РП по Финансовой грамотности 11

Рабочая программа
документов:

курса «Финансовая грамотность. Цифровой мир» составлена на основе следующих нормативных

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17
мая 2012 г. № 413;
3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з
4. ООП СОО МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
5. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
6. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
7. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса по ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования
МАОУ СОШ №19.
Программа рассчитана на 33 часа при 1 часе в неделю в 11классах.
Предмет
11 класс
Финансовая грамотность.
33 часа
Цифровой мир.
1.Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета «Финансовая грамотность.
Цифровой мир»
Планируемые личностные результаты
К личностным результатам обучения относится формирование самостоятельности при принятии финансовых решений в цифровом мире, что
реализуется посредством:
• осознания себя как участника финансовых ситуаций, требующих принятия ответственных решений;
• личной оценки действий субъектов финансовых отношений;
• овладения навыками анализа финансовых отношений на основе их моделирования в виде игровых ситуаций;
• готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере;
• готовности использовать возможности, существующие в цифровом мире, для принятия финансовых решений
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты состоят в формировании и практическом использовании аналитического подхода к работе с финансовой
информацией. Познавательные
: • освоение способов принятия финансовых решений в изменяющихся условиях; •
организация сбора, обработки, анализа информации в цифровом мире;
• овладение методами сравнения, обобщения, классификации, формулирования выводов, исходя из конкретной финансовой ситуации;
• установление причинно-следственных связей, логической цепи рассуждений, доказательств при обосновании выбора варианта действий;
• формулирование гипотезы и еѐ обоснование по дискутируемой теме.
Регулятивные:
• постановка цели действий в условиях решения конкретной финансовой проблемы;

• прогнозирование рисков использования цифровых денег, изменения их стоимости, функций, видов;
• оценка преимущества применения цифровых технологий при достижении финансовых целей;
• контроль результатов использования, выбранного способа достижения финансовых целей;
• корректировка процесса достижения финансовой цели с учѐтом влияния различных факторов;
• оценка результатов реализации принятого финансового решения.
Коммуникативные:
• инициирование сотрудничества в поиске и сборе финансовой информации;
• планирование, определение функций и способов взаимодействия обучающихся в игровой форме при обсуждении возможностей для
успешного решения финансовых вопросов;
• выявление проблем развития финансового сектора в цифровом мире;
• выявление черт сходства и различия, преимуществ и угроз в конкретных финансовых ситуациях;
• участие в «Дебат-клубе» по финансовым вопросам, аргументация своей точки зрения, уважительное отношение к позиции оппонентов; •
представление результатов анализа определѐнной финансовой проблемы в форме доклада, сообщения с использованием возможностей ИКТ.
Планируемые предметные результаты
Предметные результаты заключаются в готовности обучающихся участвовать в реальных финансовых ситуациях, возникающих в условиях
цифрового мира, за счѐт:
• понимания и грамотного применения финансовых терминов;
• сравнительного анализа и оценки вариантов взаимодействия личности с государством, кредитными и страховыми организациями,
Пенсионным фондом РФ, налоговыми органами, потенциальными инвесторами;
• изучения технологий предоставления финансовых услуг в цифровом мире и способов их применения;
• разработки бизнес-плана по созданию собственного бизнеса в форме стартапа и его защиты.
В результате изучения учебного предмета «Финансовая грамотность. Цифровой мир » на уровне среднего общего образования:
11 класс
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных
компетенций; • видеть различия разных типов денег, понимать
сущность происходящих процессов изменения стоимости денег,
определять безопасность операций;
• формулировать личные финансовые цели, понимать основные
риски; планировать личные доходы и расходы; • понимать
предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов, платѐжных
карт, страховых программ и т. д.; • представлять типичные ошибки
при использовании базовых финансовых услуг;
• понимать различия между финансовыми инструментами,
представлять их возможности применения;

• разрабатывать личный план развития;
• принимать осознанные решения при совершении операций
с денежными средствами, использовать на практике
дистанционные средства управления финансами;
• оценивать разные виды личного капитала, в том числе
финансовые активы и человеческий капитал; •
организовывать процесс управления личными финансами с
помощью цифровых технологий;
• расставлять свои финансовые цели в соответствии с
возможностями и приоритетами;
• оценивать варианты инвестирования и выбирать

• различать банки и микрофинансовые организации (МФО); •
оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть
возможные последствия;
• понимать специализацию и роль финансовых посредников в
области банковских, страховых и инвестиционных услуг;
• разбираться в структуре и принципах работы налоговой и
пенсионной систем;
• отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы
защиты от них;
• пользоваться порталами, предоставляющими государственные
услуги;
• защищать персональную информацию различными способами;
• понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые
ресурсы и представлять возможные риски..

приемлемый;
• диагностировать действия организации как финансовой
пирамиды;
• представлять образ идеального заѐмщика для банка;
• взаимодействовать с государством путѐм создания личных
кабинетов на сайтах, предоставляющих государственные
услуги;
• формулировать идею стартапа, понимать возможности
финансирования (в зависимости от конкретных условий).

Содержание учебного предмета « Финансовая грамотность. Цифровой мир»
Глава 1. Личность в мире будущего
Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни. Человеческий капитал. Инвестирование в себя. Роботизация.
Искусственный интеллект. Компетенции будущего. Hardskills и Softskills.
Глава 2. Деньги в цифровом мире
Деньги. Природа цифровых денег. Стоимость денег во времени. Инфляция и дефляция. Волатильность. Банковские карты. Мобильный и
интернет-банк. Электронные деньги и кошельки. Телефонное мошенничество. Скимминг. Фишинг. Снифферинг.
Глава 3. Моделирование личных финансов
Потребности и желания. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные потребности. Влияние рекламы. Финансовая цель. Активы и
пассивы. Страхование рисков. Осознанные расходы. Источники дохода. Правила составления финансового плана. Финансовая «подушка
безопасности».
Глава 4. Инструменты сбережения и инвестирования
Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в банке (депозит). Простые и сложные проценты. Накопительный счѐт.
Гарантии государства. Система страхования вкладов. Инвестирование. Финансовые активы. Облигации. Акции. Государственные и
корпоративные облигации. Производныe финансовыe инструменты. Опционы. Фьючерсы. Квалифицированный инвестор. Брокер.
Индивидуальный инвестиционный счѐт. Стратегия инвестирования. Доходность. Рыночные риски. Диверсификация инвестиционного
портфеля. Принципы финансовых пирамид в цифровом мире.
Глава 5. Инструменты кредитования и заимствования
Кредит. Кредитные карты. Карты рассрочки. Автокредитование. Ипотека. Коммерческий банк. Микрофинансовые организации.
Идеальный заѐмщик. Кредитная история. Кредитный договор. Способы погашения кредита. Банкротство физических лиц.

Глава 6. Сотрудничество с государством Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт гражданина. Персональные
данные. Традиционная и биометрическая защита. Единая система идентификации и аутентификации. Связь гражданина с государством.
Налоговая система. Налог на имущество. Кадастровая стоимость. Налог на доходы физических лиц. Транспортный налог. Социальная
поддержка. Социальные услуги и льготы. Активный и пенсионный возраст. Пенсионная система. Страховая и накопительная части пенсии.
Новая пенсионная формула.
Глава 7. Создайте свой стартап
Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа. Бизнес-план. Бизнес-идея. Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Особенности
реализации идей. Принятие решений в ситуации неопределѐнности.

3.Тематическое планирование , с указанием часов по каждой теме
«Финансовая грамотность. Цифровой мир» 11 класс
№
Тема занятия

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Введение(1ч.)
Особенности курса «Финансовая грамотность. Цифровой мир»
Личность в мире будущего(3ч.)
Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни.
Человеческий капитал.Инвестирование в себя.
Роботизация. Искусственный интеллект. Компетенции будущего. Hard skills и Soft skills.
Деньги в цифровом мире (6ч.)
Деньги. Природа цифровых денег. Стоимость денег во времени.
Инфляция и дефляция. Волатильность.
Банковские карты. Мобильный и интернет-банк.
Электронные деньги и кошельки.
Телефонное мошенничество.
Скимминг. Фишинг. Снифферинг.
Моделирование личных финансов (4ч.)
Потребности и желания. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные потребности.
Влияние рекламы.
Финансовая цель. Активы и пассивы. Страхование рисков. Осознанные расходы. Источники дохода.
Правила составления финансового плана. Финансовая «подушка безопасности».
Инструменты сбережения и инвестирования(6ч.)
Маховик сбережений. Активный и пассивный доход.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27
28
29

30
31
32
33

Вклад в банке (депозит). Простые и сложные проценты. Накопительный счѐт. Гарантии государства.
Система страхования вкладов. Инвестирование. Финансовые активы.
Облигации. Акции. Государственные и корпоративные облигации.
Производныeфинансовыe
инструменты.
Опционы.
Фьючерсы.
Квалифицированный
инвестор.
Брокер.
Индивидуальный инвестиционный счѐт.
Стратегия инвестирования. Доходность. Рыночные риски. Диверсификация инвестиционного портфеля. Принципы
финансовых пирамид в цифровом мире.
Инструменты кредитования и заимствования(5ч.)
Кредит. Кредитные карты. Карты рассрочки.
Автокредитование. Ипотека.
Коммерческий банк. Микрофинансовые организации.
Идеальный заѐмщик. Кредитная история. Кредитный договор. Способы погашения кредита.
Банкротство физических лиц.
Сотрудничество с государством(4ч.)
Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт гражданина. Персональные данные. Традиционная и
биометрическая защита.
Единая система идентификации и аутентификации.
Связь гражданина с государством. Налоговая система. Налог на имущество. Кадастровая стоимость. Налог на доходы
физических лиц. Транспортный налог.
Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы. Активный и пенсионный возраст. Пенсионная система.
Страховая и накопительная части пенсии. Новая пенсионная формула.
Создайте свой стартап (3ч.)
Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа.
Бизнес-план. Бизнес-идея. Маркетинговая стратегия.
Финансовый план. Особенности реализации идей. Принятие решений в ситуации неопределѐнности.
Итоговое повторение (1 ч.).
Итоговое повторение .

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
Итого 33 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».