Программа элективного курса «БИОХИМИЯ» Пояснительная записка Актуальность данного курса определяется необходимостью поддержки профильного образования, направленного на подготовку будущих профессионалов для развития высокотехнологичных производств на стыке естественных наук. Содержание курса является конвергентно ориентированным и обеспечивает формирование компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху высокоразвитой науки и современных технологий. Учебно-методическое обеспечение курса включает рабочую программу элективного курса и электронное учебное пособие для обучающихся. Рабочая программа устанавливает обязательное предметное содержание, предлагает примерное тематическое планирование с учётом логики учебного процесса, определяет планируемые результаты освоения курса на уровне среднего общего образования. В соответствии с системно-деятельностным подходом реализация данной программы предполагает использование современных методов обучения и разнообразных форм организации образовательного процесса: круглый стол, видеолекторий, биоинформатическая работа, семинары, практические и лабораторные работы, учебное исследование, самостоятельная работа с первоисточниками, лекция, конференция и др.; возможно выполнение индивидуальных исследований и проектов. Достижение планируемых результатов оценивается как «зачтено/не зачтено». Программа составлена на основе авторской программы Н.В.Антиповой «Биохимия» Курс рассчитан на 102 часа: 1 час в неделю 10 класс (34 часа), 2 часа в неделю 11 класс (68 часов). Цели курса: формирование научной картины мира; развитие познавательных интересов и метапредметных компетенций обучающихся через практическую деятельность; расширение, углубление и обобщение знаний о строении, свойствах и функциях биомолекул; формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности в области естественных наук. Задачи курса: — изучить особенности строения, свойства и функции биомолекул (углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот), входящих в состав живого организма; — сформировать у обучающихся представления об основных методах исследования в биохимии; — познакомить обучающихся с биоинформатикой; — обеспечить развитие экспериментальных умений и навыков в соответствии с требованиями правил техники безопасности; — рассмотреть области применения современной биохимии в фундаментальных, медицинских и фармацевтических исследованиях; — сформировать у обучающихся компетенции для профессионального самоопределения в рамках предметов естественно-научного цикла, развивать мотивацию к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной деятельности; — раскрыть роль биохимии как базового и приоритетного направления научно-технического прогресса. Общая характеристика курса. Данный курс содержательно связан с курсами химии, биологии, информатики, т. е. носит интегрированный характер и способствует развитию естественно-научного мировоззрения учащихся. В учебном плане элективный курс «Биохимия» является частью предметной области «Естественнонаучные предметы». Материал пособия обеспечивает знакомство с современными фундаментальными и прикладными исследованиями в области биохимии; формирование у обучающихся конвергентного мышления; углубление и обобщение знаний школьников о высокомолекулярных веществах, методах их изучения; раскрытие принципов функционирования живых систем; знакомство с историей развития естествознания и современными разработками учёных; воспитание бережного отношения к живой природе, формирование культуры питания; обучение аргументированному ведению дискуссии; желание заниматься научно-практической деятельностью. Пособие содержит методические комментарии по организации занятий (особенности, структура, содержание, виды деятельности, формы организации занятий и т. д.). На занятиях учащиеся развивают аналитические способности при проведении практических работ, устанавливают причинно-следственные связи при изучении методов биохимии, узнают о возможностях их применения в медицине, о контроле качества в фармацевтической и пищевой промышленности. — — — — — — — — — — Основные идеи курса: единство материального мира; внутри- и межпредметная интеграция; взаимосвязь науки и практики; взаимосвязь человека и окружающей среды. Ключевые принципы организации занятий: междисциплинарный синтез естественно-научного знания; ориентация учебной деятельности на исследовательскую и конструктивную; развитие коммуникативных навыков; обучение различным видам деятельности; пополнение надпредметных знаний через НБИК-технологии (нано-, биотехнологии, информационные, когнитивные технологии); ведущая роль самоорганизации в процессе обучения. Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно-исследовательские проекты. Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе. Содержание курса Раздел 1. Введение в биохимию (6/12 ч) Техника безопасности при работе в химической лаборатории. История биохимии. Предмет биохимии. Структура и функции биомолекул. Раздел 2. Методы выделения биомолекул (6/12 ч) Знакомство с методами: «Получение ДНК из клеток лука», «Получение препарата нуклеиновых кислот из дрожжей и исследование нуклеопротеинов», «Экстракция липидной фракции из желтка куриного яйца». Раздел 3. Методы разделения биомолекул (4/8 ч) Теоретические основы биохимических методов разделения биомолекул. Практические работы: 1. «Гель-фильтрационное разделение биомолекул». 2. «Тонкослойная хроматография липидов». 3. «Идентификация функциональных групп различными агентами». Раздел 4. Качественный и количественный анализ биомолекул (10/20 ч) Практические работы аналитического характера: 1. «Количественный анализ фосфатидилхолина. Определение липидно- го фосфора с помощью ферротиоцианата аммония (метод Стюарта)». 2. «Качественные реакции на наличие пуриновых оснований и остатков фосфорной кислоты в составе ДНК». 3. «Определение пентоз в составе нуклеиновых кислот», «Качественный и количественный анализ наличия белков и аминокислот». Раздел 5. Компьютерное моделирование и визуализация структуры биомолекул (7/15 ч) Возможности программы PyMol для визуализации пространственной структуры биомолекул, компьютерное моделирование пространственной структуры белков с помощью программы Modeller. Раздел 6. Итоговое занятие (2/3 ч) Знакомство с «Атласом новых профессий», перспективы изучения на- уки биохимии и профессионального самоопределения (в формате кругло- го стола или урока-дискуссии). Тематическое планирование Курс рассчитан на 35/70 ч (1 или 2 ч в неделю). Предлагаемое планирование является примерным: учитель может корректировать содержание уроков и распределение часов на изучение материала в соответствии с уровнем подготовки обучающихся и сферой их интересов. Тема Основное содержание Количество часов 35 70 1 2 1 2 Раздел 1. Введение в биохимию (6/12 ч) Введение Предмет биохимии. История биохимии Предмет биохимии. История биохимии Продолжение Тема Основное содержание Количество часов 35 70 Структура и Функциональные группы функции органических молекул. Белки и биомолекул аминокислоты. Моно- и полисахариды. Нуклеиновые кислоты. Работа с дополнительными источниками — составление краткого словаря терминов. Обсуждение функции биомолекул 2 4 Экспериме нт: планирование, выполнени е и представление результато в Обсуждение научного эксперимента как одного из инструментов научного поиска. Составление плана экспериментальной деятельности. Разработка формы отчётной документации по результатам эксперимента. Обсуждение экологических аспектов практических занятий, определение методов утилизации побочных продуктов реакций. Выбор тем для литературного обзора 1 2 Правила техники безопасност и Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории 1 2 Раздел 2. Методы выделения биомолекул (6/12 ч) Получение ДНК из клеток лука Повторение знаний о структуре и функциях нуклеиновых кислот ДНК и РНК в живых организмах (сообщения учащихся). Обсуждение теоретических основ метода экстракции нуклеиновых кислот из биологических объектов. 2 4 8 Продолжение Правила техники безопасности Подготовка химической посуды и оборудования. Приготовление реактива (буфер для гомогенизации). Охлаждение химической посуды и реактива. Гомогенизация образца, добавление буфера для гомогенизации к образцу. Инкубация гомогената и его фильтрация. Осаждение ДНК. Подведение итогов практикума Тема Выделение нуклеинов ых кислот из дрожжей и исследовани е нуклеопро теинов Основное содержание Изучение особенностей строения и функционирования плазмидной ДНК в бактериальных клетках. Правила техники безопасности. Подготовка химической посуды и оборудования для экстракции нуклеиновых кислот из дрожжей. Сборка установки для эксперимента: присоединение обратного холодильника и длинной стеклянной трубки к колбе. Приготовление реактивов Количество часов 35 70 2 4 9 Продолжение Получение нуклеопротеина из пекарских дрожжей: внесение в колбу навески дрожжей, экстракция нуклеопротеина кипячением дрожжей в кислоте. Охлаждение нуклеопротеина и доведение объёма раствора до исходного объёма реакционной смеси. Фильтрация нуклеопротеина. Подготовка его аликвот для анализа составных компонентов нуклеиновых кислот в следующих практикумах Экстракция липидной фракции из желтка куриного яйца Ознакомление с правилами техники безопасности. Подготовка посуды, взвешивание пробирок, нумерация. Перенос желтка в чистую пробирку, взвешивание, добавление органических растворителей, активное перемешивание, отстаивание. Перенос органической фракции в чистую взвешенную пробирку. Повтор деления для второй пробирки. Помещение под тягу для просушивания от растворителей 2 4 Взвешивание сухого липидного экстракта. Расчёт среднего из двух опытов, расчёт процентов от исходной массы желтка. Оформление результатов 1 0 Продолжение Тема Основное содержание Количество часов 35 70 Раздел 3. Методы разделения биомолекул (4/8 ч) Разделени е биомолек ул методом гельфильт рации Теоретические основы использования принципа гель-фильтрации при разделении биомолекул Тонкослой - ная хроматография липидов. Идентификация функциональных групп Ознакомление с правилами техники безопасности. Подготовка посуды. Приготовление подвижной фазы, заполнение камеры. Подготовка пробы из экстракта липидов желтка 2 4 2 4 Проведение экспериментов. Отделение низкомолекулярного красителя от окрашенного белка. Оформление результатов Нанесение пробы. Высушивание пластины. Проявление под УФлампой в тёмном кожухе/помещении. Проявление разных пластинок указанными реагентами. Обсуждение и оформление результатов Раздел 4. Качественный и количественный анализ биомолекул (10/20 ч) Определени е концентра ции фосфатид илхолина. Метод Стюарта Ознакомление с правилами техники безопасности. Подготовка посуды. Приготовление раствора ферротиоцианата аммония. Подготовка проб для анализа: растворение навески яичного экстракта в хлороформе. Приготовление разбавленного раствора. Перенос ферротиоцианата, хлороформа и аликвот липидов. 2 4 10 Продолжение Приготовление контрольного образца: три пробирки ферротиоцианата аммония и чистого хлороформа Продолжение подготовки проб: интенсивное перемешивание фаз, отбор нижней органической фазы в чистые пробирки с пробками. 11 Продолжение Тема Основное содержание Количество часов 35 70 1 2 1 2 Анализ образцов на спектрофотометре. Расчёт содержания фосфатидилхолина в пробе. Обсуждение результатов. Подведение итогов практического занятия Качествен ные реакции на пуриновы е основания и остатки фосфорно й кислоты в ДНК Изучение процессов репликации ДНК в живых организмах (на примере геномной и плазмидной ДНК). Ферменты, участвующие в процессах репликации (доклады учащихся). Изучение правил техники безопасности. Подготовка химической посуды и оборудования (весы, шпатели, калька, щипцы, термоустойчивая стеклянная посуда для приготовления молибденовокислого реактива (колба или стакан), пробирки и пипетки, лакмусовая бумага, плитка и кастрюля (для создания водяной бани), холодная вода). Приготовление реактивов (10%-ный раствор NaOH, 1%-ный раствор AgNO3, молибденовый реактив) и водяной бани Проведение качественных реакций на содержание пуриновых оснований и остатков фосфорной кислоты. Подведение итогов практического занятия. Оформление лабораторной работы 12 Продолжение Определение пентоз в составе нуклеиновы х кислот Тема Подготовка химической посуды и оборудования. Приготовление реактивов: 1%-ный раствор дифениламина, орциновый реактив, 10%-ный раствор хлорного железа FeCl3, концентрированная 30%-ная соляная кислота НСl, водные растворы отдельных пентоз рибозы и дезоксирибозы. Подготовка водяной бани. Основное содержание 2 4 Количество часов 35 70 Подготовка к экспериментальной работе. Обсуждение качественных реакций на белки и аминокислоты 1 2 Проведение качественных реакций на белки: биуретовой реакции на содержание белка в гидролизате дрожжей, полученном ранее. Проведение нингидриновой реакции. Изучение спектрофотометрического метода обнаружения белка и метода Бредфорда 1 2 Проведение первого этапа иммуноанализа. Работа с литературой. Просмотр видео 1 2 Проведение качественных реакций на содержание остатков рибозы и дезоксирибозы в нуклеопротеине дрожжей и в растворах отдельных пентоз. Подведение итогов практического занятия Качественный и количестве нный анализ белков 13 Продолжение Завершение работы с набором по иммуноанализу. Оценка результата 1 2 Раздел 5. Компьютерное моделирование и визуализация структуры биомолекул (7/15 ч) PyMol — программа для визуализаци и пространственной структуры биомолекул Знакомство с уровнями структурной организации биомолекул и PDB-банком. Знакомство с интерфейсом пользователя PyMol и возможностями визуализации элементов структуры белка на примере калиевого канала (PDB ID: 1BL8) 4 8 Визуализация структуры гемоглобина, титина, антитела (PDB ID: 1HHB, 3B43, 1IGT соответственно). Работа с команд- ной строкой PyMol Тема Основное содержание Количество часов 35 70 Визуализация структуры нуклеосомы, т-РНК, ДНК (PDB ID: 5CPI, 5L4O, 1BNA соответственно) Самостоятельный поиск белковых структур на сайтах https://www.rcsb.org/, http://pdb101.rcsb.org/, их визуализация в PyMol 14 Продолжение Modeller — программа для компьютерного моделирован ия пространст венной структуры белков Теоретическая подготовка, знакомство с методом гомологичного моделирования. Подготовка скриптов. Моделирование на подготовленных заранее файлах с аминокислотной последовательностью и структуройшаблоном 3 7 2 3 Анализ полученной структуры в сравнении с шаблоном в PyMol. Моделирование белков с известной кристаллической структурой Знакомство с сервисами моделирования онлайн, а также базами данных http://www. uniprot.org/ и https://swissmodel.expasy.org/ Поиск и изучение пространственных моделей белков по собственному выбору Раздел 6. Итоговое занятие (2/3 ч) Профессия биохимик Работа с альманахом «Атлас новых профессий». Перспективы изучения науки биохимии и профессионального самоопределения (в формате круглого стола или урокадискуссии) Итого 35 70 15 Тематическое планирование 10 класс (34 часа_ № Тему урока Количество часов Введение 1 Предмет биохимии. История биохимии 2 4 Структура и функции биомолекул 1 5 Структура и функции биомолекул 1 6 Обсуждение функции биомолекул 1 7 Обсуждение функции биомолекул 1 8-9 Эксперимент: планирование, выполнение и представление результатов 2 1011 Обсуждение научного эксперимента как одного из инструментов научного поиска. Составление плана экспериментальной деятельности. 2 1213 Разработка формы отчётной документации по результатам эксперимента. Обсуждение экологических аспектов практических занятий, определение методов утилизации побочных продуктов реакций. 2 1415 Выбор тем для литературного обзора 2 1617 Правила техники безопасности 2 1819 Получение ДНК из клеток лука 2 20- Повторение знаний о структуре и функциях 2 1 2-3 14 21 2223 2425 нуклеиновых кислот ДНК и РНК в живых организмах Обсуждение теоретических основ метода экстракции нуклеиновых кислот из биологических объектов. Подготовка химической посуды и оборудования. Приготовление реактива 2 2 2627 Охлаждение химической посуды и реактива. Гомогенизация образца, добавление буфера для гомогенизации к образцу. 2 2829 Инкубация гомогената и его фильтрация. 2 3031 Осаждение ДНК. 2 3233 34 Изучение особенностей строения и функционирования плазмидной ДНК в бактериальных клетках. Обсуждение и оформление результатов 2 1 Тематическое планирование 11 класс ( 68 часов) 9 Выделение нуклеиновых кислот из дрожжей и исследование нуклеопротеинов 2 10 Выделение нуклеиновых кислот из дрожжей и исследование нуклеопротеинов 1 Экстракция липидной фракции из желтка куриного яйца 1 12 Экстракция липидной фракции из желтка куриного яйца 1 13 Разделение биомолекул методом гельфильтрации 1 14 Разделение биомолекул методом гельфильтрации 1 11 15 Тонкослойная хроматография липидов. Идентификация функциональных групп 1 16 Тонкослойная хроматография липидов. Идентификация функциональных групп 1 17 Определение концентрации фосфатидилхолина. Метод Стюарта 1 18 Определение концентрации фосфатидилхолина. Метод Стюарта 1 19 Качественные реакции на пуриновые основания и остатки фосфорной кислоты в ДНК 1 20 Качественные реакции на пуриновые основания и остатки фосфорной кислоты в ДНК 1 21 Определение пентоз в составе нуклеиновых кислот 1 22 Определение пентоз в составе нуклеиновых кислот 1 23 Качественный и количественный анализ белков 1 24 Качественный и количественный анализ белков 1 25 Завершение работы с набором по иммуноанализу 1 26 Завершение работы с набором по иммуноанализу 1 27 PyMol — программа для визуализации пространственной структуры биомолекул 1 28 PyMol — программа для визуализации пространственной структуры биомолекул 1 29 Визуализация структуры гемоглобина, титина, антитела (PDB ID: 1HHB, 3B43, 1IGT соответственно). Работа с командной строкой PyMol 1 30 Визуализация структуры гемоглобина, титина, 1 15 16 антитела (PDB ID: 1HHB, 3B43, 1IGT соответственно). Работа с командной строкой PyMol 31 Modeller — программа для компьютерного моделирования пространственной структуры белков 1 32 Modeller — программа для компьютерного моделирования пространственной структуры белков 1 33 Профессия биохимик 1 Итого 33 Планируемые результаты освоения курса В результате изучения элективного курса на уровне среднего общего образования у учащихся будут сформированы следующие предметные результаты. Учащийся научится: — раскрывать на примерах роль биохимии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека; — демонстрировать на примерах взаимосвязь между биохимией и други- ми естественными науками; — составлять молекулярные и структурные формулы органических ве- ществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определённому классу соединений; — характеризовать органические вещества по составу, строению и свой- ствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками веществ; — обосновывать практическое использование органических веществ и их реакций в промышленности и быту; — использовать знания о составе, строении и химических свойствах бел- ков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот для применения в на- учной и практической деятельности; — использовать на практике различные методы биохимии — 17 — • • • • • — — — экстракцию нуклеиновых кислот из биологических объектов, спектрофотометрию в УФ-видимой области, тонкослойную хроматографию; выполнять химический эксперимент в соответствии с правилами и приёмами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием: по получению образца нуклеиновых кислот клеток лука, нуклеопроте- ина дрожжей, липидной фракции желтка куриного яйца; по разделению биомолекул; по проведению качественных реакций на наличие в нуклеиновых кис- лотах остатков пуриновых оснований, рибозы/дезоксирибозы, фосфорной кислоты; по проведению количественного анализа фосфатидилхолина; по проведению качественных и количественных реакций на белки и аминокислоты; владеть правилами и приёмами безопасной работы с химическими ве- ществами и лабораторным оборудованием; владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и ток- сичными веществами, средствами бытовой химии; осуществлять поиск химической информации по названиям, иденти- фикаторам, структурным формулам веществ; 18 — владеть — — — — — — — — — — методами компьютерной визуализации биомолекул с использо- ванием программы PyMol; строить модели белков с помощью метода гомологичного моделирова- ния; критически оценивать и интерпретировать с точки зрения естествен- но-научной корректности химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, науч- но-популярных статьях, в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции; представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед чело- вечеством, и перспективных направлений развития химических техно- логий. Учащийся получит возможность научиться: иллюстрировать на примерах становление и эволюцию биохимии как науки на различных исторических этапах её развития; использовать методы научного познания при решении учебноисследо- вательских задач по изучению свойств, способов получения и распо- знавания органических веществ; устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании прини- маемых решений на основе химических знаний; формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их со- става и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций; самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лаборатор- ным оборудованием; интерпретировать данные о составе и строении веществ, полученные с помощью современных биохимических методов; характеризовать роль белков и нуклеиновых кислот как важнейших биологически активных веществ. Оценка достижения планируемых результатов усвоения курса (пример) 1. Какими бывают типы азотистых оснований, входящих в состав нуклеи- новых кислот, и каково их строение? 2. Опишите условия определения пуриновых и пиримидиновых основа- ний в составе нуклеиновых кислот. 3. Опишите строение и различие молекул рибозы и 19 дезоксирибозы в циклической форме. 20 4. С помощью каких реакций (кратко опишите) можно определить нали- чие рибозы и дезоксирибозы в образцах нуклеиновых кислот? Есть ли среди них специфичные реакции? 5. По какому алгоритму строится модель пространственной структуры белка при гомологичном моделировании? 6. Перечислите основные этапы любого метода получения геномной ДНК из живого объекта и объясните суть каждого этапа. 7. Что представляют собой нуклеазы и каких типов они бывают? 8. Назовите основной компонент фосфолипидов яичного желтка. 9. Где будет находиться целевой продукт — на интерфазе (поверхности раздела фаз) или в растворе (органическая фаза) при экстракции ли- пидов желтка смесью хлороформ : метанол или хлороформ : этанол (2:1)? У какого из компонентов смеси пройденный путь при разделе- нии, а значит Rf, будет меньше: у того, сродство которого больше к подвижной фазе, или у компонента, сродство которого больше к но- сителю — силикагелю? 10. Подумайте, как в программе PyMol показать водородные связи вну- три -спирали. 11. В вашей смеси есть фосфатидилхолин и фосфатидилэтаноламин. По- сле окрашивания каким реагентом вы увидите только фосфатидилэта- ноламин? 12. В чём заключается главное отличие фенол-хлороформного метода от метода кислотного гидролиза? 13. Каким способом можно определить белковую примесь в образце нуклеиновых кислот? 14. Вы разделяете при помощи гель-фильтрации белки с молекулярной массой 15 и 25 кДа. Какой из них выйдет с колонки раньше? 15. Каков вид зависимости оптической плотности от концентрации: линейная, квадратичная, логарифмическая? 16. В каком интервале оптической плотности выполняется закон Бугера— Ламберта—Бера в случае вашего эксперимента? Отличается ли он от наиболее часто используемого диапазона? Средства обучения и воспитания В основе использования средств обучения и воспитания лежат приоритеты неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, со- вместной работы педагога и обучающегося, интегрирования современных форм обучения и комплексного воздействия на кинестетическую, ауди- альную и визуальную системы восприятия. 21 1. Оборудование: весы, спектрофотометр, УФ-лампа для ТСХ, камера для ТСХ, спиртовка, набор для иммуноанализа. 2. Расходные материалы и посуда: цилиндры 25 мл, помпы для пипеток, пипетки 2 мл, пипетки 0,1 м, делительные воронки, пробирки пластиковые 50 мл. 3. Реактивы: хлороформ, этанол, роданид аммония, сульфат натрия безводный, хлорид железа (6-водный), гидразин солянокислый, нингидрин, фосфорномолибденовая кислота, молибдат натрия, молибденовокислый аммоний, додецилсульфат натрия, хлорид натрия, цитрат натрия, ЭДТА, нитрат серебра, нуклеотиды, азотная кислота, серная кислота, со- ляная кислота, дифениламин, дезоксирибоза и рибоза, орцин (5-метил- резорцин), хлорное железо. 4. Объект: дрожжи. 4.1. Информация о красителях: https://ru.lumiprobe.com/protocols 4.2. Рекомендации по приготовлению буферных растворов: https:// www.sigmaaldrich.com/life-science/core-bioreagents/biological-buffers/learningcenter/buffer-reference-center.html 5. Информационно-коммуникативные средства: 5.1. Комплект настольных игр по «Атласу новых профессий»: http:// box.atlas100.ru/#future 5.2. Видеолекторий: https://www.youtube.com/watch?v=nQbl3QC4t4Q&index=16&list=PLF6 TGk 0UjYG79EHvCt9rsWBWMfRMewRj7 https://www.youtube.com/watch?v=XI6eivdt8Bk&list=PLF6TGk0UjYG79 EH vCt9rsWBWMfRMewRj7&index=17 https://www.youtube.com/watch?v=puceKBWzeqQ&t=19s https://www.youtube.com/watch?v=qHeGo3pJSfk&t=14s https://www.youtube.com/watch?v=FZmO53ebWcA&list=PLF6TGk0UjYG79 EHvCt9rsWBWMfRMewRj7&index=18 https://www.youtube.com/watch?v=onogRbU6pQc&list=PLF6TGk0UjYG79 EHvCt9rsWBWMfRMewRj7&index=19 https://www.youtube.com/watch?v=E1dwk6RVnB4 https://www.youtube.com/watch?v=0k6Z49y7sqE&t=13s https://www.youtube.com/watch?v=rJRouJJPFIg&t=18s https://www.youtube.com/watch?v=k5_GJkEaSwo https://www.youtube.com/watch?v=tYjur3DSHYE. https://www.youtube.com/watch?v=7smVNdt9bSY https://foxford.ru/events/246?ref=p308_url 22 https://www.youtube.com/watch?v=eb5G2ConR3Y https://www.youtube.com/watch?v=GL092Stgumk&t=13 s https://www.youtube.com/watch?v=WxvdZCdLoVo&t=2 0s Список литературы 1. Болдырев А. А. Введение в биохимию мембран / А. А. Болдырев. — М.: Высшая школа, 2021. А. Основы биохимии / А. Ленинджер. — М.: Мир, 2020. — Т.1. 3. Овчинников Ю. А. Биоорганическая химия / Ю. А. Овчинников. — М.: Просвещение, 2019. 4. Справочник биохимика / Р. Досон, Д. Элиот, У. Элиот, К. Джонс. — М.: Мир, 2021. — С. 379 — 426. 5. Хайс И. М. Хроматография на бумаге / И. М. Хайс, К. Мацек. — М.: Издательство иностранной литературы, 2019. 2. Ленинджер Интернет-ресурсы 1. Научный журнал «Биохимия»: https://www.libnauka.ru/journal/biohimiya/ 2. Сайт biomolecula.ru (например, статья «Липидный фундамент жиз- ни»): https://biomolecula.ru/articles/tetrodotoksin-istoriia-elegantnogo-ubiitsy https://biomolecula.ru/articles/12-metodov-v-kartinkakh-proteomika https://biomolecula.ru/articles/obo-vsekh-rnk-na-svete-bolshikh-i-malykh https://biomolecula.ru/articles/metody-v-kartinkakhcekvenirovanienukleinovykh-kislot https://biomolecula.ru/articles/metody-v-kartinkakh-polimeraznaiatsepnaia- reaktsiia https://biomolecula.ru/articles/nauka-daet-shans-molekuliarnaia-biologiiav- meditsine https://biomolecula.ru/articles/lipidnyi-fundament-zhizni https://biomolecula.ru/articles/poiavlenie-i-evoliutsiia-kletochnoimembrany 23 https://biomolecula.ru/articles/khoroshii-plokhoi-zloi-kholesterin https://biomolecula.ru/articles/molekuliarnaia-poverkhnost-chto-v-obliketebe-moiom https://biomolecula.ru/articles/kompiuternye-igry-v-molekuliarnuiu-biofizikubiologicheskikh-membran https://biomolecula.ru/articles/12-metodov-v-kartinkakh-immunologicheskie- tekhnologii https://biomolecula.ru/articles/monoklonalnye-antitela http://kpdbio.ru/images/docs/region/Biokhimija.pdf 3. Государственная фармакопея РФ: фармакопейные статьи по контро- лю качества препаратов на основе аминокислот, углеводов, липидов и т. д.: http://pharmacopoeia.ru (например, http://pharmacopoeia.ru/ofs-1-2-3-001215opredelenie-belka/). https://postnauka.ru/themes/biohimiya 4. Лекции по аналитической химии доктора хим. наук, профессора М. А. Проскурнина: https://spectran.blogspot.ru/p/blog-page_1260.html 5. Электронные книги по теме «Биохимия»: http://www.knigafund.ru/ tags/2802 24