с оркестром (II ч., III ч.). Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная увертюра «1812 год». Сюита № 4
«Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке», «Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение»
(«Богородице Дево, радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова). «Легенда» (сл. А. Плещеева). «Покаянная молитва
о Руси».
П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».
М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор. Прелюдия ля минор. Симфоническая поэма «Море».
А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному
спектаклю на Таганке): Увертюра (№ 1), Детство Чичикова (№ 2), Шинель (№ 4),Чиновники (№ 5).
Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48.
Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля мажор).
Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная увертюра».
И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь».
Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст.
И. Гете). «Шарманщик» (ст. В Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева). «AveMaria» (сл. В. Скотта).
Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары).
Д. Эллингтон. «Караван».
А. Эшпай. «Венгерские напевы».

3.Тематическое планирование, с указанием часов по каждой теме
5 класс
№
Тема урока
урока

Колво
часов

Музыка как вид искусства.

20

Значение музыки в жизни человека.

1

Народное музыкальное творчество

4

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

2

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XTX-XX вв.

3

Русская и зарубежная музыкальная культура ХХв.

3

Современная музыкальная жизнь.

1

1.

Музыка как вид искусства.
Многообразие связей музыки с литературой. Интонация как носитель образного смысла.

1

2.

Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Вокальная музыка.
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Вокальная музыка.

1

3.

Народное музыкальное творчество.
Основные жанры русской народной вокальной музыки. Музыкальная культура Урала.

4.

1
Музыка как вид искусства.
Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной музыки. Романсы А.
Варламова, А. Рубинштейна.

5.

Народное музыкальное творчество
Фольклор в музыке русских композиторов».

1

6.

Фольклор в музыке русских композиторов. «Шехеразада» Н.А. Римский-Корсаков.

1

7.

Музыка как вид искусства.
Разнообразие вокальной, инструментальной музыки. Вокализ, песня без слов, баркарола.

1

8.

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа ХIХ-ХХ в.
Фольклор в становлении профессионального музыкального искусства. Народные истоки в русской профессиональной музыке.

1

9.

Музыка как вид искусства.
Программная музыка. Колокольный звон в музыке В.А. Гаврилина «Перезвоны».

1

10.

Музыка как вид искусства. Многообразие связей музыки с литературой. Писатели и поэты о музыке и музыкантах (Г. Свиридов, Ф.
Шопен).

1

11.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа ХIХ-ХХ вв.
Венская классическая школа В.А. Моцарт. Жанры духовной и светской музыки.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

1

1

12.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа ХIХ-ХХ вв.
Венская классическая школа В.А. Моцарт. Жанры духовной и светской музыки. Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

1

13.

Музыка как вид искусства.
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Опера. Оперная мозаика.

1

14.

Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

15.

Русская и зарубежная музыкальная культура ХХ в.
Отечественные композиторы-песенники XX столетия. Музыка в театре, кино, на телевидении.

1

16.

Музыка как вид искусства.
Взаимодействие музыки и литературы. Обобщение темы «Музыка и литература» Мир композитора.

1

17.

Русская и зарубежная музыкальная культура ХХ в.
Мюзикл. Третье путешествие в музыкальный театр.

1

18.

Музыка как вид искусства.

1

Многообразие связей музыки с изобразительным искусством.
19.

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа ХIХ-ХХ вв.

1

Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. «Небесное и земное» в звуках и красках.
20.

Музыка как вид искусства.

1

Круг музыкальных образов (героические) в музыке и изобразительном искусстве, их взаимосвязь и развитие. Кантата «Александр Невский»
С.С. Прокофьева.
21.

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве, их взаимосвязь и развитие. Кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева.

1

22.

Картины природы в музыке и изобразительном искусстве. Музыкальная живопись и живописная музыка.

1

23.

Картины природы в музыке Ф.Шуберта. «Фореллен-квинтет». Музыкальная живопись и живописная музыка.

1

24.

Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

1

25.

Значение музыки в жизни человека. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Каприс № 24 Н. Паганини.

1

26.

Современная музыкальная жизнь.

1

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. Дирижеры мира.
27.

Музыка как вид искусства.

1

Героические образы в музыке Л.В. Бетхована. Образы борьбы и победы в искусстве.
28.

Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Содружество муз
в храме. И.С. Бах.

1

29.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа ХIХ-ХХ вв.

1

И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи. Барокко. Полифония в музыке и живописи.
30.

Музыка как вид искусства.

1

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства на примере произведений М. Чюрлениса и И.С.Баха. Музыка на мольберте.
31.

Русская и зарубежная музыкальная культура ХХ в.
Импрессионизм в музыке и живописи. Знакомство с творчеством К. Дебюсси.

1

Музыка как вид искусства.

32.

1

Круг музыкальных образов. Драматические образы в музыке, живописи, литературе. «О доблестях, о подвигах, о славе…»
33.

Разнообразие инструментальной музыки Знакомство с фортепианным творчеством С.С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл. Сюита.

1

34.

Обобщение темы «Музыка и изобразительное искусство». Мир композитора.

1

Всего:

34

Тематическое планирование, с указанием часов по каждой теме
6 класс
№

Тема урока

Кол-

Урока

во

Музыка как вид искусства.

часов
7

Значение музыки в жизни человека.

6

Народное музыкальное творчество

3

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

4

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XTX-XX вв.

9

Русская и зарубежная музыкальная культура XXв.

3

Современная музыкальная жизнь.

2

1.

Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.

1

2.

Народное музыкальное творчество. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона.

1

3.

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

1

4.

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка).
Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия.

1

5.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX- XXвв.

1

6.

Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).
Народное музыкальное творчество. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран.

1

7.

Значение музыки в жизни человека. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

1

8.

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Развитие музыки.

1

9.

Музыка как вид искусства. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки.

1

10.

Народное музыкальное творчество. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Обряды.

1

11.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв.

1

Творчество композиторов-романтиков (Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ).
12.

Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Танец.

1

13

Русская и зарубежная музыкальная культура XXв.

1

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов и зарубежных композиторов ХХ столетия (А.И.Хачатурян,
М. Равель).
14.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX- XXвв.
И.С. Бах - выдающийся музыкант эпохи Барокко.

1

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
15.

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов и зарубежных композиторов ХХ столетия (Г.В. Свиридов,

16.

Музыка как вид искусства. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Темп.

17.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX- XX вв.

К. Орф).

18.

Творчество композиторов-романтиков (Ф. Шуберт).
Музыка как вид искусства. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.),
их взаимосвязь и развитие.

19.

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Романтизм в русской музыке.

20.
21.

Значение музыки в жизни человека. Стиль как отражение мироощущения композитора.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX- XX вв.

1
1
1
1

1
1
1

22.

Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен).
Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе).

23.

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

1

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX- XX вв.

1

25.

Философия фуги.

1

26.

Музыка как вид искусства. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством (С.В. Рахманинов).

1

27.

Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Симфония №6 «Пасторальная».

1

28.

Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Тембр.

1

1

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (Н.А. Римский-Корсаков).
24.

Жанры зарубежной духовной музыки и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием,
шансон).

29.

Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Динамика.

1

30.

Русская и зарубежная музыкальная культура XXв.

1

Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). К. Дебюсси.
31.

Значение музыки в жизни человека.

Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.

1

32.

Преобразующая сила музыки как вида искусства. Чудесная тайна музыки.

1

33.

Современная музыкальная жизнь. Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников, Д.А.

1

Всемирные центры музыкальной культуры.

1

Всего

34

Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас,
Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки.

34.

Тематическое планирование, с указанием часов по каждой теме
7 класс

№
Урока

Тема урока

Колво
часов

Музыка как вид искусства.

17

Значение музыки в жизни человека.

2

Народное музыкальное творчество

3

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

4

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв.

4

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

2

Современная музыкальная жизнь.

2

1.

Музыка как вид искусства. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо,
сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов.

1

2.

Современная музыкальная жизнь. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и
инструментальные коллективы.

1

3.

Музыка как вид искусства. Многообразие связей музыки с литературой. Многообразие связей музыки с
изобразительным искусством.

1

4.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX- ХХвв.
Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерноинструментальная и вокальная музыка, опера, балет).
Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен).

1

5.

Музыка как вид искусства. Программная музыка.

1

6.

Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл,
сюита) их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.

1

7.

Народное музыкальное творчество. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран.

1

8.

Значение музыки в жизни человека. Стиль как отражение мироощущения композитора.

1

9.

Музыка как вид искусства. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо,
сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Каким
бывает музыкальное содержание.

1

10.

Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их
взаимосвязь и развитие. Лирические образы.

1

11.

Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их
взаимосвязь и развитие. Драматические образы.

1

12.

Народное музыкальное творчество. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое,
соревновательное, сказительное). Эпические образы в музыке.

1

13.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX- XX вв.

1

Развитие жанров светской музыки. Творчество композиторов- романтиков (Ф. Шопен).
14.
15.

Народное музыкальное творчество. Народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа.
Песня.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

1
1

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (П.И. Чайковский). Танец.
16.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX- XXвв.

1

Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Дж. Верди). Марш.
17.

Музыка как вид искусства. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера
музыки. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.

1

18.

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

1

Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки.
19.

Музыка как вид искусства. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

1

20.

Русская и зарубежная музыкальная культура XXв.

1

Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Рок-музыка и ее
отдельные направления (рок- опера, рок-н-ролл).
21.

Музыка как вид искусства. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические,
эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Музыкальная форма.

1

22.

Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл,
сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Двухчастная форма.

1

23.

Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл,
сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Трехчастная форма.

1

24.

Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл,
сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Форма рондо. С.С. Прокофьев.

1

25.

Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл,
сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Роль рефрена и эпизодов.

1

26.

Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл,
сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Вариации. Д.Д. Шостакович.

1

27.

Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл,
сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Музыкальная драматургия.

1

28.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX- XX вв.
Творчество композиторов-романтиков (Р. Шуман).
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

1

29.

1

30.

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (А.П. Бородин). Обращение композиторов к народным
истокам профессиональной музыки.

1

31.

Музыка как вид искусства. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо,
сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Сонатное
аллегро.

1

32.

Значение музыки в жизни человека. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.

1

33.

Современная музыкальная жизнь.
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной
и классической музыки).

1

34.

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Современные технологии записи и воспроизведения музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные
исполнители и инструментальные коллективы.

1

Всего

34

Тематическое планирование, с указанием часов по каждой теме
8 класс

Тема урока

№
урока
Музыка как вид искусства.

Кол-во
часов
7

Значение музыки в жизни человека.
Народное музыкальное творчество
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

6
2
7

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв.

2

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Современная музыкальная жизнь.

8
3

1.
2.
3.

Значение музыки в жизни человека. «Вечные» проблемы жизни в
творчестве композиторов.
«Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Традиции и новаторство.
Музыка как вид искусства. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.

1
1

1

4.

Многообразие связей музыки с литературой.

1

5.
6.

Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве.

1
1

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.

7.

Русская и зарубежная музыкальная культура ХХв.

1

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, Р. Щедрин) и зарубежных
композиторов ХХ столетия (А. Шенберг).

8.

Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм).
1

9.

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов и зарубежных композиторов ХХ столетия (К.
Дебюсси).

1

10.

Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Образы радости в

1

11.

Музыка как вид искусства. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатносимфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Концерт.

1

12.

Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита),
их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Романс.

1

13.

Значение музыки в жизни человека. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Р.

музыке.

Шуман.

1

14.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX- ХХвв.

1

15.

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

1

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. РимскийКорсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов).

1

Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен).

Романтизм в русской музыке. Опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
16.

17.

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. РимскийКорсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

1

18.

Музыка как вид искусства. Программная музыка. Увертюра «Эгмонт». Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

1

Авторская песня: прошлое и настоящее.
19.

20.
21.
22.
23.

Многообразие связей музыки с литературой. Г. Свиридов. Сюита «Метель».
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

1

Древнерусская духовная музыка.

1

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.П. Мусоргский, С.В. Рахманинов).

1

Духовная музыка русских композиторов.

Народное музыкальное творчество. Музыкальный фольклор народов России. Роль фольклора в становлении

1
1

профессионального музыкального искусства.
24.
25.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX- XX вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал.

1

Русская и зарубежная музыкальная культура ХХв. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и

1

Значение музыки в жизни человека. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Творчество отечественных

1

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия.

1

характерных признаках.
26.

композиторов (А.И. Хачатурян).
27.

28.

Значение музыки в жизни человека. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока

1

и Запада. Балет Ц. Чжень- Гуаня «Течет речка».
29.

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз - наиболее яркие композиторы и
исполнители.

1

30.

Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Лирические страницы в музыке
(А. Эшпай).

1

31.

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов. Диалог времен в музыке А.Шнитке. Электронная
музыка.

1

32.

Народное музыкальное творчество. Музыкальный фольклор народов России. Духовная и светская музыкальная культура

1

Современная музыкальная жизнь. Может ли современная музыка считаться классической?

1

Современная музыкальная жизнь. Классическая музыка в современных обработках.

1

Всего

34

прошлого и настоящего.
33.
34.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».