Рабочая программа по предмету «Русский язык» на уровне среднего общего образования (углублённый уровень) составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413; 3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з 4. ООП СОО МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург; 5. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург; 6. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург; 7. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса по ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования МАОУ СОШ №19. Программа рассчитана на 201 час при 3 часах в 10, 11 классах Уровень: Углублённый Предмет Русский язык 10 класс 102 часа 11 класс 99 часа 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык» для 10 и 11 классов являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к уровню обученности старшеклассников, освоивших программу среднего общего образования. Содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно - практические задачи. По своей сути планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию. Личностные результаты освоения программы среднего (полного) общего образования подразумевают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме. Личностные результаты: 1. российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2. гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3. готовность к служению Отечеству, его защите; 4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; 8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. -Осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой науки и культуры через источники информации на русском языке, в том числе мультимедийные; понимание необходимости бережно хранить национальное культурно-языковое наследие России и ответственности людей за сохранение чистоты и богатства родного языка как культурного достояния нации. - Осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самопознания, самооценки, самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности. -Представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания. -Существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: - ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; - готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; - принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; - неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): - российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; - уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); - формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; - воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: - гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; - признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; - готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; - приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; - готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; - способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; - формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); - развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; - эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; - положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: - уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, - осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; - готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; - потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; - готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: - физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. - Осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой науки и культуры через источники информации на русском языке, в том числе мультимедийные; понимание необходимости бережно хранить национальное культурно-языковое наследие России и ответственности людей за сохранение чистоты и богатства родного языка как культурного достояния нации. - Осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самопознания, самооценки, самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности. - Представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания. - Существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; - менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. -Владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях: разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации; умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме; умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию; разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления её результатов в различных формах: приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать её; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме. -Способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки; совершенствовать умение активно применять полученные знания, умения и навыки в повседневной речевой практике, в процессе учебно-познавательной деятельности в школе, а также в различных условиях межличностного и межкультурного общения. - Готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе. - Овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности. Предметные результаты освоения выпускниками программы по русскому языку: 1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; 2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; 3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; 4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; 5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой; 6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; 7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; 8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; 9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; 10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы «Русский язык» и «Литература». (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса русского языка и литературы (родного (нерусского) языка и литературы) должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать: 1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания; 2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка; 3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; 4) владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; 5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; 6) владение различными приемами редактирования текстов; 7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности; 8) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений; 9) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста; 10) сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле; 11) владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера; 12) умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка); 13) сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики. Выпускник на углублённом уровне научится: воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания; рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы; распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи; комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; оценивать стилистические ресурсы языка; сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться: проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте; выделять и описывать социальные функции русского языка; проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности; анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка; проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме; проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью; критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст; выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности; осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию; использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка; проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи; редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка; определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Изучение русского языка на углублённом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: углубление знаний о лингвистике как науке; о языке как многофункциональной развивающейся системе; о взаимосвязи основных единиц и уровней языка; о языковой норме, ее функциях; совершенствование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; развитие способности к социальной адаптации, к речевому взаимодействию; формирование готовности к осознанному образования; воспитание гражданственности и патриотизма; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах общения. Реализация указанных целей достигается в процессе совершенствования следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой, которые определяют следующие задачи: углубление знаний о языке как основной системе в общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка и нормами русского речевого этикета, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов. 2.Содержание учебного предмета, курса Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения. Основные функции языка. Социальные функции русского языка. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка. Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни. Речь. Речевое общение Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности. Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме. Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ текста. Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция. Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста. Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка. Культура речи Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью. Культура видов речевой деятельности - чтения, аудирования, говорения и письма. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи. Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование. 3.Тематическое планирование, с указанием часов по каждой теме № п/п Разделы Тема и основное содержание программного материала Количество часов, виды контрольных мероприятий 10 класс Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения. Основные функции языка. Социальные функции русского языка. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Речевое Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности. Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме. Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями 1 Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке 2 Речь. общение 4 ч. + 1 ч. к/р 71+10 р/р+ 4 к/р 3 Культура речи информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ текста. Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ текста. Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Основные способы информационной переработки прослушанного или прочитанного текста. Итого 11+1к/р 102 11 класс 1 Язык. Общие Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. сведения о языке. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Основные разделы Роль старославянского языка в развитии русского языка. 5 Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка. Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученыелингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни. Речевое Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция. Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных науки о языке 2 Речь. общение 44+5к/р 3 Культура речи 4 Повторение разновидностей языка. Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи. Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование. 40+3к/р 2 Итого 99 Всего за курс обучения 201 3.Тематическое планирование, с указанием часов по каждой теме 10 класс № урока п/п Количест во часов Тема урока Виды текущих и промежуточных контрольных мероприятий Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке 5ч. (4+1к/р) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Русский язык как хранитель духовных ценностей нации. Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление. Языки государственные, мировые, межнационального общения. Основные формы существования национального языка Основные функции языка. Социальные функции русского языка. Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, относительная устойчивость, обязательность для всех носителей языка. Входной контрольный диктант №1 по теме «Повторение орфограмм и пунктограмм, изученных в 5-9 классах». Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Повторение орфограмм и пунктограмм, изученных в 5-9 классах». Речевое общение как социальное явление 4 ч.(3+1к/р) Социальная роль языка в обществе. Изучение разных аспектов речевого общения в лингвистике, философии, культурологии, психологии. Активное использование невербальных средств общения (жесты, мимика, поза). Виды жестов Монолог, диалог и полилог как основные разновидности речи. Виды монолога. Виды диалога и полилога Языки естественные и искусственные. Искусственные языки и их роль в речевом общении. Эсперанто. Входное тестирование по теме «Повторение изученного» (тест №1). 1 1 1 1 диктант 1 1 1 1 1 тест 10. 11. 12. 13. Устная и письменная речь как формы речевого общения 4 ч. Анализ результатов входного тестирования. Работа над ошибками. Речевое общение как 1 форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Основные особенности устной речи. Наличие в устной речи неполных предложений, 1 незаконченных фраз, лексических повторов Типичные недостатки устной речи. Способы их устранения Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических знаков на бумаге, 1 экране монитора, мобильного телефона. Основные особенности письменной речи. Основные требования к письменному тексту 1 Основные условия эффективного общения 8ч. (6 + 2р/р) 1 1 1 20. Необходимые условия успешного эффективного общения. Прецедентные тексты как носители историко-культурной ценности. Основные способы информационной переработки прослушанного или прочитанного текста. Развитие речи. Обучающее сочинение-рассуждение Коммуникативный барьер как психологическое препятствие, которое может стать причиной непонимания или возникновения отрицательных эмоций в процессе общения. Виды вопросов и цель их использования в процессе общения: информационный, контрольный, ориентационный, ознакомительный, провокационный, этикетный. Виды сочинений. 21. Развитие речи. Контрольное сочинение-рассуждение 1 14. 15. 16. 17. 18. 19. 1 1 1 1 Виды речевой деятельности 6ч. ( 5 + 1 к/р ) 22. 23. 24. 25. Анализ контрольных сочинений. Виды речевой деятельности. Четыре этапа речевой деятельности. Речь внешняя как речь, доступная восприятию других людей. Речь внутренняя как речь, недоступная восприятию других людей. сочинение 1 1 1 1 сочинение 26. 27. Контрольная работа (тест №2) по теме «Повторение изученного». Работа над ошибками теста по теме «Повторение изученного». 1 1 тест Чтение как вид речевой деятельности 9ч. ( 7 + 2 р/р ) 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания. Основные этапы работы с текстом Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Развитие речи. Сочинение-повествование Маркировка фрагментов текста при изучающем чтении (закладки с пометами; подчёркивание карандашом; выделения с помощью маркера; использование специальных знаков). Маркировка фрагментов текста при изучающем чтении (закладки с пометами; подчёркивание карандашом; выделения с помощью маркера; использование специальных знаков). Гипертекст и его особенности. Развитие речи. Анализ художественного текста. 1 1 1 1 1 сочинение 1 1 Типичные недостатки чтения: отсутствие гибкой стратегии чтения, непонимание смысла 1 прочитанного текста или его фрагментов, наличие ненужных возвратов к прочитанному, сопровождение чтения артикуляцией, низкий уровень организации внимания, малое поле зрения, слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. Типичные недостатки чтения: отсутствие гибкой стратегии чтения, непонимание смысла 1 прочитанного текста или его фрагментов, наличие ненужных возвратов к прочитанному, сопровождение чтения артикуляцией, низкий уровень организации внимания, малое поле зрения, слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. Аудирование как вид речевой деятельности 10ч. (9+ 1 к/р ) Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. 1 Нерефлексивное и рефлексивное аудирование. 1 Основные приёмы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, 1 резюмирование, проявление эмоциональной реакции. Анализ текста 40. 41. 42. 43. 44. Основные виды аудирования в зависимости от необходимой глубины восприятия исходного аудиотекста. Правила эффективного слушания. 1 1 Типичные недостатки аудирования: отсутствие гибкой стратегии аудирования, 1 непонимание смысла прослушанного текста, отсеивание важной информации, перебивание собеседника во время его сообщения, поспешные возражения собеседнику. Типичные недостатки аудирования: отсутствие гибкой стратегии аудирования, 1 непонимание смысла прослушанного текста, отсеивание важной информации, перебивание собеседника во время его сообщения, поспешные возражения собеседнику. 1 Контрольная работ (тест№3 ) по теме «Виды речевого общения» Тест 45. 46. Работа над ошибками контрольной работы по теме «Виды речевого общения» 1 Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания 1 собственного высказывания в устной и письменной форме Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста 16ч. (14 + 2 р/р ) 47. Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами. Основные способы сжатия исходного текста. Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии. Виды плана: назывной, вопросный, тезисный, цитатный (обобщение изученного). Тезисы как кратко сформулированные основные положения исходного, первичного текста. 1 Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Развитие речи. Сочинение - описание 1 48. 49. 50. 51. 52. 53. 1 1 1 1 1 сочинение 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. Аннотация как краткая характеристика печатного произведения (статьи, книги) с точки 1 зрения её назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Конспект как краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа 1 учебника, лекции). Основные рекомендации к сокращению слов при конспектировании. Реферат как письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором 1 собрана информация из одного или нескольких источников. Реферат как итог проведённого мини-исследования или проектной работы; как 1 демонстрация знаний по исследуемой проблеме, описание результатов проведённого исследования, формулировка выводов. Основные части реферата. 1 Мультимедийная презентация как видео- или аудиосопровождение реферата и как синтез 1 текста, разных видов наглядности (рисунки, иллюстрации, фотографии, фотоколлажи, схемы, таблицы, диаграммы, графики и др.) Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или 1 музыкального произведения. Обучение написанию сочинения - рецензии План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи. 1 Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров. План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи. 1 Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров. Говорение как вид речевой деятельности 13ч. ( 11 + 2 р/р ) Говорение – вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, происходит обмен информацией. Основные качества образцовой речи: правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость. Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании. Эмфатическое ударение как эмоционально-экспрессивное выделение слова в процессе говорения. 1 1 1 Сочинение -рецензия 66. Жанры устной речи (сообщение, выступление, доклад). 1 67. Подготовка к публичному выступлению. Основные составляющие успешного общения с аудиторией. Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления, доклада) Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления, доклада) Публичное выступление (обобщение изученного) 1 1 73. Основные виды публичной речи: социально-политическая, научно-академическая, судебная, социально-бытовая, духовная, дипломатическая, военная, лекционнопропагандистская и др. Основные виды публичной речи: социально-политическая, научно-академическая, судебная, социально-бытовая, духовная, дипломатическая, военная, лекционнопропагандистская и др. Устная публичная речь 1 Устное выступление 74. Устная публичная речь 1 Устное выступление 75. Речевое поведение в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Письмо как вид речевой деятельности 16ч. (13 + 1к/р+2 р/р ) Письмо как вид речевой деятельности, связанный с созданием письменного высказывания. 1 Связь письма с другими видами речевой деятельности человека (говорением, чтением, аудированием). Письмо как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования. Виды 1 письменных речевых высказываний школьника. Основные требования к письменной речи: правильность, ясность, чистота, точность, 1 богатство, выразительность. 68. 69. 70. 71. 72. 76. 77. 78. 1 1 1 1 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. Критерии оценивания письменного высказывания учащегося (содержание письменного высказывания, речевое оформление и выразительность высказывания, соответствие его грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам). Из истории эпистолярного жанра. Культура письменного общения с помощью современных технических средств коммуникации (мобильные телефоны, электронная почта, социальные сети и т.п.). Роль орфографии и пунктуации в письменном общении. 1 Орфографическое и пунктуационное правило как разновидность языковой нормы, обеспечивающей правильность письменной речи. Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания (обобщение на основе изученного). Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них (обобщение) Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них (обобщение) Контрольная работа (тест №4) по теме «Повторение изученного» Знаки препинания, их функции. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания. Развитие речи. Урок – дискуссия «Нужно ли соблюдать нормы правописания в Интернетобщении». Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно- 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 тест 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Развитие речи. Контрольное сочинение-рассуждение Культура речи 11ч. ( 10 + 1 к/р ) Анализ контрольных сочинений – рассуждений. Работа над ошибками. Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, относительная устойчивость, обязательность для всех носителей языка. Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, относительная устойчивость, обязательность для всех носителей языка. Речевое общение как социальное явление. Устная и письменная речь как формы речевого общения. Основные качества образцовой речи: правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость. Основные способы информационной переработки прослушанного или прочитанного текста. Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания. Контрольная работа (диктант№2) по теме «Повторение изученного в 10 классе» Анализ контрольной работы по теме «Повторение изученного в 10 классе». Работа над ошибками. Подведение итогов года. 1 сочинение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 диктант Тематическое планирование, с указанием часов по каждой теме 11 класс № урока п/п Тема урока Виды текущих и промежуточных контрольных мероприятий Количество часов Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке 5ч. (4+1 к/р) 1 Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. 1 2 Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка. Функциональная стилистика 49 ч.( 44+5к/р ) Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Различные трактовки понятия «стиль» и вопрос о функционально-стилистической дифференциации языка в современной русистике Функциональные разновидности русского языка: функциональные стили. Стилистические ресурсы языка. Разговорная речь, сферы ее использования, назначение Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка. 1 3 4 5 6 7 8 9 10 1 1 1 Тест 1 1 1 1 1 практическая работа 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Официально-деловой стиль речи, сферы его использования, назначение Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа. Практическая работа по созданию текстов официально-делового стиля. Научный стиль речи: сферы использования, назначение Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Учебно-научный, научно-популярный стили. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы). Защита реферата на предложенную тему. Защита реферата на предложенную тему. 1 1 1 1 1 1 практическая работа 1 1 1 1 практическая работа практическая работа 1 1 1 1 Анализ текста 1 1 1 реферат реферат 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Практическая работа по созданию жанра научного стиля. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка. Публицистический стиль речи, сферы его использования, назначение Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля (выступление, статья, интервью, очерк, репортаж). Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. Развитие речи. Сочинение по публицистическому тексту. Дифференцированная работа над одним из четырех жанров: путевым очерком, портретным очерком, проблемным очерком, эссе (по выбору учащихся, с использованием материалов учебника) Язык художественной литературы Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи. Анализ стихотворного текста с точки зрения употребления в нем изобразительно-выразительных средств Развитие речи. Сочинение об особенностях стиля писателя Стилистические ресурсы языка. Социальная роль языка в обществе 1 практическая работа 1 1 1 1 практическая работа 1 1 устное выступление 1 устное выступление 1 сочинение 1 1 1 1 1 1 е 1 сочинение 1 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 Изучение разных аспектов речевого общения в лингвистике, философии, культурологии, психологии. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка. Связи предложений в тексте Комплексный лингвистический анализ текста Нормированность речи в зависимости от стиля Контрольная работа «Функциональные стили и изобразительно-выразительные средства языка» Работа над ошибками контрольной работы по теме «Функциональные стили и изобразительно-выразительные средства языка» Культура речи как раздел лингвистики 43ч.( 40+3к/р ) Культура речи как раздел лингвистики. Литературный язык и его признаки. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью. Выбор этикетных формул в зависимости от условий речевого общения. Основные критерии хорошей речи: коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Основные признаки художественной речи. 1 1 1 1 1 1 1 тест тест Анализ текста Тест 1 сочинение 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 Языковая норма, ее основные признаки и функции Кодификация нормы. Основные виды языковых норм русского литературного языка. Основные виды языковых норм русского литературного языка. Варианты норм. Языковая норма, ее виды и варианты. Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы Допустимые варианты произношения и ударения. Основные нормы литературного произношения и ударения. Контрольная работа по акцентологии Работа над ошибками контрольной работы по акцентологии. Лексические нормы Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. Иноязычные слова в современной речи. Виды речевых ошибок Практикум по устранению речевых ошибок Практическая работа по анализу текста с точки зрения соблюдения лексических норм Грамматические нормы Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности. Разделы русской орфографии и основные принципы написания. Орфографические нормы Трудные случаи орфографии. Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Трудные случаи пунктуации. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. тест тест тест тест 94 95 96 97 98 99 Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке. Проблемы экологии русского языка. Речевые штампы и канцеляризмы. Жаргонизмы и языковые элементы, не допускаемые нормами речевого общения. Повторение изученного в 11 классе 2ч. Варианты языковых норм.. 1 Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их 1 использование. Формы организации образовательного процесса С целью достижения качественных результатов образования в процессе реализации данной образовательной программы по курсу русского языка использованы: Формы обучения: урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, практикумы, конференции, игры, тренинги. Технологии образования: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационнокоммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология мастерских на уроках русского языка и литературы, и другие; Основные методы, используемые в различных сочетаниях: системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, дифференцированный подход, словесные, наглядные, практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, проблемно-посковые методы, методы самостоятельной работы и работы под управлением учителя; Формы организации работы учащихся: 1.Индивидуальная. 2.Коллективная: - фронтальная; - парная; - групповая. Виды деятельности учащихся: - Устные сообщения; - Обсуждения; - Мини – сочинения и сочинения; - Работа с источниками; - Доклады; - Защита презентаций; - Учебные проекты. Методы мониторинга знаний и умений учащихся: тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д. Виды контроля: диагностический, текущий, итоговый. Средства обучения: печатные, наглядные, дидактические, графические, технические, аудиозаписи. Литература для учащихся Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007. Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебное пособие / Н. Г. Гольцова. И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2002. Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс/А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2006. Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов /А. Д. Дейкина. Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: 1982. Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н.А.Кузьмина. -М.: Дрофа, 2005. Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому гос. / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005. Костомарова И. В. Русский язык. Тексты и задания по культуре речи. – М.: 1988. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбукаклассика, 2004. Купалова А.Ю. Текст и занятия родным языком. – М.: 1996. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: 1969. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006. Лосева Л. М. Как строится текст. - М.: 1980 Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 кл. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2006. Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточный материал. 11 класс. - М.: Дрофа, 2006. Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. М.: Дрофа, 2002. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение', 2006. Развивайте дар речи. Пособие для учащихся. Сост. Т.А.Ладыженская. – М.: 1977 Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006. Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2002. Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая тетрадь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2006. Литература для учителя Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по учебнику «Русский язык для 10 –11 классов» Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений– М. «Просвещение» 2008 -2011г.г. Журналы: « Русский язык в школе», «Русский язык»- приложение к газете «Первое сентября» Иванов Ю.С. ЕГЭ. Русский язык. Теоретические материалы. – СПб.: Тригон, 2008 г. Новикова Л.И., Грибанская Е.Э. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2009 г. Пучкова Л.И. Методическое пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. – М.: Экзамен, 2009 г. Тропкина Л.А. Русский язык. Поурочное планирование 11. – Волгоград, 2009 г. Валгина Н.С., Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура искусство речи. Современная риторика. -Ростов н/Д: «Феникс», 1999 Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. -М.: Просвещение, 1994 Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005. Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для жителей. - М.: Просвещение, 1978. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004. ЕГЭ-2012. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П.Цыбулько и др. – М., 2012 Единый государственный экзамен - 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2006. Иванова В.Ф., Трудные вопросы орфографии. – М., 1982. Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004 Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку.– М., 1984. Ипполитова Н. А, Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.:ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. – М., 1994 Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006. Контрольные тесты: Орфография и пунктуация.10-11 классы, - 3-изд.- М.: ООО «Тид «Русское слово – РС», 2007. Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001. Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для лнителя. - М.: Мнемозина, 2003 Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс: Учебное пособие. -Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2005. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское слово - РС», 2005. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 10 класс. Методические рекомендации. -М.: Дрофа, 2006. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003 Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Дидактические материалы к лекциям по теме «Формы и виды контроля на уроках русского языка в 11 классе». - М.: АПК и ПРО, 2002. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996. Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену - 2007. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие* по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М.: 1997. Служевская Т.П. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи. - СПб: Лзд-во «Тускарора» совместно с фирмой «РиД», 1997. Черников И.Н:, Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003. Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2006 Мультимедийные пособия «Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов. 1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка» Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета» Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 10 класс. (Сборник посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся). Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов ( 5 – 11 классы). Электронные носители: Репетитор Русский язык. Весь школьный курс Репетитор. Тесты по пунктуации. Готовимся к ЕГЭ. Русский язык. Информационные ресурсы в интернете http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа». http://www.philology.ru — «Филологический портал». http://www.gramma.ru — сайт «Культура письменной речи». http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия «Википедия». http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет». http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон». http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов). http://www.gramota.ru — «Грамота.ру» (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»). http://www.rusword.com.ua— сайт по русской филологии «Мир русского слова». http://www.about-russian-language.com — сайт по культуре речи. http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку). http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова). http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка. http://www.wordsland.ru — сайт «Страна слов. Магия языка» (изучение русского языка в игровой форме). http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://www.urokirus.com — уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование). http://www.gramota.ru/ - Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. http://www.gramma.ru/- Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. http://vschool.km.ru/- виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6) http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://pedsovet.alledu.ru/-Всероссийский августовский педсовет http://schools.techno.ru/- образовательный сервер «Школы в Интернет» http://all.edu.ru/- Все образование Интернета http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp- Новый словарь русского язык http://yamal.org/ook/- опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://www.philology.ru/default.htm Русский филологический портал http://www.sokr.ru/ Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.rusfam.ru/ Словарь русских фамилий http://www.megakm.ru/ojigov/ Толковый словарь русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html - основные правила грамматики русского языка http://urok.hut.ru/Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://www.slova.ru/ Толковый словарь В.И. Даля http://www.slovari.ru/lang/ru/ Русские словари. Служба русского языка http://slovar.boom.ru/ Словарь-справочник русского языка http://slovesnik-oka.narod.ru/ Словесник http://character.webzone.ru Русское письмо http://www.redactor.ru/ Редактор.ru http://likbez.spb.ru/tests/ Тесты по русскому языку http://likbez.h1.ru/ Культура письменной речи Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)