РП Окружающий мир Вариант 5

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (приказ от 19 декабря 2014 года № 1598) (с изменениями).
3. Примерная Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования.
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №19.
5. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург.
6. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург.
7. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса по ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего
образования МАОУ СОШ №19.
Программа рассчитана на 270 ч при 2 часах в неделю в 1, 2, 3, 4 классах.
Предмет

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Окружающий мир

66

68

68

68

Итого за уровень образования 270 часов
Учет особенностей обучающихся
Программа рассчитана на обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1). При обучении по данной программе учитываются
особенности их психического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивается коррекция нарушений развития и их социальная
адаптация.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Изучение учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов.
1.1. Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа,
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и
сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости
учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего
ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в
общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь
другим и обеспечение их благополучия.
1.2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать

(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-,
видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами
и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям
данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети
Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов
ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для
решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений
разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе
выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как
ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и
регуляции своей деятельности.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:

– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному
основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное
утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью
чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность
получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:

– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков,
необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с
информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и
движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных
технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные
и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития
собственной познавательной деятельности и общей культуры. Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при
помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать,
редактировать, сохранять и передавать медиа сообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной
познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника
информации. Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях. В результате
использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических
задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные
учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приемы работы с
компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
– организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.),
сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке,
использовать компьютерный перевод отдельных слов;
– рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
– сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные
носители (флэш-карты);
– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем,
используя инструменты ИКТ;
– собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и
другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая
редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль;
использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете,
системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
– заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать,
интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
– создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций,
видеоизображения, звука, текста;
– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку,
писать пояснения и тезисы для презентации;
– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых
фрагментов (аппликация);
– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
– пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
– представлять данные;
– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных
фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:
– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить
программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая
навыки роботехнического проектирования
– моделировать объекты и процессы реального мира.
1.3 Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в области
«Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ
современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного
поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с
получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и
явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести
целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную
принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных
ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами
естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта,
позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в
ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе,
ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под

воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными
навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и
контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие
презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат
возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы
адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные
признаки;
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить
простейшую классификацию изученных объектов природы;
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и
измерительные приборы; следовать инструкциям
– и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
– использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью
поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
– использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций,
атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
– использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для
объяснения необходимости бережного отношения к природе;
– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты,
здоровье и безопасность человека;
– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и
функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки
информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

– моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из
конструктора;
– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за еѐ сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в
школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила
рационального питания и личной гигиены;
– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных
случаях;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с
поставленной задачей и условиями еѐ реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного
края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить
место изученных событий на «ленте времени»;
– используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом
Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать
реальные исторические факты от вымыслов;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с
позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и
сопереживания им;
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска
информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние
на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в
интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорѐнности и правила, в том числе правила общения со
взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной
образовательной среде;
– определять общую цель в совместной деятельности и пути еѐ достижения; договариваться о распределении функций и ролей;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

2. Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма,
сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток,
рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее
представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и
его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет,
тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их
отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы,
звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного
края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ.
Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и
быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы),
определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила
поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники,
национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной
книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная,
нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты
пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя
общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого
его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения
человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения,
взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и
качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание
посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и
фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов
России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов
России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим
русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.
Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой
информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна».
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила
поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное
благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между
соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы,
День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление
плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой
театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб
Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через
Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности,
история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные
религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре,
истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные
достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни
родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края.
Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими)
странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе
как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и
нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании,
перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной
безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и
безопасности окружающих людей.

3. Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс
№
п/п

Тема урока

Количество
часов

Раздел 1. Родная природа (1 ч)
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.

Введение. Этот удивительный мир. Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая
природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).
Раздел 2. Ты – первоклассник (3 ч)
Давай познакомимся. Человек – член общества, носитель и создатель культуры.
Мы школьники. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой
миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.
Правила поведения в школе. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Раздел 3. Родная природа (3 ч)
Явления природы. Примеры явлений природы осенью. Сентябрь – первый месяц осени.
Что нам осень подарила.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Раздел 4. Родная страна (5 ч)
Моя семья: еѐ члены, их труд, семейные обязанности. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы
родословного древа, истории семьи.
Семейные традиции. Любимые занятия.
Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Воскресный день.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Как из зерна получилась булка.
Человек и домашние животные.
Раздел 5. Родная природа (3 ч)
Явления природы. Примеры явлений природы осенью. «Октябрь уж наступил…»
Роль птиц в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Птицы родного края, их названия,
краткая характеристика на основе наблюдений.
Явления природы. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени
суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Раздел 6. Ты – первоклассник (2 ч)
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах осенью.
Правила поведения на дорогах.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

29.
30.

Раздел 7. Мы и вещи (2 ч)
Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Ты и
вещи.
Профессии людей. Кто работает ночью.
Раздел 8. Ты и твое здоровье (2 ч)
Что такое здоровье. Твои помощники – органы чувств. Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма.
Гигиена систем органов. Правила гигиены.
Раздел 9. Ты – первоклассник (2 ч)
О режиме дня. Составление режима дня школьника.
Урок в спортивном зале. Будем закаляться.
Раздел 10. Родная природа (4 ч)
Явления природы. Примеры явлений природы осенью. Ноябрь – зиме родной брат.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Дикие животные.
Животные, их разнообразие. Звери – млекопитающие.
Особенности питания разных животных Что мы знаем о птицах.
Раздел 11. Родная страна (3 ч)
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название,
основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края,
их профессии.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Дом, в котором ты живѐшь. Хозяйство семьи.
Зачем люди трудятся. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами
массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

Раздел 12. Родная природа (2 ч)
31.
32.
33.
34.
35.

Явления природы. Примеры явлений природы. Ноябрь – зиме родной брат. «В декабре, в декабре все деревья в
серебре…»
Экскурсия в зимний парк.
Раздел 13. Ты – первоклассник (3 ч)
Взаимоотношения человека с другими людьми. О дружбе.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Идѐм в гости.
Взаимоотношения человека с другими людьми. С наступающим Новым годом!
Раздел 14. Родная природа (3 ч)

1
1
1
1
1

36.
37.
38.

39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.

46.

47.
48.

49.

Явления природы. Примеры явлений природы зимой. Январь – году начало, зиме середина.
Растения, их разнообразие. Хвойные деревья.
Животные, их разнообразие. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Жизнь птиц.
Раздел 15. Родная страна (4 ч)
Наша страна – Россия. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные
особенности быта.
Богата природа России. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной
книги.
Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о
вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Мы – россияне.
Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Народная сказка.
Раздел 16. Родная природа (3 ч)
Явления природы. Примеры явлений природы зимой. Февраль – месяц метелей и вьюг.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Зверимлекопитающие.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Наш уголок природы. Животные и
растения уголка.
Раздел 17. Родная страна (4 ч)
Мы – граждане России. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий
«Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России,
Государственный флаг России, Государственный гимн России.
Правила поведения в обществе.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Праздник в жизни общества как средство укрепления
общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. 23 февраля – День
защитника Отечества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Праздник в жизни общества как средство укрепления
общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. 8 Марта –
праздник всех женщин.

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

1

Раздел 18. Родная природа (2 ч)
50.
51.

Явления природы. Примеры явлений природы весной. Март – капельник.
Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы). Птичьи разговоры.
Раздел 19. Ты и твое здоровье (3 ч)

1
1

52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.

Если хочешь быть здоров, закаляйся! Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и
укрепления здоровья.
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Здоровая пища.
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Какое бывает настроение.
Раздел 20. Родная природа (4 ч)
Явления природы. Примеры явлений природы весной. Апрель – водолей.
Экскурсия в весенний парк.
Животные, их разнообразие. Жизнь насекомых весной.
Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Весенние работы.
Раздел 21. Родная страна (3 ч)
Кто работает на транспорте. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Правила пользования транспортом.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных
связей между соотечественниками. День космонавтики.
Комплексная проверочная работа.

65.

Раздел 22. Родная природа (4 ч)
Явления природы. Примеры явлений природы весной. Май весну завершает, лето начинает.
Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных. Жизнь
земноводных.
Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных Животное –
живое существо.
Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Природе нужны все!

66.

Раздел 23. Ты – первоклассник (1 ч)
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Ты – пешеход.

62.
63.
64.

Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
66

Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс
№
п/п

Тема урока

Количество
часов

Раздел 1. Введение. Что тебя окружает (1 ч)
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Что тебя окружает.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые
тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Раздел 2. Кто ты такой (14 ч)
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Я, ты, он, она... Все мы люди…
Общее представление о строении тела человека. Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Наши
помощники – органы чувств.
Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Наши помощники – органы чувств.
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Поговорим о здоровье. Что такое здоровье?
Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании,
перегреве. Поговорим о здоровье. Как поступать, если почувствовал себя плохо.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Практическая работа «Составление режима дня для будней и выходных».
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.
Утренняя зарядка.
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Почему нужно правильно питаться.
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Здоровье и питание. Умеешь ли ты есть?
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Как управляют
движением.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Можно ли изменить себя.
Проверочная работа по теме: «Кто ты такой»
Раздел 3. Кто живет рядом с тобой (6 ч)
Семья - коллектив близких людей. Семья – самое близкое окружение человека. Забота о детях, престарелых, больных –
долг каждого человека. Хозяйство семьи.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Кто занимается
домашним хозяйством.
Семейные традиции. Чем семья занимается в свободное время.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19.

20.
21.

Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Какие бывают правила. Страны и народы
мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими)
странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные
достопримечательности.
Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. О дружбе.
Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Могут ли обидеть жесты и мимика. Практическая
работа.

1

1
1

Раздел 4. Россия — твоя Родина (13 ч)
22.
23.
24.
25.

26.
27.

28.

29.
30.
31.
32.

33.

Родина – что это значит? Наша Родина – Россия, Российская Федерация.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по
выбору). Прошлое, настоящее, будущее. Как можно узнать о прошлом?
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Как
Русь начиналась.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная
площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание
Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой. Как Москва строилась
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник,
разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный
город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с
ним.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название,
основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края,
их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности
быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
Зачем человек трудится? Значение труда в жизни человека и общества.
О занятиях наших предков. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.
Все профессии важны. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и
профессиональное мастерство.
Мы – граждане России. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения
духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного
единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к
общественному празднику.
Россия – многонациональная страна. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм.
Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного

1
1
1
1

1
1

1

1
1
1
1

1

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.

46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.

праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Проверочная работа по теме: «Россия — твоя Родина».
Раздел 5. Мы — жители Земли (9 ч)
Звезды и планеты. Твое первое знакомство со звездами.
Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Твое первое знакомство со
звездами.
Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Чем отличается Земля от других планет.
Глобус как модель Земли. Практическая работа.
Царства природы. Бактерии.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Какие животные
обитают на Земле.
Разнообразие растений. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Условия роста и развития растения. Наблюдение роста растений, фиксация изменений.
Раздел 6. Природные сообщества (23 ч)
Среда обитания - что это такое.
Лес и его обитатели. Лес – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения,
животные). Круговорот веществ. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–
3 примера на основе наблюдений).
Деревья леса. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений.
Растения, их разнообразие. Кустарники леса.
Растения, их разнообразие. Травянистые растения леса.
Растения, их разнообразие. Лесная аптека.
Животные, их разнообразие. Животные леса и их отличия.
Животные, их разнообразие. Птицы – лесные жители и их отличия.
Животные, их разнообразие. Пресмыкающиеся – обитатели леса.
Животные, их разнообразие. Насекомые леса и их отличия.
Контрольная работа по теме: «Если ты пришѐл в лес…»
Что мы знаем о воде. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых
организмов и хозяйственной жизни человека.
Путешествие капельки. Круговорот воды в природе.
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия,
краткая характеристика на основе наблюдений). Какие бывают водоѐмы. Болото - естественный водоѐм.
Водоемы, их разнообразие. Что такое река.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

59.
60.
61.
62.

63.
64.
65.
66.
67.

68.

Водоемы, их разнообразие. Обитатели пресных вод. Животные и растения.
Водоемы, их разнообразие. Обитатели пресных вод. Животные и растения.
Водоемы, их разнообразие. Обитатели солѐных водоѐмов.
Растения и животные луга. Луг – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения,
животные). Круговорот веществ. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–
3 примера на основе наблюдений).
Растения и животные луга. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные
– распространители плодов и семян растений.
Итоговая комплексная работа.
Растения и животные поля.
Растения и животные сада.
Раздел 7. Природа и человек (2 ч)
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в
жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный
календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное
влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в
природе.
Урок-повторение. Практическая работа.
Итого

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
68

Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс
№
п/п

Тема урока

Количество
часов

Раздел 1. Земля — наш общий дом (5 ч)
1.
2.
3.

4.

5.

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Где и когда ты живѐшь.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Солнечная
система.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Смена дня и
ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе
наблюдений. Условия жизни на Земле. Солнечная система.
Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной
жизни человека. Круговорот воды в природе. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки,
ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Условия жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

1
1
1

1

1

Раздел 2. Как человек изучает Землю (3 ч)
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Глобус как модель Земли. Человек познаѐт мир. Модели, изображающие Землю.
Географическая карта и план. Человек познаѐт мир. Условные обозначения на карте.
Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие
природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Человек познаѐт мир. План.
Практическая работа.
Раздел 3. Царства природы (26 ч)
Бактерии. Условия, необходимые для жизни (воздух, вода, тепло, пища).
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Деревья, кустарники, травы. Растения, их разнообразие. Если бы на Земле не было растений.
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения. Разнообразие мира растений (флоры).
Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло,
воздух, вода). Растения. Растения — живые существа (организмы). Части растения.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения – живые существа
(организмы).
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Растения. Растения – живые существа
(организмы).

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

33.
34.
35.

36.
37.
38.

39.

Растения. Размножение растений.
Растения. Растения дикорастущие и культурные.
Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений Красной книги.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в
природе.
Животные. Разнообразие мира животных (фауны). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания
разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).
Животные. Животные — живые существа (организмы). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери).
Животные. Животные — живые существа (организмы). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери).
Проверочная работа «Животные — живые существа (организмы)».
Животные, их разнообразие. Как животные приспосабливаются к условиям жизни.
Животные, их разнообразие. Беспозвоночные животные.
Животные, их разнообразие. Позвоночные животные.
Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).
Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери)
Животные, их разнообразие. Позвоночные животные.
Природные сообщества. Практическая работа: «Пищевые цепи»
Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Почему люди приручали диких животных.
Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана природных богатств:
воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в
охране природы. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность
природы.
Бактерии. Условия, необходимые для жизни.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Раздел 4. Наша Родина: от Руси до России (8 ч)
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в
разные исторические периоды. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Древнерусское государство.
Древнерусское государство. Практическая работа: «Историческая карта».
Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Первые русские князья.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в
разные исторические периоды. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Московская Русь.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Российская Империя. Пѐтр I Великий.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

1

40.
41.
42.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Российская империя. Екатерина II
Великая.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Российская империя. Последний
российский император Николай II.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Картины быта, труда, духовнонравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Советская Россия. СССР. Российская
Федерация. Проверочная работа по разделу «Наша Родина: от Руси до России».

1
1
1

Раздел 5. Как люди жили в старину (9 ч)
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.

Из истории имѐн.
Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Какими
людьми были славяне. Как выглядели.
Какими людьми были славяне. Как выглядели.
Какими людьми были славяне. Как выглядели.
Картины быта. Какие предметы окружали людей в старину.
Картины быта. Какие предметы окружали людей в старину.
Культурные традиции людей. Русская трапеза.
Духовно-нравственные традиции людей. Верования языческой Руси.
Духовно-нравственные традиции людей. Принятие христианства на Руси.
Раздел 6. Как трудились в старину (17 ч)
Картины быта, труда. Что создавалось трудом крестьянина?
Картины быта, труда. Что создавалось трудом крестьянина?
Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей. Что создавалось трудом крестьянина?
Картины быта, труда. Что создавалось трудом ремесленника?
Картины быта, труда. Что создавалось трудом ремесленника?
Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей. Что создавалось трудом ремесленника?
Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей. Что создавалось трудом ремесленника? О
гончарном ремесле. Проверочная работа по теме «Как люди жили в старину».
Что создавалось трудом ремесленника? О веретене, прялке и ткацком станке.
Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей. Что создавалось трудом ремесленника? Русские
оружейники.
Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей. Что создавалось трудом рабочего? О первых
мануфактурах, заводах и фабриках в России.
Что создавалось трудом рабочего? О первых железных дорогах.
Изобретения, которые сделал человек в XIX–XX (19–20) веках. О пароходе.
Изобретения, которые сделал человек в XIX–XX (19–20) веках. Об автомобиле.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

65.
66.
67.
68.

Комплексная контрольная работа.
Изобретения, которые сделал человек в XIX–XX (19–20) веках. О самолѐте и аэростате.
Изобретения, которые сделал человек в XIX–XX (19–20) веках. Время космических полѐтов.
Обобщающий урок.

Итого

1
1
1
1
68

Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс
№
п/п

Тема урока

Количество
часов

Раздел 1. Человек – живое существо (организм) (16 ч)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Организм
человека. Нервная система.
Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Организм человека. Нервная система.
Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Двигательная система организма человека.
Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Пищеварительная система.
Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Пищеварительная система.
Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Дыхательная система.
Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце –
главный орган кровеносной системы. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Практическая работа:
«Измерение пульса».
Гигиена систем органов. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.
Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Кожа.
Уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Как человек воспринимает
окружающий мир.
Гигиена систем органов. Зрение. Гигиена зрения.
Гигиена систем органов. Слух. Гигиена слуха.
Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека. Практическая работа: «Проверим своѐ обоняние»; «Проверим свой
вкус».
Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Мир
чувств. Практическая работа: «Измерение пульса при спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос».
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Внимание. Память.
Проверочная работа по теме «Человек – живое существо (организм)».
Раздел 2. Твоѐ здоровье (12 ч)
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Проверь себя по
теме «Человек – живое существо (организм)». Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная
гигиена.
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня.
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья. Правили закаливания.

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.
Можно ли снять усталость?
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.
Поговорим о вредных привычках.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.
Поговорим о вредных привычках.
Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог). Правила пожарной
безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Когда дом становится опасным.
Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог). Правила пожарной
безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Когда дом становится опасным.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Улица полна неожиданностей.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Улица полна неожиданностей.
Правила безопасного поведения в природе. Если случится беда. Практическая работа «Правила оказания первой
медицинской помощи».
Правила безопасного поведения в природе, в лесу, на водоеме. Если случится беда. Проверочная работа по теме
«Твоѐ здоровье».

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Раздел 3. Человек — часть природы (2 ч)
29.
30.
31.
32.
33.
34.

35.
36.
37.

38.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Чем человек отличается от животных.
От рождения до старости (развитие человека). Опыт «Измерение роста и веса младшего школьника».
Раздел 4. Человек среди людей (6 ч)
Друзья, взаимоотношения между ними. Поговорим о доброте.
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой. Что такое справедливость.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. О смелости.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Внимание к сверстникам,
одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей
обстановке. Умеешь ли ты общаться.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Умеешь ли ты общаться.
Проверочная работа по теме «Человек среди людей».
Раздел 5. Родная страна: от края до края (12 ч)
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор
на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Природные зоны
России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и
быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Зона арктических пустынь
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир,

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

39.

40.
41.
42.

43.

44.
45.
46.
47.
48.

особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Зона тундра.
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир,
особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Тайга и зона
смешанных лесов.
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир,
особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Степи.
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир,
особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Пустыни.
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Почвы России. Опыт «Состав
почвы». Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным
ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Рельеф России. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное
обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе
наблюдений).
Рельеф России. Формы земной поверхности.
Города России. Как возникали и строились города.
Россия на карте, государственная граница России. Россия и ее соседи. Япония.
Россия на карте, государственная граница России. Россия и ее соседи. Китай.
Россия и ее соседи. Королевство Дания. Проверочная работа по теме «Родная страна: от края до края».

1

1
1
1

1

1
1
1
1
1

Раздел 6. Человек творец культурных ценностей (12 ч)
49.

50.
51.
52.
53.

54.
55.
56.

Что такое культура. Охрана памятников истории и культуры. Человек – член общества, носитель и создатель культуры.
Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о
вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов
Культура. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Из истории письменности.
Культура. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. О первых школах и книгах.
Культура. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. О первых школах и книгах.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в
разные исторические периоды. Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг
с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа
жизнеспособности общества. Чему и как учились в России при Петре I.
Русское искусство до XVIII века. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Русское искусство до XVIII века. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Искусство России XVIII века. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

1

1
1
1
1

1
1
1

57.
58.
59.
60.

61.
62.
63.
64.
65.
66.

67.
68.

Искусство России XVIII века. Проверь себя по теме «Человек творец культурных ценностей».
«Золотой век» русской культуры (XIX век) Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края.
Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
«Золотой век» русской культуры (XIX век) Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края.
Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Искусство России ХХ века. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Проверочная работа «Человек творец культурных ценностей»
Раздел 7. Человек – защитник своего Отечества (5 ч)
История Отечества. Как Русь боролась с половцами.
История Отечества. Битва на Чудском озере. Куликовская битва.
История Отечества. Отечественная война 1812 года.
История Отечества. Великая Отечественная война 1941– 1945 гг.
История Отечества. Великая Отечественная война 1941– 1945 гг.
Раздел 8. Гражданин и государство (3 ч)
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество»,
«Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России,
Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Гражданин и государство. Президент
Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное
благополучие граждан.
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Права и обязанности граждан.
Символика России. Проверь себя по теме «Гражданин и государство».
Итого

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
68

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».