ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится формирование ключевых компетенций учащихся, важнейшей среди которых является коммуникативная компетенция. Огромную важность в формировании данной компетенции приобретают вопросы правильного выбора и использования языковых средств как в устной, так и в письменной речи, понимание чужих высказываний, точное и структурированное выстраивание собственной речи. Данная рабочая программа направлена на расширенное и углубленное профильное изучение русского языка в 10 классе. Рабочая программа разработана на основе Федеральной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 11 класса, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, программы Т.Н. Пахновой «Основы редактирования» (Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы – М.: Дрофа, 2022). Целью курса является: • формирование коммуникативной компетенции обучающихся: повышение их речевой культуры, формирования умений правильной, точной, богатой, выразительной речи; - развитие творческих способностей обучающихся. Данный курс поможет учащимся в формировании коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих и составления собственных высказываний, детального анализа и понимания текста, формулирования собственного мнения, написания сочинения по тексту. Сформированность у выпускников коммуникативной компетенции важна не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного становления. Задачи курса: • расширить опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в предложении и тексте; • развивать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать; - научить структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу; • совершенствовать умение правильного оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка; • формировать опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования изобразительно-выразительных средств, избегать стилистических ошибок при создании собственных текстов; • совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения. Акцент в программе сделан на обучение нормам русского литературного языка, основным признакам выразительности речи, анализу текста и построению сочинения-рассуждения, что обусловлено особенностями программы по русскому языку, ориентированной прежде всего на работу с текстом. Новизна курса также заключается в системе работы, назначение которой – помочь учащимся развить навыки анализа готового текста, научиться создавать собственный и овладеть умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения. Формирование умений и навыков анализа готовых текстов, формулирования собственного мнения, создания собственного текста, а также практических навыков, связанных с правильным, коммуникативно-целесообразным использованием языковых средств в речи (тексте), предполагает деятельностный подход к организации учебной работы: основной формой обучения является практикум. Программа предполагает использование традиционного обучения с элементами развивающей технологии. Приемы, методы и формы работы определяются задачами и его содержанием. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной и групповой работы, особенно на практических занятиях, посвященных лингвостилистическому анализу текста, поэтапному написанию сочинения –рассуждения. Для программы характерен блоковый характер подачи материала, позволяющий сократить количество уроков, отпущенных на изучение темы, а также преодолеть дробность частных правил. Усиливаются внутрипредметные связи, в частности тесная взаимосвязь русского языка и литературы, т.к. предметом лингвостилистического анализа текста становится единство содержания литературного произведения и способов языкового выражения этого содержания. Программа предлагает для работы большое количество предложений для редактирования и сочинений разной степени успешности. Материалы позволяют не только научиться видеть и исправлять типичные ошибки, допущенные учащимися, но и познакомиться с правильно построенными предложениями и хорошими сочинениями. Анализ готовых сочинений поможет научиться понимать, что возможны разные способы развития одной и той же темы, решения проблемы. В качестве форм контроля за освоением обучающимися курса предлагаются его наиболее актуальные формы: задания, ориентированные на прохождение итоговой государственной аттестации по русскому языку, редактирование предложений, текста, создание собственных текстов в форме сочинения-рассуждения, контрольно-диагностические работы. Программа курса «Практическая стилистика» рассчитана на один год обучения, в объеме 68 часов по 1 часу в неделю в 10-11 классах. Таблица тематического распределения часов 10 класс № п.п. Содержание Часов в рабочей программе 1 Введение 2 2 Научный стиль 18 3 Официально-деловой стиль 11 4 Повторение 3 Итого 34 Содержание обучения 10 класс (34часа) Раздел 1. Введение. (2часа). Стилистика как раздел науки о языке. Стили языка и стили речи. Функциональные стили. Книжные стили. Экстралингвистические факторы, влияющие на функционирование стилей. Стилистическая окраска. Роль стилистики в совершенствовании речевой культуры учащихся. Ключевые слова и выражения: текст, жанр, стиль, подстиль. Раздел 2. Научный стиль. (18часов) Основные черты научного стиля. Языковые средства научного стиля. Текстовые особенности научного стиля. Особенности подстилей научного стиля. Жанры научного стиля. Алгоритм анализа текста научного стиля. Редактирование научных текстов. Написание научных текстов (сочинений). Ключевые слова и выражения: логичность изложения, отвлеченность и обобщенность, объективность, анализ текста. Раздел 3.Официально-деловой стиль. (11часов). Основные черты официально-делового стиля. Языковые средства официально-делового стиля. Особенности построения текста официально-делового стиля. Особенности подстилей официально-делового стиля. Жанры официально-делового стиля. Устные жанры официально-делового стиля. Алгоритм анализа текста официально-делового стиля. Редактирование текстов официально-делового стиля. Написание текстов официально-делового стиля (сочинений). Ключевые слова и выражения: точность, неличный характер, стандартизованность, стереотипность построения текста, долженствующе-предписывающий характер. Раздел 4. Повторение. (3часа) Зачет по разделу 2. Зачет по разделу 3. Планируемые результаты освоение программы курсы «Практическая стилистика» на уровне среднего общего образования Личностные результаты Личностные результаты освоения программы элективного курса «Практическая стилистика» на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. В результате изучения элективного курса «Практическая стилистика» на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации; - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности; 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу; 3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью; 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно- исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы элективного курса «Практическая стилистика» у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому; - внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Изучение курса в средней школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Личностные результаты Личностные результаты освоения Программы среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Личностные результаты освоения обучающимися содержания рабочей программы для среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1) гражданского воспитания: • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; • принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях; • готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; • готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; • умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; • готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности; 2) патриотического воспитания: • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России; • ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым в художественных произведениях; • идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы; 3) духовно-нравственного воспитания: • осознание духовных ценностей российского народа; • сформированность нравственного сознания, этического поведения; • способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; • ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в том числе с опорой на литературные произведения; 4) эстетического воспитания: • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; • способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы; • убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества; • готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе; 5) физического воспитания: • сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; • потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; • активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков литературных героев; 6) трудового воспитания: • готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбия, в том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений; • готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе литературного образования; • интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев; • готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания: • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, представленных в художественной литературе; • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев; • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; • расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов России; 8) ценности научного познания: • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные темы. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, в том числе школьного литературного образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: • самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; • саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; • внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; • эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; • социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения рабочей программы для среднего общего образования должны отражать: Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: • самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении, рассматривать её всесторонне; • устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов; • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного процесса; • разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; • вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе; • развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на собственный читательский опыт; 2) базовые исследовательские действия: • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на художественные произведения; обладать способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; • обладать видами деятельности для получения нового знания по литературе, его интерпретации, преобразования и применения в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; • формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами современного литературоведения; • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта; • выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; • давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский; • осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; • уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения литературных произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности; • уметь интегрировать знания из разных предметных областей; • выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; 3) работа с информацией: • владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по литературе; • создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; • оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и моральноэтическим нормам; • использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; • владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации, информационной безопасности личности. Овладение универсальными коммуникативными действиями: 1) общение: • осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во внеурочной деятельности по предмету; • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений; • владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; • развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств; 2) совместная деятельность: • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по литературе; • выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности по предмету; • оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; • предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; • осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Овладение универсальными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и в жизненных ситуациях; • самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений; • давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной литературе; • расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт; • делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; • оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний; • способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; 2) самоконтроль: • давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений; • уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; 3) принятие себя и других: • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; • принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях; • признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы; • развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по литературе. • Метапредметные результаты В результате изучения элективного курса «Практическая стилистика» на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально- смысловых типов, жанров; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по элективному курсу «Практическая стилистика»; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта. Базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения элективного курса «Практическая стилистика», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях; выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия – в профессиональную среду; - выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем. Работа с информацией: владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие); оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности. Коммуникативные универсальные учебные действия осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора; оценивать приобретённый опыт; стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. Самоконтроль, принятие себя и других: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; - использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибку; развивать способность видеть мир с позиции другого человека. Совместная деятельность понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; - проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. Предметные результаты К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы элективного курса «Практическая стилистика»: Оценивать слово с точки зрения мотивированности его в контексте. Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместного использования стилистически-окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики. Анализировать различные проявления речевой избыточности и речевой недостаточности. Анализировать часто допускаемые речевые ошибки: употребления слова без учёта его семантики; нарушения лексической сочетаемости; неправильного выбора синонимов; неверного употребления антонимов, многозначных слов, омонимов; смешение паронимов; немотивированного объединения стилистически несовместимых лексических средств. Устранять лексико-стилистические ошибки в речи, выбирать оптимальный вариант выражения мысли. Распознавать в текстах архаизмы, неологизмы, слова ограниченного употребления. Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, этимологический словарь, словарь иностранных слов. Отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний. Анализировать стилистические свойства и выразительные возможности фразеологизмов, преобразовывать их в художественной и публицистической речи. Характеризовать и оценивать фразеологизмы с точки зрения их уместного стилистического использования. Предупреждать речевые ошибки при употреблении фразеологизмов. Использовать фразеологический словарь. Знать продуктивность оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные экспрессивные оттенки, и функционально-стилевую закреплённость некоторых словообразовательных моделей: оценочные суффиксы, префиксы, постфиксы. Анализировать и характеризовать речевые высказывания с точки зрения особенностей употребления оценочных морфем. Определять характер неуместного использования слов с оценочными морфемами и уметь устранять данные речевые ошибки. Использовать словообразовательные ресурсы для наиболее точного выражения. Использовать части речи в различных стилях и функционально смысловых типах речи. Определять стилистическую активность тех или иных лексико- грамматических разрядов и отдельных грамматических категорий имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, наречий. Выявлять экспрессивную функцию частей речи и разнообразных морфологических средств языка. Анализировать и характеризовать изобразительно-выразительные возможности частей речи. Устранять морфолого-стилистические ошибки при стилистической правке текста. Соблюдать синтаксические нормы при построении простого осложнённого и сложного предложений, согласовании подлежащего и сказуемого; уметь редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы; уметь производить синонимичную замену синтаксических конструкций с учётом стилей и типов высказываний. Характеризовать синтаксические единицы с точки зрения их функционально-стилевой закреплённостью. Выявлять экспрессивную окраску речи на синтаксическом уровне. Обращаться к различным структурным типам предложений, употреблять параллельные синтаксические конструкции, использовать различные способы актуализации отдельных частей высказывания при создании текста определённой стилистической окраски. Создавать экспрессию синтаксическими средствами. Устранять ошибки в употреблении синтаксических единиц при стилистической правке текста. К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы элективного курса «Практическая стилистика». Классифицировать сочинения по проблематике, тематике и жанрам. Анализировать темы сочинения и осуществлять выбор одной из них. Использовать эпиграф, цитирование в своём сочинении. Строить структура сочинения. Создавать вступительная часть сочинения, строить аргументацию и грамотно вводить аргументы в текст сочинения. Редактировать чужой и собственный тексты. Иметь представление о требованиях к сочинению, критериях оценивания. Формулировать проблему исходного текста; определять типы проблем, способы выявления проблемы; строить типовые конструкции для формулирования проблемы; выявлять типичные ошибки при формулировании проблемы; строить комментарии к проблеме и определять смысловые отношения между примерами иллюстрациями; вводить цитаты в текст сочинения; использовать прямую и косвенную речь; выявлять авторскую позицию; выражать собственное мнение к проблеме; применять виды аргументов, их «ценность»; находить источники аргументации; выстраивать композицию сочинения; абзацное членение; применять основные средства связи между предложениями в тексте; выстраивать заключение сочинения. Редактировать сочинения с точки зрения речевого оформления, грамматики. Тематическое планирование № п.п. Кол. часов Раздел, тема урока 1.Повторение изученного в 10 классе дата По плану Факт. Оборудование 2часа 1 Основные понятия стилистики. 1 ЭУП «Репетитор по русскому языку», мультимедиа, компьютер, презентация 2 Редактирование текстов научного и официально-делового стиля. Пр.р. Редактирование текстов 1 ЭУП «Репетитор по русскому языку», мультимедиа, компьютер, презентация 2.Публицистический стиль речи 3 Публицистический стиль. Общая характеристика. Кубан. Диалекты и их отношение к литературному языку. 20 часов 1 ЭУП «Единый государственный экзамен», мультимедиа, компьютер, презентация Примечание 4 Содержание и структура текстов публицистического стиля. Пр.р.Анализ текстов. 1 ЭУП «Единый государственный экзамен», мультимедиа, компьютер, презентация 5 Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. 1 ЭУП «Единый государственный экзамен», мультимедиа, компьютер, презентация 6 Редактирование текстов публицистического стиля 1 ЭУП «Единый государственный экзамен», мультимедиа, компьютер, презентация 7 Жанры публицистического стиля. Информационная заметка, фельетон. Пр.р. Письменный анализ заметок 1 ЭУП «Единый государственный экзамен», мультимедиа, компьютер, презентация 8 Р.р. Особенности жанра рекламы. Тестирование 1 ЭУП «Единый государственный экзамен», мультимедиа, компьютер, презентация 9 Р.р. Сочинение рекламных текстов 1 ЭУП «Единый государственный экзамен», мультимедиа, компьютер, презентация 10 Жанр репортажа. Р.р. Сочинение репортажа на тему школьной жизни. 1 ЭУП «Единый государственный экзамен», мультимедиа, компьютер, презентация 11 Жанр публицистической статьи. 1 ЭУП «Единый государственный экзамен», мультимедиа, компьютер, презентация 12 Р.р. Сочинение по тексту С. Соловейчика. «Духовность» 1 ЭУП «Единый государственный экзамен», мультимедиа, компьютер, презентация 13 Очерк как жанр публицистического стиля. Виды очерков. 1 ЭУП «Единый государственный экзамен», мультимедиа, компьютер, презентация 14 Р.р. Сочинение на тему: «Что дают человеку знания?» 1 ЭУП «Единый государственный экзамен», мультимедиа, компьютер, презентация 15 Эссе как жанр публицистического стиля 1 ЭУП «Единый государственный экзамен», мультимедиа, компьютер, презентация 16 Пр.р. Содержательные и структурные особенности эссе. Языковое оформление. 1 ЭУП «Единый государственный экзамен», мультимедиа, компьютер, презентация 17 Р.р. Сочинение в жанре эссе «Светлое имя-Пушкин» 1 ЭУП «Единый государственный экзамен», мультимедиа, компьютер, презентация 18 Устные жанры публицистического стиля. Пр.р. Комментированный анализ нобелевской речи И.А.Бунина. 1 ЭУП «Единый государственный экзамен», мультимедиа, компьютер, презентация 19 Публицистическая дискуссия, диспут. 1 ЭУП «Единый государственный экзамен», мультимедиа, компьютер, презентация 20 Интервью. Кубан. Влияние диалектных произношений на культуру речи. 1 ЭУП «Единый государственный экзамен», мультимедиа, компьютер, презентация 21 Контрольная аналитическая работа №1 1 22 Систематизация и обобщение материала по теме «Публицистический стиль» 1 ЭУП «Единый государственный экзамен», мультимедиа, компьютер, презентация 3.Разговорный стиль» 6часов 23 Особенности разговорного стиля. Кубан. Особенности кубанских диалектизмов. 1 ЭУП «Русский язык: электронный репетитор», мультимедиа, компьютер, презентация 24 Разговорный стиль. Коммуникативные особенности разговорной речи. 1 ЭУП «Русский язык: электронный репетитор», мультимедиа, компьютер, презентация 25 Беседа. Разговор. Рассказ. Жанры разговорной речи. 1 ЭУП «Русский язык: электронный репетитор», мультимедиа, компьютер, презентация 26 Комплимент. Письмо. Дневник. Пр.р. Практическая работа по карточкам. 1 ЭУП «Русский язык: электронный репетитор», мультимедиа, компьютер, презентация 27 Р.р. Сочинение-дневник. 1 ЭУП «Русский язык: электронный репетитор», мультимедиа, компьютер, презентация 28 Контрольная работа №2 по теме «Разговорный стиль» 1 4.Стили художественной литературы 6 часов 29 Особенности стиля художественной литературы 1 ЭУП «Русский язык: электронный репетитор», мультимедиа, компьютер, презентация 30 Р.р. Художественный средства выразительности. Тестирование. 1 ЭУП «Русский язык: электронный репетитор», мультимедиа, компьютер, презентация 31 Р.р. Роль тропов и стилистических фигур в художественной речи. Тестирование 1 ЭУП «Русский язык: электронный репетитор», мультимедиа, компьютер, презентация 32 Р.р. Роль синонимов, антонимов, фразеологизмов в художественной речи. Тестирование 1 ЭУП «Русский язык: электронный репетитор», мультимедиа, компьютер, презентация 33 Р.р. Лингвистический анализ поэтического текста. (Б.Пастернак «Гамлет») 1 мультимедиа, компьютер, презентация 34 Р.р. Лингвистический анализ прозаического текста. И.Бунин. «Лёгкое дыхание» 1 мультимедиа, компьютер, презентация 34 34 Развития речи- 12 Практические работы-6 Контрольные работы-2 Требования к подготовке учащихся по предмету Изучив курс «Практическая стилистика русского языка», выпускник должен иметь представление о предмете практической стилистики и ее основных понятиях и категориях. Выпускник должен знать: - стилистическую систему современного русского языка на всех его структурных уровнях (фонетическом, лексикофразеологическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом); - стилистические нормы употребления маркированных языковых средств в различных речевых ситуациях; - стилистические нормы употребления вариантных форм словоизменения в книжных стилях в отличие от разговорного; - параллельные синтаксические конструкции в зависимости от сферы общения. Выпускник должен владеть: - методикой отбора контекстуально наиболее оправданных языковых единиц из числа синонимичных; - практическими навыками обнаружения стилистических ошибок в речи и приемами их исправления, обосновывая сделанные в тексте изменения. Выпускник должен иметь опыт: - практического анализа текстов различной функционально-стилевой ориентации с целью выявления используемых стилистических средств на всех уровнях структуры языка; - стилистической правки рукописи с учетом наиболее целесообразного употребления речевых средств в текстах различной жанровой и функционально-стилевой принадлежности. Список учебно-методической литературы 1. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Русское слово, 2010. 2. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10—11 классы : книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009. 3. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Профильный уровень: тематическое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009. 4. Гольцова, Н. Г. Русский язык. ЕГЭ : учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2008. 5. Гольцова, Н. Г. Русский язык в таблицах. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2008. 6. Гольцова, Н. Г. Русский язык : трудные вопросы морфологии. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2009. 7. Меркин, Б. Г. Русский язык : подготовка к ЕГЭ : дидактические и справочные материалы, тесты / Б. Г. Меркин, Л. Г. Смирнова. - М.: Русское слово, 2008. 8. Школьный справочник по русскому языку / К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В. Леденева ; под ред. П. А. Леканта. - М.: Русское слово, 2008. 9. Граудина, Л. К. Риторика и стилистика : учебное пособие для 10-11 классов общеобразоват. учреждений / Л. К. Граудина, М. А. Мищерина, Н. Н. Соловьева. - М.: Русское слово, 2007. 10. Мазнева, О. А Практикум по стилистике русского языка. Тексты и задания : пособие для старшеклассников / О. А. Мазнева, И. М. Михайлова. - М.: Вентана-Граф, 2010. 11. Дунаев, А. И. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / 12. Единый государственный экзамен. 2015. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы. ЭОР: 1. Русский язык : электронный репетитор (система обучающих тестов): www.gmcit.murmansk.ni/text/bit/1998/32/4/htm 2 Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009. ЦЩ-: www.labirint.ru/software/135117/ 3. Репетитор «Русский язык» (школьный курс) : www.edunews.ru 4. Единый государственный экзамен : Русский язык: электронное учебное пособие. - 1 электрон, диск (СD-ROM). 5. Репетитор по русскому языку: электронное учебное пособие. - 1 электрон, диск (СD-ROM).