РП ОДНКНР (ООО)

Рабочая программа по предмету «Основы духовно- нравственной культуры народов России» составлена на основе следующих
нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России
от 17 декабря 2010 г. № 1897;
3. ООП ООО МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
4. Примерная Основная Образовательная Программа ООО;
5. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
6. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
7. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса по ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего
образования.
8. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития в соответствии ФГОС ООО МАОУ СОШ №19.
Учѐт особенностей обучающихся
Рабочая программа создает условия для достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического
развития) результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями,
установленными ФГОС ООО.
Обучающиеся с ОВЗ получают основное общее образование в общеобразовательных классах в рамках инклюзии.
При обучении по данной программе будут учитываться следующие психические особенности обучающихся: неустойчивое внимание,
малый объѐм памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, негрубые нарушения речи. Процесс обучения таких обучающихся имеет коррекционно- развивающий
характер, это выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию недостатков и опирается на субъективный опыт
обучающихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Программа рассчитана на 34 часа при 1 часе в неделю в 5 классе.
Предмет

5 класс
(34 недели)

«Основы
духовно- 34 часа
нравственной
культуры
народов
России»
Итого за уровень образования 34 часа
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность
представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества,
в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя
как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и
способность к ведению переговоров).
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые
включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в
жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными
институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской
деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества,
ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоциональноценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории
культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными
произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности).
- Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию
природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты освоения учебного предмета, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ
компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
●
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
●
определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
●
идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;

●
выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный
результат;
●
ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и
существующих возможностей;
●
обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
●
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
●
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
●
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
●
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им
задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
●
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
●
составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
●
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их
устранения;
●
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
●
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
●
различать результаты и способы действий при достижении результатов;
●
определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной
деятельности;
●
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей
деятельности;
●
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках
предложенных условий и требований;
●
оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
●
находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
●
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик/показателей результата;

●
устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по
завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
●
соотносить свои действия с целью обучения.
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
●
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
●
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
●
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
●
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
●
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних
ресурсов;
●
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
●
анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
●
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах
ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
●
принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;
●
определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;
●
демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
6.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
●
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
●
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
●
выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
●
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления;
●
различать/выделять явление из общего ряда других явлений;

●
выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых
явлений или событий;
●
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
●
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
●
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
●
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
●
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
●
выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
●
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или
самостоятельно полученными данными.
7.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач. Обучающийся сможет:
●
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
●
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в
схеме;
●
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
●
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
●
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для
определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
●
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного)
представления в текстовое и наоборот;
●
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания
об объекте, к которому применяется алгоритм;
●
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
●
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического,
эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки
продукта/результата.
8.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

●
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
●
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
●
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
●
резюмировать главную идею текста;
●
преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи),
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);
●
критически оценивать содержание и форму текста.
9.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
●
определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
●
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
●
проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;
●
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;
●
распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.
10.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников
информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
●
определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;
●
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;
●
формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;
●
соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
● определять возможные роли в совместной деятельности;
● играть определенную роль в совместной деятельности;
● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства
(аргументы);
● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
● строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

11.

● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать
свою мысль;
● критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и
корректировать его;
● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
● выделять общую точку зрения в дискуссии;
● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
● организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом
и т. д.);
● устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи,
формы или содержания диалога.
12.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
● представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
● соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
● высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
● принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
● создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
● использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
● использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
● оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
13.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее —
ИКТ). Обучающийся сможет:
● целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с
помощью средств ИКТ;
● использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
● оперировать данными при решении задачи;
● выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для:
вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
● использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
● создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила

информационной безопасности.
Предметные результаты:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их
основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России
и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской
государственности.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях
традиционных религий России;
-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией,
представленной разными средствами;
-расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и
образно.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:

– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей,
правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация,
произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся:
-Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных
текстов и прослушанных объяснений учителя.
- Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их
поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить
доказательства.
- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
- Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
- Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
- Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
-Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
-Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
-Работать с историческими источниками и документами.

2.Содержание учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями.
Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей
принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и
вероисповеданий.
Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовнонравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного
содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о

формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в
воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с
принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия,
гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на
протяжении истории разных народов.
Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России:
фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место
в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего
поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность,
доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к
окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить еѐ к философской стороне жизни. Вместе с тем,
важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских
идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для
восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и
фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними
предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в
религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность,
возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией
текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация
ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная
вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой
формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде.
Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда –
один из элементов общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей
идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.

Раздел 1. В мире культуры. Величие многонациональной российской культуры. Культура народов РФ. Деятели науки и культуры –
представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л.
Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.), Культура народов Урала. Защита проектов. Человек – творец и носитель культуры. История и культура
народов Урала. Обобщение.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа. Береги землю родимую, как мать любимую. Жизнь ратными подвигами полна.
Подвиги уральцев годы Великой Отечественной войны. Герои в моей семье. В труде – красота человека. Плод добрых трудов славен. Люди
труда. «В труде, как в бою». Люди труда на Урале в годы Великой Отечественной войны.
Раздел 3. Религия и культура. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Культура ислама. Иудаизм и
культура. Культурные традиции буддизма. Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности. Забота государства о сохранении духовных ценностей. Восстановление памятников
духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду,
обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Хранить память предков.
«Древо жизни» Сохранение памяти предков. Семья – хранитель духовных ценностей. Я и моя семья. МИР. Моя история рода.
Раздел 5. Твой духовный мир. Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости,
нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Нравственные качества человека. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

3.Тематическое планирование, с указанием часов по каждой теме.
№
Раздел
п/п
Раздел 1. В мире культуры
1.
2.

Тема

Величие многонациональной российской
культуры.
Культура народов РФ.

Количество
часов
7
1
1

Виды текущих и
промежуточных
контрольных
мероприятий

3.

4.
5.
6.
7.

8.

Раздел 2. Нравственные ценности российского
народа

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Раздел 3. Религия и культура

Деятели науки и культуры –
представителей разных национальностей
(К. Брюллов, И. Репин, К.
Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова,
Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев,
С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Культура народов Урала. Защита
проектов
Культура народов Урала. Защита
проектов.
Человек – творец и носитель культуры.
История и культура народов Урала.
Обобщение.
Береги землю родимую, как мать
любимую.
Жизнь ратными подвигами полна.
Подвиги уральцев годы Великой
Отечественной войны.
Герои в моей семье. Защита проектов.
В труде – красота человека.
Плод добрых трудов славен.
Люди труда.
«В труде, как в бою».
Люди труда на Урале в годы Великой
Отечественной войны. Защита проектов.

1

1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17.

Роль религии в развитии культуры.

6
1

18.

Культурное наследие христианской Руси.

1

Сообщение
Православный храм
(внешние

19.

Культура ислама.

1

20.

Иудаизм и культура.

1

21.

Культурные традиции буддизма.

1

особенности,
внутреннее
убранство).
Духовная музыка.
Колокольный звон.
Особенности
православного
календаря.
Успехи
образования и
науки. Вклад
мусульманской
литературы в
сокровищницу
мировой культуры.
Возникновение
иудаизма. Тора.
Синагога –
молельный дом
иудеев. Священная
история иудеев в
сюжетах мировой
живописи.
Еврейский
календарь.
Будда. Культурные
традиции буддизма.
Буддизм в России.
Культовые
сооружения
буддистов.
Искусство танка.
Буддийский

Забота государства о сохранении
духовных ценностей.

22.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
23.
24.

25.

26.

Забота государства о сохранении
духовных ценностей.
Восстановление памятников духовной
культуры, охрана исторических
памятников, связанных с разными
религиями. Хранить память предков.
Уважение к труду, обычаям, вере
предков. Примеры благотворительности
из российской истории. Известные
меценаты России.
Хранить память предков.

1

8
1

Презентация

1

Сообщение

1

Сообщение

1

Примеры семейных
обычаев и
традиций,
определять своѐ
место в семье.
Древо жизни

1

28.

«Древо жизни» Сохранение памяти
предков.
Семья – хранитель духовных ценностей.

29.

Я и моя семья.

1

27.

календарь.
Музеизаповедники.
Современные
чудеса света.

1

Устные
генеалогические
источники, как
вести беседу с
родственниками,
картотека анкет
членов рода.
Родословный
паспорт
Работа с

30.
Раздел 5. Твой духовный мир

МИР. Моя история рода. Защита
проектов

1
4
1

родословной
Защита проектов

31.

Что составляет твой духовный мир.
Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости,
нравственные качества личности –
составляющие духовного мира. Культура
поведения человека.

32.

Этикет в разных жизненных ситуациях.
Нравственные качества человека.
Примеры благотворительности из
российской истории. Известные
меценаты России.

1
1

Презентация и
сообщение по теме

Обобщение и повторение за курс
ОДНКНР

1

Тест

33.

34.

Работа с
терминами.
Образованность
человека, его
интересы,
увлечения,
симпатии, радости,
нравственные
качества личности
– составляющие
духовного мира.
Культура
поведения
человека. Этикет.
Нравственные
качества человека.
Сообщение

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».