РП Окружающий мир Вариант 7.2

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (приказ от 19 декабря 2014 года № 1598) (с изменениями).
3. Примерная Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования.
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №19.
5. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург.
6. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург.
7. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса по ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего
образования МАОУ СОШ №19.
Программа рассчитана на 270 ч при 2 часах в неделю в 1, 2, 3, 4 классах.
Предмет

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Окружающий мир

66

68

68

68

Итого за уровень образования 270 часов
Учет особенностей обучающихся
Программа рассчитана на обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). При обучении по данной программе
учитываются особенности их психического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивается коррекция нарушений развития и их
социальная адаптация.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Изучение учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов.
1.1. Личностные результаты
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты должны
отражать:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием
информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;

– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа,
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и
сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости
учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего
ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в
общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь
другим и обеспечение их благополучия.
1.2. Метапредметные результаты
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты
должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска
средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;

4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем
индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям
данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети
Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов
ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для
решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений
разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе
выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как
ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и
регуляции своей деятельности.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:

– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное
утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью
чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность
получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:

– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков,
необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с
информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и
движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных
технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные
и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития
собственной познавательной деятельности и общей культуры. Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при
помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать,
редактировать, сохранять и передавать медиа сообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной
познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника
информации. Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях. В результате
использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических
задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные
учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приемы работы с
компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
– организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.),
сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке,
использовать компьютерный перевод отдельных слов;
– рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
– сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные
носители (флэш-карты);
– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем,
используя инструменты ИКТ;
– собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и
другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая
редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль;
использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете,
системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
– заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать,
интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
– создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций,
видеоизображения, звука, текста;
– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку,
писать пояснения и тезисы для презентации;
– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых
фрагментов (аппликация);
– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
– пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
– представлять данные;
– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных
фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:
– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить
программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая
навыки роботехнического проектирования
– моделировать объекты и процессы реального мира.
1.3 Предметные результаты
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны
отражать:
1) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и
происходящими изменениями в окружающей среде;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее
современной жизни;
3) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего
мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые
последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и
явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести
целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную
принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных
ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами
естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта,
позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в
ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов;

- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе,
ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под
воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными
навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и
контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие
презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат
возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы
адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные
признаки;
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить
простейшую классификацию изученных объектов природы;
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и
измерительные приборы; следовать инструкциям
– и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
– использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью
поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
– использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций,
атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
– использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для
объяснения необходимости бережного отношения к природе;
– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты,
здоровье и безопасность человека;
– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и
функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:

– использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки
информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
– моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из
конструктора;
– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за еѐ сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в
школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила
рационального питания и личной гигиены;
– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных
случаях;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с
поставленной задачей и условиями еѐ реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного
края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить
место изученных событий на «ленте времени»;
– используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом
Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать
реальные исторические факты от вымыслов;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с
позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и
сопереживания им;
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска
информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние
на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в
интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорѐнности и правила, в том числе правила общения со
взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной
образовательной среде;

– определять общую цель в совместной деятельности и пути еѐ достижения; договариваться о распределении функций и ролей;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

2. Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма,
сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток,
рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее
представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и
его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет,
тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их
отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы,
звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного
края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ.
Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и
быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы),
определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила
поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники,
национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной
книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная,
нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты
пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя
общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого
его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения
человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения,
взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и
качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание
посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и
фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов
России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов
России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим
русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.
Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой
информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна».
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила
поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное
благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между
соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы,
День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление
плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой
театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб
Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через
Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности,
история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные
религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре,
истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные
достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни
родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края.
Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими)
странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе
как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и
нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании,
перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной
безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и
безопасности окружающих людей.

3. Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
УМК «Школа России», 1 класс
№
п/п

Тема урока

Количество
часов

Раздел 1. Задавайте вопросы! (1 ч)
1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке.
Раздел 2. Что и кто? (20 ч)
Что такое Родина? Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий
«Родина», «Отечество», «Отчизна».
Что мы знаем о народах России? Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта. Основные религии народов России. Уважительное отношение к своему и другим
народам, их религии, культуре, истории.
Что мы знаем о Москве? Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Проект «Моя малая Родина». Родной край – частица России.
Что у нас над головой? Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого
на Земле. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).
Что у нас под ногами? Полезные ископаемые, их значение в жизни человека. Признаки предметов (цвет, форма,
сравнительные размеры и др.).
Что общего у разных растений? Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Что растѐт на подоконнике? Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло,
воздух, вода).
Что растѐт на клумбе? Растения, их разнообразие. Наиболее распространѐнные растения цветника.
Что это за листья? Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы.
Что такое хвоинки? Растения, их разнообразие. Деревья.
Кто такие насекомые? Животные, их разнообразие.
Кто такие рыбы? Животные, их разнообразие.
Кто такие птицы? Животные, их разнообразие.
Кто такие звери? Животные, их разнообразие.
Что окружает нас дома? Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).
Что умеет компьютер? Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Что вокруг нас может быть опасным? Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом,
электричеством, водой. Правила безопасного поведения на дорогах.
На что похожа наша планета? Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

21.

Земли.
Тест по разделу «Что и кто?». Проект «Моя малая Родина». Родной край – частица России.

1

Раздел 3. Как, откуда и куда? (12 ч)
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

Как живѐт семья? Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и
взаимопомощь членов семьи. Проект «Моя семья».
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Вода. Значение воды для живых организмов и хозяйственной
жизни человека.
Откуда в наш дом приходит электричество? Основные правила обращения с электричеством.
Как путешествует письмо? Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Куда текут реки? Водоѐмы, их разнообразие, использование человеком.
Откуда берутся снег и лѐд? Вода. Состояния воды, еѐ распространение в природе.
Как живут растения? Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Роль растений в природе
и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Как живут животные? Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания
разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).
Как зимой помочь птицам? Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Откуда берѐтся и куда девается мусор? Человек — часть природы. Посильное участие в охране природы.
Откуда в снежках грязь? Охрана природных богатств. Посильное участие в охране природы.
Тест по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».
Раздел 4. Где и когда? (11 ч)
Когда учиться интересно? Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный
коллектив, совместная учѐба, игры, отдых.
Проект «Мой класс и моя школа». Ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Культура поведения в школе.
Когда придѐт суббота? Представление о времени.
Когда наступит лето? Времена года, их особенности. Смена времѐн года в родном крае (на основе наблюдений).
Где живут белые медведи? Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе. Животные, их разнообразие.
Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).
Где живут слоны? Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло,
пища).
Где зимуют птицы? Примеры явлений природы: смена времѐн года, перелѐты птиц.
Когда появилась одежда? Человек — член общества, носитель и создатель культуры.
Когда изобрели велосипед? Правила безопасного поведения на дорогах.
Когда мы станем взрослыми? Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Тест по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

Раздел 5. Почему и зачем? (22 ч)
Почему Солнце светит днѐм, а звѐзды ночью? Звѐзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и
тепла для всего живого на Земле.
Почему Луна бывает разной? Луна – спутник Земли. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).
Почему идѐт дождь и дует ветер? Погода, еѐ составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Почему звенит звонок? Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак? Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей; бережное
отношение человека к животным.
Проект «Мои домашние питомцы». Роль животных в природе и жизни людей; бережное отношение человека к
животным.
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Правила поведения в природе.
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Правила поведения в природе.
Зачем мы спим ночью? Составление режима дня школьника. Личная ответственность каждого человека за сохранение
и укрепление своего здоровья.
Почему нужно есть много овощей и фруктов? Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление
своего здоровья.
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Личная гигиена.
Зачем нам телефон и телевизор? Средства связи: почта, телеграф, телефон, аудио- и видеочаты, форум. Средства
массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Зачем нужны автомобили? Наземный транспорт.
Зачем нужны поезда? Наземный и подземный транспорт.
Зачем строят корабли? Водный транспорт.
Зачем строят самолѐты? Воздушный транспорт.
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Правила пользования транспортом.
Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово «экология»? Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Освоение человеком законов жизни природы.
Обобщение. Тест по разделу «Почему и зачем?».
Презентация проекта «Мои домашние питомцы». Роль животных в природе и жизни людей; бережное отношение
человека к животным.
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
66

Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
УМК «Школа России», 2 класс
№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Тема урока
Раздел 1. Где мы живѐм (4 ч)
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, флаг, гимн; правила
поведения при прослушивании гимна. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.
Город и село. Проект «Родной город». Родной город: название, основные достопримечательности. Особенности труда
людей родного края.
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Личная ответственность каждого человека за
сохранность природы.
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Где мы живѐм?».
Раздел 2. Природа (20 ч)
Неживая и живая природа. Практическая работа.
Явления природы. Примеры явлений природы: смена времѐн года, снегопад, листопад, перелѐты птиц, смена времени
суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Погода, еѐ составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.
Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Экскурсия. Смена времѐн года в родном крае на основе наблюдений.
Времена года (осень), их особенности (на основе наблюдений).
Звѐздное небо. Звѐзды и планеты. Практическая работа.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Воздух – смесь газов. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана природных богатств.
Вода. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Охрана природных богатств.
Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человек.
Практическая работа.
Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.
Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества. Зависимость жизни человека от
природы.
Дикорастущие и культурные растения.
Дикие и домашние животные.
Комнатные растения. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Роль растений в природе
и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Практическая работа.
Животные живого уголка. Экскурсия. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль

Количество
часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Домашние животные. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в
природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Красная книга России, еѐ значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Проект
«Красная книга, или возьмѐм под защиту».
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Природа».
Раздел 3. Жизнь города и села (10 ч)
Экономика. Значение труда в жизни человека и общества.
Природные объекты и предметы, созданные человеком.
Строительство дома. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в
культуре народов России и мира. Профессии людей.
Наземный, воздушный и водный транспорт.
Культура и образование. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты
своего труда и профессиональное мастерство. Проект «Профессия».
Экскурсия. Смена времѐн года в родном крае на основе наблюдений.
Времена года (зима), их особенности (на основе наблюдений).
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Жизнь города и села».
Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или возьмѐм под защиту», «Профессии».
Раздел 4. Здоровье и безопасность (9 ч)
Общее представление о строении тела человека.
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня;
личная гигиена. Составление режима дня школьника.
Правила безопасного поведения на дорогах.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения на дорогах.
Основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила пожарной безопасности. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения в природе.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.
Номера телефонов экстренной помощи.
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Здоровье и безопасность».
Раздел 5. Общение (7 ч)
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов
семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

45.
46.
47.

48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Проект «Родословная». Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа,
истории семьи.
Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов
России и мира. Классный и школьный коллективы, совместная учѐба, игры, отдых.
Правила вежливости. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других
общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в
ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Мы – зрители и пассажиры. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и
других общественных местах.
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Общение».
Раздел 6. Путешествия (18 ч)
Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Ориентирование на местности. Компас. Практическая работа.
Ориентирование на местности.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление). Особенности поверхности родного
края. Экскурсия.
Водоѐмы, их разнообразие, использование человеком. Водоѐмы родного края.
Экскурсия. Смена времѐн года в родном крае на основе наблюдений.
Времена года (весна), их особенности (на основе наблюдений).
Географическая карта и план. Россия на карте, государственная граница России.
Проект «Города России».
Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Большой театр и др. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. Характеристика отдельных исторических событий,
связанных с Москвой (строительство Кремля).
Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты
через Неву и др.).
Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
Проект «Страны мира». Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран. Знакомство с
несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Экскурсия. Времена года (лето), их особенности (на основе наблюдений).
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Путешествия».
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».
Итого

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
УМК «Школа России», 3 класс
№
п/п

Тема урока

Количество
часов

Раздел 1. Как устроен мир (7 ч)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Природа. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Человек – часть природы. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Проект «Богатства, отданные людям». Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и
качествах.
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной
деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества, носитель и создатель культуры.
Экология. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.
Охрана природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных
богатств. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Как устроен мир».
Раздел 2. Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Твѐрдые тела, жидкости, газы.
Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ.
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана природных
богатств (воздуха).
Вода. Свойства воды. Простейшие практические работы с жидкостями. Значение воды для живых организмов.
Состояния воды, еѐ распространение в природе. Круговорот воды в природе.
Значение воды для хозяйственной жизни человека. Охрана природных богатств (воды).
Почва, еѐ состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие.
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям.
Размножение и развитие растений. Наблюдение роста растений, фиксация изменений.
Роль растений в природе и жизни людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
Охрана природных богатств (растительного мира). Отдельные представители растений Красной книги.
Животные, их разнообразие.
Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).
Проект «Разнообразие природы родного края». Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений. Животные родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

Размножение и развитие животных (насекомые, рыбы, птицы, звери).
Роль животных в природе и жизни людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на
природу. Охрана природных богатств (животного мира). Отдельные представители животных Красной книги.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Круговорот веществ.
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Эта удивительная природа».
Раздел 3. Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма.
Органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
Кожа – орган осязания, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Первая помощь при лѐгких
травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Опорно-двигательная система, ее роль в жизнедеятельности организма.
Пищеварительная система, ее роль в жизнедеятельности организма.
Проект «Школа кулинаров».
Дыхательная, кровеносная системы, их роль в жизнедеятельности организма. Измерение частоты пульса.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья
и здоровья окружающих его людей.
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Мы и наше здоровье».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Раздел 4. Наша безопасность (8 ч)
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах.
Дорожные знаки.
Проект «Кто нас защищает».
Опасные места. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья.
Природа и наша безопасность. Правила безопасного поведения в природе.
Экологическая безопасность. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том
числе на примере окружающей местности).
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Наша безопасность».
Раздел 5. Чему учит экономика (12 ч)
Экономика. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Природные богатства и труд людей – основа экономики. Зависимость жизни человека от природы.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Профессии людей.
Растениеводство. Роль растений в природе и жизни людей. Профессии людей.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Животноводство. Роль животных в природе и жизни людей. Профессии людей.
Промышленность. Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Проект «Экономика родного края». Особенности труда людей родного края, их профессии.
Деньги. Значение труда в жизни человека и общества.
Государственный бюджет.
Семейный бюджет. Хозяйство семьи.
Экономика и экология. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана
природных богатств.
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Чему учит экономика».
Раздел 6. Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич).
Города Золотого кольца России (Ярославль, Кострома, Плес, Иваново).
Города Золотого кольца России (Суздаль, Владимир).
Проект «Музей путешествий». Наша Родина – Россия. Города России.
Наши ближайшие соседи. Россия на карте, государственная граница России. Страны и народы мира.
Север Европы. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные
достопримечательности.
Страны Бенилюкса. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица,
главные достопримечательности.
Страны центра Европы. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте,
столица, главные достопримечательности.
Франция и Великобритания. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте,
столица, главные достопримечательности.
Страны юга Европы. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица,
главные достопримечательности.
Страны и народы мира. Знаменитые места мира. Охрана памятников истории и культуры.
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Путешествие по городам и странам».
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
УМК «Школа России», 4 класс
№
п/п

Тема урока

Количество
часов

Раздел 1. Земля и человечество (9 ч)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Звѐзды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как
причина смены времѐн года.
Звѐздное небо.
Глобус как модель Земли. Географическая карта и план.
История. Охрана памятников истории и культуры.
Счѐт лет в истории.
Человек – часть природы. Охрана природных богатств.
Охрана памятников истории и культуры. Международная Красная книга.
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Земля и человечество».
Раздел 2. Природа России (11 ч)
Формы земной поверхности: равнины и горы России. Важнейшие природные объекты своей страны.
Моря, озѐра и реки России. Важнейшие природные объекты своей страны.
Природные зоны России. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны.
Зона арктических пустынь. Природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу зоны, охрана природы.
Тундра. Природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу зоны, охрана природы.
Леса России. Природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека
на природу зоны, охрана природы.
Лес и человек. Охрана природных богатств. Отдельные представители растений и животных Красной книги.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.
Зона степей. Природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека
на природу зоны, охрана природы.
Пустыни. Природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу зоны, охрана природы.
Черноморское побережье. Природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу зоны, охрана природы.
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Природа России».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Раздел 3. Родной край – часть большой страны (14 ч)
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.

40.
41.

Родной край – частица России. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные
особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Родной город.
Поверхность нашего края.
Экскурсия. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Полезные ископаемые родного края.
Почва, еѐ состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Экскурсия в лес и на луг. Природные сообщества родного края (на основе наблюдений).
Лес – единство живой и неживой природы. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные
сообщества.
Луг – единство живой и неживой природы. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные
сообщества.
Водоѐм – единство живой и неживой природы. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на
природные сообщества.
Экскурсия к водоѐму. Природные сообщества родного края (на основе наблюдений).
Растениеводство в нашем крае. Значение труда в жизни человека и общества.
Животноводство в нашем крае. Значение труда в жизни человека и общества.
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Природа России». Презентация проектов.
Раздел 4. Страницы всемирной истории (5 ч)
Начало истории человечества. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена.
Древний мир. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных
народов.
Средние века. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных
народов.
Новое время. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных
народов.
Новейшее время. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных
народов. Проверочная работа по разделу «Страницы всемирной истории».
Раздел 5. Страницы истории России (21 ч)
Жизнь древних славян. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные
исторические времена.
Древняя Русь. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические
периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

42.
43.
44.

45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57,
58.
59.
60.

Города Древней Руси. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды.
Письменность Древней Руси. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Монгольское нашествие. Князь Александр Невский. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных
ценностей.
Возрождение Руси. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Куликовская битва. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Иван Третий. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические
периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Мастера печатных дел. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Патриоты России. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Пѐтр Великий. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические
периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Михаил Васильевич Ломоносов. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Екатерина Великая. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Отечественная война 1812 года. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в
разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Страницы истории ХIХ века. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Начало ХХ века. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические
периоды.
Страницы истории 1920-1930-х годов. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в
разные исторические времена.
Великая Отечественная война и Великая Победа. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
жизни страны в разные исторические периоды.
Великая Отечественная война и Великая Победа. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
жизни страны в разные исторические периоды.
Страницы истории 1960-1990-х годов. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в
разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Страницы истории России».
Раздел 6. Современная Россия (8 ч)

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

61.

62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Основной закон России и права человека. Россия – многонациональная страна. Конституция – Основной закон
Российской Федерации. Права ребѐнка. Президент Российской Феде рации – гарант Конституции Российской
Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный
гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных
связей между соотечественниками.
Города России. Дальний Восток. Города Сибири.
Города России. Урал. Север европейской части России.
Города России. Старинные русские города. Города на Волге. Юг России.
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Современная Россия».
Презентация проектов.
Итого

1

1
1
1
1
1
1
1
68

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».