Положение о школьной службе примерения в МАОУ СОШ № 19

Принято на педагогическом совете
Протокол № /
от « »
С * ______ 20
Рассмотрено на заседании
Совета родителей
Протокол № _ _ _ _ _
«.-х^ » ^ '
2 0 ^ г.
Рассмотрено на заседании
Совета обучающихся
Протокол №;'
«
2 0 ^ г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о школьной службе примирения в МАОУ СОШ №19
1. Общие положения
1.1. Школьная служба примирения (далее ШСП) в МАОУ СОШ №19 (далее
Школа) является объединением педагогов, обучающихся и других участников об­
разовательного процесса заинтересованных и реализующих восстановительный и
медиативный подходы к разрешении конфликтов.
1.2. ШСП является альтернативой другим способам реагирования на споры,
конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних.
Результаты работы службы примирения и достигнутое соглашение конфликтующих
сторон могут учитываться в случае вынесения административного решения по
конфликту или правонарушению.
1.3. ШСП является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам
конфликта предлагается в первую очередь обратиться в школьную службу прими­
рения, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем примиритель­
ных встреч Школа может применить другие способы решения конфликта и/или ме­
ры воздействия.
1.4. ШСП осуществляет свою деятельность на основании следующих нормативно­
правовых документов:
- Федерального закона № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
- Федерального закона №273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Россий­
ской Федерации»;
- Федерального закона № 193-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об альтернативной процедуре
урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
- Указа Президента РФ № 240 от 29 мая 2017 г. «Об объявлении в РФ Десятилетия
детства»;
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий
в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
-Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 г.№1430-р (ред. От 01.09.2018) «Об
утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации
1

восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших обще­
ственно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная от­
ветственность»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
-Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р «Об утверждении Концеп­
ции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно­
летних на период до 2020 года»;
-Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 N 1430-р (ред. от 01.09.2018) «Об
утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации
восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших обще­
ственно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная от­
ветственность»;
-Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 N 1375-р (ред. от 14.12.2019) «Об
утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десяти­
летия детства»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 26.112.2017 № 07-7657 «О
направлении методических рекомендаций»;
- «Стандарты восстановительной медиации» разработанные и утверждённые Всерос­
сийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г.
- Устав МАОУ СОШ №19.

2. Цели и задачи школьной службы примирения
2.1. Целями ШСП являются:
2.1.1.
распространение среди участников образовательного процесса цивилизо­
ванных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная процедура примире­
ния, переговоры и другие способы);
2.1.2.
помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и кон­
фликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной процедуры
примирения;
2.1.3.
организация в Школе не карательного реагирования на конфликты, про­
ступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе
принципов и технологии восстановительной процедуры примирения.
2.2. Задачами ШСП являются:
2.2.1. проведение программ восстановительного разрешения конфликтов (восстано­
вительных медиаций, «Кругов сообщества», «Школьных восстановительных конфе­
ренций», «Семейных конференций») для участников споров, конфликтов и противо­
правных ситуаций;
2.2.2. обучение обучающихся и других участников образовательного процесса
цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;
2.2.3. организация просветительских мероприятий и информирование участников
образовательного процесса о ценностях, принципах и технологии восстановительной
процедуры примирения.
2

3. Принципы деятельности школьной службы примирения
3.1. Деятельность ШСП основана на следующих принципах:
3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие обу­
чающихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлечен­
ных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление
сторон конфликта и их родителей (законных представителей) на предварительную
встречу с волонтером службы примирения, после которой стороны могут участвовать
или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта.
3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы при­
мирения не разглашать полученные в процессе примирительной встречи сведения за
исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и
подписанный ими). Также исключение составляет ставшая известной волонтеру ин­
формация о готовящемся преступлении.
3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать
сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность
предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невинов­
ности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сто­
ронам самостоятельно найти решение. Если волонтер понимает, что не может сохранять
нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен
отказаться от примирительной встречи или передать ее другому волонтеру.

4. Порядок формирования школьной службы примирения
4.1. Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог, психолог
или иной работник образовательного организации, прошедший обучение проведению вос­
становительной процедуры примирения, на которого возлагаются обязанности по руко­
водству ШСП приказом директора Школы.
4.2. В состав службы примирения могут входить обучающиеся 7-11 классов, прошедшие
обучение проведению примирительных встреч.
4.3. Родители (законные представители) дают согласие на работу своего ребенка в ка­
честве ведущих примирительных встреч (волонтеров школьной службы примирения).
4.4. В состав службы примирения входят педагоги, прошедшие обучение восстанови­
тельному подходу в разрешении конфликтов. Они могут заниматься просвещением по вопро­
сам восстановительной и медиативной практики; участвовать в проведении программ вос­
становительного разрешения конфликтов (восстановительных процедур примирения,
«Кругов сообщества», «Школьных восстановительных конференций», «Семейных конфе­
ренций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций.

5. Порядок работы школьной службы примирения
5.1.
ШСП может получать информацию о случаях конфликтного характера от пе­
дагогов, обучающихся, администрации образовательного учреждения, членов службы
примирения, родителей.
3

5.2. ШСП принимает решение о возможности или невозможности примирительной
программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании пред­
варительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении
информируются должностные лица образовательного учреждения.
5.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов (восстановительная
процедура примирения, «Круг сообщества», «Школьная восстановительная конфе­
ренция», «Семейная восстановительная конференция») проводится только в случае
согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон, им могут быть
предложены психологическая помощь или другие существующие в образовательной
организации формы работы. Если действия одной или обеих сторон подпадают под
признаки правонарушения или преступления, для проведения программы также необ­
ходимо согласие родителей или их участие во встрече.
5.4. Примирительная встреча (или другая восстановительная программа) не отменяет
рассмотрения дела в ТКДНиЗП или суде, но ее результаты и достигнутая договорен­
ность может учитываться при вынесении решения по делу.
5.5. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится
на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность
администрация Школы и родители.
5.6. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель
(куратор) службы примирения.
5.7. Волонтеры ШСП вправе отказаться от проведения примирительной встречи или
любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных
стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить
безопасность процесса. В этом случае образовательное учреждение может использовать
иные педагогические технологии.
5.8. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб,
среди участников есть взрослые или родители) руководитель (куратор) ШСП принимает
участие в проводимой программе.
5.9. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, прими­
рительная программа проводится с согласия классного руководителя.
5.10. ШСП самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каж­
дом отдельном случае.
5.11. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны
пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном
примирительном договоре или устном соглашении.
5.12. При необходимости ШСП передает копию примирительного договора ад­
министрации Школы.
5.13. ШСП помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя
сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение.
При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может про­
водить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудно­
стей и пути их преодоления.
5.14. При необходимости ШСП информирует участников примирительной про­
граммы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, специ­
алистов учреждений социальной сферы, социально-психологических центров).
5.15. Деятельность ШСП фиксируется в журналах и отчетах, которые являются
внутренними документами службы.
4

5.16. Руководитель (куратор) службы примирения обеспечивает мониторинг прове­
денных программ, проведение супервизий со школьниками-волонтерами службы при­
мирения на соответствие их деятельности принципам восстановительной программы.
5.17. Примирительная встреча и другие восстановительные практики не являются
психологической процедурой, и потому не требуют обязательного согласия со стороны
родителей. Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать ро­
дителей в примирительную встречу (по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел
участие родителей или согласие на проведение примирительной встречи в их отсутствие
является обязательным).
5.18. ШСП рекомендует участникам конфликта на время проведения примиритель­
ной встречи воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой
информации или судебные органы.
5.19.
При необходимости, ШСП получает у сторон разрешение на обработку их пер­
сональных данных в соответствии с федеральным законом «О персональных данных» от
27.07.2006 N 152-ФЗ.

6. Организация деятельности школьной службы примирения
6.1. Школьной службе примирения администрация Школы предоставляет помеще­
ние для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность ис­
пользовать иные ресурсы школы (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлеж­
ности, средства информации и другие).
6.2. Поддержка и сопровождение ШСП может осуществляться социально­
психологическими центрами или общественными организациями, имеющими обучен­
ных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.
6.3. Должностные лица Школы оказывают ШСП содействие в распространении ин­
формации о деятельности службы среди педагогов и обучающихся.
6.4. Администрация Школы содействует ШСП в организации взаимодействия с пе­
дагогами школы, а также социальными службами и другими организациями. Админи­
страция поддерживает обращения педагогов, обучающихся и родителей в службу при­
мирения, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения
конфликтов.
6.5. Администрация Школы поддерживает участие руководителя (куратора) и во­
лонтеров службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации.
6.6. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией
и ШСП по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предо­
ставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желаю­
щих.
6.7. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому
возбуждено уголовное дело, администрация образовательной организации может про­
сить о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных до­
кументов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтвер­
ждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия,
направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
6.8. ШСП может вносить на рассмотрение администрации предложения по сниже­
нию конфликтности в образовательном учреждении.
5

7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательного
учреждения по предложению службы примирения, органов самоуправления.
7.3. Вносимые изменения не должны противоречить «Стандартам восстановитель­
ной медиации».

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».