РП Основы программирования математических задач

Рабочая программа по курсу «Основы программирования математических задач» составлена на основе следующих нормативных
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки
России от 17 декабря 2010 г. № 1897;
3. ООП ООО МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
4. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
5. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
6. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса по ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего
образования.
Программа рассчитана на 67 часов при 1 часе в неделю в 10 и 11 классах.
Предмет
10 класс
11 класс
33 часа
Основы программирования математических задач 34 часа
67 часов
Итого
Согласно базисному учебному плану и ФГОС на изучение информатики и ИКТ на базовом уровне в 10 и 11 классах отводится 70
часов (по 35 часов учебного времени в год). И теоретическая, и практическая составляющие базового курса, включенные в государственный
образовательный стандарт, имеют значительный объем, поэтому, работая в режиме 1 урок в неделю, учитель может обеспечить лишь
репродуктивный уровень усвоения материала всеми учащимися. Достижение же продуктивного, а тем более творческого, уровня усвоения
курса является весьма проблематичным из-за недостатка учебного времени. С целью преодоления указанного отрицательного фактора и был
разработан данный элективный курс, изучаемый учащимися 10-11-х профильных классов.
Настоящий элективный курс является сквозным курсом расширенного уровня, имеет как тематическое, так и временное согласование
с базовым уровнем курса «Информатика и ИКТ», поэтому изучение настоящего элективного курса целесообразно проводить параллельно с
базовым курсом информатики и ИКТ. Это даст возможность не только более основательно закрепить изученный теоретический материал, но
и позволит учащимся при изучении большинства тем выйти на продуктивный уровень усвоения учебной деятельности, применить
полученные знания при решении типовых задач, а также получить опыт творческого применения полученных знаний при решении новых,
нестандартных задач. Таким образом, основной целью данного элективного курса является качественное решение основной задачи курса
информатики и ИКТ: выполнение требований государственного образовательного стандарта.
Изучая программирование, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре,
познают азы профессии программиста.

Цели и задачи курса:
− Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.
− Формирование алгоритмической культуры.
− Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.
− Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых
и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных
структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование
глобальных переменных.
− Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.
− Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.
− Развитие алгоритмического мышления учащихся.
− Формирование навыков грамотной разработки программ.
− Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Изучение по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
1. российская гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2. гражданская позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3. готовность к служению Отечеству, его защите;
4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,

национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям;
7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других
людей, умение оказывать первую помощь;
13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания,
и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей,
умение оказывать первую помощь;

- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного
сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия
и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому
творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения, обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое
отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
■ ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
■ критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

■ представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития
цивилизации;
■ креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
■ контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
■ способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

-

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Межпредметные понятия. Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен,
анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией,

участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ
читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения
образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового,
подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебного курса «Основы программирования математических задач» обучающиеся усовершенствуют приобретенные на
первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых
информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять
информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. В ходе изучения всех учебных предметов, обучающиеся приобретут
опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности,
ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом
уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.
Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и
осуществлению наиболее приемлемого решения
■ видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
■ находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в
понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
■ понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации;
■ выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
■ применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
■ понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
■ самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
■ планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
■ первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве
моделирования явлений и процессов. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Предметные результаты
1) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
2) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого
уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
3) владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием
основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по
выбранной специализации;
4) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и
моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к
ним, умений работать с ними;
5) владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
6) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при
работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
7) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов
поиска и сортировки;
8) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и
структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
9) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;
владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;
10) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих
объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; систематизацию знаний, относящихся к
математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
11) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической
обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение
оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами;
12) сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования компьютерных средств представления и
анализа данных.
Выпускник научится:

− «читать» и составлять программы для решения различных задач;
− оперировать на базовом уровне понятиями: процедура, рекурсия, фрактал, экстремум.

− использовать свойства алгоритмов при составлении программ;
− распознавать данные для программирования;
− строить логические выражения с помощью операций дизъюнкции, конъюнкции, отрицания, импликации, эквиваленции для

составления программ;
− строить дерево игры по заданному алгоритму; строить и обосновывать выигрышную стратегию игры;
− составлять программы для работы с натуральными числами, действительными числами, числами в других системах счисления;
− применять знания о представлении чисел в памяти компьютера;

Выпускник получит возможность научиться:
− использовать понятие универсального алгоритма и приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем;
− использовать язык программирования; сравнивать преимущества и недостатки двух языков программирования;
− создавать программы для учебных или проектных задач средней сложности;
− использовать информационно-коммуникационные технологии при моделировании и анализе процессов и явлений в соответствии с
выбранным профилем;
− осознанно подходить к выбору ИКТ-средств и программного обеспечения для решения задач, возникающих в ходе учебы и вне ее,
для своих учебных и иных целей;
− проводить (в несложных случаях) верификацию (проверку надежности и согласованности) исходных данных и валидацию (проверку
достоверности) результатов натурных и компьютерных экспериментов;
− использовать пакеты программ и сервисы обработки и представления данных, в том числе – статистической обработки;
− использовать методы машинного обучения при анализе данных; использовать представление о проблеме хранения и обработки
больших данных.

2. Содержание учебного курса «Основы программирования математических задач»
программа курса направлена на:
- развитие познавательных интересов;
- развитие навыков самообразования;
- углубление, расширение и систематизация знаний;
- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности;
- профессиональное самоопределение.

Введение в язык программирования Паскаль
Основные этапы решения математических задач с помощью программирования. Основные языки программирования математических
задач. Основы языка программирования. Переменные и их типы. Команды ввода и вывода данных. Арифметические действия над числами.
Понятие процедуры. Локальные и глобальные переменные. Процедуры с параметрами. Процедуры деления с остатком. Рекурсии и
фракталы.
Данные и операции
Вещественный тип данных. Операции с вещественными числами. Функции, встроенные в компилятор программы. Случайные и
псевдослучайные числа. Генератор случайных чисел. Условный оператор и логические переменные. Циклические операторы. Алгоритм
Евклида. Обработка потока данных. Циклы с постусловием. Бесконечные циклы. Анализ программ с циклами и условными операторами.
Массивы и матрицы
Данные в массивах и матрицах. Перебор элементов массива. Заполнение массива случайными числами. Алгоритмы математической
обработки массивов. Статистика массивов и матриц. Линейный поиск в массиве. Экстремумы в массивах. Перебор элементов матрицы.
Алгоритмы сортировки данных. Программы обработки массива целых чисел из файла.
Математическое моделирование
Целочисленные алгоритмы. Анализ целочисленных алгоритмов. Делители числа. Решето Эратосфена. «Длинные» числа. Вычисление
квадратного корня программными методами. Решение задач на движение. Задачи на полет тела в пространстве. Анализ программ обработки
последовательностей. Решение уравнений численными методами. Анализ программ, решающих уравнения и системы уравнений.
Математическое моделирование задач из других наук (биология, экономика, демография).
Теория игр
Теория игр в программировании. Стратегия выигрыша. Программирование математических игр. Оптимальные стратегии. Анализ
программ выбора выигрышных стратегий
Математика и символы
Математика и символы. Символьные строки в программировании. Математическая обработка символьных строк. Анализ программ
работы с символьными строками.

Двоичная математика
Двоичная математика. Программирование задач двоичной математики. Анализ программ двоичной математики. Программирование
задач перехода из одной системы счисления в другую. Логика в математических задачах. Программирование логических функций

3.Тематическое планирование. 10 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22

Количество часов
Тема урока
1
Основные этапы решения математических задач с помощью программирования.
1
Основы языка программирования.
1
Переменные и их типы.
1
Команды ввода и вывода данных.
1
Арифметические действия над числами.
1
Понятие процедуры.
1
Локальные и глобальные переменные.
1
Процедуры с параметрами.
1
Процедуры деления с остатком.
1
Рекурсии и фракталы.
Практикум по решению задач № 1

Вещественный тип данных.
Операции с вещественными числами.
Функции, встроенные в компилятор программы.
Случайные и псевдослучайные числа.
Генератор случайных чисел.
Условный оператор и логические переменные.
Циклические операторы.
Алгоритм Евклида.
Обработка потока данных.
Циклы с постусловием.
Бесконечные циклы.

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Анализ программ с циклами и условными операторами.
Практикум по решению задач № 2

Данные в массивах и матрицах.
Перебор элементов массива.
Заполнение массива случайными числами.
Алгоритмы математической обработки массивов.
Статистика массивов и матриц.
Линейный поиск в массиве.
Экстремумы в массивах.
Перебор элементов матрицы. Алгоритмы сортировки данных.
Программы обработки массива целых чисел из файла.
Практикум по решению задач № 3. Контрольное тестирование

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование. 11 класс
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Тема урока
Целочисленные алгоритмы.
Анализ целочисленных алгоритмов.
Делители числа.
Решето Эратосфена.
«Длинные» числа.
Вычисление квадратного корня программными методами.
Решение задач на движение.
Задачи на полет тела в пространстве.
Анализ программ обработки последовательностей.
Решение уравнений численными методами.
Анализ программ, решающих уравнения и системы уравнений.
Математическое моделирование задач из других наук (биология, экономика,
демография).
Практикум по решению задач № 1
Теория игр в программировании.
Стратегия выигрыша.

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Программирование математических игр.
Оптимальные стратегии.
Анализ программ выбора выигрышных стратегий.
Практикум по решению задач № 2
Математика и символы. Символьные строки в программировании.
Математическая обработка символьных строк.
Анализ программ работы с символьными строками.
Практикум по решению задач № 3
Двоичная математика.
Программирование задач двоичной математики.
Программирование задач двоичной математики.
Анализ программ двоичной математики.
Программирование задач перехода из одной системы счисления в другую.
Программирование задач перехода из одной системы счисления в другую.
Логика в математических задачах.
Программирование логических функций.
Практикум по решению задач № 4
Итоговое тестирование

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».