РП Окружающий мир Вариант 7.1

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (приказ от 19 декабря 2014 года № 1598) (с изменениями).
3. Примерная Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования.
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №19.
5. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург.
6. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург.
7. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса по ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего
образования МАОУ СОШ №19.
Программа рассчитана на 270 ч при 2 часах в неделю в 1, 2, 3, 4 классах.
Предмет

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Окружающий мир

66

68

68

68

Итого за уровень образования 270 часов
Учет особенностей обучающихся
Программа рассчитана на обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1). При обучении по данной программе
учитываются особенности их психического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивается коррекция нарушений развития и их
социальная адаптация.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Изучение учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов.
1.1. Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа,
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и
сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости
учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего
ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в
общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь
другим и обеспечение их благополучия.
1.2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать

(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-,
видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами
и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям
данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети
Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов
ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для
решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений
разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе
выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как
ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и
регуляции своей деятельности.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному
основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное
утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью
чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность
получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков,
необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с
информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и
движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных
технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные
и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития
собственной познавательной деятельности и общей культуры. Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при
помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать,
редактировать, сохранять и передавать медиа сообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной
познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника
информации. Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях. В результате
использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических
задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные
учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приемы работы с
компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
– организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.),
сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке,
использовать компьютерный перевод отдельных слов;
– рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
– сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные
носители (флэш-карты);
– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем,
используя инструменты ИКТ;
– собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и
другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая
редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль;
использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете,
системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
– заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать,
интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
– создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций,
видеоизображения, звука, текста;
– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку,
писать пояснения и тезисы для презентации;
– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых
фрагментов (аппликация);
– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
– пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
– представлять данные;
– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных
фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить
программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая
навыки роботехнического проектирования
– моделировать объекты и процессы реального мира.
1.3 Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ
современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного
поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с
получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и
явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести
целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную
принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных
ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами
естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта,
позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в
ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе,
ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под

воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными
навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и
контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие
презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат
возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы
адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные
признаки;
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить
простейшую классификацию изученных объектов природы;
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и
измерительные приборы; следовать инструкциям
– и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
– использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью
поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
– использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций,
атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
– использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для
объяснения необходимости бережного отношения к природе;
– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты,
здоровье и безопасность человека;
– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и
функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки
информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

– моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из
конструктора;
– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за еѐ сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в
школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила
рационального питания и личной гигиены;
– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных
случаях;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с
поставленной задачей и условиями еѐ реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного
края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить
место изученных событий на «ленте времени»;
– используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом
Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать
реальные исторические факты от вымыслов;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с
позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и
сопереживания им;
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска
информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние
на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в
интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорѐнности и правила, в том числе правила общения со
взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной
образовательной среде;
– определять общую цель в совместной деятельности и пути еѐ достижения; договариваться о распределении функций и ролей;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

2. Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма,
сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток,
рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее
представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и
его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет,
тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их
отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы,
звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного
края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ.
Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и
быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы),
определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила
поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники,
национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной
книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная,
нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты
пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя
общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого
его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения
человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения,
взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и
качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание
посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и
фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов
России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов
России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим
русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.
Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой
информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна».
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила
поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное
благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между
соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы,
День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление
плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой
театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб
Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через
Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности,
история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные
религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре,
истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные
достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни
родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края.
Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими)
странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе
как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и
нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании,
перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной
безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и
безопасности окружающих людей.

3. Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
УМК «Планета знаний», 1 класс
№
п/п

Тема урока

Количество
часов

Раздел 1. Пришла пора учиться (14 ч)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Вводный урок «Пришла пора учиться». Природа, общество, Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Что такое окружающий мир.
Семья – самое близкое окружение человека. Имена и фамилии членов семьи. Ты и твоѐ имя.
Младший школьник. Профессии людей. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов
России и мира.
Классный школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Правила поведения в школе, на уроке.
Во дворе школы. Друзья. Взаимоотношения между ними: ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила
взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо
владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Природа. Смена времен года. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Сезонные изменения в природе летом.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения на дорогах.
Правила безопасного поведения на дорогах.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня: личная гигиена. Составление режима дня
школьника. Смена времени суток.
Смена времен года. Сезонные изменения в природе осенью.
«Мозаика заданий». Проект по теме «Школа».
Раздел 2. Человек (13 ч)
Как ты рос. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Органы чувств. Как ты воспринимаешь мир.
Общее представление о строении тела человека. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья.
Как ты питаешься. Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Твоя одежда. Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Твоя одежда.
Будь здоров. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и
нравственного здоровья.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

Будь здоров. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Твоѐ настроение. Человек – часть природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Твоѐ настроение. Взаимоотношения человека с другими людьми.
Будь внимательным. Правила безопасного поведения в природе.
«Мозаика заданий». Проект по теме «Человек».
Раздел 3. Природа в жизни человека
Живая и неживая природа. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелѐты птиц, смена
времени суток, закат, ветер, дождь, гроза.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов.
Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Природа. Смена времен года. Сезонные изменения в природе зимой.
Сезонные изменения в природе зимой.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времѐн года, дни недели.
Как устроено растение. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Как устроено растение.
Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные деревья. Дикорастущие и культурные растения.
Дикорастущие и культурные растения.
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Как развивается растение.
Развитие растения из семени.
Растения, их разнообразие. Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения в нашем классе.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).
Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.
Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).
Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Жизнь животных.
Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Домашние животные.
Дикие и домашние животные. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Посильное участие в охране природы. Личная
ответственность каждого человека за сохранность природы.
«Мозаика заданий». Проект по теме «Растения и животные».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Раздел 4. Человек среди людей
49.

50.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество»,
«Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России,
Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная

1

1

51.
52.
53.

54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.

62.
63.
64.
65.
66.

площадь, Большой театр и др.
Родной край – частица России. Родной город, регион (область): название, основные достопримечательности; музеи,
театры, спортивные комплексы и пр.
Особенности труда людей родного края, их профессии.
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной
деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности
общества.
Родословная. Составление схемы родословного древа истории семьи. Имена и фамилии членов семьи.
Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи
взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.
Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи
взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Проект по теме «Наша родина, наш дом».
Природа. Смена времен года. Сезонные изменения в природе весной.
Сезонные изменения в природе весной.
Наша безопасность. Номера телефонов экстренной помощи. Правила безопасного поведения в лесу, на водоеме в
разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Наша безопасность. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум. Средства массовой
информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой
информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт.
Правила пользования транспортом. Правила безопасного поведения на дорогах.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.
Обобщение. «Мозаика заданий».
Итого

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
66

Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
УМК «Планета знаний», 2 класс
№
п/п

Тема урока

Количество
часов

Раздел 1. Как люди познают мир (16 ч)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Что такое наука. Значение труда в жизни человека и общества.
Науки бывают разные. Значение труда в жизни человека и общества.
Человек-изобретатель. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Ученые
России.
Живая и неживая природа осенью. Экскурсия в лес.
Как ученые изучают мир. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.
Как ученые изучают мир. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и
профессиональное мастерство.
Живая и неживая природа осенью. Экскурсия в парк.
Живая и неживая природа.
Приборы и инструменты. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Измерение температуры.
Измерение времени.
Живая и неживая природа осенью. Экскурсия на водоем.
Справочники, словари, энциклопедии. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и
видеочаты, форум. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Знаки и символы. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.
Об искусстве. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Обобщение по
теме «Как люди познают мир».
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Как люди познают мир». Защита мини-проектов по теме
«Знание – сила».
Раздел 2. Мы живѐм на планете Земля (16 ч)
Что такое космос. Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Звезды и созвездия.
Солнечная система. Планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Солнечная система. Метеориты, кометы.
Голубая планета Земля. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Как устроена Земля.
Осенние изменения в природе и труде людей. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.

46.
47.

сезонный труд людей.
Спутник Земли – Луна.
Исследование космоса.
Глобус как модель Земли. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.
Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Как изучали земной шар. Путешествия. Профессии людей.
Как изучали земной шар. Знаменитые путешественники.
Исследования глубин морей и океанов.
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Мы живѐм на планете Земля». Защита мини-проектов по
теме «Мы живем в космосе».
Зимние изменения в природе и труде людей. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий
сезонный труд людей.
Раздел 3. Природа вокруг нас (24 ч)
Тела и вещества. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма,
сравнительные размеры и др.).
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ.
Об энергии. Твердые тела, жидкости, газы. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом,
электричеством, водой.
Об энергии. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Свет и цвет. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.
Зеркала. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.
Цвета радуги. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.
В мире звука. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.
Шум вредит здоровью. Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Камни-самоцветы.
Наблюдения за зимними изменениями в природе и труде людей.
На опушке. Луг – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).
Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений.
О насекомых. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере
окружающей местности).
В березовой роще. Лес – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения,
животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

В низине. Лес – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).
Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе.
В ельнике. Лес – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).
Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот
веществ. Взаимосвязи в природном сообществе.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей
местности).
В сосновом лесу. Лес – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения,
животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе.
Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений).
Защита мини-проектов по теме «Жизнь леса».
Весенние изменения в природе и труде людей. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий
сезонный труд людей.
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Природа вокруг нас».
Раздел 4. Люди вокруг нас (12 ч)
Жизнь в первобытном обществе. Человек и общество. Понимание того, как складывается и развивается культура
общества и каждого его члена.
Значение труда в жизни человека и общества.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях,
престарелых, больных – долг каждого человека.
О деньгах.
Бюджет семьи. Хозяйство семьи.
Будем вежливы. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление
уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.
Будем вежливы. Взаимоотношения человека с другими людьми.
Весенние изменения в природе и труде людей.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со
взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Влияние вредных привычек на взаимоотношения людей.
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Люди вокруг нас».
Летние изменения в природе и труде людей. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий
сезонный труд людей.
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
УМК «Планета знаний», 3 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Тема урока
Раздел 1. Природа вокруг нас (8 ч)

Человек и природа. Окружающая среда.
Живая и неживая природа. Разнообразие неживой и живой природы в окрестностях школы. Экскурсия.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей
местности). Правила поведения в природе. Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу».
Ориентирование по Солнцу. Что такое горизонт.
Компас. Ориентирование по компасу и местным признакам.
Ориентирование на местности. Экскурсия.
Явления природы. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени
суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Тела и вещества, их свойства. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Практическая работа.
Проверочная работа по разделу «Природа вокруг нас».
Раздел 2. Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)
Вода. Свойства воды. Практическая работа.
Вода-растворитель. Практическая работа.
Состояния воды. Свойства льда, снега и пара.
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края
(названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Состояния воды, ее распространение в природе. Примеры явлений природы: облака, роса, туман, иней, изморозь.
Круговорот воды в природе.
Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Охрана природных богатств (воды).
Воздух – смесь газов. Состав воздуха.
Свойства воздуха. Практическая работа.
Свойства воздуха. Ветер.
Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана природных богатств (воздуха).
Формы земной поверхности. Горные породы.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк).
Полезные ископаемые родного края. Использование, добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Охрана почв.
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Вода, воздух, горные породы и почва». Защита проектов

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

41.
42.
43.
44.
45.

46.

47.
48.

по теме «Освоение воздушного пространства человеком».
Раздел 3. О царствах живой природы (16 ч)
Природа. Четыре царства живой природы.
Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Практическая работа.
Растения, их разнообразие.
Дикорастущие и культурные растения.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Размножение и развитие растений.
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Развитие растения из семени.
Охрана природных богатств (растительного мира).
Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Строение животных. Практическая работа.
Животные, их разнообразие.
Домашние и дикие животные.
Как животные воспринимают мир.
Передвижение и дыхание животных.
Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).
Размножение и развитие животных.
Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их
названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Грибы и бактерии. Проверочная работа по разделу «Царства живой природы».
Защита проектов по теме «Сохраним мир живой природы».
Раздел 4. Человек (10 ч)
Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека.
Кожа — первая «одежда». Гигиена системы органов. Практическая работа.
Система органов: опорно-двигательная, ее роль в жизнедеятельности организма. Личная ответственность каждого
человека за состояние своего здоровья. Практическая работа.
Мышцы. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья. Практическая работа.
Система органов: кровеносная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Измерение частоты пульса. Личная
ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Практическая
работа.
Система органов: дыхательная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Личная ответственность каждого
человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Системы органов: пищеварительная, выделительная, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Личная ответственность каждого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

1
1

49.
50.

51.

52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Практическая работа.
Система органов: нервная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Личная
ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Системы органов. Эмоции и темперамент. Проверочная работа по разделу «Человек». Защита проектов
«Физкультура и спорт».
Раздел 5. Человек в обществе (18 ч)
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по
выбору). Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Общее
представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и
другим народам, их религии, культуре, истории. Традиции народов нашей страны.
Счет лет в истории. Путешествие по ленте времени.
Города России. Города и сѐла.
Города России. Названия городов.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (строительство Кремля). Кремль — центр
города. Охрана памятников истории и культуры.
Города России. Улицы города.
Герб — символ города.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник,
разводные мосты через Неву и др.). Святыни городов России.
Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним. Экскурсия «Улицы и памятные места родного города».
Современный город. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Москва — столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная
площадь, Большой театр и др.
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Президент Российской Федерации - глава государства.
Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Конституция – основной закон Российской Федерации.
Права ребенка.
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный
гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Государственные награды. Итоговая проверочная работа.
Защита проектов по теме «Мой родной край».
Итого

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
УМК «Планета знаний», 4 класс
№
п/п

Тема урока

Количество
часов

Раздел 1. Наш край (22 ч)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.
Образование ветра. Явления природы (дождь, гроза).
Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Лес – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Экскурсия в
смешанный лес.
Водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Экскурсия
к реке или озеру (пруду).
Луг – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Экскурсия на
луг или поле.
Географическая карта и план.
План местности. Практическая работа.
Географическая карта.
Формы земной поверхности: равнины, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин на карте).
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Формы земной поверхности: горы (общее представление, условное обозначение гор на карте). Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши.
Как деятельность человека изменяет поверхность суши. Положительное и отрицательное влияние деятельности
человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края.
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Луг – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Взаимосвязи в
природном сообществе. Растения луга.
Взаимосвязи в природном сообществе. Животные – обитатели луга. Луг в жизни человека.
Лес – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Взаимосвязи в
природном сообществе. Растения леса.
Взаимосвязи в природном сообществе. Животные – обитатели леса. Лес в жизни человека.
Водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).
Взаимосвязи в природном сообществе. Водоем в жизни человека.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

31.
32.
33.
34.

Поле – искусственное сообщество. Растения и животные полей.
Сад – искусственное сообщество. Растения и животные садов. Проверочная работа по разделу «Наш край».
Раздел 2. Наша Родина на планете Земля (12 ч)
Общее представление о форме и размерах Земли.
Географическая карта. Карта полушарий.
Движение Земли. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.
В пустынях Африки. Животные, растения, их разнообразие.
Экваториальные леса Южной Америки. Животные, растения, их разнообразие.
Антарктида. Австралия. Евразия. Животные, растения, их разнообразие.
Россия на карте.
Зона арктических пустынь. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана
природы).
Тундра. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и
животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Зона лесов. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и
животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Степи. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный
мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. Личная ответственность
каждого человека за сохранность природы. Проверочная работа по разделу «Наша Родина на планете Земля».
Защита проектов.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

Раздел 3. История нашей Родины (34 ч)
35.
36.

37.

38.
39.

История Отечества. История на карте.
Первые русские князья. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Древняя Русь. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных
ценностей.
Князь Владимир. Крещение Руси. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в
разные исторические периоды: Древняя Русь. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных
ценностей.
Культура Древней Руси. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена.
Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский. Наиболее важные и яркие события общественной и
культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.

1
1

1

1
1

40.
41.

42.

43.

44.

45.
46.
47.

48.

49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.

Куликовская битва. Дмитрий Донской. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны
в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Первый русский царь. Преобразования в государстве. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство. Выдающиеся люди разных эпох как
носители базовых национальных ценностей.
Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции
людей в разные исторические времена. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране
памятников истории и культуры своего края.
Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных
ценностей.
Русское государство при первых Романовых. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции
людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных
ценностей.
Расширение границ России в XVII веке. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны
в разные исторические периоды: Московское государство. Охрана памятников истории и культуры.
Обобщение по теме. Проверочная работа по теме «Московское царство».
Пѐтр I. Реформы в Российском государстве, преобразования в культуре, науке, быту. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя. Выдающиеся люди
разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II. Наиболее важные и яркие события общественной и
культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя. Выдающиеся люди разных эпох как
носители базовых национальных ценностей.
Образование и наука в XVIII веке. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в
разные исторические времена.
Война 1812 года. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические
периоды: Российская империя. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Отмена крепостного права. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Российская империя.
Наука и техника в XIX веке. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Российская империя.
Мода XIX века. Город и горожане. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в
разные исторические времена.
Культура XIX века. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и
культуры своего края.
Обобщение по теме. Проверочная работа по теме «Российская империя».

1
1

1

1

1

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

56.
57.

58.
59.
60.
61.
62.
63.

64.
65.
66.

67.
68.

Революция в России. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Россия в годы Советской власти. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в
разные исторические периоды: СССР. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в
разные исторические времена. Охрана памятников истории и культуры.
Великая Отечественная война. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: СССР.
Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных
ценностей.
Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века. Охрана памятников истории и культуры.
Города России. По северным городам России.
Города России. По городам Центральной России.
Города России. Города Сибири и Урала. Родной город, область: название, основные достопримечательности.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности,
их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.
Города России. Дальний Восток. Южные города России.
Обобщение. Итоговая проверочная работа.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных
связей между соотечественниками. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия в
мировом сообществе.
Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Жизнь современного человека.
Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство со странами: название,
расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Защита проектов.
Итого

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
68

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».