'оУ СОШ .4» 19 Уй.Я^Белова Принято на заседании Общего собрания работников МАОУ СОШ № 19 Протокол № _____ от « ______ 20^ г. Принято на заседании Совета родителей МАОУ СОШ № 19 Протокол № 3 от « _____ 20 г. Принято на заседании Совета обучающихся МАОУ СОШ № 19 Протокол № ^ от « ^ 20 г. Положение об организации питания обучающихся в МАОУ СОШ № 19 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями), санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Приказом Минздравсоцразвития России № 213н и Минобрнауки России №178 от 11.03.2012г «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений», Федеральным законом № 29-ФЗ от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» с изменениями на 13 июля 2020 года, Уставом общеобразовательной организации. 1.2. Данное Положение разработано с целью создания оптимальных условий для организации полноценного, здорового питания обучающихся в школе, укрепления здоровья детей, недопущения возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, отравлений в общеобразовательной организации. 1.3. Настоящий локальный акт определяет основные цели, задачи и требования к организации питания обучающихся в школе, условиям и срокам хранения продуктов питания, устанавливает возрастные нормы питания, а также порядок поставки продуктов. Положение устанавливает ответственность лиц, участвующих в организации питания, определяет учетно-отчетную документацию по питанию. 1.4. Организация питания в общеобразовательной организации осуществляется на договорной основе с «поставщиком» как за счёт средств бюджета, так и за счет средств родителей (законных представителей) обучающихся. 1.5. Порядок поставки продуктов определяется муниципальным контрактом. 1.6. Закупка и поставка продуктов питания осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013г с изменениями от 24 февраля 2021 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на договорной основе, как за счет средств бюджета, так и за счет средств платы родителей (законных представителей) за питание обучающихся в общеобразовательной организации. 1.7. Организация питания в школе осуществляется штатными работниками предприятия общественного питания. 1.8. Действие настоящего Положения распространяется на всех обучающихся школы, родителей (законных представителей) обучающихся, а также на работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. 2. Основные цели и задачи организации питания 2.1. Основной целью организации питания в школе является создание оптимальных условий для укрепления здоровья и обеспечения безопасного и сбалансированного питания обучающихся, осуществления контроля необходимых условий для организации питания, а также соблюдения условий поставки и хранения продуктов в организации, осуществляющей образовательную деятельность. 2.2. Основными задачами при организации питания школьников являются: • обеспечение обучающихся питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в рациональном и сбалансированном питании; • гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании; • предупреждение (профилактика) среди обучающихся школы инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания; • пропаганда принципов здорового и полноценного питания; • социальная поддержка детей из социально незащищенных, малообеспеченных и семей, попавших в трудные жизненные ситуации; • модернизация оборудования школьных пищеблоков в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, современных технологий; • использование бюджетных средств, выделяемых на организацию питания, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. 3. Требования к персоналу и помещениям пищеблока 3.1. Лица, поступающие на работу в организации общественного питания, должны соответствовать требованиям, касающимся прохождения ими профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, предварительных и периодических медицинских осмотров, вакцинации, установленным законодательством Российской Федерации. 3.2. Медицинский персонал (при наличии) или назначенное ответственное лицо в общеобразовательной организации (член комиссии по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции), проводит ежедневный осмотр работников, занятых изготовлением продукции питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний. Результаты осмотра заносятся в гигиенический журнал (рекомендуемый образец приведен в Приложении 1) на бумажном и/или электронном носителях. Список работников, отмеченных в журнале на день осмотра, должен соответствовать числу работников на этот день в смену. Лица с кишечными инфекциями, гнойничковыми заболеваниями кожи рук и открытых поверхностей тела, инфекционными заболеваниями должны временно отстраняться от работы с пищевыми продуктами. 3.3. Для исключения риска микробиологического и паразитарного загрязнения пищевой продукции работники пищеблока школьной столовой обязаны: • оставлять в индивидуальных шкафах или специально отведенных местах одежду второго и третьего слоя, обувь, головной убор, а также иные личные вещи и хранить отдельно от рабочей одежды и обуви; • снимать в специально отведенном месте рабочую одежду, фартук, головной убор при посещении туалета либо надевать сверху халаты; тщательно мыть руки с мылом или иным моющим средством для рук после посещения туалета; • сообщать обо всех случаях заболеваний кишечными инфекциями у членов семьи, проживающих совместно, медицинскому работнику или ответственному лицу предприятия общественного питания; • использовать одноразовые перчатки при порционировании блюд, приготовлении холодных закусок, салатов, подлежащие замене на новые при нарушении их целостности и после санитарно-гигиенических перерывов в работе. 3.4. Пищеблок для приготовления пищи должен быть оснащен техническими средствами для реализации технологического процесса, его части или технологической операции (технологическое оборудование), холодильным, моечным оборудованием, инвентарем, посудой (одноразового использования, при необходимости), тарой, изготовленными из материалов, соответствующих требованиям, предъявляемым к материалам, контактирующим с пищевой продукцией, устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств и обеспечивающими условия хранения, изготовления пищевой продукции. 3.5. Пищеблок должен быть оборудован исправными системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции и освещения, которые должны быть выполнены так, чтобы исключить риск загрязнения пищевой продукции. 3.6. Для продовольственного (пищевого) сырья и готовой к употреблению пищевой продукции школьной столовой должны использоваться раздельное технологическое и холодильное оборудование, производственные столы, разделочный инвентарь (маркированный любым способом), многооборотные средства упаковки и кухонная посуда. Столовая и кухонная посуда и инвентарь одноразового использования должны применяться в соответствии с маркировкой по их применению. 3.7. Разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции должен обрабатываться и храниться раздельно в производственных цехах (зонах, участках). Повторное использование одноразовой посуды и инвентаря запрещается. 3.8. Зоны (участки) и (или) размещенное в них оборудование, являющееся источниками выделения газов, пыли (мучной), влаги, тепла должны быть оборудованы локальными вытяжными системами, которые могут присоединяться к системе вытяжной вентиляции производственных помещений. Воздух рабочей зоны и параметры микроклимата должны соответствовать гигиеническим нормативам. 3.9. Складские помещения для хранения продукции должны быть оборудованы приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование - контрольными термометрами. Ответственное лицо обязано ежедневно снимать показания приборов учёта и вносить их в соответствующие журналы (Приложение 2). Журналы можно вести в бумажном или электронном виде. 3.10. В помещениях пищеблока не должно быть насекомых и грызунов, а также не должны содержаться синантропные птицы и животные. 3.11. В производственных помещениях не допускается хранение личных вещей и комнатных растений. 4. Порядок поставки продуктов 4.1. Порядок поставки продуктов определяется договором (контрактом) между поставщиком и общеобразовательной организацией. 4.2. Поставщик поставляет товар отдельными партиями по заявкам образовательной организации, с момента подписания контракта. 4.3. Поставка товара осуществляется путем его доставки поставщиком на склад продуктов образовательной организации. 4.4. Товар передается в соответствии с заявкой образовательной организации, содержащей дату поставки, наименование и количество товара, подлежащего доставке. 4.5. Транспортировку пищевых продуктов проводят в условиях, обеспечивающих их сохранность и предохраняющих от загрязнения. Доставка пищевых продуктов осуществляется специализированным транспортом, имеющим санитарный паспорт. 4.6. Товар должен быть упакован надлежащим образом, обеспечивающим его сохранность при перевозке и хранении. 4.7. На упаковку (тару) товара должна быть нанесена маркировка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. 4.8. Продукция поставляется в одноразовой упаковке (таре) производителя. 4.9. Прием пищевой продукции, в том числе продовольственного сырья, на пищеблок должен осуществляться при наличии маркировки и товаросопроводительной документации, сведений об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренных в том числе техническими регламентами. В случае нарушений условий и режима перевозки, а также отсутствии товаросопроводительной документации и маркировки пищевая продукция и продовольственное (пищевое) сырье на пищеблоке не принимаются. 4.10. Перевозка (транспортирование) и хранение продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции должны осуществляться в соответствии с требованиями соответствующих технических регламентов. 4.11. Входной контроль поступающих продуктов осуществляется ответственным лицом. Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража скоропортящихся пищевых продуктов, поступающих на пищеблок общеобразовательной организации (Приложение 3). 5. Условия и сроки хранения продуктов 5.1. Доставка и хранение продуктов питания должны находиться под строгим контролем директора, заведующего производством, так как от этого зависит качество приготовляемой пищи. 5.2. Пищевые продукты, поступающие в общеобразовательную организацию, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность. 5.3. Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, а также продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, не имеющие маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации. 5.4. Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, маркировочные ярлыки (или их копии) должны сохраняться до окончания реализации продукции. 5.5. Сроки хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов должны соблюдаться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. 5.6. Школьная столовая обеспечена холодильными камерами. Кроме этого, имеются кладовые для хранения сухих продуктов, таких как мука, сахар, крупы, макароны, и для овощей. 5.7. Складские помещения (кладовые) и холодильные камеры необходимо содержать в чистоте, хорошо проветривать. 6. Требования к приготовленной пище 6.1. Для предотвращения размножения патогенных микроорганизмов не допускается: • нахождение на раздаче более 3 часов с момента изготовления готовых блюд, требующих разогревания перед употреблением; • размещение на раздаче для реализации холодных блюд, кондитерских изделий и напитков вне охлаждаемой витрины (холодильного оборудования) и реализация с нарушением установленных сроков годности и условий хранения, обеспечивающих качество и безопасность продукции; • реализация на следующий день готовых блюд; • замораживание нереализованных готовых блюд для последующей реализации в другие Дни; • привлечение к приготовлению, порционированию и раздаче кулинарных изделий посторонних лиц, включая персонал, в должностные обязанности которого не входят указанные виды деятельности. 6.2. В целях контроля за риском возникновения условий для размножения патогенных микроорганизмов необходимо вести ежедневную регистрацию показателей температурного режима хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании и складских помещениях на бумажном и (или) электронном носителях и влажности - в складских помещениях (рекомендуемые образцы приведены в Приложении 2). 6.3. С целью минимизации риска теплового воздействия для контроля температуры блюд на линии раздачи должны использоваться термометры. 6.4. Температура горячих жидких блюд и иных горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых через раздачу, должна соответствовать технологическим документам. 7. Нормы питания и физиологических потребностей детей в пищевых веществах 7.1. Обучающиеся общеобразовательной организации получают питание согласно установленному и утвержденному директором школы режиму питания в зависимости от их режима обучения в образовательной организации (Приложение 4). 7.2. Питание детей должно осуществляться в соответствии с меню, утвержденным директором общеобразовательной организации. В случае привлечения предприятия общественного питания к организации питания детей в школе, меню должно утверждаться руководителем предприятия общественного питания, согласовываться директором школы. 7.3. Меню является основным документом для приготовления пищи на пищеблоке общеобразовательной организации. 7.4. Вносить изменения в утверждённое меню, без согласования с директором организации, осуществляющей образовательную деятельность, запрещается. 7.5. При необходимости внесения изменений в меню (несвоевременный завоз продуктов, недоброкачественность продукта) медицинским работником школы составляется объяснительная записка с указанием причины. В меню вносятся изменения и заверяются подписью директора школы. Исправления в меню не допускаются. 7.6. Основное меню должно разрабатываться на период не менее двух недель (с учетом режима организации) для каждой возрастной группы детей (рекомендуемый образец приведен в Приложении 5). 7.7. Масса порций для детей должны строго соответствовать возрасту обучающегося (Приложение 6). 7.8. При составлении меню для школьников в возрасте от 7 до 18 лет учитывается: • среднесуточный набор продуктов для каждой возрастной группы (Приложение 7); • объём блюд для каждой возрастной группы (Приложение 8); • нормы физиологических потребностей; • нормы потерь при холодной и тепловой обработке продуктов; • выход готовых блюд; • нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд; • требования Роспотребнадзора в отношении запрещённых продуктов и блюд, ис пользование которых может стать причиной возникновения желудочно-кишечного заболевания или отравления (Приложение 9). 7.9. Допускается замена одного вида пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий на иные виды пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий в соответствии с таблицей замены пищевой продукции с учетом ее пищевой ценности {Приложение 10). 7.10. Меню допускается корректировать с учетом климато-географических, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей питания населения, при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания детей основных пищевых веществ (Приложение 11). 7.11. Для дополнительного обогащения рациона питания детей микронутриентами в эндемичных по недостатку отдельных микроэлементов регионах в меню должна использоваться специализированная пищевая продукция промышленного выпуска, обогащенные витаминами и микроэлементами, а также витаминизированные напитки промышленного выпуска. Витаминные напитки должны готовиться в соответствии с прилагаемыми инструкциями непосредственно перед раздачей. Замена витаминизации блюд выдачей детям поливитаминных препаратов не допускается. В целях профилактики йододефицитных состояний у детей должна использоваться соль поваренная пищевая йодированная при приготовлении блюд и кулинарных изделий. 7.12. На информационных стендах школьной столовой вывешивается следующая информация: • ежедневное меню основного (организованного) питания на сутки для всех возрастных групп обучающихся с указанием наименования приема пищи, наименования блюда, массы порции, калорийности порции; • рекомендации по организации здорового питания детей. 7.13. При наличии детей в общеобразовательной организации, имеющих рекомендации по специальному питанию, в меню обязательно включаются блюда диетического питания. 7.14. Для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, должно быть организовано лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача. 7.15. Индивидуальное меню должно быть разработано специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача). 7.16. Дети, нуждающиеся в лечебном и/или диетическом питании, вправе питаться по индивидуальному меню или пищей, принесённой из дома (с соблюдением санитарно-эпидемиологических норма и правил). Если родители выбрали второй вариант, в школе необходимо создать условия для приема пищи в специально отведённом месте. 7.17. Выдача детям рационов питания должна осуществляться в соответствии с утвержденными индивидуальными меню, под контролем ответственных лиц, назначенных в общеобразовательной организации. 8. Порядок организации питания в общеобразовательной организации 8.1. Организация питания обучающихся в общеобразовательной организации является обязательным направлением деятельности школы. 8.2. Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 8.3. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления. 8.4. Администрация общеобразовательной организации обеспечивает принятие организационно-управленческих решений, направленных на обеспечение горячим питанием обучающихся, пропаганде принципов и санитарно-гигиенических основ здорового питания, ведение консультационной и разъяснительной работы с родителями (законными представителями) обучающихся. 8.5. При нахождении детей в общеобразовательной организации более 4 часов обеспечивается возможность организации горячего питания. При продолжительности экзамена от 4 часов и более обучающиеся обеспечиваются питанием. Независимо от продолжительности экзамена обеспечивается питьевой режим. При проведении экскурсий, походов, поездок питание организованных групп детей осуществляется с интервалами не более 4 часов. 8.6. Для обучающихся школы предусматривается организация двухразового горячего питания (завтрак и обед), а также возможна реализация (свободная продажа) готовых блюд и буфетной продукции. Обучающиеся, находящиеся в группах продленного дня, обеспечиваются трехразовым питанием (завтрак, обед и полдник) в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения". 8.7. Изготовление продукции должно производиться в соответствии с меню, утвержденным (согласованным) директором школы или уполномоченным им лицом, по технологическим документам, в том числе технологической карте, технико-технологической карте, технологической инструкции. В этом документе должна быть прописана температура горячих, жидких и иных горячих блюд, холодных супов и напитков. Наименование блюд и кулинарных изделий, указываемых в меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в технологических документах. 8.8. При формировании рациона здорового питания и меню при организации питания детей в школе должны соблюдаться следующие требования: • питание детей должно осуществляться посредством реализации основного (организованного) меню, включающего горячее питание, дополнительного питания, а также индивидуальных меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании с учетом требований, содержащихся в приложениях №6-13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20. • меню должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) с учетом следующего: - при отсутствии второго завтрака калорийность основного завтрака должна быть увеличена на 5% соответственно. - при 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и "уплотненного" полдника с включением блюд ужина и с распределением калорийности суточного рациона 30%. - допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/-5% при условии, что средний % пищевой ценности за неделю будет соответствовать нормам, приведенным в Приложении 13, по каждому приему пищи. - на период летнего отдыха и оздоровления (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни, при повышенной физической нагрузке (спортивные соревнования, слеты, сборы и тому подобное) нормы питания, включая калорийность суточного рациона, должны быть увеличены не менее чем на 10% в день на каждого человека. - разрешается производить замену отдельных видов пищевой продукции в соответствии с санитарными правилами и нормами в пределах средств, выделяемых на эти цели организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, больных хронической дизентерией, туберкулезом, ослабленных детей, а также для больных детей, находящихся в изоляторе, устанавливается 15-процентная надбавка к нормам обеспечения, приведенным в таблице 3 приложения №7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20. - для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, по согласованию с органами здравоохранения определяются виды пищевой продукции и блюда с учетом заболеваний указанных лиц. - для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, питание детей должно быть организовано 5-6 разовое в сутки по месту фактического пребывания ребенка. 8.9. При организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов допускается использовать набор пищевой продукции ("сухой паек"), свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00) - должно быть организовано горячее питание. 8.10. Перечень пищевой продукции, которая не допускается при организации питания детей, приведен в Приложении 9. 8.11. В целях контроля за качеством и безопасностью приготовленной пищевой продукции на пищеблоке отбирается суточная проба от каждой партии приготовленной пищевой продукции. 8.12. Отбор суточной пробы осуществляется назначенным ответственным работником пищеблока (членом комиссии по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции), в специально выделенные обеззараженные и промаркированные емкости (плотно закрывающиеся) - отдельно каждое блюдо и (или) кулинарное изделие. Суточная проба отбирается в объеме: • порционные блюда, биточки, котлеты, сырники, оладьи, колбаса, бутерброды поштучно, в объеме одной порции; • холодные закуски, первые блюда, гарниры и напитки (третьи блюда) - в количестве не менее 100 г; • порционные вторые блюда, биточки, котлеты, колбаса и т.д. оставляют поштучно, целиком (в объеме одной порции). 8.13. Суточные пробы должны храниться не менее 48 часов в специально отведенном в холодильнике месте/холодильнике при температуре от +2°С до +6°С. 8.14. Выдача готовой пищи для раздачи разрешается только после проведения контроля комиссией по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции в составе не менее 3-х человек. Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража готовой пищевой продукции (Приложение 12). 8.15. Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений') не допускается: • использование запрещенных пищевых продуктов; • использование остатков пищи от предыдущего приема и пищи, приготовленной накануне; • пищевых продуктов с истекшими сроками годности и явными признаками недоброкачественности (порчи); • овощей и фруктов с наличием плесени и признаками гнили. 8.16. Проверку качества пищи, соблюдение рецептур и технологических режимов осуществляет медицинский работник (комиссия по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции). Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража готовой пищевой продукции общеобразовательной организации. 8.17. В компетенцию директора школы по организации питания входит: • утверждение ежедневного меню; • контроль состояния производственной базы пищеблока, замена устаревшего оборудования, его ремонт и обеспечение запасными частями; • капитальный и текущий ремонт помещений пищеблока; • контроль соблюдения требований санитарно-эпидемиологических правил и норм; • обеспечение пищеблока школы достаточным количеством столовой и кухонной посуды, спецодеждой, санитарно-гигиеническими средствами, разделочным оборудованием, и уборочным инвентарем; • заключение контрактов на поставку продуктов питания поставщиком. 8.18. Режим питания устанавливается в зависимости от утвержденного графика (расписания) учебных занятий и утверждается непосредственно директором общеобразовательной организации. 9. Порядок организации дополнительного питания школьников 9.1. При организации дополнительного питания детей в общеобразовательной организации должны соблюдаться следующие требования: • ассортимент дополнительного питания (буфетной продукции) должен приниматься с учетом ограничений, изложенных в приложении 8 данного Положения. • соки, напитки, питьевая вода должны реализоваться в потребительской упаковке промышленного изготовления; разливать соки, напитки, питьевую воду в буфете не допускается. • для организации дополнительного питания детей в школе допускается реализация пищевой продукции через аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции. • через аппараты для автоматической выдачи допускаются к реализации пищевая продукция промышленного изготовления в потребительской (мелкоштучной) упаковке (соки, нектары, стерилизованное молоко, молочная продукция, питьевая негазированная вода, орехи (кроме арахиса), сухофрукты, а также в потребительской упаковке не более 100 грамм: мучные кондитерские изделия, в том числе обогащенные микронутриентами (витаминизированные) со сниженным содержание глютена, лактозы, сахара) при соблюдении требований к условиям хранения и срокам годности пищевой продукции, а также при наличии документов, подтверждающих ее качество и безопасность. 10. Порядок организации питания, предоставляемого на льготной основе 10.1. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления. Порядок организации и финансирования питания, предоставляемого на льготной основе, вносится образовательной организацией самостоятельно на основании региональных постановлений, распоряжений, приказов. 11. Порядок организации питьевого режима в школе 11.1. Питьевой режим в общеобразовательной организации, а также при проведении массовых мероприятий с участием детей должен осуществляться с соблюдением следующих требований: 11.1.1. Осуществляется обеспечение питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям. 11.1.2. Питьевой режим должен быть организован посредством установки стационарных питьевых фонтанчиков, устройств для выдачи воды, выдачи упакованной питьевой воды или с использованием кипяченой питьевой воды. Чаша стационарного питьевого фонтанчика должна ежедневно обрабатываться с применением моющих и дезинфицирующих средств. 11.1.3. При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребенок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребенка. 11.2. При организации питьевого режима с использованием упакованной питьевой воды промышленного производства, установок с дозированным розливом упакованной питьевой воды (кулеров), кипяченой воды должно быть обеспечено наличие посуды из расчета количества обслуживаемых (списочного состава), изготовленной из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной посуды; контейнеров - для сбора использованной посуды одноразового применения. 11.2.1. Упакованная (бутилированная) питьевая вода допускается к выдаче детям при наличии документов, подтверждающих её происхождение, безопасность и качество, соответствие упакованной питьевой воды обязательным требованиям. 11.3. Кулеры должны размещаться в местах, не подвергающихся попаданию прямых солнечных лучей. Кулеры должны подвергаться мойке с периодичностью, предусмотренной инструкцией по эксплуатации, но не реже одного раза в семь дней. Мойка кулера с применением дезинфекционного средства должна проводиться не реже одного раза в три месяца. 11.4. Допускается организация питьевого режима с использованием кипяченой питьевой воды, при условии соблюдения следующих требований: • кипятить воду нужно не менее 5 минут; • до раздачи детям кипяченая вода должна быть охлаждена до комнатной температуры непосредственно в емкости, где она кипятилась; • смену воды в емкости для её раздачи необходимо проводить не реже, чем через 3 часа. Перед сменой кипяченой воды емкость должна полностью освобождаться от остатков воды, промываться в соответствии с инструкцией по правилам мытья кухонной посуды, ополаскиваться. Время смены кипяченой воды должно отмечаться в графике, ведение которого осуществляется организацией в произвольной форме. 12. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся 12.1. Родители (законные представители) обучающихся имеют право: • подавать заявление на обеспечение своих детей льготным питанием в случаях, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами; • вносить предложения по улучшению организации питания обучающихся лично, через родительские комитеты и иные органы государственно-общественного управления; • знакомиться с основным (регулярным) и ежедневным меню, ценами на готовую продукцию в школьной столовой; • принимать участие в деятельности органов государственно-общественного управления по вопросам организации питания обучающихся. 12.2. Родители (законные представители) обучающихся обязаны: • при представлении заявления на льготное питание ребенка предоставить администрации общеобразовательной организации все необходимые документы, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами; • своевременно вносить плату за питание ребенка; • своевременно не позднее, чем за один день сообщать классному руководителю о болезни ребенка или его временном отсутствии в школе для снятия его с питания на период его фактического отсутствия; • своевременно предупреждать медицинского работника и классного руководителя об имеющихся у ребенка аллергических реакциях на продукты питания; • вести разъяснительную работу со своими детьми по привитию им навыков здорового образа жизни и правильного питания. 13. Информационно-просветительская работа и мониторинг организации питания 13.1. Образовательная организация с целью совершенствования организации питания: - организует постоянную информационно-просветительскую работу по повышению уровня культуры питания школьников в рамках образовательной деятельности (в предметном содержании учебных курсов) и внеучебных мероприятий; - оформляет и регулярно (не реже 1 раза в четверть) обновляет информационные стенды, посвящённые вопросам формирования культуры питания; - изучает режим и рацион питания обучающихся в домашних условиях, потребности и возможности родителей в решении вопросов улучшения питания обучающихся с учётом режима функционирования образовательной организации, пропускной способности школьной столовой, оборудования пищеблока; - организует систематическую работу с родителями, проводит беседы, лектории и другие мероприятия, посвящённые вопросам роли питания в формировании здоровья человека, обеспечения ежедневного сбалансированного питания, развития культуры питания, привлекает родителей к работе с детьми по организации досуга и пропаганде здорового образа жизни, правильного питания в домашних условиях; - содействует созданию системы общественного информирования и общественной экспертизы организации питания с учётом широкого использования потенциала органа государственно-общественного управления, родительских комитетов классов, органов ученического самоуправления, возможностей создания мобильных родительских групп и привлечения специалистов заинтересованных ведомств и организаций, компетентных в вопросах организации питания; - обеспечивает в части своей компетенции межведомственное взаимодействие и координацию работы различных государственных служб и организаций по совершенствованию и контролю за качеством питания; - проводит мониторинг организации питания и знакомит с его результатами педагогический персонал и родителей. В показатели мониторинга может входить следующее: • количество детей, охваченных питанием, в том числе двухразовым; • количество обогащенных и витаминизированных продуктов, используемых в рационе питания; • количество работников столовых, повысивших квалификацию в текущем году на городских, краевых, районных курсах, семинарах; • обеспеченность пищеблока столовой современным технологическим оборудованием; • удовлетворенность детей и их родителей организацией и качеством предоставляемого питания. 13.2. Вопросы организации питания (анализ ситуации, итоги, проблемы, результаты социологических опросов, предложения по улучшению питания, формированию культуры питания и др.) не реже 1 раза в полугодие обсуждаются на родительских собраниях в классах, не реже 1 раза в год выносятся на обсуждение в рамках общешкольного собрания, публичного отчета. 14. Ответственность и контроль за организацией питания 14.1. Директор общеобразовательной организации создаёт условия для организации качественного питания обучающихся и несет персональную ответственность за организацию питания детей в школе. 14.2. Директор школы представляет учредителю необходимые документы по использованию денежных средств на питание обучающихся. 14.3. Распределение обязанностей по организации питания между директором, работниками пищеблока в образовательной организации отражаются в должностных инструкциях. 14.4. К началу нового учебного года директором школы издается приказ о назначении лица, ответственного за питание в общеобразовательной организации, комиссии по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции, определяются их функциональные обязанности. 14.5. Контроль организации питания в общеобразовательной организации осуществляют директор, медицинский работник, комиссия по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции, утвержденные приказом директора школы и органы самоуправления в соответствии с полномочиями, закрепленными в Уставе общеобразовательной организации. 14.6. Ответственный (-е) за организацию питания осуществляет учет питающихся детей в Журнале учета посещаемости детей, а также учет питающихся детей льготной категории, детей, получающих питание по индивидуальному меню. 14.7. Директор школы обеспечивает контроль: • выполнения договоров на закупку и поставку продуктов питания; • материально-технического состояния помещений пищеблока, наличия необходимого оборудования, его исправности; • обеспечения пищеблока общеобразовательной организации и мест приема пищи достаточным количеством столовой и кухонной посуды, спецодеждой, санитарно-гигиеническими средствами, разделочным оборудованием и уборочным инвентарем; • выполнения суточных норм продуктового набора, норм потребления пищевых веществ, энергетической ценности дневного рациона; • условий хранения и сроков реализации пищевых продуктов. 14.8. Комиссия по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции 1мелицинский работник) школы осуществляет контроль: • качества поступающих продуктов (ежедневно): осуществляет бракераж, который включает контроль целостности упаковки и органолептическую оценку (внешний вид, цвет, консистенция, запах и вкус поступающих продуктов и продовольственного сырья), а также знакомство с сопроводительной документацией (товарно-транспортными накладными, декларациями, сертификатами соответствия, санитарно-эпидемиологическими заключениями, качественными удостоверениями, ветеринарными справками); • технологии приготовления пищи, качества и проведения бракеража готовых блюд, результаты которого ежедневно заносятся в журнал бракеража готовой пищевой продукции; • режима отбора и условий хранения суточных проб (ежедневно); • работы пищеблока, его санитарного состояния, режима обработки посуды, технологического оборудования, инвентаря (ежедневно); • соблюдения правил личной гигиены сотрудниками пищеблока с отметкой в гигиеническом журнале (ежедневно); • информирования родителей (законных представителей) о ежедневном меню с указанием выхода готовых блюд (ежедневно); • выполнения суточных норм питания на одного ребенка; • выполнения норм потребления основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), соответствия энергетической ценности (калорийности) дневного рациона физиологическим потребностям обучающихся (ежемесячно). 14.9. Лицо, ответственное за организацию питания (диспетчер): • координирует и контролирует деятельность классных руководителей по организации питания; • формирует списки обучающихся для предоставления питания; • предоставляет указанные списки заведующему производством для расчета размера средств, необходимых для обеспечения обучающихся питанием; • обеспечивает учёт фактической посещаемости школьниками столовой, охват питанием, контролирует ежедневный порядок учета количества фактически полученных обучающимися горячих завтраков по классам; • уточняет количество и персонифицированный список детей из малоимущих семей, предоставленный территориальным управлением социальной защиты населения; • представляет на рассмотрение директору школы и органу государственно-общественного управления списки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; • инициирует, разрабатывает и координирует работу по формированию культуры питания; • осуществляет мониторинг удовлетворенности качеством школьного питания; • вносит предложения по улучшению питания. 14.10. Классные руководители общеобразовательной организации: • ежедневно представляют лицу, ответственному за организацию питания заявку на количество обучающихся на следующий учебный день; • ежедневно не позднее, чем за 1 час до приема пищи в день питания уточняют представленную ранее заявку; • ведут ежедневный табель учета полученных обучающимися обедов; • еженедельно представляют лицу, ответственному за организацию питания, данные о фактическом количестве приемов пищи по каждому обучающемуся; • осуществляют в части своей компетенции мониторинг организации питания; • предусматривают в планах воспитательной работы мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни обучающихся, потребности в сбалансированном и рациональном питании, систематически выносят на обсуждение в ходе родительских собраний вопросы обеспечения полноценного питания обучающихся; • вносят на обсуждение на заседаниях органа государственно-общественного управления, педагогического совета, совещаниях при директоре предложения по улучшению питания. 14.11. Ответственный дежурный по школе (дежурный администратор) обеспечивает дежурство учителей и обучающихся в помещении столовой. Дежурные учителя обеспечивают соблюдение режима посещения столовой, личной гигиены обучающихся, общественный порядок и содействуют работникам столовой в организации питания. 15. Документация 15.1. В школе должны быть следующие документы по вопросам организации питания (регламентирующие и учётные, подтверждающие расходы по питанию): • настоящее Положение об организации питания обучающихся в школе; • Положение о комиссии по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции; • Положение о школьной столовой; • договоры на поставку продуктов питания; • основное 2-х недельное меню, включающее меню для возрастной группы детей (от 7 до 12 лет и от 12 лет и старше), технологические карты кулинарных изделий (блюд); • ежедневное меню с указанием выхода блюд для возрастной группы детей (от 7 до 12 лет и от 12 лет и старше); • Ведомость контроля за рационом питания детей (Приложение N13 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Документ составляется медработником школы каждые 7-10 дней, а заполняется ежедневно (у заведующей производством). • Журнал учета посещаемости детей (электронный журнал); • Журнал учета калорийности (расчет и оценка использованного на одного ребенка среднесуточного набора пищевых продуктов проводится один раз в 10 дней, подсчет энергической ценности полученного рациона питания и содержания в нем основных пищевых веществ проводится ежемесячно) (у заведующей производством); • Журнал бракеража скоропортящейся пищевой продукции (в соответствии с СанПиН) (у заведующей производством); • Журнал бракеража готовой пищевой продукции (в соответствии с СанПиН) (у заведующей производством); • Журнал учета работы бактерицидной лампы на пищеблоке (у заведующей производством); • Журнал генеральной уборки, ведомость учета обработки посуды, столовых приборов, оборудования (у заведующей производством); • Журнал учета температурного режима холодильного оборудования (в соответствии с • 15.2. • • • • • • СанПиН) (у заведующей производством); Журнал учета температуры и влажности в складских помещениях (в соответствии с СанПиН) (у заведующей производством). Перечень приказов: Об утверждении и введение в действие настоящего Положения; О введении в действие примерного 2-х недельного меню для обучающихся общеобразовательной организации; Об организации лечебного и диетического питания детей; О предоставлении питания льготным категориям обучющихся; О контроле за организацией питания; Об утверждении режима питания. 16. Заключительные положения 16.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом общеобразовательной организации, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации. 16.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 16.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.16.1, настоящего Положения. 16.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Приложение 1 к Положению Гигиенический журнал (сотрудники) № п/п 1 2 3 Дата ФИО работника (последнее при наличии) Должность Подпись сотрудника об отсутствии признаков инфекционны х заболеваний у сотрудника и членов семьи Подпись сотрудника об отсутствии заболеваний верхних дыхательных путей и гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела Результат осмотра медицинским работником (ответственным лицом) {допущ ен/отстранен) Подпись медицин ского работни ка (ответст венного лица) Приложение 2 к Положению Журнал учета температурного режима холодильного оборудования Наименование производственного помещения Наименование холодильного оборудования Температура в градусах Цельсия месяц/дни: 'ежедневно) 4 2 3 1 30 Журнал учета температуры и влажности в складских помещениях № п/п Наименование складского помещения Месяц/дни: (температу ра в градусах Цельсия и влажность в процентах) 1 2 3 4 30 Приложение 3 к Положению Журнал бракеража скоропортящейся пищевой продукции, поступающей на пищеблок Дата и час Наимен Ф асовка поступления ование пищевой продукции Изготов Постав Количество Номер документа, Дата Результаты Условия Цата и час Подпись Приме выработки итель щик поступивш е чание фактическ подтверждающ его органолептическо хранения, ответст ой го продукта й оценки конечный реализаци венного безопасность (в кг, лица поступивш его срок принятого литрах, шт) и пищ евого продукта продовольственно реализации (декларация о го сырья и соответствии, пищ евых свидетельство о продуктов государственной регистрации, документы по результатам ветеринарно-санита 1 2 3 4 5 6 7 рной экспертизы) 8 9 10 11 12 13 Приложение 4 к Положению Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения Вид организации Общеобразовательные организации, организации начального и среднего профессионального образования Продолжительность, либо время нахождения ребенка в организации до 6 часов более 6 часов круглосуточно Группы продленного дня в общеобразовательной организации Общеобразовательные организации (обучающиеся на подвозе) Организация с дневным пребыванием в период каникул до 14.00 до 17.00-18.00 более 6 часов с учетом времени нахождения в пути следования автобуса 8.30-14.30 8.30-18.00 Количество обязательных приемов пищи один прием пищи - завтрак или обед не менее двух приемов пищи (приемы пищи определяются временем нахождения в организации) либо завтрак и обед (для детей, обучающихся в первую смену), либо обед и полдник (для детей, обучающихся во вторую смену) завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин дополнительно к завтраку обед дополнительно обед и полдник дополнительно к завтраку обед завтрак и обед завтрак, обед и полдник Приложение 5 к Положению Меню приготавливаемых блюд Возрастная категория: 7-11 лет/12 лет и старше Прием пищи Наименование блюда Вес блюда Пищевые вещества (г) Б Н еделя 1 День 1 завтрак: Итого за завтрак: обед: Итого за обед: полдник: Итого за полдник: ужин: Итого за ужин: Итого за день: День 2 завтрак: обед: Итого за второй ... и т.д. по дням Н еделя 2 День 1 завтрак: Итого за завтрак: ... и т.д. по дням Итого за весь период Среднее значение за период: Ж У Энергетическая № ценность рецептуры (ккал) Приложение 6 к Положению Масса порций для детей в зависимости от возраста (в граммах) Блюдо Каша, или овощное, или яичное, или творожное, или мясное блюдо (допускается комбинация разных блюд завтрака, при этом выход каждого блюда может быть уменьшен при условии соблюдения общей массы блюд завтрака) Закуска (холодное блюдо) (салат, овощи и т.п.) Первое блюдо Второе блюдо (мясное, рыбное, блюдо из мяса птицы) Гарнир Третье блюдо (компот, кисель, чай, напиток кофейный, какао-напиток, напиток из шиповника, сок) Фрукты Масса порций 7-11 лет 150-200 12 лет и старше 200-250 60-100 100-150 200-150 90-120 250-300 100-120 150-200 180-200 180-230 180-200 100 100 Приложение 7 к Положению Среднесуточные наборы пищевой продукции для детей в школе (в нетто г, мл на 1 ребенка в сутки) N 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Наименование пищевой продукции или группы пищевой продукции Хлеб ржаной Хлеб пшеничный Мука пшеничная Крупы, бобовые Макаронные изделия Картофель Овощи (свежие, мороженые, консервированные), включая соленые и квашеные (не более 10% от общего количества овощей), в т.ч. томат-пюре, зелень, г Фрукты свежие Сухофрукты Соки плодоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные Мясо 1-й категории Субпродукты (печень, язык, сердце) Птица (цыплята-бройлеры потрошеные - 1 кат) Рыба (филе), в т.ч. филе слабо- или малосоленое Молоко Кисломолочная пищевая продукция Творог (5% - 9% м.д.ж.) Сыр Сметана Масло сливочное Масло растительное Яйцо, шт. Сахар (в том числе для приготовления блюд и напитков, Итого за сутки 12 лет и старше 7-11 лет 120 80 150 200 20 15 50 45 15 20 187 187 320 280 185 15 200 185 20 200 70 30 35 58 78 40 53 77 300 150 50 10 10 30 15 1 30 350 180 60 15 10 35 18 1 35 10 1 15 2 1,2 2 0,3 4 5 2 в случае использования пищевой продукции промышленного выпуска, содержащих сахар, выдача сахара должна быть уменьшена в зависимости от его содержания в используемом готовой пищевой продукции) 24 25 26 27 28 29 30 31 Кондитерские изделия Чай Какао-порошок Кофейный напиток Дрожжи хлебопекарные Крахмал Соль пищевая поваренная йодированная Специи 1 2 0,2 3 3 2 Приложение 8 к Положению Суммарные объемы блюд по приемам пищи (в граммах - не менее) Показатели Завтрак Второй завтрак Обед Полдник Ужин Второй ужин от 7 до 12 лет 500 200 700 300 500 200 12 лет и старше 550 200 800 350 600 250 Приложение 9 к Положению Перечень пищевой продукции, которая не допускается при организации питания детей 1. Пищевая продукция без маркировки и (или) с истекшими сроками годности и (или) признаками недоброкачественности. 2. Пищевая продукция, не соответствующая требованиям технических регламентов Таможенного союза. 3. Мясо сельскохозяйственных животных и птицы, рыба, не прошедшие ветеринарно-санитарную экспертизу. 4. Субпродукты, кроме говяжьих печени, языка, сердца. 5. Непотрошеная птица. 6. Мясо диких животных. 7. Яйца и мясо водоплавающих птиц. 8. Яйца с загрязненной и (или) поврежденной скорлупой, а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам. 9. Консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные. 10. Крупа, мука, сухофрукты, загрязненные различными примесями или зараженные амбарными вредителями. 11. Пищевая продукция домашнего (не промышленного) изготовления. 12. Кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты). 13. Зельцы, изделия из мясной обрези, диафрагмы; рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы, заливные блюда (мясные и рыбные), студни, форшмак из сельди. 14. Макароны по-флотски (с фаршем), макароны с рубленым яйцом. 15. Творог из непастеризованного молока, фляжный творог, фляжную сметану без термической обработки. 16. Простокваша - "самоквас". 17. Грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные. 18. Квас. 19. Соки концентрированные диффузионные. 20. Молоко и молочная продукция из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости продуктивных сельскохозяйственных животных, а также не прошедшая первичную обработку и пастеризацию. 21. Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы. 22. Блюда, изготовленные из мяса, птицы, рыбы (кроме соленой), не прошедших тепловую обработку. 23. Масло растительное пальмовое, рапсовое, кокосовое, хлопковое. 24. Жареные во фритюре пищевая продукция и продукция общественного питания. 25. Уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный). 26. Острые соусы, кетчупы, майонез. 27. Овощи и фрукты консервированные, содержащие уксус. 28. Кофе натуральный; тонизирующие напитки (в том числе энергетические). 29. Кулинарные, гидрогенизированные масла и жиры, маргарин (кроме выпечки). 30. Ядро абрикосовой косточки, арахис. 31. Газированные напитки; газированная вода питьевая. 32. Молочная продукция и мороженое на основе растительных жиров. 33. Жевательная резинка. 34. Кумыс, кисломолочная продукция с содержанием этанола (более 0,5%). 35. Карамель, в том числе леденцовая. 36. Холодные напитки и морсы (без термической обработки) из плодово-ягодного сырья. 37. Окрошки и холодные супы. 38. Яичница-глазунья. 39. Паштеты, блинчики с мясом и с творогом. 40. Блюда из (или на основе) сухих пищевых концентратов, в том числе быстрого приготовления. 41. Картофельные и кукурузные чипсы, снеки. 42. Изделия из рубленого мяса и рыбы, салаты, блины и оладьи, приготовленные в условиях палаточного лагеря. 43. Сырки творожные; изделия творожные более 9% жирности. 44. Молоко и молочные напитки, стерилизованные менее 2,5% и более 3,5% жирности; кисломолочные напитки менее 2,5% и более 3,5% жирности. 45. Готовые кулинарные блюда, не входящие в меню текущего дня, реализуемые через буфеты. Приложение 10 к Положению Таблица замены пищевой продукции в граммах (нетто) с учетом их пищевой ценности Вид пищевой продукции Говядина Масса, г 100 Молоко питьевой с массовой долей жира 3,2% 100 Творог с массовой долей жира 9% Яйцо куриное (1 шт) 100 Рыба (треска) 100 Картофель 100 Фрукты свежие 100 41 Вид пищевой продукции - заменитель Мясо кролика Печень говяжья Мясо птицы Рыба (треска) Творог с массовой долей жира 9% Баранина II кат. Конина I кат. Мясо лосося (мясо с ферм) Оленина (мясо с ферм) Консервы мясные Молоко питьевой с массовой долей жира 2,5% Молоко сгущенное (цельное и с сахаром) Сгущено-вареное молоко Творог с массовой долей жира 9% Мясо (говядина I кат.) Мясо (говядина II кат.) Рыба (треска) Сыр Яйцо куриное Мясо говядина Рыба (треска) Творог с массовой долей жира 9% Мясо (говядина) Рыба (треска) Молоко цельное Сыр Мясо (говядина) Творог с массовой долей жира 9% Капуста белокочанная Капуста цветная Морковь Свекла Бобы (фасоль), в том числе консервированные Горошек зеленый Горошек зеленый консервированный Кабачки Фрукты консервированные Соки фруктовые Соки фруктово-ягодные Сухофрукты: Яблоки Чернослив Курага Изюм Масса, г 96 116 97 125 120 97 104 95 104 120 100 40 40 17 14 17 17,5 12,5 22 83 105 31 26 30 186 20 87 105 111 80 154 118 33 40 64 300 200 133 133 12 17 8 22 Приложение 11 к Положению Потребность в пищевых веществах, энергии витаминах и минеральных веществах (суточная) Показатели белки (г/сут) жиры г/сут) углеводы (г/сут) энергетическая ценность (ккал/сут) витамин С (мг/сут) витамин В1 (мг/сут) витамин В2 (мг/сут) витамин А (экв/сут) витамин О (мкг/сут) кальций (мг/сут) фосфор (мг/сут) магний (мг/сут) железо (мг/сут) калий (мг/сут) йод (мг/сут) селен (мг/сут) фтор (мг/сут) Потребность в пищевых веществах 12 лет и старше 7-12 лет 90 77 92 79 383 335 2720 2350 70 60 1,2 1,4 1,6 1,4 900 700 10 10 1200 1100 1200 1100 250 300 18 12 1100 1200 0,1 0,1 0,05 0,03 4,0 3,0 Приложение 12 к Положению Журнал бракеража готовой пищевой продукции Разрешение к Подписи Результаты Результаты реализации Время Наименование Дата и час взвешивания Примечание членов органолептической блюда, изготовления снятия готового блюда бракеражной порционных оценки качества блюд кулинарного блюда бракеража комиссии готовых блюд изделия 1 2 3 4 5 6 7 8 Приложение 13 к Положению Распределение в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в общеобразовательной организации Тип организации Прием пищи Общеобразовательные организации с односменным режимом работы (первая смена) Общеобразовательные организации с двусменным режимом работы (вторая смена) завтрак обед Доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии 20-25% 30-35% полдник 10-15% обед 30-35% полдник 10-15% 15. Документация 15.1. В школе должны быть следующие документы по вопросам организации питания (регламентирующие и учётные, подтверждающие расходы по питанию): • настоящее Положение об организации питания обучающихся в школе; • Положение о производственном контроле за организацией и качеством питания в общеобразовательной организации; • Положение о комиссии по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции; • Положение о школьной столовой; • договоры на поставку продуктов питания; • основное 2-х недельное меню, включающее меню для возрастной группы детей (от 7 до 12 лет и от 12 лет и старше), технологические карты кулинарных изделий (блюд); • ежедневное меню с указанием выхода блюд для возрастной группы детей (от 7 до 12 лет и от 12 лет и старше); • Ведомость контроля за рационом питания детей (Приложение N13 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Документ составляется медработником школы каждые 7-10 дней, а заполняется ежедневно. • Журнал учета посещаемости детей; • Журнал учета калорийности (расчет и оценка использованного на одного ребенка среднесуточного набора пищевых продуктов проводится один раз в 10 дней, подсчет энергической ценности полученного рациона питания и содержания в нем основных пищевых веществ проводится ежемесячно); • Журнал бракеража скоропортящейся пищевой продукции (в соответствии с СанПиН); • Журнал бракеража готовой пищевой продукции (в соответствии с СанПиН); • Журнал учета работы бактерицидной лампы на пищеблоке; • Журнал генеральной уборки, ведомость учета обработки посуды, столовых приборов, оборудования; • Журнал учета температурного режима холодильного оборудования (в соответствии с СанПиН); • Журнал учета температуры и влажности в складских помещениях (в соответствии с СанПиН). 15.2. Перечень приказов: • Об утверждении и введение в действие настоящего Положения; • О введении в действие примерного 2-х недельного меню для обучающихся общеобразовательной организации; • Об организации лечебного и диетического питания детей; • О контроле за организацией питания; • Об утверждении режима питания;