РП Логопеда ТНР

Российская Федерация

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19 (МАОУ СОШ № 19)
ул. П.Шаманова, 18

т. 366-86-68

Согласовано
Психолого- педагогический
консилиум
Протокол
№ ______от__________

Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 19
__________________С. А. Белова
«____»__________________2021 г.

Рабочая программа
«Предупреждение и коррекция нарушений устной и
письменной речи у обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи»

г. Екатеринбург

Целевой раздел
Предлагаемая система коррекционно-логопедической работы рассматривается как
один из вариантов предупреждения и коррекции нарушений письменной и устной речи у
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Данная

рабочая

программа

разработана

в

соответствии

с

положениями

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
в части «создание условий, способствующих получению качественного образования
лицами с ограниченными возможностями здоровья», обучающимися по основной
образовательной программе начального общего образования, требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта к основной образовательно й программе
начального общего образования (НОО). Данная программа также составлена в
соответствии с требованиями, отраженными в приказе Минобрнауки России «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 1598 от
19.12.2014.
Программа
образовательного

разработана
стандарта

на

основе

начального

общего

Федерального
образования

государственного
обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья, утвержденного Приказом Минобрнауки России
от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья», а также на основании адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
МАОУ СОШ №19 и направлена на создание системы комплексной помощи детям с
нарушением развития речи.
Программа разработана с опорой на методические системы работы
Е.Ю. Розовой, Т.В. Коробченко, Е.В. Мазановой.
Целевая аудитория: обучающиеся 2-4 классов с тяжелыми нарушениями речи,
испытывающие трудности в освоении ООП НОО (АООП НОО) и нуждающиеся в
организации специальных условий обучения с учётом особых образовательных
потребностей.
Цель

программы: создание

системы

коррекционно-логопедического

сопровождения освоения АООП НОО обучающимися с тяжелыми нарушениями речи,
позволяющего

учитывать

их

особые

образовательные

потребности

на

основе

осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном
процессе.
2

Данная программа состоит из блоков:
I блок – Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи
II блок – Предупреждение и коррекция нарушений устной речи.
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной
сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и
контроле

письменной

речи.

Дисграфия

проявляется

стойкими,

типичными

и

повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без
целенаправленного обучения.
Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с таким
ведущим нарушением письма, как дисграфия на почве нарушения языкового анализа и
синтеза с элементами аграмматической, артикуляторн-акустической дисграфии, дисграфии
на основе нарушения фонемного распознавания, а также часто с элементами оптической
дисграфии. Дети этой группы испытывают трудности в усвоении программы по русскому
языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них
наблюдается бедность словарного запаса, страдает лексическая сторона речи.
Артикуляторно-акустическая
кинестетических

ощущений

и

дисграфия
представлений,

обусловлена

неполноценностью

сопряженных

с

трудностями

дифференциации звуков. Характеризуется наличием на письме пропусков, замен букв,
которые в ряде случаев могут быть соотносимы с заменами и пропусками звуков,
отмеченными в устной речи ребенка
Дисграфия,

обусловленная

нарушением

языкового

анализа

и

синтеза

характеризуется трудностями, возникающими при проведении операций языкового анализа
и синтеза: делении предложений на слова, при фонематическом и слоговом анализе и
синтезе. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся в нарушениях письменной
речи, нарушениях психических функций (внимания, зрительной памяти, пространственных
представлений, зрительного гнозиса и др.). При дисграфии, обусловленной нарушением
языкового анализа и синтеза, медленно происходит закрепление звукобуквенного анализа
слов, с опозданием формируется навык анализа структуры предложения. Типичными
ошибками при таком виде дисграфии являются пропуски букв, соответствующих
согласным звукам при их стечении, пропуски слогообразующих гласных, перестановки
букв местами, нарушение структуры не только слова, но и предложения.
Оптическая дисграфия обусловлена процессами недоразвития зрительного гнозиса,
анализа и синтеза, что приводит к трудностям распознавания графической информации,
неточности пространственных представлений. Наиболее часто при этом виде дисграфии
3

встречаются ошибки, связанные с неправильным написанием или заменой рукописных
букв, имеющих схожие оптико-пространственные и графические признаки.
Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем)
встречается, как правило, у детей

с сохранным звукопроизношением, тем не менее

испытывающих затруднения в дифференциации на слух (изолированно и с составе речи)
как отдельных звуков, так и целых фонетических групп. При этом на письме наблюдаются
замены букв, соответствующих фонетически близким звукам:


звонкие-глухие парные согласные;



аффрикаты, которые, в свою очередь, смешиваются между собой и

составляющими их компонентами (ч-ш, ч-ц, ч-ть, ц-т и др.);


свистящие-шипящие (с-ш, з-ж, сь-щ);



соноры (л-р, м-н, л-н и др.);



лабиализованные гласные и гласные в ударной позиции (о-у, ё-ю, е-и).

Аграмматическая дисграфия связана с недостаточностью лексико-грамматического
строя языка, в частности с неполнотой формирования морфологических и синтаксических
обобщений. Проявляется в аграмматизмах в процессе письма и чтения, проявляющихся в
искажении морфологической структуры слова, замене частей слова, в нарушениях при
составлении

предложно-падежных

конструкций,

нарушениях

согласования

и

словоизменения. При данной форме дисграфии отмечаются сложности в построении
предложений, пропуски членов предложения, нарушения последовательности слов в
предложении.
Задачи программы
I блок программы
Задачи программы в части  формировать, развивать и совершенствовать навык
анализа структуры текста и предложения.
коррекции
дисграфии,
 формировать, развивать и совершенствовать навык
обусловленной нарушением
слогового анализа и синтеза.

формировать, развивать и совершенствовать навык
языкового анализа и синтеза
фонематического анализа и синтеза.
Задачи программы в части 
развивать зрительное восприятие, внимание, память;
работать
над
оптико-пространственным
коррекции
оптической 
ориентированием;
дисграфии

развивать буквенный гнозис, устранять оптическую
агнозию;

учить
дифференцировать
смешиваемые
по
оптическим признакам буквы;

развивать,
совершенствовать
конструктивную
деятельность;
4

Задачи программы в части
коррекции
дисграфии
на
основе нарушения фонемного
распознавания

Задачи программы в части
коррекции

аграмматической

дисграфии


закреплять полученные навыки в письменных
упражнениях.

формировать, развивать и совершенствовать
фонематическое восприятие;

формировать, развивать и совершенствовать навык
просты и сложных форм фонематического анализа и
синтеза;

учить дифференцировать звуки в произносительном
плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а
также на тактильные и кинестетические ощущения.
 формировать, развивать и совершенствовать языковой
анализ и синтез;
 формировать, развивать и совершенствовать функции
словоизменения, навыки словообраования;
 формировать, развивать и совершенствовать умения
морфологического анализа

II блок программы
Задачи по предупреждению и Создать обобщенные представления (речеслуховые,
речедвигательные), необходимые для овладения стойким и
коррекции нарушений устной
правильным
навыком
письма,
осознанными
и
произвольными операциями и способами действия с
речи
речеязыковыми единицами:

развивать подвижность речевого аппарата;

корректировать дефекты звукопроизношения;

автоматизировать ранее поставленные звуки;

учить дифференцировать звуки, сходные по
артикуляторно-акустическим признакам;

обогащать словарный запас учащихся по заданным
лексическим темам;

учить
употреблять
в
речи
правильные
грамматические конструкции;

развивать высшие психические функции.
Содержание программы определяют следующие принципы:


Принцип приоритетности интересов ребёнка. Принцип определяет отношение

работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в
развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.


Принцип Системности. Принцип обеспечивает единство диагностики

коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и
коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также
всесторонний

многоуровневый

подход

специалистов

различного

профиля,

взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие
в данном процессе всех участников образовательного процесса.

5



Принцип

непрерывности.

Принцип

обеспечивает

проведение

коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом
изменений их личности.


Принцип вариативности. Принцип предполагает создание вариативных

программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных
потребностей и возможностей психофизического развития.


Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Принцип

позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые
способы

коррекционного

воздействия

оказываются

неэффективными,

создает

благоприятные условия обучения, учитывающие как индивидуальные особенности
каждого ребенка, так и типологические особенности, свойственные данной категории
детей, на что обращает внимание педагог при определении содержания и организации
коррекционной работы, ее темпа, объема, сложности, методов и приемов работы, формы и
способов контроля и мотивации.


Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств.

Принцип обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического и
медицинского блока деятельности по комплексному решению задач коррекционновоспитательной работы.
Содержание I блока программы «Предупреждение и коррекция нарушений
письменно речи»
Тематическое планирование логопедических занятий опирается на четкое знание
индивидуальных особенностей обучающихся. Для обучающихся 3-4 классов допустимо
некоторое

усложнение

и

увеличение

объема

речевого

материала.

Содержание

коррекционной работы может варьироваться в зависимости от структуры и степени тяжести
речевого нарушения учащихся. Тематический и лексический материал зависит от объема и
качества словарного запаса учащихся. Время освоения каждого раздела программы
индивидуально. Общая продолжительность занятий по программе – 68 часов при
проведении занятий 2 раза в неделю. Группы комплектуются в количестве 4-6 человек.
Продолжительность индивидуальных занятий – 20 минут, групповых – 40 минут.

6

Содержание коррекционно-логопедической работы по коррекции дисграфии,
обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.
№
п/п

Тема

Содержание работы

Диагностика
1

Речь. Общее понятие.

Часы
2

Речь, слово, слог. Предложение. Звуки и буквы. 4
Ударение. Знакомство со схемой слова,
предложения.

Развитие анализа структуры предложения
2

Состав предложения

Выделение слов в составе предложения. 10
Определение количества слов. Работа со схемами
предложения.
Языковой анализ и синтез словосочетания и
предложения.
Работа над деформированными предложениями.

Развитие слогового анализа и синтеза
3

Слог

Знакомство со слогом. Понятие «открытый слог», 10
«закрытый слог». Выделение определенного
слога в ряду слов. Определение положения
определенного слога. Знакомство со словами
различной слоговой структуры. Дифференциация
слога и слова. Слоговой анализ и синтез слов
различной слоговой структуры. Правила
переноса слов.

Развитие фонематического анализа и синтеза
4

Звук.
Гласные-согласные
звуки

Знакомство с речевыми звуками. Сравнение глас- 8
ных и согласных. Образование гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков на всех этапах

5

Гласные I ряда

Знакомство с гласными (ряда. Развитие фонема- 8
тического восприятия и фонематического слуха.
Образование гласных 1 ряда (характеристика
всех звуков и их артикуляция). Соотнесение звуков с буквами. Знакомство со схемой. Выделение
гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места
гласных 1 ряда во всех позициях в слове.
Развитие звукового анализа и синтеза

6

Гласные II ряда

Знакомство с гласными II ряда. Развитие фонема- 8
тического восприятия, слуха. Соотношение со
схемой и символом. Знакомство со звуковой схе7

мой слова. Работа по звуковому анализу и синтезу. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Развитие неречевых процессов
7

Мягкий знак

Роль мягкого знака. Знакомство с разделитель- 4
ным мягким знаком. Закрепление знаний орфографии. Соотнесение слов со схемой. Развитие
зрительного восприятия, внимания, логического
мышления. Обогащение словаря. Работа по
звукобуквенному анализу

8

Согласные звуки

Знакомство с согласными звуками. Развитие фо- 10
нематического восприятия и слуха. Соотнесение
звуков с буквами. Выделение согласных звуков в
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях,
тексте. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Тренировка в звуковом анализе и
синтезе слогов и слов

9

Итоговые
занятия. Закрепление полученных навыков
Оценка
результативности
коррекционной работы.
Проведение итоговых
диагностических работ

4

Содержание коррекционно-логопедической работы по коррекции
оптической дисграфии.
№
п/п

Тема

Содержание работы

Диагностика

Часы
2-4

Развитие неречевых процессов
1

Развитие зрительного восприятия,
памяти, навыков звукового анализа

Знакомство с основными и
оттеночными цветами.
Знакомство с геометрическими
фигурами. Соотнесение
предмета
с цветом, вели чиной и формой.
Дифференциация предметов по
цвету, величине и форме.
Знакомство с понятием
«величина». Сравнение
предметов по величине,
ширине, глубине и т.д.
8

5

2

Развитие пространственно-временных
отношений

Дифференциация графически сходных букв
3

Знакомство с такими понятиями,
как: год, месяц, день недели,
сутки, вчера, сегодня, завтра.
Формирование временных
представлений по отношению к
приему пищи.
Развитие пространственных
представлений «верх, низ, слева,
справа, между, под, над...».
Расширение объема зрительной
памяти.

50

Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных букв
(рукописного и печатного шрифта).
Строчная, прописная буква o.
Строчная, прописная буква а.
Дифференциация кинетически схожих
строчных, прописных букв о-а в слогах
и словах.
Дифференциация кинетически схожих
строчных, прописных букв о-а в словах
и словосочетаниях.
Дифференциация кинетически схожих
строчных, прописных букв о-а в
предложениях и тексте.

Строчная, прописная буква и.
Строчная, прописная буква у.
Дифференциация кинетически схожих
строчных, прописных букв и-у в слогах
и словах.
Дифференциация кинетически схожих
строчных, прописных букв и-у в словах
и словосочетаниях.
Дифференциация кинетически схожих
строчных, прописных букв и-у в
предложениях и тексте.
Строчная, прописная буква э.
Строчная, прописная буква е.
9

5

Развитие зрительного гнозиса
букв, закрепление правильного
написания.
Дифференциация сходных по
начертанию букв в слогах,
словах, словосочетании,
предложении, тексте.
Соотнесение буквы со звуком и
символом.
Конструирование и
реконструирование букв.
Сравнение элементов букв.
Развитие оптикопространственных
представлений.
Развитие зрительно-моторных
координаций.
Работа с квазиомонимами.
Развитие образного мышления.
Закрепление знаний о буквах в
письменных упражнениях.

4

Дифференциация кинетически схожих
строчных,
прописных букв э-е в слогах и словах.
Дифференциация кинетически схожих
строчных,
прописных букв э-е в словах и
словосочетаниях.
Дифференциация кинетически схожих
строчных, прописных букв о-а в
предложениях и тексте.
Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных и согласных
букв (рукописного и печатного шрифта)
Заглавная прописная, строчная буквы
Дифференциация букв во всех
И, и.
позициях. Сравнение элементов
Заглавная прописная, строчная буквы
смешиваемых букв. Соотнесение
К, к .
буквы с символом
Дифференциация кинетически схожих
и звуком. Развитие зрительнобукв И-К, и-к в слогах и словах.
моторной координации.
Дифференциация кинетически схожих
Конструирование и
букв И-К, и-к в словах и
реконструирование. Развитие
словосочетаниях.
кинетических представлений.
Дифференциация кинетически схожих
Работа с квазиомонимами.
букв И-К, и-к в предложениях и тексте. Закрепление знаний о буквах в
письменных упражнениях.
Заглавная прописная, строчная буквы
Дифференциация букв во всех
И, и.
позициях. Сравнение элементов
Заглавная прописная, строчная буквы
смешиваемых букв. Соотнесение
Н, н.
буквы с символом
Дифференциация кинетически схожих
и звуком. Развитие зрительнобукв И-Н, и-н в слогах и словах.
моторной координации.
Дифференциация кинетически схожих
Конструирование и
букв И-Н, и-н в словах и
реконструирование. Развитие
словосочетаниях.
кинетических представлений.
Дифференциация кинетически схожих
Работа с квазиомонимами.
букв И-Н, и-к в предложениях и тексте. Закрепление знаний о буквах в
письменных упражнениях.
Заглавная прописная, строчная буквы З, Дифференциация букв во всех
з
позициях. Сравнение элементов
Заглавная прописная, строчная буквы
смешиваемых букв. Соотнесение
Е, е.
буквы с символом
Дифференциация кинетически схожих
и звуком. Развитие зрительнобукв З-е, з-е в слогах и словах.
моторной координации.
Дифференциация кинетически схожих
Конструирование и
букв З-е, з-е в словах и
реконструирование. Развитие
словосочетаниях.
кинетических представлений.
Дифференциация кинетически схожих
Работа с квазиомонимами.
букв З-е, з-е в предложениях и тексте.
Закрепление знаний о буквах в
письменных упражнениях.
Заглавная прописная, строчная буквы
Дифференциация букв во всех
И, и.
позициях. Сравнение элементов
Заглавная прописная, строчная буквы
смешиваемых букв. Соотнесение
Ш, ш.
буквы с символом
10

Дифференциация кинетически схожих
букв И-Ш, и-ш в слогах и словах.
Дифференциация кинетически схожих
букв И-Ш, и-ш в словах и
словосочетаниях.
Дифференциация кинетически схожих
букв И-Ш, и-ш в предложениях и
тексте.
Заглавная прописная, строчная буквы
С, с.
Заглавная прописная, строчная буквы
Э, э.
Дифференциация кинетически схожих
букв С-Э, с-э в слогах и словах.
Дифференциация кинетически схожих
букв С-Э, с-э в словах и
словосочетаниях.
Дифференциация кинетически схожих
букв С-Э, с-э в предложениях и тексте.
Строчная буква у.
Строчная буква з.
Дифференциация оптически схожих
букв у-з в слогах и словах.
Дифференциация оптически схожих
букв у-з в словах и словосочетаниях.
Дифференциация оптически схожих
букв у-з в предложениях и тексте.

Строчная буква у.
Строчная буква д.
Дифференциация оптически схожих
букв у-д в слогах и словах.
Дифференциация оптически схожих
букв у-д в словах и словосочетаниях.
Дифференциация оптически схожих
букв у-д в предложениях и тексте.

Строчная буква а.
Строчная буква д.
Дифференциация оптически схожих
букв а-д в слогах и словах.
Дифференциация оптически схожих
букв а-д в словах и словосочетаниях.
Дифференциация оптически схожих
букв а-д в предложениях и тексте.
11

и звуком. Развитие зрительномоторной координации.
Конструирование и
реконструирование. Развитие
кинетических представлений.
Работа с квазиомонимами.
Закрепление знаний о буквах в
письменных упражнениях.
Дифференциация букв во всех
позициях. Сравнение элементов
смешиваемых букв. Соотнесение
буквы с символом
и звуком. Развитие зрительномоторной координации.
Конструирование и
реконструирование. Развитие
кинетических представлений.
Работа с квазиомонимами.
Закрепление знаний о буквах в
письменных упражнениях.
Дифференциация букв во всех
позициях. Сравнение элементов
смешиваемых букв. Соотнесение
буквы с символом
и звуком. Развитие зрительномоторной координации.
Конструирование и
реконструирование. Развитие
кинетических представлений.
Работа с квазиомонимами.
Закрепление знаний о буквах в
письменных упражнениях.
Дифференциация букв во всех
позициях. Сравнение элементов
смешиваемых букв. Соотнесение
буквы с символом
и звуком. Развитие зрительномоторной координации.
Конструирование и
реконструирование. Развитие
кинетических представлений.
Работа с квазиомонимами.
Закрепление знаний о буквах в
письменных упражнениях.
Дифференциация букв во всех
позициях. Сравнение элементов
смешиваемых букв. Соотнесение
буквы с символом
и звуком. Развитие зрительномоторной координации.
Конструирование и
реконструирование. Развитие

5

кинетических представлений.
Работа с квазиомонимами.
Закрепление знаний о буквах в
письменных упражнениях.
Строчная буква о.
Дифференциация букв во всех
Строчная буква д.
позициях. Сравнение элементов
Дифференциация оптически схожих
смешиваемых букв. Соотнесение
букв о-д в слогах и словах.
буквы с символом
Дифференциация оптически схожих
и звуком. Развитие зрительнобукв о-д в словах и словосочетаниях.
моторной координации.
Дифференциация оптически схожих
Конструирование и
букв о-д в предложениях и тексте.
реконструирование. Развитие
кинетических представлений.
Работа с квазиомонимами.
Закрепление знаний о буквах в
письменных упражнениях.
Дифференциация оптически и кинетически сходных согласных букв
(рукописного и печатного шрифта)
Развитие зрительно-моторной
Заглавная прописная, строчная буквы
координации.
Развитие
Л, л. Заглавная прописная, строчная
оптических представлений и
буквы М, м. Дифференциация
оптико-пространственных
кинетически схожих букв Л-М, л-м в
отношений.
Установление связей между
слогах и словах. Дифференциация
графемой и артикулемой.
кинетически схожих букв Л-М, л-м в
Конструирование и
словах и словосочетаниях.
реконструирование. Работа с
квазиомонимами. Закрепление
Дифференциация кинетически схожих
букв Л-М, л-м в предложениях и тексте. знаний о буквах в письменных
упражнениях.
Заглавная прописная, строчная буквы П,
п. Заглавная прописная, строчная буквы
Т, т. Дифференциация кинетически
схожих букв П-Т, п-т в слогах и словах.
Дифференциация кинетически схожих
букв
П-Т,
п-т
в
словах
и
словосочетаниях.
Дифференциация
кинетически схожих букв П-Т, п-т в
предложениях и тексте.

Развитие зрительно-моторной
координации. Развитие
оптических представлений и
оптико-пространственных
отношений.
Установление связей между
графемой и артикулемой.
Конструирование и
реконструирование. Работа с
квазиомонимами. Закрепление
знаний о буквах в письменных
упражнениях.

Заглавная прописная, строчная буквы Развитие зрительно-моторной
координации. Развитие
Ш, ш.
оптических представлений и
Заглавная прописная, строчная буквы оптико-пространственных
отношений.
Щ, щ.
Установление связей между
графемой и артикулемой.
Дифференциация кинетически схожих
Конструирование и
букв Ш-Щ, ш-щ в слогах и словах.
реконструирование. Работа с
12

Дифференциация кинетически схожих
букв Ш-Щ, ш-щ в словах и
словосочетаниях.
Дифференциация кинетически схожих
букв Ш-Щ, ш-щ в предложениях и
тексте
Заглавная прописная, строчная буквы Ц,
ц. Заглавная прописная, строчная буквы
Щ, щ. Дифференциация кинетически
схожих букв Ц-Щ, ц-щ в слогах и
словах. Дифференциация кинетически
схожих букв Ц-Щ, ц-щ в словах и
словосочетаниях.
Дифференциация
кинетически схожих букв Ц-Щ, ц-щ в
предложениях и тексте.
Строчная буква в. Строчная буква д.
Дифференциация оптически схожих
букв в-дв слогах и словах.
Дифференциация оптически схожих
букв в-дв словах и словосочетаниях.
Дифференциация оптически схожих
букв в-д в предложениях и тексте.

Заглавная прописная, строчная буквы Х,
х. Заглавная прописная, строчная буквы
Ж, ж. Дифференциация кинетически
схожих букв Х-Ж, х-ж в слогах и словах.
Дифференциация кинетически схожих
букв
Х-Ж,
х-ж
в
словах
и
словосочетаниях.
Дифференциация
кинетически схожих букв Х-Ж, х-ж в
предложениях и тексте.

Строчная буква б. Строчная буква д.
Дифференциация оптически схожих
букв б-д в слогах и словах.
13

квазиомонимами. Закрепление
знаний о буквах в письменных
упражнениях.

Развитие зрительно-моторной
координации. Развитие
оптических представлений и
оптико-пространственных
отношений.
Установление связей между
графемой и артикулемой.
Конструирование и
реконструирование. Работа с
квазиомонимами. Закрепление
знаний о буквах в письменных
упражнениях.
Дифференциация сходных по
оптическому и оптикокинетическому признаку букв во
всех позициях.
Развитие зрительно-моторной
координации. Конструирование
и реконструирование. Развитие
оптических представлений и
оптико-пространственных
отношений.
Установление связей между
графемой и артикулемой. Работа
с квазиомонимами. Закрепление
знаний о буквах в письменных
упражнениях.
Дифференциация сходных по
оптическому и оптикокинетическому признаку букв во
всех позициях.
Развитие зрительно-моторной
координации. Конструирование
и реконструирование. Развитие
оптических представлений и
оптико-пространственных
отношений.
Установление связей между
графемой и артикулемой. Работа
с квазиомонимами. Закрепление
знаний о буквах в письменных
упражнениях.
Дифференциация сходных по
оптическому и оптико-

Дифференциация оптически схожих
букв б-д в словах и словосочетаниях.
Дифференциация оптически схожих
букв б-д в предложениях и тексте.

6

Итоговые занятия.
Оценка результативности
коррекционной работы. Проведение и
анализ итоговых контрольных,
диагностических работ.
Диагностическая работа
«Дифференциация рукописных букв,
имеющих оптико-кинетическое
сходство». Оценка динамики речевого
развития учащихся.

кинетическому признаку букв во
всех позициях.
Развитие зрительно-моторной
координации. Конструирование
и реконструирование. Развитие
оптических представлений и
оптико-пространственных
отношений.
Установление связей между
графемой и артикулемой. Работа
с квазиомонимами. Закрепление
знаний о буквах в письменных
упражнениях.
Закрепление полученных
2-4
навыков. Перенос полученных
знаний на различные виды
деятельности.

Содержание коррекционно-логопедической работы по коррекции
дисграфии на основе фонемного распознания
№

Тема

Содержание

Часы

п/п
Диагностика

2-4

Развитие неречевых процессов
1

Развитие слухового и
зрительного внимания и
восприятия.

Развитие артикуляционной моторики.
Уточнение артикуляции смешиваемых
звуков. Формирование умение определять
наличие звука в слове.

2

2

Развитие пространственновременных отношений.

Знакомство с такими понятиями, как: год,
месяц, день недели, сутки, вчера, сегодня,
завтра. Развитие пространственных
представлений «верх, низ, слева, справа,
между, под, над...». Расширение объема
зрительной и слуховой памяти.

2

Знакомство со звуками (речевыми и
неречевыми). Дифференциация речевых и
неречевых звуков. Речь. Предложение.
Слово. Слог. Звуки и буквы. Ударение.
Гласные и согласные звуки.

2

Подготовительный этап
3

Речь. Общее понятие.
Классификация звуков
речи. Гласные и согласные
звуки.

14

Дифференциация гласных и согласных
звуков. Знакомство с условными
обозначениями звуков.
Знакомство со схемой слова, предложения.
Развитие звукобуквенного анализа и
синтеза.
Основной этап. Дифференциация смешиваемых звуков
4

Гласные звуки I–II ряда.
Уточнение характеристик.
Обозначение мягкости
согласного звука на письме
буквами я, ё, е, ю.

5

Дифференциация гласных
А–Я. Гласный звук и буква
А.

6

7

8

Гласные звуки и буквы. Уточнение
артикуляционных характеристик гласных
звуков. Развитие фонематического
восприятия, слуха. Соотношение с
условными обозначениями.
Дифференциация гласных звуков
и букв. Выбор гласных букв для
обозначения твердости и мягкости на
письме. Работа по звуковому анализу и
синтезу.

Гласная буква Я. Условные обозначения
гласных звуков. Обозначение мягкости
согласных на письме при помощи гласной
буквы Я. Дифференциация гласных
букв А–Я в слогах, словах,
словосочетаниях, предложениях, тексте.
Работа с квазиомонимами.
Развитие языкового анализа и синтеза
Дифференциация гласных Гласный звук и буква У. Гласная буква Ю.
Условные обозначения гласных звуков.
У–Ю.
Обозначение мягкости согласных на письме
при помощи гласной буквы Ю.
Дифференциация гласных букв У–Ю в
слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях, тексте.
Работа с квазиомонимами.
Развитие языкового анализа и синтеза.
Дифференциация гласных
Гласный звук и буква О. Гласная буква Ё.
О-Ё.
Условные обозначения гласных звуков.
Обозначение мягкости согласных на письме
при помощи гласной буквы Ё.
Дифференциация гласных букв
О-Ё в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях, тексте.
Работа с квазиомонимами.
Развитие языкового анализа и синтеза.
Дифференциация гласных Гласные звуки и буквы Ы, И Условные
обозначения гласных звуков. Обозначение
Ы–И.
мягкости согласных на письме при помощи
гласной буквы И. Дифференциация
гласных букв Ы–И в слогах, словах,
словосочетаниях, предложениях, тексте.
Работа с квазиомонимами.
Развитие языкового анализа и синтеза.
15

2

2

2

2

2

9

10

11

12

13

14

15

16

Дифференциация гласных Гласный звук и буква Э.
Гласная буква Е. Условные обозначения
Э–Е
гласных звуков. Обозначение мягкости
согласных на письме при помощи гласной
буквы Е. Дифференциация гласных
букв Э–Е в слогах, словах,
словосочетаниях, предложениях, тексте.
Работа с квазиомонимами.
Развитие языкового анализа и синтеза.
Буква Ь. Обозначение
Мягкий знак. Знакомство со схемой слова,
мягкости согласных с
где имеется мягкий знак. Обозначение
помощью мягкого знака.
мягкости согласных с помощью мягкого
Мягкий знак в функции
знака. Мягкий знак в функции разделения.
Дифференциация
мягкого знака в функции
разделения.
смягчения и разделения.
Закрепление знаний орфографии.
Лабиализованные гласные. Гласные звуки и буквы О, У. Условные
Дифференциация гласных обозначения гласных звуков.
Дифференциация гласных букв О–У в
О–У.
слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях, тексте.
Развитие языкового анализа и синтеза.
Лабиализованные гласные. Гласные буквы Ё, Ю. Условные
Дифференциация гласных обозначения звуков. Дифференциация
гласных букв Ё–Ю в слогах, словах,
Ё–Ю.
словосочетаниях, предложениях, тексте.
Развитие языкового анализа и синтеза.
Дифференциация гласных Гласные буквы Е, И. Условные
обозначения звуков. Дифференциация
Е–И.
гласных
букв Е–И в слогах, словах,
словосочетаниях, предложениях, тексте.
Развитие языкового анализа и синтеза.
Диагностическая работа
Закрепление знаний о гласных I–II ряда.
«Дифференциация гласных
I–II ряда».
Звонкие и глухие парные
Знакомство с парными звонкими-глухими
согласные звуки.
согласными звуками. Соотнесение звуков с
буквами. Формирование фонетикофонематических представлений на
материале звонких–глухих парных
согласных. Выделение согласных звуков
в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях, тексте. Тренировка в
звуковом анализе и синтезе слогов и слов.
Дифференциация
Звуки /б–б’/, /п–п’/. Соотнесение звуков с
согласных Б–П.
буквами. Уточнение артикуляционных
характеристик звуков попарно, условное
обозначение звуков. Дифференциация
звуков /б–п/, /б’–п’/ изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях,
16

2

2

2

2

2

1

2

2

17

Дифференциация
согласных В-Ф.

18

Дифференциация
согласных Г–К.

19

Дифференциация
согласных Д–Т.

20

Дифференциация
согласных З–С.

21

Дифференциация
согласных Ж–Ш.

22

Диагностическая работа
«Дифференциация
звонких–глухих парных
согласных».
Сонорные согласные звуки.
Дифференциация
согласных Л–Р
(Л–М, Н–М, Л–Й, Р–Й).

23

Звуки /в–в’/, /ф–ф’/. Соотнесение звуков с
буквами. Уточнение артикуляционных
характеристик звуков попарно, условное
обозначение звуков. Дифференциация
звуков /в–ф/, /в’–ф’/ изолированно, в
слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях, тексте.
Работа с квазиомонимами.
Развитие языкового анализа и синтеза.
Звуки /г–г’/, /к–к’/. Соотнесение звуков с
буквами. Уточнение артикуляционных
характеристик звуков попарно, условное
обозначение звуков. Дифференциация
звуков /г–к/, /г’–к’/ изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях,
тексте. Работа с квазиомонимами.
Развитие языкового анализа и синтеза.
Звуки /д–д’/, /т–т’/. Соотнесение звуков с
буквами. Уточнение артикуляционных
характеристик звуков попарно, условное
обозначение звуков. Дифференциация
звуков /д–т/, /д’–т’/ изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях,
тексте. Работа с квазиомонимами.
Развитие языкового анализа и синтеза.
Звуки /з–з’/, /с–с’/. Соотнесение звуков с
буквами. Уточнение артикуляционных
характеристик звуков попарно, условное
обозначение звуков. Дифференциация
звуков /з–с/, /з’–с’/ изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях,
тексте. Работа с квазиомонимами.
Развитие языкового анализа и синтеза.
Звуки /ж, /ш/. Соотнесение звуков с
буквами. Уточнение артикуляционных
характеристик звуков попарно, условное
обозначение звуков. Дифференциация
звуков /ж–ш/ изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях,
тексте. Работа с квазиомонимами.
Развитие языкового анализа и синтеза.
Закрепление знаний о парных согласных.

2

Звуки /л–л’/, /р–р’/. Соотнесение звуков с
буквами. Уточнение артикуляционных
характеристик звуков попарно, условное
обозначение звуков. Дифференциация
звуков /л–р/, /л’–р’/ изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях,
тексте. Работа с квазиомонимами.

2

17

2

2

2

2

1

24

Свистящие и шипящие
согласные звуки,
аффрикаты.

25

Дифференциация
согласных С–Ш.

26

Дифференциация
согласных З–Ж.

27

Дифференциация
согласных С–Ц.

28

Дифференциация
согласных Ч–Ц

29

Дифференциация
согласных Ч-ТЬ.

30

Дифференциация
согласных Ч-Щ.

Развитие языкового анализа и синтеза.
Закрепление знаний о свистящих и
шипящих согласных звуках. Знакомство
с понятием «аффрикаты». Соотнесение
звуков с буквами. Уточнение
артикуляционных характеристик звуков
попарно, условное обозначение звуков.
Развитие фонематического восприятия.
Звуки /с–с’/, /ш/. Соотнесение звуков с
буквами. Уточнение артикуляционных
характеристик звуков попарно, условное
обозначение звуков. Дифференциация
звуков /с–ш/, /с’–ш/ изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях,
тексте. Работа с кваиомонимами.
Развитие языкового анализа и синтеза.
Звуки /з, /ж/. Соотнесение звуков с
буквами. Уточнение артикуляционных
характеристик звуков попарно, условное
обозначение звуков. Дифференциация
звуков /з–ж/ изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях,
тексте.
Работа с квазиомонимами.
Развитие языкового анализа и синтеза.
Звуки /с–с’/, /ц/. Соотнесение звуков с
буквами. Уточнение артикуляционных
характеристик звуков попарно, условное
обозначение звуков. Дифференциация
звуков /с–ц/, /с’–ц/ изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях,
тексте.
Развитие языкового анализа и синтеза.
Звуки /ч’/, /ц/. Соотнесение звуков с
буквами. Уточнение артикуляционных
характеристик звуков попарно, условное
обозначение звуков. Дифференциация
звуков /ч’–ц/ изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях,
тексте.
Развитие языкового анализа и синтеза.
Звуки /ч’/, /т’/. Соотнесение звуков с
буквами. Уточнение артикуляционных
характеристик звуков попарно, условное
обозначение звуков. Дифференциация
звуков /ч’–т’/ изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях,
тексте. Работа с квазиомонимами.
Развитие языкового анализа и синтеза.
Звуки /ч’/, /щ’/. Соотнесение звуков с
буквами. Уточнение артикуляционных
характеристик звуков попарно, условное
18

2

2

2

2

2

2

2

31

32

Диагностическая работа
«Дифференциация звонких
и глухих согласных».
Итоговые занятия.
Оценка результативности
коррекционной работы.
Проведение и анализ
итоговых контрольных,
диагностических работ.
Оценка динамики речевого
развития учащихся.

обозначение звуков. Дифференциация
звуков /ч’–щ’/ изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях,
тексте. Работа с квазиомонимами.
Развитие языкового анализа и синтеза.
Закрепление знаний о свистящих, шипящих
согласных, аффрикатах.
Закрепление полученных навыков. Перенос
полученных знаний на различные виды
деятельности.

1

2-4

Содержание коррекционно-логопедической работы по коррекции
аграмматической дисграфии
№

Тема

Содержание

Часы

п/п
Диагностика

2-4

Развитие неречевых процессов
Развитие
Знакомство с такими понятиями, как: год,
пространственномесяц, день недели, сутки, вчера, сегодня,
временных отношений. завтра. Развитие пространственных
представлений «верх, низ, слева, справа,
между, под, над...». Расширение объема
зрительной и слуховой памяти.
Развитие языкового анализа и синтеза
1

2

3

4

Речь. Общее понятие.
Предложение. Слово.
Слог. Звуки и буквы.
Ударение.
Предложение.
Грамматическое
оформление
предложения.
Состав предложения.
Виды предложений.
Анализ предложений.

Дифференциация понятий «предложение,
слово, слог, звук, буква». Дифференциация
понятий «предложение, словосочетание,
текст».
Уточнение знаний о предложении. Развитие
умения устанавливать грамматическую и
смысловую связь между словами в
предложении. Соотнесение предложений с
графической схемой.
Наблюдение связи слов в предложении.
Постановка вопроса к отдельным словам в
предложении. Наблюдение за изменением
смысла фразы в зависимости от перестановки
слов в предложении, изменения количества
слов. Преодоление устного аграмматизма.
Работа с деформированными предложениями.
Построение предложений различного вида.
19

2-4

2-4

2-4

2-4

5

6

Установление в предложениях причинноследственных связей. Анализ простых и
сложных предложений. Закрепление понятий о
предлоге как о целом слове. Развитие
временно-пространственных представлений.
Выбор того или иного предлога.
Установление смысловых связей между
Текст.
предложениями в составе текста. Знакомство с
Признаки текста.
понятиями «текст, части текста, заглавие,
признаки текста, виды текстов». Выделение
логико-смысловых связей текста. Работа с
деформированным текстом.
Диагностическая работа «Предложение. Текст».

2-4

1-2

Развитие и коррекция лексико-грамматического строя речи
7

Развитие навыков
словообразования.
Родственные слова.
Состав слова.

8

Развитие навыков
словообразования.
Корень слова.
Окончание.

9

Развитие навыков
словообразования.
Суффикс.

10

Развитие навыков
словообразования.
Приставка.

11

Развитие навыков
словообразования.
Морфемный анализ
слова.

Уточнение понятия «родственное слово».
Подбор родственных слов. Знакомство
с однокоренными словами. Дифференциация
однокоренных и родственных слов. Развитие
словаря. Подготовка к словообразованию.
Уточнение понятия «корень слова».
Графическое обозначение корня слова.
Развитие умения выделять в словах корень.
Уточнение представлений об единообразном
написании корня родственных слов. Анализ
слов с корнями-омонимами. Уточнение
понятия «окончание слова». Графическое
обозначение окончания. Развитие умения
выделять в словах окончание.
Уточнение знаний о суффиксе как о части
слова, его роли в речи. Графическое
обозначение суффикса. Формирование навыка
словообразования при помощи суффикса.
Выбор суффикса. Дифференциация
суффиксов. Обогащение словарного запаса
по различным лексическим темам.
Правописание суффиксов.
Уточнение знаний о приставке как о части
слова, ее роли в речи. Графическое
обозначение приставки. Формирование навыка
словообразования при помощи приставки.
Тренировка в нахождении приставки в словах.
Развитие умения различать смысловую
нагрузку приставок. Обогащение словарного
запаса по различным лексическим темам.
Правописание приставок. Дифференциация и
правописание предлогов и приставок.
Закрепление знаний о корне, приставке,
суффиксе и окончании. Тренировка в
морфемном анализе слов различной
структуры. Уточнение значения слов.
20

2

2

2

2

2

12

Развитие навыков
словоизменения. Имя
существительное. Род,
число, склонение имен
существительных.

13

Развитие навыков
словоизменения.
Падежные окончания
имен существительных
единственного и
множественного числа.
Развитие навыков
согласования слов.
Имя прилагательное.
Род, число имен
прилагательных.

14

15

Развитие навыков
согласования слов.
Согласование
прилагательных с
существительными в
роде и числе.

16

Развитие навыков
согласования слов.
Согласование
прилагательных с
существительными в
падеже.
Развитие навыков
согласования слов.
Глагол.

17

18

Развитие навыков
согласования слов.
Согласование
глагола с
существительным в

Уточнение знаний по теме «Имя
существительное». Грамматическое и
лексическое значение имен существительных.
Устранение аграмматизма в устной речи.
Тренировка в словоизменении
существительных. Знакомство с понятием
рода. Соотнесение существительного
определенного рода с реальным предметом.
Тренировка в постановке вопроса к
существительным различного рода.
Знакомство с падежами существительных.
Предложно-падежные конструкции имен
существительных. Работа по словоизменению.
Преодоление аграмматизма падежных
окончаний в устной и письменной речи.

2

Уточнение знаний по теме «Имя
прилагательное». Развитие словаря признаков.
Подбор признаков к предмету.
Грамматическое и лексическое значение имен
прилагательных. Работа по словоизменению и
словообразованию. Развитие умений
постановки вопроса к словам-признакам.
Соотнесение слов, обозначающих признаки
предметов, со схемой.

2

Обогащение словаря словами, обозначающими
признак предмета. Работа по словоизменению
и согласованию. Соотнесение рода предмета и
признака. Развитие умения определять род
и число прилагательных, изменять
прилагательные по числам и родам. Работа с
антонимами, синонимами.
Согласование существительных с
прилагательными в роде. Соотнесение
предмета и признака в различных предложнопадежных конструкциях. Преодоление
аграмматизма падежных окончаний
прилагательных в устной и письменной речи.
Уточнение знаний по теме «Глагол».
Обогащение словаря словами, обозначающими
действие предмета. Грамматическое
и лексическое значение глаголов. Развитие
навыков слово изменения. Подбор действия
к предмету. Соотнесение слов, обозначающих
действия предмета, с графической схемой.
Формирование представления об изменении
глаголов по временам и числам. Развитие
навыка постановки вопроса к глаголам.
Соотнесение числа существительного с числом
глагола. Развитие умения правильно
согласовывать существительные и глаголы

2

21

2

2

2

2

19

20

числе, роде, во
времвени.

прошедшего времени в роде и числе. Развитие
пространственно-временных отношений.
Преодоление аграмматизма в устной и
письменной речи. Работа с антонимами,
синонимами.

Части речи.
Дифференциация
существительных,
прилагательных и
глаголов.
Слово и его
лексическое значение.
Многозначность слов.

Обобщение, систематизация, закрепление
знаний учащихся о частях речи. Развитие
умения определять часть речи. Развитие
умения преобразовывать слова одной части
речи в другую.
Уточнение знаний о лексическом значении
слов. Дифференциация однозначных и
многозначных слов. Формирование
представления о том, что слова разных частей
речи могут быть многозначными. Расширение
и обогащение словарного запаса.
Уточнение знаний о прямом и переносном
значениях слова. Развитие умения различать
прямое и переносное значения слова, находить
в предложении, тексте слова с переносным
значением. Расширение и обогащение
словарного запаса.
Уточнение знаний о синонимах. Развитие
умения распознавать синонимы в тексте,
отделять синонимы из ряда слов. Развитие
умения подбирать синонимы к заданным
словам. Расширение и обогащение словарного
запаса.
Уточнение знаний об антонимах. Развитие
умения распознавать антонимы в тексте,
отделять антонимы из ряда слов. Развитие
умения подбирать антонимы к заданным
словам. Расширение и обогащение словарного
запаса.
Дифференциация синонимов и антонимов.
Уточнение знаний об омонимах. Развитие
умения распознавать омонимы в тексте.
Дифференциация омонимов и многозначных
слов. Расширение и обогащение словарного
запаса.
Уточнение знаний о фразеологизмах. Развитие
умения объяснять лексическое значение
фразеологических оборотов.

2

2

21

Слово и его
лексическое значение.
Прямое и переносное
значения слов.

22

Слово и его
лексическое
значение. Синонимы.

23

Слово и его
лексическое значение.
Антонимы.

24

Слово и его
лексическое значение.
Омонимы.

25

Слово и его
лексическое значение.
Фразеологические
обороты.

26

Диагностическая работа «Слово и его лексическое значение».

1

27

Итоговые занятия.
Оценка
результативности
коррекционной
работы.

2-4

Закрепление полученных навыков. Перенос
полученных знаний на различные виды
деятельности.

22

2

2

2

2

2

Проведение и анализ
итоговых
контрольных,
диагностических
работ. Оценка
динамики речевого
развития учащихся.

Содержание II блока «Коррекция нарушений устной речи»
Данный

блок

программы

рассчитан

на

учащихся,

имеющих

нарушение

звукопроизношения.
Продолжительность коррекционного периода с 15 сентября по 15 мая.
II блок программы состоит из этапов:
I этап. Обследование учащихся.
II этап. Подготовительный, который включает в себя:

развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического
восприятия;


устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение

подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов
периферического речевого аппарата;


развитие тонкой моторики кистей рук.

III этап. Формирование произносительных умений и навыков:


устранение дефектов звукопроизношения;



автоматизация произносительных умений и навыков в различных видах

самостоятельной речи (слог, слово, предложение, связная речь);


развитие фонематического анализа и синтеза;



развитие умения дифференцировать в произношении артикуляторно-

акустически сходные звуки.
Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с
этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно
использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение. Общая
продолжительность занятий по программе составляет от 68 до 102 часов в зависимости от
сложности нарушения. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Продолжительность
индивидуальных занятий 20 минут, групповых – 40 минут. В структуре уроков на третьем
этапе не менее половины времени занятия отводится становлению письменной формы
речевой

деятельности.

Речевой

материал

корректируемых звуков.
23

подбирается

с

учетом

автоматизации

Содержание коррекционно-логопедической работы к II блоку
программы «Коррекция нарушений устной речи»
№ п/п
Тема

4

Обследование устной и письменной речи. Обследование неречевых
психических процессов.
Развитие общей и мелкой моторики. Уточнение пространственно-временных
отношений:
– определение схемы собственного тела;
– определение правого и левого направлений в пространстве;
– определение пространственных взаимоотношений объектов;
– последовательность предметного ряда;
– графическое обозначение направлений;
– сутки, дни недели, месяцы, времена года, возраст.
Понятие о звуке. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Знакомство с
органами артикуляции.
Общая артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания.

5

Артикуляционные упражнения для постановки корригируемого звука.

6

12

Постановка корригируемого звука.
Закрепление правильного изолированного произношения.
Автоматизация корригируемого звука в слогах (прямых, обратных, слогах со
стечением согласных)
Автоматизация корригируемого звука в словах:
– односложных, где данный звук встречается в прямом слоге, обратном слоге,
в стечении согласных;
– двусложных, где данный звук встречается – прямом слоге, обратном слоге, в
стечении согласных;
– многосложных.
Автоматизация корригируемого звука в чистоговорках.
Автоматизация корригируемого звука в предложениях.
Автоматизация корригируемого звука в скороговорках.
Автоматизация корригируемого звука в текстах (стихотворениях, рассказах).
Автоматизация корригируемого звука в связной речи:
– выразительное чтение текстов и стихотворений;
– последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки, пересказ
описательного характера с опорой на картинку;
– составление рассказа по серии картин (картине), вопросам, по опорным
словам, по плану.
Дифференциация корригируемых звуков в изолированном произношении.
Дифференциация корригируемых звуков в слогах.
Дифференциация корригируемых звуков в словах.
Дифференциация корригируемых звуков в предложениях.
Дифференциация корригируемых звуков в тексте.
Дифференциация корригируемых звуков в связной речи.
Обобщение, повторение.

13

Оценка динамики речевого развития учащихся.

1
2

3

7
8

9
10

11

Результаты освоения программы
24

Реализация коррекционно-логопедической работы способствуют предупреждению
или

минимизации

трудностей

достижения

личностных,

метапредметных

(коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий).
Проведение коррекционно-логопедической работы не только устраняет нарушения чтения
и письма, но и способствует устранению коммуникативных трудностей и трудностей
овладения учебным материалом.
К концу обучения дети должны знать:

К концу обучения дети должны уметь:

 гласные и согласные звуки и буквы;
 определения понятий «звук, буква,
слог, слово, словосочетание,
предложение, текст, ударная
гласная, ударный слог, безударная
гласная, безударный слог»;
 чем отличаются между собой: звуки
и буквы, гласные и согласные звуки,
слоги, слова, словосочетания,
предложения и текст;
 графическое обозначение звуков,
слогов и слов, границ предложения.

 различать гласные и согласные звуки;
 различать звуки и буквы, слоги и слова,
словосочетания и предложения, набор
отдельных предложений и текст;
 определять ударные и безударные гласные,
слоги;
 определять в словах место и
последовательность заданного звука
(гласных и согласных звуков);
 определять количество звуков в словах,
слогов в словах, слов в предложениях,
предложений в тексте;
 производить звуковой, буквенный,
слоговой анализ и синтез слов, а также
языковой анализ и синтез предложений;
 графически обозначать звуки, слоги и
слова;
 понимать функции небуквенных
графических средств (пробел, знак
переноса);
 правильно писать под диктовку слова и
предложения,

тексты,

безошибочно

списывать;

основные цвета и оттенки;
геометрические фигуры;
схему собственного тела;
направления;
артикуляцию всех звуков;
сходство и различие всех сходных
по начертанию букв;
 элементы букв двух шрифтов;
 название букв родного алфавита.







 анализировать и корректировать тексты с
нарушенным порядком предложений,
частей текста, выписывать из текста слова,
словосочетания и предложения, отвечать
на вопросы к тексту.
 различать основные и оттеночные цвета;
 различать геометрические фигуры;
 соотносить предмет и форму, предмет и
цвет;
 ориентироваться в схеме собственного
тела;
 ориентироваться во времени и в
пространстве;
 сравнивать предметы по величине;
25

артикуляцию всех звуков;
элементы букв двух шрифтов;
название букв родного алфавита;
термины, используемые для
обозначения основных понятий
(речь, звук, буква, артикуляция,
гласный, согласный, твердый–
мягкий согласный и др.);
 отличительные признаки гласных и
согласных звуков;
 пары гласных звуков;
 пары согласных звуков по
твердости–мягкости, по звонкости–
глухости;





 виды предложений;
 главные и второстепенные
члены предложения;
 сложное предложение и его состав;
 виды связи в сложном предложении;
 виды связи в словосочетании;
 признаки текста;
 признаки родственных слов;
 состав слова, название частей слова;
 правила правописания слов
с изученными орфограммами;
 части речи и их признаки;

 сравнивать элементы букв двух шрифтов;
 конструировать и реконструировать буквы
двух шрифтов;
 сравнивать сходные по начертанию буквы
во всех позициях и на всех этапах;
 соотносить букву со звуком и наоборот;
 производить звуковой, буквенный,
слоговой анализ и синтез слов, а также
языковой анализ и синтез предложений;
 графически обозначать звуки, слоги и
слова;
 понимать функции небуквенных
графических средств (пробел, знак
переноса);
 правильно писать под диктовку слова и
предложения, тексты, безошибочно
списывать.
 соотносить букву со звуком и наоборот;
 производить звуковой, буквенный,
 слоговой анализ и синтез слов, а также
языковой анализ и синтез предложений;
 графически обозначать звуки, слоги и
слова;
 узнавать и различать гласные и согласные
звуки;
 обозначать гласные; твердые, мягкие,
глухие и звонкие согласные на письме;
 использовать гласные буквы II ряда или Ь
для обозначения мягкости согласных на
письме;
 различать на слух и в произношении
смешиваемые звуки;
 понимать функции небуквенных
графических средств (пробел, знак
переноса);
 правильно самостоятельно писать под
диктовку слова и предложения, тексты,
безошибочно списывать.
 выделять из текста слова, словосочетания,
предложения;
 устанавливать связи между словами в
словосочетании, предложении и между
предложениями в тексте;
 устанавливать связи между частями
сложного предложения;
 составлять, анализировать предложение;
 проводить разбор слова по составу;
 различать понятия «словообразование» и
«словоизменение»;
26

 как согласуется существительное
с прилагательным, глаголом.

 распознавать части речи и
их
основные признаки;
 определять род, число и падеж
существительных, прилагательных;
 определять число, время глагола;
 изменять слова по числам, родам
и падежам;
 дифференцировать однозначные и
 многозначные слова;
 находить в тексте синонимы, антонимы,
омонимы;
 дифференцировать синонимы, антонимы;
 – подбирать к слову синонимы и антонимы;
 понимать функции
небуквенных
графических средств (пробел, знак
переноса);
 правильно самостоятельно писать под
диктовку слова и предложения, тексты,
 безошибочно списывать.

Оценка планируемых результатов
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
Оценка динамики индивидуальных достижений в развитии устной речи и
сформированности письма проводиться на основании сопоставительных данных первичной
и контрольной диагностики.
Проверка заданий проводится исключительно для создания ситуации успеха. Выбор
мотивационных стимулов – важный момент для успешного обучения ребенка.
Учебно-дидактический материал
Для реализации цели и задач коррекционно-развивающего обучения по данной
программе используется авторский учебно-методический комплекс:
1.

Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции

аграмматической дисграфии. – М.: Издательство ГНОМ, 2016.
2.

Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1 Упражнения по коррекции

акустической дисграфии у младших школьников. – М.: Издательство ГНОМ, 2019.
3.

Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2 Упражнения по коррекции

акустической дисграфии у младших школьников. – М.: Издательство ГНОМ, 2020.
4.

Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции

дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: Издательство ГНОМ,
2019.
27

5.

Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1 Упражнения по

профилактике и коррекции оптической дисграфии. – М.: Издательство ГНОМ, 2019.
6.

Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2 Упражнения по

профилактике и коррекции оптической дисграфии. – М.: Издательство ГНОМ, 2019.
5. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Программно-методические материалы для
организации коррекционно-логопедической работы с учащимися начальных классов.
Сборник рабочих программ учителя-логопеда: Учеб.-метод. пособие. — М.: Редкая птица,
2019.

28

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».