РП Основы обработки текстов

Рабочая программа курса «Основы обработки текстов» составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от
17 мая 2012 года № 413;
3. ООП СОО МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
4. Учебный план МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
5. Устав МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург;
6. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса по ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования
МАОУ СОШ №19.
Программа рассчитана на 33 часа при 1 часе в 11 классе
Учебный курс
Основы обработки текстов
Итого:

11 класс
33 часа
33 часа

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО на основе надпредметного элективного курса Ростовой Л.К.
«Основы обработки текстов» для 10-11 классов, учебного пособия «Практикум по литературному редактированию» Т.А.Зуева, Е.Н.Иванова,
Екатеринбург, 2015. Данная программа реализуется с привлечением учебников И.В .Гусаровой. Русский язык. 10- класс: базовый и
углублённый уровни: учеб. для общеобразовательных. учреждений / И.В .Гусарова. - М.: Вентана-Граф.2018 и А.И .Горшкова «Русская
словесность: от слова к словесности».-М. Просвещение. 2015
Курс изучается дополнительно к предметам русский язык и литература - 1 час в неделю.
Цель курса: - развитие познавательных интересов;
- развитие навыков самообразования;
- углубление, расширение и систематизация знаний;
- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности;
- профессиональное самоопределение.
повторение и углубление содержания учебного материала, изученного на предыдущей ступени обучения общеобразовательной школы; формирование языковой, коммуникативной образованности обучающихся; - оказание психологической поддержки старшеклассникам в
процессе систематизации знаний и умений подготовке к экзамену. Задачи: развивать умения анализировать текст: проводить смысловой,
речеведческий, языковой анализы текста; обобщить знания о выразительных средствах языка; совершенствовать речевую деятельность
учащихся, умения и навыки изложения мыслей в устной и письменной формах связной речи; формировать устойчивые навыки нормативной
речи.

Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «русский
язык» и представляет трудные для выпускников разделы программы по речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам
понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи. Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения
получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией.
Программа элективного курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного
способа обучения, применения игровых технологий, дискуссии. За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: анализируют
тексты, создают собственные тексты, выполняют тестовые задания и др. Программа тесно связана с курсом русской литературы.
Виды деятельности на занятиях: обсуждение, тестирование, конструирование тестов, исследовательская деятельность, работа с
текстом, диспут, обзорные лекции, мини-лекции, семинары и практикумы по решению задач, предусмотрены консультации.
Методы и формы обучения определяются требованиями ФГОС, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся,
развития и саморазвития личности. В связи с этим определены основные приоритеты методики изучения элективного курса:
 обучение через опыт и сотрудничество;
 интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов);
 личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход.

1.Предметные результаты освоения учебного курса «Основы обработки текстов»
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского языка, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные резыльтаты:
владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- готовность и способность к информационной деятельности (поиск, самостоятельный отбор, систематизация, критическая оценка и
интерпретация информации, умение хранить, защищать и обрабатывать информацию);
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
сформированность навыков коммуникативно целесообразного взаимодействия
с окружающими людьми в процессе речевого общения,
совместной деятельности; владение национально-культурными нормами поведения в различных ситуациях общения;
понимание значения языка в сохранении и развитии духовной культуры; знание роли и особенностей естественных, формализованных и
формальных языков
как средств коммуникации; использование языковых средств в соответствии
с целями и задачами деятельности.
Предметные результаты:
сформированность представлений о роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации,
самообразования и социализации;
сформированность понятий о всех типах норм русского литературного языка; применение знаний о нормах в речевой практике;
сформированность представлений о функциональных стилях современного русского языка;
сформированность навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения;
владение орфографической и пунктуационной грамотностью;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение разными видами чтения, аудирования, говорения и письма, осуществление их выбора в зависимости от коммуникативной задачи;
владение умением анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умениями представлять
тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, проектов;
владение синонимическими средствами русского языка для точного и свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с условиями и
сферой речевого общения.
В результате освоения программы курса обучающийся
научится
теоретическим основам образования и преобразования текстов; когнитивным и коммуникативным механизмам обработки текстов; способам
обработки текста с учетом коммуникативных целей; анализировать и порождать тексты разных типов; определять коммуникативные
особенности текстовой коммуникации; преобразовывать форму текста в соответствии с изменившейся содержательной структурой;
выявлять смысловую доминанту текста, и способы ее интерпретации; освоит типологию первичных и вторичных текстов;
овладеет
навыками сбора речевых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; основными методами
анализа, редактирования и преобразования речевых произведений в соответствии с разными коммуникативными целями; способам аналитикосинтетической, ассоциативной, понятийной, образной обработки текстов;
а также

получит возможность освоить / углубить / систематизировать
знания и соответствующие умения в области владения культурой мышления; восприятия, анализа, обобщения информации; постановке цели
и выбора путей её достижения; владения нормами русского литературного языка, практического использования системы функциональных
стилей речи; создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов; доработки и обработки
корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов; создания и редактирования текстов
профессионального назначения на русском языке; подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по
тематике проводимых исследований, освоения приёмов библиографического описания; применения полученных знаний в собственной
учебно-исследовательской деятельности.

2. Содержание учебного курса «Основы обработки текстов»

Программа курса направлена на:
- развитие познавательных интересов;
- развитие навыков самообразования;
- углубление, расширение и систематизация знаний;
- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности;
- профессиональное самоопределение.
Тема 1.Текст: понятие текста и виды его обработки. Текст как средство порождения, хранения и передачи информации. Текст как результат
реализации замысла автора. Виды обработки текста в когнитивной теории: обработка содержания текста с позиций соответствия замыслу
автора и пониманию читателя. Свертывание и развертывание текста как его основные динамические механизмы. Виды обработки текста при
чтении и письме. Коммуникативный принцип организации текста: текст «для других»; Копирайтинг и рерайтинг как виды работы с текстом.
Тема 2. Уровни понимания и обработки текста. Уровни понимания текста: языковой, речевой, предметно- содержательный, модальный,
смысловой. Лингвистические основания переработки текста. Переработка текста как вид вторичной текстовой деятельности. Преднамеренная
и непреднамеренная переработка текстов. Виды ремейков.

Тема 3. Виды структурной переработки текста. Компрессия и декомпрессия как механизмы структурной переработки текстов. Развернутые,
полуразвернутые и свернутые тексты. Понятие текста- примитива. Виды аналитико-синтетической переработки информации: составление
библиографического описания, индексирование (систематизация, индексирование с помощью ключевых слов), аннотирование,
реферирование, выделение фактов, составление обзоров. Требования, предъявляемые к видам аналитико-синтетической переработки
информации: адекватность (полнота и точность) отражения информации, лаконичность. Виды семантической переработки текстов. Тексты
уподобляющие и разуподобляющие в применении к тематической структуре первичного речевого произведения. Модальность текста.

Тема 4. Виды функциональной переработки текстов Тексты репродуктивного типа и непреднамеренная переработка текста: переписывание
текста, диктант, воспроизведение письменного текста в устной форме, запись звучащего текста. Объективные и субъективные причины
непреднамеренной переработки текста. Тексты репродуктивного типа и преднамеренная переработка текста: подробный пересказ, краткий
пересказ, реферат, конспект). Интерпретация, адаптация и имитация как виды переработки текста.
Тема 5. Интертекстуальные явления в обработке и переработке текстов. Понятие интертекста в лингвистике и его явления. Интекст как
текстовое включение. Цитата, аллюзия, ссылка в тексте. Правила включения чужой речи в ткань текста. Плагиат и рерайтинг как
использование чужого текста. Сверхтекст и способы объединение речевых произведений в единое текстовое образование.
Тема 6. Типы нелинейного текста. Нелинейное и линейное представление информации. Монокодовый текст, дикодовый, поликодовый.
Вербальный и невербальный компоненты в поликодовых текстах. Степень обработки и варьирования вербальной и визуальной информации
в тексте. Способы повышения изобразительной силы текста вербальными средствами.
Тема 7. Особенности устно-письменных преобразований текстов. Специфика устной и письменной реализации речи. Нормы графической
фиксации и пунктуационного оформления устной речи на письме. Трудности воспроизведения высказываний с нарушениями когезии на
письме. Переработка письменных текстов для их устной реализации: адаптация сложного текста в устном изложении; передача
психологических состояний и особенностей чужой речи в устном представлении письменного текста. Особенности обработки и переработки
текстов учебно-научного дискурса. Стилистическая и текстовая специфика речевых произведений научного дискурса. Разновидности и жанры
научных текстов (диссертация, монография, статья и др.) и их переработанных вариантов (тезисы, конспект, реферат, обзор и др.). Реферат,
конспект, тезисы в аспектах структурной, семантической и функциональной переработки. Требования, предъявляемые к составлению этих
текстов.
Тема 8. Особенности обработки и переработки деловых документов. Виды официально-деловых текстов и особенности их обработки.
Аннотация как разновидность вторичных документов с высоким уровнем обобщения и свертывания информации. Библиографическое
описание как форма свертывания и модель первичного документа. Информативность элементов библиографического описания.
Тема 9. Особенности обработки и переработки медийных текстов. Виды медийных текстов и особенности их переработки. Пресс-релиз и его
преобразования в газетном тексте. Обзор, аннотация, анонс как жанры вторичных текстов СМИ. Интертекстуальные элементы в тексте СМИ:
пример, цитата, аллюзия.
Тема 10. Особенности обработки и переработки художественных текстов. Художественный текст как выражение творческого сознания автора.
Особенности редактирования художественных текстов. Пересказ и сценарий как способы переработки художественного текста. Анонс и

рецензия как способы вторичного представления содержания художественного текста. Имитация и стилизация как
способы обработки и переработки текста. Невозможность реферирования и конспектирования художественного текста.

3.Тематическое планирование, с указанием часов по каждой теме
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема урока
Введение. Текст: понятие текста и виды его обработки.
Текст: понятие текста и виды его обработки. Текст как средство порождения, хранения и передачи информации. Текст как
результат реализации замысла автора..
Виды обработки текста в когнитивной теории: обработка содержания текста с позиций соответствия замыслу автора и
пониманию читателя.
Свертывание и развертывание текста как его основные динамические механизмы. Виды обработки текста при чтении и
письме
Коммуникативный принцип организации текста: текст «для других»; Копирайтинг и рерайтинг как виды работы с текстом.
Уровни понимания и обработки текста.
Уровни понимания и обработки текста. Уровни понимания текста: языковой, речевой, предметно- содержательный,
модальный, смысловой.
Лингвистические основания переработки текста. Переработка текста как вид вторичной текстовой деятельности.
Преднамеренная и непреднамеренная переработка текстов. Виды ремейков.
Виды структурной переработки текста.
Виды структурной переработки текста. Компрессия и декомпрессия как механизмы структурной переработки текстов.
Развернутые, полуразвернутые и свернутые тексты. Понятие текста- примитива.

Кол-во
часов
4
1
1
1
1
3
1
1
1
5
1
1

10

11
12

13
14
15
16

17
18
19
20
21
22

23

Виды аналитико-синтетической переработки информации: составление библиографического описания, индексирование
(систематизация, индексирование с помощью ключевых слов), аннотирование, реферирование, выделение фактов,
составление обзоров.
Требования, предъявляемые к видам аналитико-синтетической переработки информации: адекватность (полнота и
точность) отражения информации, лаконичность. Виды семантической переработки текстов.
Тексты уподобляющие и разуподобляющие в применении к тематической структуре первичного речевого произведения.
Модальность текста
Виды функциональной переработки текстов
Виды функциональной переработки текстов. Объективные и субъективные причины непреднамеренной переработки
текста.
Тексты репродуктивного типа и преднамеренная переработка текста: подробный пересказ, краткий пересказ, реферат,
конспект). Интерпретация, адаптация и имитация как виды переработки текста.
Тексты репродуктивного типа и непреднамеренная переработка текста: переписывание текста, диктант, воспроизведение
письменного текста в устной форме, запись звучащего текста.
Объективные и субъективные причины непреднамеренной переработки текста. Тексты репродуктивного типа и
преднамеренная переработка текста: подробный пересказ, краткий пересказ, реферат, конспект). Интерпретация,
адаптация и имитация как виды переработки текста.
Интертекстуальные явления в обработке и переработке текстов.
Интертекстуальные явления в обработке и переработке текстов. Понятие интертекста в лингвистике и его явления.
Интертекст как текстовое включение.
Цитата, аллюзия, ссылка в тексте. Правила включения чужой речи в ткань текста.
Плагиат и рерайтинг как использование чужого текста. Сверхтекст и способы объединение речевых произведений в
единое текстовое образование.
Сверхтекст и способы объединение речевых произведений в единое текстовое образование.
Типы нелинейного текста.
Типы нелинейного текста.Нелинейное и линейное представление информации. Монокодовый текст, дикодовый,
поликодовый
Вербальный и невербальный компоненты в поликодовых текстах. Степень обработки и варьирования вербальной и
визуальной информации в тексте. Способы повышения изобразительной силы текста вербальными средствами.
Особенности устно-письменных преобразований текстов.
Особенности устно-письменных преобразований текстов. Специфика устной и письменной реализации речи. Нормы
графической фиксации и пунктуационного оформления устной речи на письме. Трудности воспроизведения высказываний
с нарушениями когезии на письме

1

1
1
4
1
1
1
1

4
1
1

2
1
1
3
1

24
25

26
27

28
29

30
31
32
33

Переработка письменных текстов для их устной реализации: адаптация сложного текста в устном изложении; передача
психологических состояний и особенностей чужой речи в устном представлении письменного текста.
Особенности обработки и переработки текстов учебно-научного дискурса. Стилистическая и текстовая специфика
речевых произведений научного дискурса. Разновидности и жанры научных текстов (диссертация, монография, статья и
др.) и их переработанных вариантов (тезисы, конспект, реферат, обзор и др.). Реферат, конспект, тезисы в аспектах
структурной, семантической и функциональной переработки. Требования, предъявляемые к составлению этих текстов.
Виды официально-деловых текстов и особенности их обработки.
Особенности обработки и переработки деловых документов. Виды официально-деловых текстов и особенности их
обработки
Аннотация как разновидность вторичных документов с высоким уровнем обобщения и свертывания информации.
Библиографическое описание как форма свертывания и модель первичного документа. Информативность элементов
библиографического описания.
Особенности обработки и переработки медийных текстов.
Особенности обработки и переработки медийных текстов. Виды медийных текстов и особенности их переработки.
Пресс-релиз и его преобразования в газетном тексте. Обзор, аннотация, анонс как жанры вторичных текстов СМИ.
Интертекстуальные элементы в тексте СМИ: пример, цитата, аллюзия.
Особенности обработки и переработки художественных текстов.
Особенности обработки и переработки художественных текстов. Художественный текст как выражение творческого
сознания автора.
Особенности редактирования художественных текстов. Пересказ и сценарий как способы переработки художественного
текста.
Анонс и рецензия как способы вторичного представления содержания художественного текста. Имитация и стилизация как
способы обработки и переработки текста
Невозможность реферирования и конспектирования художественного текста. Обобщение изученного

1
1

2

2
1
1
4
1
1
1
1

Литература для учащихся
1. И.В .Гусарова. Русский язык. 10- класс: базовый и углублённый уровни: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.В .Гусарова. - М.:
Вентана-Граф.2018 2. Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности: 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.И.
Горшков. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 492 с. : ил.
Литература для учителя
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2015.
2. Ионова С.В. Лингвистические основы обработки текстов. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013

3. Иошдап С.В. Проксимация содержания вторичных текстов [Текст] : монография / С.В. Ионова, ВолГу, науч. ред. В. И. Шаховский.
– Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – 380 с
4. Калинина М.П. Универсальные учебные действия школьников. Методическое пособие. СПб.: ООО «Архей», 2012. 144с.
5. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. – М.: Флинта, Наука,
2002. – 288 с.
6. Олешков М.Ю. Основы функциональной лингвистики: дискурсивный аспект: учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и лит. /
авт.сост. М.Ю. Олешков: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний
Тагил, 2006. - 146 с. http://pedlib.ru/Books/4/0465/4_0465- 59.shtml#book_page_top
7. Ростова Л. К. Основы исследовательской культуры: учебно- методическое пособие. – СПб.: МР НОЦ УК «Канон», 2010
8..Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. ЕГЭ-2020. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.- Ростов-на-Дону: «Легион», 2019.
9. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.- Ростовна-Дону: «Легион», 2013.
Дополнительная литература для учителя.
1. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие. - М.: Рольф.
2. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене. – Москва, Айрис пресс.
3. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. Учебное пособие. – Москва, ТЦ «Сфера».
4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.- М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век». 5. Соколова
В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995.
6. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: учеб. пособие. – СПб.: Паритет.
Электронные образовательные ресурсы
Интернет-ресурсы: http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет
https://ege.sdamgia.ru/teacherРешу ЕГЭ. gramota.ru Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».