Рабочая программа по внеурочной деятельности «Плавание» на уровне НОО составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.09 № 373. 3. ООП НОО МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург. 4.Примерная Основная Образовательная Программа НОО. 5. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург. 6. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург. 7. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса по ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования. Курс рассчитан на 68 часов при 2 часах в неделю. Курс 7-9 лет «Плавание» 68 часа Главной целью данной программы является формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Специфической целью программы самосовершенствования. является подготовка ребенка к здоровому образу жизни и Образовательный процесс курса, в соответствии с требованиям ФГОС, направлен на решение следующих задач: -Формирование всесторонней развитой личности, посредством приобщения детей к здоровому образу жизни. -Развитие у учащихся двигательной активности для нормального физического развития ; -Приобретения детьми теоретических знаний о роли физических упражнений и воспитание у детей стремления к высоким спортивным достижениям; -Приобретение учащимися жизненно важных навыков для выживания в экстремальных ситуациях; поиск индивидуального пути -Формирование умения использовать эти навыки. -Владение умением проплыть 25м, соблюдая правильную координацию рук, ног в сочетании с дыханием, а также умение прыгать и погружаться в глубокую воду. -Закрепление и совершенствование достигнутого в приобщение к водной среде.. -Закрепление и совершенствование двигательного стереотипа безопорных скольжений. -Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься плаванием, применять их в целях отдыха; укрепления здоровья, самостоятельного сознательного обеспечения безопасности на открытых водоемах; -Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности. -Определение всестороннего развития личности предполагает овладение детьми младшего школьного возраста основами плавания и умения свободно держаться на воде. В это определение можно включить крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, своеобразный и новый уровень двигательных способностей, знания и навыки в плавании, мотивы и умения (освоенные способы плавания) вести физкультурнооздоровительную и спортивную деятельность, предпосылки для самостоятельных занятий, а так же прикладную значимость в плавание на открытых водоемах в периоды летнего отдыха. Реализация данной программы будет способствовать развитию навыков плавательной подготовки детей, знаниям и умениям в области личной гигиены и закаливания, безопасном поведении их на открытых водоѐмах, а также общему укреплению здоровья детей и формированию сознательного стремления к занятиям спортом и физической культурой. Материал курса представлен в программе следующими содержательными линиями: Кроль на груди. Кроль на спине. Брасс. Батерфляй. 1. Планируемые результаты освоения курса «Плавание» Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются: – умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еѐ цели; – умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; Личностные результаты: – активно включаться в общение и взаимодействие со сверстника- ми на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; – проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; – оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметные результаты: – характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; – обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; – видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; Предметные результаты – планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; – представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; – бережно обращаться с инвентарѐм и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; – в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; -формировать навык систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовиться к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) 2. Содержание курса «Плавание» Теория. Основы знаний. 1. Значение плавания. Правила поведения и техника безопасности на воде. Краткие и доступные сведения о влиянии занятий плавания на организм детей, как закаливающего организм фактора, как прикладного вида спорта, двигательные навыки которого необходимы в повседневной жизни, значение воды как естественной силы природы. Данные темы вариативно по желанию преподавателя можно включать в объяснения в течение урока на протяжении всего учебного года. Так же детям объясняются правила и меры безопасности поведения на открытых водоемах. 2. Гигиена занятий в плавательном бассейне и купания в открытых водоемах. Основные требования к местам купания в летний период. Принадлежности (купальный костюм, шапочка, тапочки, очки для плавания). Требования медицинского персонала бассейна в отношении внешнего вида и посторонних предметов (украшения, заколки для волос и т.п.). Гигиена приема душевых процедур, принадлежности личной гигиены. Освоение водной среды. 3. Приобщение к водной среде, упражнения для освоения с водной средой. Упражнения на суше, «Сухое плавание» (используются как упражнения для вводной части урока в процессе изучения нового плавательного движения) или разминочного варианта. 4. Дыхательные упражнения в воде. В воде подняться на носки, сделать вдох широко открытым ртом, задержать дыхание (закрыть рот и надуть щеки), погрузиться в воду и медленно выдыхать, сложив губы трубочкой, то же, но с более длительной задержкой дыхания (выдох выполняется во время вставания из воды в воду). Выдохи на воду, в воду, стоя свободно, вдох и выдох без задержки дыхания, наклонившись в воду (голову в воду, только лицо в воду). 5. Безопорные скольжения, упражнения для ознакомления с первыми движениями в плавании. Спортивный способ «Кроль на спине». Начинают с изучения движений на суше (сухое плавание). Выполнение их в воде. После выполнения упражнений у бортиков дети могут выполнять его без поддержки руками. Движения руками. На суше. В воде. Способ плавания «Кроль на груди» Движения ногами начинаю осваивать также на суше. Следующий этап движения ногами в воде. Ученики в воде, поворачиваются лицом к бортику, захватывают край руками и принимают горизонтальное положение, разучивают работу ног'. Упражнения для ознакомления с техникой движения руками. На суше. Ученики принимают удобное исходное положение в наклоне. В воде. Из прежнего исходного положения (как на суше), но подбородок на поверхности воды, делают непрерывные движения руками, как при плавании кролем па груди. Затем те же движения, но опустив лицо в воду. 6. Игры на воде. Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного. Подвижные игры в воде 3. Тематическое планирование. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Тема урока Техника безопасности на воде. Ознакомление с плавательной подготовкой занимающихся. Освоение с водой Освоение с водой. Погружения под воду. Лежания на воде с опорой о бортик бассейна. Выдохи в воду. Открывания глаз под водой Обучение погружению с головой под воду и открыванию глаз в оде. Разучивание выдоха в воду. Обучение всплыванию, лежанию на воде и скольжению. Лежания и всплывания :"поплавок" и "звезда". Выдохи в воду. Спады и прыжки с бортика ногами вниз Непрерывные вдохи-выдохи в воду с открытыми глазами. Прыжки в воду. Скольжения. Упражнение «звезда», «медуза». Лежания. Работа ног. Выдохи под воду Изучение движений ногами при плавании способом кроль на груди с опорой на месте. «Стрелочка» на спине. Изучение движений ногами при плавании способом кроль на груди с опорой на месте. Совершенствование в технике скольжения на груди. Изучение движений ногами кролем на груди и на спине в безопорном положении Скольжение на груди. Скольжение на спине. Ныряния за предметами. Спады и прыжки в воду. Изучение движений ног кролем на груди в согласовании с дыханием Кроль на груди. Дыхание. Выдохи под воду в движении. Кроль на груди. Дыхание. Изучение техники движении рук при плавании кролем на груди с опорой на месте и в движении. Совершенствование в технике скольжения на спине. Совершенствование движений ногами кролем на спине Плавание в согласовании движений ног с дыханием в кроле на груди. Эстафеты с элементами пройденного материала. Игры на воде. Изучение техники движений рук при плавании кролем на груди с опорой и без опоры. Совершенствование движений ног и согласование движений ног с дыханием. Плавание кролем на груди по элементам. Изучение движений руками в согласовании с дыханием в кроле на груди. Совершенствование движений ногами в согласовании с дыханием. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Плавание кролем на груди по элементам. Изучение движений руками в согласовании с дыханием в кроле на груди. Совершенствование движений ногами в согласовании с дыханием. Изучение согласования движений руками и ногами. Совершенствование техники движений руками в согласовании с дыханием. Совершенствование согласования движений ногами и руками Изучение движений руками при плавании кролем на спине. Изучение согласования движений руками, ногами и дыхания в способе кроль на груди. Совершенствование движений руками и ногами в способе кроль на груди. совершенствование движений руками и ногами в способе кроль на спине. Эстафетное плавание. Изучение согласования движений руками, ногами и дыхания в способе кроль на груди. Совершенствование движений ногами и руками в способе кроль на груди. Совершенствование движений руками и ногами в способе кроль на спине. Совершенствование техники плавания способом кроль на груди и на спине Изучение техники стартового прыжка. Совершенствование техники плавания способом кроль на груди Изучение стартового прыжка с последующими движениями под водой. Совершенствование техники плавания способом кроль на груди. Разучивание техники старта на спине. Плавание кролем на спине по элементам. Кроль на груди. Плавание по элементам. Эстафетное плавание Скольжение на груди. Скольжение на спине. Совершенствование техники плавания способами кроль на груди. Совершенствование техники плавания способами кроль на спине. Разучивание техники поворота на спине. Плавание кролем на груди и кролем на спине. Прыжки с тумбочки. Ныряния за предметами. Эстафеты и игры на воде. Эстафеты и игры на воде. Плавание кролем на груди по элементам Плавание кролем на спине по элементам Стартовый прыжок с последующей работой кролем на груди в полной координации. Совершенствование техники плавания способами кроль на груди. Эстафетное плавание Контрольное плавание изученным способом: - кроль на спине; -кроль на груди Переводные испытания. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1