РП по Обществознанию (базовый уровень)

Рабочая программа по предмету «Обществознание» на уровне среднего общего образования (базовый уровень) составлена на основе
следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая
2012 г. № 413;
3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования;
4. ООП ООО МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
5. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
6. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
7. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса по ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Программа рассчитана на 134 часов при 2 часах в неделю в 10-11классах.
Уровень Базовый
Предмет
10 класс
11 класс
68 часов
66 часов
Обществознание
Итого за уровень образования 134 часа
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
Личностные результаты:
1. российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2. гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3. готовность к служению Отечеству, его защите;
4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь;
13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и
политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной
организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной

деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
– Выделять черты социальной сущности человека;
– Использовать
полученные
знания
о
– определять роль духовных ценностей в обществе;
социальных ценностях и нормах в повседневной
– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
жизни, прогнозировать последствия принимаемых
– различать виды искусства;
решений;
– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
– применять знания о методах познания
– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
социальных явлений и процессов в учебной
– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида; деятельности и повседневной жизни;
– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
– оценивать
разнообразные
явления
и
– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности; процессы общественного развития;
– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
– характеризовать основные методы научного
– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и познания;
последствия;
– выявлять
особенности
социального
– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами; познания;
– выявлять особенности научного познания;
– различать типы мировоззрений;
– различать абсолютную и относительную истины;
– объяснять специфику взаимовлияния двух
– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
миров социального и природного в понимании
– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной природы человека и его мировоззрения;
действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном выражать собственную позицию по вопросу
обществе;
познаваемости мира и аргументировать ее.
– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.

Общество как сложная динамическая система
– Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую)
– Устанавливать
причинно-следственные
систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
связи между состоянием различных сфер жизни
– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, общества и общественным развитием в целом;
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
– выявлять, опираясь на теоретические
– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, положения и материалы СМИ, тенденции и
аргументировать свои суждения, выводы;
перспективы общественного развития;
– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях
– систематизировать
социальную
глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
информацию, устанавливать связи в целостной
картине общества (его структурных элементов,
процессов, понятий) и представлять ее в разных
формах (текст, схема, таблица).
Экономика
– Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
– Выделять и формулировать характерные
– конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные особенности рыночных структур;
доходы;
– выявлять противоречия рынка;
– объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия
– раскрывать роль и место фондового рынка в
законов спроса и предложения;
рыночных структурах;
– оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь,
– раскрывать возможности финансирования
поведение основных участников экономики;
малых и крупных фирм;
– различать формы бизнеса;
– обосновывать выбор форм бизнеса в
– извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях конкретных ситуациях;
развития современной рыночной экономики;
– различать источники финансирования малых
– различать экономические и бухгалтерские издержки;
и крупных предприятий;
– приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
– определять
практическое
назначение
– различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, основных функций менеджмента;
функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
– определять
место
маркетинга
в
– различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции деятельности организации;
для экономики в целом и для различных социальных групп;
– применять
полученные
знания
для
– выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их выполнения социальных ролей работника и
взаимодействия;
производителя;
– определять причины безработицы, различать ее виды;
– оценивать
свои
возможности
– высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в трудоустройства в условиях рынка труда;
области занятости;
– раскрывать фазы экономического цикла;
– объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения
– высказывать аргументированные суждения
экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение; о противоречивом влиянии процессов глобализации
– анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами на различные стороны мирового хозяйства и

своих экономических интересов;
– приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
– высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической
политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
– различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их
роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
– различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
– Выделять критерии социальной стратификации;
– анализировать социальную информацию из адаптированных источников о
структуре общества и направлениях ее изменения;
– выделять особенности молодежи как социально-демографической группы,
раскрывать на примерах социальные роли юношества;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
– выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения
конфликтов;
– конкретизировать примерами виды социальных норм;
– характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать
санкции социального контроля;
– различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах
последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
– определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной
ситуации с точки зрения социальных норм;
– различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
– выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить
примеры способов их разрешения;
– характеризовать основные принципы национальной политики России на
современном этапе;
– характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы,
влияющие на формирование института современной семьи;
– характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в
современном обществе;
– высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую
ситуацию в стране;
– формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного
общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;

национальных
экономик;
давать
оценку
противоречивым последствиям экономической
глобализации;
– извлекать информацию из различных
источников для анализа тенденций общемирового
экономического развития, экономического развития
России.
– Выделять причины социального неравенства
в истории и современном обществе;
– высказывать обоснованное суждение о
факторах,
обеспечивающих
успешность
самореализации молодежи в современных условиях;
– анализировать ситуации, связанные с
различными способами разрешения социальных
конфликтов;
– выражать собственное отношение к
различным способам разрешения социальных
конфликтов;
– толерантно вести себя по отношению к
людям, относящимся к различным этническим
общностям и религиозным конфессиям; оценивать
роль толерантности в современном мире;
– находить и анализировать социальную
информацию о тенденциях развития семьи в
современном обществе;
– выявлять
существенные
параметры
демографической ситуации в России на основе
анализа данных переписи населения в Российской
Федерации, давать им оценку;
– выявлять
причины
и
последствия
отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на
имеющиеся
знания
способы
преодоления
отклоняющегося поведения;
– анализировать численность населения и
динамику ее изменений в мире и в России.

– осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по
актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы,
рационально решать познавательные и проблемные задачи;
– оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций
толерантности.
Политика
– Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического
– Находить, анализировать информацию о
воздействия;
формировании
правового
государства
и
– различать политическую власть и другие виды власти;
гражданского общества в Российской Федерации,
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами выделять проблемы;
политической деятельности;
– выделять основные этапы избирательной
– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в кампании;
политике;
– в перспективе осознанно участвовать в
– раскрывать роль и функции политической системы;
избирательных кампаниях;
– характеризовать государство как центральный институт политической системы;
– отбирать
и
систематизировать
– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических информацию СМИ о функциях и значении местного
режимов различных типов в общественном развитии;
самоуправления;
– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах,
– самостоятельно давать аргументированную
признаках, роли в общественном развитии) демократии;
оценку
личных
качеств
и
деятельности
– характеризовать демократическую избирательную систему;
политических лидеров;
– различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные
– характеризовать
особенности
системы;
политического процесса в России;
– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, анализировать основные тенденции современного
раскрывать ценностный смысл правового государства;
политического процесса.
– определять роль политической элиты и политического лидера в современном
обществе;
– конкретизировать примерами роль политической идеологии;
– раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
– формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического
плюрализма в современном обществе;
– оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного
политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия
граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
– Действовать в пределах правовых норм для

– выделять основные элементы системы права;
– выстраивать иерархию нормативных актов;
– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в
ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина
РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и
гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения
конституционных обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и
характеризовать способы защиты экологических прав;
– раскрывать содержание гражданских правоотношений;
– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических
ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
– различать организационно-правовые формы предприятий;
– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения
субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной
жизни;
– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового
договора;
– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту
прав человека.

успешного решения жизненных задач в разных
сферах общественных отношений;
– перечислять участников законотворческого
процесса и раскрывать их функции;
– характеризовать
механизм
судебной
защиты прав человека и гражданина в РФ;
– ориентироваться в предпринимательских
правоотношениях;
– выявлять
общественную
опасность
коррупции
для
гражданина,
общества
и
государства;
– применять знание основных норм права в
ситуациях повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений;
– оценивать
происходящие
события
и
поведение людей с точки зрения соответствия
закону;
– характеризовать основные направления
деятельности
государственных
органов
по
предотвращению терроризма, раскрывать роль
СМИ и гражданского общества в противодействии
терроризму.

2.Содержание учебного предмета «Обществознание»
Базовый уровень
Человек. Человек в системе общественных отношений
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы
и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная
культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты
(институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная,
относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни
научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека.
Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности.
Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как социального
института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного
развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные
направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика
Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон
спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и
функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Рыночные отношения в современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные
бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники
финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк
Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение
собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов.
Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная)
политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные
макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мировая экономика. Международная специализация, международное
разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной
торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития России.
Социальные отношения
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как
социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды

социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в
современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные
принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных
семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Политика
Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура и
функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических
режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология
лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии, их
признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений.
Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс.
Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России.
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и
процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации.
Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере
антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право
собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы
предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и
обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации
высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и
расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения.
Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии
уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в
условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.

В рамках реализации программы учебного предмета «Обществознание» организуется учебная работа, направленная на формирование
антикоррупционного мировоззрения обучающихся.
Антикоррупционным элементом в программе являются следующие дидактические единицы:
Раздел курса
Дидактические единицы
Образовательный результат
Политическая сфера
Коррупционные правонарушения:
- способность выявлять признаки коррупционного поведения;
жизни общества
виды, ответственность.
- осознание степени общественной опасности коррупционных
правонарушений (преступлений);
- осознание неотвратимости наказания за совершение правонарушений (в т.ч.
коррупционного характера).
Социальная сфера
Правомерное поведение - как
- способность сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения;
жизни общества
жизненный ориентир и ценность.
- понимание значимости правовых явлений для личности;
Развитое правосознание и высокий
- способность к развитию правосознания на основе полученных знаний;
уровень правовой культуры - основа - приобретение навыков, необходимых для повышения уровня правовой
свободы личности.
культуры в рамках образовательной и иной деятельности;
Мотивы коррупционного поведения. - способность выявления мотивов коррупционного поведения и определение
коррупциогенных факторов.
Экономика
Экономические издержки коррупции. - приобретение знаний о характере вреда, наносимого коррупцией
Влияние коррупции на
экономическим отношениям;
экономическую систему государства. -способность выявлять основные коррупциогенные факторы в области
Экономические предпосылки
экономических отношений.
коррупционных явлений.
Основы российского
Понятие коррупции.
- приобретение знаний об основных направлениях государственной
законодательства
Противодействие коррупции.
антикоррупционной политики;
Коррупционные правонарушения:
- приобретение знаний о содержании понятия коррупции, его основных
виды, ответственность.
признаках;
- способность осуществлять классификацию форм проявления коррупции;
- приобретение знаний о негативных последствиях, наступающих в случае
привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения;
- способность разграничения коррупционных и схожих некоррупционных
явлений в различных сферах жизни общества.
Гражданин и
Политические гарантии защиты от
- способность определять роль политических институтов в системе
государство
коррупции: многопартийность,
противодействия коррупции.
разделение властей, свобода средств
массовой информации; право
граждан участвовать в управлении
делами государства.

3.Тематическое планирование, с указанием часов по каждой теме
10 класс (базовый уровень).
№ п/п

1-2
3-4

5
6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35
36

Тема занятия
Общество как сложная динамическая система (6 часов).
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения.
Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные
направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса:
реформа, революция.
Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед
лицом угроз и вызовов XXI века.
Контрольная работа по теме «Общество как сложная динамическая система».
Человек. Человек в системе общественных отношений (30 часов).
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Социализация индивида, агенты (институты) социализации
Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность.
Мотивация деятельности, потребности и интересы.
Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих
знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки.
Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности
социального познания.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь.
Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание.
Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение.
Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Мораль. Нравственная культура.
Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная
значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества
Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества.
Искусство, его основные функции.
Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и
диалог культур.
Контрольная работа по теме «Человек. Человек в системе общественных отношений».

Количество
часов
2
2

1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1

37-38
39-40
41-42
43-44
45-46

47-48

49-50

51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61-62
63-64
65
66
67
68

Правовое регулирование общественных отношений ( 30 часов).
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право;
материальное и процессуальное право.
Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Правоотношения. Правомерное поведение. Юридическая ответственность.
Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ.
Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности
налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере
антикоррупционной политики государства.
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право
собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности.
Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных
прав.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Порядок приема на обучение в профессиональные
образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных
образовательных услуг.
Правовые основы предпринимательской деятельности.
Организационно-правовые формы предприятий.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Права и обязанности родителей и детей.
Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические
правонарушения.
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.
Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса.
Конституционное судопроизводство.
Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного
времени.
Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.
Контрольная работа по теме «Правовое регулирование общественных отношений».
Итоговое повторение (2 ч.)
Итоговое повторение по теме «Общество и человек».
Итоговое повторение по теме «Право».

2
2
2
2
2

2

2

2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
Итого 68 часов

Тематическое планирование, с указанием часов по каждой теме
11 класс (базовый уровень).
№ п/п

1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28
29-30
31-32

Тема занятия
Экономика ( 28 ч.)
Экономика , экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика.
Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели. Экономический
рост. Экономические циклы.
Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса.
Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена.
Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и
антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике.
Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки).
Основные источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в
банковской системе России. Финансовые институты.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги,
уплачиваемые предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный
бюджет. Государственный долг.
Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля,
экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития России.
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина.
Контрольная работа по теме «Экономика».
Социальные отношения ( 17 ч.)
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные
группы, их типы.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальный
контроль и самоконтроль.

Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
1
2
2

33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44
45
46-47
48-49
50-51
52-53
54-55
56-57

58-59
60-61
62-63
64
65
66

Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе.
Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное).
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.
Молодежь как социальная группа.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в
Российской Федерации.
Контрольная работа по теме «Социальная отношения».
Политика ( 20 ч.)
Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть.
Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт политической системы.
Государство, его функции.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки.
Гражданское общество и правовое государство.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная
кампания.
Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические
партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология
общественно-политических движений.
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства.
Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни
общества.
Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического
процесса в России.
Контрольная работа по теме «Политика».
Итоговое повторение ( 2 ч.)
Итоговое повторение по теме «Экономика. Социальные отношения».
Итоговое повторение по теме « Политика».

2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2

2
2
2
1
2
Итого 66 часов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».