Положение о библиотеке

Принято на заседании
Общего собрания работников
Учреждения
(МАОУ СОШ № 19)
Протокол № _____
от « ^
_______ 20-^-/ г.
Принято на заседании
Совета
родителей МАОУ СОШ № 19
Протокол № ___
от «
» ( Г _______ 20 «У г.
Принято на заседании
Совета обучающихся МАОУ СОШ №
19
Протокол №
от « У Р »
_____ 2 0 г.

Положение о библиотеке
(библиотечно-информационном центре) МАОУ СОШ № 19
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о библиотеке (библиотечно-информационном центре) МАОУ
СОШ № 19 разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и ФЗ от
29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (с изменениями и дополнениями), с учетом
Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности» с изменениями от 8 декабря 2020 года, а также Устава общеобразовательной
организации и других нормативных правовых актов Российской Федерации,
регламентирующих деятельность общеобразовательных организаций.
1.2. Данное Положение о библиотечно-информационном центре (далее - Положение)
обозначает основные принципы, задачи и функции библиотечно-информационного центра
(далее БИЦ) в школе, определяет организацию деятельности, управление, порядок
пользования БИЦ, а также регламентирует права и обязанности пользователей и работников
БИЦ общеобразовательной организации.
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции БИЦ
общеобразовательной организации, которая способствует формированию культуры
личности учащихся школы и позволяет повысить эффективность информационного
обслуживания учебно-воспитательной деятельности.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и определяет
уровень требований к БИЦ как к структурному подразделению общеобразовательной
организации.
1.5. Школьный БИЦ участвует в учебно-воспитательной деятельности в целях обеспечения
права участников образовательной деятельности на бесплатное пользование библиотечно­
информационными ресурсами.
1.6. Деятельность БИЦ школы организуется и осуществляется в соответствии с
российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в
обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и
просветительная функции БИЦ базируются на максимальном использовании достижений
общечеловеческой культуры. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и
справочными документами учитывается при лицензировании образовательной организации.
1.7. Согласно ст. 35 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об образовании в
Российской Федерации» БИЦ доступна и бесплатна для читателей, обучающихся, учителей
и других работников общеобразовательной организации. Удовлетворяет также запросы
родителей на литературу по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей.
1.8. Цели БИЦ - формирование общей культуры личности обучающихся на основе
усвоения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), содержания

общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных
программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа
жизни.
1.9. БИЦ руководствуется в своей деятельности Положением, федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов
субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления
образованием и Уставом общеобразовательной организации.
2. Принципы деятельности БИЦ
2.1. Деятельность БИЦ основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности,
приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности,
свободного развития личности.
2.2. В БИЦ запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и
иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой
статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности» (с изменениями 2 декабря 2019 года).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению
экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость
осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций,
обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо
оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на
полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой,
национальной или религиозной группы.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114ФЗ относятся:
• официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
• материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и
содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего
Федерального закона;
• любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.5. В помещении БИЦ размещается Федеральный список экстремистской литературы,
утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к
распространению на территории Российской Федерации.
2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации,
перечень основных услуг и условия их предоставления БИЦ определяются в Правилах
пользования БИЦ.
2.7. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания БИЦ.
2.8. Организация обслуживания участников образовательной деятельности производится в
соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарногигиеническими требованиями и нормами.
3. Задачи БИЦ
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования обучающихся и
педагогов общеобразовательной организации.

3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся, педагогам,
родителям (законным представителям) обучающихся — доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных
ресурсов на различных носителях:
• бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
• цифровом (БУБ -диски);
• коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение пользованию книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых БИЦ услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения
образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.
4. Основные функции БИЦ
Для реализации основных задач БИЦ:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки - образовательная, информационная,
культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательной
организации:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации, учитывая Федеральный
список экстремистской литературы, запрещенной к распространению на территории
Российской Федерации, утвержденный Федеральным органом исполнительной
власти;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками
данных других учреждений и организаций;
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательной
организации;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
• обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных потребностей;
• создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
• способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);

•

организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе
их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления.
4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• создает банк педагогической информации как основы единой информационной
службы
общеобразовательной
организации,
осуществляет
накопление,
систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в БИЦ;
• консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного фонда и
обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и
массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг,
читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные
условия для обслуживания читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с
целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности БИЦ.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в работе
совещательного органа - библиотечного совета и актива читателей.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда,
согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда общеобразовательной
организации.
5. Организация деятельности БИЦ
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно­
информационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами, учебным и воспитательным планами школы, программами,
проектами и планом работы БИЦ.
5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на
комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и
(или) абсолютных размеров финансирования из бюджета. Денежные средства за сданную
БИЦ макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки,
подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
5.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества школьной библиотеки.
5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для

деятельности БИЦ несет директор школы в соответствии с Уставом общеобразовательной
организации.
5.5. Режим работы БИЦ определяется библиотекарем в соответствии с правилами
внутреннего распорядка общеобразовательной организации.
5.6. При определении режима работы БИЦ предусматривается выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной
работы;
• одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
• не менее одного раза в месяц — методического дня.
6. Организация, управление и штаты
6.1.
Общее
руководство
библиотекой и контроль
за ее деятельностью
осуществляет директор школы, который утверждает нормы и технологические документы,
планы и отчеты о работе БИЦ. Заведующий БИЦ несет ответственность за все стороны
деятельности, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также за
создание комфортной информационной среды для читателей.
6.2. Руководство БИЦ осуществляет заведующий (библиотекарь), который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы, обучающимися,
их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты
деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом
общеобразовательной организации.
6.3. Заведующий БИЦ и библиотекарь назначается директором общеобразовательной
организации, является членом педагогического коллектива и входит в состав
педагогического совета школы.
6.4. Заведующий БИЦ и библиотекарь отвечает за организацию работы БИЦ и результаты
его деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на
Педагогическом совете и утверждаются директором. Годовой план работы БИЦ является
частью общего годового плана общеобразовательной организации.
6.5. На работу в БИЦ школы принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами
об образовании и (или) квалификации.
6.6. График работы БИЦ устанавливается в соответствии с расписанием работы
общеобразовательной организации. Два часа рабочего дня выделяется на выполнение
внутри библиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день.
6.7. Штат БИЦ и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным
окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми
документами с учетом объемов и сложности работ.
6.8. Трудовые отношения работников БИЦ и общеобразовательной организации
регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить трудовому
законодательству Российской Федерации.
6.9. Заведующий БИЦ, педагог - библиотекарь(библиотекарь) подлежит аттестации в
соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, должен
удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик, Устава и
Положения.
6.10. Библиотечный работник должен строго соблюдать настоящее Положение, правила и
требования охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в
общеобразовательной организации.
7. Права, обязанности и ответственность работников БИЦ

7.1. Заведующий БИЦ имеет право:
• самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с
целями и задачами, указанными в настоящем Положении и Уставе образовательной
организации;
• проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
• определять источники комплектования информационных ресурсов;
• изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по
учету библиотечного фонда;
• определять в соответствии с правилами пользования БИЦ, утвержденными
директором школы, и по согласованию с Советом родителей виды и размеры
компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
• взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию
ущерба, нанесенного пользователями БИЦ, за несовершеннолетних пользователей
ответственность несут законные представители;
• участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке,
определяемом Уставом;
• на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих нормативных
актах Правительства РФ.
• быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
• участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
7.2. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) обязан:
• обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
БИЦ;
• информировать пользователей о видах предоставляемых БИЦ услуг;
• формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных
изданий,
образовательными
программами
общеобразовательной
организации, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
• совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное
обслуживание пользователей;
• обеспечивать
сохранность
использования
носителей
информации,
их
систематизацию, размещение и хранение;
• обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и
работой школы;
• вести документацию БИЦ и отчитываться в установленном порядке перед
директором общеобразовательной организации.
7.3. Библиотечный работник несет ответственность:
• за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о труде,
Правилами внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым договором.
• за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
• за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации.
8. Права и обязанности пользователей БИЦ
8.1. Пользователи БИЦ имеют право:
• получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых БИЦ школы услугах;
• пользоваться справочно-библиографическим аппаратом БИЦ;
• получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

•

получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
• продлевать срок пользования документами и литературой;
• участвовать в мероприятиях, проводимых БИЦ;
• пользоваться информационными ресурсами Президентской библиотеки;
• обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи БИЦ обязаны:
• соблюдать правила пользования БИЦ;
• бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных
носителях, оборудованию, инвентарю;
• пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в
помещении БИЦ школы;
• убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника БИЦ. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых книгах несет последний пользователь;
• расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу
(исключение: обучающиеся 1-4 классов);
• возвращать книги в БИЦ в установленные сроки;
• заменять документы БИЦ в случае их утраты или порчи им равноценными, либо
компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования БИЦ;
• полностью рассчитаться с БИЦ по истечении срока обучения или работы в
общеобразовательной организации.
<г

9. Порядок пользования БИЦ
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в БИЦ производится в
индивидуальном порядке, а родителей (иных законных представителей) обучающихся — по
паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей БИЦ производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования БИЦ, является читательский
формуляр.
9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в БИЦ.
9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в БИЦ производится в
присутствии педагога - библиотекаря (библиотекаря).
9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно.
9.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может обращаться
к педагогу - библиотекарю (библиотекарю).
9.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату и к
ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистской литературы.
9.9. Работа за компьютером в читальном зале БИЦ производится согласно утвержденным
санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам охраны труда и пожарной
безопасности.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о БИЦ является локальным нормативным актом, принимается
на Общем собрании работников и утверждается (либо вводится в действие) приказом
директора общеобразовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.

10.3. Положение о БИЦ общеобразовательной организации принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.10.1, настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».