РП по Русскому языку Базовый уровень

Рабочая программа по предмету «Русский язык» на уровне среднего общего образования (базовый уровень) составлена на
основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России
от 17 мая 2012 г. № 413;
3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з
4. ООП СОО МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
5. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
6. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
7. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса по ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего
образования МАОУ СОШ №19.
Программа рассчитана на 67 часов при 1 часе в 10, 11 классах
Уровень: Базовый
Предмет
Русский язык

10 класс
34 часа

11 класс
33 часа

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык» для 10 и 11 классов являются одним из важнейших механизмов
реализации требований Стандарта к уровню обученности старшеклассников, освоивших программу среднего общего образования.
Содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие
обучающимся успешно решать учебные и учебно - практические задачи. По своей сути планируемые результаты представляют собой
систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию.
Личностные результаты освоения программы среднего (полного) общего образования подразумевают готовность и способность учащихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы,
способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Личностные результаты:
1. российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2. гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3. готовность к служению Отечеству, его защите;
4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям;
7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других
людей, умение оказывать первую помощь;
13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
-Осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности, как одного из способов приобщения к
ценностям национальной и мировой науки и культуры через источники информации на русском языке, в том числе мультимедийные;
понимание необходимости бережно хранить национальное культурно-языковое наследие России и ответственности людей за сохранение
чистоты и богатства родного языка как культурного достояния нации.
- Осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в
изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; от уровня владения русским
языком; понимание роли родного языка для самопознания, самооценки, самореализации, самовыражения личности в различных областях
человеческой деятельности.
-Представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный,
этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания.
-Существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и
речевых средств.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели

и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей,
умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного
сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных
знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной
деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение
к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
-Владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
 разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать
его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками
научно-технической информации;

 умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в
спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
 умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения
и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную
рефлексию;
 разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления её результатов в различных формах: приёмами
отбора и систематизации материала на определённую тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной
деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать её; способностью предъявлять результаты
деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их
в устной и письменной форме.
-Способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки; совершенствовать
умение активно применять полученные знания, умения и навыки в повседневной речевой практике, в процессе учебно-познавательной
деятельности в школе, а также в различных условиях межличностного и межкультурного общения.
- Готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в
вузе.
- Овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного
общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметные результаты освоения выпускниками программы по русскому языку:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного
влияния на формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной
картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения,
аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем
обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и
аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему,
проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия
языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; – соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; –
осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

2.Содержание учебного предмета, курса
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном
общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение
языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных
монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения.
Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный,
официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского
языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка,
научного, публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического
(выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной
и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная
целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности - чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и
публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и
акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы,
пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
№
п/п

Разделы

1

Введение
Язык. Общие
сведения о языке.

2

Основные разделы
науки о языке

Тема и основное содержание программного материала

10 класс
Русский язык – хранитель истории и духовной культуры народа. Язык и общество. Язык и
культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном
мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования
русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Экология языка. Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные
лингвисты.
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней
языка. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Лексика. Фразеология. Лексикография. Морфемика.
Словообразование. Морфология и орфография. Пунктограммы. Изобразительновыразительные и стилистические возможности единиц различных уровней языка..

Количество
часов, виды
контрольных
мероприятий
1

21 (16+5к/р)

3

4

5

Речь.
общение

Речевое

Культура речи

Урок - зачет
Итого

1

Введение

2

Основные разделы
науки о языке

Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с
точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма и ее функции. Основные виды
языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и
акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические),
стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение
норм литературного языка в речевой практике.

6

4

2
34

11 класс
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Формы существования русского национального языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго).
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение
языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Синтаксис. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Изобразительновыразительные и стилистические возможности единиц различных уровней языка.
Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических
и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой
практике.

4

10 (9+1к/р)

3

5

Речь.
общение

Речевое

Повторение

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение,
письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой
сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных
ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической
дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как
разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического,
официально-делового стилей. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения,
задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного,
публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв
и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.)
стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функциональносмысловых типов, стилей и жанров. Лингво-стилистический анализ текстов различных
функциональных разновидностей языка.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.

16

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста..
Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной
информации

3 ч.( 1к/р)

Итого
Всего за курс
обучения

№
урока

1

2
3
4

5
6

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
33
67

3.Тематическое планирование 10 класс с указанием часов по каждой теме
Тема урока
Кол-во
часов
Введение 1
Русский язык – хранитель истории и духовной культуры народа. Язык и общество. Язык и культура.
Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в
международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского
национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные
разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке. Взаимообогащение языков как
результат взаимодействия национальных культур. Экология языка. Историческое развитие русского
языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Основные разделы науки о языке 21 (16+5к/р)
Фонетика и графика. Повторение ключевых теоретических понятий разделов «Фонетика» и
«Графика». Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Орфоэпия. Основные орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические словари. Звукопись как
изобразительное средство.
Фонетика и орфография. Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных,
звонких, глухих и непроизносимых согласных, гласных после шипящих и Ц, разделительных Ъ и Ь
знаков.
Входной диктант по теме: « Орфограммы и пунктограммы, изученные в 5-9 классах».
Работа над ошибками диктанта. Лексика как раздел науки о языке. Лексическое значение слова.

Виды текущих и
промежуточных
контрольных
мероприятий

1

1
1
1

1
1

диктант

7

8
9
10
11
12-13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение. Омонимы. Синонимы и
антонимы. Художественно-выразительные средства языка, основанные на синонимии и антонимии,
многозначности слова. Толковые словари. Русская лексика с точки зрения происхождения и
употребления.
Русская фразеология, происхождение и сфера использования фразеологизмов, их изобразительные
возможности. Фразеологические словари.
Урок-практикум по лексико-фразеологическому анализу текста. Изобразительно-выразительные и
стилистические возможности единиц различных уровней языка
Контрольное тестирование по фонетике, орфоэпии и лексике.
Морфемика и словообразование. Значения морфем, их многозначность и омонимичность.
Изобразительно-выразительные и стилистические возможности единиц различных уровней языка.
Способы образования слов в русском языке. Правописание приставок и чередующихся гласных в
корне.
Морфология как раздел науки о языке. Система частей речи в русском языке, их категориальные
признаки.
Лексико-грамматические особенности и стилистические возможности именных частей речи.
Грамматические нормы их использования.
Лексико-грамматические особенности и стилистические возможности глаголов, причастий,
деепричастий и наречий. Грамматические нормы их использования.
Служебные части речи. Специфика их использования в тексте.
Трудные случаи правописания окончаний различных частей речи. Совершенствование
орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Трудные случаи правописания суффиксов различных частей речи. Н и НН в различных частях речи.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Выбор слитного, раздельного и дефисного написания слов с опорой на определение части речи.
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.
Контрольная работа по морфемике и морфологии.

1

1
1
1
1
2
1
1
1

Анализ контрольной работы. Текст. Признаки текста. Типы и средства связи между частями текста;
цепная и параллельная связь.

тест

1
1
1
1
1
1

Речь. Речевое общение. Культура речи 12 (9+3к/р)
23

практическая
работа
тест

1

контрольная
работа

24
25
26
27
28
29
30
31
32

33-34

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и
характера текста
Типы речи: повествование, описание, рассуждение, их характерные особенности.
Урок-практикум по лингвистическому анализу текста.
Основные жанры научного стиля. Сокращение текста. План. Тезисы. Конспект. Аннотация.
Информационная переработка текста.
Оценка текста. Отзыв и рецензия
Культура речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический).
Языковая норма и ее основные особенности.
Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и
акцентологические) Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Лексические нормы. Употребление слов в строгом соответствии с его лексическим значением.
Нарушения лексических норм, характерные для современной речи.
Грамматические нормы (морфологические и синтаксические). Нормативное употребление форм слов.
Нормативное построение словосочетаний, правильное употребление предлогов. Нормативные словари
современного русского языка.
Итоговая зачетная работа.

11 класс
№
урока

1.

2
3.
4

Тема урока

Введение 4 ч.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской
Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном
общении.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Синтаксис как раздел науки о русском языке. Выдающиеся ученые-русисты А.А.
Шахматов и А.М. Пешковский, их вклад в изучение синтаксиса и истории русского языка.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков
как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка
Основные разделы науки о языке 10 (9+1к/р)

Кол-во
часов

1

1
1
1

1
1
1
1

Анализ текста
Практическая
работа

1
1
1
1
1

2

зачет

Виды текущих и
промежуточных контрольных
мероприятий

5
6
7

8.

9.
10
11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.

18.

Синтаксис. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Изобразительно- 1
выразительные и стилистические возможности синтаксиса.
Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Нормативное построение 1
словосочетаний.
Простое предложение, его типы по цели высказывания, интонации и структуре. Главные и 1
второстепенные члены предложения, способы их выражения. Трудные случаи
согласования подлежащего и сказуемого
Осложненное простое предложение. Однородные члены, знаки препинания при них. 1
Обособленные члены предложения, правильное построение предложений с
обособленными обстоятельствами и определениями.
Обращение, вводные слова, вставные конструкции, их значение в предложении, знаки 1
препинания при них.
Сложные предложения, их типы. Особенности расстановки знаков препинания в сложных 1
предложениях. Синонимика сложных предложения и простых с обособленными членами.
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Цитаты. Пунктуационные 1
правила оформления цитат.
Принципы и функции русской пунктуации. Обобщение пунктуационных правил, 1
соответствующих грамматическому (синтаксическому) принципу. Смылоразличительная
роль знаков препинания.
Анализ текста с целью наблюдения над стилистической ролью синтаксических структур. 1
Изобразительные возможности синтаксических конструкций.
Контрольное тестирование по разделу «Синтаксис и пунктуация».
1
Речь. Речевое общение. Культура речи 16 ч. (14+1р/р+1к/р)
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, 1
письмо
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации 1
речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и 1
диалогической речи. Овладение опытом речевого поведения в официальных и
неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний 1
различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения.

Тест

Тест

практическая работа

19.
20
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31
32
33

Урок-практикум по написанию сочинений-рассуждений, близких к рецензии, отзыву или 1
эссе.
Функциональная
стилистика
как
учение
о
функционально-стилистической 1
дифференциации языка.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная 1
речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка
Публицистический стиль, его основные признаки. Сфера употребления, типичные 1
ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства в публицистическим стиле.
Основные жанры публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.) 1
стиля. Анализ публицистических текстов.
Официально-деловой стиль речи, основные стилевые черты. Практикум по составлению 1
деловых бумаг. (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.)
Разговорный стиль, его особенности. Культура устной речи. Основные жанры 1
разговорной речи (рассказ, беседа, спор)
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной 1
литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные 1
средства языка.
Лингво-стилистический анализ текстов различных функциональных разновидностей 1
языка
Развитие речи. Основные виды сочинений. Написание сочинений-рассуждений по 1
художественному тексту.
Контрольный стилистический анализ текста.
1
Повторение и систематизация изученного материала 3 ч.( 1к/р)
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста..
1
Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной 1
информации
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. 1
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их
использование.

практическая работа

практическая работа

практическая работа
практическая работа
Контрольное сочинение
Анализ текста

Словари и справочники
1. Букчина Б.З. Орфографический словарь русского языка. Свыше 100 000 слов. Грамматическая информация. Трудные случаи. М.,
2010.
2. Каленчук М.Л., Касаткин Л.Л., Касаткина Р.Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка. М., 2012.
3. Касаткин Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку. М., 2010.
4. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2010.
5. Лопатин В.В. Русский орфографический словарь. М., 2010.
6. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 2006.
7. Николина Н.А Школьный морфемный словарь русского языка. М., 2010.
8. Николина Н.А Школьный словарь лингвистических терминов. М., 2012.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2010.
10. Розенталь Д.Э., Теленкова МА. Словарь трудностей русского языка. М., 2003.
11. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. М., 2005.
12. Семенюк А.А., Семенюк И.А. Школьный словарь синонимов русского языка. М., 2013.

13. Семенюк А.А., Семенюк И.А. Школьный толковый словарь русского языка. М., 2010 и послед.изд.
14. Скворцов Л.И. Школьный словарь по культуре русской речи. М., 2010.
15. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. М., 2003.
16. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов. М., 2004.
17. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный этимологический словарь русской фразеологии. М., 2011.
18. Энциклопедический словарь-справочник: выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред. А.П.
Сковородникова. М., 2009
Электронные информационные ресурсы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина МА. Русский язык. 10-11 классы: электронный учебник.
Методический раздел издательства «Русское слово»: русское-слово.рф.
Справочно-информационный портал «Грамота»:www.gramota.ru.
Справочный портал по русскому языку «Культура письменной речи»: www.gramma.ru.
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ): feb-web.ru.
Федеральный институт педагогических измерений: old.fipi.ru.
Электронная версия газеты для учителя «Первое сентября»: ps.1september.ru.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам: window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: scool-collection.edu.ru

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».