Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ от 19 декабря 2014 года № 1598) (с изменениями). 3. Примерная Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования. 4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №19. 5. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург. 6. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург. 7. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса по ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования МАОУ СОШ №19. Программа рассчитана на 540 ч при 4 часах в неделю в 1, 2, 3, 4 классах. Предмет Математика 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 132 136 136 136 Итого за уровень образования 540 часов Учет особенностей обучающихся Программа рассчитана на слабовидящих обучающихся. При обучении по данной программе учитываются особенности их психического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивается коррекция нарушений развития и их социальная адаптация. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» Изучение учебного предмета «Математика» в начальной школе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. 1.1. Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. У выпускника будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к оценке своей учебной деятельности; – основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; – развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; – установка на здоровый образ жизни; – основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; – чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; – положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. 1.2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии; – владеть рядом общих приемов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; – аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; – с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: – находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; – определять тему и главную мысль текста; – делить тексты на смысловые части, составлять план текста; – вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; – сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака; – понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); – понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; – понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; – использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; – ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться: – использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; – работать с несколькими источниками информации; – сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: – пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; – соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; – формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; – сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; – составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность научиться: – делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования; – составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: – высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; – оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; – на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; – участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Выпускник получит возможность научиться: – сопоставлять различные точки зрения; – соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; – в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты) В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете. Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры. Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиа сообщения. Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером Выпускник научится: – использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку); – организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных Выпускник научится: – вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов; – рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете; – сканировать рисунки и тексты. Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. Обработка и поиск информации Выпускник научится: – подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты); – описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ; – собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; – редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений; – пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста; – искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); – заполнять учебные базы данных. Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений Выпускник научится: – создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их; – создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; – готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; – создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.; – создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); – размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации; – пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. Выпускник получит возможность научиться: – представлять данные; – создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель». Планирование деятельности, управление и организация Выпускник научится: – создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов); – определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; – планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. Выпускник получит возможность научиться: – проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования – моделировать объекты и процессы реального мира. 1.3 Предметные результаты С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся предметные результаты должны отражать: 1) использование начальных математических знаний для описания процессов, явлений, оценки их количественных и пространственных отношений; 2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, вычисления, записи и выполнения алгоритмов с использованием тифло-технических средств; 3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 4) владение умениями выполнять устные и письменные арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, наличие умения действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, таблицы, схемы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками; 5) овладение пространственными представлениями, умениями и навыками пространственной ориентировки, обеспечивающими освоение математических понятий, умение производить чертежно-измерительные действия, формирование навыков работы с раздаточным материалом; 6) умения и навыки восприятия сенсорных эталонов цвета, формы и величины; 7) развитие чувства ритма, координации движений, способствующих освоению навыков счета, последовательного выполнения арифметических действий; 8) развитие навыков ориентировки в микропространстве (на плоскости стола, в книге, в тетради, на рабочем месте, на доске); 9) овладение опытом использования математических представлений в познавательной и учебной деятельности; 10) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Числа и величины Выпускник научится: – читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона; – устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); – группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; – классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; – читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр). Выпускник получит возможность научиться: – выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия. Арифметические действия Выпускник научится: – выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком); – выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1); – выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; – вычислять значение числового выражения (содержащего 2-3арифметических действия, со скобками и без скобок). Выпускник получит возможность научиться: – выполнять действия с величинами; – использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; – проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.). Работа с текстовыми задачами Выпускник научится: – устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; – решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; – решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); – оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Выпускник получит возможность научиться: – решать задачи в 3—4 действия; – находить разные способы решения задачи. Пространственные отношения Геометрические фигуры Выпускник научится: – описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; – распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг); – выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; – использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач; – распознавать и называть геометрические тела (куб, шар); – соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус. Геометрические величины Выпускник научится: – измерять длину отрезка; – вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата; – оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз). Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников. Работа с информацией Выпускник научится: – читать несложные готовые таблицы; – заполнять несложные готовые таблицы; – читать несложные готовые столбчатые диаграммы. Выпускник получит возможность научиться: – читать несложные готовые круговые диаграммы; – достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму; – сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; – понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»); – составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации; – распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы); – планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм; – интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). 2. Содержание учебного предмета «Математика» Числа и величины Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе). Работа с текстовыми задачами Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объем работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между ипр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближенное измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника. Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур идр. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка). 3. Тематическое планирование учебного предмета «Математика» УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. Тема урока Раздел 1. Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов. Работа с информацией (7 ч) Сравнение. Сходство и различия предметов. Сравнение. Свойства предметов. Счет предметов. Отношения между предметами, фигурами. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и пр.) Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (слева - направо, справа – налево). Знакомство с таблицей. Сбор и представление информации. Чтение таблицы. Сравнение. Выделение элементов множества. Входная комплексная диагностика. Раздел 2. Число и счѐт. Арифметические действия и их свойства. Работа с информацией (20 ч) Чтение чисел от 1 до 5. Чтение чисел от 6 до 9. Конструирование. Сложение. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Распознавание и изображение геометрических фигур. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (вправо – влево). Порядковый счѐт. Вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Сравнение способом составления пар из элементов двух множеств. Сравнение способом составления пар из элементов двух множеств. Сравнение с формулировкой вывода «… на … больше (меньше), чем…» Сравнение чисел. Текстовые задачи. Знакомство с понятием «задача». Текстовые задачи. Сложение чисел. Сложение чисел. Вычитание чисел. Вычитание чисел. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. Различие числа и цифры. Чтение и запись числа 0. Раздел 3. Геометрические величины (3 ч) Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единица длины сантиметр. Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единица длины сантиметр. Измерение длин предметов и отрезков. Раздел 4. Арифметические действия и их свойства (6 ч) Связь между сложением, вычитанием. Понятия «больше, меньше на…» Сложение, вычитание числа на 1. Сложение, вычитание числа на 2. Чтение и запись числа 10. Сравнение чисел. Состав числа 10. Раздел 5. Геометрические величины (2 ч) Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единица длины дециметр. Измерение длин предметов и отрезков. Раздел 6. Пространственные отношения. Геометрические фигуры (3 ч) Знакомство с многоугольниками. Распознавание и изображение геометрической фигуры многоугольник. Использование чертѐжных инструментов для выполнения построений. Раздел 7. Работа с текстовыми задачами. Число и счѐт. Работа с информацией (7 ч) Решение текстовых задач арифметическим способом. Компоненты задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Компоненты задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение текстовых задач арифметическим способом. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Раздел 8. Геометрические величины (1 ч) Измерение длины в сантиметрах и дециметрах. Раздел 9. Число и счѐт. Арифметические действия и их свойства. Работа с текстовыми задачами. Работа с информацией (28 ч) Составление текстовых задач. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. Счѐт предметов. Чтение и запись чисел от 1 до 20. Чтение и запись чисел второго десятка. Умножение. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Умножение. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Составление текстовых задач. Чтение и запись чисел от 1 до 20. Таблица сложения. Умножение чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Умножение чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение текстовых задач арифметическим способом. Способ проверки правильности вычислений. Калькулятор. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Деление чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Деление чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Сравнение математических объектов. Тест по теме: «Число и счѐт. Числа от 1 до 20». Анализ работы. Работа над ошибками. Чтение и запись чисел до 20. Решение текстовых задач арифметическим способом. Сложение и вычитание чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Сложение и вычитание чисел. Умножение и деление чисел. Решение текстовых задач разными способами. Представление текста задачи в виде таблицы. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Решение текстовых задач разными способами. Создание простейшей информационной модели. Свойства сложения и вычитания. Перестановка чисел при сложении. Перестановка чисел при сложении. Раздел 10. Пространственные отношения. Геометрические фигуры (4 ч) Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар. Контрольная работа по теме: «Решение задач». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 88. 89. Анализ контрольной работы. Раздел 11. Число и счѐт. Арифметические действия и их свойства. Работа с текстовыми задачами (6 ч) Сложение с числом 0. Сложение с числом 0. Свойства вычитания. Свойства вычитания. Вычитание числа 0. Вычитание числа 0. Раздел 12. Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов (2 ч) Деление на группы по несколько предметов. Деление на группы по несколько предметов. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. Раздел 13. Число и счѐт. Арифметические действия и их свойства. Работа с текстовыми задачами (37 ч) Сложение и вычитание с числом 10, вида 10+5. Сложение и вычитание с числом 10, вида 10+5. Прибавление и вычитание числа 1. Связь между сложением, вычитанием. Прибавление и вычитание числа 1. Связь между сложением, вычитанием Прибавление числа 2. Прибавление числа 2. Вычитание числа 2 Вычитание числа 2. Прибавление числа 3. Прибавление числа3. Вычитание числа 3. Вычитание числа 3. Прибавление числа 4. Прибавление числа 4. Вычитание числа 4. Вычитание числа 4. Прибавление числа и вычитание числа 5. Связь между сложением, вычитанием. Прибавление числа и вычитание числа 5. Прибавление числа и вычитание числа 6. Связь между сложением, вычитанием. Прибавление числа и вычитание числа 6. Сравнение чисел. Знаки сравнения. Сравнение чисел. Знаки сравнения. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. Сравнение. Результат сравнения. Зависимость между величинами. Сравнение. Результат сравнения. Зависимость между величинами. Зависимость между величинами количество товара, его цена и стоимость. Зависимость между величинами количество товара, его цена и стоимость. Увеличение числа на несколько единиц. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений. Увеличение числа на несколько единиц. Уменьшение числа на несколько единиц. Уменьшение числа на несколько единиц. Прибавление чисел 7, 8, 9. Таблица сложения. Прибавление чисел 7, 8, 9. Таблица сложения. Вычитание чисел 7, 8, 9. Таблица сложения. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Сложение и вычитание. Скобки. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Сложение и вычитание. Скобки. Итоговая контрольная работа. Анализ контрольной работы. Раздел 14. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Работа с информацией (6 ч) Зеркальное отражение предметов. Зеркальное отражение предметов. Симметрия. Симметрия. Оси симметрии фигуры. Оси симметрии фигуры. Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 132 Тематическое планирование учебного предмета «Математика» УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс № п/п Тема урока Количество часов Раздел 1. Числа и величины (7 ч) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Счѐт десятками в пределах 100. Наблюдение. Устный счѐт. Арифметический диктант. Счѐт десятками в пределах 100. Наблюдение. Устный счѐт. Арифметический диктант. Счѐт десятками в пределах 100. Наблюдение. Счѐт десятками в пределах 100. Наблюдение. Чтение и запись двузначных чисел. Чтение и запись двузначных чисел. Запись двузначных чисел. Раздел 2. Пространственные отношения. Геометрические фигуры (4 ч) Распознавание и изображение геометрических фигур. Луч и его обозначение. Распознавание и изображение геометрических фигур. Луч и его обозначение. Входная контрольная работа №1. Работа над ошибками. Луч и его обозначение. Раздел 3. Работа с информацией (3 ч) Числовой луч. Распознавание и изображение геометрических фигур. Координата точки. Луч и его обозначение. Практическая работа «Запись и сравнение двузначных чисел. Луч». Раздел 4. Геометрические величины (4 ч) Геометрические величины и их измерение. Единицы измерения длин. Метр. Соотношение между единицами длины. Самостоятельная работа. Соотношение между единицами длины. Проверочная работа по теме: «Запись и сравнение двузначных чисел. Метр. Соотношение между единицами длины» Раздел 5. Пространственные отношения. Геометрические фигуры (3 ч) Работа над ошибками. Распознавание и изображение геометрических фигур. Многоугольник. Наблюдение. Общее понятие. Распознавание и изображение геометрических фигур. Многоугольник и его элементы. Практическая работа. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. Распознавание и изображение геометрических фигур. Многоугольник и его элементы. Раздел 6. Арифметические действия (14 ч) Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Способы сложения и вычитания в пределах 100. Сложение вида 26+2. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Способы сложения и вычитания в пределах 100. Сложение вида 31+10. Контрольный устный счѐт. Вычитание вида 26-4, 24-10. Контрольная работа №2 за I четверть. Работа над ошибками. Письменный приѐм сложения двузначных чисел без перехода через десяток. Алгоритм письменного сложения чисел. Письменный приѐм вычитания двузначных чисел без перехода через десяток. Алгоритм письменного вычитания чисел. Письменный приѐм вычитания двузначных чисел без перехода через десяток. Алгоритм письменного вычитания чисел. Письменный приѐм вычитания двузначных чисел без перехода через десяток. Письменный приѐм сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток. Самостоятельная работа. Сложение двузначных чисел (общий случай). Наблюдение. Алгоритм письменного сложения чисел. Сложение двузначных чисел (общий случай). Закрепление алгоритма сложения. Самостоятельная работа. Вычитание двузначных чисел (общий случай). Наблюдение. Алгоритм письменного вычитания чисел. Вычитание двузначных чисел (общий случай). Закрепление алгоритма вычитания. Контрольная работа №3 по теме: «Сложение и вычитание двузначных чисел. Многоугольники». Раздел 7. Геометрические величины (4 ч) Работа над ошибками. Периметр многоугольника. Наблюдение. Выведение правила. Периметр многоугольника. Алгоритм вычисления периметра многоугольника. Периметр многоугольника. Практическая работа. Проверочная работа по темам: «Числовой луч. Многоугольники. Сложение и вычитание двузначных чисел». Раздел 8. Пространственные отношения. Геометрические фигуры (5 ч) Работа над ошибками. Распознавание и изображение геометрических фигур. Окружность, еѐ центр и радиус. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Построение окружности с помощью циркуля. Практическая работа. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Окружность, еѐ центр и радиус. Самостоятельная работа. Взаимное расположение фигур на плоскости. Понятие о пересекающихся и непересекающихся фигурах. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. Раздел 9. Арифметические действия (22 ч) Таблица умножения и деления чисел. Умножение и деление на 2. Доля величины (половина числа). Умножение и деление на 2. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Половина числа. Самостоятельная работа. Умножение и деление на 3. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Умножение и деление на 3. Доля величины (треть числа). Самостоятельная работа. Умножение и деление на 4. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Умножение и деление на 4. Доля величины (четверть числа). Контрольный устный счѐт по теме: «Умножение и деление на 2, 3, 4». Проверочная работа по теме: «Простые задачи на умножение и деление». Работа над ошибками. Умножение и деление на 2,3,4. Умножение и деление на 5. Умножение и деление на 5. Итоговая контрольная работа №4 за 2-ю четверть. Работа над ошибками. Умножение и деление на 5. Доля величины (пятая часть числа). Самостоятельная работа. Умножение и деление на 6. Доля величины (шестая часть числа). Самостоятельная работа. Закрепление умножения и деления на 2,3,4,5,6. Умножение и деление на 2, 3, 4, 5, 6. Табличные случаи умножения и деления. Табличные случаи умножения и деления. Раздел 10. Геометрические величины (4 ч) Площадь геометрической фигуры. Наблюдение: периметр и площадь фигуры. Площадь фигуры. Решение задач. Точное измерение площади геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Площадь фигуры. Вычисление площади. Практическая работа. Раздел 11. Арифметические действия (14 ч) Умножение и деление на 7. Умножение и деление на 7. Доля величины (седьмая часть числа). Доля величины (седьмая часть числа). Арифметический диктант. Умножение и деление на 8. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. Умножение и деление на 8. Доля величины (восьмая часть числа). Умножение и деление на 8. Доля величины (восьмая часть числа). Арифметический диктант по теме: «Табличные случаи умножения и деления». Умножение и деление на 9. Умножение и деление на 9. Доля величины (девятая часть числа). Арифметический диктант. Контрольная работа №5 по теме: «Табличные случаи умножения и деления». Работа над ошибками. Табличные случаи умножения и деления. Раздел 12. Числа и величины (6 ч) Кратное сравнение. Наблюдение. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Решение задач. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) в…». Наблюдение. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Самостоятельная работа. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Тест. Раздел 13. Работа с текстовыми задачами (8 ч) Решение задач на увеличение в несколько раз. Наблюдение. Зависимость между величинами количество товара, его цена и стоимость. Решение задач на уменьшение в несколько раз. Выведение алгоритма. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. Зависимость между величинами объем работы, время, производительность труда. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. Самостоятельная работа. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. Зависимость между величинами объем работы, время, производительность труда. Итоговая контрольная работа №6 за 3-ю четверть. Работа над ошибками. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. Раздел 14. Арифметические действия (12 ч) Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Нахождение нескольких долей числа. Наблюдение. Упражнение с опорой на рисунок. Нахождение числа по нескольким его долям. Упражнение с опорой на рисунок. Контрольный устный счѐт. Нахождение числа по нескольким его долям (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Нахождение числа по нескольким его долям. Практическая работа. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. Нахождение числа по нескольким его долям. Числовые выражения. Названия чисел в записях действия сложения. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Названия чисел в записях действия вычитания. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Названия чисел в записях действий умножения и деления. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Связь между умножением и делением. Числовые выражения (суммы и разности). Нахождение значения числового выражения. Числовые выражения (произведения, частные). Нахождение значения числового выражения. Способ проверки правильности вычислений. Калькулятор. Числовые выражения. Самостоятельная работа. Контрольная работа №7 по теме: «Числовые выражения». Раздел 15. Пространственные отношения. Геометрические фигуры (10 ч) Работа над ошибками. Числовые выражения. Распознавание и изображение геометрических фигур. Угол. Прямой угол. Наблюдение. Распознавание и изображение геометрических фигур. Угол. Прямой угол. Практическая работа. Распознавание и изображение геометрических фигур. Прямоугольник. Наблюдение. Распознавание и изображение геометрических фигур. Квадрат. Наблюдение. Прямоугольные четырѐхугольники. Тест. Обобщение темы: «Прямоугольник. Квадрат». Свойства прямоугольника. Наблюдение. Противоположные стороны прямоугольника. Свойства прямоугольника. Наблюдение. Диагонали прямоугольника. Самостоятельная работа по теме: «Свойства прямоугольника». Свойства прямоугольника. Обобщение. Раздел 16. Геометрические величины (7 ч) Площадь геометрической фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь геометрической фигуры. Площадь прямоугольника. Решение задач. Площадь прямоугольника. Практическая работа. Обобщение по теме: «Прямоугольник. Квадрат. Их свойства. Периметр и площадь прямоугольника». Проверочная работа. Работа над ошибками. Свойства прямоугольника. Периметр и площадь прямоугольника. Итоговая контрольная работа №8 за 2-й класс. Работа над ошибками. Анализ работ. Раздел 17. Комплексное повторение (8 ч) Числа и величины. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. Геометрические фигуры. Луч. Многоугольники. Окружность, ее центр и радиус. Работа с информацией. Арифметические действия. Сложение. Вычитание. Нахождение значения числового выражения. Способ проверки правильности вычислений. Арифметические действия. Умножение. Деление. Геометрические величины. Периметр многоугольника. Площадь фигуры. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доли. Итого 1 1 1 1 1 1 1 136 Тематическое планирование учебного предмета «Математика» УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс № п/п Тема урока Количество часов Раздел 1. Числа и величины (5 ч) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Числа от 100 до 1000. Чтение и запись «круглых» сотен. Числа от 100 до 1000. Классы и разряды. Таблица разрядов трѐхзначных чисел. Числа от 100 до 1000. Запись и чтение трѐхзначных чисел. Сравнение чисел. Знаки. Арифметический диктант. Сравнение чисел. Неравенства. Раздел 2. Геометрические фигуры и величины. Пространственные отношения (11 ч) Геометрические величины и их измерение. Единицы длины километр, миллиметр. Километр, миллиметр. Измерение длины отрезков в разных единицах. Километр, миллиметр. Сравнение величин. Входной контроль. Контрольная работа №1. Работа над ошибками. Километр, миллиметр. Зависимости между величинами. Решение задач с величинами. Распознавание и изображение геометрических фигур. Ломаная. Вершины, звенья. Распознавание и изображение геометрических фигур. Ломаная. Решение задач на построение ломаной. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Ломаная. Единицы измерения длины. Длина ломаной. Длина ломаной. Решение задач. Длина ломаной. Построение геометрических фигур. Практическая работа. Раздел 3. Числа и величины (6 ч) Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы килограмм, грамм. Единицы массы килограмм, грамм. Чтение и запись величин. Единицы массы килограмм, грамм. Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Сложение и вычитание величин. Единицы массы килограмм, грамм. Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Решение задач с величинами. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы вместимости литр. Практическая работа. Единицы вместимости литр. Сложение и вычитание величин. Раздел 4. Арифметические действия (28 ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. Сложение трѐхзначных чисел. Устные приѐмы сложения. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Сложение трѐхзначных чисел. Письменные приѐмы сложения. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Сложение трѐхзначных чисел. Решение задач. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Сложение трѐхзначных чисел. Решение задач. Сложение трѐхзначных чисел. Решение задач. Контрольная работа №2 за I четверть. Работа над ошибками. Вычитание трѐхзначных чисел. Вычитание трѐхзначных чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом. Вычитание трѐхзначных чисел. Площадь прямоугольника. Вычитание трѐхзначных чисел. Задачи на построение геометрических фигур. Проверочная работа «Сложение и вычитание трѐхзначных чисел. Решение задач». Работа над ошибками. Решение текстовых задач арифметическим способом. Сложение и вычитание трѐхзначных чисел. Названия компонентов арифметических действий. Сложение и вычитание трѐхзначных чисел. Названия компонентов арифметических действий. Сочетательное свойство сложения. Сравнение выражений на основе сочетательного свойства сложения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Решение задач разными способами на основе сочетательного свойства сложения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Сумма трех и более слагаемых. Устные приѐмы вычислений. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Сумма трех и более слагаемых. Письменные приѐмы вычислений. Алгоритм письменного сложения многозначных чисел. Сумма трех и более слагаемых. Решение задач на построение геометрических фигур. Самостоятельная работа. Контрольная работа №3 по теме «Сложение трѐх и более слагаемых. Решение задач». Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Сочетательное свойство умножения. Сочетательное свойство умножения. Решение задач на построение геометрических фигур. Сочетательное свойство умножения. Решение задач разными способами на основе сочетательного свойства умножения Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Произведение трех и более множителей. Алгоритм письменного умножения многозначных чисел. Произведение трех и более множителей. Запись решения задач одним выражением. Произведение трех и более множителей. Решение задач на построение геометрических фигур. Арифметический диктант. Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление. Запись решения задач одним выражением. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. Раздел 5. Пространственные отношения. Геометрические фигуры (2 ч) Симметрия на клетчатой бумаге. Практическая работа. Задачи на построение симметричных фигур. Симметрия на клетчатой бумаге. Решение задач. Раздел 6. Арифметические действия (8 ч) Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок. Запись решения задач одним выражением. Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок. Решение задач на построение геометрических фигур. Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок. Решение задач. Контрольная работа №4 за 1 полугодие. Работа над ошибками Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. Составление выражений. Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. Повторение. Табличное умножение и деление. Проверочная работа по теме «Порядок выполнения действий в числовых выражениях». Раздел 7. Работа с информацией (6 ч) Работа над ошибками. Верные и неверные высказывания. Решение выражений. Верные и неверные высказывания. Составление выражений. Повторение. Числа от 100 до 1000. Верные и неверные высказывания. Решение задач с величинами. Повторение. Числа от 100 до 1000. Числовые равенства и неравенства. Повторение. Километр. Свойства числовых равенств. Повторение. Километр. Свойства числовых равенств. Повторение. Сравнение величин. Раздел 8. Пространственные отношения. Геометрические фигуры (3 ч) Деление окружности на равные части путѐм перегибания круга. Повторение. Сравнение величин. Деление окружности на равные части с помощью угольника. Повторение. Единицы массы. Деление окружности на равные части с помощью циркуля. Решение задач. Повторение. Единицы массы. Практическая работа. Раздел 9. Арифметические действия (10 ч) Умножение суммы на число. Повторение. Длина ломаной. Умножение суммы на число. Устные вычисления. Арифметический диктант. Умножение суммы на число. Повторение. Вместимость. Умножение на 10. Запись длины в см и дм. Повторение. Сложение величин. Умножение на 100. Решение задач с величинами. Повторение. Сложение величин. Умножение на 10 и 100. Повторение. Вычитание величин. Самостоятельная работа. Умножение вида 50∙9, 200∙4. Повторение. Вычитание величин. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. Умножение вида 50∙9, 200∙4. Повторение. Решение задач с величинами. Умножение вида 50∙9, 200∙4. Повторение. Решение задач с величинами. Проверочная работа по теме «Арифметические действия». Раздел 10. Пространственные отношения. Геометрические фигуры (2 ч) Распознавание и изображение геометрических фигур. Прямая. Обозначение прямой латинскими буквами. Повторение. Решение задач с величинами. Распознавание и изображение геометрических фигур. Прямая. Непересекающиеся прямые. Повторение. Сложение трѐхзначных чисел. Практическая работа. Раздел 11. Арифметические действия (8 ч) Умножение двузначного числа на однозначное. Повторение. Вычитание трѐхзначных чисел. Умножение двузначного числа на однозначное. Переместительное свойство умножения. Повторение. Вычитание трѐхзначных чисел. Умножение двузначного числа на однозначное. Повторение. Решение задач. Умножение трѐхзначного числа на однозначное. Алгоритм письменных вычислений. Повторение. Вычитание трѐхзначных чисел. Умножение трѐхзначного числа на однозначное. Повторение. Решение задач с величинами. Умножение трѐхзначного числа на однозначное. Повторение. Решение задач на построение геометрических фигур. Контрольная работа №5 по теме «Умножение на однозначное число». Работа над ошибками. Умножение на однозначное число. Повторение. Решение задач на построение геометрических фигур. Раздел 12. Числа и величины (4 ч) 90. Измерение времени. Единицы времени. Повторение. Периметр прямоугольника. 91. Измерение времени. Задачи на определение продолжительности времени. Повторение. Периметр прямоугольника. 92. Измерение времени. Задачи на определение продолжительности времени. Повторение. Периметр прямоугольника. 93. Измерение времени. Повторение. Площадь прямоугольника. Самостоятельная работа. Раздел 13. Арифметические действия (36 ч) 94. Деление на 10 и на 100. Повторение. Упрощение выражений. 95. Деление на 10 и на 100. Повторение. Упрощение выражений. 96. Контрольная работа №6 за III четверть. 97. Работа над ошибками. Нахождение однозначного частного. Деление вида 108:18. Повторение. Упрощение выражений. 98. Нахождение однозначного частного. Деление вида 108:18. Повторение. Упрощение выражений. 99. Нахождение однозначного частного. Повторение. Выражения со скобками. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. 100. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Повторение. Единицы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. времени. Деление с остатком. Повторение. Решение задач с величинами. Деление с остатком. Повторение. Решение задач с величинами. Деление с остатком. Повторение. Решение задач с величинами. Деление на однозначное число. Повторение. Зависимости между величинами, характеризующими количество товара, его цена и стоимость. Деление на однозначное число. Повторение. Выражения со скобками. Деление на однозначное число. Повторение. Зависимости между величинами, характеризующими объем работы, время, производительность труда. Деление на однозначное число. Повторение. Решение текстовых задач арифметическим способом. Деление на однозначное число. Повторение. Решение задач на построение геометрических фигур. Контрольная работа №7 по теме «Деление на однозначное число». Работа над ошибками. Деление на однозначное число. Повторение. Решение текстовых задач арифметическим способом. Умножение вида 23∙40. Повторение. Решение текстовых задач арифметическим способом. Умножение вида 23∙40. Повторение. Выражения со скобками. Умножение вида 23∙40. Повторение. Задачи с величинами «цена, количество, стоимость». Умножение вида 23∙40. Повторение. Решение текстовых задач арифметическим способом. Составные задачи. Самостоятельная работа. Умножение на двузначное число. Повторение. Решение текстовых задач арифметическим способом. Составные задачи. Планирование хода решения задачи. Умножение на двузначное число. Повторение. Выражения со скобками. Умножение на двузначное число. Арифметический диктант. Умножение на двузначное число. Повторение. Площадь прямоугольника. Умножение на двузначное число. Повторение. Решение задач на построение геометрических фигур. Умножение на двузначное число. Повторение. Решение текстовых задач арифметическим способом. Самостоятельная работа. Итоговая контрольная работа №8 за 3-й класс. Работа над ошибками. Деление на двузначное число. Деление на двузначное число. Повторение. Решение текстовых задач арифметическим способом. Деление на двузначное число. Повторение. Единицы времени. Деление на двузначное число. Повторение. Периметр и площадь прямоугольника. Деление на двузначное число. Повторение. Решение текстовых задач арифметическим способом. Деление на двузначное число. Повторение. Решение текстовых задач арифметическим способом. Деление на двузначное число. Повторение. Решение задач на построение геометрических фигур. Решение задач на построение геометрических фигур. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. Раздел 14. Повторение (7 ч) Числа и величины. Запись трехзначных чисел. Геометрические величины. Единицы длины. Величины. Единицы массы. Измерение величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками. Решение задач с величинами. Решение задач на построение геометрических фигур. Итого 1 1 1 1 1 1 1 136 Тематическое планирование учебного предмета «Математика» УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Тема урока Раздел 1. Числа и величины. Натуральные числа (10 ч) Десятичная система счисления. Чтение и запись чисел. Десятичная система счисления. Десятичная система счисления. Чтение и запись многозначных чисел. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Чтение и запись многозначных чисел. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Чтение и запись многозначных чисел. Сравнение многозначных чисел. Входной контроль. Контрольная работа №1. Сравнение многозначных чисел. Сравнение многозначных чисел. Проверочная работа по теме «Нумерация многозначных чисел». Раздел 2. Арифметические действия. Сложение и вычитание. Геометрические величины (9 ч) Сложение многозначных чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Сложение многозначных чисел. Названия компонентов арифметических действий. Сложение многозначных чисел. Вычитание многозначных чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Вычитание многозначных чисел. Названия компонентов арифметических действий. Вычитание многозначных чисел. Построение прямоугольников. Контрольный устный счет (математический диктант). Проверочная работа по теме «Письменные приѐмы сложения и вычитания многозначных чисел». Анализ проверочной работы. Построение прямоугольников. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Раздел 3. Числа и величины. Масса. Скорость. Работа с текстовыми задачами (7 ч) Скорость, время, путь. Представление текста задачи в виде схемы. Скорость, время, путь. Представление текста задачи в виде схемы, таблицы. Скорость, время, путь. Представление текста задачи в виде схемы, таблицы. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения. Задачи на движение. Представление текста задачи в виде схемы. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения. Задачи на движение. Представление текста задачи в виде схемы, таблицы. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения. Задачи на движение. Представление текста задачи в виде схемы, таблицы. Проверочная работа по теме «Задачи на движение». Раздел 4. Работа с информацией. Представление и сбор информации (5 ч) Анализ проверочной работы. Распознавание и изображение геометрических фигур. Координатный угол. Координатный угол. Практическая работа по теме «Координатный угол». Контрольная работа №2 по темам первой четверти. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Графики. Диаграммы. Чтение столбчатой диаграммы. Графики. Диаграммы. Чтение столбчатой диаграммы. Представление текста задачи в виде диаграммы. Раздел 5. Арифметические действия. Свойства арифметических действий. Работа с текстовыми задачами (6 ч) Переместительные свойства сложения и умножения. Переместительные свойства сложения и умножения. Сочетательные свойства сложения и умножения. Сочетательные свойства сложения и умножения. План и масштаб. План и масштаб. Раздел 6. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Арифметические действия. Свойства арифметических действий (9 ч) Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние. Многогранник. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние. Многогранник. Распределительные свойства умножения. Распределительные свойства умножения. Контрольная работа №3 по теме «Свойства арифметических действий». Умножение на 1000, 10000… Умножение на 1000, 10000… Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Раздел 7. Числа и величины. Масса. Скорость (2 ч) Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы тонна, центнер. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы тонна, центнер. Раздел 8. Работа с текстовыми задачами. Пространственные отношения. Геометрические фигуры (9 ч) Задачи на движение в противоположных направлениях. Задачи на движение в противоположных направлениях. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. Задачи на движение в противоположных направлениях. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние пирамида. Контрольный устный счет (математический диктант). Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние пирамида. Задачи на движение в противоположных направлениях (встречное движение). Задачи на движение в противоположных направлениях (встречное движение). Задачи на движение в противоположных направлениях (встречное движение). Контрольная работа №4 за 2 четверть. Раздел 9. Арифметические действия. Умножение и деление. Пространственные отношения. Геометрические фигуры (17 ч) Умножение многозначного числа на однозначное. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Умножение многозначного числа на однозначное. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Умножение многозначного числа на однозначное. Умножение многозначного числа на однозначное. Умножение многозначного числа на двузначное число. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Умножение многозначного числа на двузначное число. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Умножение многозначного числа на двузначное число. Названия компонентов арифметических действий. Умножение многозначного числа на двузначное число. Названия компонентов арифметических действий. Умножение многозначного числа на двузначное число. Умножение многозначного числа на трѐхзначное число. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Умножение многозначного числа на трѐхзначное число. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Умножение многозначного числа на трѐхзначное число. Названия компонентов арифметических действий. Умножение многозначного числа на трѐхзначное число. Умножение многозначного числа на трѐхзначное число. Контрольная работа №5 «Письменные приемы умножения чисел». Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние конус. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние конус. Раздел 10. Работа с текстовыми задачами (4 ч) Задачи на движение в одном направлении. Представление текста задачи в виде схемы. Задачи на движение в одном направлении. Представление текста задачи в виде схемы. Задачи на движение в одном направлении. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. Проверочная работа по теме «Задачи на движение в одном направлении». Раздел 11. Работа с информацией. Логические понятия (11 ч) Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что». Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что». Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что». Составные высказывания. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов «и»; «не»; «если… то…». Составные высказывания. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов «и»; «не»; «если… то…». Составные высказывания. Составные высказывания. Контрольный устный счет (математический диктант). Составные высказывания. Практическая работа по теме «Высказывания». Задачи на перебор вариантов. Планирование хода решения задачи. Задачи на перебор вариантов. Планирование хода решения задачи. Задачи на перебор вариантов. Раздел 12. Арифметические действия. Свойства арифметических действий (6 ч) Деление суммы на число. Деление суммы на число. Деление на 1000, 10000… Деление на 1000, 10000… Деление на 1000, 10000… Проверочная работа по теме «Деление многозначного числа на однозначное. Деление на 10, 100, 1000…». Раздел 13. Работа с текстовыми задачами. Пространственные отношения. Геометрические фигуры (5 ч) Карта. Карта. Контрольная работа №6 за 3 четверть. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние цилиндр. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние цилиндр. Раздел 14. Арифметические действия. Умножение и деление. Пространственные отношения. Геометрические фигуры (14 ч) Деление на однозначное число. Названия компонентов арифметических действий. Деление на однозначное число. Деление на однозначное число. Деление на двузначное число. Названия компонентов арифметических действий. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. 133. Деление на двузначное число. Деление на двузначное число. Проверочная работа по теме «Деление на двузначное число». Деление на трѐхзначное число. Названия компонентов арифметических действий. Деление на трѐхзначное число. Названия компонентов арифметических действий. Деление на трѐхзначное число. Деление на трѐхзначное число. Контрольная работа №7 по теме «Деление на трехзначное число». Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки. Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки. Раздел 15. Работа с информацией. Равенства с буквой. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Плоские фигуры (16 ч) Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15. Названия компонентов арифметических действий. Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15. Названия компонентов арифметических действий. Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15. Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15. Распознавание и изображение геометрических фигур. Угол и его обозначение. Угол и его обозначение. Контрольный устный счет (математический диктант). Распознавание и изображение геометрических фигур. Виды углов. Виды углов. Практическая работа «Угол и его обозначение». Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х + 8 = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2. Итоговая контрольная работа №8 за 4-й класс. Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х + 8 = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2. Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х + 8 = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2. Письменные приемы вычислений. Проверочная работа «Применение правил нахождения неизвестных компонентов арифметических действий». Распознавание и изображение геометрических фигур. Виды треугольников. Виды треугольников. Раздел 15. Арифметические действия. Измерения с указанной точностью. Геометрические величины (6 ч) Точное и приближѐнное значения величины. Точное и приближѐнное значения величины. Точное и приближѐнное значения величины. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 134. 135. 136. Изображение геометрических фигур. Построение отрезка, равного данному. Взаимное расположение предметов на плоскости. Изображение геометрических фигур. Построение отрезка, равного данному. Изображение геометрических фигур. Построение отрезка, равного данному. Итого 1 1 1 136 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)