РП к АООП Обществознание (ООО)

Рабочая программа по предмету «Обществознание» на уровне основного общего образования составлена на
основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России
от 17 декабря 2010 г. № 1897;
3. ООП ООО МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
4. Примерная Основная Образовательная Программа ООО;
5. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
6. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
7. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса по ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего
образования.
8. Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития в соответствии ФГОС ООО МАОУ СОШ №19.
Учѐт особенностей обучающихся
Рабочая программа по предмету создает условия для достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (задержкой
психического развития) результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с
требованиями, установленными ФГОС ООО.
Обучающиеся с ОВЗ получают основное общее образование в общеобразовательных классах в рамках инклюзии.
При обучении по данной программе будут учитываться следующие психические особенности обучающихся: неустойчивое внимание,
малый объѐм памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, негрубые нарушения речи. Процесс обучения таких обучающихся имеет коррекционно- развивающий
характер, это выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию недостатков и опирается на субъективный опыт
обучающихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
На изучение предмета обществознание отводится:
Предмет
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Обществознание
34 часа
34 часа
34 часа
33 часа
Итого за уровень образования 135 часа

1. Планируемые результаты освоения предмета «Обществознание».

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей

многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность
представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества,
в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
-Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя
как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и
способность к ведению переговоров).
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые
включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в
жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными
институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской
деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества,
ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
-Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоциональноценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории
культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными
произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности).
-Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию
природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности)
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные).
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ
компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.

Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
-определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
-выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, -ставить адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
-определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
-планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого
результата;
-работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
-устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
-фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
-наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;
-демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
-выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений из всех сфер жизни общества и объяснять их сходство;
-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам (экономика, политика, право, культура и т.д.), сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
-выделять явление из общего ряда других явлений;
-определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия обществоведческих явлений, в т.ч. в правовой
сфере;
-строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений общественной жизни, выделяя при этом общие признаки;
-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
-вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником, в т.ч. источники из средств массовой информации;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить
объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной
причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ обществоведческих явлений и событий;
-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
-обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
-определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
-создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
-создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения
способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
-переводить сложную информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте,
к которому применяется алгоритм;
-строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
-анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
-находить в тексте, в т.ч. в специализированной обществоведческой литературе и интернете требуемую информацию (в соответствии с
целями своей деятельности);
-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
-преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст;
-критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
-определять свое отношение к природной среде;
-анализировать влияние экологических факторов на среду обитания человека и общества;
-проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

-распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
-определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы, в т. ч. в сети Интернет;
-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
-формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
-соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
-определять возможные роли в совместной деятельности;
-играть определенную роль в совместной деятельности;
-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории;
-определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;
-предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
-выделять общую точку зрения в дискуссии;
-договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы
или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью. Обучающийся сможет:
-определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
-отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
-высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
-создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

-использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
-использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
-делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ;
-выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и
формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
-выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
-использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и
сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений,
докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
-использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
-создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности.
Предметные результаты освоения предмета «Обществознание»:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний, и умений для определения собственной активной позиции в
общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и
нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок
правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые
выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Выпускник научится:

Человек. Деятельность человека.
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики

Выпускник получит возможностьнаучиться:
 выполнять несложные практические задания,

его природы;
 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и
основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности
человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей
человека;
 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать
собственное отношение к различным способам разрешения межличностных
конфликтов.
Общество
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль
природы в жизни человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;
 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и
процессы общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества,
раскрывать причины экологического кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность;
 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Социальные нормы
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и
поведения человека;
 различать отдельные виды социальных норм;

основанные
на
ситуациях,
связанных
с
деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека
и общества;
 оценивать последствия удовлетворения мнимых
потребностей,
на
примерах
показывать
опасность
удовлетворения
мнимых
потребностей, угрожающих здоровью;
 использовать
элементы
причинноследственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
 моделировать
возможные
последствия
позитивного и негативного воздействия группы
на человека, делать выводы.
 наблюдать и характеризовать явления и
события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
 выявлять
причинно-следственные
связи
общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития;
 осознанно содействовать защите природы.

 использовать
элементы
причинноследственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и

человека;
 характеризовать основные нормы морали;
 оценивать социальную значимость здорового
 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера,
образа жизни.
полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для определения
собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;
 объяснять причины отклоняющегося поведения;
 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося
поведения.
Сфера духовной культуры
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое

описывать процессы создания, сохранения,
мнение о явлениях культуры;
трансляции и усвоения достижений культуры;
 описывать явления духовной культуры;

характеризовать основные направления
развития
отечественной культуры в современных
 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
условиях;
 оценивать роль образования в современном обществе;

критически воспринимать сообщения и
 различать уровни общего образования в России;
рекламу
в СМИ и Интернете о таких направлениях
 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах
массовой
культуры, как шоу-бизнес и мода.
развития культуры из адаптированных источников различного типа;
 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное
отношение к ним;
 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
 раскрывать роль религии в современном обществе;
 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Социальная сфера жизни общества
 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать

раскрывать понятия «равенство» и
основные социальные общности и группы;
«социальная
справедливость»
с
позиций
историзма;
 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

выражать и обосновывать собственную
 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского

государства;
 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их
разрешения;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в
обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

позицию по актуальным проблемам молодежи;

выполнять
несложные
практические
задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных
конфликтов; выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных
конфликтов;

формировать положительное отношение к
необходимости соблюдать здоровый образ жизни;
корректировать
собственное
поведение
в
соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;

использовать
элементы
причинноследственного анализа при характеристике
семейных конфликтов;

находить
и
извлекать
социальную
информацию
о
государственной
семейной
политике
из
адаптированных
источников
различного типа.
Политическая сфера жизни общества
 объяснять роль политики в жизни общества;

осознавать
значение
гражданской
активности и патриотической позиции в
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их
укреплении нашего государства;
примерами;

соотносить
различные
оценки
 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
политических
событий
и
процессов
и
делать
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные
обоснованные выводы.
признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Гражданин и государство
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть
 аргументированно
обосновывать
влияние
органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
 использовать знания и умения для формирования
 раскрывать достижения российского народа;
способности уважать права других людей,
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

выполнять свои обязанности гражданина РФ.
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина
Основы российского законодательства
 характеризовать систему российского законодательства;

на основе полученных знаний о правовых
нормах выбирать в предлагаемых модельных
 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
ситуациях и осуществлять на практике модель
 характеризовать гражданские правоотношения;
правомерного социального поведения, основанного
 раскрывать смысл права на труд;
на уважении к закону и правопорядку;
 объяснять роль трудового договора;

оценивать
сущность
и
значение
 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
правопорядка
и
законности,
собственный
отношениях;
возможный вклад в их становление и развитие;
 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

осознанно
содействовать
защите
 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
правопорядка в обществе правовыми способами и
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
средствами.
 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,
полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения,
установленными законом.
Экономика
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

анализировать с опорой на полученные
знания
несложную экономическую информацию,
 различать основных участников экономической деятельности: производителей и
получаемую из неадаптированных источников;
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономической деятельности;

выполнять
практические
задания,
основанные на ситуациях, связанных с описанием
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
состояния российской экономики;
 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и

анализировать и оценивать с позиций
процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные

об экономических системах;
 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать
действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать
структуру бюджета государства;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные,
отражающие экономические явления и процессы;
 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный
опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и
предпринимательской деятельности;
 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

экономических знаний сложившиеся практики и
модели поведения потребителя;

решать с опорой на полученные знания
познавательные задачи, отражающие типичные
ситуации в экономической сфере деятельности
человека;

грамотно применять полученные знания для
определения
экономически
рационального
поведения и порядка действий в конкретных
ситуациях;

сопоставлять
свои
потребности
и
возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет.

2. Содержание учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования

Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность.
Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и
потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов
деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества.
Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их
разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс.
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы

современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и
коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются
социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные
принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило
нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и
государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в
подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль.
Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном
обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в
Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма
культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества.
Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные
социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и
традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное
самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и
внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия,
ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность
политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое
государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные
основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты
федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные
функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и
граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах
человека и правах ребенка.

Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и
дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав
потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в
регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов
и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные
правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений.
Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита.
Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников
в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение
труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы
экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков.
Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции,
налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен
валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги:
страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение.
Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств.
Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
В рамках реализации программы учебного предмета «Обществознание» организуется учебная работа, направленная на формирование
антикоррупционного мировоззрения обучающихся.
Раздел курса
Политическая
жизни общества

Антикоррупционным элементом в программе являются следующие дидактические единицы:
Дидактические единицы
Образовательный результат
сфера Коррупционные правонарушения: - способность выявлять признаки коррупционного поведения;
виды, ответственность.
- осознание степени общественной опасности
коррупционных правонарушений (преступлений);
- осознание неотвратимости наказания за
совершение правонарушений (в т.ч. коррупционного характера).

Социальная сфера жизни Правомерное поведение - как
общества
жизненный ориентир и ценность.
Развитое правосознание и высокий
уровень правовой культуры основа свободы личности.
Мотивы коррупционного
поведения.

- способность сделать осознанный выбор в пользу правомерного
поведения;
- понимание значимости правовых явлений для личности;
- способность к развитию правосознания на основе полученных знаний;
- приобретение навыков, необходимых для
повышения уровня правовой культуры в рамках образовательной и иной
деятельности;
- способность выявления мотивов коррупционного поведения и
определение коррупциогенных факторов.
Экономика
Экономические издержки
- приобретение знаний о характере вреда,
коррупции. Влияние коррупции на наносимого коррупцией экономическим
экономическую
систему отношениям;
государства.
-способность выявлять основные коррупциогенные факторы в области
Экономические предпосылки
экономических отношений.
коррупционных явлений.
Основы
российского Понятие коррупции.
- приобретение знаний об основных направлениях государственной
законодательства
Противодействие коррупции.
антикоррупционной политики;
Коррупционные
- приобретение знаний о содержании понятия
правонарушения: виды,
коррупции, его основных признаках;
ответственность.
- способность осуществлять классификацию форм проявления коррупции;
- приобретение знаний о негативных последствиях, наступающих в случае
привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения;
- способность разграничения коррупционных и схожих некоррупционных
явлений в различных сферах жизни общества.
Гражданин и государство Политические гарантии защиты от - способность определять роль политических
коррупции:
многопартийность, институтов в системе противодействия коррупции.
разделение
властей,
свобода
средств массовой информации;
право граждан участвовать в
управлении делами государства.

Обществознание-6 класс.
№ п.п
1.
2-3.
4-5.
6-7.
8-9.
10-11.
12.
13-14.
15.
16.
17-18.
19-20.
21-22.
23.
24-25
26-27.
28
29-30
31-32
33.
34.

3.Тематическое планирование, с указанием часов по каждой теме
Тема урока

Введение в обществознание.
1.Человек. Деятельность человека (27 ч.)
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного.
Индивид, индивидуальность, личность.
Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста.
Способности и потребности человека
Особые потребности людей с ограниченными возможностями.
Познание человеком мира и самого себя.
Контрольная работа по теме «Человек».
Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности.
Игра, труд, учение
Роль деятельности в жизни человека и общества.
Общение.
Человек в малой группе.
Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство.
Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Контрольная работа по теме «Деятельность человека».
2.Социальная сфера жизни общества(4ч.)
Семья и семейные отношения. Функции семьи.
Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи
Итоговая контрольная работа.
Итоговое повторение (1 ч.)
Итоговое повторение «Человек. Деятельность человека. Социальная сфера»

Обществознание - 7 класс.
№
п.п.
1.Общество ( 2 ч.)

Тема урока

Количество
часов
1
2
2
2
2
2
1
2
1
1
2
2
2
1
2
2
1
2
2
1
1
Итого 34 урока.

Количество
часов

1-2
3-4

5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15
16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29
30
31-32
33
34

Общество как форма жизнедеятельности людей.
2
2.Социальные нормы (2 ч.)
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные ценности Общественные нравы, 2
традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы.
3.Экономика( 12 ч.)
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность
2
ресурсов.
Производство - основа экономики.Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и
2
специализация.
Распределение. Обмен. Потребление. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции.
2
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и 2
расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план.
Бедность и богатство
2
Человек в обществе: труд и социальная лестница
1
1
Контрольная работа по теме «Социально-экономическая сфера общества»
4.Гражданин и государство( 15 ч.)
Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства.
2
Почему важны законы
2
Наше государство – Российская Федерация. Государственные символы России.
2
Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного
2
строя Российской Федерации. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.
Гражданство Российской Федерации.Гражданственность и патриотизм.Уважение социального многообразия.
2
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
2
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
1
1
Контрольная работа по теме «Государство и его законы»
5.Сфера духовной культуры (2 ч.)
Культура, ее многообразие и основные формы
2
1
Итоговая контрольная работа.
6.Итоговое повторение (1 ч.)
Итоговое повторение.
1
Итого 34 урока.

Обществознание -8 класс.
№
п.п.
Тема уроков

Количество
часов

1.

2.
3.

4.
5.
6.

7.

8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.

1.Человек. Деятельность человека( 3 ч.)
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид,
индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с
ограниченными возможностями.
Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого
себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества.
Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения.Лидерство. Межличностные
конфликты и способы их разрешения. Социальные конфликты и пути их разрешения.
2.Общество (3 ч.)
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы.
Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ.
Усиление взаимосвязей стран и народов.
Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его
разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское
общество, особенности его развития.
3.Социальные нормы (3 ч.)
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как
усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального
многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль
морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть.
Моральная ответственность.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и
различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль.
Социальная значимость здорового образа жизни.
4.Сфера духовной культуры (6 ч.)
Культура, ее многообразие и основные формы.
Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской
Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование.
Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в
России.
Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести.
Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Контрольная работа по теме « Человек. Деятельность человека. Сфера духовной культуры»

1

1
1

1
1
1

1

1
1

1
1
1
1
1
1

16.
17.
18.
19
20
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.
33.
34.

5.Социальная сфера жизни общества (5 ч.)
Социальная структура общества. Социальные общности и группы.
1
Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная
1
мобильность.
Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг 1
семьи.
Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. 1
Социальная политика Российского государства.Пенсионное обеспечение.
1
6.Экономика( 12 ч.)
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность
1
ресурсов.
Собственность. Типы экономических систем.
1
Рынок и рыночный механизм. Виды рынков. Рынок капиталов
1
Производство - основа экономики.Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность 1
труда. Разделение труда и специализация.
Предпринимательская деятельность.Издержки, выручка, прибыль.
1
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: 1
система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.Налогообложение граждан.
Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия.
1
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и 1
расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование 1
труда.
1
Контрольная работа по теме «Экономика»
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный
перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайнбанкинг.
Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые 1
активы. Защита от финансовых махинаций.
1
Итоговая контрольная работа.
1
7.Итоговое повторение (1 ч.)
Итоговое повторение.
1
Итого 34 урока.

Обществознание -9 класс.

№ п.п

1.
2.
3-4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12-13.
14.
15.
16.
17.
18-19.
20.
21.
22-23.

24.
25.

Тема урока
1.Политическая сфера жизни общества (9 ч.)
Политическая сфера жизни общества. Политика и власть. Роль политики в жизни общества.
Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства.
Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим.
Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей.
Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения.
Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Контрольная работа по теме «Политическая сфера жизни общества»
2.Основы российского законодательства( 16 ч.)
Основы российского законодательства. Система российского законодательства. Источники права. Нормативный
правовой акт.
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность.
Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция
невиновности.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности.
Права потребителей, защита прав потребителей.
Способы защиты гражданских прав.
Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой
деятельности человека
Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся
без попечения родителей.
Особенности
административно-правовых
отношений.
Административные
правонарушения.
Виды
административного наказания.
Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели
наказания. Виды наказаний.
Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в
возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и
наказания несовершеннолетних.
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Контрольная работа по теме «Основы российского законодательства»

Количество
часов
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
2

1
1

26.

27.
28.
29.
30-31.

32.
33.

3.Гражданин и государство (7 ч.)
Гражданин и государство. Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации –
1
основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.
Государственные символы России.
Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в
1
Российской Федерации.
Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации.
1
Правительство Российской Федерации.
Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы.
1
Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской
2
Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов
государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
1
Контрольная работа по теме «Гражданин и государство»
4.Итоговое повторение (1 ч.)
Итоговое повторение.
1
Итого 33 урока.

.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».