Рассмотрено на заседании педагогического совета школы Протокол № / от« ^ » <г/ 20 ^ г . ПОЛОЖЕНИЕ О СТРУКТУРЕ, ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ КУРСОВ, ПРЕДМЕТОВ, ДИСЦИПЛИН ПО ФГОС (НОО, ООО, СОО) 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет структуру и содержание рабочих программ учебного предмета, курса, в том числе внеурочной деятельности, регламентирует порядок их разработки, утверждения и реализации педагогическими работниками в образовательной деятельности в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 19. 1.2. Настоящее положение о рабочей программе учебного предмета, курса, в том числе вне урочной деятельности по ФГОС начального общего и основного общего образования (далее Положение) разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2; ч.1,5 ст.12; ч.7 ст.28; ст.30; п.5 ч.З ст.47; п.1 ч.1 ст.48) (с изменениями); - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п.19.5) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 26.11.2010 №1241; приказом Минобрнауки РФ от 22.09.2011 №2357; приказом Минобрнауки РФ от 18.12.2012 №1060; приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1643; приказом Минобрнауки РФ от 18.05.2015 №507; приказом Минобрна уки РФ от 31.12.2015 №1576; - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (п. 18.2.2) с изме нениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644; приказом Минобрнау ки РФ от 31.12.2015 №1577; - Уставом МАОУ СОШ № 19. 1.3. К рабочим программам учебных предметов и курсов, в том числе внеурочной деятельности, относятся: программы по учебным предметам, программы курсов по выбору (в том числе вне урочной деятельности), программы факультативных занятий. 1.4. Рабочая программа (далее - Программа) —это локальный нормативный документ, опреде ляющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися (выпуск никами) в соответствии с ФГОС общего образования. 1.5. Рабочая программа, как компонент основной образовательной программы образовательной организации, является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, системы оценки на уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом МАОУ СОШ № 19. 1.6. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и/или до полнения. 2. Цели, задачи и функции рабочей программы 2.1. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательной деятельностью по определенному учебному предмету (курсу). Программы от дельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освое ния основной образовательной программы образовательной организации. 2.2. Задачи программы: - обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной про граммы общего образования; - дать представление о практической реализации федерального государственного образователь ного стандарта при изучении конкретного (курса), в том числе, внеурочной деятельности; - определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета, курса с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности образовательной организации и контин гента обучающихся; - обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями образования. 2.3. Рабочая программа выполняет следующие функции: - нормативную, т.е. является документом, обязательным для выполнения в полном объеме, на основании которого осуществляется контроль прохождения программы, полнотой усвоения учебного материала, а также определяется график диагностических и контрольных работ); - целеполагания, т.е. определяет цели, ради достижения которых она введена в образователь ную деятельность; - нормирующую, т.е. определяет содержание образования, фиксирует состав элементов содер жания, подлежащих усвоению обучающимися и/или ознакомлению; - процессуальную, т.е. определяет логическую последовательность усвоения элементов содер жания; - оценочную, т.е. выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и крите рии оценки уровня обученности обучающихся. 3. Технология разработки рабочей программы 3.1. Разработка и утверждение рабочих программ учебного предмета, курса, в том числе вне урочной деятельности, относится к компетенции образовательной организации и реализуется ей самостоятельно. 3.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, коллективом педагогов одного предметного методического объединения). 3.3. Рабочая программа составляется на уровень обучения (начальное общее образование, ос новное общее образование, среднее общее образование). 3.4. Рабочая программа составляется в двух вариантах. Один (электронный) является структур ным элементом образовательной программы и размещается на сайте образовательной организа ции. Для административной деятельности заместителя директора в его ПК хранится электрон ный вариант рабочей программы. 3.5. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспече но ее соответствие следующим документам: - федеральному государственному образовательному стандарту общего образования; - примерной программе по учебному предмету (курсу); - основной образовательной программе (адаптированной образовательной программе) МАОУ СОШ № 19; - учебному плану образовательной организации. 3.6. Программа (рабочая программа) автора учебно- методического комплекта по учебному предмету может использоваться без изменений при соблюдении следующих условий: - если в программе есть ссылка, что она составлена в соответствии с федеральным государ ственным образовательным стандартом соответствующего уровня образования/ и (или) при мерной программой учебного предмета; - соответствие программы автора УМК основной образовательной программе образовательной организации; - учебники этого УМК включены в действующий Федеральный перечень учебников, рекомен дуемых к использованию. 3.7. Структура рабочей программы учебного предмета является единой для всех работающих в данной школе педагогов. 4. Структура и содержание рабочей программы 4.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как це лостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического мате риала, и включает в себя следующие элементы: № Элементы рабочей программы п/п/ Титульный лист 1. (Приложение 1) 2. 3. 4. Содержание элементов Рабочей программы - полное наименование 0 0 ; - грифы рассмотрения, утверждения Рабочей программы (далее РП); - название учебного предмета, курса; - указание уровня образования, где реализуется РП; - сроки реализации РП; - название населенного пункта и года разработки РП. раскрываются результаты, формируемые предметом; Планируемые предметные систематизируются по трем видам результатов: результаты освоения - личностные; - метапредметные (регулятивные, познавательные, учебного предмета, курса коммуникативные УУД); - предметные (отражать уровневый подход к их достижению: «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться»); и конкретизируются для каждого класса. Содержание учебного должно содержать элементы: - перечень и название раздела и тем курса; предмета, курса изучаемый материал, объединенный в блоки; оформляется в виде таблицы и отражает следующие Тематическое элементы: планирование с указанием - название раздела / темы; - количество часов, отводимых на освоение раздела / темы; количества часов - виды текущих и промежуточных контрольных мероприятий (Приложение 2) (контрольная, лабораторная, практическая работа, зачет, защита проекта и др.) и их количество, исходя из специфики предмета. 4.2. Структура рабочей программы курсов внеурочной деятельности включает в себя: 1) титульный лист программы; 2) результаты освоения курса внеурочной деятельности; 3) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; 4) тематическое планирование. 4.3. Тематическое планирование рабочей программы является основой для создания календар но-тематического планирования учебного предмета (курса) на учебный год. Количество учеб ных часов по предмету в рабочей программе должно соответствовать годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год. Календарно-тематическое планирование не является частью рабочей программы. Это документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету. Календарно-тематическое планирование составляется учителем на каждый класс в соответ ствии с рабочей программой по учебному предмету, разработанной учителем и согласуется с заместителем директора. В течение учебного года по необходимости допускается корректиров ка календарно-тематического планирования учителем. Все изменения согласуются с заместите лем директора. Календарно-тематическое планирование оформляется в печатной форме на стандартных листах А4 в виде таблицы. Не допускается сокращений слов темы, запись одинаковых тем более двух уроков подряд. Обязательно записывать тему при указании форм контрольных уроков: диктант, контрольная работа, изложение, сочинение и их виды (выборочный диктант, контрольный дик тант, творческий диктант, словарный диктант), тест. Применяется сплошная нумерация уроков с целью демонстрации соответствия количества ча сов рабочей программы и учебного плана или отдельно для каждого раздела. 4.4. Текст набирается шрифтом Тппез Ыеш Котап, 12-14, одинарный межстрочный интервал, выравнивание по ширине, абзац 1 см, поля со всех сторон 1,5-2 см; центровка заголовков и аб зацы в тексте выполняются при помощи средств ''Л^огё, листы формата А4. Таблицы вставляют ся непосредственно в текст. 5. Порядок рассмотрения и утверждение рабочей программы 5.1. Рабочие программы рассматриваются и обсуждаются на заседании методического объеди нения (результаты заносятся в протокол). По итогам экспертизы принимается решение, которое протоколируется по каждому ШМО. 5.2. За содержание рабочих программ несет ответственность руководитель ШМО учителейпредметников данной образовательной области. Он представляет пакет рабочих программ и протокол их рассмотрения на заседание научно-методического совета, где они согласовываются и далее утверждаются приказом директора (общим списком) не позднее 01.09 текущего учебно го года. 5.3. При несоответствии Программы учебного предмета (курса) установленным данным Поло жением требованиям, заместитель директора накладывает резолюцию о необходимости дора ботки с указанием конкретного срока. 5.4. К утвержденной рабочей программе в срок до 10 сентября текущего учебного года готовит ся аннотация для размещения на официальном сайте школы в сети Интернет. 5.5. Педагог, принятый на работу в образовательную организацию, обязан продолжить обуче ние по рабочей программе, утвержденной на соответствующий учебный год. 5.6. Порядок внесения изменений/дополнений в рабочую программу включает следующее: 5.6.1. Основанием для внесения изменений/дополнений в рабочую программу может быть: - непредвиденные карантинные мероприятия; - непредвиденные пропуски уроков, занятий, вызванных погодными условиями; - непредвиденные на начало учебного года диагностические мероприятия, связанные с подго товкой к государственной итоговой аттестации. 5.6.2. Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством: - слияние близких по содержанию тем уроков; - укрупнения учебных дидактических единиц; - сокращения часов на проверочные работы; - оптимизации домашних заданий; - предоставление учащимся права на изучение части учебного материала самостоятельно (в форме домашних заданий) с последующим осуществлением контроля их работы. 5.6.3. Не допускается уменьшение объема часов за счет полного исключения тематического раздела из программы. 5.6.4. Все изменения и/или дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора и закреплены приказом ди ректора «О внесении изменении/дополнений в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и дополнительных образовательных программ». В ходе реализации про грамм учитель осуществляет корректировку КТП. О чём своевременно вносит информацию в «Лист корректировки КТП» (Приложение 3). 5.7. Утвержденные рабочие программы предметов учебного плана являются составной частью основной образовательной программы НОО, ООО, СОО, входят в обязательную нормативную локальную документацию образовательной организации. 5.8. Образовательная организация несет ответственность в соответствии с действующим зако нодательством в образовании за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком. 6. Делопроизводство 6.1. Рабочая программа составляется в бумажном виде в 2-х экземплярах: один хранится у учи теля, второй хранится у заместителя директора. В электронном виде сдается в учебную часть образовательной организации. 6.2. Администрация образовательной организации и руководители ШМО в соответствии с пла ном внутришкольной работы осуществляют систематический контроль за выполнением рабо чих программ, их практической части, соответствием записей в электронном классном журнале содержанию рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четверти, года). Итоги проверки рабочих программ подводятся на административном совещании. Приложение 1 к приказу № 294 от 28 августа 2020г. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19 Приложение к основной образовательной программе уровня среднего общего образования Утверждена приказом Рассмотрена и согласована директора МАОУ СОШ № 19 на заседании НМС № ... о т ...... г. МАОУ СОШ № 19 Протокол № 1 о т ............г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета, курса «...............» уровня...........общего образования срок реализации .... года Екатеринбург 2020 Приложение 2 к приказу № 294 от 28 августа 2020г. 1. Тематическое планирование, с указанием часов по каждой теме. .... класс Количество часов Тема урока № п.п Приложение 3 к приказу № 294 от 28 августа 2020г. Лист корректировки рабочей программы (календарно-тематического планирования) 2020-2021 учебный год Предмет Класс__ Учитель Номер Раздел урока Тема урока Дата проведения по плану Дата фактического проведения Количество часов По плану Дано фактически Причина корректировки Способ корректировки