РП к АООП Химия (ООО)

1

Рабочая программа по предмету «Химия» составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России
от 17 декабря 2010 г. № 1897;
3. ООП ООО МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
4.Примерная Основная Образовательная Программа ООО
5. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
6. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
7. Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития в соответствии ФГОС ООО МАОУ СОШ №19.
Учѐт особенностей обучающихся
Рабочая программа по предмету Химия создает условия для достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
(задержкой психического развития) результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в
соответствии с требованиями, установленными ФГОС ООО.
Обучающиеся с ОВЗ получают основное общее образование в общеобразовательных классах в рамках инклюзии.
При обучении по данной программе будут учитываться следующие психические особенности обучающихся: неустойчивое внимание,
малый объѐм памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, негрубые нарушения речи. Процесс обучения таких обучающихся имеет коррекционно- развивающий
характер, это выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию недостатков и опирается на субъективный опыт
обучающихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Программа рассчитана на 134 часов при 2 часах в неделю в 8 и 9 классах.
Предмет

8 класс

9 класс

Химия

68 часов

66 часов

2

1.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Требования к результатам освоения курса химии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими
индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения предмета.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
3

- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность
представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества,
в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя
как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и
способность к ведению переговоров).
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые
включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в
жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными
институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской
деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества,
4

ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоциональноценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории
культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными
произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности).
- Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию
природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения учебного предмета, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
5

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ
компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
●
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
●
определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
●
идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;
●
выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный
результат;
●
ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и
существующих возможностей;
●
обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
●
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
●
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
●
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
●
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им
задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
●
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
●
составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
●
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их
устранения;
●
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
●
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
6

3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
●
различать результаты и способы действий при достижении результатов;
●
определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной
деятельности;
●
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей
деятельности;
●
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках
предложенных условий и требований;
●
оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
●
находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
●
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик/показателей результата;
●
устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по
завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
●
соотносить свои действия с целью обучения.
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
●
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
●
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
●
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
●
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
●
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних
ресурсов;
●
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
●
анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
●
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах
ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
●
принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;
●
определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;
7

●
демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
6.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
●
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
●
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
●
выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
●
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления;
●
различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
●
выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых
явлений или событий;
●
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
●
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
●
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
●
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
●
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
●
выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
●
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или
самостоятельно полученными данными.
7.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач. Обучающийся сможет:
●
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
●
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в
схеме;
●
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
●
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
8

●
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для
определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
●
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного)
представления в текстовое и наоборот;
●
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания
об объекте, к которому применяется алгоритм;
●
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
●
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического,
эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки
продукта/результата.
8.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
●
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
●
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
●
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
●
резюмировать главную идею текста;
●
преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи),
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);
●
критически оценивать содержание и форму текста.
9.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
●
определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
●
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
●
проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;
●
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;
●
распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.
10.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников
информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
●
определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;
●
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;
●
формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;
9

●
соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
● определять возможные роли в совместной деятельности;
● играть определенную роль в совместной деятельности;
● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства
(аргументы);
● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
● строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать
свою мысль;
● критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и
корректировать его;
● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
● выделять общую точку зрения в дискуссии;
● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
● организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом
и т. д.);
● устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи,
формы или содержания диалога.
12.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
● представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
● соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
● высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
● принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
● создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
● использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
● использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
● оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.

11.

10

13.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее —
ИКТ). Обучающийся сможет:
● целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с
помощью средств ИКТ;
● использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
● оперировать данными при решении задачи;
● выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для:
вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
● использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
● создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности.
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении;
овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений
неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном
единстве мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с
химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать
экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в
микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения
веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных
химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в
предотвращении техногенных и экологических катастроф;
7) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными доступными методами научного познания,
используемыми в химии.
Выпускник научится:
 характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
11


































описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное
вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
различать химические и физические явления;
называть химические элементы;
определять состав веществ по их формулам;
определять валентность атома элемента в соединениях;
определять тип химических реакций;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
составлять формулы бинарных соединений;
составлять уравнения химических реакций;
соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
получать, собирать кислород и водород;
распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
раскрывать смысл закона Авогадро;
раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
характеризовать физические и химические свойства воды;
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
называть соединения изученных классов неорганических веществ;
характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
12































характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической
системе Д.И. Менделеева;
объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева
и особенностей строения их атомов;
составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
определять вид химической связи в неорганических соединениях;
изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация»,
«окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
определять степень окисления атома элемента в соединении;
раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
определять возможность протекания реакций ионного обмена;
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
определять окислитель и восстановитель;
составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
классифицировать химические реакции по различным признакам;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная
кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
13

определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом,
металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их
способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
 характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными
характеристиками вещества;
 составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
 прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления
элементов, входящих в его состав;
 составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости
химической реакции;
 использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
 использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению
свойств, способов получения и распознавания веществ;
 объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
 критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
 осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
 создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний,
предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.


2.Содержание учебного предмета, курса

Первоначальные химические понятия (12 ч.)
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и
сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и
молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.
Кислород. Водород (6 ч.)
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и
применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический
элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в
14

промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества
(кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вода. Растворы (5 ч.)
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде.
Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (7 ч.)
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента,
номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов
периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе
положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь (5 ч.)
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной
связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток
(атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки
Основные классы неорганических соединений (19 ч.)
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов.
Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований.
Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот. Получение и применение кислот.
Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура.
Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами
неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные,
горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
.
Химические реакции (24 ч.)
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация
химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов
химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы.
Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот,
щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель.
Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.
Неметаллы IV – VII групп и их соединения (21 ч.)
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены:
физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и
15

химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и
химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические
свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее
соли. Кремний и его соединения.
Металлы и их соединения (18 ч.)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения.
Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II
и III).
Первоначальные сведения об органических веществах (10 ч.)
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ,
нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота,
аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение
окружающей среды и его последствия.
Типы расчетных задач:
1. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.
2. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов
реакции.
3. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Темы практических работ:
1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
2. Очистка загрязненной поваренной соли.
3. Признаки протекания химических реакций.
4. Получение кислорода и изучение его свойств.
5. Получение водорода и изучение его свойств.
6. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.
7. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
8. Реакции ионного обмена.
9. Качественные реакции на ионы в растворе.
10. Получение аммиака и изучение его свойств.
11. Получение углекислого газа и изучение его свойств.
12. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их соединений».
16

13. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Тематическое планирование 8 класс
№
1
2
3
4

5
6
7

Наименование темы
Первоначальные химические понятия
Кислород. Водород.
Вода. Растворы.
Строение атома. Периодический закон и
периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева
Строение веществ. Химическая связь
Основные классы неорганических
соединений
Химические реакции

№ п.п
1

Урок 1.

2
3

Урок 2.
Урок 3.

4
5
6
7
8

Урок 4.
Урок 5.
Урок 6.
Урок 7.
Урок 8

Общее
количество
часов
12
6
5
7

Практические работы

Контрольные работы

3
1

1

5
19

1

1

14
68

1
1

1
1

Тематическое планирование, с указанием часов по каждой теме
8 класс
Тема урока
Раздел 1. Первоначальные химические понятия 12 ч
Химия как часть естествознания. Предмет химии. Роль химии в жизни
человека. Тела и вещества.
Агрегатные состояния веществ. Физические и химические явления.
Пр р «Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила
безопасной работы в химической лаборатории» №2 «Наблюдение за
горящей свечой».
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей
П.работа " Очистка загрязненной поваренной соли".
Атом. Молекула. Химический элемент.
Простые и сложные вещества. Химические формулы
Валентность

Количество часов
1
1
1

1
1
1
1
1
17

9
10
11

Урок 9.
Урок 10.
Урок 11.

12

Урок 12.

13

Урок 1.

14
15

Урок 2.
Урок 3.

16

Урок 4.

17
18

Урок 5.
Урок 6.

19
20
21
22

Урок 1.
Урок 2.
Урок 3 .
Урок 4.

23

Урок 5.

24

Урок 1.

25

Урок 2.

26

Урок 3.

27

Урок 4.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
Моль – единица количества вещества. Молярная масса
Решение задач на вычисление массовой доли химического элемента по
формуле соединения.
Практическая работа №3 «Признаки протекания химических реакций»
Раздел 2. Кислород. Водород (6 ч.)
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав
воздуха.
Свойства кислорода.
Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических
реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.
Водород – химический элемент и простое вещество. Свойства
водорода.
Получение водорода. Применение водорода.
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на
газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения
газов при химических реакциях.
Раздел 3. Вода. Растворы (5 ч.)
Вода в природе. Круговорот воды в природе.
Физические и химические свойства воды.
Растворы. Растворимость веществ в воде.
Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в
растворе.
Практическая работа «Приготовление растворов с определенной
массовой долей растворенного вещества»
Раздел 4 Строение атома. Периодический закон и периодическая
система химических элементов Д.И. Менделеева (7 ч.)
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома:
протоны, нейтроны. Изотопы.
Физический смысл атомного (порядкового) номера химического
элемента, номера группы и периода периодической системы
Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических
элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18

28
29

Урок 5.
Урок 6.

30

Урок 7

соединений на основе положения в периодической системе Д.И.
Менделеева и строения атома.
Значение Периодического закона Д.И. Менделеева
Урок повторения и обобщения темы: Строения атома Периодический
закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Контрольная работа по теме: Строения атома Периодический закон и
периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Раздел 5 Строение веществ. Химическая связь (5 ч.)
Электроотрицательность атомов химических элементов.
Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная.
Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства
веществ на примере воды
Ионная связь. Металлическая связь.
Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная,
металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа
кристаллической решетки
Раздел 6 Основные классы неорганических соединений (19 ч.)

1
1
1
1
1
1
1

31
32
33

Урок 1
Урок 2
Урок 3

34
35

Урок 4
Урок 5

36

Урок 1

Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов.

1

37

Урок 2

Химические свойства оксидов

1

38
39

Урок 3
Урок 4

1
1

40

Урок 5

Получение и применение оксидов..
Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства
оснований
Получение оснований.

41

Урок 6

Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации

1

42

Урок 7

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот.

1

43
44

Урок 8
Урок 9

Получение и применение кислот.
Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски
индикаторов в различных средах.

1
1

1
1

1

19

45
46
47
48
49

Урок 10
Урок 11
Урок 12
Урок 13
Урок 14

50

Урок 15

51

Урок 16

52

Урок 17

53

Урок 18

54

Урок 19

55

Урок 1

56

Урок 2

57

Урок 3

58
59
60
61
62

Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8

63
64

Урок 9
Урок 10

Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей.
Получение и применение солей.
Химические свойства солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Генетическая связь между различными классами неорганических
соединений
Практическая работа № 7. «Основные классы неорганических
соединений»1 1 ч
Урок повторения и обобщения темы Основные классы неорганических
соединений
Решение задач и упражнений по теме «Основные классы
неорганических соединений»
Контрольная работа по теме «Основные классы неорганических
соединений»
Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в
повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.
Бытовая химическая грамотность
Раздел 6 Химические реакции (14 ч.)
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на
скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация
химических реакций по различным признакам: числу и составу
исходных и полученных веществ
Классификация химических реакций по различным признакам:
изменению степеней окисления атомов химических элементов
Классификация химических реакций по различным признакам:
поглощению или выделению энергии.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты.
Электролитическая диссоциация кислот
Электролитическая диссоциация щелочей
Электролитическая диссоциация солей
Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия
протекания реакций ионного обмена
Решение упражнений на составление реакций ионного обмена
Практическая .работа «Реакции ионного обмена»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
20

65

Урок 11

66

Урок 12

67
68

Урок 13
Урок 14

Сущность окислительно-восстановительных реакций. Степень
окисления. Определение степени окисления атомов химических
элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель.
Метод электронного баланса. Упражнения в составлении окислительновосстановительных реакций.
Контрольная работа по теме: Химические реакции.
Итоговый урок

1

1
1
1

Тематическое планирование, с указанием часов по каждой теме
9 класс
№

Наименование темы

1

Обобщение знаний по курсу 8 класса.
Повторение
Металлы и их соединения
Неметаллы
Первоначальные сведения об органических
веществах
Раздел - Обобщение знаний по химии за курс
основной школы 3

2
3
4
5

Общее
количество
часов
15

Практические работы

Контрольные работы

-

1

18
25
10

1
5
-

1
1
1

3

-

-

66
Тематическое планирование
21

9класс
№ п.п

Тема урока

1
2

Урок 1.
Урок 2.

3

Урок 3

4

Урок 4.

5

Урок 5

6
7
8

Урок 6
Урок 7
Урок 8

9

Урок 9

10

Урок 10

11
12

Урок 11
Урок 12

13

Урок 13

Раздел 1.Обобщение знаний по курсу 8 класса. Повторение 15
Строение атома: ядро, энергетический уровень
Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая
система химических элементов Д.И. Менделеева.
Закономерности изменения свойств атомов химических
элементов и их соединений на основе положения в
периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома.
Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Характеристика химического элемента по кислотно –основным
свойствам, образуемых ими соединений. Амфотерные оксиды и
гидроксиды
Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная,
ионная, металлическая). Зависимость физических свойств
веществ от типа кристаллической решетки. Водородная связь и
ее влияние на физические свойства веществ на примере воды.
Классификация химических соединений.
Классификация химических реакций.
Генетическая связь между классами неорганических
соединений.
Тренажер по составлению уравнений реакций, с помощью
которых можно осуществить цепочки превращений
Классификация химических реакций по различным признакам:
числу и составу исходных и полученных веществ; изменению
степеней окисления атомов химических элементов;
поглощению или выделению энергии. Понятие о катализаторе
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей
Химические свойства кислот, солей, оснований как
электролитов.
Метод электронного баланса. Упражнения в составлении
окислительно- восстановительных реакций

Количество часов
1

1

1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
22

14
15

Урок 14
Урок 15

Реакции ионного обмена.
Контрольная работа по теме: Повторение
Раздел 2 Металлы и их соединения 18
Положение металлов в периодической системе химических
элементов Д.И. Менделеева.
Металлы в природе и общие способы их получения.
Общие физические свойства металлов
Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами,
кислотами, солями.
Электрохимический ряд напряжений металлов.
Щелочные металлы и их соединения. Общая характеристика.
Щелочные металлы – физические и химические свойства.
Способы получения
Щелочноземельные металлы и их соединения
Щелочноземельные металлы физические и химические
свойства. Способы получения.
Алюминий, его физические и химические свойства.
Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды
(II и III).

1
1

16

Урок 1

17
18
19

Урок 2.
Урок 3
Урок 4.

20
21
22

Урок 5.
Урок 6.
Урок 7.

23
24

Урок 8.
Урок 9.

25
26
27

Урок 10
Урок 11
Урок 12

28

Урок 13

Соединения железа и их свойства: соли железа (II и III).

1

26

Урок 14.

Практическая работа Решение экспериментальных задач по
химии теме «Металлы и их соединения».

1

27

Урок 15

Вычисления по химическим уравнениям количества, объема,
массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или
продуктов реакции.

1

28

Урок 16.

Решение задач по химическим уравнениям количества, объема,
массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или
продуктов реакции.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23

29

Урок 17.

30

Урок 18.

31

Урок 1.

32

Урок 2

33

Урок 3.

34

Урок 4

35

Урок 5

36
37

Урок 6
Урок 7

38
39
40
41
42
43
44
45
46

Урок 8
Урок 9
Урок 10
Урок 11
Урок 12
Урок 13
Урок14
Урок 15
Урок 16

47

Урок 17

Повторение и обобщение знаний по теме: Металлы и их
соединения
Контрольная работа по теме: Металлы и их соединения
Раздел Неметаллы IV – VII групп и их соединения (25 ч.)
Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева. Общая характеристика
неметаллов.
Водород – химический элемент и простое вещество.
Физические и химические свойства водорода. Получение
водорода.
Практическая работа Получение водорода и изучение его
свойств. Качественные реакции на газообразные вещества
(водород).
Кислород – химический элемент и простое вещество.
Физические и химические свойства кислорода. Получение и
применение кислорода.
Практическая работа Получение кислорода и изучение его
свойств. Качественные реакции на газообразные вещества
(кислород).
Галогены: физические и химические свойства.
Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная
кислота и ее соли.
Сера: физические и химические свойства.
Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы.
Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Азот: физические и химические свойства.
Аммиак
Соли аммония
Оксиды азота
Азотная кислота и ее соли
Практическая работа Получение аммиака и изучение его
свойств
Фосфор: физические и химические свойства.

1
1
1
1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24

48

Урок 18

49

Урок 19

50

Урок 20

51

Урок 21

52

Урок 22

53

Урок 23

54

Урок 24

55

Урок 25

56
57
58
59

Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4

60
61
62

Урок 5
Урок 6
Урок 7

63

Урок 8

64

Урок 1

Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная
кислота и ее соли.
Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия
углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения
углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее
соли.
Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная
кислота и ее соли.
Практическая работа Получение углекислого газа и изучение
его свойств
Кремний и его соединения.

1

Практическая работа Решение экспериментальных задач по
теме: «Неметаллы IV – VII групп и их соединений».
Решение расчетных задач на нахождение массы, объема или
количества одного из продуктов реакции по массе исходного
вещества и вещества, содержащего определенную долю
примесей.
Контрольная работа по теме «Неметаллы»
Раздел Первоначальные сведения об органических веществах 10
Первоначальные сведения о строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этилен.
Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь.
Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол,
глицерин),
карбоновые
кислоты
(укс.
Аминоуксусная,стеариновая и олеиновая кислоты).
Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Повторение и обобщение темы: Первоначальные сведения об
органических веществах
Контрольная работа по теме: Первоначальные сведения об
органических веществах
Раздел - Обобщение знаний по химии за курс основной школы 3
Вещества

1

1

1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
25

65
66

Урок 2
Урок 3

Химические реакции
Итоговый урок

1
1

26

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».