Российская Федерация Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19 (МАОУ СОШ № 19) ул. П.Шаманова, 18 т. 366-86-68 Согласовано Психолого- педагогический консилиум Протокол № ______от__________ Утверждаю Директор МАОУ СОШ № 19 __________________С. А. Белова «____»__________________2021 г. Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся в период обучения грамоте» г. Екатеринбург Целевой раздел Предлагаемая система коррекционно-логопедической работы рассматривается как один из вариантов предупреждения и коррекции нарушений устной и письменной речи. Данная рабочая программа разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части «создание условий, способствующих получению качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья», обучающимися по основной образовательной программе начального общего образования, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к основной образовательно й программе начального общего образования (НОО). Данная программа также составлена в соответствии с требованиями, отраженными в приказе Минобрнауки России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 1598 от 19.12.2014. Важным условием для успешного обучения детей с ОВЗ является организация «социально-педагогической помощи, психолого-медико-педагогической коррекции» (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.2012). У учащихся первых классов с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи, тяжелые нарушения речи) на начало обучения часто отмечается несформированность звуковой стороны речи, которая сочетается с пробелами формирования лексикограмматических средств языка. В этих случаях дефекты произношения, как бы ярко они ни были выражены, являются одним из проявлений структурно сложного нарушения – общего недоразвития речи. Поэтому своевременная и адекватная в структуре речевой неполноценности организация коррекционного обучения позволяет скорректировать дефект на уровне устной формы речи и тем самым предупредить ее вторичное нарушение в виде нарушений чтения и письма. Программа разработана с опорой на методические системы работы Е.Ю. Розовой, Т.В. Коробченко. Цель программы: предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 классов в период обучения грамоте. Рабочая программа состоит из двух блоков: I блок – Предупреждение нарушения письменной речи. II блок – Коррекция нарушений устной речи. Задачи I блока программы: создать предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей первоначального обучения грамоте: развивать пространственно-временные представления; развивать фонематический анализ и синтез; развивать и закреплять правильные слухопроизносительные дифференцировки фонем; развивать оптико-пространственные представления и дифференцировки; развивать языковой анализ и синтез на уровне слога, слова, предложения, текста; формировать и развивать связную выразительную речь, обогащать словарный запас; развивать анализаторы (слуховой, зрительный и кинестетический), участвующие в акте речи, письма и чтения; развивать высшие психические функции; Задачи II блока программы: создать предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей первоначального обучения грамоте: развивать подвижность речевого аппарата; совершенствовать дифференцированность движений речевых органов; корректировать дефекты звукопроизношения; автоматизировать ранее поставленные звуки; учить дифференцировать звуки, сходные по артикуляторно-акустическим признакам; обогащать импрессивный и экспрессивный словарь учащихся по заданным лексическим темам; совершенствовать языковой анализ и синтез; учить употреблять в речи правильные грамматические конструкции. Целевая аудитория: учащиеся начальных классов с ОВЗ, имеющие особенности развития, препятствующие овладению навыками чтения и письма при освоении АООП НОО; учащиеся 1 классов с нарушениями речи, испытывающие трудности в освоении ООП НОО и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей. Содержание программы, определяет следующие принципы: Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений. Онтогенетическй принцип. Учет последовательности формирования психических функций в онтогенезе. Принцип постепенного усложнения речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития». Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определенного подхода к ее решению. Для реализации поставленных задач необходимо устранить у детей дефекты произношения и сформировать у них полноценные фонематические представления; уточнить значения слов имеющегося словарного запаса и систематически обогащать его на основе овладения способами словообразования; проводить работу по активизации словарного запаса (т. е. введение его в практику общения); сформировать умение свободно оперировать определенными моделями синтаксических конструкций; развивать связную (последовательную и логичную) речь. При этом необходимо оказывать на учащихся коррекционно-воспитательное воздействие, а именно воспитание мотивации учебной деятельности: формирование наблюдательности, самоконтроля, целенаправленности, организованности. Логопедическая работа выстраивается согласно перспективному планированию по следующим направлениям: 1. Развитие и коррекция звуковой стороны речи: коррекция дефектов произношения; формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. 2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования; уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. 3. Формирование связной речи: развитие навыков построения связного высказывания; программирования смысла и смысловой культуры высказывания; установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции. 4. Формирование универсальных учебных действий (УУД). Познавательные УУД: усвоение базовых предметных понятий фонетики и графики, орфографии; умение осуществлять анализ и синтез, сравнение, классификацию на наглядном, образном, понятийном материале; умение устанавливать аналогии на предметном, речевом материале; умение ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей; умение использовать знаково-символические средства; применение знания в новых ситуациях. Регулятивные УУД: умение планировать и осуществлять предстоящую деятельность по образцу и правилу; умение сохранять заданную цель, работать в определенном темпе; умение контролировать свою деятельность по результату (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля); умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Личностные УУД: освоить социальную роль ученика; проявлять интерес к новым знаниям; оценивать свою деятельность, выявлять причины успешности (неуспешности) в учебной деятельности; проявлять ответственность при выполнении задания. Коммуникативные УУД: владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; умение внимательно слушать и слышать собеседника, не переключаясь на посторонние воздействия, подчинять свои действия его инструкциям; умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; соблюдать речевой этикет при общении. Содержание программы I блока программы «Предупреждение нарушений письменной речи». Продолжительность коррекционного периода с 15 сентября по 15 мая. Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение. Общая продолжительность занятий по программе составляет от 68 до 102 часов в зависимости от сложности нарушения. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий 20 минут, групповых – 35-40 минут. Система коррекционного обучения по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в данной программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексический, синтаксический. Выделяется время на ознакомительную беседу, уточнение пространственно-временных представлений, на итоговые диагностические работы, подведение итогов (выявление динамики в преодолении нарушений письменной речи, рекомендации к дальнейшему пребыванию ребенка на логопункте). Содержание коррекционной работы на первом этапе (35–45 часов) На первом этапе коррекционно-логопедическая работа направлена на создание устно-речевых, операциональных, функциональных предпосылок, способствующих предупреждению трудностей формирования первоначального навыка чтения и письма. Коррекционная работа на фонетическом уровне предполагает решение основных задач: 1) Развитие слогового, фонемного анализа и синтеза слов: обучение простым формам фонемного анализа (выделение гласного звука в начале, в середине, в конце слова, выделение согласного звука в начале, в середине, в конце слова); формирование сложных форм фонемного анализа (определение последовательности и количества звуков в слове, умение давать характеристику звука с учетом дифференциальных признаков); выполнение различных операций со звуковым образом слова (трансформационные упражнения со словами). коррекция нарушения звукопроизношения. 2) Развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики. На первом этапе привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата с целью сделать его в достаточной степени управляемым, детей приучают оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, а потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных). Кроме того, ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустикоартикуляционное сходство, в первую очередь гласных I и II ряда. Опираясь на гласные II ряда, проводится работа по пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных. На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации согласных звуков. Дается понятие о звонких и глухих звуках, сравниваются попарно, объясняется сходство и различие. Дальнейшая работа по отдельным парам звуков предлагается индивидуально тем учащимся, которые смешивают буквы по акустикоартикуляционным признакам. Содержание коррекционной работы на втором этапе (10–18 часов) Основные задачи коррекционной работы на лексическом уровне: количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений); качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов). Работа на втором этапе коррекции начинается с уточнения и расширения словарного запаса учащихся. В сознании детей обязательно надо разделить значение предмета (явления, действия, признака) со звучанием слова. Одной из целей словарной работы является ознакомление учащихся с лексическим значением слова. Содержание коррекционной работы на третьем этапе (17–27 часов) Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач: усвоение сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений; формирование монологической речи. Третий этап коррекции начинается с работы над простым предложением. Ведется работа по развитию у учащихся навыка синтаксического разбора простых распространенных предложений. Для отработки раздельного написания слов используются графические схемы предложений. Работа над грамматическим оформлением предложения ведется параллельно. Задания по составлению предложений из слов, восстановление деформированных предложений являются подготовительными упражнениями к собственному сочинительству. На этом этапе большое внимание уделяется работе с предлогами. При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов, а затем другие их значения. Параллельно в занятия включаются задания, связанные с правилом о раздельном написании предлогов со словами. На синтаксическом уровне коррекционной работы проводятся специальные занятия с целью формирования связной речи. Работа начинается с освоения разных видов пересказа (подробный и выборочный), затем переходит в этап работы над рассказом по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам. Работа на занятиях всех трех этапов коррекции предусматривает решение таких важных задач, как расширение и обогащение словарного запаса учащихся, а также формирование связной речи. На всех этапах особое внимание уделяется: развитию зрительно-пространственного восприятия (вписывание в схему слова буквы, обозначающей заданный звук); развитию зрительной памяти (сравнение, сопоставление, нахождение одинаковых букв); развитию образной памяти (создание ассоциативных и смысловых звукобуквенных связей); развитию глазодвигательно активности (расширение зрительного поля); развитию речеслухового восприятия; развитию графо-моторных навыков. Содержание II блока «Коррекция нарушений устной речи» Данный блок программы рассчитан на учащихся 1 классов, имеющих нарушение звукопроизношения. Продолжительность коррекционного периода с 15 сентября по 15 мая. II блок программы состоит из этапов: I этап. Обследование учащихся. II этап. Подготовительный, который включает в себя: развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата; развитие тонкой моторики кистей рук. III этап. Формирование произносительных умений и навыков: устранение дефектов звукопроизношения; автоматизация произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи (слог, слово, предложение, связная речь); развитие фонематического анализа и синтеза; развитие умения дифференцировать в произношении артикуляторноакустически сходные звуки. Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение. Общая продолжительность занятий по программе составляет от 68 до 102 часов в зависимости от сложности нарушения. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий 20 минут, групповых – 35-40 минут. В структуре уроков на третьем этапе не менее половины времени занятия отводится становлению письменной формы речевой деятельности. Речевой материал подбирается с учетом автоматизации корректируемых звуков. Планируемые результаты и система оценки результатов. Коррекционно-логопедическая работа способствует предупреждению или минимизации трудностей достижения личностных, метапредметных результатов (коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий). Проведение коррекционно-логопедической работы обеспечивает облегчение и сокращение периода адаптации к началу школьного обучения первоклассников, способствует устранению коммуникативных трудностей и трудностей формирования навыков чтения и письма. Показатели динамики правильного развития устной речи. В фонетико-фонематической стороне речи: умение правильно произносить звуки; умение различать гласные и согласные звуки, акустически сходные фонемы; умение выполнять количественный и оппозиционный анализ слов; умение выполнять слоговой анализ слов, определять место ударения. В лексико-грамматической стороне речи: умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей; умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; • умение понимать и различать текст, предложение, словосочетание, слово. В связной речи: правильный выбор языковых средств устного общения; соблюдение речевого этикета; овладение диалогической формой речи, умение выражать собственное мнение и аргументировать его; развитие устной речи как основы формирования чтения. Показатели динамики правильного формирования письма и чтения: развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения рук; умение различать букву и звук; безошибочное осмысленное чтение слов, предложений, текстов; правильное письмо под диктовку слов и предложений, безошибочное списывание; понимание функции небуквенных графических средств (пробел, знак переноса); различение слова и предложения, предложения и текста; умение анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, отвечать на вопросы к тексту. Оценка планируемых результатов Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить динамику личных достижений учащихся с нарушением речи, письма и проводится на основании сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой диагностики. В программе используются авторские диагностические методики Ю.Е. Розовой. Т.В. Коробченко. Учебно-дидактический материал Для реализации цели и задач коррекционно-развивающего обучения по данной программе используется авторский учебно-методический комплекс: 1. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Методические рекомендации по организации логопедической работы в период обучения грамоте. Коррекционно-логопедический мониторинг//Программнометодические материалы. — М.: Редкая птица, 2017. 2. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Рабочая программа. Технологические карты логопедических занятий//Программно-методические материалы. — М.: Редкая птица, 2017. 3. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Учим буквы!//Рабочая тетрадь. Часть 1. — М.: Редкая птица, 2017. 4. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Учим буквы!//Рабочая тетрадь. Часть 2. — М.: Редкая птица, 2017. 5. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Стань буквой! Динамические паузы при обучении грамоте дошкольников и младших школьников: Учеб.-метод. пособие. — М.: Редкая птица, 2017. 6. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда. — М.: Редкая птица, 2016. Тематическое планирование логопедической работы к I блоку программы «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся в период обучения грамоте» № Тема п/п 1 Обследование устной и письменной речи. 2 3 4 5 Обследование неречевых психических процессов Речь. Общее понятие. Устная и письменная речь. Текст. Предложение. Слово. Уточнение пространственно-временных отношений: - определение схемы собственного тела, определение правого и левого направлений в пространстве, определение пространственных взаимоотношений объектов, последовательность предметного ряда, графическое обозначение направлений; - время, сутки, дни недели, месяцы, времена года, возраст. Коррекционная работа на фонетическом уровне Понятие о звуке. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Знакомство с органами артикуляции. Понятие о гласном и согласном звуках. Дифференциация гласных и согласных звуков. Гласные звуки и буквы (А, О, И, Ы, У). – уточнение артикуляции, развитие фонематического слуха, развитие простых форм звукобуквенного анализа и синтеза, выделение гласных I ряда из слогов и слов, ударение; – знакомство со словами, обозначающими предмет, действие предмета; – анализ и синтез простых нераспространенных двусоставных предложений, схема предложения. Дифференциация гласных А-О-И. Выделение гласных из слогов и слов. Грамматическая тема Лексическая тема Текст. Предложение. Слово. Знакомство с графическими моделями предложений, слов. Летние каникулы. Звуки и буквы. Гласные звуки. Согласные звуки. Гласный звук [а]. Буква а, А. Гласный звук [о]. Буква о, О. Гласный звук [и]. Буква и, И. Гласный звук [ы]. Буква ы. Гласный звук [у]. Буква у, У. Слог. Деление слов на слоги. Ударение. Ударный слог. Сезонные изменения в природе осенью. Перелетные птицы. Фрукты. Овощи. Грибы, ягоды. Растения. Труд людей осенью. Обобщение по теме «Осень». Кол-во часов 1 2-4 Тело человека. Времена года. 35-45 6 7 8 Ударение. Дифференциация гласных И-Ы. Развитие слогового анализа. Слоговая схема слова. Дифференциация гласных А-О-У. Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза. Развитие слогового анализа и синтеза. Слоговая схема слова. Согласные звуки, буквы. Определение, вычленение согласных звуков, уточнение характеристик. – уточнение понятий: твердый-мягкий, звонкий-глухой согласный (по мере изучения); – обозначение твердости согласных гласными первого ряда; – слоговой состав слова, слоговая схема слова. Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Развитие фонематического анализа и синтеза односложных слов. Развитие фонематического анализа и синтеза двусложных слов. Развитие фонематического анализа и синтеза многосложных слов. – анализ и синтез простых нераспространенных 2-составных предложений, схема предложения, распространение простого двусоставного предложения. Развитие сложных форм фонематического анализа. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза двусложных слов. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза трехсложных слов. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза многосложных слов. – слоговой анализ и синтез слов, слоговые схемы; – анализ и синтез предложений. Диагностическая работа 1 «Звукобуквенный анализ и синтез». Трансформационные упражнения со словами (добавление, исключение, перестановка, замена буквы). Предложение. Звуки [н] и [н,], буква Н, н. Звуки [с] и [с,], буква С, с. Звуки [к] и [к,], буква К, к. Звуки [т] и [т,], буква Т, т. Звуки [л] и [л,], буква Л, л. Звуки [р] и [р,], буква Р, р. Школа. Наш класс. Учебные принадлежности. Семья. Игрушки. Обувь. Одежда. Головные уборы. Сезонная одежда. Звуки [в] и [в,], буква В, в. Звуки [э] и [й,э], буква Е, е. Звуки [п] и [п,], буква П, п. Звуки [м] и [м,], буква М, м. Зима. Перелетные и зимующие птицы. Лесные обитатели готовятся к зиме. Птицы. Продукты. Звуки [з] и [з,], буква З, з. Зимние забавы. Зимние виды спорта. 9 10 11 Трансформационные упражнения со словами (добавление, исключение, перестановка, замена слогов). Трансформационные упражнения со словами (исключение гласных из слова). – сравнение слов по звуковому составу и артикуляции, сопоставление звукового и буквенного обозначения слов, работа со словами-квазиомонимами; – обозначение мягкости согласных гласными II ряда, примеры исключений; – анализ и синтез предложений, схемы предложений. Буква Ь в конце слова, как показатель мягкости согласного звука. Развитие фонематического анализа и синтеза. Буква Ь в конце, в середине слова. Развитие слогового анализа, перенос слов. Коррекционная работа на лексическом уровне Работа над словом. Слова, обозначающие предмет. Работа над словом. Слова, обозначающие действие предмета. Работа над словом. Слова, обозначающие признаки предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет, признаки предмета. – графическое изображение слов различной слоговой структуры, смыслоразличительная роль ударения; – схема предложения с условными обозначениями слов. Коррекционная работа на синтаксическом уровне Обобщение: слово, словосочетание, предложение. Развитие умения выделять предложение из потока речи. Определение границ предложения. Определение количества и последовательности слов в предложении. Развитие умения составлять простое Звуки [б] и [б,], буква Б, б. Звуки [д] и [д,], буква Д, д. Звуки [а] и [й,а], буква Я, я. Звуки [г] и [г,], буква Г, г. Звук [ч,], буква Ч, ч. Дикие и домашние животные. Животные. Птицы и звери. Буква ь. Разделительный мягкий знак. 10-18 Звук [ш], буква Ш, ш. Звук [ж], буква Ж, ж. Звуки [о] и [й,о], буква Ё, ё. Звук [й,], буква Й, й. Слова, которые отвечают на вопросы: Кто? что? Какой, какая, какое? Что делает? Что делают? Весна. Признаки весны. Сезонные изменения в природе. Транспорт. Звуки [х] и [х,], буква Х, х. Звуки [у], [й,у], буква Ю, ю. Звук [ц], буква Профессии. Перелетные птицы. Цветы. Слова различных лексических групп. 17-27 распространенное предложение. Знакомство с предлогами. Анализ предложений с предлогами. 12 13 Текст. Признаки текста. Заглавие. Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки. Пересказ описательного характера с опорой на картинку. Составление рассказа по серии картин, вопросам, по опорным словам. – работа с предлогами в, на, с, в, из, по, у, к, от. Повторение изученного материала. Списывание с печатного и рукописного текстов. Ц, ц. Звук [э], буква Э, э. Звук [щ,], буква Щ, щ. Звуки [ф] и [ф,], буква Ф, ф. Буква ъ. Разделительный твёрдый знак. Буквы после шипящих в сочетаниях: жи-ши, ча-ща, чу-щу. Предложение. Текст. Предлог. Повторение изученного материала. Профессии. Инструменты. Путешествие. Насекомые. Поздняя весна. Лето. Летний отдых. Слова различных лексических групп. 1-3 Диктант. Диагностическая работа 2 «Звукобуквенный анализ и синтез». 14 Диктант. Диагностическая работа 2 «Звукобуквенный анализ и синтез». 15 Анализ итоговых контрольных работ. Оценка динамики речевого развития учащихся. 1-3 1 Тематическое планирование логопедической работы к II блоку программы «Коррекция нарушений устной речи» № Тема п/п 1 Обследование устной и письменной речи. Обследование неречевых психических процессов. 2 3 Развитие общей и мелкой моторики. Уточнение пространственно-временных отношений: – определение схемы собственного тела; – определение правого и левого направлений в пространстве; – определение пространственных взаимоотношений объектов; – последовательность предметного ряда; – графическое обозначение направлений; – сутки, дни недели, месяцы, времена года, возраст. Понятие о звуке. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Знакомство с органами артикуляции. 4 Общая артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания. 5 Артикуляционные упражнения для постановки корригируемого звука. 6 Постановка корригируемого звука. Закрепление правильного изолированного произношения. Автоматизация корригируемого звука в слогах (прямых, обратных, слогах со стечением согласных) 7 8 9 10 Автоматизация корригируемого звука в словах: – односложных, где данный звук встречается в прямом слоге, обратном слоге, в стечении согласных; – двусложных, где данный звук встречается – прямом слоге, обратном слоге, в стечении согласных; – многосложных. Автоматизация корригируемого звука в чистоговорках. Автоматизация корригируемого звука в предложениях. Автоматизация корригируемого звука в скороговорках. Автоматизация корригируемого звука в текстах (стихотворениях, рассказах). 12 Автоматизация корригируемого звука в связной речи: – выразительное чтение текстов и стихотворений; – последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки, пересказ описательного характера с опорой на картинку; – составление рассказа по серии картин (картине), вопросам, по опорным словам, по плану. Дифференциация корригируемых звуков в изолированном произношении. Дифференциация корригируемых звуков в слогах. Дифференциация корригируемых звуков в словах. Дифференциация корригируемых звуков в предложениях. Дифференциация корригируемых звуков в тексте. Дифференциация корригируемых звуков в связной речи. Обобщение, повторение. 13 Оценка динамики речевого развития учащихся. 11 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)