Рабочая программа курса «Финансовая грамотность. Цифровой мир» составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413; 3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з 4. ООП СОО МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург; 5. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург; 6. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург; 7. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса по ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования МАОУ СОШ №19. Программа рассчитана на 68 часов при 1 час в неделю в 10 и 11классах. Предмет 10 Финансовая грамотность. 34 часа Цифровой мир. 11 класс 34 часа 1.Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета «Финансовая грамотность. Цифровой мир» Планируемые личностные результаты К личностным результатам обучения относится формирование самостоятельности при принятии финансовых решений в цифровом мире, что реализуется посредством: • осознания себя как участника финансовых ситуаций, требующих принятия ответственных решений; • личной оценки действий субъектов финансовых отношений; • овладения навыками анализа финансовых отношений на основе их моделирования в виде игровых ситуаций; • готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере; • готовности использовать возможности, существующие в цифровом мире, для принятия финансовых решений Планируемые метапредметные результаты Метапредметные результаты состоят в формировании и практическом использовании аналитического подхода к работе с финансовой информацией. Познавательные : • освоение способов принятия финансовых решений в изменяющихся условиях; • организация сбора, обработки, анализа информации в цифровом мире; • овладение методами сравнения, обобщения, классификации, формулирования выводов, исходя из конкретной финансовой ситуации; • установление причинно-следственных связей, логической цепи рассуждений, доказательств при обосновании выбора варианта действий; • формулирование гипотезы и еѐ обоснование по дискутируемой теме. Регулятивные: • постановка цели действий в условиях решения конкретной финансовой проблемы; • прогнозирование рисков использования цифровых денег, изменения их стоимости, функций, видов; • оценка преимущества применения цифровых технологий при достижении финансовых целей; • контроль результатов использования, выбранного способа достижения финансовых целей; • корректировка процесса достижения финансовой цели с учѐтом влияния различных факторов; • оценка результатов реализации принятого финансового решения. Коммуникативные: • инициирование сотрудничества в поиске и сборе финансовой информации; • планирование, определение функций и способов взаимодействия обучающихся в игровой форме при обсуждении возможностей для успешного решения финансовых вопросов; • выявление проблем развития финансового сектора в цифровом мире; • выявление черт сходства и различия, преимуществ и угроз в конкретных финансовых ситуациях; • участие в «Дебат-клубе» по финансовым вопросам, аргументация своей точки зрения, уважительное отношение к позиции оппонентов; • представление результатов анализа определѐнной финансовой проблемы в форме доклада, сообщения с использованием возможностей ИКТ. Планируемые предметные результаты Предметные результаты заключаются в готовности обучающихся участвовать в реальных финансовых ситуациях, возникающих в условиях цифрового мира, за счѐт: • понимания и грамотного применения финансовых терминов; • сравнительного анализа и оценки вариантов взаимодействия личности с государством, кредитными и страховыми организациями, Пенсионным фондом РФ, налоговыми органами, потенциальными инвесторами; • изучения технологий предоставления финансовых услуг в цифровом мире и способов их применения; • разработки бизнес-плана по созданию собственного бизнеса в форме стартапа и его защиты. В результате изучения учебного предмета «Финансовая грамотность » на уровне среднего общего образования: Финансовая грамотность 11 класс Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: • оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных компетенций; • видеть различия разных типов денег, понимать сущность происходящих процессов изменения стоимости денег, определять безопасность операций; • формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски; планировать личные доходы и расходы; • понимать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов, платѐжных карт, страховых программ и т. д.; • представлять типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг; • понимать различия между финансовыми инструментами, • разрабатывать личный план развития; • принимать осознанные решения при совершении операций с денежными средствами, использовать на практике дистанционные средства управления финансами; • оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые активы и человеческий капитал; • организовывать процесс управления личными финансами с помощью цифровых технологий; • расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и приоритетами; представлять их возможности применения; • различать банки и микрофинансовые организации (МФО); • оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть возможные последствия; • понимать специализацию и роль финансовых посредников в области банковских, страховых и инвестиционных услуг; • разбираться в структуре и принципах работы налоговой и пенсионной систем; • отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы защиты от них; • пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги; • защищать персональную информацию различными способами; • понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые ресурсы и представлять возможные риски.. • оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый; • диагностировать действия организации как финансовой пирамиды; • представлять образ идеального заѐмщика для банка; • взаимодействовать с государством путѐм создания личных кабинетов на сайтах, предоставляющих государственные услуги; • формулировать идею стартапа, понимать возможности финансирования (в зависимости от конкретных условий). 2.Содержание учебного предмета «Финансовая грамотность» Глава 1. Личность в мире будущего Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни. Человеческий капитал. Инвестирование в себя. Роботизация. Искусственный интеллект. Компетенции будущего. Hard skills и Soft skills. Глава 2. Деньги в цифровом мире Деньги. Природа цифровых денег. Стоимость денег во времени. Инфляция и дефляция. Волатильность. Банковские карты. Мобильный и интернет-банк. Электронные деньги и кошельки. Телефонное мошенничество. Скимминг. Фишинг. Снифферинг. Глава 3. Моделирование личных финансов Потребности и желания. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные потребности. Влияние рекламы. Финансовая цель. Активы и пассивы. Страхование рисков. Осознанные расходы. Источники дохода. Правила составления финансового плана. Финансовая «подушка безопасности». Глава 4. Инструменты сбережения и инвестирования Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в банке (депозит). Простые и сложные проценты. Накопительный счѐт. Гарантии государства. Система страхования вкладов. Инвестирование. Финансовые активы. Облигации. Акции. Государственные и корпоративные облигации. Производныe финансовыe инструменты. Опционы. Фьючерсы. Квалифицированный инвестор. Брокер. Индивидуальный инвестиционный счѐт. Стратегия инвестирования. Доходность. Рыночные риски. Диверсификация инвестиционного портфеля. Принципы финансовых пирамид в цифровом мире. Глава 5. Инструменты кредитования и заимствования Кредит. Кредитные карты. Карты рассрочки. Автокредитование. Ипотека. Коммерческий банк. Микрофинансовые организации. Идеальный заѐмщик. Кредитная история. Кредитный договор. Способы погашения кредита. Банкротство физических лиц. Глава 6. Сотрудничество с государством Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт гражданина. Персональные данные. Традиционная и биометрическая защита. Единая система идентификации и аутентификации. Связь гражданина с государством. Налоговая система. Налог на имущество. Кадастровая стоимость. Налог на доходы физических лиц. Транспортный налог. Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы. Активный и пенсионный возраст. Пенсионная система. Страховая и накопительная части пенсии. Новая пенсионная формула. Глава 7. Создайте свой стартап Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа. Бизнес-план. Бизнес-идея. Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Особенности реализации идей. Принятие решений в ситуации неопределѐнности. 3.Тематическое планирование, с указанием часов по каждой теме 10 класс № 1 2-3 4-5 6-7 8 9-10 11-12 13 14-15 16-17 18-19 20 21 22-23 Тема занятия Введение(1ч.) Особенности курса «Финансовая грамотность. Цифровой мир» Личность в мире будущего (7ч.) Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни. Человеческий капитал. Инвестирование в себя. Роботизация. Искусственный интеллект. Компетенции будущего. Hard skills и Soft skills. Компетенции будущего. Hard skills и Soft skills. Деньги в цифровом мире (12ч.) Деньги. Природа цифровых денег. Стоимость денег во времени. Инфляция и дефляция. Волатильность. Банковские карты. Мобильный и интернет-банк. Электронные деньги и кошельки. Телефонное мошенничество. Скимминг. Фишинг. Снифферинг. Моделирование личных финансов (8ч.) Потребности и желания. Количество часов 1 2 2 2 1 2 2 1 2 2 2 1 1 2 24-25 26-27 28 29-30 31 32 33 34 Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные потребности. Влияние рекламы. Финансовая цель. Активы и пассивы. Страхование рисков. Осознанные расходы. Источники дохода. Правила составления финансового плана. Финансовая «подушка безопасности». Итоговое повторение (1 ч.). Итоговое повторение Тематическое планирование, с указанием часов по каждой теме 11 класс Инструменты сбережения и инвестирования (13ч.) 1 Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. 2 Активный и пассивный доход. 3 Вклад в банке (депозит). Простые и сложные проценты. Накопительный счѐт. Гарантии государства. 4 Простые и сложные проценты. 5 Накопительный счѐт. 6 Гарантии государства. 7 Система страхования вкладов. Инвестирование. Финансовые активы. 8 Облигации. Акции. Государственные и корпоративные облигации. 9 Производныe финансовыe инструменты. Опционы. Фьючерсы. Квалифицированный инвестор. 10 Брокер. Индивидуальный инвестиционный счѐт. 11 Стратегия инвестирования. Доходность. Рыночные риски. 12 Диверсификация инвестиционного портфеля. 13 Принципы финансовых пирамид в цифровом мире. Инструменты кредитования и заимствования (9ч.) 14 Кредит. 15 Кредитные карты. Карты рассрочки. 16 Автокредитование. 17 Ипотека. 18 Коммерческий банк. 19 Микрофинансовые организации. 20 Идеальный заѐмщик. Кредитная история. 22 Кредитный договор. Способы погашения кредита. 2 2 1 2 1 1 1 1 Итого 34 часа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Банкротство физических лиц. 1 Сотрудничество с государством (7ч.) Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт гражданина. 1 Персональные данные. Традиционная и биометрическая защита. 1 Единая система идентификации и аутентификации. 1 Связь гражданина с государством. Налог на доходы физических лиц. Транспортный налог. 1 Налоговая система. Налог на имущество. Кадастровая стоимость. 1 Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы. Активный и пенсионный возраст. Пенсионная система. 1 Страховая и накопительная части пенсии. Новая пенсионная формула. Создайте свой стартап (4ч.) Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа. 1 Бизнес-план. Бизнес-идея. 1 Маркетинговая стратегия. 1 Финансовый план. Особенности реализации идей. Принятие решений в ситуации неопределѐнности. 1 Итоговое повторение (1 ч.). Итоговое повторение. 1 Итого 34 часа