Принято на заседании Общего собрания работников Учреждения (МАОУ СОШ № 19) Протокол № _____ от « ^ _______ 20-^-/ г. Принято на заседании Совета родителей МАОУ СОШ № 19 Протокол № ___ от « » ( Г _______ 20 «У г. Принято на заседании Совета обучающихся МАОУ СОШ № 19 Протокол № от « У Р » _____ 2 0 г. Положение о библиотеке (библиотечно-информационном центре) МАОУ СОШ № 19 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о библиотеке (библиотечно-информационном центре) МАОУ СОШ № 19 разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и ФЗ от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (с изменениями и дополнениями), с учетом Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» с изменениями от 8 декабря 2020 года, а также Устава общеобразовательной организации и других нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность общеобразовательных организаций. 1.2. Данное Положение о библиотечно-информационном центре (далее - Положение) обозначает основные принципы, задачи и функции библиотечно-информационного центра (далее БИЦ) в школе, определяет организацию деятельности, управление, порядок пользования БИЦ, а также регламентирует права и обязанности пользователей и работников БИЦ общеобразовательной организации. 1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции БИЦ общеобразовательной организации, которая способствует формированию культуры личности учащихся школы и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательной деятельности. 1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и определяет уровень требований к БИЦ как к структурному подразделению общеобразовательной организации. 1.5. Школьный БИЦ участвует в учебно-воспитательной деятельности в целях обеспечения права участников образовательной деятельности на бесплатное пользование библиотечно информационными ресурсами. 1.6. Деятельность БИЦ школы организуется и осуществляется в соответствии с российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и просветительная функции БИЦ базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании образовательной организации. 1.7. Согласно ст. 35 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об образовании в Российской Федерации» БИЦ доступна и бесплатна для читателей, обучающихся, учителей и других работников общеобразовательной организации. Удовлетворяет также запросы родителей на литературу по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей. 1.8. Цели БИЦ - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. 1.9. БИЦ руководствуется в своей деятельности Положением, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием и Уставом общеобразовательной организации. 2. Принципы деятельности БИЦ 2.1. Деятельность БИЦ основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 2.2. В БИЦ запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями 2 декабря 2019 года). 2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. 2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114ФЗ относятся: • официальные материалы запрещенных экстремистских организаций; • материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона; • любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона. 2.5. В помещении БИЦ размещается Федеральный список экстремистской литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. 2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их предоставления БИЦ определяются в Правилах пользования БИЦ. 2.7. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания БИЦ. 2.8. Организация обслуживания участников образовательной деятельности производится в соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарногигиеническими требованиями и нормами. 3. Задачи БИЦ 3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования обучающихся и педагогов общеобразовательной организации. 3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся, педагогам, родителям (законным представителям) обучающихся — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях: • бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); • цифровом (БУБ -диски); • коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях. 3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой. 3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала. 3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации. 3.6. Совершенствование предоставляемых БИЦ услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. 3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда. 4. Основные функции БИЦ Для реализации основных задач БИЦ: 4.1. Осуществляет основные функции библиотеки - образовательная, информационная, культурная. 4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательной организации: • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, учитывая Федеральный список экстремистской литературы, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, утвержденный Федеральным органом исполнительной власти; • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций; • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов. 4.3. Создает информационную продукцию: • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательной организации; • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции. 4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: • обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале; • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей; • создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; • способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения); • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления. 4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; • создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательной организации, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры. 4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся: • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в БИЦ; • консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы. 4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком. 4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.). 4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные условия для обслуживания читателей. 4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда. 4.11. Систематически информирует читателей о деятельности БИЦ. 4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в работе совещательного органа - библиотечного совета и актива читателей. 4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении. 4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда общеобразовательной организации. 5. Организация деятельности БИЦ 5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно информационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы БИЦ. 5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета. Денежные средства за сданную БИЦ макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов. 5.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества школьной библиотеки. 5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности БИЦ несет директор школы в соответствии с Уставом общеобразовательной организации. 5.5. Режим работы БИЦ определяется библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательной организации. 5.6. При определении режима работы БИЦ предусматривается выделение: • двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы; • одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится; • не менее одного раза в месяц — методического дня. 6. Организация, управление и штаты 6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет директор школы, который утверждает нормы и технологические документы, планы и отчеты о работе БИЦ. Заведующий БИЦ несет ответственность за все стороны деятельности, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также за создание комфортной информационной среды для читателей. 6.2. Руководство БИЦ осуществляет заведующий (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом общеобразовательной организации. 6.3. Заведующий БИЦ и библиотекарь назначается директором общеобразовательной организации, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы. 6.4. Заведующий БИЦ и библиотекарь отвечает за организацию работы БИЦ и результаты его деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на Педагогическом совете и утверждаются директором. Годовой план работы БИЦ является частью общего годового плана общеобразовательной организации. 6.5. На работу в БИЦ школы принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации. 6.6. График работы БИЦ устанавливается в соответствии с расписанием работы общеобразовательной организации. Два часа рабочего дня выделяется на выполнение внутри библиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день. 6.7. Штат БИЦ и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми документами с учетом объемов и сложности работ. 6.8. Трудовые отношения работников БИЦ и общеобразовательной организации регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить трудовому законодательству Российской Федерации. 6.9. Заведующий БИЦ, педагог - библиотекарь(библиотекарь) подлежит аттестации в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, должен удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик, Устава и Положения. 6.10. Библиотечный работник должен строго соблюдать настоящее Положение, правила и требования охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в общеобразовательной организации. 7. Права, обязанности и ответственность работников БИЦ 7.1. Заведующий БИЦ имеет право: • самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в настоящем Положении и Уставе образовательной организации; • проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; • определять источники комплектования информационных ресурсов; • изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; • определять в соответствии с правилами пользования БИЦ, утвержденными директором школы, и по согласованию с Советом родителей виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; • взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию ущерба, нанесенного пользователями БИЦ, за несовершеннолетних пользователей ответственность несут законные представители; • участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке, определяемом Уставом; • на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих нормативных актах Правительства РФ. • быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры; • участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 7.2. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) обязан: • обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами БИЦ; • информировать пользователей о видах предоставляемых БИЦ услуг; • формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательной организации, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; • совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; • обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; • обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой школы; • вести документацию БИЦ и отчитываться в установленном порядке перед директором общеобразовательной организации. 7.3. Библиотечный работник несет ответственность: • за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о труде, Правилами внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым договором. • за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением. • за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации. 8. Права и обязанности пользователей БИЦ 8.1. Пользователи БИЦ имеют право: • получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых БИЦ школы услугах; • пользоваться справочно-библиографическим аппаратом БИЦ; • получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; • получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; • продлевать срок пользования документами и литературой; • участвовать в мероприятиях, проводимых БИЦ; • пользоваться информационными ресурсами Президентской библиотеки; • обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы. 8.2. Пользователи БИЦ обязаны: • соблюдать правила пользования БИЦ; • бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; • пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в помещении БИЦ школы; • убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника БИЦ. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах несет последний пользователь; • расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу (исключение: обучающиеся 1-4 классов); • возвращать книги в БИЦ в установленные сроки; • заменять документы БИЦ в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования БИЦ; • полностью рассчитаться с БИЦ по истечении срока обучения или работы в общеобразовательной организации. <г 9. Порядок пользования БИЦ 9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в БИЦ производится в индивидуальном порядке, а родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту. 9.2. Перерегистрация пользователей БИЦ производится ежегодно. 9.3. Документом, подтверждающим право пользования БИЦ, является читательский формуляр. 9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в БИЦ. 9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в БИЦ производится в присутствии педагога - библиотекаря (библиотекаря). 9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно. 9.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может обращаться к педагогу - библиотекарю (библиотекарю). 9.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату и к ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистской литературы. 9.9. Работа за компьютером в читальном зале БИЦ производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам охраны труда и пожарной безопасности. 10. Заключительные положения 10.1. Настоящее Положение о БИЦ является локальным нормативным актом, принимается на Общем собрании работников и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации. 10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 10.3. Положение о БИЦ общеобразовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1, настоящего Положения. 10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.