Российская Федерация Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19 (МАОУ СОШ № 19) ул. П.Шаманова, 18 т. 366-86-68 Согласовано Психолого- педагогический консилиум Протокол № ______от__________ Утверждаю Директор МАОУ СОШ № 19 __________________С. А. Белова «____»__________________2021 г. Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции речевого развития и преодоления нарушений чтения и письма обучающихся с задержкой психического развитии в 1-4 классах г. Екатеринбург Целевой раздел Логопедическая работа в школе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Это связано с тем, что нарушения речевого развития у детей с задержкой психического развития (ЗПР) носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетикофонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У обучающихся отмечаются в остаточной степени выраженности дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, нейродинамики и др. У учащихся с ЗПР повышена психическая истощаемость, что приводит к снижению умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Рабочая программа по коррекции речевого развития и преодоления нарушений чтения и письма обучающихся с задержкой психического развития в 1-4 классах разработана в соответствии с: положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части «создания условий, способствующих получению качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья», обучающимися по основной образовательной программе начального общего образования; Приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; примерным Положением «Об оказании логопедической помощи организациях, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденным распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об организации логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; Уставом МАОУ СОШ № 19. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии методическими рекомендациями для учителей-логопедов О.В.Елецкой, Е.В. Мазановой, Е.Ю. Розовой, Т.В. Коробченко. Целевая аудитория: обучающиеся 1-4 классов с задержкой психического развития, имеющие различные нарушения устной и письменной речи, имеющие заключение ПМПК с диагнозом задержка психического развития (вариант 07). Цель коррекционно-педагогической работы: создание системы коррекционнологопедического сопровождения обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе. Задачи коррекционно-педагогической работы: определение особых образовательных потребностей детей с недостатками устной и письменной речи; определение особенностей организации коррекционно-образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой речевого дефекта и степенью его выраженности; осуществление индивидуально ориентированной помощи детям с речевым недоразвитием с учетом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей, коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевой патологией. Принципы программы Процесс коррекции у детей данной категории в условиях ФГОС должен строиться с учетом общедидактических и специфических принципов: Принцип приоритетности интересов ребёнка. Принцип определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Принцип системности. Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Принцип непрерывности. Принцип обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений их личности. Принцип вариативности. Принцип предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Принцип позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными, создает благоприятные условия обучения, учитывающие как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и типологические особенности, свойственные данной категории детей, на что обращает внимание педагог при определении содержания и организации коррекционной работы, ее темпа, объема, сложности, методов и приемов работы, формы и способов контроля и мотивации. Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств. Принцип обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока деятельности по комплексному решению задач коррекционновоспитательной работы. Сотрудничество с семьей. Принцип основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и его успешность в интеграции в общество. Коррекционно-развивающие направления логопедического сопровождения 1. Уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире. 2. Развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи, способности к творческому высказыванию, умению строить связный письменный рассказ, развитие текстовой деятельности учащихся. 3. Формирование у детей направленности на звуковую строну речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению; 4. Совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области русского языка: развитие способности у ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки двух основных групп русского языка - гласных и согласных. 5. Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка. 6. Пролонгирование логопедического сопровождения на второй ступени обучения по коррекции дизорфографии. Логопедическая служба оказывает содействие в успешной адаптации и социализации учащихся в данном образовательном учреждении в современном обществе, качественно помогает детям в освоении общеобразовательной программы. Характерными особенностями коррекционно-развивающей работы с детьми с задержанным развитием является обязательное систематическое и многократное повторение, которое обусловлено особенностями процессов памяти детей с ЗПР и направлено на отработку и воспроизведение полученных представлений и на более прочное усвоение знаний. Занятия направлены на коррекцию и развитие положительной мотивации, устойчивого познавательного интереса к логопедическим занятиям; значимости правильного письма в обыденной жизни человека; познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, пространственно-временных представлений); графомоторного навыка и мелкой моторики; саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное значение в коррекции дисграфии и дислексии детей с ЗПР, т.к. на первый план в нарушении развития у данной категории детей выходит неспособность контролировать свою деятельность и управлять своим поведением); поведенческой и эмоционально – волевой сферы. Основными темами логопедической коррекции, которые требуют тщательной отработки и многократного повторения, являются такие: «Речь», «Слово», «Предложение», «Звук», «Звуки речи», «Гласные и согласные», «Звонкие и глухие», «Твердые и мягкие», «Слоговой состав слова». Данные темы являются фундаментом в совершенствовании фонетической системы языка. Планируемые результаты освоения программы Предметные результаты усвоить основные понятия курса русского языка (фонетические, лексические, грамматические), представляющие основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношения и функции; овладеть основными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Личностные результаты развитие самостоятельности и личной ответственности за свои ошибки, поступки; овладеть навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; овладеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие этических чувств, проявление доброжелательности; формирование установки к работе на результат. Метапредметные результаты уметь ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия по ее выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам); уметь полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе; ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; уметь задавать вопросы. Виды и формы оценки достижения учащимися результатов освоения курса Контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения учебного материала. Видами контроля результатов курса являются: вводный контроль: обследование устной и письменной речи учащихся, которое проводится с 1 по 15 сентября. Цель – определить уровень развития устной и письменной речи. Результаты отражаются в речевой карте; текущий контроль: включает организацию самостоятельных, практических работ по изученной теме, разделу. Цель – проверить степень освоения учащимися программного материала; итоговый контроль проводится с целью проверить степень освоения учащимися программного материала; определить уровень выполнения предложенных задач; подвести итоги с указанием достижений и затруднений учащихся. В ходе итогового контроля проводится анализ коррекционной работы с указанием достижений и затруднений учащихся, в случае необходимости позволяет направить на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута. Описание места коррекционно-логопедической работы в общеобразовательном процессе. Содержание коррекционно-развивающей логопедической работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Количество занятий в 1-4 классах – 2 раза в неделю . Программа рассчитана на 68 часа в год. Время освоения каждого раздела программы индивидуально. Коррекционно-логопедическая работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, индивидуальных – 20 минут. Система оценки результатов Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий. Оценка динамики индивидуальных достижений в развитии устной речи и сформированности письма проводиться на основании сопоставительных данных первичной и контрольной диагностики. Проверка заданий проводится исключительно для создания ситуации успеха. Выбор мотивационных стимулов – важный момент для успешного обучения ребенка. Содержание программы коррекции речевого развития 1 класс Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Подготовка к обучению грамоте. Задачи: 1. Дать понятие о слове и предложении 2. Обобщить сведения по звукобуквенному составу языка 3. Уяснить смыслоразличительную роль фонемы 4. Учить проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соответствия между звуками и буквами 5. Закрепить навыки деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв Предложение Понятие о предложении. Большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложения. Составление предложения из 3-х слов. Главные члены предложения. Слово Слово. Понятие. Различение понятий «Слово-предложение». Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действия предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действия. Выделение слов-предметов и слов-действий предметов из предложения. Слова, обозначающие признак предмета. Изменение словпризнаков по родам. Вычленение слов-признаков на фоне других слов. Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов. Слоговой анализ и синтез слов Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков. Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление двусложных слов на слоги. Деление трехсложных слов на слоги. Контрольное задание по теме «Слоговой анализ и синтез слов». Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов Знакомство с органами речи. Образование звуков речи. Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове. Определение количества и места звуков в слове. Соотношение между буквами и звуками в слове. Буква – смыслоразличитель. Различие звуков и букв. Ударение Ударение. Соотношение слова с его ритмическим рисунком. Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного. Гласные и согласные звуки Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы]. Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и]. Выделение гласных звуков их ряда заданных звуков, слогов и слов. Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. Дифференциация гласных и согласных звуков. Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда. Звонкие и глухие согласные Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов. Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. Выделение [б-п] в предложениях. Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. Выделение [д-т] в предложениях. Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях. Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях. Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях. Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях. Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. Дифференциация [ч-щ] в предложениях. Сонорные согласные Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р. Дифференциация [р-л] в предложениях. Дифференциация [р-л] в слогах и словах. Развитие связной речи (9 часов/ 3 часа) Обучение последовательному пересказу по вопросам. Обучение последовательному пересказу с опорой на действия. Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки. Использование лексических тем: «Осень». Особенности осени. «Овощи и фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов. «Дикие животные». Ознакомление с животными области. «Детеныши диких животных». «Рыбы». Ознакомление с рыбой наших рек и озер. «Школьные принадлежности». «Части предметов». «Птицы». Знакомство с перелётными птицами. «Домашние животные». Ознакомление с домашними животными. «Детеныши домашних животных». «Зима». Особенности зимы. «Весна». Особенности весны. «Цветы и растения». Растительный мир. Основные требования к знаниям и умениям к концу 1 класса: Учащиеся должны знать: конструкцию предложения; основное отличие звука от буквы; звукобуквенный анализ и синтез слов; слоговой анализ слова. Учащиеся должны уметь: вычленять звуки из слова, правильно их произносить; отличать гласные звуки и буквы от согласных; распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы; обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я; делить слово на слоги; выделять в слове ударный слог; правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения; пересказывать несложные тексты. 2 класс Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Задачи: 1.Активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции предложения ( с небольшим распространением) 2.Формировать полноценный звукобуквенный анализ с установлением соотношения между буквами и звуками в слове 3.Формировать навыки правильного письма и чтения, развивать языковое чутьё; 4.Развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков 5.Формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки 6.Обогащать словарный запас как путём накопления представлений об окружающем мире; новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования 7.Уточнить конкретно-пространственные знания (использование предлогов в устной и письменной речи). Предложение и слово Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения. Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов. Слова, обозначающие признак предмета. Слогообразующая роль гласного. Ударение Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. Слог. Деление слов на слоги. Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов. Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. Разделительный мягкий знак. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [о-е] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [и-ы] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи. Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи. Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи. Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи. Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства (6 часов/ 2 часа) Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи. Дифференциация [с-ш] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ш] в связной речи. Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в связной речи. Дифференциация [с-ц] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ц] в связной речи. Дифференциация [сь-щ] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [сь-щ] в связной речи. Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-т] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-т] в связной речи. Дифференциация [ц-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-ч] в связной речи. Словообразование Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Суффиксы профессий. Суффиксы в образовании детёнышей животных. Суффиксы прилагательных. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Суффиксы наречий. Суффиксы глаголов. Согласование. Образование слов при помощи приставок. Предлоги и приставки Практическое знакомство с предлогами. Предлоги: в, из, на, с, их дифференциация. Предлоги: от, к, до,для, без, над, под, за, из-за, из, под, из-под, на, по, с (со), через, сквозь, между, перед, вокруг, у, около, возле, про, о, об (обо), по, к. Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами. Составление предложений из заданных слов с предлогами. Дифференциация предлогов и приставок. Употребление предлогов в связной речи. Использование лексических тем: «Овощи- фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов. «Осень». Особенности осени. «Мебель». Знакомство с продукцией мебельных фабрик города. «Посуда». «Насекомые». «Рыбы». Ознакомление с исчезающими видами рыбы рек и озер. «Профессии». Профессии нашего города. «Семья». Показать, что историю делают простые люди, наши близкие. «Зима». Особенности зимы. «Зимующие птицы». Знакомство с зимующими птицами. «Животные леса». Ознакомление с животными, обитающими в нашей стране. «Детеныши животных». «Весна». Особенности весны в нашей стране. «Труд на селе». Ознакомление с трудом сельских жителей. «Домашние животные». Ознакомление с разновидностью домашних животных. «Растения весной». Продолжать знакомство с растительным миром. Основные требования к знаниям и умениям к концу 2 класса: Учащиеся должны знать: гласные и согласные звуки и буквы, их признаки; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие; названия предметов по различным лексическим темам; структуру предложения. Учащиеся должны уметь: правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета; распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки; распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки; распознавать парные согласные; обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой Ь; пользоваться различными способами словообразования; владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова; писать раздельно предлоги со словами; правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения. 3 класс Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Задачи: 1.Восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи 2.Закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове 3.Обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования 4.Подготовить к усвоению морфологического состава слова 5.Расширять словарный запас путём усвоения смысловых, эмоциональных оттенков речи, конструкций предложения 6.Развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции. Предложение и слово. Речь и предложение. Предложение и слово. Слоговой анализ и синтез слова Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. Звуки и буквы Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости с помощью мягкого знака Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению. Обозначение мягкости с помощью гласных Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. Непарные твёрдые согласные звуки [ж], [ш],[ц]. Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ],[й]. Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные (6 часов/ - 2 часа) Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов. Предложения Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных. Морфологический состав слова Корень как главная часть слова. Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов. Сложные слова. Соединительная гласная е или ов середине слова. Приставка. Префиксальный способ образования слов. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание. Безударный гласный Безударные гласные в корне. Антонимы. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. Предлоги и приставки Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова-синонимы. Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами. Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами. Связная речь Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. Пересказ по вопросам. Пересказ текста по опорным словам. Пересказ текста по предметным картинкам. Использование лексических тем: «Как я провел лето». Особенности лета в нашей стране. «Осень». Ознакомление с работой на селе. «Птицы». Знакомство с представителями птиц, занесенных в Красную книгу. «Растения и животные». Знакомство с представителями животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу. «Дикие животные и их детеныши». Продолжить знакомить с обитателями лесов. «Зима». Продолжить знакомить с климатом в разные времена года в нашей стране. «Зимние забавы». «Весна». Продолжить знакомить с климатом в разные времена года в нашей стране. «Водоём и его обитатели». Продолжить знакомство с обитателями водоемов. «В гостях у бабушки». Продолжить знакомство с жизнью на селе. «Работа в поле». Познакомить с сельскими профессиями нашей области. Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса: Учащиеся должны знать: слоговой анализ и синтез слова; мягкость согласных; морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс; предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Учащиеся должны уметь: производить звукобуквенный анализ слов; устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове; пользоваться различными способами словообразования; владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова; использовать в речи различные конструкции предложений, строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность); точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания. 4 класс Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Задачи: 1.Расширить и уточнить словарный запас учащихся как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования 2.Совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова 3.Уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций 4.Учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции. Состав слова Состав слова. Корень как главная часть слова. Суффикс. Уменьшительноласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Приставка. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Окончание. Безударные гласные Безударные гласные. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Выделение слов с безударным гласным. Слова – антонимы. Согласные звуки и буквы Согласные звуки и буквы. Парные согласные. Согласные звуки и буквы. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных в конце слова. Словосочетания и предложения Словосочетание и предложение. Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний. Согласование Согласование. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде. Словоизменение прилагательных Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам. Словоизменение глаголов Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде. Предлоги и приставки Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова – синонимы. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. Дифференциация предлогов и приставок. Управление. Словоизменение имен существительных по падежам Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж). Родительный или винительный? Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж). Множественное число имен существительных. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. Части речи Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам. Связь слов в словосочетаниях и предложениях Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения. Составление предложений по картинкам. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста. Связная речь Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по данному концу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану. Использование лексических тем: Профессии нашего города. «Растения и животный мир». Закрепление знаний о представителях флоры и фауны в нашей стране. «Транспорт». Уточнение знаний о транспорте города. «Перелетные птицы». Ознакомления с птицами, зимующими в нашем крае. «Мебель». Совершенствование знаний о мебели, производимой на мебельных фабриках. «Дикие животные». «Профессии и инструменты». Знакомство с профессиями сельских жителей в нашей стране. «Жилища животных». Знакомство с жилищами животных, обитающих в нашей стране. «Зимние зарисовки». Особенности зимы в нашей стране. «Дикие и домашние животные». Особенности животного мира в нашей стране. Основные требования к знаниям и умениям к концу 4 класса: Учащиеся должны знать: изученные части речи и их признаки; признаки главных и второстепенных членов предложения; морфологический состав слова. Учащиеся должны уметь: активно пользоваться различными способами словообразования; владеть навыками усвоения морфологического состава слова; владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций; устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания; составлять план текста. Тематическое планирование логопедической работы с учащимися 1 классов № п/п 1 2 3 4 5 6 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Тема Диагностика устной и письменной речи. Предложение. Предложение Слово Слово Слоговой анализ и синтез слов Слоговой анализ и синтез слов Звуки речи Звуковой анализ и синтез слов Звуковой анализ и синтез слов Ударение Ударение Гласные первого ряда Гласные второго ряда Образование согласных звуков Дифференциация гласных и согласных звуков Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обследование речи. Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. Выделение [б-п] в предложениях. Часы 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. Выделение [д-т] в предложениях. Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях. Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях. Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях. Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях. Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р. Дифференциация [р-л] в предложениях. Дифференциация [р-л] в слогах и словах. 31. Обучение последовательному пересказу по вопросам. 32. Обучение последовательному пересказу с опорой на действия. 33. Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки. Диагностика речи. Всего: 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 68 часов Тематическое планирование логопедической работы с учащимися 2 классов № Тема п/п 1. Диагностика письменной речи.Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения. 2. Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения. 3. Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов 4. Слоги. Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. Ударение. 5. Мягкий знак на конце слова и в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. 6. Разделительный мягкий знак. 7. Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. 8. Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. 9. Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. 10. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. 11. Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. 12. Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи 13. Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи. 14. Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи. Часы 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в связной речи. Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [щ-ч] в связной речи. Обследование. Учимся писать суффиксы:-ик,-чик Суффиксы: -енк, онк, -инк,-ин,-к,-ец. Суффиксы профессий. Суффиксы в образовании детёнышей животных:- ат, -ят. Суффиксы прилагательных: -ин,-ач,-ич,-ов. Притяжательные прилагательные. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Суффиксы наречий. Закрепление. Суффиксы глаголов. Согласование. Значение приставок. Учимся писать приставки. Закрепление. Образование слов при помощи приставок. Предлоги: от, к, до. Предлоги: за, из-за. Предлоги: через, сквозь, между Предлоги: про, о, об (обо) Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами. Составление предложений из заданных слов с предлогами. Дифференциация предлогов и приставок. Проверочная работа по теме «Предлоги». Диагностика. Всего: 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 68 часов Тематическое планирование логопедической работы с учащимися 3 классов № Тема п/п 1 Диагностика письменной речи. Речь и предложение. Предложение и слово. 2 Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове. 3 Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. 4 Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. 5 Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. 6 Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы. 7 Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. 8 Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению. 9 Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я. 10 Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. 11 Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю. 12 Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И. 13 Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. Часы 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов. Обследование. Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных. 2 2 2 Корень как главная часть слова. Родственные слова. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов. Сложные слова. Соединительная гласная е или ов середине слова. Приставка. Префиксальный способ образования слов. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание. Безударные гласные в корне. Безударные гласные в корне. Антонимы. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. Соотнесение предлогов и глагольных приставок .Слова-синонимы. Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами.Дифференциация предлогов и приставок. Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами. Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. Пересказ по вопросам. Пересказ текста по опорным словам. Пересказ текста по предметным картинкам. Проверочная работа. Диагностика письменной речи. Всего: 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 68 часов Тематическое планирование логопедической работы с учащимися 4 классов № Тема п/п 1 Диагностика письменной речи. Состав слова. Корень как главная часть слова. 2 Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. 3 Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. 4 Приставки пространственного и временного значения. 5 Окончания. 6 Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. 7 Выделение слов с безударными гласными. Слова-антонимы. 8 Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце слова. 9 Оглушение звонких согласных в середине слова. Часы 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде. Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Согласование глаголов с именами существительными в роде. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. Дифференциация предлогов и приставок. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж). Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам. Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста. Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по данному концу. Диагностика письменной речи. Составление рассказа по данному плану. Всего: 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 68 часов Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)