РП Литературное чтение на родном (русском) языке Вариант 5

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (приказ от 19 декабря 2014 года № 1598) (с изменениями).
3. Примерная Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования.
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №19.
5. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург.
6. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург.
7. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса по ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего
образования МАОУ СОШ №19.
Программа рассчитана на 17 ч при 0,5 часе в неделю в 4 классе.
Предмет
Литературное чтение на родном (русском) языке

4 класс
17

Итого за уровень образования 17 часов
Учет особенностей обучающихся
Программа рассчитана на обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1). При обучении по данной программе учитываются
особенности их психического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивается коррекция нарушений развития и их социальная
адаптация.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в начальной школе направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
1.1.Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:
• осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и
культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом
чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
• осознание российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального
народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);
• осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России);
• принятие гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
• развитое этическое сознание и компетентность в решении нравственных проблем на основе личностного выбора, формирование
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость,
уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных,
духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуре традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества);
• сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально
значимом труде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
• осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания (идентификация себя как
полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнѐра по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров);
• освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые
включены и которые формируют сами обучающиеся; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности,
ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации,

ценности «другого» как равноправного партнѐра, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала);
• сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа
познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
• сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
1.2 Метапредметные результаты освоения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» отражают универсальные
учебные действия, формирование которых осуществляется не только на уроках литературного чтения, но и в рамках целостного
образовательного процесса:
• умения ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
• умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• умение устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• умение резюмировать главную идею текста;
• умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е.
овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приѐмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
• развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
• умения самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
• умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своѐ мнение;
• умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регулирования своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

1.3 Предметные результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» ориентированы на
применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных повседневных жизненных условиях и отражают
определѐнные языковые компетенции:
• умение работать с книгой;
• понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания и
отражения жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

• использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
• умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
• осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего
народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации;
• умение выявлять авторскую позицию;
• умение выражать своѐ отношение к прочитанному;
• умение владеть различными видами пересказа;
• умение строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• умения участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою
позицию.

2. Содержание учебного предмета
4 класс
Тема 1. Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!
Рассказы и стихотворения об осени и природе России, школьном детстве, взаимоотношениях между детьми, отношении к учѐбе как к
своему главному делу в этом возрасте: Е. Наумова «Замечательный день», «Очень просто»; Л. Преображенская «Осени приметы»; А.
Дементьев «Друг познаѐтся в удаче…»; Е. Пермяк «Надѐжный человек»; Е. Клюев «Указка, которая знала всѐ».
Внеклассное чтение: поэзия А. Пушкина, С. Есенина, Р. Алдониной, Д. Бурачевской, К. Валаханович, И. Иванниковой, Ю. Мориц, А.
Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачѐва, Е. Фельдман; проза В. Драгунского, М. Дружининой, М. Лазаренской, Н. Носова, М.
Тараненко, А. Усачѐва.
Совершенствовать навык беглого выразительного чтения текста вслух и про себя.
Развивать умения: слушать стихотворение и работать с его содержанием; находить в тексте средства художественной выразительности;
характеризовать героев и оценивать их поступки; делить текст на смысловые части; читать выразительно и по ролям; определять авторское
отношение и формулировать своѐ отношение к героям произведения; отбирать, обобщать и систематизировать информацию; делать выводы.
Развивать умения: понимать прямой и переносный смысл пословиц; читать прозаическое произведение и работать с его содержанием;
находить в тексте средства художественной выразительности; отличать авторскую сказку от фольклорной, от рассказа и повести;
анализировать прочитанное произведение.
Развивать умения: работать с детской книгой, прогнозировать еѐ содержание по названию; выбирать из предложенных книгу для
самостоятельного чтения; сравнивать произведения разных жанров на одну тему.
Формировать умение самостоятельно читать книги на заданную тему.
Развивать интерес к рассказам и сказкам. Развивать умения работать с инфографикой, ресурсами Интернета.
Воспитывать ценностное отношение к самостоятельному чтению книг.
Литературоведческие понятия: рассказ, авторская сказка, ирония, стихотворение, портрет, автор, пословица, тема.
Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): знания, осень, природа, примета, дружба, ответственность, беда,
гордыня, мастер, мечта.
Развитие речи: определение значений слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды
чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов;
рассуждение.
Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись.
Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к
участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой; сравнение литературных произведений с произведениями
различных видов творчества.
Тема 2. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
Стихи и проза об историческом прошлом России: В. Старостин «Вольга — богатырь вещий», «Царь Возвяг и последний подвиг Вольги»;
А. Хомяков «Киев»; Е. Чудинова «Гардарика»; А.К. Толстой «Песня о Гаральде и Ярославне»; О. Гурьян «Мальчик из Холмогор»; отрывок из
«Азбуки» В. Бурцова.

Внеклассное чтение: былинный эпос русского народа; М. Лермонтов «Бородино»; баллады А. К. Толстого; исторические повести О.
Гурьян; Е. Чудинова «Гардарика», «Лыбедь».
Совершенствовать навык беглого выразительного чтения текста вслух и про себя.
Развивать умения: понимать смысл афоризмов; слушать прозаическое произведение и работать с его содержанием; находить в тексте
средства художественной выразительности; отличать былину от фольклорной сказки, рассказа и повести; анализировать прочитанное
произведение, характеризовать героев и оценивать их поступки; делить текст на смысловые части; читать выразительно и по ролям; определять
авторское отношение и формулировать своѐ отношение к героям произведения; отбирать, обобщать и систематизировать информацию; делать
выводы.
Развивать умения работать с инфографикой, ресурсами Интернета.
Развивать умения: работать с детской книгой, прогнозировать еѐ содержание по названию; выбирать из предложенных книг те, которые
соответствуют теме; сравнивать произведения разных жанров на одну тему; развивать интерес к произведениям об историческом прошлом
России.
Формировать умение самостоятельно читать книги на заданную тему.
Воспитывать ценностное отношение к самостоятельному чтению книг.
Формировать представления об истории возникновения Древней Руси, еѐ культуре и письменности.
Совершенствовать умения: работать с содержанием стихотворного и прозаического текстов; находить в тексте средства художественной
выразительности.
Развивать память, внимание, мышление, любознательность.
Воспитывать ценностное отношение к самостоятельному чтению книг.
Литературоведческие понятия: былина, цитата, историческая сказка, рассказчик, фрагмент, идея, историческая тема, стилизация, песня,
афоризм, русский язык, повесть.
Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): Русская земля, богатырь, герой, защитник, Родина-мать, мать родимая,
светлая Русь, подвиг, слава, князь, город, учение, отец и дочь, свобода, любовь, согласие, судьба, ученик, учитель, учѐность, университет,
достоинство, родная кровь, книга, язык, век.
Развитие речи: определение значений слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды
чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов;
рассуждение.
Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись.
Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к
участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой, а также литературных произведений с произведениями
различных видов творчества.
Проектное задание (индивидуальное): подготовка рассказа и презентации на тему «Как обучали детей в Древней Руси», «Какие школы
были на Руси в старину» или «Возникновение книгопечатания» (по выбору).
Тема 3. Где нам посчастливилось родиться…
Стихотворения о Родине: Н. Языков «Родина»; И. Бунин «В стороне далѐкой от родного края…»; фрагменты стихотворений М.
Ломоносова, А. Пушкина, В. Гиляровского, К. Симонова.

Внеклассное чтение: произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Языкова, И. Бунина, С. Есенина, К. Симонова и других поэтов XIX–
ХХ вв.
Совершенствовать навык беглого выразительного чтения текста вслух и про себя.
Развивать умения: работать с содержанием стихотворения; объяснять заглавие текста; определять значение использованных образных
средств; определять тему произведения.
Развивать интерес к творчеству А. Пушкина, Н. Языкова и И. Бунина, других поэтов XIX–ХХ вв.
Развивать умения: осуществлять самоконтроль; соотносить способ действия и его результат; вносить необходимые коррективы в план и
способ действия.
Развивать память, внимание, мышление, любознательность.
Воспитывать любовь и уважение к Родине.
Литературоведческие понятия: лирический герой, адресат, обращение, риторический вопрос.
Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): раздолье, воля, имя, Русская земля, победа, даль, грядущее, век.
Развитие речи: определение значений слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды
чтения, выразительное чтение; словесное рисование; рассуждение.
Внутрипредметные и межпредметные связи: русский язык, музыка, живопись.
Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к
участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой и литературных произведений с произведениями различных
видов творчества.
Проектное задание (групповое): подготовка сообщения и презентации по стихотворениям Н. Языкова и И. Бунина.
Тема 4. Рождество подарит праздник и добром согреет душу
Рассказ и стихотворения о Рождестве, об отношении к празднику русских людей и традициях празднования: Саша Чѐрный
«Рождественский ангел»; В. Соллогуб «Бабушка-зима», В. Смирнов «Рождественский дед».
Внеклассное чтение: стихи А. Пушкина, П. Вяземского и других поэтов XIX в. о зиме и Рождестве; проза К. Лукашевич; стихи и
литературные сказки ХХ в. о зиме, праздновании Нового года (С. Маршак, С. Михалков, Э. Успенский и др.); «Зимний зверинец» (сборник
современных поэтов для детей); М. Дружинина «Зимняя книга»; Е. Каретникова «Зимняя сказка»; С. Прокофьева, И. Токмакова «Подарок для
снегурочки»; С. Маршак «Двенадцать месяцев»; Г. Сапгир «Зимние сказки и не только»; А. Усачѐв «Зимняя сказка и другие стихи к
праздникам».
Совершенствовать навык беглого выразительного чтения текста вслух и про себя.
Развивать умения: слушать прозаическое произведение и работать с его содержанием; сравнивать реальные события и их художественное
воплощение; анализировать прочитанное произведение, характеризовать героев и оценивать их поступки; делить текст на смысловые части;
определять авторское отношение и формулировать своѐ отношение к героям произведения; отбирать, обобщать и систематизировать
информацию; делать выводы; работать с инфографикой.
Развивать умения: слушать стихотворное произведение и работать с его содержанием; анализировать прочитанное произведение,
характеризовать героев и оценивать их поступки; делить текст на смысловые части; определять авторское отношение и формулировать своѐ
отношение к героям произведения; отбирать, обобщать и систематизировать информацию; делать выводы.

Развивать умения: работать с детской книгой, прогнозировать еѐ содержание по названию; выбирать из предложенных книг те, которые
соответствуют теме; сравнивать произведения разных жанров на одну тему; развивать интерес к произведениям о Рождестве.
Формировать умение самостоятельно читать книги на заданную тему. Развивать память, внимание, мышление, любознательность.
Воспитывать уважение к людям, их бескорыстным поступкам.
Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, еѐ культуре и традициям, еѐ природе.
Воспитывать ценностное отношение к самостоятельному чтению книг.
Литературоведческие понятия: метафора, сравнение.
Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): Рождество, ангел, дети, дед, зима.
Развитие речи: определение значений слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения,
выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение.
Внутрипредметные и межпредметные связи: русский язык, музыка, живопись.
Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к
участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой и литературных произведений с произведениями различных
видов творчества.
Тема 5. Невидимый мир внутри тебя
Проза о детстве, взаимоотношениях между детьми, выборе своего места в этом мире и стиля поведения: О. Першина «Леночка, дельфин и
Рождество»; А. Фѐдоров «Господин Снов».
Внеклассное чтение: Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством»; А. Погорельский «Чѐрная курица, или Подземные жители»; А. Лопатина, М.
Скребцова «Начала мудрости».
Совершенствовать навык беглого выразительного чтения текста вслух и про себя.
Развивать умения: понимать пословицы; слушать прозаическое произведение и работать с его содержанием; находить в тексте средства
художественной выразительности; анализировать прочитанное произведение; определять авторское отношение и формулировать своѐ
отношение к содержанию текста; делать выводы.
Развивать умения: работать с содержанием сказки; характеризовать героев сказки и оценивать их поступки; читать по ролям; делить текст
на части и озаглавливать каждую часть; пересказывать текст по составленному плану; формулировать своѐ отношение к прочитанному,
пересказывать текст по составленному плану.
Развивать умения: работать с детской книгой, прогнозировать еѐ содержание по названию; выбирать из предложенных книг те, которые
соответствуют теме; сравнивать произведения разных жанров на одну тему; развивать интерес к произведениям о Рождестве и Новом годе.
Формировать умение самостоятельно читать книги на заданную тему.
Развивать творческие способности.
Развивать интерес к авторской сказке.
Развивать умения работать с инфографикой, ресурсами Интернета.
Воспитывать положительное отношение к традициям русского народа.
Воспитывать положительное отношение к русскому языку, данному слову и умению его держать.
Воспитывать положительное отношение к дружбе.
Воспитывать положительное отношение к самовоспитанию, личностному развитию.

Воспитывать ценностное отношение к самостоятельному чтению книг.
Литературоведческие понятия: повествование, завязка, метафора, финал.
Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): путь, хлеб, свой, чужой, русское Рождество, слово, внутренний мир,
совесть, добро и зло, душа, враг, друг, прощение.
Развитие речи: определение значений слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды
чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов;
рассуждение.
Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись.
Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к
участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой и литературных произведений с произведениями различных
видов творчества.
Тема 6. Любовь к родине начинается с семьи
Стихи и проза о семье, взаимоотношениях близких родственников: А. Лопатина «Листья и корни»; К. Валаханович «Я буду с тобой»; О.
Чусовитина «Кто открыл мне этот мир…»; Ю. Кузнецова «Лес в шкатулке»; И. Шмелѐв «Филиповки»; Т. Бокова «Слово ―Бабушка‖»; А.
Усачѐв «Бабушка»; М. Лукашевич «Мой папа»; Е. Каликинская «Всѐ по-другому»; А. Куприн «Московская Пасха», «Пасхальные колокола».
Внеклассное чтение: стихи Р. Алдониной, Д. Бурачевской, К. Валаханович, Б. Заходера, И. Иванниковой, М. Лукашевича, В. Лунина, Ю.
Мориц, А. Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачѐва, Е. Фельдман, М. Яснова; проза Ю. Венедиктовой, Н. Волковой, В. Голявкина,
В. Драгунского, М. Дружининой, Е. Каликинской, Ю. Лавряшиной, М. Лазаренской.
Совершенствовать навык беглого выразительного чтения текста вслух и про себя.
Развивать умения: понимать прямой и переносный смысл пословиц; слушать притчу и работать с еѐ содержанием; характеризовать героев
притчи и оценивать их поступки; читать по ролям; пересказывать притчу по составленному плану; сравнивать близкие по сюжету
произведения разных жанров; формулировать своѐ отношение к прочитанному; сопоставлять произведения разных видов искусства
(литература, видео- и аудиозапись); формулировать выводы.
Развивать умения: слушать стихотворное произведение и работать с его содержанием, определять эмоциональный строй стихотворения,
находить художественные средства в тексте; прогнозировать содержание текста по заглавию; тему произведения, находить в тексте средства
художественной выразительности; анализировать прочитанное произведение, характеризовать героев и оценивать их поступки; формулировать
своѐ отношение к прочитанному; сравнивать произведения одного жанра и одного автора на одну тему; формулировать выводы.
Развивать умения: слушать прозаическое произведение и работать с его содержанием; находить в тексте средства художественной
выразительности; анализировать прочитанное произведение; определять авторское отношение и формулировать своѐ отношение к содержанию
текста; делать выводы.
Развивать умения: работать с детской книгой, прогнозировать еѐ содержание по названию; выбирать из предложенных книг те, которые
соответствуют теме; сравнивать произведения разных жанров на одну тему; развивать интерес к произведениям о семье.
Формировать умение самостоятельно читать книги на заданную тему.
Развивать творческие способности.
Развивать умение работать с инфографикой.
Развивать интерес к жанру притчи.

Воспитывать уважение к своей семье.
Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
Воспитывать ценностное отношение к самостоятельному чтению книг.
Литературоведческие понятия: притча, время и место, сборник, тема, строфа, речь героя, диалог, пословица в речи героя, ритм, темп,
герой и повествователь, пасхальный рассказ, описание, закличка, рассказчик, эпитет, загадка.
Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): семья, корни, родство, сирота, мать и дитя, звезда, мастер, мастерица,
мастерство, опыт, терпение и труд, человек, отец, родня, трудолюбие, забота, весна, колокол, радость, Воскресение, традиция.
Развитие речи: определение значений слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения,
выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение.
Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись.
Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к
участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой и литературных произведений с произведениями различных
видов творчества.
Проектное задание (индивидуальное): создание иллюстрации к стихотворению К. Валаханович «Я буду с тобой».
Тема 7. «Идѐт война народная, священная война!»
Стихи и проза о Великой Отечественной войне, защите Отечества и памяти народной: В. Бахревский «Героическая азбука»; С. Орлов
«Его зарыли в шар земной…»; С. Щипачѐв «22 июня 1941»; П. Железнов «Пионеры-герои».
Внеклассное чтение: произведения К. Симонова, А. Н. Толстого, М. Шолохова, Л. Кассиля о войне; С. Алексеев «Битва за Москву», «Ни
шагу назад», «Орлович-Воронович», «От Москвы до Берлина», «Подвиг Ленинграда»; В. Бахревский «Героическая азбука».
Совершенствовать навык беглого выразительного чтения текста вслух и про себя.
Развивать умения: слушать стихотворное произведение и работать с его содержанием, определять эмоциональный строй стихотворения,
находить художественные средства в тексте; прогнозировать содержание текста по заглавию; тему произведения, находить в тексте средства
художественной выразительности; анализировать прочитанное произведение, характеризовать героев и оценивать их поступки; формулировать
своѐ отношение к прочитанному; сравнивать произведения одного жанра и одного автора на одну тему; формулировать выводы.
Развивать умения: слушать прозаическое произведение и работать с его содержанием; прогнозировать содержание текста по заглавию;
определять тему произведения; анализировать прочитанное произведение, формулировать своѐ отношение к прочитанному; формулировать
выводы.
Развивать умения: работать с детской книгой, прогнозировать еѐ содержание по названию; выбирать из предложенных книг те, которые
соответствуют теме; сравнивать произведения разных жанров на одну тему; развивать интерес к произведениям о Великой Отечественной
войне.
Формировать умение самостоятельно читать книги на заданную тему.
Развивать память, внимание, мышление, любознательность.
Воспитывать чувство уверенности в своих знаниях.
Развивать умения работать с инфографикой, ресурсами Интернета.
Воспитывать любовь и уважение к прошлому России, подвигу еѐ народа.
Воспитывать ценностное отношение к самостоятельному чтению книг.

Литературоведческие понятия: повествование, риторический вопрос, антитеза.
Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): Отечество, герой, солдат, подвиг, война, мир, победа.
Развитие речи: определение значений слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды
чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов;
рассуждение.
Внутрипредметные и межпредметные связи: русский язык, музыка, живопись.
Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к
участникам обсуждения прочитанного произведения; сравнение различных текстов между собой и литературных произведений с
произведениями других видов искусства.
Проектное задание (индивидуальное): сочинение рассказа о подвигах пионеров-героев.
Тема 8. Это русское раздолье, это родина моя
Стихотворения о летней поре, восхищении жизнью: И. Бунин «Полевые цветы»; К. Валаханович «Лето, не уйдѐшь!», «Моя деревня»;
Саша Чѐрный «Летом».
Внеклассное чтение: поэзия И. Бунина, Саши Чѐрного, Р. Алдониной, Д. Бурачевской, К. Валаханович, И. Иванниковой, М. Лукашевича,
Ю. Мориц, А. Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачѐва, Е. Фельдман; проза Саши Чѐрного, Ю. Венедиктовой, О. Гурьян, В.
Драгунского, М. Дружининой, Е. Каликинской, Ю. Лавряшиной, М. Лазаренской, Н. Носова, Л. Романовской, М. Тараненко, А. Усачѐва, Е.
Чудиновой.
Совершенствовать навык беглого выразительного чтения текста вслух и про себя.
Развивать умения: работать с содержанием стихотворения с использованием художественных средств произведения; определять идею
произведения; читать стихотворение, подбирая интонацию, темп речи, тембр голоса, паузы; формулировать отношение автора к героям
стихотворения; формулировать на основе прочитанного выводы с приведением аргументов.
Развивать умения: слушать стихотворное произведение и работать с его содержанием, определять эмоциональный строй стихотворения,
находить художественные средства в тексте; прогнозировать содержание текста по заглавию; тему произведения, находить в тексте средства
художественной выразительности; анализировать прочитанное произведение; формулировать своѐ отношение к прочитанному; сравнивать
произведения одного жанра и разных авторов на одну тему; формулировать выводы.
Развивать умения: работать с детской книгой, прогнозировать еѐ содержание по названию; выбирать из предложенных книг те, которые
соответствуют теме; сравнивать произведения разных жанров на одну тему.
Формировать умение самостоятельно читать книги на заданную тему.
Развивать интерес к творчеству И. Бунина и Саши Чѐрного.
Воспитывать интерес к поэзии и творчеству поэтов ХХ–XXI вв.
Воспитывать любовь к природе родного края.
Воспитывать ценностное отношение к самостоятельному чтению книг.
Литературоведческие понятия: метафора.
Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): природа, поле, цветок, лето, благо, радость, грусть.

Развитие речи: определение значений слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды
чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов;
рассуждение.
Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись.
Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к
участникам обсуждения прочитанного произведения; сравнение различных текстов между собой и литературных произведений с
произведениями других видов искусства.

3. Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс
№
п/п

Тема урока

Количество
часов

Тема 1. Здравствуй, осень! Здравствуй, школа! (2 ч)
1.
2.

Е. Наумова «Замечательный день», «Очень просто»; Л. Преображенская «Осени приметы».
А. Дементьев «Друг познаѐтся в удаче…»; Е. Пермяк «Надѐжный человек». Е. Клюев «Указка, которая знала всѐ».

1
1

Тема 2. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» (5 ч)

9.

В. Старостин «Вольга — богатырь вещий», «Царь Возвяг и последний подвиг Вольги».
А. Хомяков «Киев»; Е. Чудинова «Гардарика».
А.К. Толстой «Песня о Гаральде и Ярославне».
О. Гурьян «Мальчик из Холмогор».
О. Гурьян «Мальчик из Холмогор». Отрывок из «Азбуки» В. Бурцова.
Тема 3. Где нам посчастливилось родиться… (1 ч)
Н. Языков «Родина»; И. Бунин «В стороне далѐкой от родного края…». Отрывки стихотворений М. Ломоносова, А.
Пушкина, В. Гиляровского, К. Симонова.
Тема 4. Рождество подарит праздник и добром согреет душу (1 ч)
Саша Чѐрный «Рождественский ангел», В. Соллогуб «Бабушка-зима», В. Смирнов «Рождественский дед».

10.
11.

Тема 5. Невидимый мир внутри тебя (2 ч)
О. Першина «Леночка, дельфин и Рождество».
А. Фѐдоров «Господин Снов».

3.
4.
5.
6.
7.
8.

14.

Тема 6. Любовь к родине начинается с семьи (3 ч)
А. Лопатина «Листья и корни», К. Валаханович «Я буду с тобой». О. Чусовитина «Кто открыл мне этот мир…»; Ю.
Кузнецова «Лес в шкатулке»
И. Шмелѐв «Филиповки»; М. Лукашевич «Мой папа». Т. Бокова «Слово «Бабушка»; А. Усачѐв «Бабушка»; Е.
Каликинская «Всѐ по-другому».
А. Куприн «Московская Пасха». А. Куприн «Пасхальные колокола».

15.
16.

Тема 7. «Идѐт война народная, священная война!» (2 ч)
С. Щипачѐв «22 июня 1941»; В. Бахревский «Героическая азбука».
С. Орлов «Его зарыли в шар земной…»; В. Бахревский «Героическая азбука». П. Железнов «Пионеры-герои».

12.
13.

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

17.

Тема 8. Это русское раздолье, это родина моя (1 ч)
И. Бунин «Полевые цветы». К. Валаханович «Лето, не уйдѐшь!», «Моя деревня»; Саша Чѐрный «Летом». Обобщение.
Итого

1
17

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».