Российская Федерация Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19 (МАОУ СОШ № 19) ул. П.Шаманова, 18 т. 366-86-68 Согласовано Психолого- педагогический консилиум Протокол № ______от__________ Утверждаю Директор МАОУ СОШ № 19 __________________С. А. Белова «____»__________________2021 г. Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей». (1-4 класс) г. Екатеринбург Рабочая программа по развитию речи и формированию коммуникативных способностей разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Дети с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетикофонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. Целевой раздел Речь и коммуникативные способности – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребёнка. Индивидуально-типологические особенности развития детей ограничивают формирование направленных экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и т.п.), работу артикуляционного аппарата, зачастую они неосознанно произносят отдельные звуки, слоги, слова. У трёх детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. В связи с этим при обучении детей общению на первом году учёбы планируется проведение целенаправленной педагогической работы по формированию у них потребности в общении, развитию сохранных речевых механизмов, на обучение использованию альтернативных средств общения. Цель обучения – формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных). Задачи: 1. формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными; 2. учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности; 3. развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях. Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет, охватывает область развития речи и коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия. Обучающиеся могут овладеть средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого, при этом основой продуктивного взаимодействия является их интерес и потребность в общении с окружающими людьми. Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях. Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Педагог подбирает материал по объёму и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения. В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков. Индивидуальные формы работы органически сочетаются с парными, групповыми и фронтальными. Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития речи каждого ребёнка. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основное содержание коррекционного курса "Развитие речи и формирование коммуникативных способностей" представлено двумя направлениями, в каждом из которых содержатся тематические блоки. Блоки включают задачи формирования у обучающихся в 1 классе специфических умений, связанных с овладением доступных обучающемуся средств коммуникации, в аспекте развития импрессивной и экспрессивной речи, интереса к чтению коротких произведений с рассматриванием иллюстраций, использования пишущих предметов по назначению. Сформированные умения могут рассматриваться как коммуникативная готовность обучающихся к усвоению программного материала. Структура каждого занятия состоит из 2 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. В 1классе раздел «чтение и письмо» не является основным разделом обучения из-за крайне низкого уровня психофизического развития всех учащихся, поэтому на первом году обучения лишь формируются предпосылки к чтению и письму и этот раздел программы вкрапляется в отдельные упражнения пропедевтического характера. Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания и фонематического слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов, рассматриванию иллюстраций. Коррекционный курс "Развитие речи и формирование коммуникативных способностей" как систематический курс в 1 классе включает 2 раздела: коммуникация; развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Коммуникация Установление зрительного контакта с взрослыми. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребёнка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящими (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. И т.д. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Прощание с собеседником. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия, Формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Импрессивная речь Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов / субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов / субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Понимание слов, указывающих на объекты / субъекты (я, ты, мой, свой, это и т.д.). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности). Экспрессивная речь Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов, слов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение субъектов, объектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих количество объектов / субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов / субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты / субъекты (я, ты, мой, свой, это и т.д.). Развитие слухового внимания и слухового восприятия. Формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями. Тематическое планирование учебного материала 1 класс № п/п Тема Часы 1 Обследование общего развития обучающихся. 1 2 Диагностика произносительных умений и навыков. 1 3 Диагностика устной речи. 1 4 Диагностика мелкой и крупной моторики, графических навыков. 1 5 Диагностика произносительных умений и навыков. 1 6 Имена детей в речи учителя 1 7 Массаж пальцев 1 8 Артикуляционная гимнастика для губ 1 9 Установление зрительного контакта 1 10 Массаж пальцев с помощью шарика 1 11 Реагирование на собственное имя посредством взгляда 1 12 Привлечение внимания взглядом 1 13 Развитие движений пальцев 1 14 Стихи А. Барто в речи учителя 1 15 Выражение желаний взглядом 1 16 Развитие движений кисти 1 17 Артикуляционная гимнастика для языка 1 18 Выражение просьбы с помощью жеста 1 19 Упражнения на вытянутых руках 1 20 Стихи А. Барто в речи учителя 1 21 Дыхательная гимнастика 1 22 Упражнения с пирамидками 1 23 Игра «Иди ко мне» 1 24 Произнесение звука [а] 1 25 Упражнения с геометрическими фигурами 1 26 Игра «Дай шарик» 1 27 Узнавание учителя 1 28 Упражнения с пазлами 1 29 Игра «Найди своё место» 1 30 Узнавание мамы 1 31 Складывание разрезных картинок 1 32 Игра «Покажи мяч» 1 33 Приветствие учителя взглядом 1 34. Динамическая координация движений. Итоговый урок. 1 Тематическое планирование учебного материала 2 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 Тема урока Часы Обследование общего развития обучающегося. Диагностика произносительных умений и навыков. Диагностика устной речи. Диагностика письменной речи. Установление зрительного контакта с собеседником. Штриховка «Круг». Обводка по трафарету. Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). 1 1 1 1 1 1 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Обводка по трафарету «Квадрат». Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Штриховка «Треугольник». Привлечение к себе внимания. Бой о помощи. Рисование прямых линий по показу Выражение согласия (несогласия). Рисование прямых линий по точкам Выражение благодарности. Обводка по трафарету «Овощи». Задавание вопросов предложением. Обводка по трафарету «Фрукты». Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Штриховка «Домик» Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Штриховка «Рыбка» Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия). Обводка по трафарету «Котенок». Ответы на вопросы с использованием жеста. Обводка по трафарету «Мышка»». Выражение своих желаний с использованием графического изображения. Соединение квадрата по точкам. Выражение своих желаний с использованием таблицы букв. Соединен.треугольника по точкам. Выражение своих желаний, благодарности и др. с использованием карточек с напечатанными словами. Рисование домика по точкам. Повторение. Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова. Обводка по шаблону Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова. Штриховка «Посуда» Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Обводка по трафарету «Посуда». Использование графического изображения для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки и др.). Штриховка «Машинка» Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро и др.). Штриховка «Мяч». Использование напечатанного слова для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Обводка по Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения. Рисование снежинки по показу. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения. Рисование снежинки по показу. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения. Рисование снежинки по точкам. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения. Рисование бордюров по показу по показу Составление описательного рассказа с использованием предметов, предметных картинок, мнемокартинок, слов, вопросов. Обводка по трафарету «Ёлочка». Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя идр.). Рисование игрушки по шаблону Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя идр.). Рисование игрушки по шаблону Реагирование на собственное имя 33 Рисование по показу. 1 34. Итоговый урок. 1 27 28 29 30 31 1 1 1 1 1 Тематическое планирование учебного материала 3 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Тема Обследование общего развития учащихся. Диагностика произносительных умений и навыков Диагностика устной речи Диагностика письменной речи Приветствие взрослого. Установление зрительного контакта с собеседником. Приветствие взрослого. Приветствие взрослого. Приветствие сказочных персонажей. Приветствие сказочных персонажей звуком, имитацией слова, словом. Приветствие сказочных персонажей. Приветствие сказочных персонажей. Я и мое имя, моя фотография. Реагирование на собственное имя. Я и мое имя, моя фотография. Реагирование на собственное имя. Я и мое имя, моя фотография. Реагирование на собственное имя. Я и мое имя, моя фотография. Реагирование на собственное имя. Моя любимая игрушка. Моя любимая игрушка. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний. Моя любимая игрушка. Ответы на вопросы словом (пиктограммы). Часы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34. Моя любимая игрушка. Выражение удовольствия. ИОТ и ТБ Моя любимая игрушка. Указание взглядом на объект при выражении согласия. Моя любимая игрушка. Выражение мимикой удовольствия. Моя любимая сказка. Выражение мимикой удовольствия. Моя любимая сказка. Выражение мимикой согласия (несогласия). Моя любимая сказка. Выражение жестом своих желаний. Моя любимая сказка. Выражение мимикой приветствия (прощания). Моя любимая сказка. Выражение жестом согласия (несогласия). Моя любимая сказка. Выражение жестом удовольствия (неудовольствия). Моя любимая игра. Привлечение внимания звучащим предметом Моя любимая игра. Обращение за помощью с использованием звучащего предмета. Моя любимая игра. Выражение своих желаний с предъявлением предметного символа. Моя любимая игра. Выражение благодарности с предъявлением предметного символа. Моя любимая игра. Обращение за помощью с предъявлением предметного символа. Мои желания. Приветствие (прощание) с предъявлением предметного символа. Итоговый урок. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование учебного материала 4 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема Обследование общего развития обучающегося Диагностика устной речи Диагностика письменной речи Слова – приветствия. Слова – прощания. Умение использовать символы и жесты приветствия.Действие по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Определение источника звука с опорой на практические действия (3-4 источника) Формирование умения определять источник звука, распознавать речевые и неречевые звуки. Игра «Громко – тихо». Узнавание буквы А, а. Умение узнавать и писать букву А, а. Конструирование буквы А, а. Практический контроль. Узнавание буквы О, о. Умение узнавать букву О, о. Конструирование буквы О, о. Практический контроль Часы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34. Формирование умения обводить фигуры пальцем в воздухе, на доске, на парте. Шаблоны. Умение пользоваться шаблонами Узнавание буквы У, у. Формирование умения узнавать и писать букву У, у. Конструирование буквы У, у. Практический контроль Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Простейшие словесные отчёты по выполненному поручению. Ознакомление со словами «мыть руки» жестом, символом. Узнавание буквы М, м. Формирование умения узнавать и писать букву М, м. Умение узнавать и писать букву М, м. Практический контроль Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки Предметы. Соотнесение предметов и их названий. Шаблоны. Умение использовать символы и жесты в коммуникативных ситуациях. Умение работать с шаблонами. Умение отличать и имитировать речевые и неречевые звуки. Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Практический контроль Обобщающее повторение. Проверочная работа по разделу: «Коммуникация». Ознакомление со словом «да», «нет» жестом и символом. Умение использовать символы и жесты Действия по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Рисование композиции из геометрических фигур. Умение рисовать в альбоме по шаблонам самостоятельно, раскрашивание фигур с дорисовыванием. Формирование умения узнавать и писать букву С, с. Узнавание буквы С, с. Конструирование буквы С, с. Практический контроль. Формирование понятия «слово». Формирование умения называть предметы. Активизация и обогащение словаря по теме: «Фрукты». Описание предмета по двум признакам (цвету и форме) с опорой на технологическую карту и словесный образец учителя. Знакомство со стихотворением «Мишка» А.Л.Барто (или «Зайка»). Узнавание буквы Хх. Формирование умения узнавать и писать букву Хх. Конструирование буквы Хх. Ознакомление со словом «хорошо», «плохо», жестом и символом. Итоговый урок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Планируемые результаты освоения обучающимися курса «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей» Показателем усвоения обучающимися программы коррекционного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия. При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия. 1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях. 2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.). 3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; Умение пользоваться индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство). 4) Глобальное чтение в доступных ребёнку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. 5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)